Доклад познавательная деятельность на уроках истории

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое публикации

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №21

Учитель истории и обществознания Гасанова Эльмира Мусаевна

Методический семинар

В еще большей степени все вышеперечисленное относится к малокомплектным школам, находящимся в сельской местности, где качество жизни на порядок ниже, чем в городе, работы для населения нет, а дети во многом лишены тех социальных возможностей, которые имеют их городские сверстники. В таких непростых условиях обычный сельский учитель может только одним способом привить детям интерес к своему предмету – творческим применением всей системы разнообразных педагогических технологий, направленных на формирование познавательной активности учащихся.

На это я могу ответить следующее. В интернете я просмотрел немало методических семинаров по своим предметам и, к огорчению для себя, вынужден констатировать, что очень многие из них откровенно злоупотребляют теоретической составляющей, изложенной в тезисной форме и безо всякой связи с практической деятельностью. Нет конкретного описания используемых технологий, нет примеров, зато много общих слов, из которых трудно понять, насколько действительно полезными являются предлагаемые методические рецепты. Мне бы не хотелось впадать в подобную крайность, поэтому в своем семинаре я не буду использовать какие-то заумные технологии, не связанные с реальной жизнью, а расскажу о тех творческих способах, приемах и методах, которые я сам использую на уроках истории и обществознания и которые являются практически ценными в условиях работы с детьми в малокомплектной сельской школе. Изложение этих творческих приемов будет сопровождаться авторскими примерами из моей педагогической практики.

2. Общие положения

Чем отличается малокомплектная сельская школа от городской? Здесь можно выделить много отличий, но я назову только три из них, потому что они имеют непосредственное значение для понимания тех творческих технологий, которые я использую на уроках.

Первое положение: скромная материально-техническая база. Хорошо известно, что одним из главных столпов, на которых основаны новые стандарты, является широкое использование ИКТ в образовательном процессе. Это и наглядность, и информативность, и применение самых разных образовательных технологий. Однако в сельских условиях возможности использования ИКТ ограничены. Конечно, ситуация очень варьируется в зависимости от конкретного населенного пункта, но в целом по сравнению с городскими образовательными учреждениями сельские школы заметно уступают в своих технических возможностях. А это в свою очередь обуславливает необходимость применения особых творческих средств и способов обучения.

Второе положение: малочисленность учащихся. Кроме использования ИКТ еще одним коньком ФГОС считается групповая форма обучения. Мне кажется, что и в больших классах городских школ эта форма далеко не всегда является методологически адекватной, тем более затруднительно ее использование в малокомплектных школах, где учащихся немного и все они разные по своим способностям. Очевидно, что эта форма обучения и основанные на ней образовательные технологии, являются ограниченно годными или даже совсем невозможными в сельских образовательных учреждениях.

3. Структура урока, формы и методы обучения

Какие же творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся я использую на занятиях? Прежде чем перейти к ним, охарактеризую организационную и методическую структуру урока, которая сложилась в моей педагогической практике.

Стандартный урок изучения нового материала состоит из трех этапов: этап определения темы и целей, этап изучения нового материала и этап обобщения знаний.

Первый этап включает в себя определение учащимися темы, целей и проблемного вопроса урока через создание проблемной ситуации на основе предложенного учителем материала в виде схемы, текста или устного вопроса. Определение учащимися одновременно темы, целей и проблемного вопроса не является обязательным условием. В зависимости от изучаемого материала учащимся предлагается определить тему и цели, только тему или только цели, проблемный вопрос и цели при заданной теме. Далее будут показаны некоторые примеры создания проблемных заданий в начале урока.

При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах. Подробнее о некоторых используемых мной методах будет сказано ниже.

Третий этап – этап обобщения знаний – представляет собой проверку того, насколько полно и адекватно учащиеся усвоили тему. Обобщение проводится в форме выполнения какого-либо творческого задания, которое в той или иной форме возвращает класс к тем целям и проблемам, которые были поставлены в начале занятия и теперь ждут своего осмысления на новом уровне – с учетом тех знаний, которые получили учащиеся на уроке.

4. Проблемные задания в начале урока

Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров придуманных мной творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.

5. Проблемное задание в форме текста

6. Проблемное задание в форме слова

7. Проблемное задание в форме схемы

8. Проблемное задание в форме музыкального произведения

9. Методические технологии на этапе изучения нового материала

10. Художественное изложение материала

11. Методы обратной связи

12. Предметная наглядность в обучении

Третьим способом активизации познавательной деятельности учащихся является использование предметной наглядности в обучении. Каким образом она создается в скромных условиях малокомплектной школы? Наглядность обеспечивается следующими средствами: использованием специального дидактического печатного материала, художественным оформлением ученических тетрадей и помещением в них цветных исторических карт и избирательным применением компьютера для демонстрации видеоматериалов.

13. Дидактический печатный материал

Первым наглядным средством обучения является использование специального дидактического печатного материала, содержащего портреты исторических лиц, карты, схемы (у каждого учащегося есть специальный личный конверт для хранения этих материалов). Кроме цветных пособий в эти конверты помещаются и некоторые тексты, содержащие дополнительную учебную информацию. Благодаря использованию этого средства обучения учащиеся быстрее запоминают необходимые данные, лучше ориентируются в учебном материале.

14. Художественное оформление тетрадей

15. Демонстрация видеоматериалов

16. Использование кроссвордов на уроках

Создание кроссвордной сетки происходит автоматически в компьютерной программе Homacosoft Crossword Creator , но слова и вопросы придумываю я сам. По уровню сложности кроссворды делятся на обычные, составленные по материалам параграфов и доступные для решения учащимися средних способностей, и особенные: предложенные в них вопросы отличаются не только повышенной сложностью, но и необычностью формулировок. Данные кроссворды адресованы талантливым и любознательным ребятам, хорошо усвоившим тему, способным мыслить логически и творчески. Покажу на примере, что представляют собой такие кроссворды.

17. Особенные кроссворды

18. Поощрение учащихся

Учащиеся любят кроссворды не только за их увлекательность и возможность заработать хорошую отметку, но и за нечто более существенное – шанс получить какой-нибудь приз. При всей скромности учительских средств раз в полугодие проводится разгадывание учащимися итоговых кроссвордов по всему пройденному материалу. Победители получают значимые для подростков недорогие подарки: книги, журналы, блокноты, наклейки, авторучки, сувениры и т. д. Самым ценным призом, однако, является не они, а то, что я делаю своими руками – красивые бумажные авторучки.

19. Самодельные бумажные авторучки

На этом я бы хотел завершить свой семинар. Надеюсь, он был достаточно интересным и хотя бы в чем-то полезным для присутствующих. А в память о своем выступлении я хотел бы подарить всем собравшимся красивые весенние авторучки, которые наши учащиеся сделали специально для этого мероприятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический доклад " Пути активизации познавательной деятельности на уроках истории" предназначен для выступления на заседании предметно- цикловой комиссии Гуманитарных и социально- экономических дисциплин с целью обмена опытом и может быть рекомендован преподавателям гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Преподаватель Безрукова Т.В.

с. Алтайское 2019

Вопросы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Преподаватель должен не только сформировать у обучающихся определённый набор знаний, но и пробудить стремление обучающихся к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов, является активизация учебно-познавательной деятельности студентов.

А. Дистервег писал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и напряжением.

Нестандартные ситуации наших дней, требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком, как особо важная. Он является одним, из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Познавательный интерес, играет в педагогическом процессе главную роль. Поэтому развивая, познавательный интерес, из урока в урок, можно добиться положительного отношения к обучению. Как активизировать его, как сделать так, чтобы у студента возникали вопросы, на которые он сам - бы искал ответы. При этом, делая это с увлечением, и получая радость от процесса поиска. Ведь познавательный интерес, положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, приобретающие особую активность и направленность.

Инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производств становится главнейшим источником экономического роста страны, - сказал В.В. Путин.

Поэтому основной задачей общества, которое хочет получить опытных специалистов, является активизация познавательной деятельности обучающихся таким образом, чтобы их главной задачей стало получение диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.

Выдающийся невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его вести себя определенным образом.

Познавательный интерес эмоционально окрашивает всю учебную деятельность студента, но в то же время он связан и с другими мотивами (ответственность, без знаний не будет хорошей профессии, раскрыть свои способности, расширять свой круг общения, утвердиться в группе, необходимость в получении диплома, неосознанные мотивы и т.д.)

Отношение обучащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.

Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу.

В создании мотивации к изучению студентом истории и подготовки его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности (компетенций), которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности.

По отношению к учебной дисциплине история, всегда имеются некоторые категории студентов, которые:

• проявляют к ней повышенный интерес;

• занимаются ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляют;

• считают историю скучным, и вообще не любимым предметом.

А без исторической подготовки невозможно стать хорошим специалистом, Это приводит к необходимости знакомства студентов, с учебной программой и этапами обучения. С первого занятия они видят перспективу их обучения и осознают требования к промежуточному и итоговому контролю знаний, умений и навыков. Так же на первом занятии проводится входной контроль, что - бы составить представление о дифференцированном подходе обучения в группе.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на уроках, являются:

• содержание учебного материала;

• стиль общения педагога и обучающихся;

• характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Само по себе содержание учебного материала не побуждает студента к учебной деятельности. Как построить урок, чтобы вызвать у студента эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Очень важно так планировать и строить урок, чтобы осознанно формировать результаты обучения: личностные, меж предметные и предметные. О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности обучающихся, которые используются мною, я хочу рассказать.

Эту задачу в своей работе, я решаю путем применения таких технологий, которые соответствуют реальным возможностям учебного процесса и побуждают обучающихся к активной познавательной деятельности. Это такие технологии, как:· технология развивающего обучения;· игровые технологии;· технология проблемного обучения;

В своей работе использую следующие активные методы:

· работа в группах,

· работа с документами,

2. Игровая деятельность. Следующей эффективной формой активизации познавательной деятельности является игра. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала - усвоению фактов, дат, имен и т.д. Игровой характер занятий создает творческую раскованность и позволяет проявить себя учащимся с различными индивидуальными возможностями.

3. Интегрированный подход

4. ИКТ технологии и проектный метод

Как уже было сказано, задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы передать учащимся как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить их добывать эти знания и ориентироваться в обширном море информации. Решение новых педагогических задач, по существу, приводит к вовлечению педагогов и учащихся в новую образовательную методологию, которая формируется в условиях развития информационного общества. Сегодня наиболее мощным техническим средством, безусловно, является компьютер. Поэтому, развивая творческий потенциал обучающихся формируя заинтересованность в глубоком изучении темы, в своей практике использую некоторые возможности информационно-коммуникативной технологии. Прежде всего, речь идет об использовании презентаций Microsoft Power Point, к созданию которых привлекаю учащихся. Ребята индивидуально или по группам создают презентации на различные темы по истории. В процессе демонстрации своей презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, а уроки с использованием презентаций становятся более яркими и запоминающимися. Нельзя не сказать и об эффективной роли электронных образовательных ресурсов. Использование ЭОР обеспечивает более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, при этом, интерес к предмету резко возрастает. Возможность использования ИКТ и Интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной работе стимулирует к проектному методу работы. В своей работе я использую проект как форму организации элементарной исследовательской деятельности обучающихся. В процессе работы над проектом учатся формулировать цель, ставить задачи, знакомятся с основными методами исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, выдвижение гипотез, анализ. Самостоятельная исследовательская работа и представление результатов в виде компьютерного проекта способствует росту интереса к предмету, повышает самооценку, стимулирует дальнейшее творчество. А в ходе работы над проектом обучающиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах города, страны в целом. Таким образом, те приемы и методы обучения, которые я использую в своей работе, позволяют решать задачи современного образования, которое нацелено на общекультурное, личностное и познавательное развитие обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

При лекционном ведении урока, где возможно, я применяю проблемное изложение материала. Так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся. Применяю частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы. Изучение материала сопровождаю вопросами, на которые привлекаю обучающихся.

Например, при изучении темы Примером использование на уроках истории исследовательского метода можно считать решение исторических задач. Для повышения мотивации обучения на уроках истории я использую ИКТ. Изложение новой темы в сопровождении презентации концентрирует внимание студентов. Выполненные на заданную тему презентации, самими студентами, так же способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине. Применяю и исторические фильмы.( История государства Российского, Романовы, Февральская и октябрьская революция, Гражданская война) Использую и контролирующие тесты. После прохождения теста студенты сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. При использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, усиливается дух состязательности, желание самоутвердиться, формируются коммуникативные и личностные универсальные учебные действия (УУД).

Активизирует познавательную деятельность и организация внеаудиторной работы со студентами, привлекаю их к участию во внутри колледжных олимпиадах и мероприятиях.

Умение заинтересовать историей - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Активизация познавательной деятельности студентов, целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Нужно помнить, что сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать.

1. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 412 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.-- М., 1988.

4. Гудков А. Н., Гудкова О. П.. Работа с видеоматериалами на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2002, № 8, с. 51 - 55.

5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988. -256 с.

6. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- с. 41-42.

7. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-- М., 1990. - 162 с.

8. Лернер И. Я.. Проблемное обучение. М.: Просвещение ,1974. - с.198

9. Лейбенгруб П. С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 36 - 37.

10. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

11. Макаев И. Если ваш ребёнок - левша. - СПб.: Питер, 1995. - 103 с.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. / Под ред. Ф. П. Коровкина, Н. И. Запорожец. - М.: Просвещение, 1980. - 307 с.

12. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. // С. А. Ежова, А. В. Дружкова и др. - М: Просвещение, 1986. - 216 с.

13. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.-- М., 1978.-- Ч. 2.

14. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

15. Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9, с. 44.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общенациональной идеей является воспитание патриотизма. И, конечно, никакой другой предмет не позволяет так, как история, почувствовать свою сопричастность к событиям прошлого и настоящего, гордость за великие подвиги предков, сочувствие к страданиям и лишениям народа. Изучение истории и обществознания развивают интеллект, коммуникативные навыки, воспитывают нравственность и патриотизм.

Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся коррекционных школ на уроках истории и обществознания

1. Актуальность темы.

2. Специфика учебно-воспитательной работы в коррекционной школе.

3. Активизация познавательной деятельности и творческих способностей

4. Результативность работ

В концепции модернизации Российского образования сказано, что общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. На данном этапе развития нашего общества социальный заказ государства школе - выпускник, который

* умеет самостоятельно приобретать знания;

* работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

* самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

* быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Общенациональной идеей является воспитание патриотизма. И, конечно, никакой другой предмет не позволяет так, как история, почувствовать свою сопричастность к событиям прошлого и настоящего, гордость за великие подвиги предков, сочувствие к страданиям и лишениям народа. Изучение истории и обществознания развивают интеллект, коммуникативные навыки, воспитывают нравственность и патриотизм.

Как и всякий творчески работающий педагог, я стремлюсь предвидеть, каким образом я могу на своих уроках решать поставленные задачи, как могу прогнозировать развитие и формирование личности ученика, осуществлять коррекцию отклонений в поведении и усвоении знаний.

Я прекрасно понимаю, что выпускники нашей школы вольются в общество, где для них не будет создано каких-то особых условий. Ушли в прошлое лечебно-трудовые мастерские, где выпускники коррекционных школ не только трудились, но и лечились, все меньше профессий, связанных только физическим трудом. Есть учебные заведения, где они смогут получить профессию повара, слесаря, каменщика, парикмахера, поэтому ни своей речью, ни поведением они не должны отличаться от основной массы. На уроках истории и обществознания я многое могу сделать в плане коррекции внимания, мышления, памяти, развития речи, но для этого нужно было ответить на следующие вопросы: "Как сделать свой предмет интересным, любимым для всех?", "Как помочь детям раскрыть свои возможности?", "Как дать стимул к творчеству?", "Чему я хочу и могу научить детей?"

И пришла к выводу, что сначала нужно изучить личность каждого учащегося, его возможности, его проблемы, его интересы и склонности. Цель моей работы - воспитание личности, человека, стремящегося анализировать изучаемые факты, получаемую информацию, на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир, доброжелательно относиться к этому миру, любить свою родину, своих близких.

Требования к современному уроку таковы, что педагогу мало быть эрудированным, давать обширные знания ученику, в современном обществе требуется не давать знания, а учить получать их самостоятельно из разных источников и, что особенно нравится ученикам, в том числе и из Интернета.

Факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта наших учащихся, поэтому моя задача как учителя сделать для них эти факты яркими, многогранными, запоминающимися, эмоционально окрашенными. Нет, пожалуй, ни одного крупного исторического события, которое не нашло бы своего отражения в искусстве, поэтому тесная связь с литературой, произведениями живописи, музыки помогают мне на уроках не только давать знания учащимся, но и воспитывать в них духовность, нравственность, гражданский патриотизм, толерантность к иному мнению, иной культуре, иному взгляду на мир, что особенно важно здесь на Кавказе, потребность в общественно-полезной деятельности, любовь к своей стране и своему народу. Использование на уроках межпредметных связей с развивающим чтением, рисованием, музыкой, математикой, обществознанием, СБО , дополнительные сведения о географических открытиях в значительной степени повышают познавательный интерес к предмету, позволяют развивать творческие возможности учащихся. Я не просто даю какую-то историческую дату, а делаю это в виде творческого задания, например: "Сколько лет исполнилось Москве в этом году, если основана она в 1147 году?", "Сколько лет прошло после Ледового побоища?", "Сколько лет прошло между Невской битвой и Ледовым побоищем?"

Большое значение для творческого настроения на уроке имеет эмоциональный настрой, который создается благодаря использованию музыкальных произведений: "Священная война" - "Начало Великой Отечественной войны", духовная музыка -"Крещение Руси", "Героическая симфония" - "Блокада Ленинграда" и др. Рисование схем, иллюстраций, исторических предметов.

Постоянно использую опережающие задания, так при изучении темы "Героическая борьба русских людей против монголо-татар"опережающее задание "Евпатий Коловрат" подготовила Алла Ш. Рассказ о жизни Александра Невского - Саша Ш. , отрывок из стихотворения Ольги Бергольц - Люба П. при изучении темы "Блокада Ленинграда" и др.

Одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся коррекционной школы, является низкий уровень речевой культуры, чтения. Их речь примитивна, недостаточно точна, беден и ограничен словарь, эмоционально не окрашена. Это приводит к трудностям в установлении контактов, в процессе адаптации и интеграции в общество, поэтому на каждом уроке провожу работу по обогащению словарного запаса, не просто даю им новые слова и объясняю значение, а сначала пытаемся по контексту выяснить значение, если не получается, обращаемся к словарю, выписываем, составляем предложения, употребляем, как можно чаще в течение урока. Большое значение для повышения культуры речи и общего развития имеют пословицы, поговорки, загадки. Пословицы - это квинтессенция мудрости, наблюдений за окружающим миром, они учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать мышление, речь, тренируют память, внимание, логическое мышление. "Работать спустя рукава", "Иван родства не помнящий", "Кричать во всю Ивановскую", "Бить баклуши" - все имеет свое историческое объяснение.

Уделяю внимание на уроках коррекции и развитию внимания путем выполнения различных заданий:

* вычеркнуть определенную букву в тексте;

* среди различных дат найди указанную;

* чтение текста до заранее указанного выражения;

* расставь даты в порядке увеличения, уменьшения;

* найди слово: смех, волк, полк, мель, олень, пирожок, китель и т.д.

* в бессмысленный набор букв вставляется слово, относящееся к теме урока, например: ЯВОРВОЙНАНОИМД.

* выделение главного в тексте.

Использование информационных технологий позволяет использовать текстовую, звуковую, графическую видеоинформацию, что в результате повышает познавательный интерес, активизирует творческие способности учащихся, повышает уровень использования наглядности на уроке.

Использование творческих заданий: составление и разгадывание кроссвордов, изучение отрывков из художественных произведений, составление опорных схем, рисунки исторических предметов, мини сочинения, игры "Третий лишний", "Найди зашифрованное слово" повышают интерес к предмету, дает возможность проявиться творческим способностям учащихся.

Известно: то, что у ребенка вызывает положительные эмоции, лучше всего запоминается и на длительный срок. Одной из форм работы, вызывающих всегда положительные эмоции, является урок-экскурсия. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа, это очень важно для учащихся с ОВЗ, так как позволяет обогатить эмоции, а участие в ритуалах ( минута молчания у Вечного огня, возложение цветов, чтение стихов и т.д.) - сопереживать, почувствовать причастность к описываемым событиям.

Постоянное использование межпредметных связей, организация работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей, использование ИКТ, творческих заданий, уроки-экскурсии, работы о обогащению словаря учащихся повышают интерес к изучаемому материалу, дают возможность проявить себя каждому ученику.

1. Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обучение в современной школе" - М., 1996 г.

2.Чернов А.В. "Использование информационных технологий преподавания истории и обществознания". "Преподавание истории в школе". 2001 № 8.

3.Калюжная А.Д. "Занимательные страницы истории Отечества" (серия "Нескучный учебник") - СПб, Тригон, 2001 г.


Творческий характер профессии преподавателя определяется самой природой его труда, содержание которого находится в постоянном изменении и развитии: обновляются учебные программы, появляются новые педагогические идеи и методы обучения, совершенствуются его организационные формы. Меняется и сам учащийся, что требует от преподавателя совершенствования педагогического мастерства.

Переход к образовательной парадигме постиндустриального общества означает в первую очередь отказ от получения готового знания и представления о педагоге как его носителе. На смену приходит понимание того, что образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни. А это изменяет цели образования, формы и методы, роль педагога и т.д. Сегодня важно учить тому, как добывать новые знания и эффективно их применять на практике, значимо не усвоение накопленного готового знания, а творческая самостоятельная работа с информацией с целью извлечения из нее необходимого знания.

Интерес к истории возрастает в переломные моменты жизни общества. Сегодня, в начале двадцать первого века, это особенно заметно. Историческое образование в объеме полного среднего образования должно не только дать обучающимся основы знаний об историческом пути России с древности до наших дней и целостной картины исторического процесса, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.

Следовательно, планируя цели и пути достижения определенного педагогического эффекта, преподаватель должен вовлечь студента в самостоятельную познавательную деятельность. Именно поэтому формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках является основным направлением моей системы работы. В ходе педагогической деятельности я решаю следующие задачи:

социальная адаптация выпускников;
– развитие гибкости и нестандартности их мышления;
– стимулирование поисковой активности;
– формирование инициативной позиции: не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;
– обеспечение заинтересованности и получения удовольствия от обучения.

Для меня, как преподавателя, главное, чтобы каждый обучающийся достиг максимального для себя результата, полностью реализовал свои возможности. Следовательно, необходимо построить свою деятельность таким образом, чтобы раскрыть индивидуальность каждого подростка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Поэтому я обращаюсь к изучению и поэтапному внедрению в свою работу элементов личностно-ориентированного подхода в обучении обучающихся. Считаю, что за личностно-ориентированной системой обучения большое будущее, потому что она преобразует как подростка, так и преподавателя, формируя их творческое лицо.

Основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:

1. На первое место необходимо поставить принцип самоактуализации. В каждом молодом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать в них стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности предусматривает создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, всячески содействовать их дальнейшему развитию.

4. Принцип доверия и поддержки. Вера в успех, доверие и поддержка устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Как с помощью уроков истории развить личность студента, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы? Уроки истории – одни из немногих, где обучающиеся приобретают навыки общения, где возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать их образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.

Достичь поставленных задач помогают разнообразные формы работы, которые использую на уроке: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуально-парная (действенна при закреплении материала), индивидуальная (требует дифференциации заданий по степени сложности как на уроке, так и в домашних заданиях). Выбор формы работы зависит от типа урока и характера решаемых задач. Не стоит увлекаться только работой с источником или решением познавательных задач. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, презентаций, использовании всего учебно-методического комплекса. Поэтому в своей работе я использую различные методы обучения:

методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые методы обучения;

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, познавательной новизны;

методы контроля: промежуточный и итоговый контроль, устный и письменный.

Более подробно остановлюсь на характеристике второй группы методов:

1. Алгоритмизация (опорные конспекты, схемы, блоки информации) – использую практически на каждом уроке. С одной стороны, алгоритмы и схемы могут предлагаться в готовом виде для компактной подачи материала, с другой стороны, их могут составлять сами учащиеся, в результате чего они учатся представлять знания в виде схемы, конспекта.

3. Моделирование предполагает анализ текста, деятельности личности, создание проблемной ситуации и ее разрешение, сопоставление различных блоков информации и вывод.

5. Деловые игры на уроках истории и обществознания повышают мотивацию обучающихся, развивают их способности к осмыслению событий и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию. В своей работе я использую различные виды деловых игр:

игра – информационный лабиринт предполагает работу учащихся с набором документов, анализ информации и самостоятельные выводы;

игра – разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций (например, заседание Государственной думы). Принципы: неординарность исторической ситуации, требующей нетрадиционного решения, неоднозначность оценок события или личности, актуальность с точки зрения современных условий;

игра – анализ конкретной исторической ситуации предполагает детальный анализ сложившегося в тот или иной момент положения.

6. Дискуссия на уроках истории создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Ребята овладевают ораторскими умениями, искусством.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, актуальна как никогда.

Традиционные формы уроков формируют у подростков потребительский характер деятельности. Многие обучающийся не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности подростков. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории.

Развитие научно-технической базы, изменение интересов современной молодежи, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность обучающихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.

Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению учебных заведений всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса. Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности обучающихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;

- развитие умений рассуждать и мыслить;

- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников);

- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к обучающимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Творческие способности студентов развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого студента. Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю обучающимся самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности студентов: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности подростка.

Обогащение уроков истории средствами, методами, приемами познавательной деятельности развивает познавательный интерес обучающихся и способствует более глубокому усвоению учебного материала. Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на формирование у студентов умений и навыков познавательной деятельности, что способствует достижению высоких результатов.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,

Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.


-75%

Читайте также: