Доклад индивидуальные психологические особенности личности

Обновлено: 18.05.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Индивидуально-психологические особенности личности…………………3

Индивидуально-психологические особенности личности.

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Темперамент

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник . Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.

Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

4. Чувства и эмоции

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

Чувство - это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Моральные, или нравственные, чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием. На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течении долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Похожие страницы:

Индивидуально-психологических особенности личности суицидентов

. материалов установить индивидуально-психологических особенностей личности суицидентов. 2. Структура и динамика суицидального поведения Объект исследования: индивидуально-психологических особенностей личности суицидентов .

Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии

. Индивидуально-психологические особенности личности и их проявления в профессиональной деятельности 2.1 Способности В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие .

Индивидуально–психологические особенности личности успешного предпринимателя

Реферат Индивидуально–психологические особенности личности успешного . личностными характеристиками и индивидуально-психологическими особенностями. 2. Изучение психологических особенностей личности предпринимателя Предпринимательские способности .

Индивидуально-типологические особенности личности

. право говорить о способностях. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной .

Индивидуально психологические свойства личности

. . Так поступал К. К. Платонов, включавший в число “индивидуально-психологических особенностей личности, совокупность которых является летными способностями .

Индивидуально-психологические особенности личности – это врожденные и приобретенные уникальные свойства, которые являются условиями психической активности человека и определяют специфику выполнения им какой-либо деятельности. Говоря простыми словами, это основы, механизмы, законы функционирования психики отдельного человека. Разберем подробнее, что такое индивидуально-психологические особенности, и рассмотрим их проявления.

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.

Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.

Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.

Темперамент

Темперамент – это тип нервной системы, врожденная характеристика. Это совокупность психофизических свойств личности, определяющая специфику выполнения деятельности. Ритм, скорость, интенсивность реакций – все это зависит от темперамента. Давайте подробнее разберем типы темпераментов, а потом их свойства.

Типы темперамента по Гиппократу

Гиппократ

Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ. Он выделил четыре типа личности на основе того, какая жидкость преобладает в человеке:

  1. Холи (желчь). Это подвижные, а иногда и суетливые люди. Отличаются резкими перепадами настроения и общительностью, переходящей в навязчивость.
  2. Флегма (слизь). Это спокойные, рассудительные, медлительные люди.
  3. Мелан холи (черная желчь). Это пессимисты, пребывающие в упадке сил и отличающиеся нерешительностью.
  4. Сангва (кровь). Это активные и упорные люди, которые всегда добиваются своего. Прирожденные лидеры.

С тех пор было проведено много исследований, появились разные классификации темпераментов, но эту типологию берут за основу до сих пор. Правда, о преобладании жидкостей уже никто не говорит, да и названия немного изменились. Изучение темпераментов ведется вокруг реакций возбуждения и торможения. А главным лицом в этой теории считается И.П. Павлов.

Темперамент в современной психологии

В современной психологии используют следующую классификацию темпераментов:

Психологи отмечают, что в чистом виде не встречается ни один темперамент. То есть чаще в человеке смешано 2 или 3 типа.

Кроме этого, в современной психологии опираются на типологию темпераментов К.Г. Юнга. Он выделил два типа: экстраверты и интроверты. Первые направляют свою энергию во внешний мир, вторые – во внутренний мир. У экстравертов потребность в социальных контактах, групповой работе выражена острее, чем у интровертов. Последние склонны к уединению. Это связно с тем, что у интровертов выше чувствительность к внешним раздражителям. Экстраверты более устойчивы, поэтому для возбуждения им нужны сильные эмоциональные воздействия.

Интересно! Существуют и другие типологии темпераментов, например, классификация Галена, теория Э. Кречмера.

Свойства

Уравновешенность

Уравновешенность, подвижность, сила – это свойства темперамента. Об этом мы уже упомянули, но существуют и другие свойства. Разберем их подробнее:

  • сензитивность (чувствительность) – реакция на минимальное воздействие раздражителя;
  • реактивность – сила эмоциональной реакции на раздражители;
  • активность – активность в межличностных отношениях, при выполнении деятельности;
  • темп реакций – скорость движений, речи, мышления, выполнения деятельности;
  • подвижность (пластичность/ригидность) – скорость адаптации к меняющимся условиям.
СензитивностьРеактивностьАктивностьТемп реакцийПодвижность
Холерик++++
Сангвиник++++
Флегматик+
Меланхолик+


Кроме этого, при рассмотрении темпераментов принято изучать сосредоточенность внимания. У холериков медленная сосредоточенность (отвлекаемый тип), у сангвиников – быстрая сосредоточенность, у флегматиков – медленная, у меланхоликов внимание неустойчивое (быстро устают, много отвлекаются).

Важно! Особенности темперамента нужно учитывать в процессе обучения, при трудоустройстве и при построении отношений с окружающими. От совместимости темпераментов зависит психологический климат в семье, трудовом коллективе, классе, группе.

Характер

Для начала дадим определение понятию. Характер – это комплекс устойчивых свойств личности, которые определяют поведение и реакции человека и его отношение к другим людям и себе. А теперь разберем несколько классификаций характеров.

Классификации

Фрейд

З. Фрейд в рамках своей теории о психосексуальном развитии личности выделил такие типы характера:

  1. Оральный. Это раздражительный человек, склонный к перееданию, злоупотреблению алкоголем, курению и другим зависимостям. Среди людей этого типа встречаются представители двух подвидов: пассивно-оральные и орально-агрессивные. Первые отличаются наивностью, внушаемостью, ведомостью. Вторые отличаются цинизмом, часто проявляют агрессию, жаждут власти, склонны манипулировать людьми.
  2. Анальный. Это чрезмерно педантичные, скрытные люди, склонные к накопительству. Как и в случае с оральным характером, здесь существуют два подтипа: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Люди первого типа отличаются жадностью, упрямством. Люди второго типа отличаются эмоциональной нестабильностью и агрессивной тягой к лидерству.
  3. Фаллический. Люди этого типа стараются максимально во всем продемонстрировать свою мужественность/женственность. Причем не в лучших формах: дерзость, стервозность, развратность. Это люди крайностей. Они или ненавидят себя, или обожают; или хранят верность, или регулярно вступают в случайные связи; или чрезмерно осторожны, или ведут разгульный и опасный образ жизни и т.д.
  4. Генитальный. По мнению Фрейда, это оптимальный, здоровый тип характера. Ему присущ высокий уровень стрессоустойчивости, развитые адаптационные способности, общительность, открытость, активность. Такие люди добиваются успеха во всех сферах жизни и умеют расположить к себе.

Другой психоаналитик Александр Лоуэн назвал такие типы характеров:

Полагаю, вы обратили внимание, что характеры получают свои названия по набору отдельных, ведущих качеств. Поэтому иногда типы характеров называют типами акцентуаций. Но давайте разберем это отдельно.

Обратите внимание! Не бывает плохих или хороших характеров. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Акцентуации

Акцентуации – это заостренные черты характера. То есть это некоторая дисгармоничность, при которой одни черты слабо выражены, а другие чрезмерно развиты.

В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:

Возможно, вас смутили некоторые названия, уж очень они похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация это не патология. Однако и к норме ее отнести нельзя. Это пограничное состояние между нормой (гармоничным характером, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатией). Акцентуации нужно контролировать и по возможности корректировать, так как при влиянии неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.

Структура

решительность

Структура характера – это группы ведущих черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить такую структуру характера:

  • эмоциональные черты – жизнерадостность или угрюмость, чувствительность или черствость;
  • волевые черты – решительность и нерешительность, самостоятельность и зависимость, инициативность и пассивность;/li>
  • моральные черты – доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие, искренность и лживость;
  • интеллектуальные черты – любознательность или безразличие, сообразительность или тупость, находчивость или растерянность.

Способности

Способности – это врожденные данные. Если говорить точнее, то с рождения нам даются задатки, и в дальнейшем от условий развития человека зависит, разовьются они в способности или нет. Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Способности – это свойства личности, помогающие достичь больших успехов в выполнении какой-либо деятельности по сравнению с другими людьми.

Способности бывают биологически обусловленными (даны от природы) и социально приобретенными (специфические способности). Кроме этого, в психологии принято выделять такие типы способностей:

  1. Общие. Помогают добиваться успеха в любом виде деятельности. Примеры общих способностей: хорошая память, высокая устойчивость внимания и подвижность психики.
  2. Специализированные. Увеличивают шансы на успех в освоении конкретной деятельности. Примеры: музыкальный слух, художественный вкус.

Среди специальных способностей можно назвать такие виды:

  • музыкальные,
  • художественные,
  • спортивные,
  • литературные,
  • творческие,
  • учебные,
  • интеллектуальные,
  • математические,
  • прочие.

По предмету взаимодействия принято выделять такие способности:

  • межличностные – человек с легкостью устанавливает социальные контакты;
  • предметные – человеку лучше удается взаимодействовать с предметами, чем с людьми.

Кроме этого, выделяют теоретические и практические способности. В первом случае человек больше склонен к анализу, рассуждениям. Во втором случае человек предпочитает реализовывать свою деятельность через активные действия.

По степени развития способности бывают репродуктивными (повторение чужого опыта, знаний) и изобретательными (создание чего-то уникального, нового).

Эмоции

Эмоции – это психическая реакция на какие-либо события. Эмоциональная реакция всегда субъективна и не имеет ничего общего с объективными фактами. Эмоции связаны с индивидуальными потребностями личности, а также убеждениями, опытом.

По типу эмоции бывают положительными и отрицательными. К первым относится радость, страсть, энтузиазм, вера, оптимизм, надежда, удовлетворение. Ко вторым – скука, раздражение, разочарование, беспокойство, уныние, страх, печаль, волнение.

Б.И. Додонов

Психолог Б.И. Додонов предложил такую классификацию эмоций по специфике ситуаций, в которых они возникают:

  • коммуникативные;
  • альтруистические;
  • праксические (возникают после успешного выполнения задуманного);
  • глорические (связаны с потребностью в самоутверждении);
  • пугнические (возникают в ситуации риска, опасности);
  • романтические;
  • эстетические;
  • гностические (связаны с тягой к знаниям);
  • акизитивные (связаны с накоплением, собирательством);
  • гедонистические (связаны с какими-либо удовольствиями).

Эмоции – это ситуативные переживания. Они кратковременны. Если вы продолжаете испытывать то же самое и после завершения ситуации, то это чувство. Однако на практике первое и второе часто отождествляют.

Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение, деятельность. Наличие воли предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Воля формируется к 5-6 годам. До этого момента у ребенка есть только непроизвольная активность. Но постепенно ребенок учится структурировать свои мотивы и желания, преодолевать трудности, анализировать свои мысли и действия.

Воля проявляется в таких чертах характера как настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержка, исполнительность, дисциплинированность. Наличие этих качеств заметно на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.

Заключение

Индивидуально-психологические особенности влияют на отношение человека к самому себе и миру, восприятие мира и самого себя. От индивидуально-психологических особенностей зависит активность человека, а, соответственно, и весь жизненный путь. Именно изучение индивидуально-психологических особенностей помогает человеку определиться с профессией, выбором жизненного пути. Без понимания индивидуальных характеристик невозможно саморазвитие, самореализация, самоактуализация.

Теперь вы знаете, каковы индивидуальные психологические особенности личности и понимаете, что все они взаимосвязаны, а большинство из них поддается коррекции.

Гост

ГОСТ

Личность в психологии

Личность ‒ это система социально важных качеств индивида, мера овладения им ценностями социального характера и его способность к осуществлению данных ценностей.

Психические особенности людей, такие как интеллект, темперамент, характер, способности обладают общей базовой характеристикой: они являются глубоко индивидуальными.

Индивидуальность человека есть неповторимое соединение его психических особенностей.

Сформированная личность имеет личностную автономию, индивидуальность. В критических ситуациях подобная личность сберегает собственную стратегию жизни, остается приверженной собственным позициям и ориентациям ценностного уровня.

Тип высшей нервной деятельности человека характеризует его темперамент, который имеет место быть во всех действиях личности. От типа высшей нервной деятельности и типа темперамента находятся в зависимости способности человека. Способности обусловливают возможности включения человека в установленные виды деятельности, оттого они оказывают большое влияние на развитие направленности личности. Направленность, темперамент и способность находят свое отражение в чертах характера.

Темперамент как психологическая характеристика личности

Темперамент ‒ комплекс психодинамических свойств индивида, которые обнаруживаются в особенностях его психической активности.

Темперамент представляется природной базой проявления психологических качеств личности.

Первая типология темпераментов была сформирована древнегреческим врачом Гиппократом, который характеризовал их в зависимости от того, какая жидкость доминирует в организме человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Так же психофизиолог И. П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует соединение качеств нервной системы:

  • флегматик ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является инертным;
  • сангвиник‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
  • холерик ‒ неуравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
  • меланхолик ‒ тип нервной системы является слабым.

К ключевым психологическим характеристикам темперамента принадлежат:

  • сензитивность (чувствительность), которая раскрывает картину того, какая наименьшая сила внешних действий вызывает реакции психики личности и какова скорость данного реагирования;
  • реактивность, демонстрирующая уровень и интенсивность непроизвольных реакций личности на внешние и внутренние раздражители (угрозу, критику и т.д.);
  • активность, определяющая уровень работоспособности, энергичности личности в деятельности, его способности преодолевать препятствия, настойчивость, целенаправленность, концентрированность на деятельности и т.д.;
  • соотношение активности и реактивности, открывающее картину того, от чего находится в зависимости деятельность личности ‒ от случайных внутренних и внешних факторов, настроений, случайных событий или от осознанно установленных целей, жизненных планов, устремлений и т.д.;
  • темп реакций, определяющий скорость движений, действий, скорость речи, быстроту умственных операций т.д.;
  • экстравертированность;
  • интровертированность;
  • пластичность, определяющая легкость приспособления человека к неожиданным и новым обстоятельствам, гибкость поведения;
  • ригидность, демонстрирующая предрасположенность индивида к косному поведению, закоренелым стереотипам и привычкам жизни, проявлениям инертности.

Таким образом, темперамент принадлежит к так называемым генотипическим сторонам личности, целиком зависит от наследственных факторов и на протяжении жизни не меняется.

Характер как психологическая характеристика личности

Характер ‒ комплекс устойчивых черт личности, характеризующих отношение человека к себе и находящимся вокруг людям, это сформировавшийся и укрепившийся под воздействием жизненных обстоятельств, стиля воспитания и поведения человека.

Характер человека находится в зависимости от целей, которые дают направленность его деятельности.

Направленность ‒ определяющее человека избирательное отношение к реальности, воздействующее на его деятельность.

Психической характеристикой направленности считается внимательность. Внимательность выявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Когда человек концентрирует внимание на многие вещи, то это внимательность непроизвольная. Внимательность сознательная, преднамеренная ‒ показатель подобных значительных волевых черт характера, как настойчивость и выдержка.

Под чертой характера личности подразумевается стабильный и неизменный стереотип поведения. Они распределяются на:

  • ведущие черты, которые определяют проявление личности;
  • второстепенные, которые подчиняются ведущим или не всегда обнаруживаются, менее проявлены.

Как раз ведущие черты характера характеризуют деятельность и отношение человека к оценке окружающего мира. Все же не каждое отношение, которое выражается человеком, говорит об его характере. Необходимо принимать во внимание обстоятельства и силу воли, когда человек сам решает, какую проявлять реакцию.

Способности как индивидуально-психологические особенности личности

Способности – это индивидуально-психологические качества, которые выделяют одного человека от другого и имеющие отношение к эффективности выполнения деятельности.

Говоря о способностях, нужно иметь в виду следующее:

  • это особенности, которые отличают одного человека от другого;
  • способности служат эффективной реализации деятельности;
  • для способностей свойственна возможность переноса выработанных навыков и умений в новую ситуацию.

Специальные способности – способности к установленным типам деятельности (способности в математике, музыке, педагогике и т.д.).

Общие способности – это способности к формированию специальных способностей.

Одаренность – это качественно специфическое соединение способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в исполнении той или иной деятельности.

Основу способностей составляют задатки.

Задатки – это природные предпосылки, которые представляются обстоятельством формирования способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их формирования, но и в смысле того, что они в известных границах могут предопределять содержательную сторону и воздействовать на степень достижений.

Формирование способностей в существенной мере находится в зависимости от условий, которые дают возможность реализоваться задаткам.

Читайте также: