Экономические нормы православия доклад

Обновлено: 17.05.2024

Церковь и экономические проблемы государства: может ли "русский имперский капитализм" быть панацеей для экономики России? Каковы аксиологические ориентиры старообрядческого капитализма? Можно ли совместить систему православных нравственных ценностей с экономически выгодными методами хозяйствования? Вопросам идеологической составляющей экономической деятельности посвящена статья кандидата богословия, кандидата филологических наук М.В. Первушина.

Аще не Господь созиждет дом,

всуе трудишася зиждущие…

Народное хозяйство требует

духовного здоровья народа.

Прот. Сергий Булгаков

Однако сегодня под экономикой в первую очередь понимают предпринимательство (business), т.е. профессиональную деятельность в сфере производства или услуг, конечной целью которой является получение прибыли. Предпринимательство - это такой же законный вид человеческой деятельности, как, к примеру, наука, искусство или военное дело. Здесь также встречаются хорошие и плохие, ответственные и безответственные работники (бизнесмены), как и в других областях человеческой деятельности. В этой профессии также необходимо наличие некоего (предпринимательского) таланта (Божьего дара), как и в любой другой.

В этом плане русский раскол не создал никакого принципиально нового религиозного мировоззрения. Русское православие, расколовшись внешне, тем не менее сохранило свою целостность в аспекте аксиологическом. Здесь поэтому мы можем утверждать, что никакой особой специфически старообрядческой религиозной этики, которая отличалась бы в каком-либо отношении от жизненной этики традиционного русского православия, в действительности не существует. Жизненная этика старообрядчества есть не что иное, как жизненная этика православия. В первой не содержится ничего такого, что могло бы вступить в смысловое противоречие с духом последней.

И даже более того, старообрядцы, являясь приверженцами радикально-эсхатологического направления в православии, склонны были относиться к хозяйственному предпринимательству скорее отрицательно, нежели положительно. Мир есть средоточие несправедливости и источник страданий - вся история старообрядчества могла лишь убеждать староверов в справедливости этого суждения. Они могли в некоторых случаях, принуждаемые целым рядом обстоятельств, заниматься ей по необходимости, но никогда - вследствие любви к ней.

В целом же мы можем заключить следующее: феномен старообрядческого капитализма отнюдь не являлся воплощением каких-либо особых аксиологически окрашенных мотивационных побуждений раскольников. Поэтому предпринимательские наклонности, способности и формы деятельности староверов не должны рассматриваться как априорный факт культурного происхождения, но, напротив, должны рассматриваться исключительно как ситуативно-обусловленный факт.

Однако та или иная религиозная этика, как мы уже отмечали, лежит в основании всех институтов цивилизации, есть она и в сфере экономической. Несмотря на то, что старообрядческий капитализм как явление принадлежит все-таки к ситуативно-обусловленным фактам, он не лишен и аксиологических мотиваций, которые являются традиционно православными по своей сути. Повторимся еще раз, сказав, что жизненная этика старообрядчества есть не что иное, как жизненная этика православия, т.к. в первой не содержится ничего такого, что могло бы вступить в смысловое противоречие с духом последней. Поэтому если и имели российские дореволюционные предприниматели (в том числе и бизнесмены-старообрядцы) русскую самобытную хозяйственную идеологию, благодаря которой успешно вели свой бизнес не только для себя, но и на благо всего российского общества и государства, то эта идеология являлась порождением православия. Так что же лежит в основе православной этики, и что ей чуждо?

Сейчас в экономической сфере наше общество приходит к пониманию того, что без прочного нравственного основания успешное развитие экономики невозможно. К примеру, на встрече президента В. В. Путина с представителями бизнес-сообщества, которая состоялась 1 июля 2004 года, ведущие бизнесмены заявили о том, что для более успешного развития бизнеса в России он должен быть социально ориентирован. Некоторые предприниматели выразили готовность следовать положениям Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятого на VIII Всемирном Русском Народном Соборе в феврале 2004 года. Интересно то, что принятый Свод является не церковным, а общественным документом, и был принят на форуме общественных организаций, хотя и связанных в своей деятельности с Церковью, но не находящихся в ее подчинении. В разработке документа участвовали приверженцы разных экономических и политических теорий. Предпринимательская деятельность не может быть в полном смысле успешной и созидательной, если она преследует узкоэгоистические интересы и приносит ущерб обществу в целом, а этот документ четко и ясно обозначил взгляды значительной части российского общества на нравственное измерение экономики. Важно было показать то, что и в современных условиях можно жить и хозяйствовать в соответствии с библейскими принципами и при этом оставаться успешным и конкурентоспособным.

Следование правилам, включенным в Свод, может также приблизить подлинное возрождение некогда прерванных традиций русского предпринимательства, а как мы уже показали, профессиональное мировоззрение представителей данного социального круга существенным образом отличалось от профессионального мировоззрения их западных коллег. Они отнюдь не являлись закоренелыми индивидуалистами. Никто из них не стремился к наживе как к самоцели.

Именно этике православия дано сформировать в современном российском обществе новый тип социально-экономических отношений, а также особую модель гражданского общества и политической власти, способную более эффективно решать современные проблемы общественного развития.

[1] Русский перевод.: Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

[2] Василенко И.А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти / Трибуна русской мысли, №2, 2002. С. 115.

[3] Кстати, весьма характерно, что большая часть российских предпринимателей как Петровского времени, так и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей, тогда как в Европейских государствах - из дворян.

[6] Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения / Вопросы экономики, 1993, №8. С. 115.

[7] Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства / Вопросы экономики. 1993. №8. С. 90.

[8] Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Т. 13. СПб., 1898. С.331-333. С. 328.

[10] Гловели Г. Цивилизационный опыт. C. 118.

[12] Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988. С. 241.

[13] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М., 1990. С. 192.

[17] Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. С. 223.

[19] Зомбарт В. Указ. изд. С. 222-223.

[20] Подвойский Д.Г. Старообрядцы, иноверцы и русский капитализм. С. 110.

[21] Отношения обоюдной материальной взаимопомощи были распространены чуть ли не повсеместно (см. пример выше), и такие отношения являлись довольно типичными для старообрядцев.

[22] Гловели Г. Цивилизационный опыт России. С. 121.

[23] Никольский Н.М. История. С. 241.

[24] Ср.: Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М., 1996. С. 156.

[25] Василенко И.А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти. С. 116-117.

[26] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 258.

[27] Согласно этики Канта нравственным является только такое действие, которое изначально не обременено эмоционально-психологоческой пристрастностью (см.: Василенко И.А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти. С. 117). Именно поэтому помощь ближнему воспринимается только как помощь материальная.

[28] Цит. по: Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. С. 197.


В каждом народе рождаются и оформляются те идеи, которые свойственны его мировоззрению, основанному на всей совокупности культурно-исторических традиций, начиная с древнейших времен.

Мiръ - община, народ, род человеческий, Вселенная - Целостность;

Миръ - отсутствие ссор, вражды, несогласия, войн; лад, согласие, единодушие, доброжелательство -Гармоничность (лад);

Мiръ - миром, сообща, советом - Соборность.

Триединство Целостность - Гармоничность - Соборность есть ядро мировоззрения Русской Цивилизации, которое проявлялось во всех периодах ее существования - и в Русском Ведизме, и в Русском Православии*, и в Русском Коммунизме, и в созидательном взаимодействии с другими конфессиями и цивилизациями.

Практицизм и рационализм

Идеализм и ир­рационализм

Индивидуализм и активизм

Коллективизм и созерцательность

Убежденность в цивилизационном превосходстве

Убежденность в культурном превосходстве


При этом, если говорить об экономической доминанте, то начиная с 17 века можно выделить три глобальных цикла накопления капитала, определить их места географической концентрации, владельцев и выгодоприобретателей:

3. ФРС США (с 1913 и по сегодняшнее время). Основа капитала - глобальные войны, торговля нефтью, ростовщичество. Выгодоприобретатели - все те иудеи, протестанты и иллюминаты, в основном из владельцев Банка Англии.

Права собственности, возведенные в абсолют

Совместное ведение хозяйства, средства производства, принадлежащие обществу

Колониализм, означающий выкачивание ресурсов из захваченных стран и финальное уничтожением их народов

Духовный и территориальный экспансионизм, когда народы вовлекаются в расширяющееся совместное пространство на основании партнерства и взаимовыручки

ХРИСТИАНСТВО О РОСТОВЩИЧЕСТВЕ

Среди обличителей ростовщичества - Климент Александрийский (150 - 220), Василий Великий (330 - 394),Иоанн Златоуст (347-407) и другие Святые Отцы [5].

ХРИСТИАНСТВО О БОГАТСТВЕ

ХРИСТИАНСТВО ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

При этом мы не забываем и про -

ДУХОВНЫЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЭКСПАНСИОНИЗМ

- когда народы вовлекаются в расширяющееся совместное пространство на основании партнерства и взаимовыручки.

Так, при смене финансовой системы с переходом на деньги с демереджем (как в Японии к 2014, ЕС - 2020 гг.) предполагает создание новой международной системы расчетов - Международную Клиринговую Палату, создающую здоровую альтернативу долларовой системы и однозначно привлекательной для большинства стран. Создание нового геополитического и экономического союза будет иметь под собой и финансовую базу. Причем и Россия и Русская Православная Церковь здесь могут стать серьезными акторами международной политики и центром притяжения .

В настоящее время в Украине процессам коренного изменения хозяйственного уклада сопутствуют явления, которые часто называют издержками начального накопления капитала или более жестко - "беспределом", т.е. не имеющим границ по масштабам и дерзости нарушением правовых и нравственных норм.
В защиту этого явления часто выдвигается тезис о том, что оно свойственно любой рыночной экономике в период ее становления и что по мере укрепления рыночных структур и институтов, а так же создания соответствующей правовой базы оно исчезнет само собой. Стоит только преодолеть спад производства, снизить инфляцию, привести в порядок финансовую систему, выплатить зарплату бюджетникам, ликвидировать неплатежи, принять налоговый кодекс и . т.д. Однако, опыт показывает, что материальные и правовые рычаги и стимулы в любом сообществе бессильны в решении социально экономических проблем в отрыве от их нравственной стороны.

Многовековой опыт хозяйствования сложившийся в разных типах цивилизаций, в разных странах мира показал, что хозяйственная деятельность помимо чисто экономических законов личного и общественного интереса , выгоды, должна регулироваться правом и нравственными законами. Без соблюдения их любая хозяйственная деятельность в долгосрочной перспективе обречена на провал.

Экономические успехи многих стран Запада, а так же подъем промышленного производства в ряде азиатских стран не может быть объяснен влиянием только материальных, географических или политических предпосылок. Огромную роль здесь сыграли и продолжают играть религиозные традиции и установки.

История хозяйственного развития разных стран показывает, что экономический кризис способен вызвать не только всплеск безнравственности, но и пробудить силы общества, противодействующие этому явлению. И почти всегда авторитетным лидером таких здоровых сил общества являлась Церковь, поскольку верующие люди в силу своих религиозных убеждений должны придерживаться принципов высокой нравственности.

Каково отношение христианства (либо другой религии, в которой воспитывался, социализировался человек) к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека? Кто является источником всех благ и мерилом всех поступков, результатов деятельности? Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности? Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам , в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе? Какими критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих. По каким принципам необходимо выстраивать свои отношения с окружающим миром (подчиненные, другие субъекты хозяйствования, потребители, окружающая природа) в процессе хозяйствования. Эти и многие другие вопросы в той или иной мере были, и будут возникать у людей, вовлеченных в хозяйственную сферу, пока существует экономика.

Страны Западной Европы, Киевская Русь, дореволюционное Российское государство с Украиной в своем составе, на протяжении многих веков выстраивали свою государственность и хозяйственную жизнь, науку и культуру, базируясь на фундаменте христианства. Поэтому для нас весьма важно получить ответы на поставленные вопросы в соответствии с христианским учением. Знание христианских принципов хозяйствования важно и с точки зрения нравственного оздоровления нашей экономики сегодня.

Каково отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека?

Для христианского учения экономика, хозяйственная деятельность понятия временные, земные. Экономика – явление не изначальное и конечное. Необходимость хозяйственной деятельности в ее теперешнем виде возникает в результате грехопадения человека, теперь человек вынужден добывать хлеб насущный тяжелым трудом в поте лица, заботиться о сохранности и эффективном использовании плодов труда и имеющихся ресурсов, т.е. о собственности, должен регулировать взаимоотношения, возникающие в процессе труда, обмена, распределения.

Таким образом, хозяйственная деятельность человека, труд - непременные составляющие его земной жизни. Один из основополагающих принципов христианской хозяйственной этики - необходимость труда всех работоспособных членов семьи, а следовательно, и всех членов общества согласно с правилом "кто не работает, тот не ест", впервые сформулированном в Новом Завете.

Как таковая экономика подлежит действию тех же законов и ограничителей, которые существуют для иных проявлений человеческой жизни.

Поэтому главная задача человечества в экономическую эпоху его существования – подчинить хозяйственную деятельность, внеразумную в своей первопричине, действию субъективного ограничителя – разума, определяющего направление деятельности свободной человеческой воли и оказывающего непосредственное воздействие на свободу выбора. При этом разум человека, его воля должны быть направлены к исполнению заповедей, сочетаться с волей Божьей. Согласуя и направляя свою волю в соответствии с Божественной во всех своих поступках, в том числе в хозяйственной сфере, и надеясь на Божественное милосердие, человек обретает спасение.

Лекция 5 Христианская экономическая мысль

В настоящее время в Украине процессам коренного изменения хозяйственного уклада сопутствуют явления, которые часто называют издержками начального накопления капитала или более жестко - "беспределом", т.е. не имеющим границ по масштабам и дерзости нарушением правовых и нравственных норм.
В защиту этого явления часто выдвигается тезис о том, что оно свойственно любой рыночной экономике в период ее становления и что по мере укрепления рыночных структур и институтов, а так же создания соответствующей правовой базы оно исчезнет само собой. Стоит только преодолеть спад производства, снизить инфляцию, привести в порядок финансовую систему, выплатить зарплату бюджетникам, ликвидировать неплатежи, принять налоговый кодекс и . т.д. Однако, опыт показывает, что материальные и правовые рычаги и стимулы в любом сообществе бессильны в решении социально экономических проблем в отрыве от их нравственной стороны.

Многовековой опыт хозяйствования сложившийся в разных типах цивилизаций, в разных странах мира показал, что хозяйственная деятельность помимо чисто экономических законов личного и общественного интереса , выгоды, должна регулироваться правом и нравственными законами. Без соблюдения их любая хозяйственная деятельность в долгосрочной перспективе обречена на провал.

Экономические успехи многих стран Запада, а так же подъем промышленного производства в ряде азиатских стран не может быть объяснен влиянием только материальных, географических или политических предпосылок. Огромную роль здесь сыграли и продолжают играть религиозные традиции и установки.

История хозяйственного развития разных стран показывает, что экономический кризис способен вызвать не только всплеск безнравственности, но и пробудить силы общества, противодействующие этому явлению. И почти всегда авторитетным лидером таких здоровых сил общества являлась Церковь, поскольку верующие люди в силу своих религиозных убеждений должны придерживаться принципов высокой нравственности.

Каково отношение христианства (либо другой религии, в которой воспитывался, социализировался человек) к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека? Кто является источником всех благ и мерилом всех поступков, результатов деятельности? Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности? Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам , в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе? Какими критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих. По каким принципам необходимо выстраивать свои отношения с окружающим миром (подчиненные, другие субъекты хозяйствования, потребители, окружающая природа) в процессе хозяйствования. Эти и многие другие вопросы в той или иной мере были, и будут возникать у людей, вовлеченных в хозяйственную сферу, пока существует экономика.

Страны Западной Европы, Киевская Русь, дореволюционное Российское государство с Украиной в своем составе, на протяжении многих веков выстраивали свою государственность и хозяйственную жизнь, науку и культуру, базируясь на фундаменте христианства. Поэтому для нас весьма важно получить ответы на поставленные вопросы в соответствии с христианским учением. Знание христианских принципов хозяйствования важно и с точки зрения нравственного оздоровления нашей экономики сегодня.


С точки зрения христианской Церкви, история цивилизации — это истории падшего человека. В преддверии христианства в Римской империи положение гражданина определялось, прежде всего, его богатством. Все другое ценилось лишь постольку, поскольку способствовало обогащению или услаждало жизнь богатых. Разница между нравственными и безнравственными средствами обогащения существовала лишь в теории, не останавливая устремленных к наживе. Имеющие экономическое могущество образовали замкнутое сословие со своими особыми принципами и господской моралью. Низшее сословие Рима было пропитано неизлечимым презрением к труду и если трудилось, то лишь под давлением нужды. Отношения к местным богам человек строил по форме торга: я тебе — ты мне. Это было наследием республики

Христианское вероучение изменило отношение к миру и экономике. Скромность, ограничение в потреблении, взаимопомощь, добродетель утверждались образцом для подражания. Безудержное стремление к накоплению богатства стало осуждаться. Немало состоятельных людей продавали свое имущество и раздавали вырученные средства нуждающимся. Создавались поселения с общим пользованием имуществом. Богатство стало восприниматься как обуза, ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18:25). Каждое дело начиналось с молитвы благодарности к Господу. Экономики христианских стран пропитывались религиозной нормой нравственности.

Однако различия в догматическом богословии, разделившие Церковь на три конфессии своеобразно отразились на последующем экономическом построении стран. В XI веке западная ветвь формально выделилась в католическую. Позднее, в XVI веке, в лоне католической Церкви возник еще один, внутренний церковный раскол. Рождение протестантизма и последовавшая затем Реформация оказали сильнейшее воздействие на развитие экономик государств в последующие 500 лет.

С точки зрения православной Церкви католическая ветвь, а за ней и протестантская, выбрав рациональное понимание учения Христа, исказила его, дав начало упрощенному, правовому, т.е. внешнему, подходу к вопросу спасения. Учение о сотериологии, искуплении и спасении человека, обретении им Царства Божия стало основополагающим в отношении к собственности, труду, богатству, фундаментом поведения человека в экономике.

Православие

Церковь учит, что кратковременная деятельность человека предназначена только для спасения его Души. В этот период человеку следует стремиться уподобить свою жизнь Господу Иисусу Христу, принесшему добровольную жертву во искупление, оправдание и спасение человека. Им указан путь спасения души и дана надежда в вере восстановить союз Бога с человеком и достичь нетленного состояния.

Православное вероучение делает акцент на спасительной роли жертвы Христа. Крещение, прощая, очищая предшествующие грехи, дает человеку лишь встать на путь спасения души, само же спасение достигается последующим понуждением себя к исполнению заповедей Божьих (Мф. 11:12). Обóжением, приобщением к Богу, человек спасается от рабства тления и смерти, вошедшими в жизнь через грехопадение первых людей (Прем. 2:24).

Имея рождение от первого человека, Адама, грехом глубоко исказившего человеческую природу, все люди имеют расстроенную душу и тело. Смерть, страсть и тление, как повреждение первозданной чистоты, вошли в суть человеческого естества: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1:13). Через подвиг страдания Христос восстановил в себе самом эту человеческую природу и стал примером для человечества. Благодаря крещению и последующему исполнению евангельских заповедей, при помощи Господа, человек получает начало вечной жизни в самом себе. От его свободной воли зависит, прорастет ли это зерно в нем или засохнет (Мк. 4:3–8; 18–20). Мир — совокупность страстей и мудрование плоти, влекущих к иному, чем потребно духу, они друг другу противятся (Гал. 5:17). Огранивая себя свободной волей от соблазнов мира, устремляя все помыслы и действия к Богоподобию, посредством живой, сердечной веры, добрых дел и церковных таинств, человек может спастись, преодолеть тление и смерть.

Замысел Бога о мире и человеке — святость. Даже если труд не увенчался ожидаемым результатом, то эта внешняя неудача, этот провал оборачивается полезным плодом.

Даже имея богатство, человеку следует трудиться, проявляя заботу о нуждающихся. Имущественное положение человека само по себе не является свидетельством угодности или неугодности Богу.

Католицизм

Хозяйственная деятельность воспринимается как исполнение вмененной человеку Творцом обязанности управлять миром (Быт. 1:28). Господь как высший и абсолютный собственник даровал человеку право пользоваться землей, и человек законно осуществляет это право. Делать это ему следует не только в собственных интересах, но и для роста общего блага. Стремление человека к личному обогащению признается естественным, однако пристрастие к богатству порицается.

В ведении хозяйства добродетелью является упорядоченное ведение и бережливость, которые также засчитываются в Царстве Божьем. Необходимость труда продиктована потребностью материального поддержания и приобретением возможности в нужный момент прийти на помощь нуждающемуся.

Ростовщичество католической Церковью сперва однозначно осуждалось, вплоть до отлучения от Церкви, ведь время является даром Божиим и не может быть предметом торга в виде уплаты процентов.

Возвращаться должна та сумма, что давалась заемщику. Позднее было допущено несколько случаев, когда взимание процента не считалось грехом; например, риск утраты капитала ссудодателем. И после признаны допустимыми и частная собственность, и рыночные цены, и займы, пусть и с низким процентом — до 5% (Лев X, 1515), и рента (Пий V, 1568). Признан и риск случайности, ставший основой будущего страхования.

Протестантизм

Восставшие, в том числе, против Церковной схоластики католицизма, протестанты свое вероучение продолжили основывать на положении права, полностью умалив свободу человека в вопросе спасения. Лишь через веру в Господа Иисуса Христа происходит общение души с Богом. Господь Иисус Христос жертвой принял на Себя все грехи верующего человека, как прошлые, так и все будущие. Так как Христос уже уплатил за человеческий род весь долг, то никакого другого удовлетворения более не требуется.

Оправдание можно получить одной только верой безотносительно к добрым делам и поступкам, потому что полный греха человек ничего доброго сделать не в состоянии. Находясь в безблагодатном состоянии, человек столь порабощен грехом, что не способен даже уверовать в Бога без предваряющего действия Его благодати. Сама возможность веры и обращения к Богу является безусловным даром Божественного предопределения, не зависимого от человека.

Спасение верующему человеку предопределено Создателем.

Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, а не отдан приумножению Его славы. Бесполезная трата времени расценивается как грех. Именно упорный труд служит превентивной мерой против всех серьезных искушений. Богатый ты или бедный, и те и другие должны работать, так как заповедь Господа о труде остается в силе.

Профессия и место, которое занимает человек, являются данными свыше. Полезность профессии и, следовательно, угодность ее Богу определяется по ее нравственности, важности для общества и… доходности. Доход воспринимается как перст Божий. Для Бога следует людям трудиться и… богатеть. Квакерская этика требовала тщательного и методичного выполнения своих профессиональных обязанностей. Деятельный труд превратился в религиозный долг. Важен не труд как таковой, а именно рациональная деятельность в рамках своей профессии. Пуритане педантично считают каждого, подобно рабу в евангельской притче, обязанным отчитываться о каждом доверенном ему пфенниге. И если человек истратит что-либо не во славу Божью, а для собственного удовольствия, то это, по меньшей мере, вызывает сомнение в богоугодности его поступка. Богатство не только морально, но и предписано. Бедность воспринимается как нанесение ущерба славе Божьей. Человек должен следить за доверенным ему Богом имуществом и получать с него доход. Чем больше имущество, тем выше ответственность в его сохранении. Господь избрал от начала, тех, кто спасен будет и дарует им, еще в этой жизни, материальное благополучие: God blesseth his trade!

Бог выносит Свое оправдание человеку, в результате — путь спасения принимается не в духовных подвигах и устремлению к святости, а в правовом уходе от наказания.

Любые религиозные устремления человека оказались парализованы предрешенностью его судьбы. С другой стороны, предопределение неизбежно порождало стремление каждого узнать о своей предопределенности ко спасению в будущем. Акцент полностью сместился на поиск внешних признаков своего избранничества, своего спасения, которые искали в успехе дела. Высвободившие силы души были направлены на активное освоение земных ресурсов, на обустройство жизни на земле, активность в миру приобрела характер освященного труда. Произошла сакрализация накопительства. Не только накопление стало считаться полезным — предпринимателя приравняли к священнослужителю. Отношения между человеком и Богом стали оцениваться на равных, в диалоге.

Поступательная адаптация вероучения Христа к рациональному воззрению человека направляла хозяйственную деятельность ко все большей заботе о хлебе насущном. Созерцательное молитвенное поведение первого тысячелетия сменилось логической схоластикой католиков и переродилось в бурную внешнюю деятельность аскетов протестантизма.

Читайте также: