Доклад по очистке снега

Обновлено: 02.07.2024

В РАЗНЫХ СТРАНАХ ДЕЙСТВУЮТ РАЗНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ КАСАТЕЛЬНО УБОРКИ СНЕГА И НАЛЕДИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД . ГДЕ-ТО ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТ ХИМРЕАГЕНТЫ , ГДЕ-ТО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПЕСКОМ, СОЛЬЮ И КАМЕННОЙ КРОШКОЙ — ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗИМНЕЙ УБОРКИ, ТОЖЕ МОГУТ СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ РЕГИОНА К РЕГИОНУ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ МЫ СОБРАЛИ НЕСКОЛЬКО ЛЮБОПЫТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ НАС СФЕРЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА.

Снег и наледь, которые покрывают дороги зимой, затрудняют движение автотранспорта, являются одной из главных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и часто приводят к транспортному коллапсу, когда на городских улицах и трассах образуются внушительных размеров пробки. По этой причине дорожники тех стран, где снег зимой — норма или, по меньшей мере, вероятность, стараются решить эту проблему в первые же часы после ее возникновения.

В Канаде , где зимы по своей суровости сопоставимы с российскими, а все дороги принадлежат государству, для очистки проезжей части широко применяют как всем известную техническую соль — хлорид натрия, так и хлорид магния, который в больших объемах добывают в районе Великих озер. Уверяют, что в борьбе со снегом он эффективнее обычной соли — однако металл хлорид магния разъедает еще быстрее, нанося ущерб транспортным средствам и муниципальному хозяйству страны в целом. Впрочем, как только реагент превращает снег в кашу, последнюю оперативно убирают и сгружают в плавильные установки. Именно Канада — родина снегоплавилок: первые машины этого типа, изобретенные здесь, стали работать на улицах Торонто в семидесятых годах прошлого века. Интересно отметить, что в Канаде при строительстве дорог в асфальтобетонную смесь добавляют материал на основе хлористого кальция — верглимит , который, как считают, способствует таянию снега и наледи.

Возвращаясь к разговору о реагентах, используемых для очистки дорог, нельзя пройти мимо новозеландского опыта. Отрицательные температуры в этой стране редкость, а вот снегопады бывают обильные. По этой причине для обработки дорог здесь используют кальциево-магниевый ацетат . Для металлических частей транспортных средств он не вреднее простой воды, однако эффективен в борьбе со снегом и льдом при температурах не ниже минус семи градусов по Цельсию. Кроме него новозеландцы также используют другие средства, безопасные для местной экологии, — хлорид кальция и мочевину. Последняя, имея низкую коррозийную активность, часто применяется для удаления льда с мостовых конструкций. Однако это органическое соединение обходится в семь раз дороже соли, что и ограничивает сферу его применения в борьбе со снегом и льдом.

В континентальной Европе, где до недавнего времени снега выпадало сравнительно немного, к использованию реагентов по природоохранным соображениям относятся негативно. Например, в Берлине, где нет ни снегоуборочных машин, ни снегоплавилок, прошлой зимой со снежной стихией боролись несколько тысяч человек, вооруженных лишь оборудованием ручного класса.

Пожалуй, главным поставщиком инноваций для зимней очистки дорог являются скандинавские страны, прежде всего — Швеция и Норвегия . Зимы в этом регионе достаточно суровые и снежные, а местные жители отличаются большой щепетильностью в вопросах сохранения окружающей среды. Пожалуй, только в скандинавских странах можно увидеть, как прямо во время снегопада дорогу расчищают грузовики-снегоуборщики с передним отвалом, движущиеся со скоростью до 90 километров в час! Но это, скорее, местная традиция.

Что же касается инноваций, в них также недостатка нет. В прошлом десятилетии исследовательница Руна Калбом с острова Готланд предложила обрабатывать дороги не чистой технической солью, а ее смесью… с сахаром ! Воздействие этого микса на снег и наледь гораздо сильнее, а вреда для автотранспортных средств — много меньше: сахар в значительной мере минимизирует вред от воздействия едких солей. Смесь соли и сахара хороша и как превентивное средство: на обработанном ей дорожном покрытии наледь образуется гораздо медленнее. Интересно, что сам по себе сахар такого эффекта не дает: его применение эффективно только в комбинации с солью. В составе антигололедной смеси содержание сахара составляет от 25 до 50 процентов. Это новшество, к сожалению, прижилось лишь в одном отдельно взятом лене, хоть на него и были выделены средства из бюджета страны. Возможно, все дело тут в диких животных — они с удовольствием слизывают с дорожного покрытия соль, а ее смесь с сахаром может оказаться для них еще привлекательнее, и тут уж недалеко до возникновения ДТП.

О том, как дорожники области справляются с последствиями зимней непогоды, а также о перспективах развития дорожного строительства в 2016 году рассказал исполняющий обязанности начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Андрей Шушкин.

– На сегодняшний день 3541 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находятся в собственности Ивановской области, их круглогодичное обслуживание целиком и полностью ложится на плечи регионального бюджета. Это одно из самых затратных направлений в отрасли.

В преддверии осенне-зимнего периода 2015-2016 годов дорожными организациями было подготовлено более 240 тыс. кубометров противогололедной смеси, 310 единиц специализированной техники. Заготовка песка и соли для приготовления противогололедной смеси производится подрядными организациями, при этом ее качество и состав контролируется лабораторией департамента дорожного хозяйства и транспорта. В зимний период на региональных и межмуниципальных дорогах организовано круглосуточное дежурство механизированных звеньев и ответственных.

При выпадении большого количества осадков в первую очередь организуется патрульная снегоочистка. Окончательная уборка снега выполняется согласно требованиям нормативных документов. Помимо этого, за каждой автомобильной дорогой закрепляется специалист департамента дорожного хозяйства и транспорта, который обязан не реже одного раза в месяц с выездом на место осуществлять приемку выполненных дорожниками работ. Дополнительный контроль за выполнением работ по очистке дорог от снега осуществляется в онлайн режиме при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Борьба с последствиями стихийных бедствий контролируется оперативным штабом, который в случае необходимости осуществляет координацию работ подрядных организаций во всех районах Ивановской области. Именно такой штаб возглавил заместитель председателя правительства области Сергей Зобнин в конце января. С 29 по 31 января круглосуточно на снегоуборочных работах в регионе было задействовано 1208 единиц техники и более двух тысяч человек. Помощь в расчистке улиц и дорог оказали порядка 350 организаций. Всего из населенных пунктов региона вывезено более 60 тысяч кубометров снега.

Отметим также, вопрос зимнего содержания дорог находится на особом контроле губернатора Ивановской области Павла Конькова. Он неоднократно проводил координационные совещания с ответственными службами. Через оперативный штаб к нему поступает исчерпывающая информация о расчистке населенных пунктов и автомобильных дорог от снега.

Особое внимание в зимний период уделяется взаимодействию с сотрудниками ГИБДД. Между двумя ведомствами налажен оперативный обмен информацией о состоянии автомобильных дорог.

Как бы качественно ни содержались автомобильные дороги, периодически им необходим ремонт. В 2016 году удалось сохранить объем регионального дорожного фонда практически на уровне прошлого года: если в 2015 году он составил 2,6 млрд. рублей, то в нынешнем – чуть менее 2,4 млрд. рублей. На ремонт региональных и межмуниципальных дорог из средств фонда предусмотрено 527 млн. рублей. Бюджетам муниципальных образований Ивановской области будут предоставлены субсидии в размере 419 млн. рублей. Прием заявок от местных администраций на получение субсидий уже стартовал.

– Почему в Юрьевце не производится чистка тротуаров (которые являются частью проезжей части) от снега, а снегоуборочная техника заваливает тротуары смесью соли и снега при очистке дорог?

– Многие водители Ильинского района жалуются на качество противогололедной смеси из песка и соли. Наличие в смеси мелких камешков приводит к повреждениям автомобилей. Существуют ли какие-то стандарты для данных смесей, и контролируется ли их соблюдение?

– Через территорию Савинского муниципального района проходит участок автотрассы федерального значения Ковров-Шуя-Кинешма, который отличается высоким грузопотоком, в том числе и большегрузных машин, отчего интенсивно разрушается асфальтовое покрытие. На востоке район граничит с Владимирской областью. Будет ли в 2016 году здесь размещен автоматизированный пост весогабаритного контроля?

– В 2016 году планируется заключить концессионное соглашение на размещение 23 автоматизированных постов весогабаритного контроля на территории региона. В их числе – один пост на автомобильной дороге Ковров-Шуя-Кинешма на границе Ковровского района Владимирской области и Савинского района Ивановской области.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Уборка и вывоз снега в больших городах становится ежедневной и очень серьезной задачей для коммунальных служб.

Зима является одной из самых любимых пор года как детей, так и взрослых. Но в этот сезон прибавляются хлопоты, а не только традиционные зимние развлечения и Рождественские праздники. Такой радостный белый и пушистый снег, который приносит многим радость и счастье, часто становится источником проблем. Уборка и вывоз снега становятся востребованной и регулярной услугой, которую предоставляют многие клининговые компании.

Быстро убираем территорию от снега, чтобы не было проблем!

Уборка и вывоз снега в больших городах становится ежедневной и очень серьезной задачей для коммунальных служб. Сложные заносы могут привести к множеству неприятных и плачевных ситуаций, поэтому игнорировать обильность зимних осадков опасно. Если говорить о неприятных сюрпризах, то они заключаются:

в повышенном количестве скопления снежной массы на отмостках зданий, что может привести к увеличению влажности в цокольных и подвальных помещениях. Этот момент чаще всего грозит затоплением;

подтопление территорий грозит производственным площадям и дворам многоэтажек;

спецтехника и частные автомобили не могут перемещаться в нормальном режиме во время снежных заносов;

как правило, обильные снегопады становятся причиной повреждения кровель производственных зданий и жилых домов;

с точки зрения травматизма уплотненный и укатанный снег становится опасным и скольким для простых пешеходов.

Это только малая часть неблагоприятных факторов, которые может нанести снег.

А вот же почему доверять уборку снега нужно профессионалам? Разбираемся

Если снежных осадков выпало очень много, без специальной техники обойтись очень сложно. Нужные машины для уборки, которые дорогие в обслуживании, есть в больших компаниях. Не все большие фирмы имеют в своем арсенале такую технику, которая используется несколько раз в год. Кроме этого, необходимо решить вопрос со своевременным вывозом снега из территории, да и авто необходимо регулярное техническое обслуживание.

Профессиональные клининговые компании предлагают свои услуги круглый год по небольшой стоимости. Своевременная и качественная очистка от снега дворов, парков, дорог, пешеходных переходов, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, вывоз снега – удел опытных механизаторов из проверенных организаций. Заказать услугу уборки и вывоза снега можно на сайте компании, оформив заказ по телефону.


Зимний период вносит в эксплуатацию дорожных покрытий свои коррективы. Сильные морозы, снежный накат, колейность, ветры и гололёды, сменяющиеся в южных районах продолжительными оттепелями и дождями, увеличивают количество повреждений дорожного полотна. Мерзлый грунт, глубокий снежный покров сильно замедляют движение автотранспорта по дорогам, что уменьшает пропускную способность автодорог и повышает себестоимость пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, такие сложные дорожные условия ухудшают безопасность движения и провоцируют рост ДТП.

Подготовка к зиме – залог безопасного и эффективного использования дорог

Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.

Эффективное зимнее содержание автодорог – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспортных средств на автодорогах и искусственных сооружениях. Он включает: защиту автодорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предотвращение и ликвидацию зимней скользкости и наледей. Для этого снег удаляют с проезжей части, пешеходных зон, переходно-скоростных полос, площадок и остановок маршрутного транспорта.

Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:

  • профилактические. Их цели – сведение к минимуму зимнюю скользкость на дорожном полотне, ослабление сцепления слоя снежно-ледяных отложений с покрытием,
  • основные. Их задачи – расплавление снежно-ледяных отложений и гололедных пленок, образующихся зимой на поверхности автодорог, уменьшение их влияния на передвижение автотранспорта.

Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб

Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.

Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.

Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ


Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.

Свежевыпавший (рыхлый) снег

Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности

Стекловидный (черный) лед

Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более

Слой снега, уплотненный автотранспортом

Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств

Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия

Отсутствие работоспособной снегозащиты

На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов

Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках

Снег, ледяные отложения, иней

осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией

Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.

Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.

Борьба со снегом и гололедом

Гололёд на дорожном полотне образуется в результате смены температуры, когда после холодов наступает потепление с большим количеством влаги в воздухе. Иногда гололёд появляется в результате переохлаждения дождевых капель; тогда он превращается в лед при ударе о твердые предметы. В этих случаях бывает особенно сильный гололёд, который продолжается несколько дней. Нарастание льда на дорожном полотне происходит быстро: ледяной покров различной толщины образуется в течение двух или трех часов.

Борьба со снегом на автодорогах включает: устройство снегозащиты (специальных конструкций земляного полотна) и проведение работ по очистке проезжей части от снега снегоуборочной техникой с учетом метеорологических данных. Такие сведения получают от АДМС (в том числе и снегомерных пунктов), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и других организаций.

В моменты сильнейших снегопадов привлекается определенное количество единиц техники, на спусках и подъемах дорог организовывается дежурство эвакуационной техники. Также проводится расчистка дорог от снега и превентивная обработка противогололедными материалами.

Виды противогололедных материалов

Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.

Противогололедные материалы подразделяются на:

  • химические (могут быть в твердом и жидком состоянии): хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты, природные рассолы, формиаты,
  • комбинированные-фрикционные (только в твердом состоянии): мраморно-химическая смесь, пескосоляная смесь,
  • фрикционные (только в твердом состоянии): песок, песчано-гравийная смесь, щебень, шлак.

Схематично разделение ПГМ представлено на рисунке ниже.


Преимущества современных ПГР:

  • широкий диапазон рабочих температур,
  • низкие температуры замерзания,
  • высокая скорость плавления льда и снега,
  • низкие нормы расхода,
  • сниженное отрицательное последействие на человека, окружающую среду и инфраструктуру,
  • длительное действие.

При анализе ПГР обратите внимание на следующие показатели качества:

  • удельная эффективная активность естественных радионуклидов,
  • коррозионная активность на металл,
  • показатель агрессивного воздействия на цементобетон,
  • содержание микропримесей металлов (медь, цинк, никель, кобальт, хром, свинец, селен, мышьяк, ртуть и молибден).
  • массовые доли солей,
  • гранулометрический состав,
  • минералого-петрографический состав,
  • температура начала кристаллизации,
  • влажность,
  • нерастворимые вещества,
  • водородный показатель,
  • плотность,
  • вязкость.
  • плавящая способность,
  • гигроскопичность.

Весь теоретический материал написан на основе законодательных актов РФ и
доклада представителей НИЦ "Курчатовский институт" – ИРЕА.

Наиболее популярны в борьбе с зимней скользкостью на автодорогах химические ПГР на основе хлористых солей (NaCl, CaCl2, MgCl2, KCl), которые характеризуются целым комплексом позитивных качеств:

  • удобство в применении,
  • нетоксичность,
  • эффективность в широком интервале температур,
  • хорошая способность плавить снег и лед.

Но, наряду с преимуществами, хлориды присущи некоторые недостатки. Основной – негативное воздействие на металлические и бетонные конструктивы автодорог. Преодолеть минусы противогололедных хлоридных материалов позволяет создание комплексных ПГР, в состав которых, помимо хлоридов, входят компенсирующие модификаторы.

К использованию на дорогах допускаются только реагенты, которые не несут опасность для людей и животных, не вредят работе гидротехнических и других инженерных коммуникаций, не разрушают дорожное полотно и металлические элементы инженерных сооружений, не сокращают рабочий период шин автомобилей. Оценка пригодности реагентов осуществляется в 2 этапа:

  • исследования материала в лабораторных условиях, по результатам которых выносится заключение о его влиянии на объекты дорожного хозяйства и рассчитывается допустимая норма расхода,
  • проведение полномасштабных испытаний в черте города в соответствии с ГОСТом 33389-2015.

Читайте также: