Официальные правила игры фиба 3х3 доклад

Обновлено: 02.07.2024

Баскетбол 3 на 3 – это командный вид спорта, подразумевающий противостояние двух команд. Поединки проходят на 1/2 стандартной баскетбольной площадки. Обязательным требованием является наличие только одной корзины. Отличительной характеристикой данной дисциплины является доступность и простота ее правил. Проводить любительские соревнования можно в парках и спортивных залах. Официальные турниры требуют более профессионального подхода к организации.

Общее положение

Матчи данного формата баскетбола проводятся на одной из половин баскетбольной площадки, то есть в прямоугольнике 14 на 15 м. Соперники должны забрасывать мяч в одну и ту же корзину, поэтому теоретически на одной классической площадке могут проходить параллельно два поединка.

Разметка поля для 3х3 традиционная, то есть имеет линию штрафного броска, равную 4,225 м, полукруг под кольцом для фиксации фолов столкновения и догу 2-очковых бросков (линия в 6,75 м).

В баскетболе 3 на 3 в составе каждой команды должно быть по 4 игрока: 3 полевых и 1 запасной. Тренеру запрещается находиться в игровом пространстве. Замены разрешены в любое время без дополнительного разрешения судей и иных официальных лиц. Запасной может появиться на площадке в тот момент, когда его партнер пересек центральную линию (противоположную лицевой у корзины). Соприкосновение игроков необязательно, но в баскетболе 3х3 оно принято.

Основные правила

Посев команд перед началом турнира и конкретных матчей выполняется с учетом текущего рейтинга участников. Ведением соответствующей рейтинговой таблицы занимаются представители Международной баскетбольной федерации (ФИБА). Если количество баллов у нескольких команд одинаковое, то посев осуществляется случайным образом (по жеребьевке). Национальные федерации часто ведут собственный рейтинг команд, если речь идет о локальных турнирах.

Если соревнования проходят по круговой системе, то возможно равное количество набранных очков у нескольких команд. В этом случае для определения итоговых мест участников берется по внимание сначала общее количество побед, затем судьи учитывают результат личных встреч соперников. Если по числу побед и очным матчам наметилась ничья, то распределение мест происходит по рейтингу.

Перед каждым официальным поединком в баскетболе 3 на 3 проводится разминка. На площадку выпускают всех заявленных игроков обеих команд, которые разминаются на одной половине классической баскетбольного поля.

Первое владение мячом в матче определяется подбрасыванием монетки. При этом выигравшая жребий сторона имеет право выбора владения мячом на начальному этапе игры или в случае овертайма. К моменту старта встречи у каждой команды на поле должно остаться по 3 баскетболиста.

Победителем матча становится команда, которая первой набрала 21 очко или более. Это правило распространяется в том случае, если игровое время не было закончено. Если период завершился ничьей, то проводится овертайм. Перед ним назначается перерыв в 1 минуту. В овертайме побеждает коллектив, который первым набрал 2 очка.

Если на момент начала матча или во время него команда по какой-то причине осталась в меньшинстве с учетом запасного игрока, то есть на поле одновременно оказалось менее 3 баскетболистов, то ей засчитывается техническое поражение.

Правила игры с мячом

В баскетболе 3 на 3 существует несколько иная система начисления очков, отличная от классической в большом баскетболе. За попадание мячом в корзину изнутри дуги начисляется одно очко. Аналогичное количество очко дается за заброс штрафного броска. За попадание в корзину из 2-очковой зоны команды начисляется 2 очка. Если игрок удачно бросил снаряд из-за пределов 2-очковой линии, то его команде дается 3 очка.

Игра всегда начинается после забрасывания мяча. Игрок команды, которая пропустила мяч, имеет право возобновить игру выполнением передачи или ведением снаряда. Для баскетбола 3х3 пространство за дугой не имеет значения. После заброса мяча команда не должна создавать помех игрокам, находящимся в зоне полукруга под корзиной, так как здесь не осуществляется фиксация фола столкновения.

После выполнения штрафного броска владевшая мячом команда может приступать к отбору. В этом случае владеющая мячом команда должна вывести его за дугу. Такую процедуру необходимо проделываться после каждого отбора мяча, то есть при смене стороны владения.

Нарушения и наказания

За седьмой командный фол и каждый последующий назначается по 2 штрафных броска. Важным отличием является то, что после выполнения штрафных бросков команда оставляет за собой право удерживания мяча (без необходимости его вывода за дугу).

Технические фолы наказываются только одним штрафным броском, а за неспортивное поведение судья может назначить 2 броска.

За двойную фиксацию неспортивного фола, а также за словесную агрессию или физическую грубость судья имеет право дисквалифицировать нарушителя, оставив команду фактически без запасных, то есть с 3 полевыми игроками. Дисквалифицированный баскетболист обязан покинуть пределы игровой и технической зон. Аналогичные санкции могут быть применены к запасным игрокам и тренерам.

Команда может опротестовать решение судьи до момента окончания матча. Если по мнению представителей команды ее права были не соблюдены, то капитан имеет возможность внести замечания в протокол, поставив напротив свою подпись. Это разрешено делать до того, как главный судья подпишет соответствующий документ. В течение получаса после завершения матча команда должна в письменной форме объяснить свои претензии. Если протест принят, судьи прибегают к просмотру видеозаписи эпизода.

История появления игры

Отцом баскетбола считается преподаватель физкультуры Джеймс Найсмит. В 1891 году на одном из занятий он повесил корзины от персиков на перила балкона спортзала и сказал учащимся разделиться на 2 команды. Студентам нужно было по очереди забрасывать мячи в свою корзину. Побеждала команда, забросившая наибольшее количество мячей. Эта задумка так понравился учащимся и другим педагогам, если игру быстро переняли остальные колледжи и университеты США.

В 1940 году была создана Международная федерация баскетбольных ассоциаций, известная как FIBA. Она занялась глобальным распространением всех форм баскетбола и организацией крупнейших мировых чемпионатов. Сегодня баскетбол является одним из самых известных видов спорта.

Баскетбол — спортивная командная игра с мячом, главная цель которой — забросить мяч руками в кольцо соперника. Название происходит от английских слов basket (корзина) и ball (мяч). Является олимпийским видом спорта.

История баскетбола началась зимой 1891 года в США. Преподаватель колледжа из Спрингфилда, (штат Массачусетс), Джеймс Нейсмит решил разнообразить тренировки своих студентов. На первых тренировках студенты забрасывали в корзины для персиков кожаные мячи. Спустя год преподаватель разработал первые правила игры в баскетбол.

Джеймс Нейсмит основатель баскетбола

Дальше мы расскажем об основных моментах игры. Итак: какие правила игры в баскетбол являются основными на сегодняшний день?

Основные правила баскетбола

1. В баскетбол играют две команды. Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых одновременно находятся на площадке, а остальные располагаются на скамейке запасных и во время паузы в игре могут выйти на замену

3. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком запрещено. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

4. Баскетбольный матч состоит из 4 четвертей или 2 таймов (в студенческом баскетболе). В Национальной баскетбольной ассоциации матч состоит из 4 четвертей по 12 минут, а в ФИБА четверть состоит из 10 минут. NCAA (студенческая ассоциация США) использует два тайма по 20 минут.

5. Между четвертями предусмотрены короткие перерывы, а между вторым и третьим периодом (либо каждым из таймов) время перерыва увеличено.

6. При равном числе очков после основного времени назначается дополнительное время — овертайм. Количество овертаймов не является ограниченным. Они играются до определения победителя встречи.

7. Точный бросок в корзину может отличаться по количеству набранных очков. Мяч, заброшенный во время штрафного броска, приносит команде 1 очко. Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка. Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии.

Интересный факт! Трехочковый бросок был включен в официальные правила игры (ФИБА) в 1984 году.

8. Трехочковая дуга выделяется на площадке: она находится на расстоянии 6 м 75 см от кольца для ФИБА и 7 м 24 см — в Национальной баскетбольной ассоциации.

9. На баскетбольной площадке выделяется трехсекундная зона, где игрок атакующей команды не может находиться более трех секунд

Баскетбольная площадка

Игровая площадка для игры в баскетбол представляет собой прямоугольную плоскую твердую поверхность. Размеры баскетбольной площадки в ФИБА и НБА разнятся по минимуму. Стандарты ФИБА — 28 м на 15 м. Для Национальной баскетбольной ассоциации — 28,7 м на 15,3 м. Покрытие должно быть гладкое, ровное, без неровностей, изгибов. Так же стоит заметить, что для состязаний не такого высокого уровня размеры баскетбольной площадки могут отличаться

Высота потолка или крыши должна быть на уровне минимум 7 метров от площадки.

Баскетбольная площадка ФИБА

Баскетбольная площадка имеет разметку. Разметка отличает следующие части площадки: центральный круг, центральная линия, боковые и лицевые линии, трехочковые линии, линии штрафного броска, трехсекундные зоны.

Вбрасывание

Игра официально начинается спорным подбросом в центральном круге, когда за мяч борются по одному игроку из каждой команды. Подброс выполняет судья игры. Выигравшая вбрасывание команда получает первое владение в матче.

Вбрасывание в баскетболе

Пас в баскетболе

Значимый элемент игры, отвечающий за взаимодействие игроков на площадке.

Результативным пасом является передача на игрока, который набирает очки точным броском. Учитывается в статистике игрока и команды.

Бросок

Бросок является одним из самых важных компонентов в баскетболе. Различают следующие броски: с прохода, крюк и полукрюк, классический, слэм-данк. Преимущественно такое разнообразие бросков вызвано позицией, на которой выступает игрок.

Броски разделяют по количеству набранных очков за попытку: штрафной бросок (одно очко), двухочковый, трехочковый.

Бросок в баскетболе

Блок или блок-шот в баскетболе (англ. blocked shot) – это успешная попытка защитника заблокировать бросок, из-за которой мяч изменил направление на пути к кольцу.

Блоки стали официально подсчитываться в НБА с сезона 1973/1974 года.

Блок в баскетболе

Нарушение правил в баскетболе

Фол — это несоблюдение правил. Наказанием фола в нападении является переход владения мячом к команде соперника и вбрасывание его из-за линии, ограничивающей игровое пространство (лицевая линия — за щитом, боковая линия — по краям площадки). Наказанием за фол в защите сначала является остановка игры, вбрасывание мяча соперником из аута и перезапуск счетчика времени на атаку, но по достижении определенного количества фолов у команды за четверть наказывается пробитием двух штрафных бросков. Фол защитника при броске сразу наказывается штрафными бросками.

Состав баскетбольной команды

На площадке одновременно могут находиться 2 команды, по пять человек в каждой. Обычно команда состоит из 12 человек.

Игроки в составе команды различаются по позициям: разыгрывающий защитник (первый номер), атакующий защитник (второй номер), легкий форвард (третий номер), тяжелый форвард (четвертый номер), центровой (пятый номер).

Игроки, которые не попали в основной состав, находятся на скамейке запасных и могут выходить на площадку посредством замен.

Правила замены игроков

Замена – это остановка игры по просьбе команды с целью выхода баскетболиста со скамейки запасных. Остановка производится судьей игры. Возможность для замены появляется, когда:

1. Игровое время остановлено и судья показал фол или нарушения Секретарскому столику.

2. В корзину команды, попросившей замену, заброшен мяч с игры в последние две минуты четвертого периода или любого дополнительного периода.

Правила в баскетболе: судьи

Судейство матча является важнейшим элементом баскетбольного матча. Судья следит за соблюдением правил, временем игры, определяют возможность и процедуру выхода запасных игроков.

Первоначально игру обслуживал один судья, контролирующий фолы, и один судья, следящий за мячом. Сегодня все судьи имеют равные права в отношении всех аспектов игры. НБА добавили третьего судью в 1988, ее примеру в 2006 последовала и ФИБА.

Судьи руководят игрой с помощью специальных жестов. Жестами судья контролирует нарушения правил, замены, остановки игры, набор очков, нумерацию игроков.

Судьи в баскетболе

Главный судья и судьи площадки обслуживают игру непосредственно на баскетбольной площадке. Судейский столик регламентирует время игры и помогает главному судье на площадке.

Терминология баскетбола

Атакующий защитник или Второй номер – одно из пяти амплуа в баскетболе. Представляет заднюю линию команду. Скоростной, быстрый, подвижный игрок.

Блокировка игрока – нарушение правил, когда защитник преграждает путь нападающему с мячом, находясь в движении.

Блок или Блок-шот – действие на площадке, которое не позволяет сопернику отличиться.

Боковая линия – линии по бокам площадки. Ограничивают игровую зону.

Большой перерыв или половина – перерыв между первой и второй половиной игры..

Ведение мяча – владение мячом. Для передвижению по площадке необходимо ударять мяч в пол без нарушения правил пробежки.

Двойное ведение – нарушение правил, когда при ведении игрок одновременно касается мяча двумя руками или после завершения ведения продолжает его снова. Приводит к потере владения.

Дисквалифицирующий фол – фол неспортивного характера. Грубый фол.

Дополнительное время или овертайм – назначается при равном счете после основного времени игры.

Задняя линия – защитники команды.

Заслон – постановка блокировки сопернику в пределах правил.

Зонная защита – метод обороны, при котором каждый защитник отвечает за конкретную зону площадки, а не за конкретного игрока соперника.

Игра ногой – сознательная игра ногой. Нарушение правил. Приводит к потере и переходу владения.

Краска – трехсекундная зона вместе с полукругом на штрафной линии. Ограничивает время нахождения игрока нападения в ней тремя секундами. Отличается цветом.

Легкий форвард или Третий номер – одно из пяти амплуа в баскетболе. Форвард, который отвечает за набор очков и борьбу под щитом.

Личная защита – защита, где каждый защищается против своего игрока.

Лицевая линия – линия, ограничивающая площадку по длине.

Нарушение правила зоны – ситуация, при которой игрок атакующей команды отдает пас через центральную линию на свою половину площадки. Наказывается переходом владения к сопернику.

Нарушение правила восьми секунд (англ. backcourt violation) – ситуация, в которой нападающая команда не успевает перевести мяч со своей половины площадки на чужую за 8 секунд.

Передача или пас – действия отвечающие за взаимодействие игроков на баскетбольной площадке. Выполняется от одного игрока команды к другому.

Перехват – переход владения к команде защиты, когда он вынуждает игрока атаки потерять мяч.

Переход – нападение, начинающееся с овладения мячом, пока защитники не успели занять свои позиции, переходящее иногда в быстрый прорыв.

Подбор – овладение мячом после неточного броска.

Помеха попаданию мяча или гоалтендинг – нарушение при блокировании броска не по правилам, Если мяч находится на снижающейся траектории и полностью выше уровня кольца или находится на дужке, или коснулся щита, нападающей команде засчитывается попадание независимо от того, мог мяч попасть в кольцо или нет.

Потеря – потеря владения во время игры либо при нарушении правил.

Правило трех секунд запрещает игрок нападения находится в трехсекундной зоне большее количество времени. Ограничивается тремя секундами.

Пробежка (англ. travel, walk) – нарушение правил ведения мяча. Наказывается переходом владения.

Пронос мяча – нарушение правил, при котором игрок при ведении поддерживает мяч ладонью снизу. Такое нарушение считается проносом или двойным ведением.

Прыжок с мячом – действие, когда игрок выпрыгивает с мячом, но не избавляется от него до приземления. Нарушение правил.

Разыгрывающий защитник или Первый номер –представитель задней линии, который отвечает за розыгрыш атакующих комбинаций.

Результативная передача или ассист – статистическое действие, когда после паса игрок забивает мяч.

Спорный мяч – вбрасывание мяча в начале игры или после спорной ситуации.

Таймер – время, которое отсчитывается на щитом. Лимитирует команду нападения по времени в атаке.

Технический фол – фол за неспортивное поведение без физического контакта или за процессуальные нарушения (шесть игроков на площадке). За технический фол бьется один штрафной бросок любым игроком команды противника.

Тяжелый форвард или Четвертый номер – одно из пяти амплуа баскетболе. Является представителем передней линии команды. Отличается атлетизмом, мощью, ростом.

Фол – нарушение правил. Отличаются обычные фолы, неспортивные, технические.

Центровой или Пятый номер – одно из пяти амплуа в баскетболе. Обычно самые высокие игроки в баскетболе. Умело играют под щитом, борются за подбор.

Штрафная линия – линия, начинающую трехсекундную зону. С нее пробиваются штрафные броски.

Штрафной бросок – бросок без сопротивления, совершаемый со штрафной линии после нарушения правил, стоящий одно очко. Обычно дается два штрафных броска за персональный фол, три – если фол был на трехочковой линии, один – за технический и, если мяч был забит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Техника игры. Методика обучения

Площадка и оборудование

Правила проведения Adidas Streetball Challenge

Список использованной литературы

Во многих американских фильмах можно увидеть подростков, играющих в клетке, на половине баскетбольной площадке. Не смотря на это, игра кажется намного динамичнее баскетбола. С уверенностью можно доказывать, что это стритбол. В нем задействованы две команды по 4 человека: по 3 на поле и 1 в запасе. Как и в баскетболе, главное забить как можно больше мячей.
Для проведения соревнований существует несколько видов правил, основные: Адидас и Рибок, но чаще обычные уличные игры проходят по договоренности. Т.е. перед самой игрой противники уточняют особенности игры. Вообще для стритбола действуют все общие правила игры насчет ведения, бросков. Конечно, правила насчет зоны не действуют, т.к. зона и ограничена половиной площадки. Намного проще правила насчет блоков и контактной борьбы – во многих видах она просто не ограничена. Особенно жестко играют в стритбол в американских трущобах – подростки выплескивают энергию обиды за неудачную жизнь. Напротив, в Нидерландах правила очень гуманны – запрещены любые физические контакты с ведущим мяч.
Площадка для проведения соревнований может быть обычной баскетбольной с двумя кольцами или половинной – с одним. Играют на открытом воздухе, на асфальтовой или бетонной поверхности со стандартной разметкой. По периметру игрового поля стоит высокая металлическая сетка.
Жесткая техника игры диктует и серьезный подход к выбору обуви и защиты. Однако этим обеспокоены только профессиональные игроки, а любители играют просто в повседневной одежде.
Благодаря динамичности и зрелищности стритбол завоевал множество поклонников во всем мире. Во многих странах развитием стритбола занимаются баскетбольные ассоциации, а в некоторых существуют и стритбольные федерации.

Техника игры. Методика обучения

Схема проведения чемпионата отдельной лиги:
Отборочный турнир, или два отборочных турнира (36 команд попадают в лигу)
1 Тур лиги (6 групп по 6 команд). Пятые и шестые команды в группе вылетают в кубок Вызова 1. Остальные продолжают борьбу за победу в туре во втором групповом этапе (8 групп по 3 команды). Первые и вторые команды в группе выходят в стадию плей-офф.
Начисления очков в туре:
· Победа в туре – 10
· Второе место – 8
· Полуфинал – 6
· Четвертьфинал – 4
· 18 финала – 3
· Второй групповой этап 3 место – 2
· Первый групповой этап 5 место - 1
Команды, занявшие первые четыре места на первом групповом этапе (24 команды), продолжат борьбу за первенство лиги. Остальные двенадцать команд отбираются на Кубке Вызова.

Стритбольная площадка

Каждый корт должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Иметь ровную плоскую поверхность, покрытую асфальтом или другим материалом, пригодным для игры.

2. Иметь разметку, нанесенную белой краской в соответствии со схемой.

Размер площадки

Площадка ограничена традиционной центральной линией, т.е. представляет собой половину традиционной баскетбольной площадки с одной корзиной.
Трехсекундной зоны нет.
Места для борьбы за подбор при штрафном броске обозначены линиями длиной 85 см и шириной 5 см и расположены так же, как на обычной площадке для баскетбола.
Полукруга для выполнения штрафных бросков нет.
Линия для выполнения штрафных бросков расположена на том же расстоянии от точки - проекции центра кольца на площадку, что и на обычной баскетбольной площадке, и имеет длину 1 метр.


Оборудование

Можно сказать, что мяч является наиважнейшим предметом экипировки. К выбору его, тоже следует подходить тщательно.
Так баскетбольные мячи можно разделить на два типа.
Первый тип для использования в помещениях (indoor use only), а второй тип для использования, как в помещениях, так и на улице (indoor/outdoor).
Так же мячи, подразделяются по размерам.
Мяч длинна окружности которого варьируется от 749 см до 780 см и вес от 567 г до 650г (размер 7) применяется для игры мужских команд, для игры женских команд применяется мяч несколько меньшего размера и наконец для игры в мини баскетбол применяются мячи еще меньшего размера.
Перед покупкой мяча следует определить, где вы будете тренироваться, и играть в баскетбол.

1.1. Площадка представляет собой половину обычной площадки для баскетбола с одной корзиной.

1.2. Трехсекундной зоны нет.

1.3. Места для борьбы за подбор при штрафном броске обозначены линиями длиной 85 см и шириной 5 см и расположены так же, как на обычной площадке для баскетбола.

1.4. Полукруга для выполнения штрафных бросков нет.

1.5. Линия для выполнения штрафных бросков расположена на том же расстоянии от точки — проекции центра кольца на площадку, что и на обычной баскетбольной площадке, и имеет длину 1 метр.

2.1. Игру может обслуживать любое количество судей.

3.1. Играют 2 команды. Состав команды -- 3 или 4 человека. В заявке команды на турнир может быть от 3 до 5 игроков.

3.2. В начале игры на площадке должны быть 3 человека от команды.

3.3. Капитаном команды может быть любой из её участников.

3.4. Одновременно на площадке не может быть меньше 2 и больше 3 игроков одной команды.

Правила проведения Adidas Streetball Challenge

Состав команды adidas Streetball – игра 3 на 3. Команда состоит из 4 игроков (3 полевых и 1 запасной). Во время турнира нельзя изменять заявленный состав команды.

Начало игры . Игра начинается вбрасыванием из-за ограничительной линии, противоположной от кольца. Право начать игру определяется жребием.

Окончание игры. Игра заканчивается:
· По истечении 20 минут игрового времени;
· Когда одна из команд набирает 16 очков;
· Когда разница в счете составляет 8 очков.

Заброшенные мячи . За каждый результативный бросок с игры из зоны ближе шестиметровой линии ( 6,2 м ) и за штрафной бросок команде засчитывается 1 очко. За бросок из-за шестиметровой линии засчитывается 2 очка.
После каждого попадания мяч передается оборонявшейся команде, и игра возобновляется.
Для того, чтобы мяч был засчитан, его после вбрасывания должны коснуться два игрока атакующей команды.
После перехвата мяч выводится за шестиметровую линию. Если мяч не выведен, набранное очко не засчитывается и мяч передается противоположной команде.

Замены. Количество замен не ограничено. Запасной игрок может вступить в игру только после заброшенного мяча или перед вбрасыванием. После замены игра возобновляется.

Вбрасывание. После заброшенного мяча игра возобновляется из-за шестиметровой линии. Нападающий должен дать коснуться мяча игроку обороняющейся команды. Таким же образом мяч вводится в игру после фола, после штрафного броска, после нарушения правил атакующей командой.
После аута мяч вводится в игру путем вбрасывания в точке, ближайшей к той, где мяч покинул площадку.

Нарушения. Применяются следующие правила: пробежка, двойное ведение, прыжок с мячом, правило 5-ти секунд, правило 30-ти секунд. После нарушения мяч передается противоположной команде, и игра возобновляется. За бросок сверху – дисквалификация игрока. (Мяч не засчитывается и назначается штрафной).

Спорный мяч . В случае возникновения спорной ситуации владение мячом определяется жребием. Только капитан команды может выступать от имени своей команды и подавать жалобы в случае возникновения разногласий. Разногласия считаются разрешенными после возобновления игры.

Фолы и штрафные броски . Фолы объявляются игроком, против которого совершен фол. После фола мяч передается команде, против которой нарушены правила. После 6 командных фолов за любой фол в нападении назначается 1 штрафной бросок, после которого мяч передается провинившейся команде. При этом пострадавший игрок имеет право выбора между штрафным броском и владением мячом.
В случае умышленного или грубого фола назначается 1 штрафной бросок (вне зависимости от количества командных фолов) и мяч остается у пострадавшей команды. Игрок, совершивший 2 умышленных фола, дисквалифицируется до окончания игры.
Если после фола мяч попадает в кольцо, то засчитывается очко и записывается фол, штрафной бросок пробивается только после 6 командных фолов или в случае умышленного фола.
После фола и штрафных бросков игра возобновляется. В случае применения силы обе команды дисквалифицируются и выбывают из соревнований.

Тайм-ауты . Команда имеет право на два 30-ти секундных тайм-аута. Время игры останавливается только, если тайм-аут взят в последние 3 минуты игры.

Судья-наблюдатель . Судья-наблюдатель засекает время, ведет протокол игры и разрешает спорные ситуации. Судья-наблюдатель сам определяет умышленные фолы. Другие нарушения и фолы он лишь подтверждает. В случае необходимости он может взять судейство игры полностью на себя.

Стрибол стал олимпийским видом спорта и в 2020 году в Токио пройдут первые игры 3 на 3 на самом высоком уровне. Поэтому каждому баскетболисту будет интересно узнать правила стритбола, по которым проходят турниры FIBA 3x3, Украинская Стритбольная Лига (УСЛ), и по которым пройдут Олимпийские Игры.

В этой статье мы рассмотрим официальные правила, сформулируем краткие правила, и предложим правила стрибола, по которым можно играть в школе. Давайте начинать.

Официальные правила стритбола ФИБА 3х3

Официальные правила стритбола ФИБА 3х3

Так, еще один важный момент: для всех игровых ситуаций, о которых не говорится в данных правилах, применяются официальные правила баскетбола. В ходе объяснения новых правил стритбола я позволю себе небольшие комментарии.

Правила стрибола кратко и ясно

  • В стрибол играют до 21 очка или 10 минут
  • В овертайме выигрывает команда, забивающая 2 очка
  • Два очка за бросок из-за дуги (трехочковая линия в баскетболе) и одно очко за все остальные броски
  • Время на атаку - 12 секунд
  • Игроки не удаляются за перебор фолов
  • Замены - можно делать сколько угодно, когда мяч "мертвый" ("мертвый" - когда игра остановлена: аут, фолы, таймаут и т.п.)
  • Чей мяч в начале определяется побрасыванием монетки
  • Играем через "чек" - это передача мяча игроку команды соперника. "Чек" всегда, если мяч был "мертвый".
  • Перехватили мяч или соперник промахнулся по кольцу - перед атакой нужно вывести мяч за "дугу". Подобрали мяч в нападении - выводить не нужно, атакуйте сразу
  • После забитого мяча игра не останавливается, берете мяч и выводите за "дугу". Вывел - это 2 ноги за дугой.
  • Шестой командный фол пробивается (1 бросок)
  • Седьмой, восьмой и девятый - по 2 броска
  • Десятый и дальше - 2 броска и владение; неспортивный - аналогично.
  • Технический фол: 1 бросок и владение
  • Все спорные ситуации трактуются в пользу защитника (а не по стрелке, как в баскетболе)

Правила игры в стрибол для школьников

На мой взгляд, правила стритбола для школьников должны быть более простыми и понятными, как для самих игроков, так и для учителей физкультуры. При этом, они не должны существенно противоречить правилам, по которым эти школьники могут играть на обычных турнирах - иначе начнется путаница.

Все, что написано ниже - некая комбинация из пункта правил "Адаптация для игроков, моложе 12 лет" и исключительно моего видения "правил стритбола для школьников" и не имеет какого-то официального значения.

Все, о чем я не написал ниже - берёте из официальных правил.

Последний важный момент: если это 9-11 классы, и там есть ученики, которые играют на уровне ДЮСШ, то можете использовать официальные правила, если считаете что сможете их корректно использовать и интерпритировать.

  • Игра идет до 11 очков или 8 минут, по 1 и 2 очка

Как правило, играть хотят больше чем 6 человек, а урок физкультуры ограничен 45 минутами. Опять же, попасть в кольцо может оказаться не такой простой задачей для тех, кто ранее не играл. Потому, чтобы все успели поиграть, предлагаю сократить как время игры, так и число очков, нужных для победы.

Время - грязное, не останавливается во время аутов, фолов и прочих остановок.

  • Время на атаку не ограничивается жесткими 12 секундами, но контролируется

Вам может быть сложно следить за игрой и отсчитывать 12 секунд. Вы должны самостоятельно оценить время, прошедшее с начала владения, и если вы чувствуете, что атака довольно долго не готовится - нужно поднять руку и сказать "5 секунд". Это значит что на атаку осталось 5 секунд.

  • Все фолы, начиная с 6 пробиваются по 1 броску.

Упрощаем подсчет фолов и не превращаем игру в соревнование по штрафным броскам.

  • В команде может быть больше или меньше чем 4 игрока

Ваша задача - дать сыграть всем школьникам примерно одинаковое время. И чсло людей в команде зависит от того, сколько людей принимает участие.

Например если 10, то сделайте 2 команды по 5 человек и делайте замены по окончанию партии. Так все сыграют равное число игр и никому не будет обидно.

Если 12, то можете разделить на 4 команды и играть полуфиналы/финалы/матч за 3-4 место.

  • Если счет равный, а время закончилось - то играем до 1 забитого мяча

Тут цель - ускорить игру и дать сыграть остальным.

  • Технический / неспортивный фол наказывается 1 штрафным и владением

С одной стороны, можно было бы не писать об этом, а с другой может возникнуть ситуация, когда "в защите будут специально фолить, чтобы потом играть в нападении, а не защищаться". Ну и нужно объяснить детям, что стритбол хоть и контактный вид спорта, но намеренные фолы недопустимы.

Всю остальную информацию берите из официальных правил стритбола 3х3.

Официальные правила стритбола

Для удобства можете скачать файл с правилами и их пояснениями (интерпретацией) - полезно для того, чтобы разобраться в спорных ситуациях и лучше понимать: почему судья свистит именно так (или наоборот, не свистит):

Ст.1 Площадка и мяч

Примечание: на массовом уровне в баскетбол 3x3 можно играть повсюду; площадка размечается (если размечается), исходя из имеющегося пространства.

Ст.2 Команды

Каждая команда должна состоять из четырёх игроков (три игрока на площадке и один запасной).

Примечание: Тренер не может находится на игровой площадке, не допускается удаленное влияние тренера на игру с трибуны.

Ст. 3. Судейская бригада

Судейская бригада должна состоять из одного либо двух судей, и секундометриста/секретаря

Ст. 4. Начало игры

4.1. Обе команды разминаются перед игрой одновременно.

4.2. Команда, которая первой будет владеть мячом, определяется жребием (обычно -подбрасыванием монеты). Команда, определённая жребием, выбирает владение мячом либо в начале игры, либо в начале возможного овертайма.

4.3. Игра должна начинаться при наличии трех игроков на площадке.

Примечание: статьи 4.3 и 6.4 относятся только к Официальным соревнованиям 3x3* ФИБА (не обязательны для массовых турниров).

*Официальные соревнования 3x3 ФИБА - это Олимпийские турниры, Чемпионаты мира 3x3 (включая U18), Континентальные чемпионаты (включая U18), Мировой тур 3x3 и Матчи всех звезд 3x3.

Ст. 5. Начисление очков

5.1. За каждый мяч, заброшенный изнутри дуги, начисляется одно очко.

5.2. За мяч, заброшенный из-за дуги, начисляется два очка.

5.3. За мяч, заброшенный со штрафного, начисляется одно очко.

Определение:

Во всех ситуациях, когда защищающаяся команда устанавливает контроль над мячом и забивает мяч в корзину, не выводя мяч за дугу, попадание должно быть отменено, так как команда не вывела мяч до попытки броска. Это должно включать контролируемые отбития мяча и добивания мяча в корзину.

Во всех ситуациях, когда защищающаяся команда отбивает мяч в корзину во время подбора без контроля мяча или мяч попадает в корзину в результате прерывания передачи или ведения, попадание должно засчитываться, и очки записаны нападающему игроку, который последний контролировал мяч. Если это происходит в области 1-очкового попадания, должно быть записано 1 очко. Если это происходит в зоне 2-х очкового броска, соответственно должны быть записаны 2 очка.

Ст. 6. Время игры / Победитель игры

6.2. Однако команда, первой набравшая 21 (двадцать одно) очко или более, выигрывает игру, если это происходит до окончания основного времени игры. Это правило действует только в основное время игры (и не распространяется на возможный овертайм).

6.3. Если по окончании основного времени игры счет ничейный, игра продолжается дополнительным периодом (овертаймом). Перед началом овертайма командам должен быть предоставлен перерыв длительностью 1 (одна) минута. Команда, которая первой набирает 2 (два) очка в овертайме, побеждает в игре.

Ст. 7. Фолы / Штрафные броски

7.1. Команда подлежит наказанию за командные фолы, когда она совершила 6 (шесть) командных фолов в игре. Игрок не удаляется из игры в связи с количеством персональных фолов (игрок может совершить любое количество персональных фолов), кроме ситуаций, описанных в статье 15.

7.2. Если фол совершается на игроке, находящемся в процессе броска из зоны одноочковых бросков (внутри дуги), то этому игроку предоставляется один штрафной бросок; если же фол совершается на игроке, находящемся в процессе броска из зоны двухочковых бросков (из-за дуги), то этому игроку предоставляется два штрафных броска.

7.3. Если фол совершается на игроке, находящемся в процессе броска, и бросок удачен, то попадание засчитывается и этому игроку предоставляется один дополнительный штрафной бросок.

7.4. Седьмой, восьмой и девятый командный фол в любом случае наказывается двумя штрафными бросками. Десятый и каждый последующий командный фол в любом случае наказывается двумя штрафными бросками и последующим владением мяча для непровинившейся команды. Данное правило применяется также для фолов в процессе броска и заменяет наказания, описанные в пунктах 7.2. и 7.3.

Примечание: персональные фолы, совершенные игроком команды, контролирующей живой мяч или имеющей право на владение мячомн, е наказываются штрафными бросками.

Ст. 8. Как играют мячом

8.1. После каждого удачного броска с игры или удачного последнего штрафного броска (за исключением случая, когда команда, выполнявшая штрафной бросок, имеет право на последующее владение мячом):

Игрок команды, пропустившей мяч, возобновляет игру ведением или передачей мяча прямо с игровой площадки, из-под корзины (не из-за лицевой линии) в любое место игровой площадки за дугой;

Команда, забросившая мяч, не имеет права мешать игроку с мячом, который находится внутри области полукруга, в котором не фиксируются фолы столкновения под корзиной.

8.2. После каждого неудачного броска с игры или неудачного штрафного броска (за исключением случая, когда команда, выполнявшая штрафной бросок, имеет право на последующее владение мячом):

Если нападающая команда подбирает мяч, она может продолжать атаковать, не возвращая мяч за дугу;

Если защищающаяся команда подбирает мяч, она должна вывести мяч за дугу (передачей или ведением).

8.3. Если защищающаяся команда перехватывает мяч или блокирует бросок она должна вывести мяч за дугу (передачей или ведением).

8.5. Игрок считается находящимся за дугой, когда ни одна его нога не находится внутри дуги и не касается дуги.

8.6. В ситуации спорного мяча владение мячом предоставляется защищавшейся команде.

Ст.9. Пассивная игра

9.1. Пассивная или недостаточно активная игра (т.е. игра без попытки забросить мяч) является нарушением.

9.3. Является нарушением, если после того, как мяч был выведен за дугу, нападающий выполняет ведение внутри дуги спиной или боком к корзине в течении более, чем 5 (пяти) секунд.

Примечание: Если площадка не оборудована устройством отсчёта времени для броска и команда не пытается атаковать корзину, судья должен предупредить нападающую команду, отсчитывая последние 5 (пять) секунд времени, отведённого для броска.

Определение 1: Если площадка не оборудована устройством отсчета времени для броска Судьи должны применять правило Ст.9, предупредив команду отсчитывая последние 5 секунд. В случае, если площадка оснащена оборудованием отсчета времени для броска, судьи применяют правило согласно ст. 9.2

Определение 2: Игрок, который поправляет любую свою экипировку(завязывая шнурки и т. д.), Должен быть немедленно заменен, и может войти в игру только в следующей ситуации мертвого мяча. Отказ покинуть площадку по требованию судьи, должен быть наказан Техническим фолом.

Ст. 10. Замены

Ст. 11. Тайм-ауты

11.1. Каждой команде может быть предоставлен один тайм-аут. Любой игрок может затребовать тайм-аут в ситуации, когда мяч мертвый.

11.2. В случае ТВ-трансляции организатор имеет право использовать 2 (два) телевизионных тайм-аута, которые будут предоставляться командам во время всех игр в первой ситуации мертвого мяча после того, как на игровых часах останется соответственно 6:59 и 3:59 до конца основного времени игры.

11.3. Длительность любого тайм-аута – 30 секунд.

Примечание: тайм-ауты и замены могут быть разрешены только в ситуациях, когда мяч мертвый и не могут быть предоставлены, когда мяч живой в соответствии со ст.8.1.

Ст. 12. Процедура подачи протеста

Если команда считает, что ее интересы были грубо нарушены решением арбитра или каким-либо происшествием, имевшим место во время игры, она обязана действовать следующим образом:

Игрок этой команды должен подписать протокол немедленно после окончания игры и прежде, чем протокол подписан арбитром.
В течение 30 (тридцати) минут команда должна представить Спортивному Директору турнира письменное обоснование протеста, а также гарантийный депозит в размере 200 (двухсот) долларов США. Если протест будет удовлетворен, гарантийный депозит возвращается.

Определение 1: Только официальная видеозапись игры,, сделанная официальным организатором турнира, приниматься во внимание при рассмотрении протеста.

Ст. 13. Классификация команд

Следующие правила используются для классификации команд как в группах, так и для общего положения команд в соревновании (в отличие от тура). В случае равенства команд по первому критерию следует перейти к следующему, и так далее.

Если в положении команд после применения этих трёх критериев по-прежнему сохраняется равенство, более высокое место занимает команда с более высоким номером посева.

Классификация в турах (где туры – это серия связанных турниров) рассчитывается для знаменателя тура, т.е. либо для игроков (если игроки могут создавать новые команды в каждом турнире), либо для команд (если игроки привязаны к одной команде в течение всего тура). Порядок критериев для классификации в туре:

Примечание: Посев в туре выполняется для всех команд, участвующих в туре, независимо от того, будут ли они принимать участие в следующем турнире или нет.

Ст. 14. Правила посева

Посев команд происходит в соответствии с очками командного рейтинга (суммой рейтинговых очков трёх лучших игроков команды перед началом соревнования). В случае равенства командных рейтинговых очков, номер посева будет определен жребием перед началом соревнования.

Примечание: В соревнованиях национальных сборных посев производится на основании рейтинга 3х3 для национальных федераций.

Ст.15. Дисквалификация

Ст.16. Адаптация для категории U12

Для категории U12 рекомендуется следующая адаптация правил:

Примечание: Варианты, предлагаемые примечанием к ст.6, могут выборочно применяться для более удобного проведения соревнований.

Определение 1: В играх категории U12 и младше может быть использован мяч размера 5.

Статья: Использование видеоматериалов

  1. Счет или любая неисправность игровых часов или устройства 12-секунд в любое время во время игры.
  2. Был ли последний бросок с игры(окончание игры) выполнен вовремя, и выполнен ли бросок с игры из зоны 1го или 2х очков.
  3. В последние 30 секунд игрового времени или в овертайме любая игровая ситуация, которая может быть предметом Challenge request (Запрос спорного момента)
  4. Challenge request(Запрос спорного момента) команды.

12.2. В случае процедуры протеста(статья 13) официальные видеоматериалы могут использоваться только для того, чтобы определить, был ли последний бросок с игры выполнен вовремя и/или выполнен ли бросок с игры из зоны 1го или 2х очков.

Примечание: Challenge request(Запрос спорного момента) может быть возможен только на Олимпийских играх, чемпионатах мира и в World Tour, а также, если это предусмотрено соответствующим регламентом соревнований, и при условии наличия IRS.

Определение 1:

Только очки и /или свисток Судьи могут быть оспорены.

Во время обзора все игроки должны стоят в стороне от секретарского стола, в то время как Судьи просматривают ситуацию.

Определение 2:

Спортивный директор соревнования может быть источником рекомендаций для Судей для принятия правильного решения, однако окончательное решение принимает Судья.

Чтобы привлечь внимание Судей, Спортивный директор может остановить игру только после забитого мяча, не поставив ни одну из команд в невыгодное положение.

Семинар: правила и критерии баскетбола 3х3

Более 3 часов видео, в которых Евгений Островский, арбитр ФИБА 3х3, рассказывает о правилах и критериях всеми любимого стрита и разберем спорные моменты, по которым зачастую случаются разногласия.

Если у Вас остались вопросы - жду вас в комментариях.

А на этом рассказ об официальных правилах стритбола 3х3 ФИБА завершен, желаю Вам всегда придерживаться правил и духа соревнований. Удачных тренировок и до скорых встреч на страницах нашего сайта!

Читайте также: