Доклад пути и средства повышения эффективности и качества урока

Обновлено: 08.07.2024

3 Современное образование выходит на более высокий технологический уровень.Ведётся поиск новых педагогических технологий,что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода. Очевидно,что знание и соблюдение педагогичкских требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную компететность современного учителя.Да и дидактические принципы также предполагают наличие правил, соблюдение которых обязательно для нормальной организации учебного процесса и урока.Эта обязательность требований к уроку или учебному процессу в целом.Рассмотрение требований с двух позиций: 1. общедидактического 2. раскрыть новые черты современного урока, преобразившегося в ходе смены педагогических позиций воспитания под влиянием новых педагогических идей Нормальная организация современного урока возможна только под влиянием новых педагогических правил.

4 Первое правило: определение целей урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.Так,цели обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий и способов действий,системы научных знаний и т.д.Например: --обеспечить усвоение учащимися закона,признаков,свойств; -обобщить и систематизировать знания о…; -отработать навыки (какие) ; -устранить пробелы в знаниях (какие ) ; -добиться усвоения учащимися каких-то понятий. Цели воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Цели развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, воли, самостоятельности.

5 Второе правило: уточнение типа урока. По цели организации занятий они делятся на следующие типы : уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний ; уроки обобщения и систематизации знаний;комбинированные уроки ; контрольные уроки учёта и контроля знаний. Третье правило : уточнение вида урока :урок-лекция ; урок-беседа ; Урок теоретических или практических самостоятельных работ ; урок лабораторных работ ;урок-экскурсия ;урок-семинар ; дидактическая игра ;анализ ситуаций устный или письменный опрос ;контрольная работа ; зачёт. -

8 1).чёткая целенаправленность урока ; 2).достаточное организационное и материальное обеспечение; 3).оптимальный психологический режим ; 4)оптимальный темп и ритм работы на уроке ; 5) систематическая последовательность, преемственность и завершённость учебных операций ; 6)экономия времени на уроке ; 7)непрерывный контроль и самоконтроль ; 8)восстановление делового равновесия,при его нарушении; 9)закрепление и оценка знаний, умений ; 10)Непрерывное совершенствование учебного процесса. Организация урока– это индивидуальное педагогическое творчество.При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности. вместе с тем нетрадиционному уроку как авторскому произведению присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников,подчинённая общим целям и дидактическим задачам,определяющим содержание учебного материала,выбор средств и методов обучения.

11 -предлагать доступные для детей требования, в настоящий период их развития; -переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребёнка,неизбежное в процессе становления его личного Я..

13 Каждая модель начального образования построена на единых психолого – педагогических концептуальных основах и решает следующие задачи : обеспечить становление личности ребёнка, Сформировать познавательную потребность, первоначальные общие умения,прочные навыки чтения, письма,счёта, опыта общения и сотрудничества. Пути осуществления данных задач –система индивидуально - дифференцированной,учебно –познавательной и воспитательной деятельности,основанной на исследовании личности учащегося и его учебных возможностей,интересов и потребностей.

16 Развивающее обучение вносит свои коррективы в организацию учебной деятельности и содержание изученного материала. Сегодня многие стремятся реализовать принципы личностно - ориентированного образования. Базовым понятием при этом остается гуманизация учебного процесса, которая предполагает построение уроков с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося. Личностно- ориентированное образование - педагогическая норма, успешно реализовать которую не позволяет противоречие между необходимостью становления новой образовательной системы, ориентированной на личностное развитие, и отсутствием комплекса условий для организации личностно- ориентированного образования.

17 Психолого-педагогические исследования показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, прочность, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную си­туацию, различно и влияние знаний на развитие личности ре­бенка, освоить же определенный минимум должен каждый обу­чающийся, реализовать требования стандарта - каждый учитель. Здесь возникает очень сложная проблема - как учителю учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого? Решить эту проблему можно за счет уровней дифференциации. Смысл уровней дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика. Решение проблемы уровней дифференциации в рамках основной формы- урока сопряжено с рядом трудностей. К ним относится большой объем учебного материала, отсутствие дидактического материала и др.

18 Поиск условий, обеспечивающих эффективность использования уровней дифференциации, потребовал по-новому организовать учебный процесс. Механизм реализации таков: в течении ряда уроков идет образовательный процесс в обычном режиме. После учитель и ученики анализируют и оценивают, как усвоен материал, изученный в эту неделю, и как освоены способы деятельности. Результатом анализа и оценки становится деление всех учащихся на три группы.

21 Важно отметить: 1. распределение детей по группам является условным, так как группы динамические. В течение месяца ребенок может ока­заться в каждой их трех групп. Это обеспечивает и сохраняет душевное здоровье, эмоциональное благополучие детей как не­обходимое условие успешности любой деятельности, особенно учебной; 2. занятие с детьми второй малой группы дают ощутимый результат; 3. в подборе материала для проведения интеллектуальной разминки - этапе развития умственной и эмоционально-волевой сферы - принимают участие дети; 4. учащимся третьей группы предоставляется возможность самостоятельно готовить и проводить один из этапов занятия; 5. в режиме урока предусмотрено время для самостоятельной деятельности ребенка. При проведении интеллектуальной разминки используется фронтальная форма организации деятельности, на втором и третьем этапах - фронтальная групповая и индивидуальная, включающая самостоятельную работу индивидуализированного характера.

22 Выбор формы проведения самого занятия предоставляется учителю, что закрепляет за ним право на изобретательность и творчество. Следует отметить, что в течение всех дней недели в один из уроков включается этап интеллектуального развития. В классах можно организовать уроки интеллектуального развития, где собраны игры, познавательная литература, карточки с заданиями разного уровня сложности. В создании уроков принимают участие педагоги, дети, можно подключить родительский комитет.

23 Вывод. Такой подход к организации образовательного процесса создает: - оптимальные условия для реализации стандарта, особенно таких составляющих образованности, как деятельностная, коммуникативная и ценностно-ориентированная; - условия для развития способностей ребенка; возможность выявить одаренных детей и предоставить им условия для самореализации на занятиях в малых группах; условия для реализации валеологической функции образования; - возможность обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с разным уровнем развития.

24 Перечень позитивных факторов можно продолжить, но есть и проблемы. Они связаны с созданием комплекса методического обеспечения для проведения занятий в группах. Действительно, гуманно-личностное образование можно реализовать посредством уровневого дифференцированного обучения. И задача учителя заключается не только в том, чтобы зафиксировать уровень успешности учащегося, но и найти путь устранения трудностей, которые он встречает. Во-первых, дети неуспевающие отличаются от успешных главным образом тем, что темп их обучения значительно медленнее. Поэтому задача учителя - не торопить, не подгонять, очень осторожно и постепенно повышать темп деятельности от­стающего ученика, не принуждать его к выполнению тех учеб­ных задач, которые он сегодня решать не может. Основной ме­тод при этом - пошаговая помощь школьнику, выработка вместе с ним алгоритма действия, последовательности выполнения лю­бой учебной задачи. В связи с этим должен быть отсрочен и момент оценки деятельности, нужно оценивать сперва успешный результат его деятельности.

26 Решение педагогического совета 1.Обеспечить укрепление материально-технической базы учебного процесса путем приобретения новой методической литературы, средств наглядности, ТСО и т. п. Ответственный: директор школы. 2. Утвердить план курсовой подготовки педагогов школы на учебный год и добиться его выполнения. Ответственный: администрация школы. 3. Обеспечить участие учителей и воспитателей в работе районных МО. Ответственный: администрация школы. 4. Продолжить работу по темам самообразования. Ответственные: все педагоги школы. 5. Подготовить и опубликовать сборник методических материалов педагогов школы из опыта работы. 6. Проанализировать объем домашних заданий по своему предмету. Провести хронометраж реально затраченного времени на его подготовку. Внести необходимые коррективы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого учителя свои методические подходы, приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. При подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи, но зачастую они не приводят к ожидаемому положительному результату.

Результат эффективности и качественной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета, культуры общения, любви к детям

Современный учитель должен ставит своей целью учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая все чаще им такие вопросы: Почему? Как? и т.д.

Известная китайская пословица гласит:

« Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.

Качество и эффективность урока, как основной формы обучения и воспитания школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока является использование нестандартных форм обучения: уроки- сказки, уроки- путешествия, уроки в форме игр и т.д.

Рекомендации учителям:

1.Умейте радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачи.

2.Вы очень близкие для своего ученика люди. Постарайся, чтобы ребенок был всегда для вас открыт. Станьте ему другом и наставником.

3.Не бойся признаться в своем незнании какого- то вопроса. Будь вместе с ним в поиске.

4.Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины станут для него преодолимы.

6.Ребенок не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

8.Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

11.Помните, двойка очень вредна и для формирования характера. Найдите возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

12.Если из двух баллов думаете, какой выбрать, - не сомневайтесь, поставьте высший. Поверьте в ребенка. Дайте ему крылья. Дайте надежду.

13. Каждый ваш урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

15.Учите своих учеников трудиться. Не ищите легкого пути в обучении. Но помните, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуйте, где необходимо ваше плечо, ваши знания, ваш опыт.

17.Помните о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

18.В общении с родителями своих учеников не забывайте, что их дети для них- самое дорогое в жизни. Будьте умны и тактичны. Находите нужные слова. Постарайтесь не обидеть и не унизить их достоинство. Не бойтесь извиниться, если оказались неправы. Ваш авторитет в глазах учеников только повысится. Будьте терпеливы и к их ошибкам.

Живите с детьми полной жизнью. Радуйтесь и огорчайтесь вместе с ними. Увлекайтесь и удивляйте. Шутите и наставляйте. Учите быть нетерпеливым ко лжи и насилию. Учите справедливости, упорству, правдивости.

Открытие педагогического совета. Информация о выполнениии ршений предыдущих педсоветов.

Директор учреждения образования Казимиренко И.А.

10.15 -10.20

Объявление темы, установление регламента.

Директор учреждения образования Казимиренко И.А.

10.20-10.25

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К.

10.25-11.00

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности.

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К.

11.00-11.10

Использование презентаций на уроках социально-бытовой ориентировки с учащимися с особенностями психофизического развития.

Учитель-дефектолог Хаецкая С.С.

11.10-11.20

Презентация “Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка”.

Учитель английского языка Стасюкевич Ю.С.

11.20-11.30

Деловая игра “Пути повышения качества образования на уроках математики”.

Руководитель методического объединения учителей естественно-математических наук Борисёнок Р.Ф.

11.30-11.40

Комфортнасць обучения при организации самоподготовки в группе продлённого дня как одно из важнейших условий успешности учебного процесса.

Воспитатель группы продлённого дня Лесун С.Л.

11.40-11.50

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности

Без специальной организации

учебной деятельности не может

быть эффективного усвоения знаний.
И.С. Якиманская (слайд 5)

Роли:

Задача инсценировки: понять, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует.

Президент (выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является внедрение новых технологий, при успешном внедрении которых наши педагоги сумеют сформировать ….

Ребенок. Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали.

Раздается телефонный звонок. Звонит Друг Ребенка.

Друг Ребенка. Привет! Что делаешь? Скучаешь?

Ребенок. Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?

Друг Ребенка. Да… Знаешь, что мне Марья Ивановна сегодня сказала?

Ребенок. Что?

Ребенок. А пальцев хватило?

Ребенок. Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.

Друг Ребенка. Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…

Ребенок. Нет, давай сегодня обойдемся без жертв. Есть одно место… Цветов не обещаю, музыка - возможно.

Друг Ребенка. Это что - в кафушку что ли?

Ребенок. Ты про уроки с использованием ИКТ слышал?

Друг Ребенка. Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?

Ребенок. Нет, это уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Что это такое лучше увидеть своими глазами. Идешь?

Друг Ребенка. Да.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учащихся, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. (слайд 7)

Помимо этого, если урок – современный и эффективный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Учебный труд, как всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы ребят, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на учащегося, на его отношение к предмету.

Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными, но настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитываются особенности класса: уровень успеваемости; отношение к предмету; темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности. Результат эффективности и качественной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета, культуры общения, любви к детям.

Задача учителя- создание и реализация индивидуальной траектории урока для усвоения знаний как успешными учениками, так и слабоуспевающими. (слайд 8)

Перед нами встают вопросы: -как сделать урок эффективным и интересным;

-как передать определённые знания, но и воспитать у обучающихся потребность в самообразовании. (слайд 9)

Урок был направлен на расширение лексики ребят, их кругозора, а также на умение выразить словом не только сюжет, но и содержание, которое скрыто во всей художественной структуре, научить любить русскую литературу. Использование презентации, работа с текстом, предложениями, ответы на вопросы фронтального опроса помогли учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить. (слайд 10)

Использование игровых моментов, работа с текстом, предложениями, кластером (схемы), ответы на вопросы фронтального опроса помогли учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить.

При интерактивной проверке теста был использован наглядный ключ-ответ, который помог ребятам оперативно оценить умение владеть теоретическим материалом и сразу же определить слабые стороны в освоении материала. (слайд 13)

Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы позволили достичь поставленных целей и сделать урок более продуктивным, эффектным и полезным для детей.

Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффектный урок – урок, который производит сильное впечатление.

Эффективный урок – урок, который приводит к нужным результатам.(слайд 14)

Накануне педсовета было проведено анкетирование учителей по определению, какой урок можно считать эффективным и чего, по мнению педагогов, не должно быть на эффективном уроке. Результаты получились следующие.

1. Какие из перечисленных недостатков урока кажутся Вам типичными в практике работы нашей школы?

1.Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса – 45%

2.Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования – 27%

3.Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия – 0%

4.Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения -18%

5.Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны – 18%

6.Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности) – 9%

7.Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда – 72% (слайд15).

2. Критически оцените уроки своего предмета. Назовите три основных недостатка уроков Вашего предмета в нашей школе
1. Перегружено содержание учебного материала – 72%
2. Шаблонная структура урока – 63%
3. Однообразные формы обучения – 27%
4. Слабый дифференцированный подход в обучении – 36% (слайд 16)

3.Обозначьте причины, которые затрудняют сделать урок более эффективным
1. Отсутствие раздаточного материала - 0%
2. Низкая мотивация учащихся – 72%
4. Слабый контингент учащихся – 54%
5.Большая учебная нагрузка учителей -0 %
6.Отсутствие технических средств обучения - 45%

7. Мало методической литературы – 0% (слайд 17).

4.В чем Вы видите пути решения проблем современного урока (что можно сделать, чтобы урок стал лучше)?
Использование разнообразных форм и методов обучения: использование качественного стандартного раздаточного материала, постоянное использование ИКТ, наглядного материала, обеспечение класса техническими средствами обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, удивление заинтересованность темой урока, повышение мотивации обучения учеников, открытие групп изучения предмета на повышенном уровне. (слайд 18)

5. Какие активные формы и методы обучения Вы используете на своих уроках?

Уроки-конференции, уроки-путешествия, зачёты, лекции, групповое обучение, развивающие игры, индивидуальное обучение, интерактивные методы, кластеры, написание синквейна, мультимедийные презентации. (слайд 19)

6.Какие элементы новых технологий Вы используете на своих уроках?

Элементы ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектная деятельность, игры, видеопроекты, проблемное обучение, модульное обучение, педмастерские, дифференцированное обучение. (слайд 20)

Как видите, большинство наших учителей считает, что эффективный урок – это урок, прежде всего интересный и ПРОДУМАННЫЙ, на котором главное – это труд ученика по овладению новыми знаниями и умениями.

На эффективном уроке не должно быть скуки, монотонности, громоздкого домашнего задания.

Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок-активация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учащихся интерес к предмету, желание познания?

Использование презентаций на уроках социально-бытовой ориентировки с учениками с особенностями психофизического развития. (слайд 21)

С.С.Хаецкая, учитель-дефектолог

2. Известный дидакт И.П. Подласый отмечает, что без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий не стоит надеяться на повышение качества образования учащихся. Есть много примеров, когда даже высокое педагогическое мастерство учителя не спасало плохо продуманный урок. Главное на хорошем уроке – работа учащихся. Без работы нет результата.

Как подготовить эффективный урок? Предлагаю только общий алгоритм подготовки урока.

  1. Определите тип и место урока в учебном блоке уроков.
  2. Определите обучающую цель и учебное содержание.
  3. Обозначьте задачи личностного развития учеников и спланируйте соответствующие ситуации развивающего типа.
  4. Спрогнозируйте будущий урок.
  5. Определите последовательность и спланируйте результаты ЭТАПОВ урока.
  6. Примите решение о методах и формах обучения.
  7. Подберите средства обучения.
  8. Составьте технологическую карту или конспект урока.
  9. Продумайте средства обратной связи.
  10. Определите содержание домашнего задания и способ его представления.
  11. Оцените спланированный урок через призму признаков его эффективности. Внесите необходимые коррективы. (слайд 22)

1) четкая целенаправленность урока;

2) достаточное организационное и материальное обеспечение;

3) оптимальный психологический режим;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность, преемственность, и завершенность учебных операций;

6) экономия времени на уроке;

7) непрерывный контроль и самоконтроль;

8) восстановление делового равновесия, при его нарушении;

9) закрепление и оценка знаний, умений;

10) непрерывное совершенствование учебного процесса. (слайд 23)

Эффективный урок должен ориентироваться на успех участников урока, ведь современный урок сегодня – это активная (самостоятельная) деятельность. Он должен развивать речь, обучать приемам мышления, которое обязательно проходят следующие стадии: диагностика, научение приемам мышления, тренировка в использовании, контроль над степенью сформированности. Эффективный урок формирует у его участников креативность, коммуникабельность, разного вида компетентности, когда участники урока максимально раскрывают свои способности, толерантны друг к другу.

Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Ю.С.Стасюкевич, учитель английского языка (слайд 24)

Качество и эффективность урока, как основной формы обучения и воспитания зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урок является использование нестандартных форм обучения.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Повышается эффективность, если в урок включены элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у ребят бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Ведь главной задачей обучения является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем.

Деловая игра. Пути повышения качества образования в учреждении образования. (слайд 25)

Р.Ф.Борисёнок, учитель математики

4. В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.

Важнейшим требованием в режиме работы группы продленного дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный фор-мировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Организуя работу учащихся в группе продленного дня, главное - со-здать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью каче-ственного выполнения домашних заданий.

Комфортность обучения при организации самоподготовки в группе продлённого дня как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса. (слайд 26)

С.Л.Лесун, воспитатель ГПД

5. В настоящее время компетенции в образовании выступают как ре-зультат образования. Компетентностный подход в образовании предполагает не усвоение суммы информации, а освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых или проблемных ситуациях.

Таким образом, именно компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.

Итак, средства обучения и результаты – две основные составляющие повышения эффективности учебного процесса.

В процессе обучения все мы постоянно должны задействовать факторы повышения эффективности урока:

1. Соблюдение алгоритма подготовки к уроку.

2. Организация адекватного взаимодействия на уроке.

3. Активные формы проведения урока.

4. Компетентностный подход в обучении.

5. Оценочная деятельность учителя и учащихся.

6. Определение степени обученности как результативности урока.

Одной из составляющих образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного урока - это и есть основа качественного образования.

Данный подход учителей к подготовке и проведению эффективного современного урока позволит каждому учащемуся проявить себя нестандартно, по- новому, развивая свои индивидуальные, интеллектуальные и творческие способности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества обучения становятся весьма актуальными педагогическими проблемами в связи с введением профильного обучения, использованием рейтинговой системы контроля и самоконтроля, с применением тестов, компьютерных учебных занятий, направленностью обучения на самообразование и внедрение методов самооценки знаний.

На примере работа учителей нашей школы.

Пути и средства повышения эффективности и качества урока

Подготовила; учитель МКОУ «Ленинской СОШ №2 г. Ленинск Волгоградской области Терлянская Е.В.

Одним из приоритетных направлений российской политики являются модернизации образования. Для этого, как указанного в концепции национальной образовательной политики РФ, требуется повышение качества образования, повышение эффективности форм и технологий обучения. Повышение качества обучения становятся весьма актуальными педагогическими проблемами в связи с введением профильного обучения, использованием рейтинговой системы контроля и самоконтроля, с применением тестов, компьютерных учебных занятий, направленностью обучения на самообразование и внедрение методов самооценки знаний.

В современной школе основной и постоянно действующей формой учебных занятий, где решаются задачи обучения, развития и воспитания является урок.

Дать хороший, качественный урок- дело непростое, даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения.

Наши учителя постоянно ищут пути его дальнейшего совершенствования.

Многое делается для того, чтобы с первых минут урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью учителя МО сразу включают детей в активную познавательную деятельность.

Так Бухарева проводит небольшие компьютерные тесты на уроках в 5, 6, 9 классах, а в 7-8 классах компьютерные тренажеры.

Слободских – карточки- задания и компьютерные тренажеры с использованием интерактивной доски.

Терлянская –использует проблемные вопросы и карточки задания. Все эти средства привлекают детей к активной работе.

Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, то есть подразделение его на небольшие законченные элементы и последовательная отработка их до полного усвоения .

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке, Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Бухарева использует для этого индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях и контурных картах, в 10-11 классах групповую работу при создании презентаций. Е.Ю. применяет на уроках разнообразные демонстрационные компьютерные программы для наглядного изучения учебного материала. Особенно много они содержат фото в 9-10 классах (города мира, России, народы мира, и другие). Мультимедийные учебники и программы тренажеры помогают продемонстрировать многие процессы происходящие на Земле, которые трудно передать словами, а в этом помогает компьютер.

Последним этапом урока является подведение итогов и рефлексия. Учителя применяют самооценки учеников по таблице, оценку в виде рожиц для 5-7 классов.

Одним из способов проявления эффективности обучения является для старшеклассников творческие домашние задания, исследовательские работы, реализуются которые во внеурочной деятельности.

Использование различных видов компьютерных программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогической ситуации успеха для ученика, в ходе которой каждый ученик может проявлять инициативу, творчество, исследовательский подход и позволяет повысить эффективность и качество урока.

Читайте также: