Доклад по теме гасан алкадарский легенда 19 века

Обновлено: 29.04.2024

Он родился в 1834 году в аварском селении Балакан, где жила тогда его семья. Когда родители вернулись с ним на родину в лезгинское селение Алкадар, Гасан в течение пятнадцати лет проходил в медресе курс духовных наук. Кроме того, он овладел персидским и азербайджанским языками. По окончании учения он сам стал преподавать, но вскоре его призвал правитель Кюри Юсуп-хан и определил состоять при нем в секретарях. Позднее Гасан Алкадари был секретарем Русского окружного управления.

Более двенадцати лет он занимал пост наиба в Южном Табасаране.

В 1877 году по подозрению в участии в восстании против царизма Гасан Алкадари с семьей был сослан в Тамбовскую губернию. Через четыре года ему разрешили вернуться в Алкадар, где он снова занялся преподаванием и литературными трудами.

Умер писатель в 1910 году в селе Алкадар, где и похоронен.

В год 180-летия со дня рождения талантливого писателя и исследователя прошла выездная научная конференция ДНЦ РАН на его родине в Сулейман-Стальском районе.

Среди участников конференции был заведующий отделом Института истории, археологии, географии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Махач Мусаев.

– Наш институт уже готовился к конференции, когда поступило предложение провести ее на родине Гасана Алкадари в Сулейман-Стальском районе. Это конференция посвящалась, прежде всего, жизни, деятельности и творчеству дагестанских ученых-богословов во второй половине XIX – начале XX веков. Мы эту конференцию решили приурочить к 180-летию Гасана Алкадари… С удовольствием поехали в Касумкент, там нас встретили очень гостеприимно, а оттуда сразу поехали на могилу Гасана Алкадари, чтобы почтить его память. И, конечно, отправились в музей, носящий его имя. Хороший музей, современный, но, конечно, коллекция требует пополнения. Экспозиция интересная, потому что она носит просветительный характер: есть портреты, цитаты, изречения Гасана Алкадари. Коллекция нуждается в пополнении, потому что она не совсем характеризует эпоху.

Руководит музеем Гусейн Гусейнов, он сам родственник Гасана Алкадари, его потомок. Музей открыт недавно, но люди, живущие здесь, уже заинтересовались своей историей. Со временем этот музей станет и культурным центром местного масштаба, где будут собираться люди.

– Как прошла сама конференция?

– Проходила она в местном Дворце культуры. С приветственным словом к нам обратился глава администрации Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов. Он сам по себе человек научный. Занимался подготовкой к изданию русско-лезгинского словаря.

Свой доклад сделала Патимат Алибекова – старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН. Она рассказала о своих исследованиях персоязычного творчества Алкадари.

На повестке дня стоял вопрос о тюркоязычном творчестве Гасана Алкадари. Конференция была посвящена Гасану Алкадари, но она охватила многие стороны, ведь, чтобы охарактеризовать личность, нужно охарактеризовать еще и эпоху, а поэтому у нас были доклады, которые посвящены ученым-богословам, соратникам Алкадарского, а также его современникам, которые жили в конце XIX – начале XX века. Один из докладов посвящен был вообще дагестанским джагидам. Джагиды – это люди, которые хотели провести реформу дагестанского образования, включить в программы религиозных школ комплекс современных наук, чтоб сделать учеников более практичными, более приспособленными для современной жизни.

– Я понимаю, что люди из селений Сулейман-Стальского района и гости из Курахского и Ахтынского районов услышали много интересного о своем земляке. А как вы сами, довольны, что приняли участие в такой конференции?

Человек, с первых дней жизни воспитанный в духе Ислама, в нормах его этики и высокой морали, внук великого накшбандийского шейха Мухаммада Ярагского, оставивший огромный след в богословской мысли Дагестана и непревзойденные труды по этике, истории и другим наукам. Отец Гасана, Абдулла, сын Курбана имел прекрасное исламское образование, которое получил у учителя и устаза Мухаммада Ярагского. Устаз выдал за него свою дочь – вдову первого имама Дагестана Гази-Мухаммада и у них в 1834 году родился сын Гасан. Абдулла имел медресе в родном селе Алкадари, где около 25 лет преподавал богословские науки. Вот здесь и получил первоначальные исламские знания Гасан. Позже он обучался у известных алимов Дагестана и Азербайджана. Знал арабский, турецкий, русский, азербайджанский, лезгинский, аварский и персидский языки. После учебы устроился на работу в кюринскую царскую администрацию, получил чин поручика и был направлен наибом в южный Табасаран. Но события 1877 года круто изменили жизнь и судьбу Алкадари.

По возвращении из ссылки Гасан в родном селении открыл школу, где преподавал начальные знания чтения, письма, арифметики, истории Дагестана, географии, астрономии и т. д. К нему приходили учиться со всего Дагестана и из соседнего Азербайджана.

Гасан Алкадари был видным богословом, мыслителем и просветителем. Он, в свое время, трезво оценив ситуацию, в которой находится Дагестан, призвал народ к сближению с Россией, советовал использовать технологии, имеющие развитие в Европе. В то же время он горько переживал падение имамата, пленение имама Шамиля. Еще будучи молодым человеком, он был свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. А в 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб и торжественно отмечал 50-летие завершения Кавказской войны, образование Дагестанской области. Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на здоровье, отказался. Для него это было не торжество, а настоящая трагедия. Он считал, что и для Дагестана тоже постшамилевская эпоха стала настоящей трагедией, настолько велики были изменения.

Умер Гасан Алкадари в 1910 году в возрасте 76 лет.


Создание целостного представления об "Асари-Дагестан" Гасана Алкадари и его художественных достоинствах, созданного в рамках литературы адаба. Обозначение характерных черт индивидуальной манеры Г. Алкадари. Конкретизация особенностей произведения.

Рубрика Литература
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 16.09.2018
Размер файла 39,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Мирзабеков Азиз Абдулмирович

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Кельбеханов Р.М.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Юсуфов М.Г.

кандидат филологических наук

Ведущая организация: УАН ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН

Защита состоится 14 марта 2012 г. в 14.00 часов дня на заседании Диссертационного совета К.212.053.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Дагестанском государственном университете по адресу: 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М.Гаджиева, 37, ауд. 42.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки Дагестанского государственного университета по адресу: 367003, г. Махачкала, ул. Батырая, 1.

Телефон (872-2) 67-09-94; (872-2) 67-23-26

Автореферат разослан 30 января 2012 г.

кандидат филологических наук,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Начиная с 60-х годов, творчеством Г.Алкадари интересовались не только литературоведы и историки, с ним стали знакомиться и философы и обществоведы. Особенно следует отметить труды А.Баймурзаева, М.Абдуллаева, Г.Шейдаевой, А.Бамматовой и других в области исследования философских, общественно-политических, научных, педагогических и этических взглядов Г.Алкадари. Среди них следует особо отметить исследования А.Баймурзаева и М.Абдуллаева.

Исследовалось литературное наследие Г.Алкадари и такими учеными, как Г.Садыки, Ф.Вагабова, Э.Кассиев, Г.Гашаров, Р.Кельбеханов и другие. Они выявляют пути формирования Г.Алкадари как литератора.

Мы остановились на общих чертах публикаций, посвященных жизни и творчеству Г.Алкадари. Кроме вышеуказанных, можно привести еще множество статей, опубликованных в газетах и журналах в разное время. Но они большого значения для изучения жизни и творчества Г.Алкадари не имеют.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

- определение роли повторов;

- обозначение характерных черт индивидуальной манеры Гасана Алкадари.

Методологическая база исследования. В диссертации использованы устоявшиеся методы анализа художественных произведений: описательный, сравнительно-исторический, типологический и структурный. Методологической и теоретической основой работы послужили труды русских и зарубежных критиков и литературоведов В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.Н.Веселовского, В.В.Бартольда, И.Ю.Крачковского, Е.Э.Бертельса, Д.С.Лихачева, И.С.Брагинского, А.А.Шарифа, Х.Г.Короглы и других.

Учтены и труды дагестанских литературоведов А.-К. Абдуллатипова, К.Абукова, Г.Гамзатова, Г.Гашарова, Ш.Мазанаева, М.Юсуфова, С.Ахмедова, Р.Кельбеханова, К.Акимова, Ф.Вагабовой, Ч. Юсуповой и других.

Научное и практическое значение исследования заключается в том, что оно может быть использовано при составлении учебников и учебных пособий по лезгинской и дагестанской литературе для школ, педколледжей и университетов, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов филологических факультетов вузов республики.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

Апробация работы, научные публикации. Тюркоязычная

Список научных трудов по теме диссертации приведен в конце автореферата.

Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованной литературы и составляет 155 страниц машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

алкадари художественный литературный проза

Книгу его, как и хроники многих других восточных авторов, открывает стихотворное обращение к Аллаху. Это первая ее особенность. Первые пять строк обращения - это просьба. Жизнь человека не в руках человека. Она может оборваться в любое время по воле Всевышнего. Поэтому автор просит его дать ему возможность завершить свой труд.

Это первая мысль обращения. Оно имеет отношение к автору. Следующая мысль - это характеристика Аллаха, перечисление его основных деяний, включая и то, что пророк Мухаммед передал его божественный дар, Коран, лучшим из людей, то есть мусульманам. Решения Аллаха справедливы и неоспоримы:

Заключительные стихи опять переносят мысль автора на себя. Он просит Аллаха помиловать его, божьего раба Мемнуна Мемнун - псевдоним автора. и тех, кто относится к нему сочувственно. Далее он просит Всевышнего облегчить ему труд, взятый на себя, и который оказался бы полезен и другим писателям.

Так становится ясно, что обращение Гасана-эфенди к Аллаху выдержано в форме обрамления. Его начало и конец варьирует мысль, которая имеет отношение к самому автору.

Тут следует заметить, что жанр газели не являлся тем жанром, который поэты использовали в хвалебных целях. У него было другое назначение. Однако Гасан Алкадари нашел ему новое применение. И это имело свою цель.

Гасан Алкадари дает понять, что в 656 году Хиджры (1258 г. хр. эры) был убит последний аббасидский халиф и над мусульманами власть Аббасидов пресеклась. А до этого он отмечает, что халифат Аббасидов быстро пришел в упадок. Вельможи и правители уже формально подчинялись им, и каждый в своем владении чувствовал себя властелином. Это позволило туркам-сельджукам легко утвердиться на территории империи Аббасидов. Но их правление тоже длилось недолго. При этом формально во главе государства оставался аббасидский халиф, который, как мы отметили, был убит в 656 г. Гиджры ( в 1258 г. хр. эры).

А на Персию и другие страны этого региона уже надвигалась сила более грозная и более жестокая, уже покорившая почти всю Азию. Это были татаро-монгольские войска, во главе которых стояли потомки Чингис-хана.

Из великих полководцев и правителей прошлого особое внимание заслуживает Тамерлан. Глава о Тимуре по содержанию и структуре Гасаном Алкадари построена как литературные фрагменты, которые захватывают читателя. Для них характерна живость изложения. Эта особенность проявится и дальше, на что мы обратим внимание.

Гасан Алкадари стремится в своем труде быть объективным. Но его объективность имеет два плана. Первый: когда о тех или иных событиях повествует он сам. В данном случае его интересуют исторические факты сами по себе. Он не высказывает к ним своего отношения, за редкими исключениями.

В другом случае он берет сведения из трудов историков, в чьей объективности не сомневается. В хроникальных произведениях это не только допускается, но и считается одной из их особенностей.

В первой четверти восемнадцатого века началась уже борьба трех больших держав за овладение Кавказом. Это Иран, Турция и Россия во главе с Петром Великим.

В ХVIII веке Персия вновь окрепла в военном и экономическом отношении при Надир-шахе. В 1735 году он был провозглашен шахом Ирана. Фактически он правил Ираном, начиная с 1732 года, когда стал протектором малолетнего шаха Аббаса (второго - А. М.). Теперь окрепший Иран стал возвращать себе потерянные владения.

Гасан Алкадари создал запоминающийся портрет Надир-шаха. Этот правитель пришел к власти благодаря своим незаурядным данным: он уверенно шел к своей цели и достиг персидского престола. Природный ум в нем сочетался с хитростью и полководческим даром. Как и Шах-Аббас, он мог привлекать к себе правителей соседних с Ираном земель (подарками, оставлением в должности или назначением на должность).

Надир-шах заставил считаться с собой также сильные государства (Россию и Турцию). Там, где желаемого нельзя было достичь словами, Надир-шах действовал силой. Если в одних случаях он мог умилостивить правителей и народы, то в других случаях жестоко их карал за сопротивление и непокорность.

Неповиновение себе Надир-шах считал большим оскорблением. Поэтому он, в отличие от многих правителей (шахов, султанов, королей), сам принимал участие в наказаниях и чаще всего отсекал головы пленным высокого ранга.

Сведения о подобных жестокостях, конечно, распространялись в народе быстро и вызывали к Надир-шаху ненависть. Бесчинства Надир-шаха особенно в Южном Дагестане, в лезгинских районах не имели границ.

Гасан Алкадари дает и точные числа движения шаха.

После смерти Надир-шаха на территориях, где правили дагестанские ханы, беки, уцмии, шамхалы и другие правители, примыкавшие к ним, они длительное время вели войны между собой. Таких областей или владений Гасан Алкадари называет четырнадцать. Причем власть их распространялась и на сопредельные с Дагестаном территории.

Рассказ о Фатали-хане прерывают параграфы, каждый из которых посвящен тому или иному частному столкновению дагестанских правителей. Так Гасан Алкадари добивается, чтобы о каждом сражении у читателя сложилось конкретное мнение, чтобы он понял, из каких соображений, попирая тухумные, близкородственные отношения, иногда нарушая договоры, дагестанские правители воевали друг с другом. Однако стержнем всех параграфов является Фатали-хан. Это удачный композиционный прием, позволяющий дополнять образ правителя, отмечать положительное и отрицательное в его образе.

Гасан Алкадари отмечает, что по поводу набегов Умахана один карабахский неизвестный поэт написал поэму, из которой приводит отрывок. Отрывок этот о силе и мощи войска лезгина (аварца - А. М.) Умахана, перед которым не могут устоять никакие укрепления. Гипербола здесь, оказывается, вполне уместна.

Гасан Алкадари приводит и текст письма Умахана шейху Мансуру. Это письмо, как пишет он, им найдено было среди старых книг.

Гази-Магомед, хотя и был умным, образованным человеком, однако не отказывался и от авантюристических действий. Так, собрав людей, напал он на русские укрепления, но не смог ничего сделать и вернулся. Однако это стоило жизни многим горцам.

Указывает Гасан Алкадари и на поэтический дар, которым обладал Гази-Магомед, и приводит одно из его стихотворений на арабском языке, восхваляющее приверженцев тариката-накшбенди.

Жестокости Гамзат-бека противоречили божественным установкам, основным положениям Корана, извращали ислам.

Конец параграфа о Шамиле интересен двумя особенностями. Во-первых, горцы уже не могли заниматься хозяйством. Они гибли в большом количестве, так как на них непрерывно нападали русские. Население уже не могло выдержать таких испытаний. Хотя Гасан Алкадари подробно не пишет, но мы знаем, что русские войска разрушали и сжигали селения, к этому добавлялись голод и холод. И Шамиль тоже понимал это.

Во-вторых, сдача Шамиля в плен и уважительное отношение к нему высоких лиц русского государства не предполагали полного ограничения его свободы.

После поражения Шамиля и прекращения газавата в Дагестане на некоторое время воцарился мир. Из местных были назначены наибы, кадии и другие правители. Жизнь дагестанцев в составе российского государства улучшилась. Однако среди мирного населения всегда находились люди, которым не нравились наступившее затишье, нахождение Дагестана в составе России. Они проводили среди горцев антирусскую агитацию, поднимали их на борьбу с Россией.

Гасан Алкадари отмечает, что Аббас-Кули-ага был человеком, сведущим в науках и поэзии, что у него имеются произведения на персидском и арабском языках, его псевдоним КудсиКудси - поклонник святости, точнее: человек, посвятивший себя служению Исламу.. Аббас-Кули-Ага Бакиханов был шиитом по вероисповеданию, но терпимо относился и к суннитам. Он не хотел, чтобы между ними были столкновения.

И еще одно обращение автора к Аллаху заслуживает внимания. Оно тоже касается представителей шиитского вероисповедания. Поэт просит Бога создать единство шиитов и суннитов. Шиитские имамы тоже являются для Гасана Алкадари столпами Ислама.

Второй мотив элегии - почести, которые воздали бы Ага-беку, если бы он умер в своем краю: оплакивали бы его не несколько человек, а вся страна, т.е. весь Табасаран, читали бы над могилой Коран, совершали бы зикр и жертвоприношение и т.д. Так Гасан Алкадари подчеркивает и возвышает значимость Ага-бека, как он это сделал прежде в элегии по случаю смерти Гаджи Юсуф-хана.

В Дагестане ХIХ века было огромное количество ученых, получивших великолепное исламское (религиозное) образование, которое использовали для того, чтобы обучать горцев Корану и другим священным книгам. Более того, все эти ученые выступали и как литераторы, создававшие произведения прозы и поэзии. Так Гасан Алкадари дал понять, что в XVIII и XIX веках арабоязычная литература Дагестана имела широкое распространение среди населения через многочисленные медресе. В настоящее время открыты большие возможности для изучения их наследия.

Ученые-арабисты для Гасана Алкадари авторитеты, независимо от того, к какой народности они принадлежат. Он высоко и справедливо оценивает деятельность алима, из какого бы села он ни был, ибо все села, все округа на территории Дагестана для него одно целое.

Отдельным корифеям исламской науки Гасан Алкадари уделяет достаточно внимания, других называет по имени и ограничивается одним или двумя строками. Это своеобразный прием, при помощи которого автор дает представление о значимости каждого из них.

Гасан Алкадари знал, что у Магомеда Яраги есть большое количество сочинений на арабском языке. Это произведения суфийского толка, произведения или теоретические работы по шариату и тарикату, а также большое количество стихотворений и несколько поэм на арабском языке. Почему-то он эти вещи не называет, хотя в некоторых других случаях, точнее в отношении других ученых, это делает.

Сын Магомеда Яраги Гаджи Исмаил-эфенди был не менее образованным ученым, чем его отец. Он перенял знания у отца и других ученых Дагестана. Сначала он занимался преподавательской работой в своем селении, а потом около двадцати лет был кадием в кюринском окружном суде. К 80-летию, оставив мирскую службу, он занялся благочестием у себя дома. У сына такого ученого, как Магомед Яраги, по знаниям превзошедшего своего отца, не могло не быть трудов по разным проблемам. Но Гасан Алкадари этой стороне его деятельности не уделил внимания. Да и сказал он о нем мало.

Гасан Алкадари, перечисливший огромное количество фамилий дагестанских алимов исламского толка, по праву привел последним свою автобиографию. Небольшая по объему, она дает развернутое представление о его жизни, научной и поэтической деятельности.

Одним из канонов произведений, написанных в форме адаба, является использование в них авторами отступлений от повествования. Это или притчи, или какая-то история, рассказанная кем-то или какое-то событие и.т.п. Гасан Алкадари очень искусно использует и этот литературный прием в своей книге.

Из других знатных людей автор выделяет Юсуф-хана. У него были заслуги перед дагестанцами, и поэтому Гасан Алкадари поэтически оплакал его смерть.

Гасан Алкадари называет, характеризует многих исторических деятелей и даже просто своих знакомых, уровень которых не отличался от уровня знаний обычного аулского муллы. Тут могли сказаться факторы субъективного порядка.

Если судить по написанному Гасаном Алкадари о знатных людях, об алимах и преподавателях-дагестанцах, можно прийти к выводу: арабское образование в Дагестане было поставлено неплохо, хотя государство к этому делу не имело никакого отношения.

И наконец, надо сказать, что в заключительной части своей работы Гасан Алкадари дает свою биографию, проявляя при этом скромность. В нескольких стихотворениях он воздает хвалу Аллаху, который дал ему возможность начать и закончить свой труд. Это тоже художественный прием, используемой в таких произведениях.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора

1. Поэтическое творчество Гасана Алкадари. - Дербент, 1995. - 64 с.

8. Проблемы периодизации поэтического творчества Гасана Алкадари // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - Махачкала, № 2, (11), 2010. С. 92-99.

Подобные документы

Исследование стилистических особенностей и характерных жанровых черт произведений Захара Прилепина, Михаила Елизарова и Андрея Битова. Двуединство лирического и эпического начал в их прозе. Стилевое своеобразие малой прозы. "Грех": роман в рассказах.

дипломная работа [226,5 K], добавлен 10.11.2014

Нахождение основных философских взглядов на тему проблемы концепта времени и пространства в самосознании человека на примере повестей "Воспоминания о будущем", "Возвращение Мюнхгаузена" Кржижановского. Изучение художественных особенностей прозы писателя.

реферат [41,1 K], добавлен 07.08.2010

Исследование комиксов как современного явления культуры. Анализ характерных черт присущих комиксам. Изучение их истоков и особенностей распространения. Классификация комиксов и их описание на примере японских манга. Особенности японских комиксов.

доклад [36,5 K], добавлен 18.04.2019

Возникновение и развитие жанра исторической прозы в России. Эпоха, отражённая в романе "Князь Серебряный". Отличительные признаки архаизмов и историзмов. Анализ основных темпоральных показателей и фразеологических единиц, встречающихся в произведении.

дипломная работа [136,5 K], добавлен 08.11.2013

Общая характеристика, анализ позитивных и негативных черт образа Дон Жуана. Исследование особенностей его проявления в различных произведения мировой литературы. Описание жизни и деятельности Дон Жуана Байроном в одноименной поэме данного автора.

Родоначальником научной и просветительской деятельности среди выходцев из района является Гасан-эфенди Алкадарский (1834–1910).

Гасан-эфенди Алкадарский, сын Абдаллаха ал-Алкадари – видный дагестанский ученый, историк, философ, поэт, правовед, деятель просвещения. Родился 15 октября 1834 г. в селении Балахани. Отец Алкадари – Хаджи Абдаллах, сын Курбана (ум. в 1862 г.), – ученик знаменитого дагестанского ученого, устада накшбандийского тариката, учителя имамов Газимухаммада и Шамиля – Мухаммада-эфенди ал-Яраги (Магомеда Ярагского), основатель медресе в селении Алкадар (ныне Сулейман-Стальского района), где преподавал в течение 26 лет. Мать – Хафсат (ум. в 1857-58 г.), дочь Мухаммада-эфенди ал-Яраги, одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук. В 1831-32 г. Мухаммад-эфенди ал-Яраги переселился из-за преследований местных властей из селения Юхари-Яраг в Аварию, в селение Балахани, где обосновался вместе со своей семьей и учениками, в числе которых был и Абдаллах, будущий отец Алкадари.

Поворотным пунктом в жизни и взглядах Алкадари стало грандиозное по своему размаху восстание горцев Дагестана в 1877 г. В 1879 г. вместе с участниками восстания 1877 г. он был отправлен в ссылку в Тамбовскую губернию (город Спасск). В 1883 г. вернулся на родину по амнистии, возобновил работу медресе, основанного его отцом, развернул активную преподавательскую деятельность. Медресе Алкадари – одна из первых в Дагестане школ светского типа, где было организовано преподавание таких дисциплин, как математика, физика, астрономия, история, география. Медресе пользовалось большой популярностью у различных национальностей из Дагестана и Азербайджана

Алкадари был владельцем богатой коллекции рукописей, а также печатных книг на арабском, персидском, азербайджанском, русском языках. Коллекция отличалась своим тематическим разнообразием.

Гасан-эфенди Алкадари скончался 12 сентября 1910 г. в сел. Алкадар, где и похоронен.

Читайте также: