Идеи атомизма в античной философии доклад

Обновлено: 18.05.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Демокрит написал около семидесяти произведений, но ни одно из них не дошло до нас в полном виде. Есть фрагменты из них, которые дают некоторое представление о его учении.

Основой философской мысли Демокрита была идея атомизма, которая в самом общем виде появилась уже в древневосточной культуре, и которую, как считают историки, Демокрит перенял у своего учителя Лейциппа. Но он развил ее дальше и оформил в целостную концепцию.

Вкратце эту концепцию можно изложить следующим образом. Демокрит считал, что существует бесконечное число миров; одни миры возникают, другие исчезают. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота находится между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и не имеют пустоты. Кроме свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют движения в себе; они вечны, не уничтожают себя и не появляются вновь. Количество атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по четырем характеристикам: 1) по форме, 2) по размеру, 3) по порядку и 4) по положению. Таким образом, A отличается от P по форме, AR отличается от RA по порядку, а b отличается от P по положению. Атомы также различаются по размеру; на Земле они маленькие, настолько маленькие, что органы чувств не могут их воспринимать. Это частицы пыли, присутствующие в помещении, обычно невидимые, но различимые в луче света, попадающем в темную комнату. Их невидимость в обычных условиях дает основания полагать, что они не существуют, но на самом деле они существуют; таковы атомы. Атомы могут иметь различную форму (например, A и P); они могут быть сферическими, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми, крючкообразными, якорными и т.д. Разные вещи и миры создаются из разных атомов и разного их количества путем сцепления и взаимопроникновения. Если бы они находились в состоянии покоя, было бы невозможно объяснить разнообразие вещей. Движение присуще им как независимым элементам. Поскольку атомы находятся в движении, они сталкиваются друг с другом и меняют направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение бесконечно и не имеет конца.

Философские истоки атомизма

Уже Пифагор и вся его школа указывали на огромное значение количественных отношений в мире и геометрических форм, ритма и симметрии в вещах. Они также учили о мире как о мире всеобщей гармонии, которая находит свое выражение в гармонии чисел, и особенно в гармонии противоположностей — предела и безграничности.

Уже Эмпедокл считал, что корни — элементы — являются основой вещей, и что их соединение или разделение является причиной появления или уничтожения вещей.

Некоторые древнегреческие доктрины восходят к древневосточной науке. Восточная наука является предтечей греческой философии.

В атомной системе мы находим все перечисленные доктрины, по-разному сформулированные и дополненные. Даже самые важные принципы — принцип сохранения существования, принцип притяжения подобного к подобному, понимание физического мира как возникающего из единства начал, зачатки этического учения — все это уже содержалось в философских системах, предшествовавших атомизму.

Но предпосылки атомистической доктрины и ее философские истоки были не просто готовыми доктринами и идеями, которые атомисты подхватили в свое время. Еще большее значение для возникновения атомистической теории Демокрита и системы в целом имели вопросы, поставленные его предшественниками.

Древнегреческая философия росла и развивалась в благоприятных социально-экономических условиях, связанных с переходом от раннего рабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она возникла в процессе качественной трансформации мифологического мировоззрения под влиянием зарождающейся науки. В отличие от мифологии, философия не признавала примат сверхъестественного над естественным, а подчиняла или растворяла его в естественном и натуралистическом объяснении мира. Противоречие между философской и мифологической мыслью способствовало развитию философских идей античности. Это противоречие оставалось фундаментальным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V веке) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.

Атомы и пустота

Вселенная — это материя в движении, атомы материи (бытие) и пустота (небытие), причем последняя столь же реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь вместе, создают все вещи, их разделение приводит к смерти и разрушению последних.

Бытие — это нечто чрезвычайно простое, далее неделимое, непроницаемое — атом. Атомы бесчисленны. Атомы вечны, неизменны, неделимы, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга объемом и формой. Все тела состоят из атомов; реальные и истинные свойства вещей — это свойства, присущие атомам.

В чем разница между атомами Демокрита? Одни источники показывают только разницу в форме атомов, другие — и разницу в их порядке и положении. Это несложно понять: Речь идет не о порядке и положении отдельных атомов, а о составных телах или группах атомов в составном теле. Хотя Демокрит не мог предвидеть законов современной биохимии, из этой науки мы знаем, что несходство двух органических веществ одинакового состава, например, двух полисахаридов, зависит от расположения их молекул. Огромное разнообразие белковых веществ зависит от того, в каком порядке аминокислоты расположены в их молекулах, и число возможных комбинаций практически бесконечно.

Атомы также различались по размеру, от которого, в свою очередь, зависела гравитация. Идея атомного веса, как хорошо известно, пришла от Эпикура. Но Демокрит уже был на пути к этой концепции, признавая относительный вес атомов, более тяжелых или более легких в зависимости от их размера. Самыми легкими атомами он считал мельчайшие и гладкие сферические атомы огня, из которых состоят и воздух, и человеческая душа.

Космогония и космология

Первичное движение атомов — это естественное, врожденное движение; оно не требует внешнего толчка. Лишь позднее происходит запутывание и объединение атомов в сложные тела путем столкновений, ударов и притяжения подобного к подобному, признание чего характерно для ряда философских систем того времени. Эта сила действует как естественный закон в космогонической картине Демокрита, является первопричиной образования самого вихря.

Вихрь не возникает только один раз. Хаотичное движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых возникают бесчисленные миры. Все эти миры, включая наш, рождаются и проходят, но Вселенная вечна: бесконечна и безгранична. У нее нет творца, у нее нет цели, все в ней подчинено всеохватывающему закону необходимости, и ничто не происходит без естественной причины.

На основе атомистической теории Демокрит разрабатывает грандиозную космогоническую гипотезу. Вихревое движение, по мнению Демокрита, было причиной возникновения нашего мира, и этот мир подчиняется естественным законам Вселенной. В процессе вихревого движения была осуществлена качественная дифференциация материи. В результате действия закона притяжения подобного подобным, более или менее однородные атомы объединились, и образовались земля и небесные тела. Тот же закон имел противоположный эффект — неравные атомы отталкивались друг от друга. Таким образом, процессы притяжения и отталкивания привели к формированию всего окружающего мира.

Некоторые ученые пытались поставить под сомнение подлинность этих причин. Но эти попытки не имеют под собой серьезной основы. Нахождение причин явлений, по мнению Демокрита, было одной из главных задач науки и деятельности ученого. Философия, учение об ощущениях, учение о происхождении живой природы, вопросы зоологии, ботаники, психологии — таков был круг научных интересов Демокрита, судя по сохранившимся сведениям. И рассмотрение каждого вопроса было наполнено его причинно-следственными объяснениями. Часто это воображаемые объяснения, сформированные по аналогии на основе скудного запаса фактов. Но это всегда объяснение явлений естественными причинами, именно поэтому у Демокрита было так много верных наблюдений и догадок.

Развитие живой природы

Демокрит не подчинял напрямую все наблюдаемое и видимое атомистической гипотезе, но всегда подчинял причинному пониманию мира.

Обычные атомы, сцепленные зубцами и выступами, образовывали большие тела, как бы замедляли свое движение, застывали и становились неподвижными, перемещались под действием силы ударов и толчков (именно из таких атомов состоят вода, земля и другие сложные соединения).

Только сферические атомы огня обладают особой подвижностью, потому что они соприкасаются с другими на самом малом уровне, поэтому они движутся вечно и непрерывно. Атомы огня, из-за своей круговой формы, не могут соединиться в одно целое. В движении они проникают повсюду, а когда заполняют достаточно пустые поры в теле, придают ему собственное движение. Демокрит объяснял небесные явления — гром и молнию — свойствами атомов огня.

Таким образом, между огнем и движением существует постоянное взаимодействие; чем быстрее движется тело, тем быстрее оно светится, то есть поглощает все больше и больше атомов огня из окружающей среды, и наоборот, быстро движущиеся атомы огня приводят тело в движение. Движение атомов огня — это сила, которая приводит в движение другие тела. То, что взаимодействует, и то, что подвержено взаимодействию, — одно и то же, т.е. атомы одной формы взаимодействуют (по принципу соединения подобного с подобным). Поэтому огненные атомы действуют на тело снаружи, если внутри него находятся те же атомы, и изнутри, если они соединяются с теми же атомами снаружи.

Учение о познании

Мир, по мнению Демокрита, создан не ради человека; в бесконечной вселенной есть миры без людей. Человек — не творение богов, а продукт природы.

Согласно Демокриту, сущностью живых существ являются огненные атомы. Если тело состоит из воздуха и воды, то душу человека составляют атомы огня. Наличие души отличает человека от животного.

Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заключена в теле, а находится в тесной связи с ним. Дыхание приводит человека в равновесие. Он уравновешивает количество огненных атомов, выходящих с выдохом и входящих с вдохом. Отрицание души, отдельной от тела, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Демокрит также объясняет такие явления, как смерть и старость, движением атомов. Душа смертна; она уничтожается со смертью тела.

Заключение

Демокрит внес большой вклад как в дальнейшее развитие философской мысли, так и в науку, особенно в объяснение физических явлений.

О его теории познания, прежде всего, следует сказать, что он заложил основы концепции вторичных качеств, которая и по сей день имеет огромное значение для прояснения природы мироустройства и познавательных способностей человека.

Высшее благо — по Демокриту — блаженство, которое заключается в покое и радости души и может быть достигнуто путем сдерживания своих желаний и умеренного образа жизни.

Список использованной литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Глава I. Атомистическое учение Демокрита. 5
1.1. Атомы и пустота. 5
1.2. Космогония и космология. 11
1.3. Развитие живой природы. 15
1.4. Учение о познании. 18
1.5. Теория о познании. 20
Глава II. Атомистическое учение Эпикура. 22
2.1. Учение Эпикура об атомах. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Глава I. Атомистическое учение Демокрита.

На основе наблюдений и философского переосмысления мифологической идеи о первоначальном “хаосе” Левкипп пришел к своей гипотезе, о “вихре атомов” – начальном состоянии и движущей силе возникновения космоса. Демокрит целиком принял и дальше развил учение Левкиппа.[2]
Первичное движение атомов – это природное движение, им присущее, оно не требует внешнего толчка. Только в дальнейшем сплетение и сочетание атомов в сложные тела происходит в результате толчков, ударов и силы притяжения подобного к подобному, признание которой характерно для ряда философских систем того времени. Эта сила действует в космогонической картине Демокрита как закон природы, является первичной причиной образования самого вихря.
Вихрь возникает не единожды. Хаотическое движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых создаются бесчисленные миры. Все эти миры, в том числе и наш, рождаются и погибают, но Вселенная вечна: безначальна и бесконечна. Она не имеет создателя, и в ней нет цели, все в ней подчинено всеобъемлющему закону необходимости, и ничто не случается без естественной причины.
Бесконечные миры во Вселенной. Это мысль всегда в истории науки и в истории философии связывалась с именем Джордано Бруно. Однако эта идея, выдвинутая итальянским мыслителем на новой научной основе в конце XVI в., была настоящим “возрождением” идей древних атомистов. О бесконечности миров учили Левкипп и Демокрит. Множество миров, согласно их взглядам, существуют одновременно в пространстве на разных стадиях развития. Каждый из них рождается, расцветает и погибает.[4]
Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиозную космогоническую гипотезу. Вихреобразное движение, по Демокриту, было причиной образования и нашего мира, и этот мир подчинен естественным законам Вселенной.
В процессе вихревого движения осуществилась качественная дифференциация материи. В результате действия закона притяжения подобного подобным, атомы, более или менее однородные по форме, объединились вместе, возникли Земля и небесные светила. Тот же закон имел и обратное действие – несходные атомы отталкивали друг друга. Таким образом, процессы притяжения и отталкивания привели к образованию всего окружающего мира.
Все происходящее в мире, по Демокриту, подчинено не сверхъестественной силе, а только закону необходимости. Необходимость Демокрит понимал как бесконечную цепь причинно-следственных связей. Он не искал первопричины мира – он ее отрицал. Но он постоянно искал причинные основания всех временных явлений. Об этом говорят заглавия его произведений: “Небесные причины”, “Наземные причины”, “Причины звуков”, “Причины огня и того, что в огне” и др.
Некоторые ученые пытались оспаривать подлинность “Причин”. Но эти попытки не имеют серьезных оснований. Найти причины явлений – это была, по Демокриту, одна из главных задач науки и деятельности ученого. Философия, теория ощущений, учение о происхождении живой природы, вопросы зоологии, ботаники, психологии – таков был круг научных интересов Демокрита, судя по сведениям дошедшим, до нас. И рассмотрение каждого вопроса было насыщено у него причинными объяснениями. Часто это мнимые объяснения, сделанные из-за скудного запаса фактов по аналогии. Но это всегда объяснение явлений естественными причинами, поэтому у Демокрита так много правильных наблюдений и догадок.
Начиная с Аристотеля и кончая христианскими писателями, верящими в “божественное провидение”, все противники материалистического детерминизма нападали на Демокрита. В действительности Демокрит был на столько увлечен возможностью “сквозного” причинного объяснения мира, что объявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Знание же их, по убеждению Демокрита, превращают любую случайность в необходимость.
Демокрит, широко пользуясь распространенным в древности принципом аналогии микрокосмоса и макрокосмоса, приводил в своих сочинениях примеры, главным образом, из человеческой практики. По Демокриту, если человек нашел клад – это не случайно, ибо причиной было вскапывание земли или посадка оливкового дерева. Любое явление имеет свою причину, поэтому нет случайностей. Точно так же и миры и вещи возникаю не случайно, а по причине сталкивания и отталкивания атомов, и весь космос из вихря.
По мнению некоторых ученных (Эпикура) необходимость в философии Демокрита фатальна. Но если вдуматься в учение Демокрита, станет ясно, что он не был фаталистом. Он отбрасывал случай только в прямом значении, то есть отрицал слепую “судьбу”. Он был приверженцем необходимости как естественного хода явлений. С другой стороны, он отрицал и неизбежный рок. С точки зрения фатализма, все события предопределены с прошлого по настоящее и будущее цепью причин и следствий. Так истолковывал взгляд Демокрита только Псевдо-плутарх. Однако, раз движение атомов вечно, то в нем заложены и причины настоящего. Но для каждого явления Демокрит искал специфическую причину, осуществляя научный поиск, что не имело бы никакого смысла, если бы он стоял на точке зрения фатализма.
Вопрос о характере детерминизма Демокрита исследовал советский ученый И.Д. Рожанский, сравнивая космологические взгляды Анаксагора и Демокрита. По Анаксагору, если бы космообразование могло произойти не только у нас, но и в другом месте, то этот мир был бы во всех отношениях подобен нашему. Такая точка зрения была связана с пониманием космоса как живого организма, который сам себя воспроизводит. Демокрит с этим не согласен. Бесчисленные миры могут быть различны. В некоторых нет ни Солнца, ни Луны, а в других Солнце и Луна больше наших, в третьих же их большее число. Могут быть и такие миры, где нет воды и там нет растений и животных.
Таким образом, хотя Демокрит и детерминист, но, согласно его взгляду, закономерности, управляющие движениями атомов, оставляют неограниченное поле возможностей для образования самых разных миров. То же разнообразие атомов создает различные цепи причин и следствий, которые требуют исследования в каждом отдельном случае. Итак, у Демокрита, случайность и необходимость не исключают, а предполагают друг друга. Эпикур был прав, видимо, обвиняя Демокрита в том, что он недостаточно обосновал этот взгляд самим движением атомов.
1.3. Развитие живой природы.

Мир, по Демокриту, не создан ради человека, в бесконечной Вселенной есть миры и без людей. Человек не творение богов, а продукт природы.
По поводу происхождения человека велось много споров. Да, по Демокриту, человек возник без “творца”. Только в очень далекие времена, когда земля была полужидкая, она способна была рожать животных крупной величины. Но под палящими лучами солнца она высохла, затвердела, и из нее могли возникать только травы и деревья. А рождение одушевленных стало возможно только от “взаимного смешения”. Человек, по Демокриту, вышел из животного мира. Демокрит выдвигает свое учение, опираясь на учение Анаксагора и Эмпедокла, согласно которому разумные существа возникли позже растений и мелких животных, и возникли путем рождения. Хотя эти люди не опытны и живут “звероподобно” нет никакого намека на то, что они рождались иначе, чем нормально. Согласно Демокриту, органы человека, как и животных, сформировались по принципу полезности. Тела человека и животного состоят из одной и той же материи – воздуха и воды. Здесь об атомах прямо не говорится. Но недавно учение Демокрита обогатилось новым фрагментом, который видимо искаженно, но трактует об атомистическом строении человеческого тела. Это связано с сравнением атомов с движением пылинок в луче солнца. В 1968 г. ученый филолог и ГДР Г. Штромайер обнаружил неизвестный (подлинный) фрагмент Демокрита на арабском языке. Эта цитата, приведенная в медицинском сочинении придворного врача султана: “утверждение Демокрита – это человек с пылью и частицами, которые не делятся. Консистенция тела – это тончайшая пыль, которая в воздухе находится размельченной и видима в луче солнца. Доказательства для этого следующие: если встать под луч солнца и почесывать тело, то именно такая пыль поднимается вверх и снимается с кожи, так что кожа отслаивается все время, пока почесывание продолжается. Отслаивание происходит вследствие измельчения того, что разрушается в составе тела и тех частей, которые не делятся.” Это единственный фрагмент об атомистическом строении человеческого тела. Все греческие источники, близкие по времени к Демокриту, указывают, что пылинки были только моделью, аналогией. [4]
По Демокриту, сущность живого – огненные атомы. Если тело состоит из воздуха и воды, то атомы огня составляют душу человека. Наличие души отличает человека от животных.
Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от тела души подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела.
Человек жив пока он дышит. Души, по Демокриту, погибают, т.к. то что “рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним”. Отрицание существование отдельной от тела бессмертной души было так же разрывом с мифологией. Оно подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Учение Демокрита было несовместимо с учением о бессмертии души в загробном мире. По Демокриту, вся природа вместе с человеком представляет собой единство живой материи, в основе которого лежит единство мира: атомы и пустота. Кроме мира атомов и пустоты нет ничего.
1.5. Теория о познании.

Гост

ГОСТ

Атомизм – это философская концепция, рассматривающая бытие как совокупность атомов – мельчайших, неделимых, вечных и бесчисленных частиц, из которых состоит все сущее.

Зарождение атомистического учения

Атомизм Демокрита основывается на тех противоречиях которые возникли в более ранних онтологических учениях элейской и милетской школ, а именно обоснования разнообразия мира и возможности движения, при условии его единства, а также соблюдении принципа сохранения вещества (ничто не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть), который был выдвинут Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее .

Необходимость разрешения этих противоречий выступает той движущей силой, которая способствовала зарождению атомистической теории.

Онтология атомизма

Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это:

Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению. Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими. Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом несмотря на разнообразие мира и их постоянное движение, мир не является набором отдельных и независимых друг от друга объектов, а является единой субстанцией, поскольку атомы, лежащие в основе всего выполняют роль объединения мира в целостную структуру.

Согласно представлениям Демокрита атомы двигались в пустоте из некоторой точки, сталкиваясь и притягиваясь друг к другу, затем стали образовывать вихри, из которых в последствии сформировалась Земля, Солнце, планеты и звезды.

Поскольку из атомов состоит все, то даже такие тонкие материи, как человеческая душа имеют атомарное строение и материалистическую природу. Согласно представлениям Демокрита, жизнь, как способность к росту, активности и восприятию окружающего мира, порождается наличием в структуре объекта особых психических атомов. Душевная жизнь человека, несмотря на всю ее внешнюю сложность и разнообразие детерминирована механическим атомарным взаимодействием, в частности давлением атомов среды на органы чувств, которое запускает дальнейшее движение атомов души в теле. Смерть человека, как и любого другого живого существа, связывается Демокритом с потерей психических атомов. Душа разрушается и умирает, а вместе с ней и тело перестает быть живым. Даже боги не лишены данной участи, они также состоят из атомов и смертны, как и все объекты, вечно лишь само бытие, состоящее из вечных атомов.

Гносеология атомизма

В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути:

  • чувственное познание,
  • рациональное познание.

Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.

В античной философии есть время, когда она достигла своего пика в развитии материализма. Трудно сказать о конкретном периоде, когда это произошло, поскольку в разработке самого учения участвовали мыслители разных эпох Античности. Среди хорошо известных можно назвать Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В статье будет рассмотрено подробнее, что это за учение и в чем его суть.

Истоки

Большинство историков считают, что автором атомистической концепции является Левкипп. Именно он сформулировал базовые положения этого философского учения.

Вам будет интересно: Философ Розанов: биография, научные труды, публикации

философ Левкипп

Впоследствии оно обрело название – античный атомизм, которое характеризует его суть: абсолютная пустота и движущиеся в ней мельчайшие атомы. Как известно, слово имеет греческое происхождение: atomos означает "неделимый".

Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.

Вам будет интересно: Сократический метод: определение и суть

К сожалению, ни одна работа философа до нас не дошла в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты. Однако, опираясь на сохранившиеся труды, ученым удалось воссоздать основные моменты философской концепции Демокрита.

Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.

Вам будет интересно: Томас Рид и его философия здравого смысла

Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.

К чему пришел философ?

Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.

Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.

Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.

философ Демокрит

Реальность и объективность

Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.

Вам будет интересно: Платон, "Менон" - один из диалогов Платона: краткое содержание, анализ

Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.

Эпикуриизм

Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их воззрений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.

Образ Эпикура

Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие – вес. Он говорит о том, что именно это свойство определяет их движение после первотолчка. Другими словами, атомы, находясь под действием своей тяжести, начинают падать вниз, проходя по бесконечному пространству. Если вернуться к теории Левкиппа и Демокрита, то они определяли движение атомов как равномерное во всех направлениях.

атомы в движении

Выводы Эпикура и античный атомизм

Кратко говоря, последователь Демокрита признавал атомистическую теорию о множественности миров, но фактически отказался от идеи богов, которые являются родоначальниками мироздания. По мнению философа, они живут в пространстве между мирами, находясь в вечном блаженстве, и никаким образом не влияют на судьбы людей. В итоге за такие выводы Эпикура обвинили в атеизме. И уже когда в Европе основной религией стало христианство, его труды находились очень долго под запретом.

Эпикур тоже, как и предшествующие атомисты, отвергал учения Платона, Аристотеля. Он считал душу материальной. При этом важной частью души является ум. Он расположен в самом сердце.

Ощущения

Придерживаясь главной идеи, которую исповедует атомизм античных философов: атом – это материальное начало всего сущего, Эпикур посвятил много времени проблеме познания. Он считал ощущения главным источником познания. Только с их помощью человек получает любую информацию, связанную с окружающим миром. Разум, соответственно, развивается тоже исключительно на основе ощущений. Эпикур довел зависимость разума от ощущений до абсолютизма. Он утверждал, что разные сновидения, а также видения сумасшедших есть следствие каких-либо ощущений, а значит, являются истинными.

образы в сновидениях человека

Наслаждение

Все же главным в философии Эпикура было этическое учение. Он подчеркивал подчиненность физики относительно знаний этики, говоря, что, если не знать смертного страха и не переживать о небесных феноменах и не искать границы страданий и наслаждений, то смысла в науке о природе не будет.

Эпикур, исповедуя атомизм в античной философии и утверждая материальное начало в сущности человека и его личности, создал интересное учение о наслаждении, поставив его во главу смысла жизни. Он считал, что наслаждение – это удовлетворение естественных потребностей. Оно приводит вначале к достижению атараксии (душевному спокойствию), а после к состоянию эвдемонии (счастью). Настоящим наслаждением является отсутствие телесного страдания и беспокойства. Приобрести полное счастье человеку мешают страхи. Они властвуют над ним. Следовательно, страхи необходимо преодолевать.

Философ говорил, что когда мы имеем в виду наслаждение, то это не значит указывать на лентяйство и обжорство. Это не означает непрерывно устраивать празднества с томлением младых дев и изобилием столов. Это говорит о трезвом обсуждении поиска последних причин выбора или отказа для разоблачения фальши, от которой происходят все душевные треволнения. Эпикур настаивал на том, что человеку необходимо удовлетворять естественные необходимые потребностей, которые связаны непосредственно с сохранением его жизни.

Важное и неважное в жизни людей

По Эпикуру, человек, постигший истину, сможет отделять необходимые потребности от излишеств. Причем отказывается он от лишнего добровольно. В принципе, философские взгляды Эпикура можно считать аскетическими.

остатки античного мира

Тит Лукреций Кар рукопись

Философские трудности атомизма

Среди проблемных мест в этом учении можно назвать единичные и общие свойства вещей, а также понятие вещи и мысли. Если ни одна вещь не возникает беспричинно и если для ее возникновения имеется своя причина, то как объясняется происхождения похожих вещей? Как возможно пояснить наличие общих свойств, если вещи состоят из разных атомов и существуют, независимо друг от друга? Это нужно или признать случайным совпадением, или отказаться от атомизма.

Атомизм – это логическое завершение размышлений, которые опираются на стихии. Демокрит говорил, что все, что мы знаем о мире, это человек. Значит, именно он является предпосылкой к познанию мира. Кроме того, мир познается так, как это сможет сделать человек, который устроен определенным образом. Он воспринимает окружающую среду, внося что-то от себя. В его сознании действует особый механизм, который дан ему не от мира, а природой при рождении. Этот механизм наделен способностями восприятия мира.

Если бы человек мог пройти через воплощение в разных культурах, то и образы мира были бы все разные.

Читайте также: