Доклад читательская грамотность как фактор повышения образования

Обновлено: 30.06.2024

Доклад "Формирование читательской грамотности". Методическая работа. Результаты ККР. Проблемы и пути их решения.

ВложениеРазмер
Доклад "Формирование читательской грамотности" 18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарук Елена Анатольевна,

заместитель директора по УВР

Районная августовская педагогическая конференция 2017г.

Доклад руководителя секции

Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа воспитания компетентного читателя. Именно этой проблеме мы посвящаем сегодняшнюю работу секции.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к образованию.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения . Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.

По результатам ККР учащихся 4 классов и мониторинга УУД в 5-6 классах недостаточные результаты освоения читательской грамотностью задают особый вектор начального и основного образования, стратегической целью которого является осмысление сильных и слабых сторон, а также поиск путей дальнейшего развития осознанного чтения, навыков работы школьников с информацией.

Читательские действия включают в себя умения :

Практика показывает, что первые два действия (непосредственная работа с текстом, умение извлекать информацию в явном виде) выполняются большинством учащихся.

Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. Около 80 % учащихся не могут устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их, размышлять. — все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.

Проблемы и дефициты:

  • при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;
  • испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
  • неточно интерпретирует художественные тексты;
  • ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.


Вывод: большинство учащихся могут самостоятельно осваивать материал в школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

Какие же способы, методы и технологии помогут учителю построить работу по формированию читательской грамотности? Их существует очень много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них, поделимся опытом и наметим пути дальнейшей работы по формированию читательской компетентности школьников начальной и основной школы.

Формирование и развитие читательской грамотности через игровую деятельность представит….

Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.

Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности.

Статья "Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности." предназначена для учителей начальных классов. учитель описывает совместную работу семьи и школы по формированию чит.

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические .


Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр.


Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр.


Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр.


Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д.


Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, т.е размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном.

Формирование читательской грамотности у учащихся младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения.

Предлагаем Вам стать учениками начальной школы и рассмотреть некоторые упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения, способствующие развитию полноценного навыка чтения.

Упражнения для увеличения скорости чтения

1. Многократное чтение

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

2. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

1. Читай плавно.

Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.

2. Анаграммы

ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.

Упражнения, вырабатывающие в ыразительность речи.

  1. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: кошка, собака, медведь, лиса. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

2. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь

Мыльные пузыри

- Мой не лопнул дольше всех!

Упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения

1. Чтение текста с пропущенными словами.

Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.

2. Игра в прятки.

Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.

Или найди в тексте предложение, которое будет являться ответом на мой вопрос.

3. Мнимое слово.

В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.

Существует четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. И все эти 4 стороны взаимосвязаны. При правильном их развитии происходит формирование читательской грамотности, которая и будет являться условием повышения качества образования.

Но, на протяжении всей начальной школы мы сталкиваемся с трудностями, которые тормозят навык овладения смысловым чтением. Трудности, с которыми мы боремся ежедневно.

Какие это трудности:

1. природный темп деятельности (врожденное свойство) – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть ученик с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты перестановки и пропуски;

2. артикуляция - недостаточная артикуляция, подвижность речевого аппарата (артикуляционный аппарат не дает в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Особенно трудно детям, у которых смазанное произношение.;

3. регрессии - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.;

4. отсутствие антиципации - возможно вы замечали при чтении, что многие слова, которые вы читаете не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прём, используемый для дальнейшего осмысления текста называется антиципацией или предвосхищением, по-другому, смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей использует этот прием. В то же время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного;

5. малое поле зрения - восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Разница между человеком быстрочитающим и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. ;

6. уровень организации внимания- в свою очередь это умения предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьник рассеивается, как только материал стал скучным эмоционально не привлекаемым;

Видя и решая эти трудности, каждый день мы маленькими черепашьими шажками овладеваем навыками читательской грамотности. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Хочется отметить, что на каждом уроке идёт систематическая работа над формированием читательских умений и на протяжении всей начальной школы мы стараемся расширять уровень начитанности младших школьников.

Список литературы:

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.

Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М. Просвещение, 1990. – 128с.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.

Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.

Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.

Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 сс. 14-19.

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования

Таким образом, читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе . Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.

Для чтения учащихся в условиях открытого образования характерны:

- доступность и мобильность текстовой информации (открытый текст);

- разнообразные способы социальной коммуникации в пространстве чтения (открытое сообщество чтения);

- свобода выбора способов чтения (открытый читатель).

Это дает возможность объективно оценить качество среднего образования в Беларуси и сравнить со знаниями сверстников других стран. Результаты теста являются основанием для формирования и корректировки образовательной политики.

Так что же такое читательская компетентность? Как ее измерять?

Для определения содержания читательской компетентности выделяются следующие аспекты:

вычитывание информации из текста;

размышления и оценка прочитанного.

Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов:

познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);

операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);

ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

- компетентность в планировании и подготовке уроков;

- компетентность в управлении классом;

- создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность;

- планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся;

- использование разнообразных методов оценивания.

Компетентность в планировании и подготовке уроков:

- высокий темп работы;

- концентрация и переключение внимания учеников;

- многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Учителя начальных классов Третьякова Г.А., Качан И.Л. использует коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию образовательного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В 3-4-х классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным центром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Учителя Грядовкина З.П., Шаблина Е.А., Бекещенко Ж.Л., Дубко В.А. на своих уроках формируют у учащихся такие умения, как выделять главное, давать оценку прочитанному, размышлять о прочитанном, сравнивать действия героев, произведения.

На выходе в 5 классе учащийся должен уметь:

- размышлять о прочитанном;

- давать оценку прочитанному;

- работать с разными источниками информации.

Учителя иностранного языка Пискун С.А., Масько М.В., Виноградова В.В., Федченко М.В. используют метод проектов, что способствует развитию аналитических умений учащихся, развивает навыки самостоятельной работы, выделять главное.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий учителями Гусаковым П.И., Жималоскиной К.В., Вашедок Т.В., Дикович Т.П. способствует формированию таких читательских компетенций как способность работать с разными источниками информации.

- умения и навыки локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве, составлять хронологические таблицы и синхронистические;

- умение анализировать исторический материал;

- умение синтезировать и обобщать исторический материал.

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы. Учителями физики и химии Коюшевой С.Н., Федченко Л.В. активно используются различные приемы работы с учебником. Это способствует умениям устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника, сравнивать изучаемые явления, делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам, составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника, делать анализ содержания рисунков, выполнять опыты, описанные в учебнике.

Учитель белорусского языка и литературы Науменко А.А. внедряет технологию проблемного обучения, л ичностно-ориентированную технологию. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Однако большинство детей именно усваивают определенные модели читательской деятельности в семье. Именно семья руководит их процессом становления как компетентного читателя. Дети, которые видят взрослых, читающих художественную литературу или использующих тексты как источник информации с различными целями, намного быстрее и эффективнее учатся ценить и использовать печатные материалы. Об отношении родителей учащихся IV, VII классов к чтению свидетельствуют их ответы на вопрос анкеты, в котором они высказывают свое мнение:

-15 из 20 родителей волнует проблема детского чтения;

-9 родителей не возражают против проведения консультаций или семинаров по проблемам детского чтения;

-11 обсуждают прочитанное с семьей;

-13 считают чтение полезным занятием, а 5 хорошим средством времяпровождения и развлечения.

По результатам анкетирования педагогов 62 % из них работают над формированием читательской грамотности учащихся в процессе обучения своему учебному предмету часто, 36 % – иногда, по мере необходимости; 2 % – редко, ввиду недостатка учебного времени или специфики предмета. На учебных занятиях педагоги чаще всего используют следующие формы работ:

- работа с целым классом – 62%,

- с группами учащихся с одинаковыми способностями – 61%,

- используют индивидуальные формы работы – 69%,

- организуют самостоятельную работу – 100%.

В качестве заданий к тексту используются письменные ответы на вопросы, проверяющие понимание текста – 38%, устно ответить на вопросы о прочитанном-92%, подготовить групповой проект о прочитанном – 23%.

Среди видов работ наиболее популярны чтение учителя всему классу – 84%, чтение учащихся вслух – 84%. Также педагоги используют такие задания, как сравнение прочитанного учащимися с тем, что они читали раньше и со своим жизненным опытом; прогнозирование событий, которые произойдут дальше в тексте; описание основных характеристик прочитанного текста (структуры текста, его стиля и др.). Таким образом, ответы большинства педагогов показывают, что в процессе обучения учащихся они уделяют внимание формированию читательских умений. Вместе с тем результаты работы позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности предпринимаемых усилий.

Анализ результатов международных исследований читательской грамотности позволяет сделать вывод о связи между отношением учащегося к чтению и уровнем развития его читательской грамотности. Учащиеся, которым нравится читать и которые готовы прилагать усилия, чтобы делать это хорошо, обычно читают чаще и имеют более широкий круг чтения, что в свою очередь расширяет их читательский опыт и улучшает их способности к пониманию текстов. Формирование положительного отношения учащихся к чтению и адекватной самооценки в связи с собственным чтением в большинстве стран является главной целью обучения чтению. Об отношении учащихся VI, VII классов к чтению, о формах работы на уроке, об отношении родителей к детскому чтению позволили судить их ответы на вопросы анкеты. Так на вопрос читаете ли вы для собственного удовольствия, 10 учащихся ⅤI класса из 20 ответили – часто, 7 – иногда, 3 – никогда. В ⅤII классе из 25 большинство учащихся читает для собственного удовольствия только иногда. На учебных занятиях после прочтения материала 8 учащихся часто рассказывают о прочитанном, письменно отвечают на вопросы – 6 учащихся, выделяют основные идеи прочитанного 6, делают выводы о прочитанном 6 учащихся в ⅤI классе, в ⅤII классе эти задания выполняют 13-15 учащихся из 25. После прочтения материала обсуждают его с друзьями и родителями только 30% учащихся. 45% учащихся читают только потому, что этого требуют учителя и родители. У 15 учащихся дома нет ни одной книги или несколько, у 75% учащихся не более 25 книг. Чаще всего учащиеся ищут информацию в интернете. В свободное время играют на компьютере или смотрят телевизор. 40% учащихся обрадовались бы, получив книгу в подарок. 85% признают, что чтение пригодится им в будущем.

Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что, с одной стороны, абсолютное большинство учащихся понимают важность чтения для собственного будущего; с другой – читают только по необходимости. Между тем ситуация, когда учащийся читает по необходимости, то есть вынужденно, не позволяет проникнуться текстом, вызвать нужный эмоциональный отклик.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что читательская компетентность должна целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по её формированию должна быть связана с её развитием и на других ступенях обучения, что предполагает владение учителями всех предметов технологиями, приемами, стратегиями текстовой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что входит в функциональную грамотность.

Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.

Проблемы читательской грамотности российских школьников.

Пути их решения

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA cредний балл российских учащихся в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

• Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.

• Обратить особое внимание на чтение мальчиков.

О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР.

Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

 Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

 Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.

Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.

Работа направлена на формирование основных читательских умений:

- находить и извлекать информацию;

- осмыслить и оценить содержание и форму текста.

К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)

Но мы хотим остановиться на биографии Р.Курбана.

Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Битаман Высокогорского района. Писатель, драматург, общественный деятель, он внес огромный вклад в развитие национальной культуры, в сохранение истории родного края. Вечер открыли дети. Они спели песню, автор которой - Рафис Курбан. Перед вами два текста о жизни и творчестве Р.Курбана. Прочитайте и ответьте на вопросы?

Поэт, писатель, драматург, он черпал энергию у родного края. Воспевал его, делал достоянием каждого.

Родился он 60 лет назад в деревне Малый Битаман. Новый сельский дом культуры, открывшийся прошлым летом, будто ждал творца.

- Секрета здесь никакого нет. Я здесь родился. Сегодня здесь очень много гостей со всей России. Я их хочу познакомить с моей деревней, моим краем, - подчеркнул Рафис Курбан

Гости приехали из Казахстана, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Марий-Эл, Якутии. Все пришли высказать слова благодарности и почтения выходцу из Высокогорского района.

- Рафис Курбан - выдающийся поэт, писатель. Он мой ученик. Мы оба пишем для детей. Он продолжатель традиций Габдуллы Тукая, Шауката Галиева. Он очень разносторонний. Это человек, который внес огромный вклад в социальную жизнь татарского народа, - подчеркнул поэт, журналист, политический деятель Роберт Миннуллин.

Со сцены звучали поздравления, слова благодарности и признания. Обычно на дни рождения именинники лишь получают подарки. Рафис Курбан отличился. К своему 60-летию он выпустил две книги. Одна из них - о выходцах из бывшего Дубъязского района; 40 библиотек Высокогорского района пополнятся новым изданием. Это еще один весомый вклад в сохранение истории нашего края.

Курбанов Рафис Харисович (Рафис Курбан) родился 1 января 1957 года в деревне Малый Битаман Высокогорского района. После окончания Большебитаманской средней школы учился на отделении журналистики Казанского государственного университета.

Задание №1: Какую информацию нашли вы в текстах? Отметьте правильный ответ. (11 слайд)

А. Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Малый Битаман Высокогорского района.

Читайте также: