Доклад по воспитанию детей

Обновлено: 28.06.2024

На протяжении важного в жизни ребенка этапа они стараются заложить в сознание малыша принятые в обществе установки, дающие представление о добре и зле. Помимо этого мамы и папы наполняют жизнь любимого чада многочисленными впечатлениями и эмоциями, формируют необходимые навыки и помогают усваивать полезную информацию.

С первого дня появления крохи в доме родители не должны забывать о том, что детвора дошкольного возраста ориентирована на вбирание самых разнообразных данных.

Именно поэтому важно оградить ребенка от негатива и свести к минимуму количество стрессовых ситуаций.

Воспитание детей дошкольного возраста предполагает ответственность подхода. На начальном этапе необходимо выбрать правильные установки и ориентиры, следование которым окажет благотворное влияние на малыша. Материальной составляющей, ответственной за обеспечение ребенка продвинутыми игрушками и одеждой именитых брендов, отведена второстепенная роль. К воспитанию она не имеет никакого отношения.

На первом месте находится родительская любовь, подразумевающая совместное времяпрепровождение, радость общения, терпение, ласку и внимание.

Каждый член семьи оказывает на малыша определенное умственное и психологическое влияние, знакомит его с понятиями заботы и любви, вкладывает доступные пониманию крохи знания. Дошкольное воспитание важно еще и потому, что на нем базируется личностное развитие ребенка, под которым понимается формирование умений, способностей, навыков и черт характера. Не поступившие в школу малыши склонны к подражанию. В различные моменты времени они могут копировать интонацию и поступки родителей и ближайших родственников, соседей, няни, героев мультфильмов и сказок, животных и окружающих их людей.

Данная особенность обязывает взрослых к недопущению в присутствии детей совершения неприемлемых поступков и исключению из лексикона жаргонных и ругательных слов. Матери, отцы и другие домочадцы должны стать для ребенка примерами хорошего поведения.

Возрастные границы дошкольного воспитания

Период дошкольного детства продолжается вплоть до достижения малышом 7-летнего возраста.

Готовность к дошкольному воспитанию фиксируется у преобладающей части детей, встретивших третий по счету день рождения. Отсчитываемые с этого дня четыре года отведены на формирование личности и характера юного гражданина. В этом возрасте ребенку доступно понимание многих явлений. Он интуитивно стремится к усвоению новых знаний и закреплению полезных навыков. На протяжении данного периода окружающие кроху взрослые должны сосредоточиться на всестороннем развитии малыша. Лишь при таком подходе в положенный срок ребенок сможет продемонстрировать готовность к школьному обучению.

Несколько слов о мелкой моторике.

Развитие мелкой моторики — важная составляющая дошкольного воспитания. В детских пальчиках сконцентрировано множество рецепторов, посылающих импульсы в определенные отделы мозга. Последние отвечают за речевое развитие и согласованность движений, осуществляемых пальцами рук. Минимальное расстояние между этими центрами подтверждает важность развития мелкой моторики.

Задействование рук и пальцев приводит к активизации участков мозга, ответственных за развитие речи.

Весьма эффективны поочередные сгибания и разгибания крошечных пальчиков, их осторожный массаж и совершение круговых движений на поверхности ладошек. Элементарные в исполнении упражнения должны осуществляться регулярно. Они ориентированы на стимулирование точек, напрямую контактирующих с корой головного мозга.

Одна из разновидностей тренировки рук и пальцев базируется на перебирании мелких объектов. В такие моменты рядом с несмышленым малышом должен находиться взрослый, призванный обезопасить кроху от проглатывания миниатюрных предметов. Бусины большого размера желательно предварительно нанизать на прочную нить, в то время как пуговицы можно пришить к полоске ткани. В число других полезных для дошколят игрушек вошли маленькие и крупные кубики. Желательно, чтобы они были выполнены из разных материалов (ткани, древесины, пластмассы).

Особенности воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста

Воспитание младенцев включает в себя создание комфортных для малюток условий и спектр действий, направленных на укрепление эмоционального и физического здоровья. В эти месяцы опекающие ребенка взрослые сосредотачиваются на правильном питании, соблюдении режима и расширении умственных и физических возможностей крохи.

Неоспоримую пользу приносят посещения групп раннего развития, в рамках которых осуществляется развитие основных чувств детей путем общения с ровесниками, родителями и квалифицированными педагогами.

При поддержке последних происходит раскрытие различных сторон сознания дошкольников, обзаводящихся опытом восприятия окружающей действительности и распознавания новых для малышей объектов и людей.

В наши дни довольно часто практикуется посещение ясельной группы детского сада, ориентированной на детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). С полезным на первый взгляд шагом лучше не торопиться и рассмотреть возможность пребывания ребенка в домашней обстановке. Этот совет актуален для малышей, не готовых к серьезным переменам. В качестве явных признаков, свидетельствующих о неготовности малыша к смене обстановке и общению со сверстниками, выступают частые проявления капризности, ухудшение самочувствия и повышенная чувствительность к заболеваниям.

Более приемлемым для начала посещения детского сада считается старший дошкольный возраст (4-5 лет). Некоторые мамочки предпочитают отказываться от визитов в садик, делая выбор в пользу домашнего обучения. Это решение имеет право на существование. На этапе его принятия во главу угла ставятся интересы малыша и его комфорт. В последнем случае родители должны обеспечить подходящие условия для обретения навыков и усвоения знаний, владение которыми обязательно для всех поступающих в школу ребят.

Основные направления воспитания ребят дошкольного возраста

Некоторые методики ориентированы на привитие нравственно-этических норм, в то время как другие специализируются на физической либо речевой сторонах развития. Также встречаются детские сады, в которых практикуется изучение основ математики.

При воспитании малыша в домашней обстановке приветствуется гармоничное комбинирование перечисленных выше направлений, учитывающее индивидуальные особенности ребенка. Этот вариант признан наиболее оптимальным.

Родители могут изучить несколько методик и программ и выбрать из них лучшее. В ходе воспитательного процесса предпочтительно руководствоваться материалами, в которых подробно проработаны лексические темы.

На протяжении каждого занятия желательно ограничиваться рассмотрением одной темы: времена года, домашние животные, посуда, мебель, цветы, деревья и т. д. На протяжении урока можно читать стихотворения и сказки соответствующей тематики, рассматривать картинки, петь песенки, заниматься лепкой и рисованием, играть в дидактические и подвижные игры. Проведенное подобным образом время не будет израсходовано зря. Кроха с легкостью усвоит всю представленную для изучения информацию. Такой подход к воспитанию детей не утрачивает актуальности на протяжении нескольких десятилетий. В его эффективности убедились многие родители, решившиеся на применение данной техники на практике.

Формирование здоровых привычек можно начать с соблюдения дневного режима, правильного питания, подвижных игр и удовлетворения детского любопытства

Педагоги всего мира убеждены в том, что подаваемый родителями пример воспринимается ребятней в качестве наиболее весомого аргумента.

Установки, укоренившиеся в сознании ребенка в дошкольный период, в будущем успешно противостоят пагубному влиянию ровесников и взрослых.

Прививание нравственных норм входит и в перечень задач дошкольных учреждений, сотрудники которых учат малышей различать добро и зло, осознавать последствия и степень правильности совершаемых действий, проявлять сочувствие и не оставаться безразличными к чужой беде.

Не следует пренебрегать и трудовым направлением воспитания малышей. Родители, дети которых посещают детские сады, с подобной задачей, как правило, не сталкиваются. В стенах дошкольных учреждений юным гражданам предоставлена возможность выполнения простых поручений, приучающая детсадовцев к ответственности.

В этот перечень вошли кормление животных (морских свинок, черепах, рыбок, своевременный полив растений, расстановка посуды и столовых приборов перед приемами пищи, уборка игрушек и т. д.

Родители должны осознавать пагубность недопущения ребенка к выполнению домашних обязанностей, не предполагающих приложения значительных физических усилий. Процесс выполнения полезных дел у крох ассоциируется с увлекательной игрой. Помимо этого малыши гордятся помощью, оказываемой маме/папе/родственникам. Они могут подметать полы, мыть и расставлять посуду, вытирать пыль влажной тряпкой, застилать кровать, наводить порядок в детской комнате и самостоятельно одеваться/раздеваться.

Правильно выполненные действия должны сопровождаться словесными похвалами и небольшими поощрениями.

Наиболее проблематичным продолжает оставаться умственное направление воспитания дошкольников. Взрослые должны понимать, что на этапе становления всем детям свойственно прохождение нескольких периодов.

На протяжении 0-3 лет крохи познают окружающую их действительность посредством органов чувств. В эти дни малыши познают новые вкусы и запахи. Особая роль отведена сенсорному восприятию, вследствие чего важно предоставить ребенку как можно большее количество материалов разнообразных фактур, форм и размеров. Особенности указанного периода доступно изложены в трудах Марии Монтессори, потратившей несколько лет на изучение детского сознания.

Малыши 3-4 лет склонны к проявлениям самостоятельности. Объясняется это осознанием себя как личности. В этом возрасте рекомендовано предоставление возможности самостоятельного выполнения действий. Такой подход способствует усвоению нового материала. Общение взрослого и ребенка должно осуществляться на равных. Недопустима демонстрация превосходства со стороны родителей и других домочадцев.

Всплеск активности в сфере развития коммуникабельности выпадает на 4-5 лет. В этом возрасте общение со сверстниками и взрослыми доставляет детям удовольствие. Процесс обучения предполагает принятие участия в коллективных играх. Данный период благоприятен для изучения букв и цифр.

Интенсивную подготовку к школе следует начинать в возрасте 5-6 лет. Важно научить ребенка общению и взаимодействию с другими людьми, предполагающими знакомство и выбор друзей. Приветствуются творческие уроки и новые для малыша эксперименты. В эти месяцы дошкольники дебютируют и в сфере совершения самостоятельных поступков. По степени значимости перечисленные аспекты воспитания опережают успешное усвоение школьной программы. Опекающие кроху взрослые не должны оставаться равнодушными к его достижениям. Число упреков и случаев повышения интонации желательно свести к минимуму.

Родителям следует знать, что их манера общения с ребенком буквально врезается в память отпрыска. Вследствие этого важно обеспечить малыша как можно большим количеством позитивных и приятных воспоминаний. Как показывает практика, данная тактика в будущем приносит полезные плоды.

Художественная сторона воспитания дошкольников включает в себя ознакомление крохи с такими направлениями человеческой деятельности, как музыка, живопись, литература и т. д. Важно развить в малыше умение видения прекрасного в простых и сложных составляющих окружающего мира. Глубокое познание действительности способствует расширению кругозора дошкольника.

Наиболее эффективны в этом плане беседы об услышанном и увиденном, в рамках которых даются полноценные ответы на вопросы, озвученные маленькими почемучками.

Преподавание музыки предусмотрено программами многих детских садов и центров дошкольного развития. Посильный вклад могут внести и родители, не имеющие музыкального образования.

Вместо очередного просмотра мультфильмов можно устроить прослушивание сказки или стихотворения, записанных в аудио формате. Развитию чувства ритма способствует воспроизведение любимых песенок путем выстукивания мелодии. В качестве подсобных инструментов можно использовать ложки либо ладошки малыша. Помимо этого можно подобрать во всемирной сети музыкальные игры, соответствующие возрасту ребенка. В стенах детского сада опытные воспитатели обучат кроху пению и танцам. В некоторых дошкольных учреждениях детишкам предоставляется возможность принятия участия в театрализованных постановках.

Психологические особенности и детские страхи

В процессе воспитания детей родители должны учитывать специфичность психологии не успевших повзрослеть граждан. Период дошкольного детства может быть смело назван временем активного становления личности, на протяжении которого кроха с головой уходит в общение. В качестве собеседников могут выступать родители и другие домочадцы, ровесники, дети младшего и старшего возраста. В эти дни ребенок может сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными отсутствием навыка отстаивания собственной точки зрения и неумением дослушать собеседника до конца.

Грамотный подход в воспитании дошколят подразумевает постоянный мониторинг осуществляемых ребенком действий, понимание присущих детской психике особенностей и аккуратную корректировку взаимоотношений, возникающих между участниками общения.

Многие дети дошкольного возраста знакомы с чувством страха, возникающим вследствие недостатка излучаемого родителями тепла и обилия запретов.

С целью избавления от этого неприятного ощущения нельзя бить ребенка по лицу и рукам, оставлять в комнате в одиночестве, пугать страшилищами, милиционерами, докторами, волками и т. д.

Недопустимы в качестве наказания неподвижное сидение или стояние, игнорирование малыша и отказ от общения с ним.

Отлично зарекомендовала себя и методика представления источника волнений с доброй стороны. Для этого можно поиграть в больницу либо предложить малышу перевоплощение в различных сказочных персонажей.

Боязнь темноты преодолевается исследованием комнаты в темноте в присутствии взрослого. Ребенку можно предложить отыскать на ощупь знакомые ему предметы. В ночное время суток рекомендуется не закрывать плотно двери и оставлять ночник включенным. Противопоказаны перед сном активные и шумные игры, просмотр мультфильмов о людоедах, колдуньях и других негативных персонажах, а также чтение страшных сказок.

Мамы и папы, осознающие важность указанного периода в жизни любимого чада, расширяют собственный кругозор, пересматривают неактуальные на текущий момент нюансы воспитательного процесса и учатся радоваться любым (в т. ч. самым скромным) достижениям ребенка.

Семейное воспитание дошколят не ограничивается подготовкой к поступлению в школу. Одно из его направлений нацелено на развитие личностных характеристик, способных повысить уровень жизни в будущем. Отличным подспорьем для родителей может стать детский сад, квалифицированный персонал которого успешно справляется с задачами развития и воспитания малышей.

При этом стоит отметить, что посещения дошкольных учреждений не снимают ответственности с материнских и отцовских плеч в части умственного, личностного и психологического аспектов развития детей. Самые близкие для малыша люди должны приучить его к самостоятельности и привить чувство уважения к высказываниям старших и ровесников.

В предшествующий поступлению в школу год некоторые родители лишают детей дневного сна. Наиболее рьяные мамы и папы заставляют отпрысков корпеть над тетрадями и пытаются освоить школьную программу первого класса. Такие действия могут быть классифицированы как насилие над ребенком.

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Сколько существует общество, столько лет и ломают взрослые голову, каким должно быть правильное воспитание детей. Для каждой отдельной эпохи и цивилизации характерен свой взгляд на эту проблему. В Древней Персии, например, ребёнка, которому уже исполнилось 7 лет и который смел ослушаться три раза, казнили. В Спарте следы от розог носили с гордостью и мальчики, и девочки. В Швеции уже в 5 лет малыши полностью проинформированы о различиях и отношениях между полами.

Поэтому на протяжении многих тысячелетий великие умы педагогики и психологии пытались сформировать концепцию воспитания, единую для всех времён и народов. На сегодняшний день данная задача остаётся до сих пор не выполненной. Так что же делать родителям, какими идеями и принципами руководствоваться?

Определения


Педагогика и психология детского воспитания представлена самыми многочисленными системами и школами. И в каждой из них сформулировано своё определение данного процесса в зависимости от того, какие идеи они в него закладывают.

Чаще всего используется определение русско-советского учёного и физиолога Ивана Петровича Павлова. Оно соответствует историко-философскому подходу в педагогике и психологии и политически нейтрально по сравнению со многими остальными. По его мнению, воспитание ребёнка — это целенаправленное и протяжённое во времени формирование общественно-необходимых отношений к целому ряду формаций и субстанций окружающего мира: природе, стране, людям и самому себе.

Отсутствует политизация и в термине всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Его определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения. Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином.

Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.

Сколько концепций — столько и точек зрения на то, что такое правильное воспитание. Данное понятие менялось в течение тысячелетий и во многом зависит от общества, культуры, страны, политики. И всё-таки некоторые общие моменты психологи и педагоги выделяют.

Воспитательные системы

На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):

  • Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
  • Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
  • Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
  • Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.

Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:

Системы воспитания детей

Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.

Формы

Чтобы воспитать ребёнка полноценной и успешной личностью, его нужно развивать многосторонне. Если, например, делать основной акцент на трудотерапии, то в стороне останутся нравственный, умственный, патриотический и многие другие аспекты. Поэтому изначально в занятия с малых лет нужно включать разные формы воспитания.

Различные формы воспитания ребёнка

Воспитатели в детских садах и педагоги в школах стараются использовать разные формы воспитания для развития многосторонней личности. Однако каждой из них в равной мере должны уделять внимание и родители дома.

Методы

Воспитательные методы — это те способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное влияние взрослого (родителя, воспитателя, педагога, родственника, психолога) на сознание и поведение детей.

Воспитательные методы влияния взрослого на сознание и поведение детей

Выбор методов воспитания во многом зависит от возраста. Например, для организации деятельности дошкольников целесообразнее применять иллюстрации, а более старших — инструктаж.

Стили

Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

Хаотический (непоследовательный)

Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

Возрастные особенности

Воспитание должно соответствовать возрасту, учитывать психические новообразования и кризисы, трудности каждого периода. И начинать лучше уже с рождения. Психологи дают родителям советы, на чём акцентировать внимание в зависимости от того, сколько ребёнку лет:

  • до года — окружить теплом, вниманием и заботой, не шлёпать и не кричать;
  • в 1 год — знакомить с окружающим миром, учить контактировать с родными;
  • в 2 года — расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки и моторику;
  • в 3-4 года — удовлетворять потребность в активной двигательной деятельности и любознательность, прививать навыки общения, формировать индивидуальный контакт;
  • в 5-6 лет — приобщать к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми.

Именно семейное воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании маленькой личности. Поэтому родители должны проводить с ними как можно больше времени. Исправлять ошибки потом будет слишком поздно.

Начиная с 1 класса и вплоть до подросткового периода — это время активного нравственного воспитания, в котором должны принимать участие и педагоги, и родители, демонстрируя моральные основы собственным примером. Дети постигают взаимосвязи социума, законы развития природы, суть отношений между мужчиной и женщиной. Важная задача на данном этапе — помочь им раскрыть свой творческий потенциал, научить жить в обществе.

С наступлением подросткового кризиса в воспитании возникает ряд проблем. Даже самые послушные дети под влиянием гормонов выходят из-под родительского контроля. Здесь важными аспектами являются терпимость, доброжелательность и восстановление доверия. Эмоциональная поддержка, доброе слово, совет — в этом возрасте всё это имеет для них важное значение. Чаще разговаривайте о смысле жизни и самоопределении, чтобы к моменту выхода из школы не возникло проблем с выбором профессии.

Общие рекомендации родителям

Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.

Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.

Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.


Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:

  • учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
  • обучайте ораторскому искусство;
  • доверьте выполнение домашних обязанностей;
  • сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
  • помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
  • обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
  • обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.

Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.

Проблемы

Воспитание в условиях современного, стремительного меняющегося мира встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня. Их необходимо учитывать и родителям, и педагогам. Самые частые трудности, с которыми приходится сталкиваться:

  • отсутствие свободного времени, что ограничивает общение между членами семьи;
  • повальное увлечение гаджетами, зависимость от компьютерных игр и телефонов;
  • повсеместное распространение Интернета, который не всегда несёт с собой пользу для неокрепшей детской психики;
  • большое количество разводов, уничтожение семейных ценностей;
  • власть денег;
  • социальное расслоение среди одноклассников, когда одна половина ходит с iPhone последней модели, а вторая — с кнопочными телефонами или вовсе без них.

В таких условиях современной жизни достаточно трудно воспитывать детей правильно, но вполне возможно. Каждая из вышеперечисленных проблем решаема, если только родители не ошибутся с расстановкой приоритетов.

Литература

Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:

Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.

«Ребенок крайне нуждается в том, чтобы родители уделяли внимание его нравственности, и он вырастает таким, каким приучил его воспитатель, живет с привитыми ему качествами, будь то гневливость, поспешность, склонность следовать своим страстям, легкомыслие, вспыльчивость или алчность. Потом, во взрослом состоянии человеку уже трудно измениться, поскольку эти качества становятся частью его самого, его неотъемлемым свойством, и как бы он ни отмежевывался от них, они все равно проявятся и однажды опозорят его. И сегодня мы видим, что нравственность большинства людей оставляет желать лучшего, а причина тому – воспитание, полученное в детстве.

Также необходимо оберегать ребенка, вступившего в сознательный возраст, от посещения собраний, в которых имеют место пустые развлечения, ложное, песни, мерзости, нововведения и сквернословие, ибо если он станет внимать всему этому и оно пристанет к нему в детстве, то потом ему будет очень трудно отдалиться от этого, и его воспитателю трудно будет вытащить его из этого омута, поскольку изменение привычек относится к числу самых трудных дел. Ведь привычка – вторая натура, а выйти из-под влияния натуры крайне сложно.

Родителю следует позаботиться о том, чтобы ребенок не привыкал брать что-то у других, потому что иначе он вырастет привыкшим лишь брать, но не давать. Он должен приучать своего воспитанника к даянию. Желая отдать что-нибудь, воспитатель должен отдать это руками своего воспитанника, дабы тот вкусил сладость даяния. И он должен оберегать его ото лжи и вероломства пуще, чем от смертельного яда, потому что, облегчив ему путь лжи и вероломства, он лишит его тем самым счастья в этом мире и в мире вечном и лишит его всякого блага.

И родитель должен оберегать его от лени и бездеятельности, расслабленности и чрезмерного отдыха. Напротив, он должен позволять ему отдых лишь в той мере, в какой он необходим душе и телу, чтобы собраться с силами и продолжать свою деятельность. Ведь поистине, лень и бездеятельность влекут за собой скверные последствия, тогда как серьезная деятельность и приложение усилий, напротив, влекут за собой благие последствия – либо в этом мире, либо в мире вечном, либо в обоих мирах, ибо, поистине, самые умиротворенные люди – самые деятельные

Родителю следует приучать ребенка вставать в конце ночи, ибо это как раз то время, когда распределяются трофеи и блага, и кто-то получит мало, кто-то – много, а кто-то совсем ничего не получит. Привыкнув к этому в детстве, человек без труда будет делать это, став взрослым.

Родитель должен позаботиться и о том, чтобы ребенок не переедал, не говорил слишком много, не спал слишком долго и не проводил слишком много времени в обществе людей, потому что все эти излишества обернутся убытками для него, лишая его блага мира этого и мира вечного.

И он должен оберегать его от вреда, причиняемого страстями, связанными с утробой и половыми органами, потому что если воспитатель предоставит ему свободу в этом, то воспитанник рискует впасть в такое нечестие, после которого уже крайне трудно вернуться к праведности. Сколько людей сделали несчастными своих детей в этом мире и в мире вечном, оставив их без присмотра и не дав им должного воспитания, а лишь помогая им следовать своим страстям. Они заявляют, что оказывают таким образом почет своим детям, хотя на самом деле они унизили их и пренебрегли ими, и утверждают, что проявляют милосердие к ним таким образом, а на самом деле они поступают с ними несправедливо и обделяют их.

Они лишают самих себя пользы, которую они могли бы получить от своих воспитанников, и одновременно заставляют своих детей упускать свою долю блага в мире этом и в мире вечном. Если посмотреть на нечестие в детях, то можно увидеть, что в большинстве случаев виноваты родители.

Хотя на ребенка и не возлагаются религиозные обязанности, на его родителя они возложены, и он несет ответственность за свои поступки, и ему не дозволено давать ребенку доступ к запретному. Ребенок может привыкнуть, и потом от этой скверной привычки ему будет очень трудно избавиться. Это наиболее правильное из двух мнений ученых в этом вопросе.

Те, кто не считает это запретным, приводят в качестве довода то, что, мол, на ребенка не возлагаются религиозные обязанности, соответственно ему не запрещается носить шелк, как не запрещается это, например, животному. Однако это одна из самых скверных аналогий, поскольку если ребенок и не относится к категории тех, на кого возлагаются религиозные обязанности (мукалляф), то спустя некоторое время он будет относиться к этой категории. Поэтому его нужно приучать не совершать молитву иначе как в состоянии ритуальной чистоты, и не следует позволять ему молиться неодетым или с нечистотой на теле или одежде, и ему нельзя предоставлять доступ к таким пагубам, как вино, азартные игры и мужеложство.

Родитель должен учитывать положение своего воспитанника и смотреть, к чему он готов и к чему приспособлен, и не возлагать на него ничего иного до тех пор, пока Шариат позволяет это. Потому что если воспитатель будет возлагать на него то, к чему воспитуемый не готов, то он не добьется успеха, и при этом будет упущено то, к чему готов и приспособлен.

Если родитель видит, что ребенок хорошо понимает и правильно воспринимает все, быстро запоминает и усваивает, то это признак того, что он готов к получению знаний и предрасположен к этому. Пусть он отчеканит на сердце своего воспитанника, пока там еще ничего не выгравировано, и тогда оно останется и утвердится там и будет расти вместе с ним.

Если же воспитатель видит противоположность этому, то есть отсутствие склонности к наукам, но наличие склонности к верховой езде, стрельбе из лука, искусному обращению с копьем, и при этом очевидно, что ребенок не расположен к наукам и не создан для этого, то родителю следует предоставить своему ребенку возможность заниматься верховой ездой и связанными с ней искусствами, ибо это принесет больше пользы ему самому и мусульманам.


Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как настав­ления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности.

Конечно же, в каждой конкретной семье есть свои представления о воспитание детей. Но интересно посмотреть, какие практики воспитания существуют.

Дети гораздо лучше адаптируются в среде, в которой существует определенный распорядок дня, а также набор правил и ограничений, которых детям следует придерживаться. Чтобы ваш ребенок вырос уравновешенным и воспитанным, необходимо четко и внятно разъяснять ему, что можно делать, а что - нельзя и почему, а также иногда говорить ему “нет”. Если вы, например, не уверены, стоит ли разрешать ребенку смотреть телевизор, но он очень хочет посмотреть мультфильмы, правильным будет сказать ему: “Хорошо, ты можешь посмотреть мультфильмы пятнадцать минут, а потом я выключу телевизор, и ты не будешь просить меня, чтобы я разрешила тебе посмотреть мультики подольше”. Это более эффективно, чем рассказывать малышу, что телевизор вредно смотреть и.т.д.

Если вы установили какие-либо правила, главное - их придерживаться. Вы хотите угостить ребенка конфетой, но боитесь, что потом он будет просить еще? Объясните ему, что конфета - это специальное угощение и есть больше чем одну конфету в день вредно. Но в таком случае не отступайте от этого правила и завтра, и в последующие дни. Ребенку будет очень трудно понять, почему сегодня можно три конфеты, а завтра - только одну; и вместо ребенка, довольного угощением, у вас появится ребенок, недовольный, что ему дали всего лишь одну конфету.

Домашние обязанности и любая, даже самая незначительная помощь по хозяйству - прекрасный способ научить ребенка ответственности. Поэтому не бойтесь назначать обязанности даже трехлетнему малышку - например, убрать за собой тарелку после еды или помочь достать из сумок и разложить продукты, купленные в магазине. Ребенок почувствует себя нужным и полезным, если вы не просто будете просить его сделать какое-либо дело, а вовлекать в то, что делаете вы сами. Не забудьте, что похвала - лучший стимул для малыша вести себя хорошо! Иногда создается такое впечатление, что дети реагируют на просьбы взрослых ровно наоборот, словно нарочно хотят позлить нас. Поэтому так часто у родителей возникает соблазн воздействовать на детей угрозами - “Если ты не сделаешь то, что я тебе говорю, я лишу тебя мультиков, не куплю игрушку, не поведу гулять и так далее”. Мы все понимаем, что эти фразы не очень педагогичны, но порой просто не можем сдержаться и не использовать их в воспитании. Как не говорить ребенку то, о чем вы потом пожалеете? Психологи рекомендуют использовать альтернативные фразы, побуждающие ребенка самому корректировать собственное поведение. Вот несколько примеров: Вашему ребенку нужно убраться в комнате. Вместо фразы “Не уберешься - не пойдешь гулять”, попробуйте сказать “Ты будешь убирать игрушки в комнате сейчас или после обеда?” Таким образом, вы даете ребенку понять, что у него нет выбора не убрать игрушки, но есть возможность принять самостоятельное “взрослое” решение, когда именно он хочет убраться. Вы хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел в магазине, пока вам нужно сделать все покупки. Вместо фразы “Веди себя хорошо, или я не куплю тебе твое любимое лакомство” скажите “Помоги мне найти свой любимый сок или печенье”. Это отвлечет ребенка от шалостей и даст ему почувствовать себя вашим помощником.Вам не нравится, что ваш ребенок кричит или повышает голос. Вместо угрозы “Если ты еще раз закричишь, я тебя накажу” можно попробовать сказать “Я бы очень хотела узнать, что ты говоришь, но, к сожалению, я не понимаю тебя, когда ты кричишь. Повтори, пожалуйста, то, что ты хотел сказать, еще раз спокойным голосом”. Ребенок будет знать, что вы хотите с ним общаться, но только когда он разговаривает с вами, не повышая голос. Естественно, что эта тактика работает только в том случае, если вы сами не повышаете голос на ребенка, иначе в один прекрасный день он скажет вам в ответ то же самое. Ваш ребенок не хочет, есть овощи. Фразу “Если не съешь все, что в тарелке, не получишь печенье” можно изменить на более дружелюбный вариант: “Помнишь, что у нас в доме есть правило - печенье получают только те, кто съел все овощи”.. Всегда лучше договариваться с ребенком или выстраивать ситуацию таким образом, чтобы он думал, что правильное поведение - его собственная идея. Можно с уверенностью сказать, что наказывая своего ребёнка, лучше ограничить его в чём-то хорошем, чем применить к нему физическое наказание.

9 заповедей воспитания ребенка. Родителям на заметку

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Можно сделать из всего этого вывод: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!

Читайте также: