Доклад по ипкзс 8 класс

Обновлено: 14.05.2024

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

Изучение ИКПЗС на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Реализация программы идет через учебное пособие для обучающихся:

Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. "История православной культуры земли Смоленской". 8 класс.- Смоленск, 2002.

Программа рассчитана на изучение вопросов возникновения православия, важнейших эпизодов из истории Православной Церкви и духовной культуры на Смоленщине.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебный предмет, входящий в региональный компонент государственного образовательного стандарта Смоленской области.

Назначение курса - содействовать получению целостного представления о православной культуре, ее основных понятиях и развитии.

Сегодня, когда в обществе значительно активизировались политические, экономические процессы, когда в числе других сфер общественной жизни серьезные изменения претерпевает и духовная сфера, выросла потребность в осмыслении национально-культурных традиций, духовного наследия русского народа, особую роль приобретают православные знания. Историю России нельзя понять, не учитывая роль Русской Православной Церкви как государственнообразующего и культурообразующего фактора.

Школа должна воспитывать культурных, образованных людей, способных реально оценивать свое место в обществе, в государстве.

Целью курса является ознакомление обучающихся с историей православной культуры земли Смоленской.

Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

  • приобщение обучающихся к нравственным основам православной культуры;
  • создание условий для духовного воспитания личности;
  • противодействие распространению в детской, молодежной среде

пороков наркомании, алкоголизма, насилия:

  • формирование представлений о первоначальных основах нравственной культуры;
  • содействие воспитанию гражданственности, ориентации обучающихся на духовно-нравственные ценности;
  • развитие умения ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях.

Курс призван выполнить три основные функции: мировоззренческую, теоретико-познавательную и культурно-историческую.

В основе рабочей программы данного курса лежат принципы как классической дидактики, так и современных педагогических технологий, которые позволяют учитывать уровневую дифференциацию обучающихся.

Основной формой работы является урок: учитель может также организовать посещение храма, музея, выставочного зала, проводить тематические вечера, круглые столы, встречи со священнослужителями.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  • умение характеризовать и объяснять основные понятия и сущность явлений данного курса;
  • анализировать и оценивать духовно - нравственные явления в контексте мировой, российской и религиозной православной историко - культурной и философской традиции;
  • организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с моральными и правовыми нормами российского общества;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • знакомство с наиболее важными эпизодами из истории Православной церкви и духовной культуры на Смоленской земле.
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знание основ светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учеников

Требования к личностным результатам:

- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

- - Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за родной край

- Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

- Осознанию себя как гражданина Российского государства и Смоленской области в частности.

- Знаниям основ вероучений религий Смоленской области.

Ученик получит возможность научиться:

- Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод.

- Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения.

- Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.

- Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

- Осознанным нравственным ценностям.

- Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;

- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

8 класс (34 часа,1 час в неделю)

Культура и христианство . Религиозный культ. Взаимосвязь культа и искусства. Взгляд русских философов на культуру. Соборное устроение мира.

Основные понятия и сущность явлений: православие, христианство, Евангелие , апостол, учение Христа, сакральный, культ, культура, смысл жизни.

Раздел 1. Крещение Руси и святость

Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Языческие верования кривичей. Первые проповедники веры христианской. Крещение жителей. Храмы 11 века. Мономахов собор.

Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле . Святость как феномен духа. Святые Борис и Глеб. Преподобный Исаакий и Прохор-лебедник, преподобный Аркадий Вяземский.

Основные понятия и сущность явлений: язычество, крещение, святость, святой, проповедь, храм, икона, страстотерпец, преподобный, постриг, аскет, просфора, смирение.

Раздел 2. Смоленская епархия в XII - первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли.

Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей. Князь Ростислав Мстиславович Смоленский и его сыновья: Роман и Давид. Климент Смолятич.

Зодчество. Устройство храма. Алтарь. Собственно храм или четверик. Храмы смоленского княжества: Борисоглебский монастырь, церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела. Петр Дмитриевич Барановский.

Смоленская живопись (фрески, миниатюры) XII-XIII вв. Техника фрески смоленских художников. Фрески храма на Протоке. Манера письма смоленских художников. Оформление древних книг. Храм и его смыслообраз.

Иконопись Смоленской земли . Икона - не портрет.

Смысл истонченной телесности. Совершенная неподвижность облика на иконе. Расстояние, которое отделяет нас от иконы. Иконы Иисуса Христа,

Иконография образа Пресвятой Богородицы. Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии. Чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии. Иконостас. Иконостас Смоленского Успенского Кафедрального собора. Архитектурность религиозной живописи. Две встречи. Послание иконописцу.

Авраамий Смоленский. Жизненный путь. Преподобный Ефрем, ученик Авраамия Смоленского. Святитель Игнатий, епископ Смоленский.

Раздел 3. Православная Церковь и культура Смоленщины в XIII-XY веках.

Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. Святой Федор Смоленский и Ярославский. Преподобный Симон. Памятники письменности.

Православная Церковь на Смоленщине в Литовский период . Великое княжество Литовское и Православие. Борьба за сохранение православной веры. святые Вяземской земли: князь Симеон и княгиня Иулиания. Церковь на рубеже XY-XYI вв.

Основные понятия и сущность явлений: христианский подвиг

Раздел 4. Смоленская епархия в XYI- начале XYII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.

Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря . Жизненный путь Герасима Болдинского. Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. Троицкий монастырь. Федор Конь.

Церковь и строительство крепостной стены. Новый список Одигитрии.

Оборона Смоленска в 1609 - 1611 годах . Тяжелые испытания начала XYII века. Архиепископ Сергий. Митрополит Филарет. Патриарх Гермоген.

Церковь на Смоленской земле в Польский период. Политика польских властей в отношении Православной церкви. Появление православных братств,- первых монастырей. Вязьма - центр православия. Преподобный Питирим.

Основные понятия и сущность явлений: монастырь, архитектурный тип, шатровая церковь, список Одигитрии, святые Вяземской земли.

Раздел 5. Смоленская епархия во второй половине XYII - XYIII вв.

Возвращение Смоленска в состав Российского государства . Возрождение Смоленской епархии. Развитие духовного образования на Смоленщине.

Смоленский Кафедральный собор . Царь Алексей Михайлович. Строительство собора. События 1812 года. Плащаница Смоленского Успенского собора.

Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XYII века. Колокольня Успенского собора. Каменный собор Троицкого монастыря. Строительство бесстолпных храмов. Собор Вознесенского девичьего монастыря. Строительство деревянных церквей.

Смоленская епархия в XYIII веке . Секуляризация культуры. Храмовое строительство в XYIII веке. Владыка Парфений. Петр 1 и Смоленская епархия. Рославльские старцы. Смоленская духовная семинария. Рождественское - Новый Двор.

Основные понятия и сущность явлений: секуляризация культуры, плащаница, духовная семинария, духовное образование, историческая беспамятность.

Раздел 6. Смоленская епархия в XIX- начале XX вв.

Смоленская епархия в 1812 году . Разорение французскими войсками православных святынь. Борьба против французского нашествия. Икона Одигитрии в войне 1812 года.

Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 года. Создание духовных учебных заведений. Классическая храмовая архитектура: Богоявленский собор, церковь Михаила Архангела в селе Алексино, Покровская церковь в селе Черепово, церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Рай, Покровская церковь в селе Дуброво. Архиереи и государственные деятели в церковной истории Смоленщины. Преподобные Макарий и Николай.

Основные понятия и сущность явлений: пастырский долг, благотворительные заведения, катехизация, миссионерство, храм в виде базилики, ротонды.

Раздел 7. Православная церковь в 1917 - 1945 гг.

Драма общества и культуры нового времени.

Православная церковь на Смоленщине в 1925-1941 годах . Закрытие храмов, преследование священнослужителей.

Православная церковь в годы Великой Отечественной войны . Время оккупации. Освобождение Смоленщины. Политика советского государства в отношении Церкви.

Основные понятия и сущность явлений: драма общества и культуры.

Раздел 8. Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-2001 гг.)

Кризис системы - кризис идеологии. Распространение сект и оккультных учений. Храм Петра и Павла в г. Ярцево, храм Новомучеников и Исповедников российских в Смоленске. Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни. Церковь и общественная жизнь Смоленщины.

Норма веры как норма жизни.

Основные понятия и сущность явлений: кризис системы, кризис идеологии, секта, оккультные учения, норма веры.

Заключение. Вопрос о смысле жизни.

Приложение. О крестном знамении и поклонах. Поведение в Церкви. Заповеди Божии. Семь Таинств Церкви. Русские мыслители: биографические очерки (Иосиф Волоцкий, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл). Сводный список приходов, монастырей, храмов Смоленско-Калининградской епархии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с устройством и символикой православного храма, способствовать формированию уважительного отношения к православным святыням.

Задачи урока:

Обучающая: дать детям основную информацию об устройстве храма, его внешнем виде и внутреннем убранстве, научить объяснять новые понятия, используя иллюстрационный материал;

Развивающая: сформировать представление о правилах и нормах поведения в храме;

Воспитательная: продолжить формировать чувство уважения, интереса и бережного отношения к духовному наследию России.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием презентации

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, художественные иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь, доска, мел.

I. Организационный момент.

Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе.

II. Ознакомление с новым материалом: Слайд 1(Тема урока).

Предназначение православного храма и его символичность.

Внутреннее устройство храма и церковная утварь.

Правила и нормы поведения в храме.

Слайд 2. (На экране проектора изображен храм). Обратите внимание на экран. Что на нём изображено? (Ответы учащихся).

Для чего нам нужен храм? (чтобы молиться, совершать таинства).

Слайд 3. Первым христианским храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями.

Опишем внешний вид храма. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Слайд 4. Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, это имеет символическое значение. Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Слайд 5. Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Слайд 6. При легендарном царе Соломоне был построен первый каменный Иерусалимский храм, который состоял из трех частей: святая святых, святилища и большого двора вокруг. Православный христианский храм по внутреннему устройству тоже делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Притвор. На западной стороне храма устраиваются двери, или врата, вводящие в притвор. Врата эти в уставе называются "красными", так как они иногда украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, как, например, во время крестных ходов. Эти врата называются еще "церковными", так как ведут в самую церковь, и "церковными великими вратами", потому что, кроме них, устраивались еще другие входные двери в церковь "северные" и "южные". Если считалось в древности необходимым отделение женщин от мужчин, то тем более необходимо было отделение от верующих людей оглашенных и кающихся. И действительно, соответственно своему нравственному состоянию, эти лица помещались в особой, третьей части храма, которая получила название "притвора".

Слайд 7. Притвор – это преддверие к храму. Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей, где стояли лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Слайд 8. В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи.

Слайд 9. Средняя часть храма. Средняя часть храма, или собственно храм, называвшаяся обыкновенно кораблем церкви, служила помещением для мирян. В древности здесь особые места были отведены для мужчин и особые для женщин. В русских церквах мужчины помещались в южной правой половине храма, а женщины в северной левой. Средний храм символизирует собой мир людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освящённый Им. Это сотворённый мир, в отличие от алтаря, который знаменует небо, область бытия Божия.

Слайд 10. Алтарь. Алтарь (от лат. alta ara - возвышенный жертвенник; от греч. - высокое место). Он и устраивается обычно на возвышении и символизирует Царство Небесное.

Слайд 12. Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого "анти" - "вместо" и латинского "менса" - "стол, престол"), или "вместопрестолие". В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы святых мощей. История антиминса восходит к первым временам христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах мучеников. Когда христиане с IV века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти храмы из разных мест мощи святых мучеников. Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется "илитоном". Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Слайд 13. В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие. Рядом с Евангелием полагается на престоле крест. Этот крест, как и Евангелие, называется "напрестольным".

Для хранения Святых Тайн ныне ставится на самом престоле ковчег, или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и святое миро.

Слайд 14. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения, хлеб и вино – Тело и Кровь Господа.

Слайд 15. За престолом, у самой стены, устраивается горнее место, представляющее собою седалище для епископа, и по бокам его места для пресвитеров. Оно помещается на возвышении, почему и называется также горним престолом. За престолом иногда ставится семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.

Слайд 16, 17. Кресло епископа, Семисвечник.

Что отделяет алтарь от среднего храма? (Иконостас).

Слайд 18. Иконостас. Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Он символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом. Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что совершается в алтаре. Образы иконостаса показывают, каким становится человек, соединяющийся с Богом.

Слайд 19. Посередине храма располагается аналой – четырех угольный столик с покатым верхом, а на нем праздничная икона или образ святого в честь церковного события в зависимости от календаря.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектений и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров.

К середине XV века алтарная преграда преобразовалась в то, что теперь считается иконостасом. Иконостасы бывают разные. В соборах иконостасы состоят из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Слайд 20.

В первом, нижнем ряду имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Христа Спасителя, а налево Божией Матери. Правее от иконы Спасителя помещается икона того праздника или святого, которому посвящен данный храм, храмовая икона. Это так называемые "местные иконы". На двух створках царских врат помещается изображение Благовещения Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн по два на каждой створке. На северных и южных дверях помещаются изображения Архангелов Михаила и Гавриила или Архидиаконов Стефана и Филиппа. Верхняя часть иконостаса называется "тяблом".

Во втором ярусе, прямо над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, которая как бы учит, что желающие войти в Царство Небесное, символизируемое алтарем, должны удостаиваться вкушения трапезы Господней, которая уготовляется далее внутри алтаря на престоле и предлагается мирянам в царских вратах. По бокам Тайной вечери, во втором ярусе по обе стороны располагаются иконы всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных.

В третьем ярусе над Тайной вечерей ставится икона, называемая "Деисус", что значит "моление". "Деисус" изображает собою Господа Иисуса Христа, а по сторонам Его Матерь Божию и святого Иоанна Предтечу, обращенными к Нему в молитвенном положении тела. По обе стороны "Деисуса" помещаются иконы всех двенадцати Апостолов.

В четвертом ярусе в середине изображается Богоматерь с Предвечным Младенцем, а по обе стороны ветхозаветные Пророки, предсказывавшие воплощение Сына Божия. Они изображаются с теми знаками, какими они прообразовательно изображали таинство воплощения: Аарон с прозябшим жезлом, Давид со златым ковчегом, Иезекиил с затворенными дверями и т. Д.

И, наконец, в самом верхнем пятом ярусе изображается посередине Бог Саваоф с Божественным Сыном на лоне, а по сторонам ветхозаветные Праотцы. Вершина иконостаса увенчивается Святым Крестом изображением того знамения, которым даровано людям вечное спасение и открыты врата Царства Небесного.

Памятка идущему в храм

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони –

Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,

Милость нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

О всём мире помолись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай:

Не гляди по сторонам –

Не полезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица –

Не посматривай на лица,

Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу.

Козни их не принимай –

Слову Божию внимай.

И скажу я от души:

Храм покинуть не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к Кресту,

Обещанье дай Христу,

И пребудь обетам верен.

Время даром не губи,

Службу Божью полюби,

И, пока огонь в груди,

На молитву приходи.

Игумен Виссарион (Остапенко)

III. Закрепление изученного материала

На сколько частей делиться православный храм?

Что находиться в алтаре?

Что находиться на престоле?

Что отделяет престол от средней части.

Сколько рядов в иконостасе? Как они называются?

Таким образом, рассмотрев внешний вид храма, а также его внутреннее убранство, можно сказать о практическом назначении и символическом значении каждой из его частей. Как и алтарь, так и средняя часть с притвором имеют свою символическо-историческую и практическую часть. Поэтому к храму следует относиться благоговейно, как не просто к некоему зданию, а как к месту, где присутствует Сам Господь Бог

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ СВОЯ ИГРА. итоговый урок docx.docx

Нетрадиционная форма обучения — это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций и формированию интереса к уроку.

Методическая разработка урока направлена на повторение изученного материала в течение учебного года материала в форме игровой деятельности. Данную методическую разработку возможно использовать не только в урочной и внеурочной деятельности, а также для самостоятельного изучения темы дома или при дистанционном обучении.

Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Программное обеспечение игры очень выгодно позволяет формировать содержание урока. Реализация игры осуществляется при помощи программы Power Point . Задания представляются на экране при помощи гиперссылок. Таким образом, возможно как увеличить, так и уменьшить объем опроса обучающихся. Учитель сам решает какие темы он может затронуть, какие вопросы в его понимании наиболее важны.

Методическая разработка итогового урока предмета

Вид урока – повторительно-обобщающий.

Время проведения: урок.

Технология: личностно-ориентированная, игровая.

Возраст обучающихся: 8 класс.

Цель урока: активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.

Закрепить ранее изученный материал по пройденным темам.

Продолжить формирование умений подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах .

Обогатить, закрепить и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Развивать навыки устной речи - формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.

Развивать познавательную активность обучающихся, их умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, стимулировать желание воспользоваться дополнительными источниками информации;

Анализировать полученную информацию

Углубить раскрытие нравственных категорий, общечеловеческих ценностей вечных идеалов.

Формировать умения и навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах, способствовать сплочению коллектива.

Знание понятий и терминов, изучаемых в программе курса: Преподобный, духовный подвиг, благословление, иночество и др.

Умение ориентироваться в художественных направлениях, исторических фактах и явлениях, изучаемых в программе курса: икона, иконостас, архитектурная композиция и т.д.

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания,

Способность сохранять учебно-познавательный интерес к изученному материалу.

Способность определять правильность выполненного задания.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Умение выделять существенную информацию из различных источников информации,

Умение делать выводы на основе обобщения знаний.

формирование готовности умения излагать своё мнение и аргументировать точку зрения,

совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

- ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

- экран подсчета баллов.

В игре принимают участие все обучающиеся, разделенные на три команды. Игра состоит из двух раундов. В первом и втором раунде 20 вопросов, и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого и второго раунда сгруппированы в 4 темы по 5 вопросов в каждом. Стоимость вопросов: 10, 20, 30, 50, 70 баллов - в первом раунде; 20, 40, 60, 80, 100 баллов - во втором.

Для того, чтобы каждая команда участница смогла ответить на одинаковое количество вопросов право выбора вопроса будет переходить к командам по очереди. Игроки имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Если отвечающая команда не дает ответ, то право ответа получает команда, первой поднявшая руку. Правильно ответивший ученик получает жетон.

При подведении итогов подсчитывается не только количество баллов каждой команды, но и количество жетонов у участников игры. Жетоны дают возможность отследить активность работы класса и дополнительно оценить самых активных участников.

В финальном раунде команды отвечают на один вопрос, который удваивает баллы команды при наличии правильного ответа.

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАВИГАЦИИ:

1. Вопросы раундов управляются при помощи анимации и гиперссылки. Возвращение к вопросам раунда при помощи стрелки в нижнем правом углу.

2. После озвучивания вопроса через 20 секунд может прозвучать сигнал окончания ожидания ответа. Сигнал управляется при помощи значка колокольчик рядом со стрелкой гиперссылки.

Для проведения игры нужны:

Ведущий (учитель), он же жюри;

Ведущий находится у монитора компьютера и ведет игру.

Ведущий разъясняет цели, условия игры, представляет команды (участников должно быть примерно одинаковое количество, поэтому команды логично назначить по рядам)

Команды поочередно выбирают вопросы. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Подведение итогов, награждение команд и отличившихся своими знаниями учащихся.

3 июня 1611 г. 3 июня 1611 г.

Паки ли приложит кто сею епископию опять к Переясловстеи епископью завистию, переступя слово святого митрополитиа Русского Михаила, и разрушит сию епископью Смоленскую: то князь отъиметь свое опять… даже кто разрушитъ сеи замысел святого отца моего Мстислава и митрополитиа Русского Михаила.

Уставная грамота смоленского князя Ростислава Смоленской Епископии

28 июня 1456 году, в Москве был устроен крестный ход, который торжественно завершился у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле у излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте Новодевичий монастырь. О каком событии идет речь?

В 1456 году по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, была торжественно возвращена в Смоленск икона Смоленской Божией Матери Одигитрии

В 1728 году владыка Гедеон (Вишневский) обратился с прошением к императору, где просил содействия проекту. Именной указ императора Петра II последовал незамедлительно. Сразу же преосвященный Гедеон приступил к реализации своих планов. На территории Авраамиевского монастыря начинается строительство зданий для реализации проекта. О каком проекте идет речь?

1728 год – создание Смоленской духовной семинарии

Прокомментируйте данный документ. О каком событии в нем говорится:

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Самый древний из полностью сохранившихся до наших дней каменных храмов в г. Смоленске

Храм Петра и Павла

При этом храме было открыто первое учебное заведение в г. Смоленске.

Храм Иоанна Богослова

Этот храм был построен в 90-е годы Х II века при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. Стал последним образцом Смоленской архитектурной школы.

Храм Михаила Архангела

В России на сегодняшний день сохранилось всего четыре трехкупольных храма. Один из них находится на Смоленщине. Включен в список ЮНЕСКО. Назовите храм и город, в котором храм находится.

г. Вязьма. Церковь Одигитрии Смоленской

Святые земли Смоленской

Мученик Меркурий Смоленский, воин

Преподобный Авраамий Смоленский

Жители города Вязьма называют его своим заступником и покровителем. В последний раз по народному преданию его видели перед бомбардировкой города в 1942 году.

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский

Они были правителями в Вяземском княжестве, погибли в один день от руки друга и стали для потомков символом чести, любви и верности

Преподобные мученики Симеон и Юлия Вяземские.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский

Святыни земли Смоленской

Над вратами у Днепра.

Риза вся на Ней узорная,

Из литого серебра;

Было время: перед битвами

Шла победная Она.

За Царя за Русь с молитвами

Верным строем несена.

Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии

Назовите святыню, историю её появления и место, где она находится. (фото Плащаницы)

hello_html_mf699da.jpg

Плащаница. Это произведение из мастерской Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного было вкладом в Московский Успенский собор на помин души князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного и его матери Ефросиньи.

В Смоленск Плащаница попала в 1812 г., когда один из казачьих отрядов отбил ее у отступающих французов и передал в Смоленский кафедральный собор где теперь и находится.

Назовите святыню и место, где она находится. (Фото. Сандалии Меркурия Смоленского)

Сандалии Святого Меркурия Смоленского; Успенский кафедральный собор

Именно здесь в 1015 году принял мученическую смерть один муромский князь Глеб, а через 150 лет сюда были перевезены раки с его мощами, а так же мощами брата . Таким образом, князь Давид превратил это место в очень значительную святыню общерусского значения

Борисоглебский собор на Смядыни

Эта святыня, которая официально считалась уничтоженной в 1921 году была чудесно обретена в 2001 году

Мощи Преподобного Герасима Болдинского

Этот игумен смоленского монастыря стал учеником Преподобного Сергия Радонежского


Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

Примерная учебная программа основного общего образования по истории Смоленщины с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования;

В современном обществе значительно активизировались политические, экономические процессы и духовная сфера общественной жизни вынуждена претерпевать серьезные изменения. В настоящее время выросла потребность в осмыслении национально-культурных традиций, духовного наследия русского народа, поэтому особую роль приобретают православные знания.

- ознакомление обучающихся с историей православной культуры земли Смоленской;

- приобщение обучающихся к нравственным основам православной культуры;

- противодействие распространению в детской молодежной среде пороков наркомании, алкоголизма, половой распущенности и насилия;

- формирование представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной культуры;

- воспитание гражданственности, ориентация учащихся на духовно-нравственные ценности;

- развитие умения ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Название раздела

Колличество часов

Введение. Возникновение православия

Крещение Руси и святость

Смоленская епархия в ХII-первой половине XIII вв.

Православная Церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв.

Смоленская епархия в XVI-начале XVII вв.

Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв.

Смоленская епархии в Х1Х-начале XX вв.

Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг.

Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-2001 гг.).

ВВЕДЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Знакомство с понятиями "православие" и "христианство".

Возникновение христианства и Православной Церкви.

Суть учения Христа. Культура и христианство.

Религиозный культ. Взаимосвязь культа и искусства.

Взгляд русских философов на культуру.

Собор; устроение мира. Смысл жизни.

РАЗДЕЛ 1. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И СВЯТОСТЬ

Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Языческие верования кривичей. Первые проповедники веры христианской. Крещение жителей.

Храмы XI века. Мономахов собор. Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле.

Святость как феномен духа. Святые Борис и Глеб. Преподобный Исаакий и Прохор-лебедник. Преподобный Аркадий Вяземский. Понятие "смирение" и его смысловая значимость.

РАЗДЕЛ 2. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В XII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВВ.

Расцвет православной культуры Смоленской земли. Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей. Князь Ростислав-Михаил Смоленский и его сыновья Роман Ростиславич и Давид Ростиславич. Климент Смолятич. Зодчество.

Устройство храма. Алтарь. Собственно храм, или четверик. Храмы Смоленского княжества: Борисоглебский монастырь, церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. Петр Дмитриевич Барановский.

Смоленская живопись (фрески, миниатюры) XII—XIII вв. Техника фрески смоленских художников. Фрески храма на Протоке. Манера письма смоленских художников. Оформление древних книг. Храм и его смыслообраз.

Иконопись Смоленской земли. Икона не портрет. Смысл истонченной телесности. Совершенная неподвижность облика на иконе. Расстояние, которое отделяет нас от иконы. Икона Иисуса. Иконы Божией Матери. Иконостас. Иконостас Смоленского Успенского кафедрального собора. Архитектурность религиозной живописи. Две встречи. Послание иконописцу.

Авраамий Смоленский. Жизненный путь. Преподобный Ефрем, ученик Авраамия Смоленского. Святитель Игнатий, епископ Смоленский.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Православная церковь и культура Смоленщины XIII-XV веков.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА СМОЛЕНЩИНЫ В XIII-XV ВЕКАХ

Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. Святой Федор Смоленский и Ярославский. Преподобный Симон. Благоверный князь Андрей. Памятники письменности.

Православная церковь на Смоленщине в Литовский период. Великое княжество Литовское и Православие. Борьба за сохранение православной веры. Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания. Епископ Мисаил. Смоленщина и Православная Церковь на рубеже XV-XVI вв.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Православная церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв.

РАЗДЕЛ 4. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В XVI-НАЧАЛЕ XVII ВВ.

Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. Преподобный Герасим Болдинский, Основание Болдинского монастыря. Жизненный путь преп. Герасима Болдинского. Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. Троицкий монастырь. Федор Конь. Церковь к строительство Крепостной стены. Новый список Одигитрии. Оборона Смоленска в 1609-1611 гг. и церковь.

Тяжелые испытания начала XVII в. Архиепископ Сергий. Митрополит Филарет. Патриарх Гермоген. Церковь на Смоленской земле в Польский период. Политика польских властей в отношении Православной Церкви. Появление Православных братств. Бояре Салтыковы и Бизюков монастырь. Вязьма- центр православия. Преподобный Питирим.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Смоленская епархия в XVI-начале XVII вв.

РАЗДЕЛ 5. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В XVII-XVIII ВВ.

Возвращение Смоленска в состав Российского государства. Возрождение Смоленской епархии. Развитие духовного образования на Смоленщине. Смоленский Кафедральный собор. Царь Алексей Михайлович. Строительство собора. События 1812 г. Плащаница Смоленского Свято-Успенского собора.

Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XVII в. Колокольня Успенского собора. Каменный собор Троицкого монастыря. Строительство бесстолпных храмов. Собор Вознесенского девичьего монастыря. Строительство деревянных церквей.

Смоленская епархия в XVIII в. Секуляризация культуры. Храмовое строительство в XVIII в. Владыка Парфений. Петр I и Смоленская епархия. Рославльские старцы. Смоленская духовная семинария. Рождественское-Новый Двор.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Смоленская епархия в XVII-XVIII вв.

РАЗДЕЛ 6. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX вв.

Смоленская епархия в 1812 г. Разорение французскими войсками православных святынь. Участие Православной Церкви в борьбе против французского нашествия. Никифор Мурзакевич. Икона Одигитрии в войне 1812 г.

Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 г. Создание духовных учебных и благотворительных заведений, становление системы катехизации и миссионерства. Классическая храмовая архитектура: Богоявленский собор, церковь Михаила Архангела в с. Алексино, храм-ротонда в с. Николо-Погорелое, Покровская церковь в с. Черепово, церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Рай, Покровская церковь в с. Дуброво.

Архиреи и государственные деятели в церковной истории Смоленщины. Преподобные Макарий и Николай.

РАЗДЕЛ 7. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА СМОЛЕНЩИНЕ В 1917-1945 ГОДАХ.

Драма общества и культуры нового времени. Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг. Православная Церковь в годы революции и гражданской войны. Трагические события 1922 года. "Обновленческая" церковь.

Православная Церковь на Смоленщине в 1925-1941 гг. Закрытие храмов, преследование священнослужителей. Православная Церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.

Православная Церковь во время оккупации. Освобождение Смоленщины. Политика советского государства по отношению к Церкви.

РАЗДЕЛ 8. НОВЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ: ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ (1886-2001 ГГ.)

Кризис системы – кризис идеологии. Распространение сект и оккультных учений.

Православная Церковь: возрождение из руин. Храм Петра и Павла в г. Ярцеве. Храм Новомучеников и Исповедников российских в Смоленске. Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни.

Церковь и общественная жизнь Смоленщины. Норма веры как норма жизни. Вопрос о смысле жизни.

Презентация на тему Презентацияк уроку ипкзС 8класс Христианский подвиг, предмет презентации: Религиоведение. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 21 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации


история православной культуры
Земли Смоленской


Учитель православной культуры
МБОУЯСШ №2 Юдина Лидия Александровна


Актуальность: урок нацелен на формирование правильного этического мировоззрения у учащихся Цели: Метапредметная: способствовать к формированию правильного

Актуальность: урок нацелен на формирование правильного этического мировоззрения у учащихся

Цели: Метапредметная: способствовать к формированию правильного эстетического и этического восприятия окружающего мира обучащихся , учиться применению полученных знаний в курсе изучения общеобразовательных предметов

Личностные: заложить в сознание детей добродетель как основу морально-нравственного поведения, способствовать формированию любви и внимательного отношения к окружающим людям;
Коммуникативная: способствовать развитию мыслительных процессов через речевую деятельность и анализ предлагаемых проблемных ситуаций на уроке; формировать навыки работы в группе.
Регулятивная: в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся способствовать приобщению к морально-нравственным ценностям, стремиться к саморегуляции поведения

Знакомство с подвигом как примером христианской добродетелиПоказать неразрывную связь подвига с жертвеностью.

Знакомство с подвигом как примером христианской добродетели

Показать неразрывную связь подвига с жертвеностью.

Главная христианская заповедь : возлюби господа Бога твоего всем сердцем и ближнего своего как самого себяПроблемные

Главная христианская заповедь : возлюби господа Бога твоего всем сердцем и ближнего своего как самого себя

Проблемные вопросы:
Что есть любовь к ближнему?
Почему говорят ,что браки заключаются на небесах?
Что есть брак сточки зрения христианской и в брак сегодняшнем мире?

Брак есть пристанище, но вместе и кораблекрушение, -не сам по себе ,а по расположению тех ,кто худо

Брак есть пристанище, но вместе и кораблекрушение,
-не сам по себе ,а по расположению тех ,кто худо пользуется им.Ибо тот ,кто соблюдает в нем законы, находит в доме и жене своей утешение, облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах.
Иоанн Златоуст

Таинство брака Когда Господь создал Адама, то Он решил создать ему жену из ребра «…И будут они

Таинством называют священнодействие, через которое нам дается благословение Божие. Всего существует семь таинств: Крещение ,Миропомазание, Причащение, Покаяние, Венчание, Священство и Елеосвящение.

Освятил своим присутствием брак и Сын Божий Иисус Христос, совершив свое первое чудо, претворив воду в вино

Освятил своим присутствием брак и Сын Божий Иисус Христос, совершив свое первое чудо, претворив воду в вино на свадьбе в Канне Галилейской.Вместе с ним присутствовала на той свадьбе и Мать Его.

На пороге брачной жизни Церковь напоминает ,что супружество –

На пороге брачной жизни Церковь напоминает ,что
супружество – это подвиг, который требует взаимной поддержки, терпения и Божией помощи. Целью венчания является благословение церкви на путь супружеской жизни. Жених и невеста до брака должны исповедаться ,попоститься и причаститься.

подвигХристианский подвиг – это не только внешний ,но и внутренний. Проявить благочестие,смирение, целомудрие бывает сложнее, чем сразиться

Христианский подвиг – это не только внешний ,но и внутренний. Проявить благочестие,смирение, целомудрие бывает сложнее, чем сразиться с врагом..

Во время венчания священник надевает на голову брачующихся венец и благословляет их ,обведя трижды вокруг аналоя, в символ того ,что сам Бог дает им благословение на жизнь в любви и согласии до самой смерти.

Венец надевается в символ того ,что супруги имеют право теперь быть главами семейства
Кольца выносятся из алтаря в символ того,что брачный союз благословляет Сам Бог.

Свечи символизируют горение душ любовью к Богу.

На браковенчании молодые стоят перед иконами Спасителя и Матери Божией

На браковенчании молодые стоят перед иконами Спасителя и Матери Божией

Подвиг оправдан тогда ,когда в его основе лежит любовь человека к человеку и к Богу.

Докажите это на примере жития Иулиании Вяземской

Подвиг во имя любви Святой Иулиании Вяземской

Подвиг во имя любви Святой Иулиании Вяземской

И дух терпения,смирения ,любви И целомудрия мне в сердце оживи

И дух терпения,смирения ,любви И целомудрия мне в сердце оживи А.Пушкин Лингвоанализ Целомудрие

В чем проявилось целомудрие Святой Иулиании ?

В чем проявилось целомудрие Святой Иулиании ?


Проблемные вопросы (работа в группах)

Проблемные вопросы (работа в группах) 1гр.Как был наказан кн.Юрий? 2.Почему кн.Иулианию возвели в ранг святых? 3 гр. Приведите другие примеры добродетели ,верности, благочестия Подготовьте, ответ, используя ПОПС формулу



Читайте также: