Общенаучные методы теории государства и права доклад

Обновлено: 30.06.2024

Определим состав и систему методов теории государства и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов и средств, при помощи которых познается предмет и приобретаются новые знания. Метод представляет собой подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам.

Всю систему методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно подразделить на следующие группы: всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Всеобщие методы – это система философских и мировоззренческих подходов, которые выражают наиболее универсальные принципы мышления.

В системе всеобщих методов выделяют: метафизику (государство и право рассматриваются как неизменные институты, которые не связаны друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (государство и право рассматриваются как динамичные категории, которые находятся в определенных взаимосвязях с иными общественными явлениями).

Общенаучные методы – это приемы, которые в отличие от всеобщих методов не включают все научное познание, а используются лишь на отдельных его этапах. К общенаучным методам относят: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный и функциональный подходы, социальный эксперимент

Анализ означает условное разделение изучаемого государственно-правового явления на отдельные части и их последующее рассмотрение как самостоятельных объектов.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей в одну систему. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Индукция предполагает вывод умозаключений путем рассуждений от частного к общему, а дедукция – от общего к частному.

Системный подход предполагает раскрытие целостности и системности объекта, выявление многообразных связей в нем.

Функциональный подход предполагает выяснение форм и способов воздействия одних социальных явлений (например, государства и права) на другие.

Метод социального эксперимента предполагает проверку того или иного способа решения проблемы с целью не допустить ущерб от ошибочных подходов правового регулирования.

Частнонаучные методы – это система приемов, которые являются результатом усвоения теорией государства и права научных достижений частных технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и иные методы.

Социологический метод позволяет путем анкетирования, опроса, наблюдения и иных приемов получить информацию о фактическом поведении субъектов в государственной и правовой системе. Он используется для установления эффективности воздействия государственно-правовых систем на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями общественного развития, эффективностью функционирования государства и права.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели о различных правовых явлениях (отношение населения к государству как системе государственных органов, эффективность действующего законодательства и права, правонарушения и т.д.). Статистические исследования предполагают наличие следующих стадий: сбор статистического материала, сведение его на основе единого критерия в систему и их обработка. На основе полученной статистической информации осуществляется научный поиск причин, сформировавших определенные тенденции.

Кибернетический метод – это прием, который позволяет при помощи системы понятий, законов и технических средств кибернетики понять государственно-правовые явления.

Математический метод – это совокупность приемов работы с количественными характеристиками. Математические методы используются не только в криминалистике и судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, в правотворчестве и других сферах правовой действительности.

Следует выделить два исключительно юридических частноправовых метода: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их черты, проводить классификацию и т.п. Его специфической характеристикой является отвлечение от сущностных сторон теории права. Цель состоит в понимании и объяснении законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для правотворческой и правоприменительной практики.

В содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и система приемов толкования норм права, изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы права.

Сравнительно-правовой метод предоставляет возможность сопоставить различные теории, системы и их элементы (законы государства, юридическую практику, право и т.д.) для установления их общих и специфичных свойств. Он применяется в исследовании различных теорий, правовых систем (макросравнение) или их отдельных элементов (микросравнение).

Система методов исследования представляет для теории государства и права особое значение, так как данная наука является методологической по отношению к иным юридическим наукам.

Предмет теории государства и права образуют наиболее общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений (общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права). Теория государства и права, опираясь и на другие отрасли научного знания, формулирует научные законы, понятия, определения государственных и правовых явлений, что позволяет познать сущность последних, совершенствовать их в целях наиболее эффективного управления обществом.

Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучаются государство и право.

Общенаучные методы – это те, которые используются всеми (без исключения) науками. Это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания.– диалектика– метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;– анализ– расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы;– синтез – соединение (мысленное или реальное) элементов в единое целое);– индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);– дедукция– умозаключение от общего к частному (фактам);– аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;– абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;– моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений;– восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др.

Специальные методы – это те, которые используются в нескольких науках.– системный– в его основе лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину;– сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития;– функциональный – метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функции;– статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;– математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;– конкретно-социологический – состоит в исследовании государства и права на основе фактических данныхи др.

Функции теории государства и права:

познавательная (гносеологическая) – состоит в познании и констатации государственно-правовых явлений;

интерпретационная (объяснительная) – заключается в объяснении всех элементов предмета теории государства и права;

эвристическая – состоит в открытии новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета политико-правовой науки;

методологическая – проявляется в разработке коренных теоретических положений, которые направляют решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках;

организационно-управленческая – сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права и укрепления законности, образования и строения органов государства;

идеологическая – состоит в разработке обобщенных взглядов на право и государство, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании;

прогностическая – сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся соответствующие политико-юридические явления;

воспитательная– заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина (теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право – это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья; она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества);

прикладная– связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой деятельности.

2. Происхождение государства и права (Государственность; неолитическая революция; виды соц-х норм первобыт.общ-ва: обычай, религ.нормы, мораль, мифология, табу, агрокалендари; отличие норм соц.права от норм перв.общ-ва; теории происх-я гос-ва: патрарх-ая, теоло-ая,насилия, договорная, материалист-ая псих-ая, органич-ая, инцеста, гидравлическся)

Государственность (это понятие охватывает и государство, и право) возникает на определенном этапе развития общества под влиянием определенных причин, имеющих объективный характер.

Процесс возникновения государственности связывается с так называемой неолитической революцией. Этим понятием обозначается переход от присваивающей к производящей экономике, то есть от собирательства, охоты к земледелию, скотоводству, к широкому развитию производства металлических, керамических изделий (10-12 лет назад). Усложнение социальной жизни объективно потребовало реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции – руководство определенной сферой общественной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооружений и др.), карательную и военную политику. Постепенно сформировался государственный аппарат, и стало возможным говорить об особой публичной власти,

Основные теории происхождения государства и права:

– патриархальная(Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.) – государство и право являются результатом исторического развития семьи, разрастающейся из поколения в поколение; власть короля берет свое начало непосредственно от Адама, монарх – отец своих подданных;

– теологическая– (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост-Флорэ) - государство и право созданы богом;

– насилия(Гумплович, Дюринг, Каутский) – государство и право всегда возникают в результате акта насилия; одно племя завоевывает другое и для того, чтобы держать в повиновении последнее, образуется государство и, соответственно, право;

– договорная(Гоббс, Локк, Руссо, Гораций, Дидро) – государство и право покоятся на общественном договоре, на добровольном соглашении свободных людей;

материалистическая или марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин) – в результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять; появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей; возникают класс имущих и класс неимущих, между ними появляются антагонистические противоречия; отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих;

психологическая (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм) – происхождение государства и права обусловлено особыми свойствами человеческой психики (люди в основной массе нуждаются в том, чтобы ими управляли; в то же время отдельные личности психологически настроены на руководство);

органическая (Спенсер, Блюнчли, Вормс) – государство и право являются произведением сил природы; люди объединяются под воздействием сил природы в единый организм – государство;

– инцеста (Леви-Строс) – запрет инцеста (кровосмешения) является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства и права;

– гидравлическая или ирригационная (Витфогель) – государство и право возникают из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (берега рек).

3. Государство: понятие, признаки, сущность, типология.(Гос-во; признаки гос-ва: организация полит. Власти, сувернитет, территория, налоги, легилизованное принуждение(насилие), факультативные признаки; сущность гос-ва; 2 подхода к определению сущности; типы гос-в: формационный и цивилизац-й подход(современ-е и традиц-е гос-ва)

Государство– это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат управления и принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих внутренних и внешних функций.

Основные признаки государства:

– организация политической власти – состоит в том, что эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление; эта власть внешне и официально представляет все общество; цель этой власти – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей;

суверенитет – выражает единство и верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет) и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами (внешний суверенитет);

территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства; отделяется от территорий других государств государственной границей;

налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата;

легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

К факультативным признакам государства относятся: армия, государственный язык, гимн, герб, флаг, памятные даты, правила обращения граждан (подданных) друг к другу и др.

Сущность государства – это организация политической власти (социальное назначение государства, а именно – регулирование общественных отношений, управление обществом).

2. Общесоциальный подход основывается на теории правового государства, в котором высшей ценностью признается человек, его права и свободы. Назначение и обязанность государства – эти права и свободы соблюдать и охранять.

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств

Типология гос-в:

Формационный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации Их 5: (первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) и четыре типа государства соответственно: рабовладельческое (политическая власть находится в руках рабовладельцев); феодальное (политическая власть находится в руках феодалов); капиталистическое (политическая власть – у буржуазии); социалистическое (политическая власть выражает волю всего народа). Каждому типу государства соответствует тип права.

Формационный подход применим только к развитию европейских государств до начала 20 века.

Традиционные государства – прежде всего, рабовладельческие и феодальные монархии, в которых народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.

Современные (конституционные) государства – буржуазные республики и конституционные монархии, в которых народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена конституцией, признаны и гарантированы права человека.

4. Функции государства. (Функции гос-ва, классификация фун-й: внешние(эк, полит.,соц.,налог, эколог., охрана прав гражд.) и внутренние(оборона, поддерж.мирового порядка,миров.эк-ка, сотрудничество с др.гос-ми); формы реализации функций (правовая, организац-ая)

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед государством задач.

Функции – это то, чем занимается государство в различных сферах общественной жизни. В функциях конкретизируются сущность государства, его социальное назначение, то есть показано, в каких направлениях государство осуществляет управление обществом.

Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни. Специфика же этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе

Функции государства, то есть характер и направления государственной деятельности, оказывают решающее влияние на структуру государственного аппарата. Функции государства при этом следует отличать от функций разнообразных государственных органов, специально созданных для определенного вида деятельности. Функции государства охватывают его деятельность в целом.

1. По длительность осуществления той или иной государственной деятельности: постоянные и временные функции государства;

2. по значению для сущности данного государства : основных и вспомогательных функциях и др.

3. по сфере государственной деятельности. : внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства (помогают решать задачи внутреннего развития общества):

– экономическая– направление деятельности государства в сфере экономики – выработка экономической политики; планирование; управление государственными предприятиями; установление правовых основ рынка и ценовой политики; пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей;

политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах;

социальная – состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства (в том числе поддержка отдельных социальных групп);

налогообложения и финансового контроля – состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей;

экологическая – состоит в обеспечении экологического благополучия граждан, их экологической безопасности;

охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка – состоит в признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных ценностей.

Внешние функции государства (основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами):

– обороны – состоит в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств;

– поддержания мирового правопорядка – состоит в сохранении мира, предотвращения войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов;

интеграции в мировую экономику – состоит в реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику;

– сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем – состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах.

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Каждый этап истории общества есть одновременно ступень развития государства и права и вместе с тем ступень их постижения, изучения. Но необходимо знать не только что познается, но и как это делается, т. е. какими методами изучаются такие сложные явления, как государство и право.

Методология занимает важное место в теории государства и права: она не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов и явлений. Как и предмет, методы исследования по своей природе одновременно объективны и субъективны. Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества и т. д. Но они субъективны, так как определяются мировоззрением исследователей, а отсюда выбор способов и приемов познания.

Методология не является неизменной. В значительной степени она зависит от конкретной цивилизации, духовной жизни общества в тот или иной исторический период.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ. Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической или материалистической мировоззренческой основе. Мировоззрение исследователя — его принадлежность к той или иной школе или направлению в науке — определяет его отношение к конкретным проблемам, его профессиональную ориентацию и позицию.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля (384–322 до н. э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика — это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление — свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются выводы о том, что:

а) государство и право — реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного идеализма, которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление — субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к методологии. Существует мнение, что общефилософским фундаментом для изучения государства и права остается диалектический материализм, который доказал свою действенность и теоретически, и практически, так как распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, движении, многовариантности развития, борьбе старого с новым и т. д. Именно материалистическая диалектика позволяет объективно познать государство и право как основополагающие ценности общества, исследовать закономерности их развития и функционирования, всеохватывающе раскрыть сущность и социальное назначение государственно-правовой действительности и получить возможность результативно воздействовать на нее.

Представляется, что все философские методы имеют право на существование, могут быть использованы в изучении государства и права. Следовательно, важно исходить из плюрализма в использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой действительности. Надо подчеркнуть, что все философские методы действуют не изолированно друг от друга. Напротив, каждый из них углубляет представления о той или иной стороне государственно-правовых явлений, а в совокупности все философские методы раскрывают эти явления в их целостности, единстве с их разносторонними проявлениями.

Общенаучные методы — это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция — это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

В основе системного (системно-структурного) метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений. Однако отдельные элементы целого, объединяясь в систему, получают иную качественную характеристику, которая не сводима к сумме свойств входящих частей. Иначе говоря, целое качественно отличается от суммы частей целого. В системе главное не ее элементы, а качество самой системы. Выявление же связей элементов, их отношений, взаимного влияния имеет подчиненное значение. Например, норма права включает в свой состав элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию и, в свою очередь, образует первичный, исходный элемент системы права. Таким образом, любое государственно-правовое явление представляет собой элемент системы более высокого уровня и одновременно содержит в своей структуре элементы системы более низкого уровня.

Государство и право — сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Некоторые ученые среди общенаучных методов называют генетический. Он позволяет ответить на вопрос о происхождении государственно-правовых явлений, определить условия и факторы, которые вызвали появление или исчезновение конкретных явлений и процессов. Этот метод тесно связан с историческим, так как учитывает хронологию в развитии явлений. Но главное в генетическом методе не хронология, а причинная обусловленность явлений и процессов, поэтому он используется для установления генезиса государства, права, других явлений.

Иногда указывают на существование аксиологического (ценностного) метода, который способствует выявлению в связях полезного и значимого для человека и общества.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят следующие.

Метод моделирования — один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод — получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.

Метод социально-правового (правового) эксперимента — способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод неоднократно применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.

Математический метод — способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д.

Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий — прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т. д.

В последнее время в теории государства и права обращается внимание на так называемый метод альтернатив, который направлен на решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных теорий. Истоком этого метода считают философию Сократа (469–399 гг. до н. э.), который называл метод раскрытия противоречий майевтикой (помощь в рождении нового). Разработчиком этого метода в современную эпоху был британский философ и социолог Карл Поппер (1902–1994 гг.). Суть метода состоит в том, чтобы отыскать в познании того или иного явления альтернативы имеющимся гипотезам и, подвергая их критике, выявлять новое знание об объекте. Метод носит прикладной характер и может найти применение в области менеджмента, государственного управления и др.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

Формально-юридический метод, или догматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Таким образом, методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и способов познания государственно-правовых явлений. В зависимости от целей исследования возможно применять те или иные методы. При этом не следует считать какие-то из них главными, ключевыми, а другие второстепенными. Каждый из методов полезен при исследовании конкретных государственно-правовых процессов или феноменов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3.2. Методология теории государства и права

§ 3.2. Методология теории государства и права Теория государства и права располагает определенным арсеналом методов познания[79] для изучения интересующих ее явлений. Методы познания - это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 2.1. Теории происхождения государства и права

§ 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

§ 3.6. Современные теории сущности государства и права

§ 3.6. Современные теории сущности государства и права В теоретических подходах к государству и праву можно выделить два взаимосвязанных блока теоретических построений: один объясняет происхождение права (см. гл. 2 настоящей части), второй ориентируется на уже развитое,

Функции теории государства и права

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и

§ 3. Характеристика предмета теории государства и права

§ 3. Характеристика предмета теории государства и права Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются

§ 4. Функции теории государства и права

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

Глава 2. Методы теории государства и права

1.3 Функции теории государства и права

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

1.4 Структура теории государства и права

1.4 Структура теории государства и права Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц,

1.5 Методология теории государства и права

1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

Глава II Вопросы теории государства и права


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права — система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские — методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический — метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный — метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический — метод, основанный на использовании:

— анализа — разделения объекта на части;

— синтеза — соединения в единое целое ранее разделенных частей;

— системности — исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

— статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

— моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

— синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

Читайте также: