Ученик который готовит доклад

Обновлено: 30.06.2024

Что такое доклад и что он дает ученикам и студентам?

Что собой представляет доклад, что должно быть в нем, как его оформить и презентовать — это самые популярные вопросы среди учащихся. Докладом является научно-исследовательская работа, внутри которой автор излагает суть проблемы, может использовать разные мнения и примеры, а уже после делится своей точкой зрения.

Если вы раздумываете над тем, как на компьютере создать такую работу, а также в какой программе его можно печатать, никаких ухищрений ждать не приходится. Электронный вариант создается при помощи офисной программы Ворд на персональном компьютере, также преподаватель может принято рукописный вариант.

Теперь поговорим о том, зачем нужен такой вид самостоятельной работы для студента. Проект на любую тему учит работать с разной литературой и источниками, грамотно анализировать информацию, выявлять актуальные проблемы и выражать собственное мнение на этот счет. Также ученик получает навыки построения плана, из чего состоит проект и презентации его перед публикой.

Требования к докладу

Подготовка доклада всегда требует от исполнителя максимальной самостоятельности и интеллектуального труда. Для начала продумывается вопрос, на какую тему можно написать научно-исследовательскую работу, после подбирается литература и информация, на основе этого составляется структура. Не менее важно знать основные требования к оформлению текста, чтобы по окончанию труда не пришлось редактировать все с самого начала.

Структура

План и структура – это схожие термины, но смысл немного иной. В первом случае речь идет о всех параграфах и подпунктах доклада, во втором – ключевые части, из которых собственно и состоит работа учащегося. Обязательными составляющими структуры будут:

  1. Вступление – приветствие слушателей и аудитории.
  2. Введение – краткий экскурс по предстоящему выступлению, стремление заинтересовать слушателей, формулировка актуальности темы, важности, цели и задач работы.
  3. Основная часть – студент рассказывает каждую часть проекта согласно плану, а именно, методики исследования, теорию, гипотезы, действия, благодаря которым были получены результаты. Возможно, у студента, есть новая информация, которую можно упомянуть на этом этапе.
  4. Заключение – автор коротко проходит по ключевым проблемам темы, задействованным методикам, демонстрирует результаты и итоги. После этого выступление считается оконченным.

Требования к оформлению по ГОСТу

Мало подготовит доклад, интересно преподнеси его в отношении к аудитории, передать содержание и итоге, преподаватель будет также оценивать правильность оформления и соответствие стандартам ГОСТ. А именно:

  • печатный или рукописный вид на листах формата А4;
  • печатная версия создается на компьютере при помощи программы Microsoft Word;
  • допустимый объем 5-10 страниц;
  • шрифт Times New Roman 12-14 кегля с выравниванием по ширине;
  • полуторный интервал;
  • нумерация страниц внизу с выравниванием по центру везде, кроме титульного листа и плана;
  • абзацный отступ от левого поля 2,25 см;
  • не менее 5-8 источников информации;
  • обязательны ссылки на первоисточники;
  • поля – левое 2,5 см, правое 1 см, нижнее и верхнее 2 см.

Несмотря на то, что нумерация страниц начинается с введения, при подсчете титульный лист и содержание обязательно учитываются. То есть, если вводная часть является 3 листом проекта, нужно начинать нумерацию с цифры 3.

Как следует писать доклад?

Как начать работу по докладу? Можете набросать шаблон, из чего должна состоять работа, а именно:

  • подбор темы по дисциплине, будь то по русскому языку, по литературе, по истории и др.;
  • подготовка источников и сбор сведений;
  • составление плана;
  • подведение итогов;
  • подготовка к дополнительным вопросам.

Практика показывает, что незнание, как составить план, становится фатальной ошибкой. Поэтому начните с этого пункта, одобрите примерную структуру проекта с преподавателем, а уже после этого приступайте к написанию основы.

Выбор темы

Чаще всего студентам предлагается несколько тем для проекта на выбор, реже преподаватель с учетом особенностей каждого учащегося индивидуально дает задания. Вот несколько ценных советов по подбору темы:

  1. Получите от преподавателя инструкцию, изучите задание, чтобы вникнуть в суть задания. Чаще всего в наставлениях уже будут указаны вопросы, которые необходимо осветить в докладе. Обязательно оцените то, какая аудитория предполагается для вашего выступления, это задаст правильный стиль изложения.
  2. Выбирайте ту тему для проекта, которая будет интересна и доступна для вас. Если преподаватель сам задал тему, найдите те вопросы для рассмотрения и решения, что были бы интересны аудитории и вам.
  3. Пусть тема будет оригинальной и захватывающей, с первых минут презентации завлекающая внимание аудитории. Важно, чтобы рассматриваемые вопросы не были рассмотрены другими студентами и их проектами.
  4. Если тема слишком сложная, поговорите с преподавателем для смены. Это лучше, нежели вы будете пытаться обуздать то, что вам не под силу.
  5. Используйте разные виды литературы – в интернете, учебники, научные статьи, методички и др. Но прежде всего, убеждайтесь в достоверности информации, прежде чем брать ее за основу.
  6. Делайте записи во время сбора информации, если вы использовали даже малейшую информацию, пометьте издание, год выпуска, автор, город издания, номер страницы. В конце вы с легкостью сможете составить список задействованных источников.

Подготовка к написанию доклада

В любом важном проекте весомым этапом исполнения является подготовка. Как готовить доклад:

  • продумайте стиль донесения информации до аудитории, чтобы привлечь и удержать внимание от начала до конца выступления;
  • заранее обозначьте правила оформления, пользуйтесь методичкой или положениями ГОСТ;
  • набросайте основные мысли на черновик, чтобы визуально оценить качество работы, а далее интересные мысли раскройте, аргументируйте, внесите свои предложения и методики по решению проблем.

По мере создания черновика вам станет гораздо проще составлять структуру своего исследования. Опирайтесь на общие положения и правила, исключая лишнее, но внося при этом важное.

Составление плана доклада

Если вы уже подготовили тезисы, вокруг которых будет крутиться исследование, можно переходить к следующей задаче – построение плана. Он зависит и от выбранной темы, и от выявленных проблем. План можете составлять:

  • линейным – от тезиса будет переход к аргументации и наоборот;
  • разветвленным – будет иметь описательный или аналитический характер.

Доклад структурируется по главам и параграфам (то есть сложный план). В оглавлении оформляются номера страниц, с них должен начинаться каждый пункт (глава, параграф, раздел или подраздел). Согласно ГОСТ глава всегда начинается с нового листа, названия и заголовки располагаются по центру строчки без точки в конце. Неуместными будут переносы слов и кавычки.

Рекомендации к написанию

Перед написанием исследовательского труда еще раз обозначьте для себя, что самые важные составляющие – это введение, тело и заключение, а уже после дополняется список литературы. Чтобы проще было составить первый и последний пункт, начните с основной части. А уже после вы наверняка поймете, как пишется вступление и итог.

Введения

  • тему;
  • цель;
  • предмет и объект;
  • задачи.

Хорошо, если во вступлении вы докажете актуальность рассматриваемого вопроса. Предлагаем для наглядного примера образец введения:


Основной части(тела) доклада

Тело исследовательского труда – это определение основной части, где должна быть представлена теория по заданной тематике, основная идея. Простым языком обозначается главный тезис и вокруг него строится структура. Например:


После теории обязательно приводится практическая составляющая, все зависит от специфики предмета, темы и рассматриваемой проблемы. Обычно это всевозможные формулы, таблицы, схемы, анализ данных или пробный анализ, а уже после итоги применяемых методик и действий.

Заключения

Соблюдая порядок структуры реферата (и любой другой работы студента), далее нужно подвести итоги по теоретической и практической части. Докладчик может уточнить тему, рассматриваемый период или проблему, выявленные особенности и недостатки, мысли и умозаключения, применимые методики и эксперименты.


Список литературы и источников

Не менее важным вопросом будет то, как делать список литературы. Практика показывает, что многие авторы допускают ряд ошибок именно в этом разделе. Сюда обязательно вносятся книги и учебники, электронные ресурсы, журналы, газеты и др., все то, что предоставляло сведения для автора.

Список источников составляется в алфавитном порядке, для этого придерживаются определенных правил оформления ГОСТ. Как это выглядит, можно увидеть на примере:


Наглядные пособия: как их сделать правильно?

Параллельно с готовящимся научно-исследовательским трудом учащегося составляются наглядные иллюстрированные материалы. Внести в него можно тезисно самое главное, например:

  • обобщения и выводы;
  • результаты авторского анализа;
  • вспомогательные иллюстрации;
  • методики и инструкции;
  • таблицы с цифровыми данными и др.

Образец плана доклада


Советы для выступающих перед аудиторией

Несмотря на то, что предполагается небольшой проект на свободную или заданную тему, большой трудностью для многих студентов становится не написание, а задача красиво выступить перед аудиторией. Предлагаем несколько ценных советов для грамотной презентации труда:

  • на выступление отводится 10-20 минут;
  • научные термины лучше знать наизусть, чтобы уметь расшифровать или ответить на вопросы преподавателей;
  • соблюдайте грамотность и последовательность изложения материала;
  • не проявляйте страх перед публикой, настраивайте себя на то, что к вам относятся дружелюбно;
  • преподносите информацию убедительно и уверенно, проявляйте осведомленность темой;
  • не тяните со словами, но и не торопитесь, оптимальная скорость чтения – 120 слов в минуту;
  • адекватно реагируйте на обсуждения, задаваемые присутствующими вопросы, значит, ваша тема жива и интересна.

Можете заранее потренироваться с выступлением перед своими друзьями, однокурсниками или родными.

Типичные ошибки

Чтобы подготовить проект на отлично, предупредите типичные ошибки, которые чаще всего допускает большинство студентов. Например:

  • небрежность в оформлении;
  • неправильный шрифт;
  • несоблюдение структуры, последовательности элементов плана;
  • нарушение норм составления списка литературы, цитирования;
  • несоответствие ссылок к списку литературы;
  • наличие цитат, идей, концепций и схем без ссылок на авторов;
  • отсутствие логики изложения;
  • использование вводных данных, что устарели (более 5 лет после публикации);
  • приведение информации, концепций, сведений, не относящихся к теме;
  • низкая уникальность текста;
  • безапелляционная критика теорий, концепций;
  • свободный неформальный стиль изложения.

Практика показывает, что успешность такого труда студента напрямую зависит от 3 ключевых критериев – грамотность, уникальность и академически стиль написания.

Заключение

В нашей статье вы узнали всю необходимую информацию о том, как правильно писать доклад. Для начала внимание уделяется требованиям к структуре и оформлению, далее можно ознакомиться с ценными советами о том, как выбирать тему и составлять план, из каких частей должна строиться структура. Обязательно прислушайтесь к советам, как выступать перед аудиторией и каких ошибок не стоит допускать. Можете скачать примеры работ по нужной дисциплине, чтобы использовать их в качестве шаблона.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу.

  • способность к совместной преобразовательной деятельности
  • стремление к самореализации
  • умение приспосабливаться к природным условиям
  • устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
  • потребность в воде, пище, отдыхе
Вопрос 2

Десятиклассник Дмитрий готовится к ЕГЭ. Выберите цели деятельности.

  • чте­ние учебников, спра­воч­ной литературы
  • по­ступ­ле­ние в вуз
  • по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла
  • про­ве­де­ние экзамена
  • кон­суль­та­ции педагогов
  • по­лу­че­ние ат­те­ста­та об основном общем образовании
Вопрос 3

Выберите верные суждения.

  • По­сле­до­ва­тель­ность ос­нов­ных ста­дий жизни человека, при ко­то­рой дет­ство сме­ня­ет­ся зрелостью, а затем на­сту­па­ет старость, био­ло­ги­че­ски обусловлена.
  • Ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка как лич­но­сти свя­за­но с при­об­ре­те­ни­ем со­ци­аль­ных черт и качеств.
  • Че­ло­век на­сле­ду­ет мо­раль­ные ценности, также как за­дат­ки к определённым видам деятельности.
  • Вли­я­ние ге­не­ти­че­ских фак­то­ров на раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка слу­жит вы­ра­же­ни­ем его со­ци­аль­ной сущности.
  • При­род­ная пред­рас­по­ло­жен­ность че­ло­ве­ка к тем или иным видам де­я­тель­но­сти про­яв­ля­ет­ся в со­ци­аль­ных обстоятельствах.
Вопрос 4

Выберите социальные факты, содержащие проявления социальной потребности личности.

  • В тру­до­вом коллективе, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было непросто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми знаниями, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.
  • Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг общения, дру­зья и подруги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с родителями, ни с учителями.
  • Молодой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском бизнесе, со­здав круп­ную компанию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го туризма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава мецената, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых дарований; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.
  • Каждую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной музыки.
  • Каждый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем варежки, тёплые са­по­ги и куртки.
Вопрос 5

Укажите, результаты каких видов деятельности представляют собой изделия из бересты, меха, керамики и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

  • духовно-практической
  • социально-преобразовательной
  • творческой
  • познавательной
  • прогностической
Вопрос 6

Выберите верные суждения о деятельности человека.

  • Деятельность человека имеет инстинктивный характер.
  • Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
  • В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
  • Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
  • Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Вопрос 7

Выберите верные суждения о творчестве как форме деятельности.

  • Под творчеством понимается любая сознательная деятельность человека.
  • Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего.
  • Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек.
  • Творчество может являться самостоятельной деятельностью.
  • Целью творчества всегда является достижение практически полезного результата.
Вопрос 8

Выберите верные суждения о сознании человека.

  • Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.
  • Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.
  • Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
  • Эмоции являются одним из компонентов сознания.
  • Поведение человека полностью определяется сознанием.
Вопрос 9

Николай поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Николаем цели.

  • поступление в институт
  • занятия в художественной студии
  • изучение математики
  • получение профессии архитектора
  • опыт создания собственных работ
  • выбор профессии
Вопрос 10

Ученик готовит доклад на тему "Деятельность человека". В приведенном списке выберите положения, соответствующие отличительным особенностям деятельности.

Начиная прямо с первого класса учителя по программе предлагают детям написать творческую работу. Называется она или проект, или доклад, или реферат.

Ученикам дается общая тема по которой они должны собрать материал, найти подходящие фотографии или картинки, оформить работу в тетради или на отдельных листиках.

А потом на уроке в классе рассказать о своей работе одноклассникам.

В первом классе буквально в самом начале учебного года предлагается написать первый проект - "Моя малая родина". Затем реферат на тему краснокнижных животных региона. Спустя какое-то время опять творческое задание - проект "Моя семья". И так далее.

Многие родители возмущаются, что в возрасте 6-9 лет дети просто не в состоянии изучить и систематизировать нужный материал, не говоря уже о том, чтобы его правильно оформить. И, гоняясь за хорошими отметками для ребенка, взваливают всю работу на себя, создавая красочные "творения" на десятки листов. Вторые просто находят возможность заказать реферат на Автор 24, скачивают, распечатывают и "сдают работу". Третьи просто отмахиваются от детских проблем, мол, тебе задали, ты и делай. Ребенок, попыхтев, пишет пару фраз на листике, приносит свой "реферат" в класс и там краснеет от стыда, глядя на "шедевры" одноклассников.

Так зачем же детям дают такие задания?

Я считаю, что главная цель такого вида заданий - совместная работа взрослого и ребенка. Не нужно делать ВМЕСТО, надо делать ВМЕСТЕ. Благодаря совместной работе школьник учится находить материал, анализировать его, отбирать нужные факты и отбрасывать второстепенные, систематизировать и обобщать информацию, правильно и красиво ее оформлять, а потом рассказывать всем. Взрослые только подсказывают шаги в этой работе и помогают технически. Нет ничего плохого в том, что мама или папа будут записывать или набирать на компьютере текст, который придумал и озвучил ребенок. И если родители вместе с ребёнком сходят в зоопарк или к городским достопримечательностям, сделают свои фотографии, или даже селфи на нужном фоне, распечатают и именно их добавят в реферат, это принесет огромную пользу развитию маленького человека.

Донесите до вашего ребенка основную мысль - вы всегда готовы оказать любую помощь, но не будете выполнять за него всю работу.

Как правильно оформлять реферат

Так как рефераты придется писать на протяжении всей школьной жизни и потом в студенчестве, лучше сразу научить ученика делать это правильно.

Структура реферата:

  • титульная страница
  • содержание
  • вступление
  • основная часть
  • заключение
  • список литературы

Титульная страница

Немного ниже заглавными буквами вид работы - РЕФЕРАТ, ПРОЕКТ

Затем предмет, по которму делается работа и название темы

Еще немного ниже и по правой стороне листика пишется:

Работу выполнил:
ученик (ца) такого-то класса
Фамилия и имя
Проверил учитель:
ФИО учителя

В самом низу страницы название вашего населенного пункта

Содержание

Содержание выглядит следующим образом:

Введение
Список глав или разделов
Заключение
Список литературы

Напротив каждого пункта проставляется номер страницы.

Титульная страница - это 1. Содержание - это 2. Но на этих страницах номера при распечатке не проставляются.

Введение - это страница 3. И так далее.

Вступление

Во вступлении обычно описывается цель всего проекта.

Начинать можно с вводной фразы типа: "В этой работе я хочу рассказать. ", "Целью проекта является. ", "В данной работе я постарался собрать интересные факты. "

Здесь желательно рассказать о проделанной работе - какие книги прочитаны, какие места посещены, что изучено новое.

Основная часть

Здесь представлены все материалы по теме. Их желательно структурировать по подтемам. Отдельно можно выделить блок фотографий или картинок.

Заключение

Подведение итогов. Выполнена ли поставленная задача. Планы на будущее

Список литературы

Если при выполнении проекта использовалась литература, ее нужно указать. Если искали материалы в интернете, надо дать ссылки на соответствующие ресурсы.

Вот, в принципе, и все.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Учебная деятельность развивает и формирует личность, мировоззрение, культуру ученика. Обучение в современной школе это не заучивание терминов, алгоритмов, а организация активной самостоятельной деятельности по получению знаний и умений. Но как научить ученика приемам активного самостоятельного поиска. Именно использование нетрадиционных методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимся материала. На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором уже развивается творческое мышление, можно использовать проблемное обучение, а также частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации.

  • содержать новые факты и сведения, соответствовать современному уровню развития общества и научной мысли;
  • рассматривать истории открытий и поиски решений, гипотезы и проблемы;
  • ставить проблемную ситуацию и учить детей решать её;
  • проводить исследования и наблюдения, обобщать полученный результат, делать вывод;
  • приводить примеры применения знаний и умений в повседневной жизни, раскрывать палитру практической направленности науки.
  • проектная деятельность, учащийся выполняя проект проявляет творческое способности и обучается самостоятельному планированию работы и самоанализу этапов выполнения работы;
  • решать задачи “С изюминкой” требующие не знания формул, а умение анализировать и рассуждать;
  • разбирать несколько методов решения задачи и сравнивать их рациональности и сложность между собой;
  • решать многоступенчатые задачи с усложнением на каждой ступени;
  • применять на уроке элементы занимательности и эстетически и творчески оформлять учебный материал на уроке;
  • отводить на уроке время для анализа материала для рассуждения и диалога ученика и учителя, ученика и класса;
  • не давать готовые определения, а анализируя все условия и выбирая главное подводить учеников к формулированию определений;
  • похвалой и примерами стимулировать учащихся к творческому поиску и расширению кругозора;
  • разрабатывать индивидуальные задания, учитывая уровень учащихся, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
  • рекомендовать дополнительную литературу.

Я выделяем несколько основных факторов подводящих к самостоятельной деятельности:

1) Мотивация. Ученик никогда не будит углублять знания в области ему не интересной или не имеющей для него перспективы.

2) Творческая атмосфера. Деятельность ученика должна протекать в комфортной атмосфере, должен приниматься любой обоснованный ответ ученика.

3) Горизонты. На уроке в объяснении учителя должно присутствовать границы изученного и “горизонты” перспективы углубленного изучения данной темы (эффект недосказанности).

4) Результат. Любая деятельность должна приводить к результату и быть оцененной. Участие в конкурсах, выступление на конференциях, защита проекта, похвала, оценка.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них. Рассмотрим примеры формирования самостоятельной активной деятельности на уроках информатики.

Многоступенчатые задания. При изучении тема “Алгоритмизация и программирование” я применяю многоступенчатые задания.

  • 1 ступень: нарисуйте закрашенный круг;
  • 2 ступень: оформить процедуру рисования закрашенного круга;
  • 3 ступень: нарисовать три различных закрашенных круга;
  • 4 ступень: нарисовать цветок из закрашенных окружностей.


При решении многоступенчатой задачи у ученика возникает ситуация успеха несколько раз при решении одной задачи. Обычно сильные ученики решают задачу полностью, а остальные при решении данной задачи ученика доходят до 4-й ступени и не доделывают её, но над задачей ученик подумал и приступил к её решению, что подталкивает учащегося к решению данной задачи дома. На следующем уроке учитель проверяет, кто из детей доделал дома задачу, и оценивает его решение.

Подготовка рефератов и аннотация. Учащимся задается тема, по которой ученик готовит доклад, презентацию, аннотацию. Ученики могут работать индивидуально или в группах. Работая над докладом или рефератом ученик не только узнает новые факты но и учится отбирать материал, выделять главное.

Решение сложных задач. На каждом уроке учащимся 10 класса при изучении темы “Язык программирования” я даю задачу со звездочкой, данная задача требует от ученика нестандартного подхода, времени для пробы своих сил. На следующем уроке я проверяю решение данных задач. Решение задачи рассматривает не только учитель, но и одноклассники, что создает ситуацию успеха и мотивирует других учеников к решению сложных задач.

Раздор различных методов решения одной задачи. Например, в 9 классе при изучении метода нахождения второго максимального элемента в одномерном массиве учащиеся сразу видят два способа решения данной задачи: отсортировать по убыванию и вывести второй элемент массива; найти максимальный элемент, удалить его, найти максимальный элемент. После разбора плюсов и минусов каждого из предложенных решений учитель подводит к основному решению задачи (за один проход массива одновременно находится первый и второй максимальный элемент). После чего учащимся дается задание найти еще методы решения данной задачи (на первый проход массива найти первый максимальный, за второй проход найти второй максимальный отличный от первого максимального).


Апробирование своих способностей в профессиях связанных с информационными технологиями. В старших классах ученик ориентирован на поступление в ВУЗ, выбор будущей профессии. Изучение объектно-ориентированного языка программирования позволяет перейти ученику на другой уровень изучения языков программирования и сориентироваться с выбором будущей профессии. Но учитель лишь знакомит с данной средой программирования, решает ограниченный круг задач, оставляя ученику право самому освоить весь спектр применения данной среды.




Проектная деятельность. При изучении тем: “Кодирование графической информации. Работа в графическом редакторе”, “Объектно-ориентированные языки программирования”, “Обработка видео” и т.д. ученики работают над своим проектом и защищают его на зачетном занятии. Лучшие проекты отбираются для участия в конкурсах. Например, работы выполненные в Gimp учащийся 10 класса Маликовой Г.Э.

Многие ученики в рамках работы над проектом по теме “ООП” создают свои игры, текстовые и графические редакторы. Лучшие работы отбираются для участия в конкурсах и фестивалях.

Подводя итоги вышесказанного, хочется напомнить слова Гёте И.В. “Недостаточно только получить знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать; надо и делать”. Ребенок только тогда приобретает знания, когда он добывает их самостоятельно, когда ему это интересно и он понимает практическую значимость данных знаний.


Для чего такая работа в начальной школе? Большинство современных профессий предполагают умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать и обобщать информацию, а потом сообщать её слушателям.

Обучение составлению текстов для устных выступлений очень разумно начинать именно в начальной школе, поскольку возраст до 10-11 лет является сензитивным (оптимальным) периодом для формирования базы абстрактного словесно-логического мышления и возможной на его основе произвольной, осознанной речи. То есть очень важно именно в начальной школе предоставить ребёнку возможность получить необходимый опыт публичный выступлений, связанных не только с декламированием выученных наизусть текстов, но и учиться понемногу формулировать и высказывать собственные мысли, делиться найденной в литературных источниках информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

В условиях школы чаще всего нет возможности организовать работу по подготовке докладов в классе. Поэтому, вероятнее всего, ваш ребёнок получит задание подготовить доклад в качестве домашней работы.

При подготовке доклада есть риск допустить следующие ошибки:

  • отложить подготовку доклада до крайнего срока: наутро доклад должен быть готов, а сейчас уже поздний вечер. Работа будет выполнена на скорую руку. В итоге никакой пользы от работы над докладом ребёнок не получит;
  • у вас нет времени и/или желания делать эту работу вместе с ребёнком, поэтому вы пишете доклад вместо него. Вы сэкономите время и нервы, но украдете у ребёнка шанс получить собственный опыт и важные навыки;
  • вы знаете, что много информации есть в интернете, помогаете ребёнку найти готовый доклад во всемирной сети, скачиваете и распечатываете готовый текст. Ваш ребёнок рискует принести в школу доклад, написанный с грубыми фактическими и грамматическими ошибками, плохо оформленный, некачественный по содержанию.

Постарайтесь донести до ребёнка мысль, что доклад надо начинать готовить заранее. При этом вы готовы оказать посильную помощь, но не будете выполнять всю работу за ребёнка. Интернет — это один из источников информации, но готовые работы (рефераты, доклады) вы искать и приносить в школу не советуете.

По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует примерно 2-3 страницам печатного текста.


По структуре доклад предполагает наличие 3 частей:

Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением. В начальной школе это чаще всего упрощенные карты и схемы, изображения объектов и животных, о которых говорится в докладе. Диаграммы, графики, другие способы абстрактного изображения цифр и фактов трудны для понимания в начальной школе, дети только учатся использовать их. Поэтому в текст доклада такие средства наглядности лучше не включать.

Доклад должен быть написан понятным, но не примитивным языком. Не настаивайте на использовании ребёнком сложным терминов, если он сам затрудняется в их произношении и объяснении их значения.

Главное требование к оформлению доклада — аккуратность. Текст может быть набран на компьютере и распечатан или написан вручную. Первой страницей доклада является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. Текст доклада можно разделить на логические части — так будет удобнее ориентироваться в тексте. Каждую иллюстрацию желательно подписать, чтобы было понятно, что именно на ней изображено. В конце доклада желательно указать список использованных при подготовке доклада источников.

Текст доклада необходимо несколько раз внимательно перечитать, убедиться, что все слова понятны. После этого нужно помочь ребёнку подготовиться к выступлению и примерить на себя роль слушателя.

Конечно, подготовка доклада потребует потратить некоторое время на изучение литературы по теме, выписки нужных фрагментов, набор или запись текста, подготовку иллюстраций. Но это время не пропадёт даром, а станет ещё одним маленьким кирпичиком в строительстве успешной карьеры, ещё одной возможностью для самореализации.

Читайте также: