Доклад роль моего предмета в будущей жизни ученика

Обновлено: 30.06.2024

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем.

Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда.

У нас есть желание передать свои знания ученикам, но всегда ли наши желания совпадают с потребностями учеников.

Я хочу научить своих учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными, выживать в современном быстроменяющемся в связи с научным прогрессом мире.

Ведь каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся.

Интерес к химии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают предмет. Я стараюсь, чтобы мои уроки, не отходя от принципа научности, были доступными и наглядными, интерактивными и открытыми для диалога, учитывали индивидуальные особенности и способствовали развитию мышления обучающихся.

Я убеждена, что урок - это сотрудничество ученика с учителем, объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника. Чтобы сотрудничество было эффективным, использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную, учитывая поставленные цели и задачи на конкретном этапе урока.

С целью развития мышления, творческих способностей учащихся провожу уроки решения одной задачи, взаимообучения, самообучения. Использую в работе нетрадиционные формы: уроки – путешествия, лекции, семинары, практикумы, деловые игры, интегрированные уроки, проблемно- развивающие.

Понимая, что урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, я думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и тем самым получить конечный результат: глубокие знания предмета.

Для этого я использую в своей работе следующие практико-ориентированные технологии: игровые технологии (деловая учебная игра, имитационная игра),технология проектного обучения (исследовательский, практико-ориентированный, социальный, творческий проекты), деятельностные технологии (технология проблемно-диалогового обучения, технология развития критического мышления, технология продуктивного чтения), технологии саморегулируемого учения (когнитивно-ориентированные, деятельностно-ориентированные).

Передо мной стоит задача, используя данные технологии развить мыслительные навыки обучающихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни; научить думать критически; ставить перед собой вопросы; вскрывать причины и последствия фактов; вырабатывать свою точку зрения и отстаивать её логическими доводами.

Кроме того, мне необходимо показать востребованность теоретических знаний в практике. Для этого я использую практико-ориентированные задачи.

Задачи такого рода формируют творческое отношение к процессу познания, развивают интеллект, повышают химическую компетентность и расширяют кругозор. В результате решения практико-ориентированных задач ученики учатся применять приобретенные знания на практике, в повседневной жизни для безопасного обращения с химическими веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Например:

Задача 1: Вы пролили на скатерть подсолнечное масло и сразу же не смогли заняться удалением пятна. Когда через 10 дней вы вспомнили о скатерти, пятно стало интенсивно желтым. Попытка убрать его с помощью бензина не привела к успеху. Соседка посоветовала вам вывесить скатерть на солнце на несколько часов, так как некоторые пятна после этого исчезают. Почему бензин не удалил пятно со скатерти, и хороший ли совет дала вам соседка?

Задача 2 .Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?

Особый интерес представляют практико-ориентированные задачи, имеющие профессиональный контекст.

Кроме того необходимо отметить, задачи практико – ориентированного характера внесены в задания ВПР -8 класс, ОГЭ- 9 класс (задание 22), ЭГЭ -11 класс (задание 27). Проработка их на уроке является предметной и психологической подготовкой

Большой потенциал для профессионального самоопределения обучающихся имеет, на мой взгляд, исследовательская и проектная деятельность.

Во - первых, это проведение лабораторных и практических работ на уроках, которые позволяют учащимся приобретать навыки работы в коллективе, формируют самостоятельности и развивают личностные результаты обучающихся.

Свои работы учащиеся неоднократно презентовали на различных уровнях и были по достоинству оценены жюри.

Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от общего количества выпускников - 28,5 % продолжили обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, выбрав специальности, связанные с химией (студенты СГМУ имени В.И. Разумовского, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, СГУ имени Н.Г. Чернышевского).

Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Химия – это жизнь, которую стоит постичь!

Педагогический совет – это событие. Сегодня мы проводим расширенный педагогический совет. Цели и задачи такого педсовета призваны объединить усилия всех участников педагогического процесса по поиску оптимальных решений, возникающих проблем. Сегодня на наш педсовет приглашены педагоги и старшеклассники с той целью, что необходимо учитывать мнение всех участников образовательного процесса.

В процессе анализа развития школы и при планировании стратегии развития на повестку дня встал вопрос о характере предметного обучения на этапе предпрофильной подготовки.

Тема педагогического совета: “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”.

Цель: выработка единых представлений участников педагогического процесса о генеральных целях предметного обучения в адаптивной школе, влияние предметного обучения на самоопределения ученика в будущей жизни.

“Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами, мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать их ногами….” (А.П.Чехов)

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для решения этой задачи в школе разработана и реализуется программа развития образовательного учреждения на период до 2010 года.

В основу концепции развития школы заложена идея о том, что непременным условием развития индивидуальности учащихся и педагогов является самореализация. Следовательно необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации.

Для осуществления этого выбора и связанной с ним самореализации ученик и учитель должны:

  1. осознавать себя как индивидуальность, свои особенности и проблемы;
  2. обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммуникативными умениями.

Реализация этой концепции в условиях образовательного учреждения приводит к ряду изменений в образовательном процессе, в ходе которых урок перестаёт быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, участвуя в которых ученик приобретает следующее:

  • опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;
  • информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;
  • коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведением дискуссии, защита своей точки зрения и прочее);
  • организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование её этапов, прогнозирование её результатов и прочее).

В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметы, предметные области или – более широко – области знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое направление). В рамках концепции развития индивидуальности “специализация” формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей.

Под способами деятельности подразумевается технологии работы с информацией (поиск в различных источниках, обработка, структурирование, представление, защита) и технологии групповой, командной деятельности.

Внедрение в практику этих идей возможно при следующих условиях:

  • смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования;
  • активное использование альтернативных форм образовательной деятельности в практике обучения;
  • оптимизация форм и методов традиционного урока.

Кроме того, необходимо накопление банка следующих методических и дидактических материалов:

  • система заданий для развития информационно-коммуникативных умений на уроках;
  • система дидактических работ по определению уровня сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся.

Этими потребностями определяются основные направления учебной и научно-методической работы в школе. За счёт реализации этих направлений осуществляется индивидуализация образовательного процесса в школе, и создаются условия для развития индивидуализации учащихся и педагогов.

В связи с этим особое место в системе работы с детьми занимает теория, методика и технологии образовательной адаптивности. Адаптивность понимается как создание взаимосогласованного образовательного поля, в котором различные предметы “кивают” друг на друга и центром которого является человек, объединяющий в себе физическую, биологическую и социокультурную стороны.

И так, кто они наши ученики? Чему мы хотим их научить?

Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.

Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.

Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда. Это включает в себя набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и её интеллектуальную и эмоциональную гибкость.

Указанные качества необходимо формировать задолго до момента их выпуска из стен школы. Поставленные задачи учителя-предметники решают на своих уроках.

Так, например, изучение математики формирует ясность и чёткость мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.

Изучение биологии помогает грамотно выстроить ценности будущей личности (здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, создание крепкой здоровой семьи).

Физика формирует мировоззрение. Изучив её, можно сделать вывод: мир един, всё изменяется в мире, всё развивается, и мы развиваемся вместе с ним.

Филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвинистической, коммуникативной и культурологической.

Занятие физической культурой даёт возможность поддерживать физическую форму. И если ребята научатся достигать высоких результатов в спорте, тогда смогут построить жизненную, карьерную лестницу, легко преодолеть любые трудности, будут способны к самореализации.

У нас есть желание передать свои знания ученикам, но всегда ли наши желания совпадают с потребностями учеников.

Среди учащихся проводилось анкетирование “Как вы относитесь к учёбе по различным предметам?”

В анкетировании принимали участие 231 учащийся 8 – 11 классов.

На выбор профессии влияет мнение родителей, а также степень интереса учащихся к данному предмету.

Информатика для многих учащихся интересна, легко даётся и многие связывают с ней свою будущую профессию, возможно, это объясняется бурным развитием всемирной информатизацией.

Продолжая дальше, возникает вопрос: Какой он современный ученик? О чём думает? Чего хочет добиться в жизни? Послушаем учащихся 11 “а” класса .. и…., которые изложат свои взгляды на различные учебные предметы более развёрнуто. (выступление учащихся).

Теперь послушаем педагогов. Было предложено ответить на вопрос “Почему я в профессии?”. Учителя разных предметных групп подготовили выступления…

Выслушав мнение коллег, приходим к выводу, что каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся. Изучая тот или иной предмет, ребёнок приобретает, определённые знания, умения, навыки, компетентность. Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего средством развития личности ученика, дать возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов, содержание школьных предметов должно быть направленно на ознакомление с миром профессий, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности.

Говоря о стратегии достижения обозначенной выше целит, необходимо подчеркнуть главную её особенность – отказ от обезличенности традиционных ЗУН и формирование субъективной позиции школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции “соавтора”, “соучастника”, “сопроектировщика”, что придаёт значительный импульс учебной мотивации и, в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения “простого программного материала” за счёт стимулирования произвольного внимания, автоматического, попутного запоминания, деятельностного освоения знаний. Самостоятельное построение своего жизненного проекта в контексте социального служения и персональной ответственности одно только предоставляет возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть нравственным и разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства и поэтому есть самый важный признак свободного человека.

Компетентность представляет собой “культурное новообразование” личности, то есть совокупность ценностей, убеждений, знаний, мотивов, привычных и знакомых действий, “дорастающих” до полноценных деятельностей. Совокупность, имеющую свои многочисленные прототипы в мире “большой культуры”.

Обеспечивая компетентности выпускника, школа формирует и внутренний ресурс личностного развития выпускника для всей последующей жизни, и способность использовать его, усиливать и пополнять за счёт внешних ресурсов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презинтации предложено полностью проведение совещания при учителях (цели, задачи, актуальность.). работа в группах. учителя создают образ современного ученика а затем для этого же ученика разрабатывают схему влияния своего предмета на развитие компитенто - развитой личности.

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики ( экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое).

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

В статье речь пойдет о важности предметов, преподаваемых в школе для глухих детей

в докладе на педагогическом совете говорится о важности преподавания предметов в школах глухих. Как относятся дети к школьным предметам, какие предметы, по их мнению, пригодятся им в будущей жизни

Доклад на педагогическом совете на тему:

Подготовила: учитель-дефектолог Волгина Н. Н.

Развитие деятельности педагогического коллектива должно идти в нескольких направлениях:

  • Осознание педагогами основных задач предметного обучения
  • Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях
  • Педагогическое взаимообучение по созданию условий для реализации задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.

КТО ОН – СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕНИК?

А СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ?

Говоря об образовании, мы должны ориентироваться на такие направления, как:

  1. Личность воспитанника
  2. Содержание образования, преобладание компетентностного подхода
  3. Педагогика школы, профессиональный уровень подготовки учителя.

Модель выпускника:

- способный видеть и решать проблемы;

- способный находить и применять нужную информацию;

- умеющий работать в команде.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ включает:

Идея компетентностно-ориентированного образования

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ Задача школы – сформировать у своих учеников такие качества, как: порядочность и ответственность великодушие и потребность в творчестве стремление к свободе и умение понимать и принимать другого деятельная активность и телесное и душевное здоровье

НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА: активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создание ситуации положительного нравственного выбора, обучение вести диалог, умение слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других.

С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то русский язык, математика, ИЗО или физика. Да, для нас многих существует только свой предмет. А как же считают наши дети? В связи с этим среди учащихся 2-11 классов было проведено анкетирование с целью выявления интересов к учебным предметам. У учащихся 2-5 классов мы выясняли:

Какой предмет необходим в будущей жизни?

Какой предмет вам более интересен?

У учащихся 6-11 классов спрашивали:

Какой предмет необходим в будущей жизни?

Какой предмет вам более интересен?

Нужно ли изучать следующие предметы в школе?

Как выяснилось, дети считают…

Нужно ли изучать следующие предметы в школе?

Учитель- это

  • Большая ответственность
  • Высокий уровень владения предметом
  • Любовь к предмету
  • Система оценивания
  • Технологии

Учителем нужно родиться!

Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём поведении от требований, которые он предъявляет к ученику, не пройдут незамеченными. Ребёнок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ученик чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога, является самым могучим средством воспитания. Нужно любить учеников и быть психологом. Для ученика педагог должен стать любимым учителем, чтобы ребёнок ждал следующего урока, на котором он сможет сделать множество разных, до сих пор не известных ему открытий, тогда сам учебный процесс ему будет не в тягость.

УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК ОБЯЗАН: прежде всего воспитывать положительные качества личности развивать способности, склонности и интересы учащихся обучать знаниям, умениям и навыкам, формируя базовую компетентность

Стремительный бег времени не дает возможности остановиться и задуматься о самом себе. В историческом прошлом уважающий себя мыслитель вел переписку с другом или дневниковые записи, где мог рассуждать на темы о себе, судьбе. Сегодняшняя жизнь не дает такой возможности, а значит, не дает возможности побеседовать с самим собой. Общаемся мы все больше виртуально. Но мы провели анкетирование и предоставили возможность коллегам высказаться. Предложили им ответить на вопрос: " Почему я в профессии?"

  • Пример-учитель в школе
  • По стопам родственников
  • Мечта детства

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ

  • Люблю детей
  • Нравится работать с детьми
  • Помочь детям найти свое место в жизни
  • Нравится многообразие ролей
  • Люблю свой предмет
  • Люблю профессию
  • Нравится учиться самой, учить других
  • Желание научить, воспитать…..
  • Реализовать себя

Что для тебя учитель? Какую роль он сыграл в твоей жизни? И как много значит он для тебя? Мне кажется, если эти вопросы задать людям разного возраста, то ответы будут схожи.

А ведь учитель – это просто человек. Человек с большой буквы с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в нас свою любовь и заботу и ничего не требует взамен.

Я хочу поблагодарить всех наших педагогических работников, за то, что несмотря ни на какие трудности вы все-таки в профессии. Кто-то только начинает свой путь, а кто-то отдал своей профессии всю жизнь. И закончить своё выступление я хочу словами Р. Рождественского:

Читайте также: