Доклад развитие творческих способностей на уроках изо

Обновлено: 14.05.2024

Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…. …6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.

Файлы: 1 файл

развитие на уроках ИЗО.doc

1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…. …6

2. Методика развития творческих способностей младших школьников на

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в

2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей

детей в начальной школе………………… ……………………….…….21

3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26

Список использованной литературы…………………….…………………….. 31

Сегодня, когда осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.

К исследованию творчества - его места в человеческой жизни и истории, его природы и источников, условий и возможностей, форм и механизмов - обращаются философы, социологи, психологи, педагоги, историки, кибернетики, экономисты, писатели, литературоведы.

Различные аспекты творческой деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно.

Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие творческой деятельности, не выявлены критерии, принципы отбора и условия применения такого материала.

Несмотря на то, что исследователи отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видят в ней механизм развития личности, в научной литературе недостаточно и полно описаны конкретные способы организации этой деятельности, приемы развития творческих способностей младшего школьника.

Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится творчеству учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке.

Наиболее подходящими предметами, на уроках которых эффективнее развивается творческое мышление учащихся, раскрывается их потенциал, это те предметы, которые большей частью ориентированны, на творчество. Одним из таких предметов является ИЗО.

Цель исследования – раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, исследовать условия, влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.

1. дать характеристику творческих способностей младших школьников;

2. изучить методику развития творческих способностей на уроках ИЗО;

3. определить роль педагога в развитии творческих способностей детей;

4. сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: одним из факторов, влияющих на развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, является программа преподавания ИЗО, как одного из предметов направленных на развитие творческого потенциала учащихся.

Объект исследования – творческая свобода младших школьников.

Предмет — педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой свободы младших школьников на уроке ИЗО.

Данная работа может представлять интерес для педагогов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для родителей.

Может быть использована в педагогической или методической литературе как часть исследования, посвященного изучению развития творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО.

В исследовании были использованы методы: описательный, аналитический, сравнительно-аналитический и метод анкетирования.

1. Характеристика творческих способностей младших школьников.

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по- разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей [6, 117].

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения [8, 61].

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.

Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

Развитие творческих способностей в школе осуществляется на уроках ИЗО. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики [6, 119].

Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.

Оценить 1090 0

Хасенова Айжан Маратовна

Развитие и формирование творческих способностей, а в конечном итоге творчества детей - актуально.

Моя миссия учителя-художника в современной школе особая. Я должна быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.

Целью своей работы считаю: создание образовательной среды, направленной на развитие социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, готовой к проектированию собственной образовательной деятельности.

Как хорошо учить? Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка? Для решения данных вопросов мной были определены следующие профессиональные задачи, которые вы можете видеть на данном слайде.

В детстве рисуют все, и если именно в этот момент не будут разбужены творческие задатки, то позже, когда человек сложится, искусство и гармония окажутся ему чужды. Про такого человека можно сказать, что он смотрит и не видит, слушает и не слышит. Каждый год в лучшую для приобщения к искусству пору вступают миллионы наших детей. Как поддержать, развить художественное чувство? Что сделать для того, чтобы не угасли искры творчества?

Основа творческой деятельности – развитие воображения. Умение ставить цель, овладение умениями и навыками, необычными для достижения цели также способствует развитию творческого потенциала учащихся.

Но мне, учителю изобразительного искусства, всё равно нужна продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса. И я решила, что должна из обилия концепций, теорий, технологий и методик отобрать лучшие, чтобы создать свою практическую, гибкую, авторскую интегрированную систему работы. Тем более, что по проведению уроков ИЗО нигде не найдёшь готовых рецептов, да и учебников нет в школах.

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, карандашом, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности, мы расписываем доски, принимаем участие в наглядном оформлении школы.

Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам:

диалог в сотворчестве;

свобода выбора действий;

равенство всех участников;

право на ошибку.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и черчения использую следующие методы обучения:

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

На каждом уроке сначала обучаю всех, а затем работаю индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме “консультант”.

Метод проектов. Мне интересна эта технология, потому что она включает в себя совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов я начала внедрять и в преподавании черчения. Этот метод, применительно к моим урокам является эффективным в организации творческой среды, способствующей достижению цели –развитие человека творца с развитой индивидуальностью.

Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем.

Творческие мастерские

Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Вся моя система работы по изучению детьми изобразительного искусства направлена на понимание ими роли искусства и на формирование творческой личности.

Следует сказать о том, какие средства и приемыпомогают мне осуществлять творческое развитие детей на уроках изобразительного искусства – духовное общение, атмосферы увлеченности, игра.

Поэтому использую на уроке живые диалоги с учениками, музыку, зрительные образы, поэтический текст, игровые ситуации – это то, что создает увлеченность на уроке. Только тогда можно говорить о результатах художественно – творческой деятельности и только в системе:урок - внеклассные мероприятия - кружок - выставка работ, можно проследить целостную картину вхождения школьника в храм искусства.

Одним из действенных средств поддер­ жания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Итак, систему моей работы можно представить в виде схемы

Для того чтобы отследить результативность работы яиспользую различные формы диагностики: наблюдение, анкетирование, исследование, рефлексию. Я анализирую полученные данные с точки зрения вскрытия причин, обусловленных те или иные результаты учебной деятельности. Диагностика показала следующие результаты: повысился уровень познавательного интереса к природе; значительно увеличилось количество учащихся с повышенным интересом к пейзажу с 72% до 93%; практически уменьшилась группа учащихся, проявляющих ситуативный интерес к предмету с 8% до 2%; повысились практические умения и навыки; изменился уровень наблюдательности (с 43% до 75%); качество знаний выросло с 91% до 97% по ИЗО искусству, 87,5% до 94% по черчению.

Проведя диагностику интересов учащихся, мы выяснили, какие виды работ предпочитают дети.

Таким образом, формирование творческих отношений на уроках черчения, ИЗО искусства и на занятиях техническим рисованием – важный компонент в моей системе работы. Становясь субъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству.

Это приносит результаты.

Кажется, проходят времена, когда считали, что в школе учится и развивается только ученик. Учитель тоже может учиться, развиваться и расти. И не только может, но, пожалуй, и должен. Во всяком случае, творчески развить детей может только такой взрослый человек, который и сам находится в процессе творческого развития. Уже замечено: если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога. Видимо, в душе я все та же школьница, ищущая открытий, увлекательных идей и их воплощения в творческих работах.

Попадает на дорогу,

По краям которой

Стоят жизнь и смерть.

Где не заходит солнце.

Всегда наступает ночь,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры

Цель моей работы:

Создание условий для развития обучающихся, мотивированных к активной познавательной учебной деятельности; развитие их индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.

Задачи преподавания:

1. Овладение учащимися элементами художественно – творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника.

2. Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.

4. Развитие пространственного воображения и образного мышления.

5. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

6. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

7. Формирование навыков работы с информацией.

8. Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

9. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.

Самообразование

Развитие индивидуальных творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Концепция модернизации образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Социально-педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для социальной адаптации подрастающего поколения.

Цель моей работы:

Создание условий для развития обучающихся, мотивированных к активной познавательной учебной деятельности; развитие их индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.

Задачи преподавания:

1. Овладение учащимися элементами художественно – творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника.

2. Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.

4. Развитие пространственного воображения и образного мышления.

5. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

6. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

7. Формирование навыков работы с информацией.

8. Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

9. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.

В своей работе я стараюсь формировать креативные способности обучающихся для достижения ими новых образовательных результатов освоения изобразительного искусства (личностных, метапредметных и предметных).

Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрение в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.

Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности:

1) Иформационно - коммуникационные технологии

Информационная культура, которая является одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.

Для меня ИКТ на уроках ИЗО, это возможность:

- рационально организовать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей с низкой мотивацией;

-использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.

игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках ИЗО, в начальной школе, в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность решить следующие задачи:

1. дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

2. развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

3. воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

4. социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества)

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства:

- дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебную деятельность подчиняю правилам игры;

- учебный материал использую в качестве ее средства;

- успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом

Уроки изобразительного искусства для многих младших школьников являются самыми любимыми в школе. Я стремлюсь сделать свои уроки для каждого ребёнка яркими, интересными и побуждающим к самостоятельному творчеству. Каждый урок искусства должен быть не похожим на предыдущий.

Приобщая ребенка к искусству я показываю ему красоту окружающего мира, приобщаю его к культурному наследию нашей Родины, воспитываю в нем уважение к традициям и культуре других народов, развиваю способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. В 1 классе происходит первичный опыт работы с художественными материалами, пятно, объем, линия, цвет – основные средства изображения. Во 2 классе ребята узнают выразительные возможности красок – акварели и гуаши, аппликации, графических материалов: цветных карандашей, мелков, пастели, фломастеров, цветных ручек; бумаги. Обучающиеся учатся различать основные (красный, синий, желтый) и составные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый), теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета. Для детей целым открытием является то волшебство, когда при смешении двух цветов появляется третий цвет (составной). А использование белой и черной гуаши, при котором все яркие цвете становятся светлыми воздушными или темными мрачными.

Технологии творческого проектирования

формирут активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; развивает познавательный интерес учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью

- самостоятельно и охотно обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Многообразие видов деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире и т.д.) и форм работы с учениками (индивидуальная, групповая, фронтальная) стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.

Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, а также развитие и активизация речи, передача на бумаге мысленного образа.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята у которых не все получается, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Развивая индивидуальные способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность, которую обучающиеся демонстрируют на выставках и конкурсах детских работ.

1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.

3. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008

4. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011.

5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.


Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и технологии. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Н. М. Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.

Б. М. Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива — внутреннего побуждения деятельности учащихся.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности.

Творчество — это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного. В младшем школьном возрасте каждый ребенок с упоением рисует. Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в их рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность.

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками.

Развитие творческих способностей младших школьников не ограничивается только уроками изобразительного искусства и технологии.

Невозможно перечислить все виды деятельности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность создает положительные эмоции.

Овладевая основами изображения, младшие школьники приобщаются к труду, сами создают материальные и культурные ценности. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Благодаря восприятию в природе и в искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.

  1. Гросул, Н. В. Детская одаренность в изобразительном творчестве//Изобразительное искусство в школе. 2008. № 4, с.22–28
  2. Ершова, А. П. Искусство в жизни детей М.: Просвещение, 1991. с.128.
  3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд М.:Просвещение,1995, с.270
  4. Решетников, П. Е. Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№ 1.-с.40–44

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, ребенок, изобразительное искусство, индивидуальный подход, познавательный интерес, способность, творческая личность, труд, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Художественное мышление как важная часть творческого.

развитие, ребенок, изобразительное искусство, индивидуальный подход, познавательный интерес, способность, творческая личность, труд, трудовая деятельность. Актуальность проблемы развития творческих способностей.

Актуальность проблемы развития творческих способностей.

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет

Педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей через.

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность.

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников.

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово

Развитие творческих способностей детей через. Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность.

О значении развития художественно-эстетических.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей. ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Развитие творческих способностей детей посредством.

Библиографическое описание: Бикмуллина О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной

Индивидуальный подход в развитии познавательного.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности. . самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

Художественный ручной труд в системе дополнительного.

Развитие творческих способностей детей через. изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

Они развивают речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют мои движения и этим самым

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение.

Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.

Читайте также: