Доклад развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

города Нижний Ломов

Подготовила:

учитель физической культуры

Тюрина Светлана Константиновна

Процесс развития двигательных качеств – существенная сторона физического воспитания. Главная задача учителя – научить детей качественному проявлению двигательных задатков, которыми они наделены от рождения. Управление движениями становится возможным под воздействием нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью. Чем лучше обучены дети, тем успешнее развиваются у них и физические качества.

Научными исследованиями установлено, что у детей активно развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, скорость, сила. Обучение невозможно без учета этих анатомо-физиологических психических особенностей. Главными особенностями считаются:

- Большая пластичность организма, его органов и систем, легко поддающихся воздействию физических упражнений – положительному при правильном применении их и отрицательному при перегрузках и упражнениях, не соответствующих возрасту и подготовленности детей.

- Большой расход энергии. У детей учащенное дыхание, быстрый ритм сокращений и расслаблений сердечной мышцы, легко возбудимая нервная система. Дети быстро утомляются, поэтому им противопоказаны длительные физические усилия – без отдыха, снижения нагрузки, смены движений.

- Ускоренный обмен веществ и быстрое восстановление сил. Общий объем нагрузки (за день, например) может быть значительным: дети свободно пробегают в игре 2-3 км со значительной скоростью, но при этом чередуют бег с ходьбой, остановками для отдыха.

- Неприспособленность к длительной однообразной работе, торможение в работающих участках коры головного мозга.

- Повышенная потребность в кислороде, в связи с чем противопоказаны упражнения, сопровождающиеся задержкой дыхания.

- Незавершенность формирования скелета, особенно костей позвоночника, кисти и стопы. Требуется крайне внимательный подбор упражнений, сильно воздействующих на опорно-двигательный аппарат.

- Лучшее запоминание временных, затем пространственных и хуже силовых параметров движения.

- Развитость ощущений и восприятий как основных средств познания мира, но неумение выделять в воспринимаемых объектах основные признаки и особенности. Необходимо четкое объяснение задач урока, показ частей и элементов упражнений.

В развитии двигательных качеств нельзя механически намечать столько-то минут на разучивание техники, а столько-то на развитие качеств. Важно развивать их целенаправленно, во взаимодействии с конкретными двигательными действиями, что достигается многократным повторением специально намеченных общеразвивающих, подводящих и подготовительных упражнений, а также разучиванием двигательного действия в облегченных и усложненных условиях.

В развитии каждого качества есть как свои особенности, так и общие закономерности.

Лучшим средством для развития всех физических качеств у детей являются подвижные игры, ведь их содержание составляют разнообразные двигательные действия, выполняемые с различной интенсивностью и в разных сочетаниях. Поэтому игры необходимо широко использовать не только в педагогических целях, но и для целенаправленного двигательного качества.

Но не все физические упражнения, применяемые для развития одного качества, обладают свойством положительного переноса. Например, упражнения на развитие быстроты реакции не оказывают положительного воздействия на ускорение темпа движений. Незначительной степенью переноса обладают и упражнения на точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам.

Большое значение приобретает постановка конкретных задач по развитию двигательных качеств, так например:

в подвижных играх – выработать специальную координацию движений.

Силовые качества необходимы не только для гармонического развития детей, но и для успешного овладения программным материалом.

Силовые упражнения направлены в основном на укрепление крупных мышечных групп – спины, живота, шеи, плечевого пояса и рук, нижних конечностей. Постепенно от класса к классу они усложняются.

Упражнения должны быть кратковременными, число повторений от 6 до 10. В подборе упражнений предпочтение надо отдать тем, которые развивают не только собственную силу, но и силу в сочетании с быстротой. Особенно полезны упражнения с мячом, укрепляющие мышцы рук и плечевого пояса. Нагрузка дозируется весом мяча, скоростью выполнения, расстоянием исходными положениями – стоя, сидя на полу, на гимнастической скамейке.

Скоростно-силовыми качествами являются так же лазание по гимнастической стенке, смешанные висы, упоры

Быстрота выражается в способности человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Качество это, сложное по своей структуре, имеет и второе название – скоростная способность. Основная направленность скоростных качеств у детей – в интенсивном развитии способности к выполнению быстрых движений отдельными звеньями тела.

Наиболее целесообразны упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленный сигнал (звуковой, зрительный, тактильный), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

Скоростные качества хорошо проявляются при небольшой мышечной работе в мелких движениях, преимущественно рук, так как они не несут на себе веса тела. У детей движения рук достигают наибольшей быстроты в упражнениях с предметами.

Чтобы добиться быстрых движений ногами, надо разгрузить их полностью или частично. При полной же загрузке надо предлагать легкие движения с акцентом на быстроту, а не силу толчков.

Установлено, что наибольшая частота движений достигается в первые 3 секунды и держится на достаточно высоком уровне до 6 секунд. Поэтому продолжительность упражнений по развитию скоростных качеств должна ограничиваться этим временем.

Общую выносливость определяют как способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности, которые обеспечиваются преимущественно сердечно-сосудистой и дыхательной системами.

Основным средством развития общей выносливости являются подвижные игры, содержащие двигательные действия, повторяющиеся кратковременно, но интенсивно и чередующиеся с сюжетными паузами, а также игры большой интенсивности. Проводить эти игры на уроках физической культуры можно на протяжении всего учебного года, повторять в одном занятии – 2-4 раза.

Наиболее распространенным методом развития выносливости считается поточный. Подбираются несколько целевых упражнений, каждое из которых повторяется в обусловленном месте в течение 30 секунд, после чего ученики отдыхают – не более 60 секунд.

Гибкость, или степень подвижности в суставах – качество, позволяющее выполнять упражнения с большой амплитудой. У детей оно имеет хорошее естественное развитие, поэтому надо лишь поддерживать уровень. Увеличению подвижности в суставах в основном способствуют различные махи и движения с большой амплитудой – упражнения, выполняемые маятникообразно, пружинисто.

Критерием определения гибкости, подвижности считаются наклоны туловища вперед и назад из основной стойки. Подвижность позвоночника определяют поворотом туловища в стороны и наклонами туловища влево и вправо.

Ловкость – сложное комплексное двигательное качество. Основными составляющими его являются способность к освоению сложных в координационном отношении движений и к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Развитие первой способности возможно с помощью упражнений, в содержание которых включается элемент новизны, или специальных упражнений, требующих умения анализировать собственные действия, ориентироваться в пространстве, во времени и в степени мышечных напряжений, поддерживать равновесие при выполнении сложных в координационном плане упражнений.

Быстрая перестройка двигательной деятельности наблюдается в большей степени в спортивных играх; в нестандартных ситуациях (эстафеты, полосы препятствий); в измененных условиях (в зале, на площадке, на местности).

В развитии ловкости применяются следующие упражнения:

- общеразвивающие с изменением темпа и амплитуды движений по сигналам и самостоятельно.

- сохранение различных положений в течение заданного времени.

- ходьба коротким, средним и длинным шагом; в медленном, среднем, быстром темпе; по разметкам; под звуковые сигналы.

- подбрасывание малого мяча левой рукой, ловля правой, и наоборот.

Эти упражнения требуют большой четкости мышечных ощущений, поэтому выполнять их целесообразно в первой половине урока, когда дети не утомлены.

Большое значение имеет т регулирование нагрузки. Интервалы отдыха между заданиями должны быть достаточными для относительно полного восстановления.

Развитие двигательных движений таких как быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости- составляют фундамент всестороннего физического развития. Изучение и выполнение этих движений требует проявления умственных, нравственных, эстетических и трудовых качеств учеников .

"Развитие двигательных качеств на уроке физической культуры".

"Развитие двигательных качеств на уроке физической культуры".

Воспитание физических качеств, как правило делится на две части :общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка применяется для развития основных физических качеств и служит базой для выработки специальных качеств, необходимых в определенном виде спорта. Для общего физического развития применяют упражнения общеразвивающего характера- элементы различных видов спорта, оказывающие большое воздействие на все системы организма. Под влиянием физической подготовки улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекаются в работу различные группы мышц туловища, рук, ног. Физические упражнения, взятые из различных видов спорта активно воздействуют на развитие всех физических качеств занимающегося, создают базу для успешной подготовки к занятиям избранным видом спорта.

В связи с тем, что в процессе физической подготовки существует некоторый перенос качеств, достигнутых человеком различными способами, можно повышать уровень развития нужных физических качеств значительно быстрее и с меньшей затратой сил и времени. Для развития выносливости, например, широко применяются различные виды бега по пересеченной местности, упражнения с различными отягощающими предметами, используемыми преимущественно для развития силы. Выполняя определенные физические упражнения из других видов спорта, занимающийся развивает необходимые ему качества в избранном виде спорта гораздо быстрее и полноценнее, чем если бы он занимался только одним своим любимым спортом.

Важно с первых занятий создать хорошую базу разносторонней физической подготовки, которая в дальнейшем будет основной причиной стабильных и высоких результатов спортсмена. Все физические качества совершенствуются в процессе определенной деятельности человека, которая должна быть при этом, характеризоваться многократностью повторений, постоянным повышением нагрузок с правильным чередованием отдыхом.


№1 Бег на месте в упоре с максимальной частотой;
№2 Бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода;
№3 Выполнение различных упражнений по сигналу: бег лежа, сидя, с колени, много скоки;
№4 Бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой;
№5 Разнообразные эстафеты.

Комплекс упражнений для развития гибкости

Встаньте прямо, расставив стопы на ширину плеч, положите руки на пояс. Наклоняйте корпус влево и вправо, по 12 наклонов в каждую сторону.

Исходное положение прежнее. Вращайте торс по часовой стрелке и против неё, по 8 раз подряд в каждую сторону.

Встаньте прямо, расставив стопы на ширину плеч, пальцы рук сплетите на затылке. Вращайте тазом по часовой стрелке и в противоположном направлении, по 8 раз подряд в каждую сторону.

Встаньте прямо, немного согните колени и, наклонившись, возьмитесь за колени ладонями. Вращайте колени по часовой стрелке и против, по 8 движений в каждую сторону.

Встаньте прямо, положите руки на пояс. Согните ногу в колене и вынесите ее вперед. Вращайте по кругу согнутой в колене ногой. Выполните каждой ногой по 8 вращений.

Встаньте прямо, ноги поставьте вместе. Наклоняйтесь вперед, растягивая мышцы ног и спины. Сделайте 12 энергичных наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

Встаньте прямо, ноги расставьте в стороны на двойную ширину плеч. Эластично наклоняйтесь вперед, как и в предыдущем упражнении, 12 раз.

Исходное положение прежнее. Согните в колене левую ногу, перемещая влево основной вес тела. Одновременно правую ногу выпрямите. Затем сгибайте правую ногу, перемещая на нее вес тела и плавно смещая корпус вправо, пока не выпрямите левую ногу. Таким образом смените положение ног 12 раз.

В прежнем исходном положении (ноги на двойной ширине плеч) сделайте выпад влево: согните левое колено и переместите вес тела влево. Из этого положения разверните корпус на четверть оборота вправо, одновременно сгибая правое колено и перенося вес тела вправо; в конце движения вы должны принять положение выпада вперед на правую ногу. Затем выполните обратное движение. Повторите по 8 движений в каждую сторону.

Из прежнего исходного положения сделайте выпад вправо, сгибая правое колено, и перенесите вправо основной вес тела. Одновременно выпрямите левую ногу. Не поднимаясь, разверните корпус на четверть оборота вправо, переходя тем самым в позицию выпада вперед с упором на правую ногу. Сделайте по 8 выпадов на каждую сторону.

Встаньте прямо, ноги расставьте на полторы ширины плеч. Присядьте, захватив ладонями стопы. Попытайтесь выпрямить спину и подать вперед таз. Зафиксируйте это положение на 1 минуту.

Встаньте на колени. Вытяните руки вперед и сцепите ладони в замок. Присядьте вбок, опустив ягодицы на пол справа от лодыжек. Затем встаньте и повторите движение в левую сторону. Сделайте по 6 приседаний на каждую сторону.

Встав на колени, расставьте колени как можно шире и разведите голени параллельно друг другу. Плавно приседайте назад, пока ягодицы не коснутся пола, и затем вернитесь в прежнее положение. Сделайте 12 приседаний.

Сядьте на пол. Ноги вытяните вперед. С усилием наклонитесь, пытаясь дотянуться ладонями до стоп, а грудью лечь на бедра. Сделайте 12 наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

Сядьте на пол и разведите ноги как можно шире. С усилием наклоняйтесь вперед, стараясь дотянуться грудью до пола. Сделайте 12 наклонов.

Сядьте на пол. Вытяните левую ногу перед собой; согните правую ногу, отведя колено в сторону и прижав правую стопу к левому бедру. Наклонитесь вперед, дотягиваясь ладонями до левой стопы. Сделайте 8 наклонов и, симметрично сменив положение ног, 8 наклонов к другой ноге.

Сядьте на пол. Левую ногу вытяните вперед, правую согните так, чтобы голень была повернута назад, а колено и внутренняя часть бедра касались пола. Наклонитесь вперед, стараясь захватить ладонями левую стопу. Сделайте 12 наклонов и, симметрично сменив положение ног, 12 наклонов к другой ноге.

Сядьте на пол. Подтяните стопы к паху, сгибая колени. Затем плавно разведите колени в стороны (стопы держите вместе), с усилием упираясь в них локтями. Сделайте 16 движений.

Сядьте на пол. Согните правую ногу, подтягивая к себе стопу, затем подтяните голень вверх и попытайтесь заложить ее за шею. Повторите то же для левой ноги.

Лягте на живот, согните руки и положите их по бокам. Выпрямите руки, прогните спину и поднимите грудь и голову вверх. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Лягте на живот. Возьмитесь руками за стопы, прогните спину и поднимите голову. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Лягте на живот, согните ноги в коленях. Руками возьмитесь за лодыжки и прогните спину. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Исходная позиция: стоя на коленях. Отведя руки назад, взяться ладонями за лодыжки и прогнуть спину. Зафиксировать положение на 30 секунд.

Встаньте прямо. Наклонитесь вперед, дотягиваясь руками до пола, и зафиксируйте это положение на 30 секунд.

3. Спортивные игры.

Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости. Спортивные игры часто провожу на открытом воздухе при различных погодных условиях и поэтому дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект. В процессе занятий спортивными играми воспитываются ценные моральные и волевые качества: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание и дисциплинированность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание физических качеств, как правило делится на две части :общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка применяется для развития основных физических качеств и служит базой для выработки специальных качеств, необходимых в определенном виде спорта. Для общего физического развития применяют упражнения общеразвивающего характера- элементы различных видов спорта, оказывающие большое воздействие на все системы организма. Под влиянием физической подготовки улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекаются в работу различные группы мышц туловища, рук, ног. Физические упражнения, взятые из различных видов спорта активно воздействуют на развитие всех физических качеств занимающегося, создают базу для успешной подготовки к занятиям избранным видом спорта.

Исмаилов Ферзиллах

Сейфуллаевич

" Воспитание физических качеств ".

Воспитание физических качеств, как правило делится на две части :общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка применяется для развития основных физических качеств и служит базой для выработки специальных качеств, необходимых в определенном виде спорта. Для общего физического развития применяют упражнения общеразвивающего характера- элементы различных видов спорта, оказывающие большое воздействие на все системы организма. Под влиянием физической подготовки улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекаются в работу различные группы мышц туловища, рук, ног. Физические упражнения, взятые из различных видов спорта активно воздействуют на развитие всех физических качеств занимающегося, создают базу для успешной подготовки к занятиям избранным видом спорта.

В связи с тем, что в процессе физической подготовки существует некоторый перенос качеств, достигнутых человеком различными способами, можно повышать уровень развития нужных физических качеств значительно быстрее и с меньшей затратой сил и времени. Для развития выносливости, например, широко применяются различные виды бега по пересеченной местности, упражнения с различными отягощающими предметами, используемыми преимущественно для развития силы. Выполняя определенные физические упражнения из других видов спорта, занимающийся развивает необходимые ему качества в избранном виде спорта гораздо быстрее и полноценнее, чем если бы он занимался только одним своим любимым спортом.

Важно с первых занятий создать хорошую базу разносторонней физической подготовки, которая в дальнейшем будет основной причиной стабильных и высоких результатов спортсмена. Все физические качества совершенствуются в процессе определенной деятельности человека, которая должна быть при этом, характеризоваться многократностью повторений, постоянным повышением нагрузок с правильным чередованием отдыхом.

1.Упражнения для развития быстроты.


№1 Бег на месте в упоре с максимальной частотой;
№2 Бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода;
№3 Выполнение различных упражнений по сигналу: бег лежа, сидя, с колени, много скоки;
№4 Бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой;
№5 Разнообразные эстафеты.

2.Поддержание и развитие способности к гибкости (Упражнения).

Комплекс упражнений для развития гибкости

Встаньте прямо, расставив стопы на ширину плеч, положите руки на пояс. Наклоняйте корпус влево и вправо, по 12 наклонов в каждую сторону.

Исходное положение прежнее. Вращайте торс по часовой стрелке и против неё, по 8 раз подряд в каждую сторону.

Встаньте прямо, расставив стопы на ширину плеч, пальцы рук сплетите на затылке. Вращайте тазом по часовой стрелке и в противоположном направлении, по 8 раз подряд в каждую сторону.

Встаньте прямо, немного согните колени и, наклонившись, возьмитесь за колени ладонями. Вращайте колени по часовой стрелке и против, по 8 движений в каждую сторону.

Встаньте прямо, положите руки на пояс. Согните ногу в колене и вынесите ее вперед. Вращайте по кругу согнутой в колене ногой. Выполните каждой ногой по 8 вращений.

Встаньте прямо, ноги поставьте вместе. Наклоняйтесь вперед, растягивая мышцы ног и спины. Сделайте 12 энергичных наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

Встаньте прямо, ноги расставьте в стороны на двойную ширину плеч. Эластично наклоняйтесь вперед, как и в предыдущем упражнении, 12 раз.

Исходное положение прежнее. Согните в колене левую ногу, перемещая влево основной вес тела. Одновременно правую ногу выпрямите. Затем сгибайте правую ногу, перемещая на нее вес тела и плавно смещая корпус вправо, пока не выпрямите левую ногу. Таким образом смените положение ног 12 раз.

В прежнем исходном положении (ноги на двойной ширине плеч) сделайте выпад влево: согните левое колено и переместите вес тела влево. Из этого положения разверните корпус на четверть оборота вправо, одновременно сгибая правое колено и перенося вес тела вправо; в конце движения вы должны принять положение выпада вперед на правую ногу. Затем выполните обратное движение. Повторите по 8 движений в каждую сторону.

Из прежнего исходного положения сделайте выпад вправо, сгибая правое колено, и перенесите вправо основной вес тела. Одновременно выпрямите левую ногу. Не поднимаясь, разверните корпус на четверть оборота вправо, переходя тем самым в позицию выпада вперед с упором на правую ногу. Сделайте по 8 выпадов на каждую сторону.

Встаньте прямо, ноги расставьте на полторы ширины плеч. Присядьте, захватив ладонями стопы. Попытайтесь выпрямить спину и подать вперед таз. Зафиксируйте это положение на 1 минуту.

Встаньте на колени. Вытяните руки вперед и сцепите ладони в замок. Присядьте вбок, опустив ягодицы на пол справа от лодыжек. Затем встаньте и повторите движение в левую сторону. Сделайте по 6 приседаний на каждую сторону.

Встав на колени, расставьте колени как можно шире и разведите голени параллельно друг другу. Плавно приседайте назад, пока ягодицы не коснутся пола, и затем вернитесь в прежнее положение. Сделайте 12 приседаний.

Сядьте на пол. Ноги вытяните вперед. С усилием наклонитесь, пытаясь дотянуться ладонями до стоп, а грудью лечь на бедра. Сделайте 12 наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

Сядьте на пол и разведите ноги как можно шире. С усилием наклоняйтесь вперед, стараясь дотянуться грудью до пола. Сделайте 12 наклонов.

Сядьте на пол. Вытяните левую ногу перед собой; согните правую ногу, отведя колено в сторону и прижав правую стопу к левому бедру. Наклонитесь вперед, дотягиваясь ладонями до левой стопы. Сделайте 8 наклонов и, симметрично сменив положение ног, 8 наклонов к другой ноге.

Сядьте на пол. Левую ногу вытяните вперед, правую согните так, чтобы голень была повернута назад, а колено и внутренняя часть бедра касались пола. Наклонитесь вперед, стараясь захватить ладонями левую стопу. Сделайте 12 наклонов и, симметрично сменив положение ног, 12 наклонов к другой ноге.

Сядьте на пол. Подтяните стопы к паху, сгибая колени. Затем плавно разведите колени в стороны (стопы держите вместе), с усилием упираясь в них локтями. Сделайте 16 движений.

Сядьте на пол. Согните правую ногу, подтягивая к себе стопу, затем подтяните голень вверх и попытайтесь заложить ее за шею. Повторите то же для левой ноги.

Лягте на живот, согните руки и положите их по бокам. Выпрямите руки, прогните спину и поднимите грудь и голову вверх. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Лягте на живот. Возьмитесь руками за стопы, прогните спину и поднимите голову. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Лягте на живот, согните ноги в коленях. Руками возьмитесь за лодыжки и прогните спину. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Исходная позиция: стоя на коленях. Отведя руки назад, взяться ладонями за лодыжки и прогнуть спину. Зафиксировать положение на 30 секунд.

Встаньте прямо. Наклонитесь вперед, дотягиваясь руками до пола, и зафиксируйте это положение на 30 секунд.

3. Спортивные игры.

Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости. Спортивные игры часто провожу на открытом воздухе при различных погодных условиях и поэтому дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект. В процессе занятий спортивными играми воспитываются ценные моральные и волевые качества: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание и дисциплинированность.

Подвижные игры.

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Характер двигательной деятельности, в частности, разные режимы выполнения одних и тех же двигательных действий способствуют развитию различных двигательных способностей. Например, бег на короткие дистанции способствует развитию скоростных способностей, а бег на длинные дистанции способности к выносливости.

Вместе с тем следует отметить, что бывают различные способности и выносливости в зависимости от характера выполняемой двигательной деятельности: выносливость к скоростной работе, общая выносливость, силовая выносливость

В основе воспитания физических качеств лежит свойство организма отвечать на увеличивающиеся нагрузки повышением исходного уровня работоспособности.

Во время упражнений расходуются энергетические ресурсы, постепенно развивается утомление. После утомительного занятия работоспособность остается сниженной, затем постепенно восстанавливается. Дойдя до первоначального уровня, работоспособность продолжает увеличиваться, так как организм восстанавливает ресурсы в количествах, превышающих затраченные. Таким образом, состояние организма после занятий физическими упражнениями можно отметить три фазы: утомление, восстановление, увеличение работоспособности.

Двигательные качества: быстрота, ловкость, гибкость, выносливость.

Развитие способности к выносливости.

Выносливость – способность организма совершать продолжительную работу без снижения её эффективности.

В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество – быстрота или сила, ловкость или гибкость – в большинстве случаев проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует определенного уровня выносливости. Различают общую и специальную выносливость.

При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает временное снижение работоспособности. Чем раньше оно наступает, тем ниже уровень выносливости. Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление.

Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости на моих уроках - кроссовый бег. Кроме того использую на уроках и другие циклические упражнения, а главное подвижные и спортивные игры, значительно усиливающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Упражнения

Кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до 5-6 км для юношей. Бег по песку. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Туристские походы.

Упражнение с отягощением массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной или на двух ногах.

Упражнения с амортизаторами и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и т.д.

Упражнения с гантелями: из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) разнообразные движения с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, поднимание рук.

Быстрота.

Быстрота – способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Быстрота определяется временем двигательной реакции, отдельного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени.

Упражнения

  • Бег на месте в упоре с максимальной частотой;
  • Бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода;
  • Выполнение различных упражнений по сигналу: бег лежа, сидя, с колени, много скоки;
  • Бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой;
  • Разнообразные эстафеты.

Развитие быстроты наиболее эффективно при оптимальном возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на быстроту провожу в начале урока.

Ловкость.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность исходя из требований внезапно меняющейся обстановки. Время, необходимое для овладения новыми упражнениями, как один из показателей ловкости, зависит от его координационной сложности, физической подготовленности занимающихся, наличие прежнего опыта и выполнение различных движений.

Ценными средствами воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры, именно на уроках я даю возможность учащимся поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч. Значительное место в развитии ловкости занимают акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений.

Гибкость.

Гибкость определяется как эластичность – свойство мышц, связок и суставов в целом. Гибкость можно развивать и добиваться высоких её показателей во всех возрастных периодах развития организма, даже в преклонном возрасте, о чем свидетельствует жизнь спортсменов, цирковых артистов, артистов балета.

1. Использование физических упражнений на растягивание возможно только после соответствующей специальной разминки, ибо можно повредить мышцы и связки. Это зависит от места времени, а также условий проведения занятий физическими упражнениями.

2. Серийность и постоянное усиление растягивания. Не допускать болевых ощущений, возможностей получения травм.

3. На занятиях по физической культуре рационально использовать физические упражнения на растягивание. Их можно применять только после разминки, после основной части урока, а также в заключительной части урока физической культуры

Спортивные игры

Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости. Спортивные игры часто провожу на открытом воздухе при различных погодных условиях и поэтому дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект. В процессе занятий спортивными играми воспитываются ценные моральные и волевые качества: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание и дисциплинированность.

Подвижные игры.

И, в заключении можно сказать следующее, именно развитие физических качеств, очень сильно влияет на общую картину в целом. Что спорт всегда менял жизнь любого человека в лучшую сторону, несмотря на возраст. Физически развитый человек- здоровый потомок.

Читайте также: