Доклад по теме москва в биографии цветаевой

Обновлено: 16.06.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

1. Введение стр.3

3. Любимый город стр.6

5. Москва колокольная стр.12

7. Заключение стр.15

8. Приложение стр.16

9. Список литературы стр.21

Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из всех этих поэтов мне ближе и дороже М.И. Цветаева, замечательная русская поэтесса.

Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, а, кроме того письма, дневники. Однако, среди многообразия произведений Цветаевой мне больше всего нравятся стихи о Москве. Поэтому темой своего реферата, я выбрала тему Москвы в жизни и творчестве Цветаевой.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906 году, оставив двух дочерей на попечение отца.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

В мае 1922 года ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Могила ее неизвестна.

Однажды, будучи в эмиграции, она написала:

И к имени моему

Марина – прибавьте: мученица

Родной дом Марины Цветаевой находился почти в самом центре города. Свой дом в Трёхпрудном переулке она любила, словно родное существо.

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова.

Дом – пряник, а вокруг плетень

И церковки златоглавые.

И любила же, любила же я первый звон –

Как монашки потекут к обедне,

Вой в печке, и жаркий сон,

И знахарку со двора соседнего.

- Провожай же меня, весь московский сброд,

Юродивый, воровской, хлыстовский!

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землей московскою!

Купола - вокруг.
Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! -
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое

Где бы ни жила Цветаева впоследствии, она не могла забыть Россию, свой родной город, ставший для нее путеводной звездой, в который, в конце концов, она надеялась вернуться.

Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.


По церковке - все сорок сороков
И реющих над ними голубков.

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах – колокольни.

Всех счётом: сорок сороков, -

Надо было обладать мужеством и огромной волей, чтобы, оказавшись в эмиграции, заброшенной и позабытой, сохранять в душе теплое чувство к родине, не озлобиться, не проклясть всех. У Цветаевой хватило сил остаться самой собой, не переносить обиды, несправедливо нанесенные людьми, на родной город.

Стихи о России и Москве поддерживали дух автора, заставляли сохранять ту линию, которую Марина Ивановна выбрала изначально: никакой злобы против страны. Всяческие перемены и кровавые распри были чужды ей. Но шли годы, и пристальнее она вглядывалась в далекую и желанную родину, радовалась ее успехам. Никакие красоты мира не могли заменить Марине Ивановне Россию, она была и осталась истинной патриоткой.

Москва! Какой огромный

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! –

Возношу тебя, бремя лучшее,

…Будет твой черёд:

С нежной горечью.

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе – до зари.

Отчего Цветаева заостряет своё внимание на Кремле, ведь Москва – большой город, где существует много мест, которые Марина Ивановна могла бы назвать также самыми чистыми в духовном смысле этого слова. Ведь Кремль действительно является духовным центром Москвы. Даже история его построения носит мистический оттенок. Все башенки Кремля расположены строго под небесными созвездиями и это не простое совпадение. Возможно, что молитву рядом с Кремлём Цветаева обращает не только к Москве, России, но и непосредственно к небесам. Москва для неё – нечто святое, неразрывно связанное с Богом и церковью, звоном колоколов, куполами.

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков;

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята;

Часовню звёздную – приют от зол –

Где вытертый – от поцелуев – пол;

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил.

- Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Памятник поэтессе М. Цветаевой открыт в Борисоглебском переулке

Там, где жило детство

Первая Москва Цветаевой – это добрая, уютная колыбель детства и юности, сердцем которой стал "чудный дом", "дивный дом" №8 в Трехпрудном переулке. Построенный в 1838 году маленький деревянный особнячок с внутренним двориком достался отцу поэтессы, известному искусствоведу, основателю Музея изобразительных искусств Ивану Цветаеву в качестве приданого его первой жены, дочери историка Дмитрия Иловайского. В этом доме Цветаев жил до самой смерти в 1913 году.

По словам самой поэтессы, описывать дома, то есть "вещь, уже сущую" – бессмысленно. Рассказывать же о строениях нужно, пропустив себя в них, став ими. Поэтому восстановить интерьер или детали фасада дома по стихам Цветаевой не получится. Хотя, по воспоминаниям ее младшей сестры Анастасии, этот деревянный особнячок с семью высокими окнами постоянно выкрашивался коричневой краской. Но зато стихотворные строки Цветаевой поведают нам о том, что рядом с домом стоял тополь "цвета пепла и серебра", который стал едва ли не членом семьи.

Из внутренних комнат самой любимой была зала, которая была центром событий, дружеских встреч и детских игр. А вот столовая, наоборот, представляла собой пространство для дежурных и не слишком радостных встреч с родными, так как после смерти супруги отец Цветаевой не находил времени и сил для душевного общения с детьми.

И тем не менее дом в Трехпрудном стал своеобразным символом цветаевской Москвы времен ее детства и отрочества – маленький, уютный, беззащитный, расположенный неподалеку от Тверской улицы и Тверского бульвара – версты, ведущей к "чугунному правнуку Ибрагимову" - памятнику Пушкина.

В то же время были места в Москве, которые мрачной тенью ложились на светлые воспоминания детства Цветаевой. Таков был дом Старого Пимена, как называла его Цветаева, который располагался в Старопименовском переулке. Здесь жил отец первой жены Ивана Цветаева историк Иловайский. Поэтессе приходилось временами посещать эту мрачную обитель, домостроевские режимы которой буквально сгубили двоих детей Иловайского.

В начале ХХ века исторические события нанесли первый болезненный удар по той самой прекрасной детской цветаевской Москве. К концу Первой мировой войны особнячок в Трехпрудном был разрушен, а на его месте в 1926 году стали возводить кирпичный четырехэтажный жилой дом для кооператива "Творчество" по проекту архитектора Михаила Приемышева. Подобные перестройки не пришлись по сердцу поэтессе. Цветаева называла каменные новоделы "грузными уродами в шесть этажей".

Дом в Трехпрудном

Позже, в 1948 году дом "подрос" еще на два этажа, которые украсили декоративными деталями в барочном стиле - круглыми балкончиками, эркерами и колоннами.

Обитель счастья

Вторая Москва Цветаевой – молодая, лирическая и полная вдохновения, как и сама поэтесса. Город, как любимый человек, радовал прекрасными событиями, имевшими огромное значение в жизни Цветаевой. Так, в 1911 году Цветаева встречает своего будущего супруга Сергея Эфрона, с которым они поселяются в довольно простом с виду шестиэтажном доме в переулке Сивцев Вражек, 19, где живут до начала 1912 года. На этот недолгий период квартира №11 стала обителью счастья и веселья – "обормотником", где собирались на шумные посиделки друзья и сестры Эфрона.

Дом в Сивцеве Вражеке

Сейчас о том, что в этом доме жил великий поэт, говорит разве только мемориальная табличка.

Мемориальная табличка дома в Сивцеве Вражеке

Кроме того, 31 мая 1912 года случилось событие, ставшее знаковым не только для семьи Цветаевых, но для всей Москвы - открылся знаменитый Музей изящных искусств на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Инициатива создания музея принадлежала Ивану Цветаеву. Этот великий день спустя двадцать лет Цветаева опишет в рассказе "Открытие музея".

Музей имени А.С. Пушкина

Этот короткий период был плодотворным также на поэтическом поприще – выходит в свет первая книга стихов Цветаевой "Вечерний альбом" (1910), готовится следующий сборник – "Волшебный фонарь".


Пристанище трагедий

Москва Цветаевой начинает стремительно меняться после Октябрьской революции. Сверкающий, звенящий колоколами "нерукотворный град" постепенно становится мрачным "подпольем", отравленный жестокими и страшными событиями.

На смену "чудному" домику в Трехпрудном приходит "дворцовый чердак" в Борисоглебском переулке, где Цветаева с супругом и дочерью поселилась еще до революции в сентябре 1914 года и где состоялась как поэт, прозаик и драматург.

Два тополя у крыльца этого дома напоминали поэтессе о том старом друге "цвета пепла и серебра", который рос у дома детства.
После революции жизнь Цветаевой в Борисоглебском стала едва выносимой – постоянный голод, холод и нищета. Чтобы не замерзнуть, Цветаевой приходилось пускать на дрова мебель и перебраться жить на кухню. Чудовищные условия жизни вынудили поэтессу отдать дочерей в Кунцевский приют, где в 1920 году умерла младшая дочка Цветаевой Ирина.

Культурный центр

О прежней старой, уютной Москве в суровые постреволюционные годы Цветаевой напоминал особняк графа Сологуба на Поварской улице, ставший прототипом дома Ростовых в романе "Война и мир". Этот желтый дом с колоннами и фигурами рыцарей являлся в те годы творческим пристанищем для многих поэтов, писателей и художников.

Усадьба В.А.Соллогуба на Поварской улице в Москве

В 1922 году Цветаева уехала за границу, забрав старшую дочь Ариадну. В уже совсем чужую Москву она вернулась в 1939 году за два года до смерти. Но город не хотел принимать поэта обратно. Первое время Цветаева с семьей жила на государственной даче НКВД в Болшеве, которую предоставили Эфрону. Но вскоре после возвращения супруг Цветаевой и дочь Ариадна были арестованы по подозрению в шпионаже. Сама же Цветаева скиталась по столице. На короткое время она поселилась в доме писателей в подмосковном поселке Голицыно. Однако в 1941 году Цветаева окончательно покинула Москву, уехав в Елабугу, где трагически прервала свою жизнь.
В настоящее время в доме по Борисоглебскому переулку располагается музей Цветаевой. Он открылся в 1992 году в день столетия со дня рождения поэтессы. А спустя 15 лет напротив музея появился памятник Цветаевой работы скульптора Нины Матвеевой и заслуженных архитекторов России Сергея Бурицкого и Александра Дубовского.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Москва в творческой судьбе М. И. Цветаевой Автор: Соколова Валентина Владимир.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Москва в творческой судьбе М. И. Цветаевой Автор: Соколова Валентина Владимир.

Марина Ивановна Цветаева начала писать в отрочестве. Вместо того, чтобы идти.

Марина Цветаева гуляет с четырёхлетней дочкой по Москве, знакомит её с когда-.

Дочери М. И. Цветаевой

Дочери М. И. Цветаевой

Интересен художественный приём – завет (наказ?), идущий из народных традиций.

И далее: И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, – то есть Пок.

Поразительна энергия поэтессы. В этом стихотворении философия тесно связана с.

Её любовь освещается золотым светом иконы Иверской богоматери. Сама божествен.

И только в этих церквях, соборах да монастырях можно найти (обрести) веру, до.

Москва – колокола, Подмосковье – дождь колокольный. По Калужской дороге бреду.

В этом стихотворении прослеживается и религиозная тема: И думаю: когда-нибудь.

Только в совокупности всего этого предстаёт Москва. Недаром, наверное, Марина.

И смогла М. И. Цветаева передать Москву дочери. И передала. Недаром, находясь.

В письме от 8 мая 1950 года: «Но всё же ужасно, ужасно то, что я настолько кр.

Ариадна Сергеевна Эфрон полюбила Москву, вернувшись в марте 1937 года. Но это.

И здесь Марина Ивановна Цветаева оказалась пророком. Действительно на этом ме.

*** И большие тюльпаны на окнах. И может быть, Вы бы даже меня не любили… Нуж.

А у Марины Ивановны Цветаевой: Семь холмов – как семь колоколов! На семи коло.

И стихотворения у М. И. Цветаевой мелодичные, музыкальные, с особой интонацие.

Слышатся два голоса. Марина с дочерью Алей, наблюдающие с кремлёвских высот л.

И 16-и лет, стихотворение: Будет скоро тот мир погублен, Погляди на него тайк.

И ещё тогда же: Высыхали в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи. Это был.

Из письма М. И. Цветаевой 1935 года: «Все настоящие поэты знали себе цену, с.

Творческая манера М. И. Цветаевой, А. А. Блока, А. А. Ахматовой восходит к пу.

Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю – О ту пору, ка.

Когда распространились ложные слухи о самоубийстве Ахматовой в связи с гибель.

А. А. Ахматова – своего рода двойник М. И. Цветаевой – простирается по всей М.

В разноголосице колоколов, по мнению поэта, есть нечто судьбоносное. С одной.

С отъездом из России колокола уйдут из поэзии М. И. Цветаевой, потому что она.

Для создания образа Родины, Москвы Цветаева использует различные приёмы. Встр.

В письме Петру Юркевичу (брату подруги по гимназии) 21 июля 1916 года Марина.

М. И. Цветаева заостряет внимание на том, что революция обезличивает народ, т.

Краткое описание документа:

Презентация по литературе 9 класс на тему: "Москва в творческой судьбе Марины Ивановны Цветаевой" поможет на уроке во время изучения поэтического цикла "Стихи о Москве", цикла "Стихи к Блоку". В учебнике литературы 9 кл. представлены стихотворения "Москва! Какой огромный. ", "Красною кистью рябина зажглась", "Вот опять окно. ", "Имя твоё - птица в руке. "

Сочинение: Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой

М. Цветаева — поэт самобытный, смелый, яркий. Онa — человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину, хотя родная страна принесла ей много горя.

Москва для М. Цветаевой — город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли и первые суро­вые и беспокойные годы после революции, которую Мари­на Ивановна принять не сумела и не захотела. Через всю жизнь пронесла Цветаева любовь и признательность к этому городу, который всегда был по-особому дорог ее поэтичес­кому сердцу. Московская тема в поэзии Цветаевой звучит не только в цикле "Стихи о Москве", но проходит сквозь все ее творчество образами церквей, Кремля, колокольного звона.

Цветаева не зря называет Москву "огромным странноприимным домом". Этот город для поэта — святой, здесь под золочеными куполами сконцентрировалась вся очистительная сила русского города, способного утешить, вселить надежду, утолить душевную и физическую боль. Именно здесь ищущие могут обрести покой, а мятежные и беспокойные, как сама Марина Ивановна, — неукротимую энергию.

Семь холмов — как семь колоколов!

Поэт часто может предвидеть события и свою судьбу. Так случилось и с М. Цветаевой, с ее образом многоли­кой Москвы — города, бесконечно любимого ею, но от­вергнувшего своего поэта в тяжелое время, ставшего не только надеждой, но и глубокой болью. Цветаева призна­валась: "Да, я в 1916 году первая так сказала про Москву. И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье. Эти стихи бы­ли — пророческие".

В дивном граде сем,

С образом родного города неразрывно связано у М. Цветаевой и чувство родины, и ощущение неразрывной, кровной и духовной связи между Москвой — матерью и ее детьми. А это для поэта особенно важно, потому что, не приняв революцию, Марина Ивановна была вынуждена в 1922 году покинуть Россию, эмигрировать. Однако все дол­гие годы эмиграции душа Цветаевой стремилась назад, на родину, которой были посвящены многие печальные или полные надежды строки, созданные за время пребываня на чужбине. В сердце Цветаевой не было гнева или обид на отвергнувший ее город, страну, поскольку она понимал, что не место, а "людишки творят ее судьбу". И это помогло Марине Ивановне не покориться судьбе, сохранят душе тепло, признательность и любовь к Родине, которые она завещала и своим детям:

Будет твой черед:

С нежной горечью.

Люди творят историю: строят и разрушают, признают и отвергают, верят и разочаровываются. Но Москва, "княгинюшка", "красавица", "разумница", стоит выше повсед­невных человеческих деяний, поскольку навсегда останет­ся святой "единственной столицей", "градом Духа". И тес­ная духовная связь с этим городом всегда будет поддер­живать ее "сынов и дочерей", помогать им выстоять, не сломиться, сохранить чувство собственного достоинства.

Читайте также: