Доклад работа с одаренными детьми на уроках обж

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Работа с одарёнными детьми на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

"Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей среднего и старшего школьного возраста в образовательном учреждении"

Игнашина Альбина Вячеславовна

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием. Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Цель работы с одарёнными детьми - создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей в интересах личности, общества, государства.

Познакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними.

Создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического, творческого развития одаренных детей.

Познакомиться с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

Провести отбор тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Предоставить возможность учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

Привлекать учащихся к участию в различных внеурочных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся - и физических (здоровье), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, тестирование, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.

Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, брейн-ринги, викторины. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках ОБЖ.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Так, направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению ОБЖ предоставляет дифференциация домашнего задания.

- первый уровень - обязательный минимум,

- второй уровень – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.

- третий уровень – это творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, составить презентацию и др.

Метод проектов.

Творческие проекты по ОБЖ выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация. ПРИМЕРЫ

Применение инновационных технологий в преподавании ОБЖ.

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках ОБЖ текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков ОБЖ. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю ОБЖ, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

Уроки демонстрационного типа.

Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

Уроки компьютерного тестирования.

Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

Интегрированные уроки.

Такой урок провожу совместно с психологом школы, медицинским работником. При объяснении нового материала я использую схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

Мною разработано более 40 компьютерных презентаций, которые успешно применяются в процессе обучения ОБЖ школьников с 5 по 11 класс, а также для внеклассных мероприятий.

На уроках ОБЖ используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении ОБЖ. Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Применение опорных конспектов на уроках ОБЖ, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады, конкурсы, акции)

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: ищу олимпиадные задания, решаю их сама, потом совместно с учащимися проверяем.

При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.

При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга.


Авторы Концепции выделяют пять основных видов деятельности с учетом детского возраста: практическую, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную. В соответствии с видами деятельности выделяются и виды одаренности. В работе преподавателя ОБЖ наибольшее внимание уделяется практической деятельности (спортивной, организационной), познавательной деятельности (технической одаренности и одаренности в области информационно-коммуникативных технологий), коммуникативной (лидерской и аттрактивной), духовно-ценностной деятельности [5].

Культуру безопасности жизнедеятельности можно охарактеризовать как способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостность окружающего мира [1, с. 32].

  • формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека,
  • формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [6].

Работа с одарёнными детьми, выявление и развитие их одаренности являются одним из важнейших аспектов деятельности преподавателя ОБЖ [3].

В основе работы с одаренными детьми преподаватель ОБЖ может использовать различные подходы:

1. Личностный подход, основанный на естественном процессе саморазвития творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

2. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому особенно важной представляется работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

3. Системный подход, при котором педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

4. Культурологический подход, предполагающий формирование у одарённых детей культуры безопасности жизнедеятельности. Освоение культуры безопасности как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Задачи, стоящие перед преподавателем ОБЖ при работе с одаренными детьми:

  • выявить и оценить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика в области основ безопасности жизнедеятельности;
  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  • использовать педагогические методы и приёмы, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  • воспитывать в учащихся целеустремленность, активность в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  • поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

В учебном процессе развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Ребенку нужно создать условия для формирования умения ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Главным условием работы с одаренными детьми предполагается личностно-ориентированная система образования и воспитания в образовательном учреждении.

Личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитии ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Наиболее эффективными в личностно-ориентированном обучении являются педагогические технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся.

К ним относятся:

- новейшие информационные технологии, в современном мире выступающие важнейшим средством образовательной деятельности и развития детской одаренности. При взаимодействии ребенка с компьютером развивается его интеллект и креативность, уровень интеллектуально-творческого развития оказывается несколько выше, чем у остальных.

- технологии рефлексивного обучения направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, ее контроля и самоконтроля, т.е. сознательной регуляции обучающимся собственных действий, что в своё время приводит к саморазвитию – активному, последовательному, качественному изменению личности;

- развитие критического мышления через чтение и письмо;

- творческие мастерские стимулируют всплеск активности обучающихся в направлении реализации своего познавательного интереса, направлена на персонификацию и саморазвитие обучающихся;

- дебаты - интеллектуальная игра, способствующая приобретению опыта убеждения, отстаивания личных позиций;

- технология мозгового штурма – решение творческих, эвристических задач в группах.

- кейс-стадия - технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучающихся;

- технология проблемного обучения может рассматриваться как базовая, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся;

- методика обучения в малых группах;

- технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования;

- индивидуальные творческие задания;

- научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из форм работы с одаренными детьми. Исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов: преподавателя и учащегося, в ходе которого осуществляется передача между ними знаний исследуемого предмета, культурных ценностей. При этом происходит формирование мировоззрения, внутренняя мотивация подходит к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции;

- интеллектуальные марафоны, различные предметные конкурсы и викторины.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, ребенок, вид деятельности, возможность, образовательное учреждение, развитие, способность, личная безопасность, ответственное отношение, педагогический процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление одаренных детей на уроках основ безопасности происходит при правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении с их интересами. Каждый ребенок талантлив, но одаренный – это развивающийся в течение жизни, достигающий более высоких и незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Приоритет ученика, демократизация образования во многом по-новому заставляют взглянуть на поддержку одаренных школьников. Ведь одаренность это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. Школьная среда призвана раскрывать этот дар.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большему сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от его семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые проявляют интерес к различным мероприятиям, много читают, увлекаются робототехникой, спортом, строят планы и мечты.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно - они требуют особого подхода.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-выявление одаренных детей;

-развитие творческих способностей;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, соревнования);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Для этого я использую личные наблюдения, тестирование, анкетирование, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.

Определив таких ребят, педагог должен научить их думать и проявлять интерес к предмету. В этих целях я использую творческие задания, практические занятия, занимательные материалы. На всех этапах урока ОБЖ я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей - предлагаю более сложные задания, ответы на которые можно дать, вспомнив материалы других предметов. Даются дополнительные задания на уроках. Систематически провожу уроки с практической направленностью. Стараюсь показать обучающимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любых ситуациях. Провожу совместно с психологом школы, медицинским работником интегрированные уроки. При объяснении нового материала я использую схемы, рисунки, решаем кроссворды.

Важнейшей формой работы с одаренными обучающимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и заинтересованных детей. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года, определяем удобное для всех время и разбираем задания. Олимпиада позволяет решать не только просветительские, воспитательные, но и обучающие задачи, формирует у обучающихся навыки самостоятельной деятельности и культуру личной безопасности. Практическую часть олимпиадных заданий отрабатываем в спортивном зале, готовлю полосу с заданиями, и каждый этап ученик выполняет самостоятельно, закрепляя навыки познавательной деятельности.

Предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач:

1.Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.

2.Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

4.Формирование личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели.

Я считаю, что любые мероприятия с обучающимися заключаются в том, что они должны обучать и воспитывать, а уж потом – выявлять лучших.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей обучающихся, формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с другими учителями, обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства и педагогической гибкости.

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами. Актуальность данной работы подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образ.

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор Игнашина А.В.
Дата 23.09.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

"Работа с одарёнными детьми на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

"Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей среднего и старшего школьного возраста в образовательном учреждении"

Игнашина Альбина Вячеславовна

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием. Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Цель работы с одарёнными детьми - создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей в интересах личности, общества, государства.

Познакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними.

Создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического, творческого развития одаренных детей.

Познакомиться с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

Провести отбор тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Предоставить возможность учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, брейн-ринги, викторины. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Так, направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению ОБЖ предоставляет дифференциация домашнего задания.

- первый уровень - обязательный минимум,

- второй уровень - тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках ОБЖ текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков ОБЖ. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю ОБЖ, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.

Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

Такой урок провожу совместно с психологом школы, медицинским работником. При объяснении нового материала я использую схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

Мною разработано более 40 компьютерных презентаций, которые успешно применяются в процессе обучения ОБЖ школьников с 5 по 11 класс, а также для внеклассных мероприятий.

На уроках ОБЖ используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении ОБЖ. Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: ищу олимпиадные задания, решаю их сама, потом совместно с учащимися проверяем.

При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.

При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга.

Читайте также: