Доклад при сдаче смены

Обновлено: 02.07.2024

Внутренняя информация распространяется с помощью специальных информационно-справочных документов, одним из видов которых является докладная записка. С ней обращаются к людям, занимающим вышестоящие должности, с тем, чтобы поставить в известность о тех или иных фактах для побуждения к принятию определенного решения.

Докладная записка как внутренний документ имеет определенные принципы составления, зависящие от ее цели. Раскроем, как именно следует составлять докладные в тех или иных рабочих ситуациях.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Законодательные основы

Номер докладной записки по ОКУД – 0286041

Специфика докладной

Этот вид служебной информации, в отличие от других типов записок, адресуется исключительно вышестоящим должностям, уполномоченным лицам, начальству – то есть людям, принимающим реальные решения. Информация, содержащаяся в такой записке, как раз и призвана вызвать к жизни какое-либо действие, какое именно – зависит от цели докладной и содержащихся в ней сведений и предложений.

Отличие от служебной записки

Отличие от объяснительной записки

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Докладная записка, в зависимости от обстоятельств, может быть написана по собственной инициативе либо по указанию уполномоченных лиц. Этот документ несет юридическую силу.

Функции докладных записок

Главное назначение докладных – проинформировать руководство и побудить к дальнейшим действиям. Конкретные функции, которые может выполнять докладная записка, могут быть различными:

  • урегулирование возникшей проблемы производственного или административно-хозяйственного характера;
  • рационализаторские предложения по улучшению производственной деятельности;
  • донесение до руководства мнения по поводу принятого решения (чаще всего таким образом выражается несогласие);
  • объяснение своей позиции при возникновении конфликтной ситуации с коллегами или непосредственным начальством;
  • регулярные отчеты о ходе выполнения работ;
  • жалобы в случае отказа сотрудников выполнять распоряжения непосредственного начальства;
  • разбирательство по поводу неправомерного делегирование обязанностей;
  • доведение до сведения руководства информации о нарушении трудовой дисциплины и распорядка;
  • информация о происшествиях, в результате которых произошли или могли произойти материальные утраты или физический вред;
  • положительные моменты, на которые нужна реакция руководства.

Классификация докладных записок

Если рассматривать этот вид служебной документации с разных позиций, можно выделить несколько наиболее часто употребляемых разновидностей докладных.

  1. Содержание. В зависимости от того, какие именно сведения содержит докладная, можно выделить:
    • информирующая – доносящая до начальства необходимые для принятия решения сведения, например, о ходе работ, о возникших нюансах, способах действий; как правило, подается регулярно вплоть до завершения проекта;
    • отчетная – докладывает о завершении какого-либо этапа работ для получения дальнейших указаний и, при необходимости, нормализации ситуации;
    • инициативная – автор вносит свои предложения на основании сообщенных им сведений.
  2. Адресат. От того, кому именно направляется докладная, зависит ее вид:
    • внешняя – направляется руководству другого учреждения;
    • внутренняя – адресована вышестоящим лицам внутри организации.

К СВЕДЕНИЮ! Для внутренней и внешней докладных характерна существенная разница в оформлении: для последних обязателен бланк организации.

  • нарушении трудового распорядка и дисциплины;
  • невыполнении или недостаточном выполнении должностных обязанностей;
  • допущении оскорбления чести и достоинства, недопустимого поведения, провоцировании конфликтов;
  • выдающиеся достижения, достойные награды и пр.

Автор докладной

Теоретически, правом составить докладную записку обладает любой сотрудник организации. Практически, при ее подаче соблюдается принцип субординации. Начальник структурного подразделения пишет докладную на имя генерального директора. Нижестоящие сотрудники должны разрешать возникающие ситуации сначала со своим непосредственным руководством. А уже оно, если сочтет нужным, доведет информацию до сведения дирекции. Допустимо обращение напрямую, но тогда докладную должен завизировать непосредственный руководитель.

Исключение составляет случай, когда докладная записка составляется в связи с жалобой на самого начальника структурного подразделения. В таких случаях любой сотрудник может прямо обратиться к высшему руководству.

Как грамотно составить докладную

Вне зависимости от того, к какому виду принадлежит докладная, в структуре есть определенные моменты, обязательные к соблюдению. Как правило, в докладной можно выделить три самостоятельные части.

Рекомендации к оформлению

ВАЖНО! Если данный документ будет составлен неверно, он может быть признан юридически недостоверным и, таким образом, потеряет силу доказательства при разрешении спорных моментов.

Оформляем внутреннюю докладную

Внутренняя докладная записка может быть написана или напечатана на обычном листе формата А4. Специального бланка для нее не требуется. Реквизиты, которые приняты для этого вида внутренней документации:

  • название подразделения, адресующего записку – размещается в верхнем левом углу;
  • получатель записки – его ФИО (достаточно инициалов) и должность надо указать в верхнем правом углу;
  • название документа заглавными буквами посередине листа – ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА (допускается расположение по левому краю поля листа);
  • ниже размещается дата в формате дд.мм.гггг арабскими цифрами – это день подписания документа;
  • короткая суть докладной;
  • содержание тремя обособленными блоками;
  • на последней строке ставится подпись автора с расшифровкой и названием должности.

Особенности оформления внешней докладной

Внешняя докладная записка – исходящий документ. Ее нужно составлять на фирменном бланке организации. Помимо перечисленных выше сведений, внешняя докладная должна содержать такую информацию:

Остальные элементы – название документа, данные адресата, текст докладной, подпись автора – оформляются так же, как и во внутренней докладной.

Реакция адресата

Получив докладную записку, приняв во внимание изложенные в ней факты, руководитель принимает определенное решение. Свою волю он выражает в форме резолюции, которую размещает на листе с текстом докладной записки. Данная резолюция является основанием для выполнения принятого решения.

Конкретные образцы докладных записок

Практика закрепила несколько типов докладных, наиболее часто встречающихся в обиходе организаций. Рассмотрим их особенности и приведем примеры составления.

Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины (прогуле)

Такой документ является официальным подтверждением дисциплинарного проступка сотрудника. Для того, чтобы стало возможным наложение на него дисциплинарного взыскания, руководство нужно уведомить о нарушении. Для этого и используется данный тип докладной. В нем содержатся сведения о проступке и просьба о принятии соответствующих мер.

Пример докладной о нарушении трудовой дисциплины

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА № 1

О нарушении трудовой дисциплины (прогуле)

Настоящим довожу до сведения руководства, что позавчера, 04.11.2016 г., сотрудницей отдела кадров Валерьевой Татьяной Олеговной допущено грубое нарушение трудовой дисциплины. После обеденного перерыва, завершившегося в 14:00, она не возвратилась на свое рабочее место и отсутствовала до конца рабочего дня (с 14:00 до 18:00). Оправдательных документов и удовлетворительных объяснений своего отсутствия Т.О. Валерьева в течение последующих двух дней не предоставила.

В связи с допущенным грубым нарушением трудовой дисциплины, предлагаю объявить Т.О. Валерьевой выговор с занесением в личную карточку.

Начальник отдела кадров (подпись) Р.В. Сухаревский

Докладная записка о невыполнении работником своих должностных обязанностей

Этот документ призван донести до руководства информацию о том, что работником ненадлежащим образом выполнены либо не выполнены совсем его профессиональные обязанности. В финале документа содержится просьба о дисциплинарном воздействии. Без такой докладной какие-либо санкции в отношении сотрудника могут быть признаны необоснованными.

Пример докладной записки о невыполнении должностных обязанностей

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА № 2

О невыполнении должностных обязанностей

Настоящим документом довожу до вашего сведения, что инженер отдела метрологии Антон Петрович Райсфейдер допустил нарушение графика поверок приборов учета электроэнергии (не проконтролировал выполнение утвержденного графика), что повлекло наложение на организацию штрафа государственным инспектором по контролю над приборами учета.

В связи с допущенным нарушением предлагаю объявить А.П. Райсфейдеру выговор с занесением в личную карточку и не начислять ему премию по результатам работы за следующий месяц.

Главный метролог (подпись) П.К. Желтковский

Докладная записка о некорректном поведении сотрудника

Данная разновидность докладной записки информирует начальство о недопустимом поведении оскорбительного характера на рабочем месте. Предлагаемые меры воздействия должны быть направлены не только на требование наказать виновника, но и не допускать подобных ситуаций в дальнейшем.

Пример докладной записки о недопустимом поведении сотрудника

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА № 3

О некорректном поведении сотрудника

Довожу до вашего сведения, что 24.08.2016 г. бригадиром озеленителей территории Зайковским В.И. было допущено некорректное поведение в адрес заместителя начальника административно-хозяйственного отдела Антонины Павловны Финогеновой. Зайковский В.И. допустил нетактичное замечание касательно внешнего вида А.П. Финогеновой, добавив оскорбление нецензурными выражениями. Следует отметить, что это не первое грубое высказывание Зайковского В.И. в адрес сотрудников отдела, что нарушает рабочую обстановку и провоцирует конфликтные ситуации.

Прошу привлечь Зайковского В.И. к дисциплинарной ответственности за некорректное поведение на рабочем месте.

Зачастую у нанимателя возникают вопросы о том, обязан ли работник принимать и передавать смену, входит ли это время в рабочее и, если нет, когда необходимо осуществлять прием-передачу.

Прием-передача смены как обязанность работника

Помимо работ, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, рабочий должен выполнять работы, связанные с приемкой и сдачей смены .

Например, в п. 31 Типовой инструкции по охране труда для электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования указано, что при сменной работе электромонтер должен передать смену электромонтеру, принимающему смену, информировать его о состоянии и режиме работы обслуживаемого электрооборудования и электрических сетей, внести запись в оперативный и сменный журналы. Пункты 11, 12 данной Типовой инструкции дополняют порядок действий, который должен быть соблюден при приеме-передаче смены.

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность .

В некоторых случаях прием-передача смены запрещается, в частности при ликвидации аварии (на газоиспользующей установке) .

Включение времени приема-передачи смены в рабочее и его оплата

Поскольку прием-передача смены входит в трудовые обязанности работника, этот процесс должен выполняться в пределах рабочего времени и, соответственно, оплачиваться .

Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно ПВТР, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену) .

Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом .

Полагаем, прием-передача смены представляет собой разновидность подготовительно-заключительных операций, следовательно, учитывается нанимателем как фактически отработанное время.

Однако законодательство содержит особенности включения приема-передачи смены в рабочее время для отдельных категорий работников организаций электроэнергетики. Например, в фактически единственном НПА, регламентирующем вопросы приема-передачи смены в контексте рабочего времени и времени отдыха, закреплено, что для работников, которым установлен СУРВ и работающих на оборудовании, эксплуатируемом в безостановочном режиме, когда прием-передача смены является частью технологического процесса, обязанность работника по приему-передаче смены должна содержаться в должностной (рабочей) инструкции .

Также в ч. 2 п. 6 Положения о рабочем времени N 72 указано, что продолжительность времени приема-передачи смены устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) в зависимости от объемов оперативной документации, количества оборудования, используемого в технологическом процессе, а также иных факторов и не может превышать 30 минут. При этом время приема-передачи смены в рабочее время не включается.

Перечисленные особенности основаны на ст. 318 ТК и представляют собой специальные нормы по отношению к общим нормам трудового законодательства. То есть для работников, не относящихся к отдельным категориям работников организаций электроэнергетики, предусмотренным Положением о рабочем времени N 72, применяются общие правила, когда время приема-передачи включается в фактически отработанное время и оплачивается.

Организация приема-передачи смены

При сменной работе на непрерывном производстве прием-передача смены занимает определенное время. На практике в такой ситуации периодически возникает вопрос: в рабочее время какого работника это должно осуществляться? Ведь кому-то придется приходить раньше или уходить позже. Расценивать ли это как сверхурочное время?

Проблема разрешается двумя способами:

2-й способ: отдельно оговорить время на прием-передачу смены, например, в графике сменности в пределах рабочей смены для каждого сменщика или в ПВТР в течение определенного времени после и (или) до начала рабочей смены (актуально, если время приема-передачи смены не включается в рабочее время).

Реализация первого способа состоит в том, что в графике сменности специально отдельно не оговаривается время приема-передачи смены, просто накладываются друг на друга две смены (например, у одного сменщика смена заканчивается в 20:20, а у второго начинается в 20:00). Второй способ отличается тем, что в графике специально оговаривается время приема-передачи смены. То есть формально получается, что сменщики обязаны потратить это время только на прием-передачу смены.

Если время приема-передачи смены не включается в рабочее время, то привлечение нанимателем работника к такой передаче в его свободное от работы время может быть расценено как привлечение к сверхурочной работе.

Дело в том, что время за пределами рабочего времени является временем отдыха, которое работник вправе использовать по своему усмотрению. Полагаем, если прием и передачу смены работники осуществляют с ведома нанимателя, то такое время является рабочим и должно быть оплачено нанимателем. Если прием и передача смены осуществляются за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены)), а при СУРВ — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, то такая работа должна оплачиваться согласно ст. 69 ТК.

При этом наниматель не вправе привлекать работника к сверхурочной работе без его согласия, за исключением случаев, определенных ст. 121 ТК .

Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность работников по приему-передаче смены. При этом в некоторых случаях напрямую требуется закрепить такую обязанность в должностной (рабочей) инструкции работника.

Если нет специальных норм для отдельных категорий работников, то применяются общие положения трудового законодательства, согласно которым время приема-передачи смены учитывается в фактически отработанном времени. В такой ситуации это время подлежит оплате по общим правилам.

Специальные нормы могут предусматривать, что время приема-передачи смены не включается в рабочее время (например, для отдельных категорий работников в организациях электроэнергетики) и, соответственно, не подлежит оплате.

Способ организации процесса приема-передачи смены целесообразно определять в зависимости от того, включается ли это время в рабочее.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: