Доклад политбюро 2 0 и новая холодная война элиты в поисках новой нефти

Обновлено: 18.05.2024

Инаугурация президента России В. Путина

Девять фигур

Исследование разделило Политбюро 2.0, отвечающее за принятие важных решений и выбор государственных лидеров, на несколько категорий в зависимости от сектора, представленного каждым членом. Примечательным является отсутствие в этом списке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, спикера Государственной Думы Вячеслава Володина, представляющих законодательную ветвь власти, и премьер-министра Михаила Мишустина, несмотря на их конституционные полномочия.

Согласно докладу, есть около 29 кандидатов на вступление в Политбюро 2.0. Это представители технократов, силовиков, идеологов и руководители государственных учреждений. Самыми важными фигурами среди них являются Мишустин, если ему удастся улучшить экономическую ситуацию, вице-премьер Андрей Белоусов, ответственный за реализацию экономического плана в правительстве, и Дмитрий Козак, первый заместитель руководителя администрации. Успех последнего будет зависеть от результатов политики Кремля на постсоветском пространстве, особенно в Средней Азии, Молдове и на Украине. В список кандидатов также включены глава оппозиционной Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов, глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин.

Вызовы устойчивости

Хотя нет никаких рисков переворота против Путина со стороны членов Политбюро 2.0, как это происходило во времена Советского Союза, президент России работает над созданием структуры, замкнутой именно на нем. В нее входит первый вице-премьер Андрей Белоусов (отвечает за борьбу с пандемией и экономическим спадом), вице-премьер Юрий Трутнев (отвечает за развитие Арктики и Дальнего Востока), Татьяна Голикова (социальный кластер), Александр Новак (энергетический сектор), Дмитрий Козак, заместитель руководителя кремлевской администрации (внешняя политика), и Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (производство и экспорт вакцины против коронавируса).

Тем не менее в долгосрочной перспективе позиции элиты могут быть подорваны. Среди возможных причин — продолжение конфликта с Западом, нестабильность ситуации на постсоветском пространстве вплоть до прямых военных столкновений, введение налога на выбросы углерода в Европейском союзе (будут способствовать снижению доходов от нефти), смена поколений внутри правящей элиты и старение лидеров оппозиции. В обозримом будущем элита может столкнуться со следующими вызовами: последствия третьей волны пандемии, социальный раскол по вопросу об обязательной вакцинации, не имеющей правовых оснований, и выборы в Госдуму в сентябре.

Согласно исследованию, одной из наиболее важных проблем в долгосрочном периоде является снижение доходов от продажи нефти и другого сырья, поскольку это может спровоцировать борьбу за лидерство в новых секторах экономики, таких как альтернативная энергетика и сектор отходов. Следующей серьезной проблемой было названо сохранение баланса в свете высокого среднего возраста членов Политбюро 2.0 — 65 лет, а кандидатов на вступление — 61 год.

С окончанием президентства Дональда Трампа, политика которого привела к трансатлантическом расколу, конфликт с Западом будет развиваться дальше. Это создаст геостратегические угрозы интересам правящей элиты и тем самым будет провоцировать новые противоречия.

В докладе также обозначены факторы нестабильности на постсоветском пространстве и их влияние на элиту в России. Это процесс смены правящих элит в Казахстане и Узбекистане, глубокие политические кризисы в Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии и Киргизии, а также последствия ухода США из Афганистана, включая возможность превращения страны в очаг распространения радикального ислама. Проекту интеграции с Белоруссией, который рассматривался как один из сценариев расширения влияния и транзита власти в России, угрожают маневры Александра Лукашенко и подавление оппозиции. Он предпочел косметические реформы, которые не приведут к стабильности в краткосрочной перспективе на фоне противоречий с Западом. Таким образом, интеграционные проекты на постсоветском пространстве находятся под угрозой, и идея политической интеграции становится все менее популярной.

Как отмечают эксперты, введение Евросоюзом углеродного налога может подорвать нынешнюю форму распределения ресурсов внутри правящей элиты. Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов оценил потенциальные ежегодные убытки российских экспортеров примерно в 3 миллиарда евро при отсутствии экологической модернизации.

Новые источники дохода

Пока США оказывают давление на технологический сектор в Китае, российская бизнес-элита развивает сотрудничество с его компаниями. Кроме того, она делает ставку на развитие Северного морского пути в качестве альтернативного торгового маршрута и увеличение экспорта сжиженного газа, производимого на крайнем севере и северо-востоке страны, на европейские и азиатские рынки. Россия также запустила план развития атомной энергетики и выделила десятки миллиардов долларов на производство новых реакторов малой мощности.

Увеличивается экспорт угля и нефти в страны Восточной Азии, нуждающиеся в дешевой энергии. Наблюдаются попытки увеличить продажи оружия странам третьего мира.

Упомянутые стратегии обеспечивают сохранение минимального дохода в существующих секторах и открытие новых. Это позволит компенсировать любой дефицит в будущем за счет участия в новых проектах, однако есть угроза борьбы между элитами за данные сектора или появления новых фигур, требующих членства в Политбюро 2.0, что может нарушить существующее равновесие.

Перспективы

В докладе не рассматривается, что может быть в отсутствие Путина, и способен ли он выбрать преемника, который бы пользовался народной поддержкой и сохранял баланс интересов разных элит, что является практически невыполнимой задачей в отсутствие какой-либо фигуры, способной соперничать с Путиным, и объясняется самой природой двадцатилетней политической системы. Таким образом, выживание Политбюро 2.0 зависит от нахождения Путина у власти. Хотя и допустимо сравнивать Политбюро 2.0 с Политбюро Коммунистической партии Советского Союза, последнее, несмотря на критику, было структурой, проникнутой принципами, в том числе моральными, а также опиралось на систему сдержек и противовесов, обеспечивающую ее эффективное функционирование. Помимо того, интересы его членов ограничивались территорией Советского Союза. Что касается ближнего круга Путина, то их объединяют временные интересы, и любой из них может прыгнуть с корабля в любой момент благодаря зарубежным инвестициям и фондам. Каждый из них владеет частными самолетами, способными доставить их в Лондонград (район в Лондоне, населенный российскими олигархами) или на Лазурный берег.

Строительство жилья

Главный строитель страны Марат Хуснуллин, занимающий сегодня пост вице-премьера в правительстве Михаила Мишустина, по сути стал основным ответственным за реализацию региональных программ, в том числе и по большей части — инфраструктурных проектов. Он возглавит правительственную комиссию по региональному развитию и получит полномочия отслеживать работу вице-премьеров кабинета в федеральных округах.

Чтобы обеспечить огромные темпы, Стратегия предполагает отмену многих необязательных правил для застройщиков. В свою очередь, большинство обязательных правил и нормативов станут необязательными. В этой связи велик риск падения не только издержек, но и качества застройки.

Стройка обязана быть экономной: правительство намеревается ограничить издержки для бизнеса и бюджета за счёт дешёвой рабочей силы. Крупнейшие государственные чиновники не забывают напоминать о важности активного привлечения гастарбайтеров, для этого существуют специальные программы. Процесс въезда в страну трудовых ресурсов продолжает упрощаться.

Цели скорейшего ускорения роста инфраструктуры подчинена инициатива по привлечению заключённых. Дешёвая рабочая сила, полностью подконтрольная работодателю, — крайне выгодный ресурс в рамках проектов, требующих оперативности.

Чтобы застроить необходимые квадратные метры, нужны рабочие руки. Масштабная стройка нуждается как в непритязательных мигрантах и заключённых, так и в квалифицированных и опытных рабочих, которые способны поучаствовать в широчайшем обучении молодых специалистов, — в пенсионерах.

Заместитель председателя правительства Российской Федерации с 2020 г. Марат Хуснуллин

Заместитель председателя правительства Российской Федерации с 2020 г. Марат Хуснуллин

Подготовка к крупномасштабной всероссийской стройке идёт полным ходом. Этот проект призван решить сразу несколько проблем: повысить доходы локального бизнеса агломераций и крупного строительного капитала, доходы банков от ипотек, доходы бюджета от второй по прибыльности отрасли, покупательную способность населения благодаря стабильной занятости и ожидаемого роста зарплат за счёт значительного сокращения бизнес-издержек.

Оживление экономики — один из ожидаемых итогов реализации Стратегии. В то же время совершенно ясно, что кардинальных улучшений жизни наёмного работника не последует, а закредитованность возрастёт — ведь кто-то же должен оплачивать Великую Стройку. Основным остаётся вопрос, удастся ли крупному капиталу увернуться от взрыва огромного ипотечного пузыря, возникшего на почве стремительно растущих массовых долгов по кредитам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Цель публикации-ознакомление публики с расстановкой сил во властных элитах и обрисование перспектив на ближайшее будущее.

Данный доклад основан на результатах неформализованных экспертных интервью с представителями российских элит. Экспертная панель сформирована в 2012 году и с тех пор регулярно обновляется (состоит на данный момент из более чем 100 экспертов).

Несмотря на тройной вызов - пандемию коронавирусной инфекции, ухудшение отношений с коллективным Западом и попытку несистемной оппозиции развернуть массовые протесты в начале 2021 года - российская элита пока сохраняет высокий уровень устойчивости. Секрет этой устойчивости – консолидация силовиков и приоритет экономической борьбы внутри Политбюро 2.0 над политическим противостоянием.

1. Несмотря на тройной вызов - пандемию коронавирусной инфекции, ухудшение отношений с коллективным Западом и попытку несистемной оппозиции развернуть массовые протесты в начале 2021 года - российская элита пока сохраняет высокий уровень устойчивости. Секрет этой устойчивости – консолидация силовиков и приоритет экономической борьбы внутри Политбюро 2.0 над политическим противостоянием;

3. Предметом консенсуса элит стал сценарий дальнейшего сохранения В.Путина во главе страны, в экономическом смысле элиты согласны ограниченно конкурировать в процессе поиска новых способов извлечения ренты;

5. Происходит создание крупных коалиций элитных игроков. В то же время появляются политико-экономические каперы – игроки, на свой страх и риск разрабатывающие новые направления;

6. Правительство Михаила Мишустина еще только подходит к решению той задачи, для которой оно было призвано – обеспечению экономического роста. Тем не менее, новый премьер-министр значительно укрепился за полтора года, прошедшие после назначения. Он провел выгодную ему реформу аппарата правительства, наполнил аппарат верными ему кадрами. ФОИВ и институты развития также подверглись реструктуризации. Как итог - в перспективе М.Мишустин имеет шансы стать членом Политбюро 2.0;

 Конституционная реформа через референдум/голосование;

 Усиление альтернативного правительству центра принятия решений – Совбеза РФ;

 Смена главы правительства и кабинета министров.

Устойчивость Политбюро 2.0 в 2021 году

Все эти фигуры сохраняют главное – возможность эффективной личной коммуникации с Владимиром Путиным и обладают накопленным разнообразным набором ресурсов, включая существенный экономический потенциал, собственный или в лице активов субординированных групп.




Что на деле представляет собой ближайший круг Путина, как долго продлится его влияние?

Это очень неглупые люди. Пусть они не являются профессионалами, они владеют всей информацией. И потому понимают, что Россия находится в системном кризисе. Эта публика, кроме того, прекрасно понимает: вся их власть держится исключительно на фигуре Путина.

Между тем, рейтинг главы государства падает. Напомню, майский опрос ВЦИОМа показал снижение уровня доверия к Владимиру Путину до тринадцатилетнего минимума — 30,5%. Такие результаты вызвали критику Кремля, и заставили социологов изменить методику оценки. Судя по новым данным, опубликованным 31 мая, Путиным довольны больше 72% опрошенных.

Но сути дела методика не меняет. Не исключаю, что через некоторое время к Путину будут относиться не лучше, чем к Михаилу Горбачеву или Борису Ельцину в конечной стадии их политической биографии.

Поэтому, да, они пытаются перераспределить в свою пользу как можно больше ресурсов. Просто потому, что после 2024 года такой возможности у них не будет.

— На мой взгляд, Политбюро все же было структурой, в которой присутствовали принципы. В том числе — моральные. Кроме того, в Политбюро существовала система сдержек и противовесов, которая позволяла эффективно работать.

Согласованной линии они выстроить не смогут. И попросту разбегутся по своим дворцам, а потом попытаются смыться в Лондон — или куда-то еще.

Словом, на мой взгляд, есть серьезные отличия между советской руководящей структурой и путинской.

Добавлю, что интересы членов Политбюро ЦК КПСС были сконцентрированы внутри Советского Союза. Вольно или нет, они должны были сохранять политическую систему, представителями которой являлись, и которой руководили.

Друзья Путина, надо полагать, уже подготовили запасные аэродромы. Едва ли не каждый из них, по оценкам Forbes, является миллиардером, имеет роскошную недвижимость и бизнес за рубежом. Россия для них — лишь место, где они зарабатывают деньги. Причем, с использованием административного ресурса, которым они обладают, и который сейчас стараются усилить.

— Я верю в то, что нынешняя так называемая элита полностью уйдет. Она не будет бороться до конца. Так что, да, после ухода Путина произойдет коренная смена российской элиты.

Проблема здесь только в одном. Владимир Путин за годы своего правления полностью вытоптал политическую поляну, и создал определенный политический вакуум. Именно поэтому мы сегодня не видим политических лидеров и влиятельных партий, которые могут составить реальную конкуренцию Путину и его окружению.

Это очень плохое ощущение, я считаю. Потому что с уходом Путина возможна ситуация безвластия. И власть, валяющуюся на земле, могут подобрать случайные люди, которые проявят готовность идти до конца.

На Алтае надеются, что призыв президента дать больше свободы бизнесу приведёт к отзыву необоснованного иска Генпрокуратуры

Читайте также: