Доклад по теме искусство китая

Обновлено: 17.05.2024

Главной особенностью китайской культуры является ее непрерывное развитие, вследствие чего она сохранила древние культурные центры за все свои века. Эти важнейшие факторы, определившие устойчивость традиций, делают искусство древнего Китая величественным и богатым по своей форме.

Каждая из культурных эпох Китая теснейшим образом связана с экономическими и социально-политическими особенностями, характерными для конкретного периода истории. Так, развитие Поднебесной насчитывает множество культурных эпох. Древнейшие памятники, характеризующие искусство древнего Китая, датированы 3 тыс. лет до н.э. В этот период получила развитие неолитическая культура Янгшао (керамика в геометрическом орнаменте, полирование костей, использовании каменных инструментов). Период около 2 тыс. лет до н.э. был отмечен созданием черной не орнаментальной керамики (Лунгшанская культура). В то время идет начало формирования старейшей китайской религии, и все эти факторы накладывают свой отпечаток на дальнейшее формирование искусства древнего Китая.

Фото: Ритуальный сосуд гуй

Ритуальный сосуд гуй

Особое место в искусстве Китая отдано философии, в основе которой лежит религиозно-мифологический взгляд на мир. Китайские верования обожествляли в основном силы природы. Главным божеством китайцы считали Небо, поэтому их Божий дом — храм Неба, свою страну с тех пор они величают Поднебесной. Древние китайцы полагали, что от предопределения неба в правлении Шан-Ди, будет зависеть все в мире, и активно отображали свои верования и мировоззрение в искусстве.

Но рядом с обожествлением природы в китайской культуре присутствует и ее поэтизация, воспевание. Благодаря этому, искусство древнего Китая ранее других наполнилось пейзажной живописью, лирикой и архитектурой. И доныне, по степени воспевания природы, китайская культура не имеет себе равных.

Интересные слайды об искусстве Китая

Искусство Китая в первую очередь ассоциируется с живописью, наполненной философским содержанием, которое в ней заложено. Этот вид искусства содержит в себе особую этическую символику. Основными жанрами китайской живописи являются человеческие образы, флора, фауна, пейзаж. Также можно провести параллель с западной культурой, где есть портретный жанр, натюрморт и пейзажный жанр.

Фото: Керамические сосуды 3тыс. лет до н.э.

Фото: Керамические сосуды 3тыс. лет до н.э. .

Китайские художники писали тушью на рисовой или бамбуковой бумаге, часто на шелке. Обязательным элементом каждой картины является каллиграфическая надпись и печатка с инициалами художника.

Можно сказать, что в целом искусство древнего Китая выражает разными формами общие представления о мире, что сложились еще в древние времена. Такой же глубокий след как в живописи, остался до наших времен и в архитектуре.

Традиционная архитектура Поднебесной отличается рядом особенностей, обязательно посмотрите на Запретный город, присущих лишь ей. В основном все строения древнего Китая возводились из дерева. К сожалению, памятники раннего искусства дошли до наших времен в малом количестве. Ведь город, состоявший из легких деревянных построек, можно было легко сжечь и разрушить, а новая власть всегда уничтожала старые дворцы предшественников. В нынешнее время сложно показать последовательность развития архитектуры. Гораздо лучше до наших времен дошли культовые сооружения Китая — пагоды, построенные из кирпича и камня, они теперь — ценнейшие памятники.

Удивительные техники древнего искусства Китая

Во времена эпохи Шан, китайцами была изобретена техника бронзового литья, создана система иероглифического письма, что засвидетельствовано на памятниках культуры, это высечено на камнях, нанесено на кости жертвенных животных. В этот период усиливается вера в жизнь после смерти, так что погребения становятся особым культом. Невероятно величественно оформляются гробницы правителей и представляют собой произведения искусства, охраняемые стражами, изображенными как полузвери, полулюди.

Невероятное достижение Китая — изобретение бумаги, произошедшее в 1-2 веках до н.э. Это открытие стало настоящим переворотом в истории страны, вложившее свой вклад в ее искусство. С изобретением бумаги, иероглифическое письмо было доведено китайцами до совершенства, и доныне является предметом гордости.

Фото: Архитектура Поднебесной

Архитектура Поднебесной

Памятники древнего Китая впервые стали изготавливать из нефрита, ведь по традициям страны, нефрит является одним из ценнейших камней. Еще популярным видом художественного ремесла Китая являются резные шедевры из слоновой кости.

Довольно длительное время Китай для запада ассоциировался с родиной шелка. Секрет его производства был знаком жителям, начиная с эпохи Инь (16-9 века до н.э.). В связи с этим в Поднебесной сложилась давняя традиция художественного ткачества. Вышивка и ткачество в Китае завсегда было женским занятием, так что все девочки, даже очень высоких сословий, обучались данному ремеслу.

История производства различных изделий, статуэток из фарфора насчитывает 3 тысячи лет. Искусство обработки фарфора и керамики можно считать одним из невероятных достижений Древнего Китая. Можно сказать, что фарфор некого рода — верх классического прикладного китайского мастерства. Современный фарфор Поднебесной говорит о продолжении древнейших традиций его производства, но и к тому же, подтверждением сочетания его с новыми технологиями.

Фото: Архитектура современной Поднебесной

Архитектура современной Поднебесной

В художественном ремесле раннего периода формируются черты высокого совершенства, они становятся основными в стилистике последующих эпох. К примеру, бронзовые сосуды все больше имеют обтекаемые и элементарные формы, постепенно утрачивая свой магический смысл. Орнаменту уступает место украшение разноцветными металлами.

В эпоху Цинь-Хань прочно обосновываются формы классической китайской архитектуры, сохраняемые и в наши дни. Градостроительство идет на наивысшем уровне. Главными центрами империи становятся Лоян и Чань-ань, они отличаются четкой планировкой и изяществом улиц. Китайскими зодчими с успехом были построены дома в два-три этажа, с крышей из разных ярусов с цветной черепицей. Известным архитектурным памятником древнего Китая является Великая Китайская стена. Самый известный ее участок в 750 км расположен недалеко от столицы, где она шириной в 5-8 м и высотой до 10 м.

В ранний период развития искусства Китая значительный уровень развития получает скульптурный рельеф. Самыми интересными считаются рельефы из Шаньдуна, которые обнаружили в погребальном храме именитого рода У, и еще каменные рельефы их погребальных склепов в Сычуане. Каменные картины изображают сюжеты на религиозные и мифологические темы, имеются сцены битв, охоты, приема гостей. Также имеют место сцены из повседневной жизни, описаны жатва, тяжелый труд в соляных рудниках.

В период правления Хан зарождается станковая живопись, о чем гласит найденная часть полотна шелка с изображением на нем феникса, дракона и девушки. Для становления живописи большое значение имело открытие волосяной кисти и туши. Где-то в тот же период происходит зарождение лакового производства. Изобретенный китайцами лак, не имел себе равных. Его использовали для покрытия вооружения и предметов воинского снаряжения, для дерева и ткани, тем самым, увеличивая срок их хранения и придавая им чудесный эстетический вид. Изделия, покрытые лаком, имели значительный спрос, как в стране, так и за ее пределами.

Тонкости древнего искусства Китая, дошедшие до наших дней

Китай — одна из немногих стран, где традиции и культуру чтят и в современном мире, причем очень гордятся произведениями искусства, уходящими корнями в глубокую древность. Многим, даже кто не бывал никогда в Китае, знакомы шедевры прикладного искусства из красного лака, оригами из бумаги, веера, зонтики, двусторонняя вышивка по шелку, изящные китайские вазы и статуэтки из фарфора. Как и в старину, нынешние изделия поражают техникой, искусностью и творческим подходом китайских мастеров. Когда речь идет о Китае, сразу приходят на ум тончайшие шелка, типичная монохромная бесперспективная живопись, различные виды боевых искусств, театральные маски, вычурная керамика, потрясающие резные изделия и многое другое.

Что поражает больше всего, что и старые, и не так давно сделанные вещи, удивляют изяществом и красотой, тонким вкусом и неповторимостью. Кажется, что в каждом произведении искусства заложена долгая история Китая.

Фото: Танец дракона

Танец дракона

Из самого яркого современного искусства Поднебесной, о котором слава идет по всему миру, можно назвать танец. Но его история начинается в еще в 4 тысячелетии до н.э. Вначале, это были лишь групповые движения по кругу при разных ритуалах и религиозных действиях. Но со временем танец начал превращаться в искусство, в нем проявились определенные требования. В наши дни, например, ни один праздник не обходится без спектакля и танца дракона. Все это — традиционно китайское представление, уходящее корнями в глубину веков и являющееся неизменным атрибутом великих традиций Поднебесной.

Китайская культура - одна из древнейших. Она зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры и с тех пор развивалась непрерывно вплоть до современности на единой территории. Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны, иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Пожары не раз выжигали цветущие города, легкие деревянные постройки разрушались дотла, уничтожались ценные свитки живописи. Однако величие китайской культуры появлялось в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Ни одно из племён завоевателей не смогло противостоять свою культуру китайской.

Содержание

Введение
Китай
Религия
Художественная культура
Каллиграфия
Живопись
Искусство изображения природы
Китайский Фарфор
Скульптуры
Архитектура
Вывод
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ НА ЭКЗАМЕН - копия.docx

Тема: Художественная культура Китая

Работу выполнила: Кокарева Екатерина 10а

Учитель: Анна Анатолиевна

  • Содержание:
  1. Введение
  1. Китай
  2. Религия
  3. Художественная культура
  4. Каллиграфия
  5. Живопись
  6. Искусство изображения природы
  7. Китайский Фарфор
  8. Скульптуры
  9. Архитектура
  10. Вывод
  11. Список литературы

Китайская культура - одна из древнейших. Она зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры и с тех пор развивалась непрерывно вплоть до современности на единой территории. Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны, иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Пожары не раз выжигали цветущие города, легкие деревянные постройки разрушались дотла, уничтожались ценные свитки живописи. Однако величие китайской культуры появлялось в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Ни одно из племён завоевателей не смогло противостоять свою культуру китайской. Все эти племена, завоевав страну, утрачивали свой родной язык, свою письменность, целиком попадая под воздействие Китая. Города восстанавливались по прежним чертежам и в тех же традициях, и, как только наступало время передышки, страна снова начинала жить интенсивной хозяйственной и духовной жизнью.

Обилие памятников искусства, созданных в древности и в пору расцвета средневековой культуры, поистине грандиозно, несмотря на чудовищные потери, понесённые страной. И в настоящие время каждого, кто побывал в Китае, поражает ощущение древней культуры, не утратившей своей жизненности, чувство ожившей истории, сочетающийся с кипучей молодой и полной смелых дерзаний современной жизнью великого народа.

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, а также одну из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остаётся существенным и по сегодняшний день. Китай — родина многих изобретений, которые изменили судьбу человечества. Среди них — Четыре великих изобретения: бумага, компас, порох и книгопечатание.

Китай — одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии.

Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет свыше 1,5 миллиарда человек в 2012. Это одна пятая часть всего населения Земли.

Республика Китай, согласно официальным данным китайского руководства, не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести. По некоторым данным, есть ограничения в религии для членов единственной в Китае партии - коммунистической партии чиновников.

Буддизм - буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех верующих и помощь милосердных богов - бодисатв. Являясь опорой феодального государства, это учение уже в V -VI веках получило чрезвычайно широкое распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.

Конфуцианство - Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э Конфуцием. Выражало интересы наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших(“благородных мужей” и “мелких людишек”)- всеобщим законом справедливости. Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.

Даосизм - Одно из основных направлений древне - китайской философии; возникло в 4-3вв. до н. э, главные трактаты “Лао - цзы” и “Чжуан - цзы”. Основное понятие -дао. В центре учения Даосизма, противостоящему конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.

Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Китайское письмо́ уже несколько тысяч лет является единственным общепринятым способом записи китайского языка. Знаки китайского письма также широко используются в японском и корейском письме (там они называются кандзи и ханча, соответственно). До 1945 года китайское письмо использовалось также для записи вьетнамского языка. Китайскую письменность обычно называют иероглифической или идеографической. Она радикально отличается от алфавитной тем, что каждому знаку приписано какое-то значение и число знаков очень велико, около десятков тысяч.

Китайская письменность имеет очень важное культурное значение (см. синосфера), представленное её широким распространением и высоким статусом. Различные диалекты, даже различные языки использовали китайские иероглифы в качестве общей письменной системы. В древности в Японии, Корее и Вьетнаме китайские иероглифы являлись единственной официальной писарской системой.

Благодаря независимости чтения и написания китайских иероглифов, другим народам сравнительно легко их заимствовать. Например, в древности в Японии, Корее и Вьетнаме не говорили по-китайски, только использовали китайскую письменность. Это сыграло значительную роль и позволило объединить в единую нацию множество диалектных групп, которые испытывали затруднения в устном общении между собой.

Китайская письменность оказала огромное влияние на сопредельные государства. Образовалась сфера совместного использования китайской письменности, в которую входили Япония, Корея и Вьетнам. Поныне в Японии в письменной системе достаточно широко используются китайские иероглифы. В Корейской Народно-Демократической Республике и Вьетнаме иероглифы уже не используются, а в Республике Корея в последние десятилетия используются всё реже и реже. Однако в Южной и Северной Корее в именах людей и названиях фирм и географических объектов часто используются китайские иероглифы, но их произношение отлично от китайского.

Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5 тысячелетия до н.э.). Это керамические сосуды с изображением людей, рыб, обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае, в уезде Датун. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. до н.э.), были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самым ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу: на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом – люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э. – 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях.

Древняя китайская живопись имела свою собственную оригинальную манеру письма, существенно отличавшуюся от западной. Если западные живописцы опирались на игру цвета и светотени, то манере китайских художников присуще прежде всего использование линий. Инструментами живописца были кисти, тушь, акварель и бумага, хорошо впитывающая влагу, либо шелк. Множество точек или мазков кисти могли создать объемный образ реки Янцзы на узкой полоске бумаги или шелка. Таковы основные черты традиционной китайской живописи.

Одним из древнейших жанров искусства живописи не только в Китае, но и во всем мире является искусство татуировки. Считается, что практика нанесения татуировки на тело появилась у древнего человека вместе с первыми опытами наскальной живописи еще с первобытных времен.

В общем случае она наносилась для защиты ее обладателя от злых духов, являлась знаком племени, родовым тотемом, указывала на социальное положение человека. Так же считалось, что она обладала определенной магической силой.

В древнем Китае, татуировки имели два основных предназначения. Во-первых, они использовались в качестве священных татуировок шаманами-заклинателями и жрецами в ритуальных церемониях. В этом случае татуировка имела сакральный смысл (приобщение к божеству, таинственным силам природы, обретение некой магической власти).

И во-вторых, татуировки наносились преступникам и пленным в качестве знака позора. Так, например, одним из классических наказаний была татуировка на лице. За первое преступление преступникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну - в результате получался иероглиф ИНУ - "собака". Таким же образом метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.

История китайского фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.

После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы.

В мастерских Лунцюань создавались изделия, покрытые нежно-голубой или светло-зеленой глазурью, получившей в Европе название "селадон". В этот период, хотя и довольно редко, встречались росписи на сосудах, сделанные зеленой, коричневой или желтой эмалью, а также монохромные, покрытые красной глазурью сосуды.

Известный синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи "Лунциняо" в провинции Чжэцзян славен многими достоинствами. О нем люди говорят, что его синева подобна нефриту, чистота - зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина.

Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт.

Китай — страна на востоке Азии. Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии.

  • Развитие культуры
  • Философские течения
  • Письменность и литература
  • Наука в Древнем Китае
  • Изобразительное искусство
  • Обычаи и традиции

Культура Древнего Китая

Развитие культуры

Китай — это государство, которое существует многие тысячелетия. За это время китайский народ построил богатую культуру и внес большой вклад в развитие человечества. Именно в Китае изобрели фарфор, бумагу, шелк, компас, порох, сейсмограф и многое другое.

Развитие культуры Древнего Китая

Началом становления культуры Древнего Китая считается III век до нашей эры. Она отличается крепостью своих идеалов, ведь, несмотря ни на что, все культурные ценности сохранились до сих пор. Из-за того, что Китай раньше был в изоляции, культура его получила особенные черты.

Особенности:

  1. Практичность (ценность — предметы реальной жизни).
  2. Традиционность (приверженность обычаям, традициям).
  3. Главное — природа (божеством считались природные явления — небо, горы, воды).

Философские течения

Так как Китай — одна из тех стран, где обожествлялись и поклонялись силам природы, то и философия имеет свои черты.

Философия Китая получила свое начало в V веке до н. э. Тогда в Китае началось расслаивание на социальные классы — богатых, бедных и чиновников. Философия Китая объединяет в себя три объекта Вселенной — Земля, Небо и Человек. Считалось, создание Вселенной проходило через деление хаоса на Землю и Небо.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство — это философская школа, которая была создана мыслителем Конфуцием в VI—V вв. до н. э. В конфуцианские годы в Китае боролись чиновники и император, поэтому основной идеей было отношение между людьми разных социальных слоев. Это направление в философии выражало идею, что человек должен стремиться к гармонии (в себе и с окружающими) и соблюдать моральные правила, для того чтобы прекратить общественные беспорядки.

Мыслитель Конфуций в VI—V вв. до н. э.

Жизнь человека — это главное в конфуцианстве. Человек должен всегда думать о душе и воспитывать ее. Конфуций также считал, что нужно выстраивать гармоничные отношения между собой. Благодаря такому воспитанию и гармоничному состоянию в стране не будет общественных конфликтов.

Даосизм — философское течение, которое основал Лао-цзы в V веке до н. э., а представителями школы были даосы. Дао — закон природы, путь, которому подчиняются все.

Для того чтобы обрести гармонию с природой китайцы использовали специальные практики: фэншуй, цигун, иглоукалывание.

Моизм и легизм

Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э

Моизм — еще одна философская школа, основанная Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э. Главный принцип этой школы — единомыслие всех живущих на земле. Если большинство людей считает полезным какое-либо действие, то остальные (несогласные) должны подчиниться мнению большинства, чтобы принести пользу обществу в целом. Поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и поощрений.

Легизм — течение, основоположником которого был государственный деятель Шан Ян. Главная мысль, которую выражал Шан Ян, заключалась в том, что человек переполнен злом и плохими умыслами и должен держать под контролем свою сущность. После него эту тему развивал Хань Фэй, который выдвигал принцип тоталитарной политической философии. Он считал, что идея порядка должна определять общественную структуру.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая имеет свои особенные черты. Вместо букв в Китае используют иероглифы, отдельные знаки, каждый из которых имеет свое значение. Число иероглифов достигает десятков тысяч.

Письменность Древнего Китая

В древние времена китайцы писали на деревянных дощечках палочками из бамбука. Потом появились мягкие кисти, которыми писали на ткани из шелка, а уже позже появилась бумага (интересный факт, что бумагу изобрели именно в Китае).

В литературе Китая главное место занимала поэзия, почти не изменившаяся в течение веков. Поэзия имеет свои правила — размер и ритм. Стихи рассчитаны только для чтения, так как книжный язык тяжело воспринимается на слух и отличается от разговорного языка.

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

Наука в Древнем Китае

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Древний храм Китая

Все изображенные предметы несут свой определенный смысл (сосна — долголетие, бамбук — стойкость, аист — одиночество).

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Музыкальные инструменты делали из камня, металла, шелка, дерева, кожи, глины и даже тыквы.

Обычаи и традиции

На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.

Кухня и еда

В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.

Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.

Земледелие в Древнем китае

Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.

Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.

Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.

Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.

Поведение и этикет

Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.

Этикет в традиции Китая

В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.

\u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0439 \u041a\u0438\u0442\u0430\u0439 \u2013 \u043e\u0434\u043d\u0430 \u0438\u0437 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u0441\u0442\u0430\u043d \u043c\u0438\u0440\u0430, \u043d\u0430\u0440\u044f\u0434\u0443 \u0441 \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430\u043c\u0438, \u043a\u0430\u043a \u0415\u0433\u0438\u043f\u0435\u0442, \u0418\u043d\u0434\u0438\u044f \u0438 \u041c\u0435\u0436\u0434\u0443\u0440\u0435\u0447\u044c\u0435, \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u0432\u0448\u0430\u044f\u0441\u044f\u00a0 \u0432 V-III \u0442\u044b\u0441. \u0434\u043e \u043d.\u044d. \u041f\u043e\u0436\u0430\u043b\u0443\u0439, \u043d\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u043a\u0440\u0430\u0442\u043a\u043e, \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u0438\u0439 \u044d\u0442\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u0430\u044f \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b\u0430 \u043c\u0438\u0440\u0443.\u00a0\u00a0
\u0418\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f, \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0447\u0435\u043c \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0447\u044c \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0441\u0446\u0432\u0435\u0442\u0430, \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u044b\u0439 \u0434\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0443\u0442\u044c \u0441 \u0432\u0437\u043b\u0435\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043f\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438. \u0421\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u043e \u044d\u0442\u043e \u0441 \u0442\u0435\u043c\u0438 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f\u043c\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438 \u0432 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435.\u00a0
\u0415\u0441\u043b\u0438 \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043a\u0440\u0430\u0442\u043a\u043e \u043f\u043e\u043f\u044b\u0442\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043f\u0435\u0440\u0435\u0447\u0438\u0441\u043b\u0438\u0442\u044c \u0442\u0435 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043e\u043d\u043e \u043f\u043e\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b\u043e \u043c\u0438\u0440\u0443, \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u044d\u0442\u043e \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u0438 \u0441\u043f\u0438\u0441\u043e\u043a \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u044b\u043c. \u041c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c\u0438 \u043c\u044b \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u043a\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c, \u0438 \u0431\u0435\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043d\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043e\u0431\u043e\u0439\u0442\u0438\u0441\u044c, \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u0435\u043d\u044b \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447\u0435\u043b\u0435\u0442\u0438\u044f \u043d\u0430\u0437\u0430\u0434 \u0432 \u041a\u0438\u0442\u0430\u0435. \u042d\u0442\u043e \u0431\u0443\u043c\u0430\u0433\u0430, \u0431\u0443\u043c\u0430\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438, \u0448\u0435\u043b\u043a, \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u0441, \u0447\u0430\u0439, \u0444\u0430\u0440\u0444\u043e\u0440, \u0447\u0435\u0440\u043d\u0438\u043b\u0430. \u0414\u043e\u043b\u0433\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u041a\u0438\u0442\u0430\u0439 \u0431\u044b\u043b \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0446\u0435\u0432, \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u044b \u043c\u0438\u0440\u0443. \u041d\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u0439 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043b \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0438, \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442 \u0442\u043e\u0442 \u0444\u0430\u043a\u0442, \u0447\u0442\u043e \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u0441\u043e\u043c \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u00a0 \u0432 12-13-\u0445\u00a0 \u0432\u0435\u043a\u0430\u0445, \u0430 \u0432 \u041a\u0438\u0442\u0430\u0435 \u043e\u043d \u0431\u044b\u043b \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u0435\u043d \u0435\u0449\u0435 \u0434\u043e \u043d\u0430\u0448\u0435\u0439 \u044d\u0440\u044b.\u00a0
\u0418\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f, \u043a\u0440\u0430\u0442\u043a\u043e \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u044f, \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u00a0 \u0432\u043e II \u0442\u044b\u0441. \u0434\u043e \u043d.\u044d. \u0421\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0441\u0446\u0432\u0435\u0442\u0430 \u043e\u043d\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0433\u043b\u043e \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u0432\u0443\u0445 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0445 \u0434\u0438\u043d\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439 - \u0426\u0438\u043d\u044c \u0438 \u0425\u0430\u043d\u044c. \u041e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0445 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0435\u0435 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0435\u0440\u044b\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u0439 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u0414\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f \u043d\u0430 \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u044b\u0435, \u0442\u0435\u043c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u044b \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f, \u0435\u0433\u043e \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0434\u043e\u043b\u0436\u0430\u043b\u0430 \u0436\u0438\u0442\u044c \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f.\u00a0 \u0415\u0449\u0435 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e\u00a0 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432 \u043d\u0435\u0439 \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u0430 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0430. \u0412 \u044d\u0442\u043e\u043c\u00a0 \u041a\u0438\u0442\u0430\u0439 \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0442 \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u044b.\u00a0
\u0416\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u044c \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0430\u0439\u0448\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0446\u043e\u043c \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b. \u0422\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e \u0432 \u041a\u0438\u0442\u0430\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043f\u043e\u043f\u0443\u043b\u044f\u0440\u043d\u044b \u043f\u043e\u0440\u0442\u0440\u0435\u0442\u043d\u0430\u044f \u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u044c,\u00a0 \u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u044c \u0446\u0432\u0435\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u043f\u0442\u0438\u0446, \u0433\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f \u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u044c \u0438 \u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u044c \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u0439. \u0422\u043e\u043d\u043a\u0438\u0435, \u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0448\u0442\u0440\u0438\u0445\u0438 \u043a\u0438\u0441\u0442\u044c\u044e, \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043b\u0435\u043f\u043d\u043e \u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0446\u0432\u0435\u0442\u0430, \u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u0438 \u2013 \u0432\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0435\u0442 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e \u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u0438 \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0446\u043e\u043c \u0434\u043b\u044f \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0436\u0430\u043d\u0438\u044f.
\u0410\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u0430 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0438 \u043c\u043e\u043d\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0441\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438 (\u0445\u0440\u0430\u043c \u041d\u0435\u0431\u0430) \u0438 \u0446\u0435\u043b\u044b\u043c\u0438 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043c\u0438 \u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0439. \u0414\u043b\u044f \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f\u00a0 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u044b\u043c \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043e\u0447\u0435\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0438 \u0438 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0438\u0437\u044f\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.
\u0418\u0437 \u0442\u0440\u0435\u0445 \u0432\u0438\u0434\u043e\u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430 \u2013 \u043f\u043e\u044d\u0437\u0438\u0438, \u0442\u0430\u043d\u0446\u0430 \u0438 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0438, \u043a\u0438\u0442\u0430\u0439\u0446\u044b \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u0438\u0441\u043a\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u043c \u0436\u0430\u043d\u0440\u043e\u043c \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0443.
\u041a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0430 \u0438 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0435\u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u043c\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0437\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d \u0412\u043e\u0441\u0442\u043e\u043a\u0430 \u0438 \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u044b. ">]" data-testid="answer_box_list">

natagracheva09

Древний Китай – одна из древнейших стан мира, наряду с такими государствами, как Египет, Индия и Междуречье, появившаяся в V-III тыс. до н.э. Пожалуй, невозможно описать искусство Древнего Китая кратко, слишком много открытий эта великая страна подарила миру.
Искусство Древнего Китая, прежде чем достичь своего расцвета, прошло тяжелый длительный путь с взлетами и падениями. Связано это с теми историческими событиями, которые происходили в стране.
Если в искусстве Древнего Китая даже кратко попытаться перечислить те открытия, которые оно подарило миру, сделать это будет не просто и список получится длинным. Многие вещи, которыми мы привыкли пользоваться каждый день, и без которых просто невозможно будет обойтись, были изобретены тысячелетия назад в Китае. Это бумага, бумажные деньги, шелк, компас, чай, фарфор, чернила. Долгое время Китай был закрытой страной для иностранцев, и многие изобретения стали только много позже доступны миру. Насколько Китай опередил другие страны в развитии, говорит тот факт, что компасом стали пользоваться в Европе в 12-13-х веках, а в Китае он был известен еще до нашей эры.
Искусство Древнего Китая, кратко говоря, стало формироваться примерно во II тыс. до н.э. Своего расцвета оно достигло во времена объединения двух великих династий - Цинь и Хань. Одной их особенностей культуры Китая стало ее непрерывное развитие при сохранении традиций древности. Даже несмотря на тяжелые, темные периоды в истории Китая, его культура продолжала жить и развиваться. Еще одной особенностью искусства Древнего Китая является то, что на первое место в ней ставится не человек, а природа. В этом Китай сильно отличается от Европы.
Живопись Древнего Китая является величайшим образцом культуры. Традиционно в Китае были наиболее популярны портретная живопись, живопись цветов и птиц, горная живопись и живопись растений. Тонкие, точные штрихи кистью, великолепно подобранные цвета, верность традиции – все это делает искусство живописи Китая образцом для подражания.
Архитектура Древнего Китая представлена и монументальными сооружениями (храм Неба) и целыми комплексами зданий. Для архитектуры Китая обычным является сочетание величественности постройки и одновременно изящности.
Из трех видов искусства – поэзии, танца и музыки, китайцы самым искренним жанром считали именно музыку.
Культура и искусство Древнего Китая оказали неоценимое воздействие на развитие остальных стран Востока и Европы.

Новые вопросы в Другие предметы

2. Китайская философия. Конфуцианство, Даосизм и Буддизм.

3. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая.

4. Иероглифы и изобретение бумаги.

6. Список литературы.

1. Введение.

Оригинальность, уникальность и высочайший уровень развития культуры Древнего Китая – это те черты, которые всегда привлекали внимание исследователей к этому вопросу. Древнекитайская культура обращает на себя внимание не только тем богатейшим наследием, которую она оставила миру, но и твёрдой духовной опорой, а также удивительной стойкостью, позволившей ей выстоять в трудные времена, когда происходили войны, междоусобицы и другого рода катаклизмы.

Культуре Древнего Китая можно дать ряд ключевых характеристик. Первая из них – верность традициям, почитание отцов и их заветов. Вторая – умение ценить жизнь во всех её проявлениях (прагматизм). Третья – особое отношение к природе, её почитание и обожествление. Четвёртая характеристика состоит в том, что для китайцев крайне важное значение имели грамотность и высокая образованность. Китай явился одной из первых стран, где возникла письменность. Нельзя не отметить и стремление китайцев к соединению искусства и письменности. Все эти черты преломились в древнекитайском искусстве, обусловив её уникальность.

2. Китайская философия. Конфуцианство, даосизм и буддизм.

Китай является родиной трёх крупнейших философско-религиозных учений: конфуцианство, даосизм и буддизм. Таким образом, нельзя не признать – философия Древнего Китая находилась на очень высоком уровне. Вообще китайская философия имела довольно солидный опыт и возраст: больше двух с половиной тысяч лет. Её история началась ещё до наступления новой эры. Уже тогда в Китае существовали различные философские школы, однако доминировали конфуцианство и даосизм (дата их появления – VI в. до н. э.). Философские течения Китая объединяют некоторые общие признаки, а именно – тенденция к гармонии и умиротворению. Очень важной в них является мысль о гармоничном сосуществовании с природой. Глубокая мудрость китайских философов проистекает непосредственно из взаимосвязи человека и природы. В этом состоит её коренное отличие от западной философии, где присутствует отчётливое разделение этих понятий. Китайская философия специфична также своим тяготением к традиционности, уважением к тому, что создало предыдущее поколение. Дети хранят и приумножают наследие отцов, делая его основой всего.

Все эти факторы привели к формированию того особенного мышления, в котором соединились религия, философия, метафизика, политика, обществознание, этика. Перечисленные аспекты можно найти в конфуцианстве, которое, собственно, управляло сознанием китайского общества.

Конфуцианство базируется на мысли о гармоничности отношений между людьми, между личностью и властью, между человеком и природой. Конфуций призывал своих последователей к миру, к снисходительности по отношению к другим, к терпимости. Он признавал, что каждый человек является носителем как хороших качеств, так и плохих. Зная это, людям необходимо проявлять терпение именно к отрицательным качествам своих ближних, и тогда они будут избавлены от разочарований.

Конфуцианство делает акцент также и на гражданственность каждого человека. Каждый представитель китайского народа должен осознавать факт своей принадлежности к своей великой стране. При этом все эстетические нормы конфуцианства так или иначе сводились к одной и самой главной – культу почитания предков.

Специальное содержание тела заключается в отказе от еды. Последователь даосизма должен научиться довольствоваться росой и собственной слюной. Столь строгая диета сопровождается особой системой упражнений, позволяющих разуму управлять телом.

Специальное содержание души – это свершение добрых поступков и усиленные попытки избежать злых дел, так как неблаговидные поступки удаляют Дао от человека.

Ещё один важнейший постулат даосизма – принцип недеяния, то есть, отсутствие деятельности, в которой есть какая-либо цель. Здесь также следует положится на Дао, силы которого сами направят человека по нужному пути. Так родилась идея утопического государства, в котором властитель не предпринимает никаких действий, а его подданные полагаются на волю Абсолюта. Впрочем, адепты даосизма охотно обращались за советом к монахам, жившим обособленно в отдельных монастырях. Эта религия также призывала человека обрести идеальные отношения с природой и ничего не предпринимать самому.

Буддизм – религия просветлённых – возникла в Индии (не в Китае) в середине первого тысячелетия благодаря деятельности Сиддхартхы Гаутамы, который теперь известен истории под именем Будды Шакьямуни. Сегодня буддизм входит в число трёх мировых религий наравне с христианством и исламом. В Китае буддизм начал распространяться уже в новое время. И хотя идейная сущность буддизма противоречила уже утвердившимся в Китае конфуцианству и даосизму, эта религия сумела заинтересовать императорский двор. В скором времени в стране возводится первый буддистский монастырь.

Буддизм сумел занять своё место в религиозной нише Китая по нескольким причинам, основной из которых явилось массовое убеждение в том, что буддизм – это трансформированный даосизм, а Будда – это сам Лао-Цзы, который сумел попасть в Индию и там внедрить свою философию. В связи с этим в Китае начался процесс взаимопроникновения и взаимообогащения этих двух религий.

Упрочнению буддизма в Китае способствовал монах Ань Шигао, с начала 148 года занимавшийся переводом книг и распространением этого учения. Тем не менее до официального признания буддизма в стране был ещё целый век. Суть китайского буддизма состоит в том, что многие его положения были приспособлены под китайские духовные ценности, проистекающие из конфуцианства и даосизма.

Итак, религиозные течения Древнего Китая отражают духовный путь этого народа, его поиски в этом направлении. В то же время их можно назвать своеобразной характеристикой менталитета китайского народа.

3. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая.

Искусство Древнего Китая столь же своеобразно, как и его философия. Живопись появилась здесь в глубокой древности. Уже тогда мастера украшали вазы и другие сосуды, в первую очередь предназначенные для ритуалов, живописными изображениями. В дальнейшем китайцы придумали расписывать ткани, в частности, шёлк (период Сражающихся царств). И на керамике, и на тканях, и на бумаге (рисовой) художники чаще всего писали животных, птиц, растения. В этом можно увидеть отображение специфики мировоззрения этого народа, видевшего основы жизни в гармонии с природой. В качестве персонажей художественных изображений встречались и мифологические герои: драконы, птица Феникс и другие несуществующие существа. Достаточно много таких рисунков было создано в период царства Чу.

С самого начала своего возникновения китайская живопись обладала стилевой уникальностью, заключающейся в мастерском умении создавать утончённые линии и формы; в зримом воплощении красоты окружающего мира. Собственно, это и являлось основной задачей художника – донести до зрителя эту красоту и гармонию. Не менее важными целями, к которым стремились мастера, было правдивое изображение предметов и умение показать движение. Это считалось высшим пилотажем.

Китайская живопись характеризуется многожанровостью: портрет, миниатюра (особенно выделяются художественно расписанные веера), пейзаж, анималистика, изображения растений (хотя привычных натюрмортов в китайском искусстве не было).

Интересна и техническая сторона китайской живописи. Как уже говорилось, в качестве полотен выступали рисовая бумага, ткань или даже предметы. Писали древнекитайские художники тушью, (благодаря ей создавалась та особая утончённость китайской живописи), растительными и минеральными красками.

Ещё одной специфической чертой китайской живописи является её философский смысл, который выражается не только изобразительными средствами, но и при помощи текста: стихотворения, дополняющего образ картины, её идею. Объединяло все элементы полотна (рисунок, каллиграфия, поэзия) его название. Непременным атрибутом живописного произведения являлась печать художника. В живописи проявились философские воззрения китайцев, основным из которых была мысль о гармоничном соединении человека и природы.

Керамика является древнейшим художественным промыслом Китая. Терракотовые сосуды с росписью относятся к наиболее распространённым. Благодаря этим росписям можно узнать представления о мировоззрении древних китайцев. Об этом красноречиво рассказывали знаки, символы, орнаменты, изображения природных стихий. Древнекитайская керамика, относящаяся к культуре Яншао, отобразила в себе такие черты сознания китайцев, как культ предков, преклонение перед Шан-ли (первочеловек у китайцев, символом которого являлась небесная стихия), культ Земли.

Глиняная посуда использовалась древними китайцами как в быту, так и для обрядов; она была гладко отполирована и раскрашена разноцветными красками; орнаментирована. Керамика эпохи Яншао свидетельствует о высоком уровне этой древней культуры. Более того, формы посуды, придуманные в эпоху Яншао, положили основу традиций для последующей культуры Китая.

Эпоха Луншань ещё более продвинула древнекитайскую культуру вперёд. Это же утверждение относится и к керамике, которая стала более совершенной и приобрела узнаваемые черты. Качество луншаньской керамики во многом объясняется изобретением гончарного круга. Это приспособление позволило мастерам создавать тонкостенные изделия. Наряду с утончённостью, керамика эпохи Луншань славилась разнообразием форм посуды.

Поразительных успехов достигла культура Древнего Китая в период Шань-Инь. В это время создаются изделия высочайшего качества, но уже не из глины, а из бронзы. Изменились и технологии, давшие возможность производить не только посуду, но и другие необходимые предметы: например, оружие, зеркала и т.д. Изделия сочетали в себе художественность и высокую технику, что обеспечивало их качественность и ценность. Сформировались в этот период и предпосылки к изобретению фарфора – в связи с началом работы мастеров с каолином (белая глина).

После падения империи Шань в Китае начался сложный период, когда царствование одной династии сменялось другой. Это происходит уже в новой эре. Однако политическая нестабильность не мешала развитию культуры, и эволюция керамики продолжала подниматься на более высокие ступени, одной из которых стало изобретение фарфора. Конечно, это был ещё не самый высокий сорт фарфора, но, тем не менее, его возникновение было огромным достижением, особенно если учитывать, что изделие покрывалось особой глазурью, большей частью нефритового цвета (т.н. селадоновая глазурь). Это изобретение китайских мастеров делало фарфоровые изделия удивительно красивыми внешне и, разумеется, очень ценными.

Представляет большую ценность и керамическая скульптура данного периода. Китайцы не только украшали рельефными изображениями сосуды, но и создавали отдельные глиняные модели некоторых предметов, предназначенных для оформления погребений (лодки, дома). Таким образом, керамическое искусство Китая, зародившись в древности, с каждым новым историческим этапом лишь набирало темп в своём развитии.

Скульптура в Древнем Китае тесно связана с религией. Прежде всего, это статуи Будды. Буддийская скульптура получила название круглой. Помимо изображения самого духовного учителя буддистов в этот период возникла традиция создавать фигурки львов, хотя эти животные и не водились в Китае.

Однако нельзя забывать и о погребальной скульптуре. Это была традиция – ставить на могилах изваяния. Сначала это были терракотовые фигуры, потом (в эпохи Мин и Цин, и даже несколько раньше) – каменные. Вообще смена эпох влияла и на развитие скульптуры, оставляя свой отпечаток. Так, в период царствования династий Цинь и Хань изваяния тяготели к монументальности, во времена царствования Вэй и Цзинь поражают своей энергетикой и в то же время изяществом, а в эпоху Тан и Сун – роскошью и изысканностью.

Погребальная скульптура стала неотъемлемой частью похоронной традиции. В первую очередь, изваяния были призваны подчеркнуть значимость правящей династии, но со временем и на могилах обычных людей начали появляться скульптуры, превратив её в массовое явление. Однако настоящие памятники искусства можно найти скорее лишь среди тех образцов, которые предназначались для царственных особ.

Существуют действительно замечательные образцы древнекитайской скульптуры, поражающие своими масштабами. Это и бронзовые статуи, изображающие людей в полный рост; и изваяния голов с надетыми на них уборами. Столь широкий размах монументальная скульптура получила в период расцвета культуры Саньсиндуй. Другая культура – Шанская – прославилась оригинальными нефритовыми фигурками, а также ритуальными масками, в то время как эпоха Чжоу – бронзовыми скульптурами, в том числе, и изображениями драконов.

Китайская архитектура – замечательный образец памятника древневосточной культуры. И в этой области китайцы проявили свою редкую искусность. Таковы сохранившиеся до наших дней храмы, дворцы, садово-парковая архитектура, помещения для жилья. Истинными шедеврами являются храм Неба, дворец Гугун или даже целый город Лицзян. Мировым достоянием китайской архитектуры – Великая Китайская Стена. Это грандиозное строение, состоящее не только из огромной по всем своим размерам стены, но и множества башен. Сегодня культурное значение Великой Китайской Стены доросло до символического.

Конструируя здания, древнекитайские зодчие отдавали предпочтение каркасно-столбовой конструкции. Одновременно с этим они стремились к ансамблевости, создавая сооружения из множества зданий, среди которых одно было главным. Обязательным являлось соблюдение принципа симметрии.

Китайская архитектура очень красочная: цветная черепица, ярко окрашенные стены, столбы и другие архитектурные элементы. И если для китайской живописи важен был не цвет, а линия и формы, то для архитектуры именно колористика приобретала большую значимость. Цвет был рассчитан на дальнейшее взаимодействие с естественным освещением, благодаря чему китайская архитектура приобрела славу уникальной. В целом, всё искусство Древнего Китая можно назвать таковым.

4. Иероглифы и изобретение бумаги.

Письменность в Древнем Китае зародилась очень давно – до нашей эры. Предпосылками к её появлению можно считать специфический орнамент, который мастера наносили на керамическую посуду. Создателем иероглифов считается Цан Цзе – великий учёный эпохи Тан. Считается, что за основу этих причудливых знаков Цан Цзе взял очертания предметов окружающего мира – деревьев, гор, животных и их следов.

Появление иероглифов имело сакральное значение для китайцев, так как они считали, что этот факт делает их практически неуязвимыми для духов. Оценить культурную значимость возникновения письменности не представляется возможным. Можно лишь сказать, что народ, имеющий собственную письменность высокоразвит.

Особенность иероглифов заключается в том, что каждый знак этой письменности обладает также семантическими свойствами, а не только фонетическими. До изобретения бумаги китайцы писали на каких-либо твёрдых поверхностях (например, черепашьих панцирях). Тексты такого типа именовались цзягувэнь. Известны также надписи на камнях – так называемых барабанах. Эти памятники письменности имеют большую ценность. С развитием керамики, особенно бронзовой, тексты начали наноситься на поверхность изделий. Они получили название цзиньвэнь. Далее возникает традиция писать тексты на дощечках из дерева или бамбука. Иероглифы на них наносились уже кисточками. Учёные создавали таким образом целые хроники.

Следующий этап развития письменности – тексты на шёлке. Этот материал был самым удобным для письма до изобретения бумаги, но его высокая стоимость не позволяла использовать шёлк так же широко, как дощечки. Итак, эволюция письменности в Китае была связана, в том числе, и с тем, какие использовались поверхности для текстов. Это был очень сложный процесс, и учёные до сих пор выдвигают различные версии того, когда сложилась классическая иероглифическая система китайской письменности. Однако к к одному мнению так и не пришли.

Изобретение бумаги в Древнем Китае сделалось ключевым событием как для китайского народа, так и для всего мира. Автором этого проекта мирового значения считается сановник из Китая Цай Лунь. Из волокон растений, пеньки, золы и некоторых других материалов он создал специальную массу, которую после просушки на солнце разгладил камнями. Так получились первые образцы бумаги. Почти тысячу лет китайцы тщательно охраняли тайну этой технологии.

Это изобретение стало настоящим прорывом в китайской культуре, ведь китайцы с их тягой к образованию, философии и поэзии получили возможность записывать свои сочинения и распространять их. Но это касалось не только Китая. После того, как бумага появилась в Европе и на Руси, мировая культурная сокровищница масштабно обогатилась. Это был мощный толчок для развития всей цивилизации. Таким образом, бумага оказалась самым важным изобретением Китая в мировом значении.

5. Заключение.

Итак, культура Древнего Китая явилась отражением тех ценностей, которые были свойственны этому народу. В религиозном отношении это выразилось посредством мирного мировоззрения, воспитания в личности терпимости к другим, отстранением от житейских проблем. Идея гармоничного слияния человека с природой отразилась как в религиозно-философских учениях, так и в живописи. Пристальное внимание ко всему живому позволило сформировать у древнекитайского народа особенное мышление и – как следствие – уникальный и неповторимый стиль во всех видах искусства. Следует отметить и роль высокоразвитых технологий, благодаря которым архитектура, скульптура, письменность и наука развивались стремительно и находились на передовом уровне.

6. Список литературы.

1. Васильев Л.С. Древний Китай. В трёх томах/ Л.С. Васильев. – М.: Университетская книга, 2015. – 1534 с.

2. Искусство Китая. Альбом. – М.: Искусство, 1990. – 46 с.

3. Обидин Д.Л. Культура Древнего Китая/ Д.Л. Обидин. – М.: Инфра-М, 2018. – 163 с.

Читайте также: