Доклад по прогнозу социально экономического развития на 2020 2022 годы

Обновлено: 17.05.2024

На каждую трёхлетку Правительство РФ готовит документ под названием Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Как обычно, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов они разработаны на основе прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы (это базовый вариант сценария). Приводим его в данном материале.

На что рассчитывает Правительство

Базовый сценарий прогноза отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития нашей страны, упомянутые в послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.

Основные предпосылки прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы относительно внешнеэкономической обстановки таковы:

        • сохранение темпов роста мировой экономики около 3,5%, сдерживаемое эскалацией торговых войн;
        • отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
        • сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении ближайшей трёхлетки.

        Цена на нефть

        Отмечено, что высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года будут поддерживать:

        • быстрый рост мирового спроса на неё;
        • резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов.

        Влияние на инфляцию повышения НДС в России с 18 до 20% оценено в районе 1,3 процентного пункта.

        Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития на 2019-2021 годы, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году за счет роста инфляционных ожиданий. Однако основной вклад изменения ставки этого налога в рост цен будет в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%.

        С учетом проведения ЦБ РФ денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, она на конец 2019 года составит 4,3% г/г, что в целом – незначительное отклонение от целевого ориентира Банка России.

        По мере выхода вклада от повышения НДС из расчета инфляция, вероятно, опустится ниже 4% и впоследствии стабилизируется на обычном уровне.

        По итогам 2019 года темп роста ВВП спрогнозирован на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано:

        • с умеренным замедлением инвестиционной активности;
        • снижением темпов роста потребительского спроса.

        Правительство ожидает замедление реальных темпов роста зарплат в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году в результате доведения:

        • до целевого уровня оплаты труда работников соцсферы;
        • размера МРОТ до прожиточного минимума.

        Кроме того, в 2019 году индексация прочим бюджетникам будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в 2018 году).

        Отсутствие серьёзного давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда.

        С другой стороны, на реальных темпах роста зарплаты – так же, как и на их покупательной способности – негативно скажется ускорение инфляции. В результате:

        • темп роста реальных з/п снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1,0% в 2019 году;
        • реальный темп роста расходов на конечное потребление – с 3,5 % г/г в текущем году до 2,6 % г/г в 2019 году.

        Влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсировано снижением нормы сбережения.

        В 2020 году обещают реальный рост

        Главное обещание прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы в том, что уже в 2020 году экономика России адаптируется к новым условиям.

        Так, выходу российской экономики на более высокие темпы роста будет способствовать:

        • перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных;
        • реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (а это стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике);
        • создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.

        Кроме того, макроэкономическая политика будет включать мероприятия, направленные:

        Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

        Прогноз подготовлен в составе трех вариантов (консервативного, базового и целевого). В основу формирования проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов положен базовый вариант Прогноза, предусматривающий реализацию макроэкономической политики в соответствии с принципами инфляционного таргетирования и в рамках бюджетного правила, сглаживающего влияние динамики цен на нефть на параметры экономики Российской Федерации.

        Среднесрочные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации исходят из предпосылки снижения темпов мирового экономического роста и связаны с ожиданием сохранения международных торговых противоречий с последующим замедлением совокупного спроса, а также со снижением деловой активности и ухудшением инвестиционного климата в мировой экономике.

        Предполагается, что активная реализация национальных проектов и мер, предусмотренных единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 7 мая 2019 года № 4043п-П13, обеспечит расширение производственного потенциала российской экономики, ее переход на инвестиционно ориентированную модель развития и сбалансированный устойчивый рост.

        Прогнозируется ускорение темпа роста валового внутреннего продукта от 1,7 процента в 2020 году до 3,1 процента в 2021 году и 3,2 процента в 2022 году преимущественно за счет увеличения инвестиций в основной капитал, повышения конкурентоспособности российской экономики, реализации внешнеэкономического потенциала. Наряду с этим поступательному движению экономики будут способствовать переход экономики на новый технологический уклад, повышение эффективности функционирования государственного сектора, развитие научно-исследовательской деятельности, а также рост производительности труда, занятости и реальных денежных доходов населения.

        В прогнозный период темпы прироста промышленного производства составят ежегодно в среднем 2,8 процента. Точками экономического роста станут строительный сектор, агропромышленный сектор и сектора-экспортеры обрабатывающей промышленности – химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение. При этом темпы роста добывающей промышленности замедлятся.

        В качестве ключевых рисков в базовом варианте Прогноза обозначены глобальная рецессия, а также медленная реализация структурных реформ.

        Экономика Российской Федерации располагает богатыми сырьевой и энергетической базами, свободными производственными мощностями, квалифицированными трудовыми ресурсами, научными кадрами, наличием передовых технологий в энергетике, космосе, связи, оборонной промышленности, информационными технологиями. Ускорение темпов экономического роста обосновано и возможно на современном этапе при эффективной реализации национальных проектов. В связи с этим следует подчеркнуть недопустимость срыва установленных сроков реализации национальных проектов и важность принятия своевременных мер в случае необходимости.

        В то же время Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу постоянно происходит снижение показателей на ближайшие годы при сохранении динамики показателей окончания прогнозного периода. При таком подходе решение ключевых задач неизбежно отодвигается на последние годы прогнозного периода, что повышает риски недостижения целей управления.

        Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

        1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

        2. Рекомендовать комитетам Совета Федерации продолжить осуществлять в соответствии с вопросами своего ведения мониторинг реализации Указа.

        3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

        ускорить разработку и утверждение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации исходя из определения горизонта стратегического планирования на период до 2050 года;

        утвердить до 1 ноября 2019 года план мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р;

        осуществлять своевременное и в полном объеме доведение до субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета на софинансирование региональных проектов;

        обратить внимание на необходимость опережающего развития сельских территорий, занимающих около 90 процентов территории Российской Федерации, дополнив соответствующими положениями Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также включив в план мероприятий по ее реализации мероприятия по обеспечению устойчивого развития и инвестиционной привлекательности сельских территорий как имеющих важное экономическое, демографическое, экологическое и культурное значение для устойчивого развития Российской Федерации;

        активизировать подготовку программ экономического развития субъектов Российской Федерации;

        разработать меры, направленные на оперативное принятие решений на федеральном и региональном уровнях по реализации национальных проектов;

        о региональных проектах, мониторинга и контроля реализации указанных документов;

        рассмотреть возможность разработки национального проекта, направленного на повышение реальных доходов населения и сокращение к 2024 году в два раза уровня бедности, на основе обобщения опыта реализации пилотных проектов, осуществляемых в 2019 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, а также провести актуализацию минимальной потребительской корзины, позволяющей существенно повысить минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии и другие социальные выплаты гражданам и обеспечить рост уровня и качества жизни населения, снизить избыточное экономическое неравенство;

        оценить потребность субъектов Российской Федерации в объемах софинансирования из федерального бюджета на реализацию приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры для достижения целевых показателей пространственного развития Российской Федерации и реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р;

        ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего установление экспериментальных правовых режимов для применения цифровых инноваций или осуществляемой с их использованием деятельности в Российской Федерации;

        ускорить формирование нормативной правовой базы с целью активного внедрения цифровых технологий во все сферы народного хозяйства;

        рассмотреть возможность снятия ограничения по допуску к участию в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации по созданию и развитию промышленных парков и технопарков, имеющих на своих территориях объекты незавершенного капитального строительства по ранее возникшим обязательствам, в рамках субсидий Министерства экономического развития Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;

        ускорить комплексную оптимизацию оказания универсальных услуг связи;

        принять меры, направленные на снижение объема перекрестного субсидирования в электроэнергетике;

        принять меры по контролю за ростом тарифов на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора;

        проработать вопрос о снижении требований к предоставлению льготных кредитов для субъектов малого

        и среднего предпринимательства;

        рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления права владельцам автомобильных дорог осуществлять работы по строительству, ремонту, обустройству и реконструкции мест, примыкающих к объектам придорожного сервиса, за счет собственных средств;

        рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, с целью установления пороговых значений обеспеченности отечественными семенами по отдельным видам сельскохозяйственных культур;

        рассмотреть возможность исключения из проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы учебно-опытных хозяйств, используемых для подготовки квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса Российской Федерации.

        4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предусматривать показатели импортозамещения семян при корректировке или разработке новых подпрограмм в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996.

        5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации ускорить разработку проекта национальной стратегии развития интеллектуальной собственности и представить его на рассмотрение Правительства Российской Федерации не позднее первого квартала 2020 года.

        6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Российской академией наук продолжить работу по совершенствованию научного обеспечения деятельности в сфере стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации.

        7. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять мониторинг применения Рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.

        8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

        разработать механизмы информирования населения в доступной форме о ходе реализации национальных, федеральных и региональных проектов;

        принять меры по представлению успешных практик реализации национальных, федеральных и региональных проектов в субъектах Российской Федерации с целью создания межрегионального информационного ресурса;

        9. Поручить Комитету Совета Федерации по экономической политике проработать с участием Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации вопрос о необходимости разработки и реализации федеральных программ развития метрополитенов, городских автобусных перевозок, перевозок городским наземным электрическим транспортом в субъектах Российской Федерации.

        10. Предложить Правительству Российской Федерации ежеквартально в период весенней и осенней сессий 2020 года предоставлять Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и об изменениях параметров Прогноза.

        11. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2020 года.

        12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

        13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

        Председатель
        Совета Федерации
        Федерального Собрания
        Российской Федерации
        В.И. МАТВИЕНКО

        1. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

        Решения Правительства:
        1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкина по данному вопросу.

        2. Одобрить с учётом решений, принятых на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева 18 сентября 2019 года по данному вопросу, подготовленный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

        Законопроектом уточняется источник софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включённой в базовую программу ОМС, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации. Принятие законопроекта направлено на повышение доступности и качества медицинской помощи и ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

        В соответствии с указанным механизмом законопроектом предлагается установить МРОТ с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года. Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2019 года (11 280 рублей в месяц) составит 850 рублей (рост на 7,5%).

        Принятие законопроекта направлено на повышение эффективности и обеспечение своевременности предоставления целевой финансовой помощи в виде субсидий субъектам Российской Федерации на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам.


        10. О проекте основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

        Решение Правительства:
        Одобрить проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов


        11. О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов

        Решение Правительства:
        Одобрить проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.


        12. О выделении МЧС России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований для предоставления бюджету Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате паводка на территории Хабаровского края в июле – сентябре 2019 года.

        Проектом распоряжения предлагается выделить бюджетные ассигнования в размере до 252 млн рублей.

        Решение Правительства:
        Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


        13. О выделении Минюсту России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований для реализации необходимых мероприятий по увеличению оплаты труда работников, обслуживанию специального криминалистического оборудования и содержанию объектов недвижимого имущества

        Проектом распоряжения предусматривается выделение бюджетных ассигнований в размере 600 927,5 тыс. рублей.

        Решение Правительства:
        Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

        Проектом распоряжения предлагается выделить бюджетные ассигнования в размере 1 052 914 тыс. рублей.

        Решение Правительства:
        Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


        15. О выделении Росфинмониторингу из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований

        Проектом распоряжения предусматривается выделение бюджетных ассигнований в размере 247 506,1 тыс. рублей.

        Решение Правительства:
        Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

        Рост ВВП на 6,5%, радикальное сокращение бедности, увеличение инвестиций в человеческий капитал — такие цели ставились более десяти лет назад в Концепции развития России до 2020 года. РБК изучил, что получилось, а что нет

        Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

        В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.

        Стратегия-2020

        Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.

        На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.

        В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

        В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

        Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП

        • Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.


        Устойчивый рост ВВП на 6,5%

        Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

        • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
        • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
        • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).



        Реальным доходам обещали рост на 70%

        Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.



        Бедных станет вдвое меньше

        Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

        • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
        • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

        Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

        Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.



        Больше квартир и меньше насилия

        Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

        Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.



        Рост инвестиций в человеческий капитал

        Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.


        • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
        • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
        • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

        Почему стратегия осталась нереализованной

        В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

        По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

        Россия за последние 20 лет пережила много кризисов. В 2021 году стало понятно, что наращивание темпов экономического развития не может быть бесконечным. Послушаем мнения экспертов, проанализируем положение секторов экономики и расскажем, что ждет Российскую Федерацию в 2022 году.

        Прогноз экономики России на 2022 год и перспективы развития

        Что будет с экономикой России в 2022 году

        Перспективы экономического развития РФ на период с 2022 по 2024 год можно рассматривать с нескольких сторон и с учетом различных факторов. Основной интерес представляет уровень инфляции, состояние бюджета, ход пандемии и нарастающий энергетический кризис.

        ЦБ РФ и инфляция

        Первое, что непосредственно повлияет на экономику России в 2022 году – повышение ключевой ставки 22 октября ЦБ. 3 сентября 2021 года было первое повышение ключевой ставки на 0,25 процентных пункта. Уже через месяц рост цен показал ускорение на 7,8%, что вынудило регулятор уже в шестой раз повысить ставку, а также увеличить темп повышения. По мнению экспертов, это решение спровоцирует поток сбережений во вклады, поскольку депозитные и кредитные ставки тоже повысятся.

        Рост ключевой ставки в РФ начался еще в далеком 2014 и с тех пор не прекращается. С 2020 года население, опасаясь локдауна, бесконтрольно тратит – значит, рост цен может ускориться. Если инфляция не замедлится, на следующем заседании Совета директоров ЦБ 17 декабря 2021 года ключевая ставка может быть повышена еще на 100 базисных пунктов.

        Инфляция по факту гораздо выше прогноза Банка России и на конец 2021 года может достигнуть значений 7,4-7,9% в экономике. Главная причина – ограничение роста производства и предложения, отток мигрантов. При этом рост цен подогревается популярностью потребительских кредитов, бумом социальных выплат и ростом мировых цен на продовольствие. Проблемы с безработицей не возникает, а число вакансий только увеличивается, что делает ситуацию немного нестандартной.

        Прогноз экономики России на 2022 год и перспективы развития

        Взгляд из прошлого: В 2008 году ЦБ РФ тоже раздавал ипотеку, и это плохо кончилось. Отраслевая цепная реакция приводит к увеличению стоимости строительных материалов и логистики, отчего логистика дорожает во всех секторах экономики, включая продовольственную сферу. Банальная потребность обезопасить себя надежным жильем, которое уже простаивает на рынках и теряет в цене с нарастающим кризисом, оборачивается подливанием масла в огонь растущих цен.

        В базовом прогнозе на 2022 год по инфляции фигурируют цифры 7,3-8,3%, а снижение ожидается только в 2023 году до 5,5-6,5%.

        Читайте также: