Доклад развитие речи детей раннего возраста

Обновлено: 02.07.2024

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические:наследственность;правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;здоровая беременность и благополучные роды;здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.


Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!


Как правильно формировать речь

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

Логопедические занятия по развитию речи у детей


Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Возможно, недостатки в развитие речи детей результат экологии,

вредных привычек родителей, педагогическая запущенность, однако опыт

работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им

просто не хватает времени полноценно общаться с детьми. А ведь одно из

условий формирования речи ребенка – постоянное общение со взрослыми.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой и красивой речи. Работу по развитию речи у детей раннего

возраста мы начали с января 2016 года. Цель нашей работы заключается в

том, чтобы ребенок заговорил как можно раньше. В начале работы мы

определили ряд задач, которые должны были решить, чтобы достичь цели.

- формировать способность подражать звукосочетаниям и словам;

- развивать слуховое восприятие, укреплять органы артикуляционного

- добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала

полноценным средством общения детей друг с другом.

Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что развивать

речь ребенка, нужен комплексный подход. Свою работу мы выстроили в двух

направлениях. Первое направление – это развитие мелкой моторики.

зависит от развития двигательных импульсов пальцев рук, иными словами,

развитие подвижности рук стимулирует речевое и умственное развитие

С целью развития мелкой моторики рук, как одного из важнейших

факторов речевого развития, в нашей группе созданы следующие условия.

Мы играем с прищепками. Такие игры относятся к модульной

гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами. С помощью этой

гимнастики укрепляется кисть и два пальца руки, которые в последующем

будут активно задействованы в письме.

Следующее пособие – бизиборд.

Это развивающая доска, которая содержит различные кнопочки, щеколды, замочки, крючки и прочие предметы. С помощью этих предметов малыш познает суть вещей. Чем

больше различных элементов на доске, тем более интересна она малышу.

Кроме развития мелкой моторики он хорош для улучшения координации.

Для детей раннего возраста тяжело с первого раза попасть ключиком в замок,

повернуть ручку. С помощью бизиборда он учится управлять своими руками.

В своей работе, наверное, как и каждый из вас, используем

пальчиковые игры. Пальчиковые игры способствуют радостному настроению

ребенка, что в свою очередь ведет к его всестороннему развитию.

Малыши прислушиваются и стараются понять, что говорит взрослый.

Легкая форма стихотворений, сопровождающих пальчиковые игры,

облегчает их восприятие и запоминание. При массаже ладошек и выполнении

различных движений руками активизируются речевые центры мозга – это

доказанный факт, а также это помогает освоить хватательные движения для

манипуляции с предметами. И вообще – это замечательный способ

сблизиться с малышом.

По второму направлению с целью развития артикуляционного аппарата

ежедневно согласно плану проводится артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного

звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки,

его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать

необходимое положение. Благодаря своевременным занятиям

артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха

некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно.

Необходимым условием является проведение артикуляционной

гимнастики ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Делать

ее нужно 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале до 5-7 минут в дальнейшем.

Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие. Из

выполняемых 2-3 упражнений новым может только одно, 2-е и 3-е даются

для повторения и закрепления. Упражнения выполняются в медленном

темпе. Нежелательно выполнение артикуляционной гимнастики сразу после

Для эффективности организации данной работы в группе созданы

пособия для формирования правильного дыхания (варежки, чашечки, тучка,

ворота, бабочки и другие).


Для более интересного проведения артикуляционной гимнастики

создано пособие с комплексом упражнений.

На первом этапе проведения артикуляционных упражнений было

сложно по ряду причин:

- адаптация детей;- нежелание идти на контакт с воспитателем;

- трудности выполнения артикуляционных упражнений.

Однако, ежедневная работа в данном направлении и доброжелательное

отношение к детям дало свои результаты:

- дети стали эмоционально более устойчивыми;

- при выполнении упражнений возникла заинтересованность;

- появилось взаимопонимание между детьми и педагогом.

Развитием речи детей нужно заниматься с раннего возраста, так как

общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому ее

недостатки могут привести к плохой успеваемости в школе.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора Актуальность Плохая дикция. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Развитие речи детей раннего возраста Чтобы ваш ребенок заговорил – надо с ним разговаривать. Только общаясь с ребенком, обучая его простым действиям, объясняя назначение предметов.

Сборник пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста Данный сборник систематизированных может использоваться в работе с детьми раннего возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами.


Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающее явление. Ребенок, который овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

Психолого-педагогическая хар-ка развития детей раннего возраста

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);
индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);


высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое - ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий - как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

1).в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой. 2). до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек.


И прежде всего - через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения .

Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно - ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок-предмет-взрослый" (вместо прежней "ребенок-взрослый").
В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности - предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.
3). развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др .

    Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;


Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования ;

Возникает описательная речь;

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Как организовать занятие с малышом

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с задержкой в психофизическом развитии совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи в передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, выбрать время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Так же в игру можно превратить любой режимный момент, любую процедуру по уходу за ребёнком. Проводить игру лучше, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Гимнастика, массаж — все эти необходимые процедуры дают возможность общаться родителям с малышом, привыкать к его
особенностям характера и темперамента, а малышу — приспосабливаться к новым условия и радоваться жизни.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте , вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.



Приговоры . Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Ролевая игра . Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.



Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен "образовательным" , а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.

не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания.

Как раз­ви­ва­ется речь ребенка до 3 лет, какие физи­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские про­цессы про­ис­хо­дят в этот период, как помочь малышу в раз­ви­тии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ран­ний воз­раст (от рож­де­ния до 3 лет) — осо­бый период в жизни ребенка. По интен­сив­но­сти раз­ви­тия, по слож­но­сти задач, реша­е­мых на этом этапе, пер­вые годы жизни не имеют себе рав­ных. А еще это самый бла­го­при­ят­ный период для усво­е­ния основ род­ной речи. Что будет упу­щено сей­час, позже может потре­бо­вать двой­ных усилий!

Уди­вим ли мы вас, если ска­жем, что рече­вые спо­соб­но­сти ребенка начи­нают раз­ви­ваться еще до его рож­де­ния? А это именно так. Давайте выяс­ним, а что, соб­ственно, вли­яет на ста­нов­ле­ние речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Био­ло­ги­че­ские: наслед­ствен­ность; пра­виль­ное стро­е­ние и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние цен­траль­ной нерв­ной системы, рече­вых цен­тров в мозге, орга­нов слуха и речи; здо­ро­вая бере­мен­ность и бла­го­по­луч­ные роды; здо­ро­вое физи­че­ское и пси­хи­че­ское раз­ви­тие после рождения.
  • Соци­аль­ные: пол­но­цен­ное рече­вое окру­же­ние с пер­вых дней жизни ребенка, бла­го­при­ят­ная раз­ви­ва­ю­щая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Мла­де­нец учится общаться с внеш­ним миром с самого момента появ­ле­ния на свет. Давайте взгля­нем, как про­те­кает рече­вое раз­ви­тие детей ран­него воз­раста на про­тя­же­нии пер­вых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Ред­кий роди­тель может знать, какие при­знаки ука­зы­вают на откло­не­ния в раз­ви­тии ребенка. Поэтому для про­фи­лак­тики обя­за­тельно посе­щайте дет­ского нев­ро­лога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каж­дый малыш уни­ка­лен и раз­ви­ва­ется сво­ими тем­пами. На прак­тике неболь­шая задержка в раз­ви­тии речи может ока­заться лишь инди­ви­ду­аль­ной осо­бен­но­стью. Более того, повли­ять на темпы раз­ви­тия речи могут: болезнь, стресс, дефи­цит обще­ния с окру­жа­ю­щими взрос­лыми или муль­ти­линг­ви­сти­че­ская среда, в кото­рой рас­тет малыш.

Помимо этого, мно­го­чис­лен­ные иссле­до­ва­ния пока­зали, что чем выше дви­га­тель­ная актив­ность ребенка, тем лучше раз­ви­ва­ется речь. Вполне логично, что более актив­ные малыши могут начать демон­стри­ро­вать про­дви­ну­тые рече­вые навыки раньше своих мед­ли­тель­ных сверстников.

Игры с ребен­ком спо­соб­ствуют раз­ви­тию речи. Сти­му­ли­руйте его больше дви­гаться, и малыш с удо­воль­ствием под­хва­тит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, роди­тели, можем делать с самого рож­де­ния ребенка для того, чтобы он заго­во­рил есте­ствен­ным образом?

Напом­ним вам, что сен­сор­ный канал вос­при­я­тия инфор­ма­ции о внеш­ней среде (зре­ние, слух, вкус, обо­ня­ние и ося­за­ние) у детей в пер­вые годы жизни основ­ной. Поэтому ответ лежит на поверх­но­сти: необ­хо­димо давать ребенку как можно больше инфор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире, как можно больше любого рода сен­сор­ных ощу­ще­ний и сти­му­лов. Пого­во­рим об этом.

  • Обо­ня­ние. Зна­ком­ство с запа­хами не только обо­га­щает вос­при­я­тие общей кар­тины мира, но и создает у малыша опре­де­лен­ное настро­е­ние, ассо­ци­а­ции и впо­след­ствии — при­ят­ные вос­по­ми­на­ния. Запах све­же­ис­пе­чен­ного хлеба и бабуш­ки­ного варе­нья, осен­ней листвы и весен­него тая­ния снега, гри­бов и поле­вых цве­тов — сколько вос­по­ми­на­ний за каж­дым из них! Не забы­вайте про эту сто­рону вос­при­я­тия, узна­вайте запахи вме­сте с ребен­ком, учите его раз­ли­чать их и срав­ни­вать — вдруг у вас рас­тет буду­щий парфюмер?
  • Круп­ная мото­рика (дви­же­ния круп­ных мышц: кор­пус тела, руки, ноги). Важно моти­ви­ро­вать малыша активно дви­гаться начи­ная с пер­вых недель жизни. Если вы счи­та­ете, что ребенка надо пеле­нать, не забы­вайте выде­лять доста­точ­ное коли­че­ство вре­мени, чтобы малыш мог сво­бодно махать нож­ками и руч­ками. Когда кроха под­рас­тет, создайте без­опас­ное про­стран­ство для сво­бод­ного дви­же­ния в доме.
  • Мел­кая мото­рика (тон­кие дви­же­ния кистей рук и паль­цев). О том, что мел­кая мото­рика и речь свя­заны, не слы­шал разве только ново­рож­ден­ный. Связь эта объ­яс­ня­ется бли­зо­стью рас­по­ло­же­ния рече­вых мотор­ных и дви­га­тель­ных цен­тров в голов­ном мозге. Поэтому любая актив­ность, направ­лен­ная на сти­му­ли­ро­ва­ние мел­кой мото­рики, поло­жи­тельно вли­яет и на фор­ми­ро­ва­ние речи. И не забы­ваем о раз­ви­тии навы­ков само­об­слу­жи­ва­ния с ран­него дет­ства: чашка, зуб­ная щетка, сто­ло­вые при­боры, пуго­вицы на одежде, мол­нии и шнурки на ботин­ках — отлич­ные тренажеры!

Как правильно формировать речь

Важно, чтобы у мамы (или дру­гого забо­тя­ще­гося о малыше взрос­лого), несмотря на загру­жен­ность, сохра­нялся пози­тив­ный настрой на жизнь и обще­ние. Поэтому бере­гите себя, мамы, ста­рай­тесь выкра­и­вать минуты отдыха и пере­клю­чаться на встречи с дру­зьями, люби­мые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

Гра­фик раз­ви­тия рече­вых навы­ков был при­ве­ден выше. Дети раз­ви­ва­ются по-раз­ному, и даже самые талант­ли­вые гово­руны могут осво­ить все необ­хо­ди­мые навыки в своей воз­раст­ной кате­го­рии, только когда достиг­нут ее верх­ней гра­ницы. Поэтому нормы свое­вре­мен­ного раз­ви­тия не все­гда слу­жат надеж­ными ори­ен­ти­рами для пони­ма­ния того, пра­вильно ли овла­де­вает речью кон­крет­ный ребенок.

Мы зай­дем с дру­гой сто­роны и под­ска­жем, что должно стать пово­дом для обра­ще­ния к специалистам:

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то бес­по­коит в том, как ребе­нок осва­и­вает род­ную речь, не тяните, пого­во­рите с педи­ат­ром — при необ­хо­ди­мо­сти он напра­вит на допол­ни­тель­ные кон­суль­та­ции к нев­ро­логу, лого­педу, дефек­то­логу, пси­хо­логу, оку­ли­сту, ото­ла­рин­го­логу. Если неко­то­рые нару­ше­ния раз­ви­тия речи были обна­ру­жены, то ваша сов­мест­ная работа с этими спе­ци­а­ли­стами (при усло­вии сле­до­ва­ния их инструк­циям и выпол­не­ния домаш­них зада­ний) обя­за­тельно даст поло­жи­тель­ный эффект и при­ве­дет к наме­чен­ной цели.

Что может сде­лать лого­пед. Лого­пед — это, пожа­луй, самый глав­ный помощ­ник роди­те­лей в дан­ном слу­чае. К лого­педу нужно обра­щаться, даже если ребе­нок не выго­ва­ри­вает всего пару букв. Спе­ци­а­лист не только выявит дефекты, но и нач­нет рабо­тать над исправ­ле­нием про­из­но­ше­ния. Он вла­деет всеми тон­ко­стями арти­ку­ля­ци­он­ной гим­на­стики и мас­сажа и обя­за­тельно помо­жет, исполь­зуя свой про­фес­си­о­наль­ный опыт.

Обычно при обра­ще­нии к лого­педу назна­ча­ются регу­ляр­ные заня­тия с при­ме­не­нием раз­лич­ных тех­ник для раз­ви­тия язы­ко­вой подвиж­но­сти, кото­рые спе­ци­а­лист счи­тает эффек­тив­ными в кон­крет­ном слу­чае. Важно точно и еже­дневно выпол­нять ука­за­ния и регу­лярно посе­щать кон­суль­та­ции. Только сов­мест­ными уси­ли­ями можно в корот­кий срок успешно пре­одо­леть лого­пе­ди­че­ские про­блемы при рече­вых нарушениях.

Можно делать неко­то­рые упраж­не­ния и самим, но важно сле­дить за тем, чтобы малышу было инте­ресно: пусть заня­тия про­во­дятся в игро­вой форме, не будут пона­чалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каж­дый день. Не забы­вайте хва­лить ребенка.

Фор­ми­ро­ва­ние рече­вых навы­ков про­ис­хо­дит есте­ствен­ным обра­зом, когда малыш рас­тет в при­ни­ма­ю­щей среде, в кото­рой обес­пе­чены воз­мож­но­сти для его непре­рыв­ного раз­ви­тия. Задача роди­те­лей в период мла­ден­че­ства и ран­него дет­ства — обес­пе­чить ребенка вни­ма­нием, под­держ­кой и общением.

Поэтому в заклю­че­ние мы хотим вам напом­нить о самом важ­ном. Как бы ни раз­ви­вался ваш малыш, какие бы игры, заня­тия, мето­дики и упраж­не­ния вы для него ни под­би­рали, глав­ное — пом­нить о том, что ребенку в первую оче­редь нужно про­стое еже­днев­ное обще­ние с вами. Не только во время заня­тий, но и каж­дую минуту вашего с ним сов­мест­ного пре­бы­ва­ния. Именно это будет основ­ным импуль­сом для раз­ви­тия ребенка.

Если вы само­сто­я­тельно про­во­дите с ребен­ком раз­ви­ва­ю­щие заня­тия, набе­ри­тесь тер­пе­ния (воз­можно, резуль­тат не будет виден сразу) и не бро­сайте нача­тое дело. И вы с вашим малы­шом обя­за­тельно добье­тесь успехов!

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опе­кают и бере­гут, ста­ра­ются преду­га­дать его жела­ния — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не фор­ми­ру­ется стрем­ле­ние тру­диться само­сто­я­тельно, он не учится выра­жать свои мысли с помо­щью речи, и мно­гие про­цессы в его раз­ви­тии могут тормозиться.

• Понять ребенка бук­вально с полу­взгляда близ­ким помо­гает инту­и­ция и любовь. Но обще­ние с мало­зна­ко­мыми людьми в непри­выч­ных усло­виях будет для него затруд­ни­тель­ным, а в худ­шем слу­чае — остро дис­ком­форт­ным. Чтобы этого не про­изо­шло, по мере взрос­ле­ния нужно чаще всту­пать в раз­го­вор все с новыми и новыми собе­сед­ни­ками, и тогда ребе­нок про­сто будет вынуж­ден совер­шен­ство­вать навыки пони­ма­ния речи.

• Роди­тели могут гово­рить очень быстро или, наобо­рот, черес­чур мед­ленно, без пауз и раз­лич­ных инто­на­ций, моно­тонно. Важно исполь­зо­вать все богат­ство и раз­но­об­ра­зие языка при раз­ви­тии речи ребенка.

• Не ста­рай­тесь уско­рить ход есте­ствен­ного рече­вого раз­ви­тия малыша. Избе­гайте пере­утом­ле­ния от рече­вых заня­тий, заучи­ва­ния стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Сле­дует обра­титься к лого­педу, если:

• до 2,5 лет у ребенка не появи­лась речь или сло­варь малыша состав­ляет не более 10 слов. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист-лого­пед умеет не только кор­рек­ти­ро­вать зву­ко­про­из­но­ше­ние, но и сти­му­ли­ро­вать появ­ле­ние речи у него­во­ря­щих детей;

• ребенку больше 6 лет и он не про­из­но­сит какие-либо звуки род­ного языка. В это время фоне­ти­че­ская система пол­но­стью сфор­ми­ро­вана, и малыш дол­жен гово­рить правильно;

• ребе­нок начал повто­рять пер­вые звуки, слоги, слова (появи­лись рече­вые запинки).

Также стоит быть вни­ма­тель­нее, если малыш изу­чает сразу несколько ино­стран­ных язы­ков: ино­гда в таких слу­чаях у него может раз­виться дис­гра­фия — нару­ше­ние овла­де­ния пись­мен­ной речью. Чтобы не было откло­не­ний, нужно зани­маться с малы­шом, как только он позна­ко­мится с бук­вами — обычно это уме­ние при­хо­дит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребен­ком нужно посто­янно бесе­до­вать, про­го­ва­ри­вая ситу­а­ции: оде­ва­ние, раз­де­ва­ние, умы­ва­ние, купа­ние, еда, про­гулка и под­го­товка ко сну. Такую же работу сле­дует про­во­дить во время игр с игруш­ками и кар­тин­ками, при чте­нии и про­смотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

Ребе­нок слы­шит речь взрос­лого и узнает много новых слов и выра­же­ний. А так как речь сопро­вож­дает зна­чи­мую для него ситу­а­цию, зна­че­ния слов и их соче­та­ний лучше запо­ми­на­ются, крепче откла­ды­ва­ются в созна­нии малыша.

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

Художественное слово, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие, они способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, дают возможность развивать у детей актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическую память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться.

В период младенчества к ребенку обращаются сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, и являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.
В настоящее время существует большое количество ярко и красочно иллюстрированных сказок. (Слайд № 1)

Все виды сказок можно разделить на два вида: народные и авторские, которые в свою очередь можно разделить на три подгруппы: страшные, про животных и бытовые.
К народным сказкам можно будет отнести те, которые заключаются в окружении животного мира, где любой зверек может в любое время говорить с ребенком (это важно для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает), так же к народным сказкам можно отнести борьбу зла и добра. Такие сказки важны для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития. Они учат ребенка распознавать зло и развить стремление сделать мир лучше. (Слайд № 2)

Для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как для лучшего восприятия сказки важен принцип наглядности. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное по сказке с помощью кукол. (Слайд № 3)

Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонаж, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера.

Куклы - сшитые, тряпичные особенно хороши тем, что, после показа сказки детям, могут занять место среди их игрушек. Сказочные коллизии, герои и антигерои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумываемых ребёнком. Для кукольного спектакля по сказке могут подойти, конечно, и обычные, и традиционные деревянные, глиняные и даже вылепленные из пластилина игрушки. Однако, в отличие от сшитых кукол такие игрушки будут нести лишь декоративную функцию.
Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек. (Слайд № 4)

В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. (Слайд № 5)

Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи. (Слайд № 6)

Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову.

Артикуляционная гимнастика в сказках используется, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, для этого так же подойдет пальчиковый театр. (Слайд № 7)

Показ на "столике сказки" с помощью шитых, либо деревянных, либо глиняных кукол, изготовленных самостоятельно или специально подобранных

Возьмем небольшой столик. Установим его так, чтобы за ним могли поместиться 1 -2 человека, управляющих куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накроем столик тканью, цвет которой соответствует предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон - для зимы, зеленое - для лета и т.п.) Выстроим на столике необходимый к сказке интеръер - своеобразные простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка.

Такие "декорации" легко могут быть сделаны при помощи комбинирования подручных средств: разных по цвету тканей, покрывающих столик сказки; "рельефа": создания возвышений, углублений, ровной поверхности с помощью предметов, подкладываемых под ткани на столике; природных материалов: веток деревьев, укрепленных пластилином на подставочках или в слое мха, небольших коряжек, деревянных брусочков; специально изготовленных необходимых по действию деталей: "избушка", "дворец", предметы быта и хозяйства (колодец, печь, стол и стулья, колыбель, горшочки и пр.) Изготовление данных предметов интерьера не требует особого мастерства. Все детали воспроизводятся с большой долей условности.

Например: дома и дворцы - некрашеные картонные коробочки без одной стороны, в которых прорезаны окошки с занавесочками, условной крышей служит наброшенная сверху материя (белая - для "зимнего" интерьера), внутри постелен маленький "коврик"; обычные детские деревянные кубики или круглые спилы разного диаметра и высоты внутри такого "домика" обозначают стол и стулья, кроватью или лавкой могут быть покрытые ситцевым лоскутом деревянные брусочки или картонная коробочка из-под рафинада, 1-2 маленьких глиняных или пластилиновых горшочка "служат" посудой и т.д. и т.п.

Не забудем и о выразительности, которую добавляют действию умелое использование источников света: свеча на подставке может быть и "костром", и огнем в печи, и лампадкой, и особым знаком, предворяющим, например, появление особо значимых, чудесных персонажей - с той же целъю можно исполъзоватъ луч диапроектора.

Интерьер на "столике сказки" подготавливается заранее, до начала "спектакля" накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей. "Сказителю" остаётся занять место за "столиком сказки" и перемещать кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий. Такой вид показа сказки - один из наиболее простых по техническому решению и удобных для показа и восприятия дошкольниками.
Показ за "ширмой" с "перчаточными" куклами

Ширмой для кукольного спектакля служит растянутая в дверном проеме ситцевая ткань с пестрым рисунком. Для маленьких слушателей важна высота ширмы: лучше, если она не будет полностью скрывать рассказчиков, но давать им возможность общения со зрителем ("поясная ширма").
"Перчаточными куклами" управляют из-за ширмы 2-3 человека. Простейшие "перчаточные" куклы могут быть изготовлены на основе обычной перчатки, в которой плотно набита верхняя часть указательного пальца - головка куклы, а большой палец и соединенные воедино средний, указательный и мизинец образуют ручки куклы. Для этой цели лучше будет пустить в дело мужские перчатки больших размеров.
Сказки, разыгрываемые таким образом, обычно веселые, сатирические по характеру. (Слайд № 8)

Показ в "окошке сказочного домика"
Тут вновь нам понадобится ширма. Однако на этот раз над полотном материи для нее придется чуть потрудиться. Ткань лучше выбрать однотонную и плотную - лучше всего лен или холстину. На крайний случай сгодится и обычная простыня - только ее нужно накрахмалить. А вот по размеру будем ориентироваться на простынку-полуторку. Подберем по ширине полотна две реечки. Чуть отогнем и прошьем края ткани (так же по ширине). Вставим реечки внутрь с противоположных краев. С одной из сторон приделаем две петли из прочной тесьмы. Теперь за эти петли ширму можно будет подвесить - например, продев в них и закрепив между шкафчиками, обычную палку от швабры. Теперь осталось "прорубить" в полотне окошко к зрителям.

Вырежем прямоугольник примерно на уровни груди взрослого человека. Ширина окошка должна позволить показывать сказку за ширмой двум кукловодам, а высота достаточна для того, чтобы им показаться зрителю. По периметру "окошка" со стороны предполагаемого зрителя нашьем "наличники" из кружева или ленты шитья. Так же домик может быть выполнен из фанеры либо дерева.

Все, теперь в таком "сказочном домике" можно показывать любую историю.
Преимущество показа сказки в окошке такого домика состоит в том, что в нем удобно управлять практически любыми персонажами: и тряпичными и обычными куклами (держа их в руках), и перчаточными, и марионетками, и даже рисованными, вырезанными из картона (удерживая их на длинной палочке).

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Читайте также: