Доклад про богатырей разных народов

Обновлено: 09.05.2024

В нашей массовой культуре прочно установился образ трех русских былинных богатырей, а в последнее время большой популярностью пользуются мультфильмы про легендарных Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Лишь за последние 15 лет было снято более десяти полнометражных анимационных фильмов об этих персонажах, что свидетельствует о массовом интересе аудитории к древним витязям. Однако о других героях русского эпоса, т.н. “младших” богатырях широкой общественности почти ничего неизвестно, а между тем, они есть, и не менее интересны чем пресловутая троица!

Но перед тем, как преступить к рассмотрению младших богатырей, хотелось бы пару слов сказать о русских былинах, как историческом источнике. Былины (по-другому их называли старины) - сказания о жизни тех или иных героев, передававшиеся из уст в уста в течении столетий, являлись одним из любимейших жанров народной культуры. Былины описывают события тысячелетней давности, а иногда и гораздо древнее (что продемонстрированно в нашей статье посвященной Вольге Всеславовичу, читайте её на нашем канале).

Не имея письменных источников или их ограниченное количество, народный эпос позволяет ученым получить представление о том, как было устроено русское общество 500-1000 лет назад, какие процессы в нем происходили, какие ценности были ему присущи. Так, в былинах про Дуная можно узнать о том какой социальный статус имели женщины в домонгольский период, а в былине про Хотена Блудовича, о социальном расслоении в княжеской дружине.

В народе былины-старины существовали с древнейших времен, однако образованной публике они стали известны относительно недавно. Связанно это с тем, что европеизированное дворянское сословие в дореволюционной России относилось к народному творчеству если не с презрением, то без особого интереса. И лишь в конце XVIII начале XIX в.в. когда растет национальное самосознание российской элиты, появляется русская литература, и в поисках самобытных героев и сюжетов элита обращается к народному эпосу.

Впервые народные старины в которых действующими героями являлись известные ныне богатыри, были изданы при демидовском заводе за авторством Кирши Данилова - народного певца трудившегося на предприятии купца старообрядца Демидова в конце XVIII в.. Однако наиболее полный спектр русских старин был представлен в издании Павла Николаевича Рыбникова. “Песни Олонецкого края”. Павел Николаевич был сослан из Петербурга в Олонецкий край за участие в революционном кружке, и связи в среде запрещенных властями старообрядцев. Трудясь мелким чиновником в губернской канцелярии, будучи в поездке по делам служебным, как-то он вынужден был заночевать в чистом поле вместе с другими перехожими людьми - крестьянами, разъезжавшими по своим делам.

У одного из костров он услышал тягучее, как ночной туман пение, с непривычки в народном напеве Павел Николаевич не мог разобрать слов, но вслушавшись, его воображению открылись потрясающие картины из древнерусского прошлого, описанные ярким образным языком. И он, испросив разрешения у сказителя стал записывать слова неизвестной песни. Павел Николаевич, будучи образованным человеком понял, что перед ним открывается терра инкогнита русского фольклора и следующие несколько лет, он посвятил путешествию по Олонецкому краю, в котором осуществлял запись на бумагу услышанных от крестьянских певцов старины, наговоры, прибаутки и т.д.. Когда Павел Николаевич опубликовал результаты своих изысканий, это произвело эффект разорвавшейся бомбы в ученой среде! Сперва ему не поверили и заподозрили в фальсификации, однако, когда в последующем академия наук направила экспедицию в места, где собирал материал своей публикации Рыбников все подтвердилось. Именно с публикации старин П.Н. Рыбникова для массовой культуры и произошло явление историй про богатырей. Самыми распространенными были сказания про трех известных богатырей, но были и другие, которые в последующем не нашли своего отражения в массовой культуре. Всего же в 1980 году фольклористы сумели накопить более 3000 текстов на 80 былинных сюжетов.

И так, кто такие младшие богатыри? Младшие богатыри - это герои русских былин, только менее популярные чем Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Младшие в данном случае название условное, не по возрасту, а скорее по распространенности, ведь некоторых из них трудно называть менее значительными, например тот же Святогор, от которого свою силу перенял Илья Муромец.

Что же за публика эти младшие богатыри? Некоторые исследователи утверждают, что часть богатырей это остатки языческих культов, например Святогор или Дунай. Другие - свидетельства перехода на русскую службу иностранных воинов, например Дюк Степанович, другие же реальные исторические персонажи, такие как Илья Муромец или Евпатий Коловрат существование которых документально подтверждено.

Хотен Блудович . Несмотря на весьма оригинальное имя этого богатыря, старина о нем не носит фривольный характер. Начинается песня с того что мать Хотена пытается сосвататься к красавице Чайне Часовой, но получает грубый оскорбительный отказ, в ходе которого мать невесты - Офимья Чусова говорит что Хотен так беден, что побирается и питается зернышками, через день. Узнав от матери об этом оскорбительном отказе богатырь приходит к дому Чайны Часовой и разносит его в клочья, после чего вступает в поединок с 9-ю братьями Чайны, всех побеждает. Затем он разбивает войско присланое по просьбе Офиьми князем Владимиром, после чего Чайна согласна выйти замуж, но тут уже богатырь стал в позу и сказал что за холопа отдаст её замуж. Лишь князь Владимир уговорил героя, и тот Это герой былины который удачно женился, перед этим

Дунай - богатрь который появляется в былине о Добрыне Никитиче, и с которым Добрыня бьется из-за того, что Дунай поставил шатер и закрепил над ним надпись “Кто зайдет в шатер, тому смерть, и тому уехать отсюда не суждено”. Добрыня, который искал себе достойного соперника не мог проехать мимо такого вызова, и не то что зашел в шатер, но и выпил вино Дуная и растоптал серебряную чашу. Вернувшийся с охоты Дунай хотел было убить уснувшего пьяным сном Добрыню, но посчитал это дело недостойным и разбудив супостата вызвал его на поединок. Долго бились богатыри и не могли одолеть друг друга. Их бой услыхал старый казак Илья Муромец, который объезжал земли вместе с Алешей Поповичем, и говорил он “Как два русских‑де борются, надо разговаривать,
А и русский с неверным, дак надо помощь дать”. Разняв дерущихся богатырей, Илья Муромец отправил их в Киев на суд князя Владимира. Следующая былина рассказывает о трагической женитьбе Дуная на княжне Настасье. Во время свадебного пира между женихом и невестой случается спор - кто лучше владеет луком? Настасья пробивает яблоко на голове у своего жениха, но видя его хмельное состояние умоляет его не стрелять в яблоко на её голове, так как она беремена небывалым младенцем. Дунай не слушает её и случайно убивает свою возлюбленную, которая как оказалось действительно беремена. От горя герой бросается на меч и от его крови берет свое начало река Дунай. Это и есть отголосок языческих представлений, когда за рекой, горой или другим важным географическим объектом закреплялся дух или божество, в данном случае дух в народном сознании трансформировался в богатыря.

Про других младших богатырей, что они символизировали, какие смыслы вкладывал в них русский народ, мы расскажем в следующей статье.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ОБРАЗ БОГАТЫРЯ В НАРОДНОМ ЭПОСЕ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1. Что такое народный эпос?______________________________4

. Русский эпос – былина______________________________________6

. Якутский эпос – олонхо____________________________________10

Глава 2. Образ богатырей в народном понимании__________________14

2.1. Русский богатырь ________________________________________14

2.2. Сасунци Давид – армянский богатырь_______________________16

2.3. Ньургун Боотур – якутский богатырь_______________________17

Список использованных источников и литературы_______________20

Введение

Каждая страна, каждое государство, каждый город, улус, поселок состоит из людей разных национальностей, культур. И вот эта интернациональная среда является источником вдохновения не только великих и знаменитых людей, но и важна для каждого обычного человека.

Наш поселок – многонациональный поселок. В ней живут русские, якуты, армяне, узбеки… Но всех нас объединяет любовь к нашему поселку, уважение к нашим традициям и культуре народа. Лицом культуры является искусство. Одним из видов искусства является литература.

В своей работе мне хочется раскрыть образ богатырей в армянском, русском и якутском эпосах, сравнить их видение защитника мира.

Цель доклада: выявление общих и отличительных черт образов богатырей русского, армянского и якутского эпосов

- изучение материалов по данной теме;

- составить характеристику образов богатырей;

-составить сопоставительную таблицу

Изучение образов богатырей на 3 различных материалах, народных эпосах дает человеку, который живет в многонациональной социуме, понять культуру того, с кем живешь рядом, понять его мировоззрение, изучить основы его культуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал поможет детям разных национальностей понять культуру родную и сможет помочь при анализе характеристики героев. Это богатый материал для учителя- литератора.

Методы исследования: сопоставление образов

Глава 1. Что такое народный эпос?

Каждый народ имеет свои традиции, культуру, искусство. Искусство – это видение мира через художественные произведения. Одним из древних произведений народов является народный эпос.

Эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

Многие эпические герои, даже имеющие исторические прототипы, определённым образом соотнесены с теми или иными богами и их функциями; поэтому некоторые сюжеты или фрагменты сюжетов воспроизводят традиционные мифологемы (что, однако, не является доказательством происхождения эпического памятника в целом из мифов и ритуальных текстов).

Русский эпос - былина

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

Былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Нов- город избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Армянский эпос

Сказания о Давиде Сасунском, составляющие ядро армянского эпоса, имеют историческую основу. Это — освободительная борьба армян против налоговых притеснений со стороны Халифата, а затем и против самого арабского завоевания. Эпическим центром этой борьбы в соответствии с историческими условиями выступает горная область Сасуна к западу от Ванского озера. Историзм армянского эпоса имеет достаточно обобщенный характер, а деяния Давида описываются с помощью эпических приемов изображения богатырей.

В рассказах о героическом детстве Давида повествуется о том, как он воспитывался у матери Мсра-мелика вместе со своим будущим противником, проявляя признаки будущего богатыря (например, пасет диких коз и пригоняет вместе с ними диких зверей из леса и т. д.) и умело раскрывая козни завистливого Мсра-мелика. Эпос рассказывает о героической женитьбе Давида на Хандуд-ханум, для чего Давиду приходится сначала избежать мести других женихов, а затем выдержать бой с переодетой в мужское платье невестой. Для армянского эпоса характерен архаический тип героини-богатырши. Такой же богатыршей является и Шмешкин-султан, с которой Давид был обручен еще до сватовства к Хандуд-ханум и которая вызывает его на поединок. В конце концов Давид умирает от стрелы, пущенной в него его же дочерью от Шмешкин-султан.

Многочисленные мотивы богатырской сказки в цикле Давида, аналогичные мотивам эпической биографии Санасара или Мгера, следует рассматривать как элементы, наслоившиеся на основной сюжет о войне Давида с Мсра-меликом, победа в которой является его главным подвигом.

Таким образом, армянский эпос представляет собой классическую форму героического эпоса, опирающуюся на исторические предания о борьбе с завоевателями. Однако в процессе циклизации были включены и переработаны также весьма архаические богатырские сказки, легенды и мифы о племенных родоначальниках и т. д.

Якутский эпос - олонхо

Сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.

Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупныеолонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Якутские олонхо – эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.

Глава 2. Образ богатыря в народном понимании:

2.1. Русский богатырь.

Главный герой эпоса - богатырь.

Святагор Илья Муромец

Микула Добрыня Никитич

Сухман Алеша Попович

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, любовью к родной земле, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.

Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность характерны для Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович, смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.

Разбойничество являлось серьезным злом в социальной жизни Древней Руси, нанося немалый ущерб народу. Выступив против разбойничества, освободив свой народ от страшного Соловья-разбойника, Илья Муромец совершает выдающийся богатырский подвиг.

Илья Муромец изображен в картинах:

Сасунци Давид – армянский богатырь

Главный подвиг Давида — победа в войне с Мсра-меликом. Мсра-мелик посылает Кубадэна в Сасун за данью, берет в плен девушек, угоняет скот. Давид узнает об этом от старухи и освобождает пленников. Он восстанавливает монастырь, построенный его отцом, а когда Мсра-мелик посылает людей, чтобы его разрушить (не исключено, что здесь отчасти отражалось ограбление монастыря Акта-Артан в Сасуне), то Давид истребляет насильников, и начинается война с Мсра-меликом. Давид по совету старухи добывает у дяди Дзено-Ована отцовские доспехи, богатырского коня и талисман в виде креста и за день вырастает в настоящего богатыря. Он падает в волчью яму, вырытую для него коварным Мсра-меликом, но вылезает из нее, разбуженный сказочно громким голосом Ована. Давид убивает своего врага, пробивая мечом сорок буйволиных кож, в которые обернулся напуганный Мсра-мелик.

В рассказах о героическом детстве Давида повествуется о том, как он воспитывался у матери Мсра-мелика вместе со своим будущим противником, проявляя признаки будущего богатыря (например, пасет диких коз и пригоняет вместе с ними диких зверей из леса и т. д.) и умело раскрывая козни завистливого Мсра-мелика. Эпос рассказывает о героической женитьбе Давида на Хандуд-ханум, для чего Давиду приходится сначала избежать мести других женихов, а затем выдержать бой с переодетой в мужское платье невестой. Для армянского эпоса характерен архаический тип героини-богатырши. Такой же богатыршей является и Шмешкин-султан, с которой Давид был обручен еще до сватовства к Хандуд-ханум и которая вызывает его на поединок. В конце концов Давид умирает от стрелы, пущенной в него его же дочерью от Шмешкин-султан.

Как видно на картине он сильный, красивый. Он готов набросится всей силой на врага. Он защищает свой народ и тем он добрый, храбрый, мудрый. Его верный друг – конь Джалали

В честь него поставлен памятник в Ереване.

2.3. Ньургун Боотур – якутский богатырь

На защиту племени айыуранхай – саха и Срединного мира из верхнего мира Юрюнг Ар Тойон спускает тонкостанного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря-исполина Ньургунбоотур Стремительного. Вызволить луноликую ТуйаарымаКуо теперь должен он.

Соответственно своему высокому назначению, герой изображается не только самым сильным, но и красивым, статным. В олонхо внешний облик человека отражает его внутреннее содержание. Поэтому герой НюргунБоотур Стремительный:

Строен станом, словно копье

Стремителен, как стрела,

Был он лучшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Красивейшим среди людей,

Храбрейшим среди людей.

Не было равных ему

В мире богатырей.

Но герой, прежде всего, могущественный богатырь, ведущий смертельную борьбу. Поэтому он рисуется еще величественным и грозным:

Огромен он, как утёс,

Грозен лик у него,

Выпуклый лоб его

Толстые жилы его

Выступают по телу всему;

Бьются, вздуваются жилы его –

Это кровь по жилам бежит.

Впалые у него виски,

Чутко вздрагивают нервы его

Под кожею золотой.

Нос его продолговат,

Нрав у него крутой.


Личности

Доклад русские богатыри кратко расскажет Вам много полезной информации о былинных защитниках земли русской. Доклад о богатырях можно использовать во время подготовки к занятию.

Славянская история богатая на устные предания в виде сказаний, песен и былин. В них рассказывается жизнь фантастических людей, героев. Но, часто за ними скрываются реальные личности, которые жили на наших землях много веков назад и совершили много подвигов, заслужив уважение народа. Так появились богатыри.

Кто такие богатыри?

Богатыри это своего рода народные герои, которые проявили храбрость, мужество и отвагу. Ученые выделяют 2 категории богатырей:

  • Старшие богатыри. К ним принадлежат Святогор, Микула Селянинович, Волг Святославич, Сухан. Они олицетворяют природные явления.
  • Младшие богатыри. К ним относят Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича.

Богатыри были отважными воинами, которые боролись не только с захватчиками, но и с нечистой силой: драконами, ведьмами, потусторонними существами. Былинные богатыри защитники земли русской являлись также психологическим подтекстом того, что Русь непобедима и что среди простого народа всегда есть люди готовые защищать родину от напасти. Давайте рассмотрим самых ярких представителей богатырей.

Описание русских богатырей

Он был настоящим великаном, даже земле трудно его держать. Святогор обладает великой силой и никто не осмеливается вступать с ним в борьбу. Примечательно, что богатырь не участвовал ни в одной битве и не совершал подвигов. Он сражал своих врагов мудростью. В образе этого героя скрывается философский смысл населения славян о почитании богатыря просто за то, что он есуществует.

Среди Киевских богатырей не упоминается, однако им является. Пахарь-богатырь воплощает русский дух, утверждающий, что даже простой земледелец способен сражаться с богатырями.

По преданиям этот фантастический персонаж был рожден от змея и очень быстро рос. После полутора часа от его рождения Волху уже надели булатные латы. Владел волшебством и науками. Считали его колдуном, языческим жрецом и воином.

Является реальным историческим персонажем. О нем стало известно после поединка с Добрыней Никитичем. По преданию их разнял Илья Муромец, после чего богатыри побратались. Дунай Иванович был занят поисками невесты для князя Владимира. Он убил литовского князя и увез его дочь Апраксию. Богатырь был влюблен в богатырку Настасью, которая согласна выйти замуж за того мужа, который победит ее в бою. Дунай побеждает и на свадьбе после спора убивает свою жену, выстрелив в кольцо на голове Настасьи из лука. Из горя богатырь убивает и себя, чтобы вечно быть с любимой.

Был сыном крестьян и с детства прикован к кровати. Однажды к родителям Ильи пришли странники – калики, которые исцеляют мальчика. После испитой воды у него появляется сила. Подвиги Ильи Муромца стали основой для сказаний и былин.

Родился в Рязани и находился на службе в киевского князя. Его богатырская история начинается с победы над Змеем Горынычем. Он выполнял много важных поручений и предстает перед читателем мудрым и храбрым воином.

Родом из Ростова. Служил у киевского князя Владимира. Самое известное сражение богатыря с Тугарином, чужеземным захватчиком.

Настоящий воин, который находился на службе в киевского князя Владимира. Участвовал в битве с печенигами, сразив их силача в поединке. В других летописях указано, что он был простой ремесленник, который обладал силушкой богатырской.

Родом из Новгорода. По натуре бунтарь и пьяница. Силу богатыря унаследовал от отца, вот только применяет ее не так как остальные богатыри. У него была своя дружина, с которой он любил пьянствовать и драться в кабаках.


Часто, мы вспоминаем, наших героев и их подвиги, которые они совершили на нашей Земле и за нашу Родину, но не всегда все помнят о них самих. Многие открытия о богатырях мы делаем из книг, фильмов, компьютерные игры.

Содержимое разработки

Учащихся 7-ых классов

Муципалное казённое общеобразовательное учериждение

Иследовательский проект: Богатыри прошлого и настоящего

Автор: Лобастов Николай,

ученик 7 класса

Попкова Ирина Леонидовна,

Миасский городской округ

Былинные богатыри 7

Современные богатыри 11

Практическая работа 15

Список использованной литературы: 20

Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

Часто, мы вспоминаем, наших героев и их подвиги, которые они совершили на нашей Земле и за нашу Родину, но не всегда все помнят о них самих. Многие открытия о богатырях мы делаем из книг, фильмов, компьютерные игры. На уроках истории и литературы мы затрагивали тему о богатырях, и они заинтересовали меня, т.к. я люблю исторические факты. Можно привести много примеров из самых различных областей деятельности: наука, литература, искусство, спорт и т.д. Особенно это выражается в тяжелые времена для нашей страны и родины, примером тому могут являться борьба с половцами, с монголо – татарами, Великая Отечественная война, Первая Мировая война и т.д. Именно во время войн проявлялось мужество, доблесть, героизм, патриотизм, любовь и верность к Родине. Рядом с реальными людьми, защищавшими нашу Родину, наш народ, возникают образы воинов Древней Руси. И сразу перед нами предстает образ былинного богатыря.

«Алёша Попович, сын русской земли,

Искал богатырскую славу.

Дороги Ростова в град Киев вели

По вешним полям и дубравам.

Тугарин тот край разоряет, злой змей,

Осилить Поповича хочет.

Алёша взмахнул булавой посильней,

Огрел его в лоб что есть мочи!

Посыпались искры у змея из глаз:

Удар был достаточно точен.

Его богатырь подхватил в тот же час

Цель: узнать кто такие былинные богатыри и кого считают героями в наше время.

Познакомиться с произведениями литературы и искусства о русских былинных богатырях;

Узнать, кого называют богатырями в наше время.

Объект: былинные богатыри

Гипотеза: Предположение, что и в настоящее время есть люди, которых мы можем назвать богатырями настоящего.

Методы исследования:

Изучение произведений литературы и искусства

Социальный опрос учащихся

Работа с дополнительной литературой.

Русские былины - это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах прославленных богатырей, которые вдохновляли великих русских поэтов, писателей, художников. Мне захотелось узнать: почему их называют богатырями? познакомиться с ними поближе, а также узнать есть ли сейчас богатыри и кто они?

Этимологический словарь

Толковый словарь русского языка Ожегова.

Словарь Даля.

«Богатырь м. татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища.
Богатырями назывались (в твер. и др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, cuб. панки. южн. зап. богатина, богач. богатырь дивится, чем худак живится? богатырка, женщина-богатырь. богатыренок м. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) умалит. и унизит., богатырище,

Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе. Я узнал, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Былины о богатырях-стихиях,

По мнению историков, в этих былинах воспевают величественность и одухотворенность природы и несут нам через века мудрость единения и взаимосвязи всего в мире. Былинные богатыри-стихии – не люди, но полностью соответствуют изначальному образу богатыря. Сила природных стихий, превосходящая человеческую, могущественная и божественного происхождения (творящая и разрушающая). Она щедрая на природные дары и покровительствует всем: животным, растительности, человеку. Мы предполагаем, что поэтому стихии представляли в богатырском образе.

Илья Муромец

Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли. (картинка 1)

Алеша Попович

Добрыня Никитич

Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность. Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. (картинка 3)

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка – это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем. (картинка 4)

Святогор (богатырь - великан)

Работая с картинами, былинами, пословицами и поговорками, у нас сложился портрет русского былинного богатыря:

Читайте также: