Доклад на тему особенности молодежной политики в рф

Обновлено: 28.06.2024

Молодежная политика (МП) – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию определенного общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним – определенного качества жизни и качества самой молодежи, которая в перспективе является экономически активным населением страны.

Данная категория населения – есть некая социальная прослойка, очень важная для государства, поскольку молодежь – это те люди, которые придут на смену правящему в данный момент поколению.

Качество подрастающего поколения, а также степень его соответствия существующим и необходимым стране условиям и стандартам обуславливаются эффективностью молодежной политики. Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического и т.д.

Реализация данных мер создает соответствующие приемлемые условия для достижения главной цели молодежной политики. Однако в различных странах и даже регионах нашей страны преследуются самые разнообразные цели МП, используются всевозможные инструменты для достижения данной цели, и, как результат, результаты проведения молодежной политики, а вместе с этим и качество молодого поколения, – получаются различными.

В данной работе рассмотрены особенности МП в России и зарубежных странах. В ходе сравнительного анализа рассмотрены такие основные блоки молодежной политики как: направления ее реализации и правовые документы, регламентирующие ее проведение.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в данном вопросе достигли поставленных целей. В связи с этим, анализ молодежной политики западных стран играет немаловажное значение для определения курса российской молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).

Европейские страны сравнительно поздно выделили молодежную политику в специфическую сферу деятель­ности государства, тем не менее проделали в этом направлении большую работу, получив ощутимые результаты.

80-е годы стали для молодежи прорывом в области образования. Европейскими государствами все больше внимания уделяется образованию молодых людей, их ориентации на активный труд, профессиональный рост.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что цель современной МП в европейских странах – бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.

Государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом в данной области.

Основными направлениями молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.

Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть – наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди – остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда) и даже гибели людей, как показывают беспорядки, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади. И как показывают проводимые соцопросы в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76% молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций.

Поэтому опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере ее подавляющего большинства).

Не менее важным при формировании государственной молодежной политики является ее законодательно-правовой аспект.

В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.

К сожалению, с момента распада СССР молодежная политика не стала на практике приоритетной политикой Российского государства. С начала 90-х годов было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей.

В декабре 2006 года была утверждена уже упомянутая выше Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов, о чем уже говорилось выше. Однако и она не принесла должного результата.

В сложившихся условиях, можно сделать вывод, что России нужен новый закон о молодежи. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере.

Таким образом, молодежная политика в целом является важнейшим направлением деятельности для современной России, что особо подчеркивается усиливающимся влиянием молодежных движений на процессы стабилизации и дестабилизации политической системы.

Как показывает практика последних десятилетий, поиск путей решения данной проблемы не стоит ограничивать пределами России. В сложившихся современных условиях необходим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и мышления.

Отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Цель данной работы - дать представление о государственной молодежной политике, способах её осуществления, а также выявить приоритетные направления в реализации государственной молодежной политики.
Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.

Содержание

Введение ………………………………………..………………………. ……. …..3
Сущность молодёжной политики в Российской Федерации…………………..….6
Особенности и проблемы молодёжной политики в Российской Федерации. 9
Перспективы развития молодёжной политики в Российской Федерации..…….15
Заключение …. 17
Список литературы………………………………………………………………. 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на тему: Особенности молодёжной политики

в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Выполнил: студент ИДПО

группы ИСТ 337-10

Принял: доцент кафедры истории и политологии Лавриков С.В.

Сущность молодёжной политики в Российской Федерации…………………..….6

Особенности и проблемы молодёжной политики в Российской Федерации. 9

Перспективы развития молодёжной политики в Российской Федерации..…….15

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Актуальность данной работы в том, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Эта ситуация еще более усиливает актуальность исследования.

Цель данной работы - дать представление о государственной молодежной политике, способах её осуществления, а также выявить приоритетные направления в реализации государственной молодежной политики.

Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

При подходе к рассмотрению молодежи как особой категории, являющейся стратегическим ресурсом государства, необходимо определить приоритетным направлением государства осуществление особой правовой политики в отношении молодежи, реализация которой должна послужить возрождению современной России.

Когда речь идет о молодежной политике, то имеется ввиду отношение общества и государства, различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как к самостоятельной демографической группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус молодежи, а вместе с ним - социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни, в конечном итоге - качество жизни, а в перспективе - контуры и качественные параметры экономически активного населения.

Следовательно, в настоящее время назрела острая необходимость в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации ее активности в социально полезном направлении.

Объектом исследования работы является молодежная политика в контексте либерально- демократического реформирования российской государственности.

Предметом исследования являются юридические механизмы реализации российской государственной молодежной политики на современном этапе.

В соответствии с этим целью является правовой анализ российской государственной молодежной политики и разработка предложений по совершенствованию законодательства.

Можно с уверенностью сказать, что самостоятельной политической силой молодое поколение сегодня не является. Современные российские политики относятся к молодежи как к средству, которое содействует завоеванию власти. Молодежь сохраняет высокий уровень оптимизма и веру в то, что в будущем, возможно, изменить к лучшему. Молодое поколение считает себя главным фактором развития страны и движущей силой преобразований в обществе.

Сущность молодёжной политики

в Российской Федерации

Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

В России к молодёжи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет. Экономический и социальный совет ООН к молодёжи относит граждан различных стра н в возрасте от 15 до 24 лет.

На исходе Советского Союза руководители озаботились проблемами молодёжи. Комсомол был в глубочайшем кризисе и необходимо было решать проблемы молодого поколения вне общественной структуры. Так в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи, которую тогда предложили занять Андрею Шаронову. Летом 1991 года после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан госкомитет РСФСР по делам молодёжи, который возглавил тот же Андрей Шаронов. В конце 1991 года он стал полномочным представителем правительства по делам молодёжи. 16 сентября 1992 года появился комитет по делам молодёжи при правительстве РФ, который вновь возглавил Андрей Шаронов. 23 декабря 1996 года после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Татьяна Новикова. 24 июня1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития.

Но 22 сентября 1998 года госкомитет по делам молодёжи был вновь возрождён, его возглавил Деникин, Виктор Иванович. С 25 мая 1999 года по 17 мая 2000 года он носил название Госкомитета РФ по молодёжной политике. С 2000 по 2004 год он снова был упразднён и его функции были переданы департаменту по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации, который возглавила Галина Куприянова. Курировал Департамент заместитель Министра Юрий Васильевич Коврижных.

Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах:

1. Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики.

2. Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.

3. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

4. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профподготовке, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

5. Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Целями государственной молодежной политики являются:

1. Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи.

2. Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста.

3. Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

5. Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития молодежи и всего общества.

Особенности и проблемы молодёжной политики

в Российской Федерации

Если мы обратимся к проблемам в современной России то, можем с уверенностью констатировать, что наиболее значимыми проблемами, выделяемыми молодежью являются: преступность, наркомания, безработица, проституция, отсутствие бесплатной сферы здравоохранения, образования, занятости и досуга.

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

- Уважение к старшим.

- Бог (вера в Бога).

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Молодежь— это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

- возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная(фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Билет 12.

Типы экономических систем.

1. Экономическая система — установленная и дей­ствующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.


В целом, значение молодежной политики в регионах и на муниципальном уровне, имеет высокий приоритет. Прежде всего, это обусловлено необходимостью формирования наиболее оптимального курса социального развития молодежи с целью приспособления ее к изменениям в социально-экономической, политической и информационной среде. Молодежная политика строится не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на территориальном участии органов муниципального управления в сфере разработки планов, прогнозов, политик развития этого социального института. Именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодежи с учетом особенностей территории, традиций и менталитета населения.

Эффективная молодежная политика должна затрагивать и способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодежи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства.

Только в этих условиях удастся вырастить высоконравственное и социально-устойчивое будущее поколение. Кроме того, стоит отметить, что молодежная политика, разрабатываемая и реализуемая, как на государственном, так и на муниципальном уровне, является одним из элементов государственной безопасности нашей страны. При этом в настоящее время, до сих пор не выработаны единая система построения, а также механизмы осуществления и методология оценки эффективности реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

Неэффективная молодежная политика ведет к низкой активности молодежи, возникновению проблем защиты прав и свобод молодых людей и снижению качественного состава населения территории.

Что представляет из себя молодежь сегодня?

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую часть населения нашей страны, в связи, с чем будет правильно сказать, что перспективы развития, как Российской Федерации, так и любой другой страны мира, связаны с положением и развитием молодежи. Молодежь обладает значительным потенциалом, а именно мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям и новым технологиям, развитию научно-технического прогресса, способность противодействовать негативным вызовам, однако, этот потенциал не всегда используется в полной мере.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Молодежь, как категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке, является наиболее незащищенной. В силу социальных и экономических проблем, сложности адаптации к рыночным условиям именно среди молодежи наибольший процент составляет безработица, и, как следствие, в последние годы постоянно растет уровень девиантных проявлений в молодежной среде. Стоит отметить то, что молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.

Понятие и сущность молодежной политики

В наиболее общем виде молодежную политику можно охарактеризовать систему государственных мер, направленных на создание возможностей и условий социализации и самореализации молодежи.

Выделим две важные составляющие характеристики молодежной политики. Первое, это формирование и развитие субъектной позиции самой молодежи, то есть ее вовлечение в формирование повестки реализации молодежной политики. Второе, это сетивизация процесса разработки и реализации молодежной политики. То есть, процесс разворачивается в интегрированном с интернет-средой публичном пространстве, направлен на поиск ресурсов в решении публичных проблем с помощью сетевой самоорганизации и производит инновационные способы решения публичных проблем.

Молодежную политику в потенциале можно рассматривать как самостоятельную концепцию политико-управленческой науки, входящую в научную отрасль публичной политики.

Под публичной политикой «можно понимать организованную деятельность публичных акторов (партий, гражданский ассоциаций, правительства и т.д.) для решения общественных проблем определенными способами.

В свою очередь, под публичной молодежной политикой можно понимать интеграцию всевозможных субъектов молодежной политики (государство, институты гражданского общества, бизнес-структуры) для систематизации имеющихся и прогнозируемых проблем молодежи, разработки мер по их решению в виде конкретных проектов, созданию проектных команд/групп посредством которых проекты будут реализовываться.

Как показали исследования, на сегодняшний день нет нормативно закрепленного определения понятию молодежная политика. В общем виде под данным термином понимается политика в отношении молодежи. Именно так данный термин раскрывает Юлаева М. Н. Однако, такое определение является достаточно узким и не раскрывает самого смысла данного вида политики. В связи с чем, считаем важным дополнить это определение следующим образом: молодежная политика – это политика, проводимая государственными, региональными и муниципальными органами власти, а также политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами правовых отношений, направленная на социальное развитие молодежи.

На региональном уровне место молодежной политики можно представить следующим видом (рисунок 1).


Место молодежной политики в региональном развитии

Таким образом, молодежная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодежи, вовлечение ее в социально-экономическую и политическую жизнь страны и общества.

Социальная политика как часть культуры направлена на формирование культурного кластера современной молодежи, воспитания ее духовных и нравственных начал. Здравоохранение в молодежной политики основывается на поддержании и пропаганде здорового образа жизни молодежи, физическая культура и спорт, направляют молодежь к занятию спортом, активному отдыху и образу жизни. Социальная защита в качестве элемента молодежной политики, направлена на обеспечение соблюдения прав молодежи, ее снижение социального неравенства, помощи в трудных социально-экономических ситуациях. Наука и образование помогают молодежи развивать свою личность, профессиональные качества, формировать социальный образ.

Цель государственной молодежной политики

Можно выделить следующие цели государственной молодежной политики применительно к нашей стране:

— всестороннее воспитание и содействие к духовному, культурному, образовательному, профессиональному становлению, нравственному и физическому развитию молодежи;

— создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии современного общества;

— социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодых людей;

— расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Как можно заметить, в отличии от долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, цели определенные выше, имеют более широкую направленности, т.е. описаны и сформированы более подробно.

Принципы государственной молодежной политики

Национальная молодежная политика основана на следующих принципах:

– государственные, общественные и индивидуальные интересы в разработке и реализации национальной политики для молодежи должны сочетаться;

– приоритет программ и мероприятий, направленных на реализацию общественных молодежных инициатив;

– участие молодежи в общественной жизни, в разработке и реализации общественных инициатив в отношении молодежной политики, государственной молодежной политики;

– государство должно обеспечивать правовую и социальную защиту молодежи;

– принятие различных подходов и методов для охраны и защиты молодежи на разных уровнях без ограничения прав и свобод несовершеннолетних;

– признание молодых людей определенной социальной группой, имеющей специальный статус и специфические интересы и потребности;

– обеспечение гарантированного минимального количества социальных услуг для молодых граждан, включая образование, профессиональную подготовку, физическое и умственное развитие, здравоохранение, профессиональную занятость, масштаб, качество и количество которых должны дать необходимую подготовку к их самостоятельной жизни;

– признание и поддержка не только государственных, но и общественных, частных и самодеятельных форм обучения, получения профессионального образования, работы, социальной защиты, рекреации и досуга молодежи.

Таким образом, молодежная политика является одной из приоритетных во внутренней политике государства. Проблема социального самочувствия молодежи обязана находиться в центре внимания органов власти. В нашей стране реализуются соответствующие региональные программы, но вместе с тем во многих регионах сохраняется высокий уровень подростковой и молодежной преступности, не решены проблемы социального сиротства, молодежной безработицы и т.д.


В статье рассматривается понятие и сущность государственной молодёжной политики как отрасли государственного управления. Представлен обзор основных методов государственной молодёжной политики. Приводится анализ особенностей реализации молодежной политики на территории Российской Федерации. Рассмотрены ключевые проблемы в данной сфере, аргументирована необходимость их решения, предложены пути оптимизации существующей системы и способы её совершенствования.

Ключевые слова: государственная молодёжная политика, молодёжная политика, молодёжь.

Итак, молодёжь — это специфичная общественная группа, характеризуемая социальными и психологическими свойствами, определяемыми как возрастными, так и социальными особенностями. Молодёжь, являясь неотъемлемой составляющей общества, обеспечивает его динамическое развитие. Она выступает в роли связующего звена при приспособлении социума к меняющимся обстоятельствам [5, 6]. Перспективы развития любой страны тесно связаны с положением и развитием молодёжи [7]. Молодёжь максимально инициативна и мобильна, обладает значительным творческим потенциалом, восприимчивостью к инновационным изменениям и к новым технологиям, а также способна наиболее активно, по сравнению с другими социально-демографическими группами, противодействовать негативным вызовам времени. К сожалению, этот потенциал не всегда используется государством эффективно и в полной мере.

Необходимость особой государственной политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе. Молодёжь недостаточно понимать в традиционном смысле, исключительно в качестве будущего социума. Необходимо учитывать, что молодёжь имеет особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые [8]. Главная роль, которая отводится молодёжи со стороны государства — это сохранение и развитие культуры, ответственность за преемственность её истории, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.

Изучению ключевых проблем молодёжной политики — таких как нормативно-правовое обеспечение, создание инфраструктуры, кадровые решения, анализ существующей модели молодёжной политики в стране — посвящены работы таких отечественных авторов как В. В. Ткаченко, Т. К. Ростовская, Ю. А. Зубок, Н. Л. Смакотина, О. В. Степанищенко, Б. Л. Рудник, В. В. Романова, С. Г. Кара-Мурза, П. А. Меркулова, А. А. Зеленина, М. С. Яницкий, О. А. Васильева. Исследованию современных проблем государственной молодёжной политики и поиску их решения посвящены работы Т. А. Ромма, П. П. Ловковой, Т. М. Гуриной, А. Я. Кибанова, Е. В. Богдановой, М. В. Ловчевой, Т. В. Лукьяновой, Т. А. Нигматуллиной.

Анализ современной литературы по теме молодёжной политики позволил нам выделить два стратегически важных направления молодёжной политики. Первое — это развитие субъектной позиции молодёжи, её вовлечение в формирование повестки дня в сфере политики. Вторая — сетивизация процесса разработки и реализации молодёжной политики. Сетивизация предполагает, что процесс развития данного направления нацелен на отыскание инновационных ресурсов для решения различных проблем с помощью стимулирования самоорганизации молодёжи. Данный процесс разворачивается в интегрированном с интернет-средой публичном пространстве [13].

Таким образом, успешная молодёжная политика должна, прежде всего, отвечать критерию публичности и обеспечивать интеграцию всевозможных субъектов молодёжной политики (государство, бизнес-структуры, институты гражданского общества) с целью решения актуальных проблем современной молодёжи. Эффективная молодёжная политика должна способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодёжи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сглаживанием социально-экономического неравенства.

Важность стратегических задач, которые призвана решать молодёжная политика, позволяет определить её в качестве одного из наиболее приоритетных направлений во внутренней политике государства. Кроме того, молодёжная политика, разрабатываемая и реализуемая как на государственном, так и на муниципальном уровнях, является одним из элементов государственной безопасности страны. Проблемой в данной области выступает отсутствие единой системы построения молодёжной политики, а также отсутствие универсальной методологии оценки эффективности реализации молодёжной политики на муниципальном уровне. Результаты проделанной работы не оцениваются и не придаются огласке. Таким образом, в современной российской молодёжной политике отсутствует фундаментальная научная обоснованность и универсальные методические разработки для регионов, которые учитывали бы местные особенности. Отсутствуют системность во взаимодействии молодёжной политики с другими сферами государственной политики.

Молодёжь, как особая категория населения в современной социально-экономической обстановке, оказывается наиболее незащищенной. Социальные и экономические проблемы порождают сложности адаптации молодёжи к рыночным условиям, что в свою очередь приводит к росту уровня безработицы и девиантных проявлений.

Поскольку в настоящее время в нашей стране практически отсутствуют механизмы встраивания молодого человека в систему социально-экономических и общественно-политических отношений, особенно актуальным является вопрос формирования и развития молодёжной политики как отрасли. Большинство представителей молодёжи не проявляют активности и инициативы, а предпочитают оставаться в позиции наблюдателей. Среди причин такого положения дел — несовершенство воспитательных и профилактических процессов на ранних стадиях воспитания человека, недостаточность трудового воспитания молодёжи, односторонняя политика социальной поддержки.

Итак, современные исследователи связывают недостаточную эффективность российской молодёжной политики, прежде всего, c отсутствием в ней системного подхода, а также с тем, что финансирование данной сферы производится по остаточному принципу. Кроме того, специалисты отмечают, что сегодня молодёжная политика так и не стала приоритетным направлением государственной политики страны [16]. Ещё одной проблемой современной российской молодёжной политики является то, что большинство постановлений и целевых программ в данной сфере носит лишь рекомендательный характер. Обозначенные проблемы требуют проведения комплекса мер, включающих совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы, кадрового обеспечения, повышение эффективности социальной работы с молодёжью и выстраивание гибкой системы взаимодействия между организациями, участвующими в проведении молодёжной политики.

Таким образом, молодёжная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодёжи, вовлечение её в социально-экономическую и политическую жизнь общества. Социальное развитие молодёжи предполагает активную деятельность не только государственных органов власти, но и органов муниципального управления как наиболее осведомленных текущей ситуацией на территориях. Однако не всегда отдача органов муниципальной власти соответствует должному уровню. Значимость оптимизации молодёжной политики как на общегосударственном, так и на региональном уровне определяется тем, что существует необходимость формирования более чёткого курса социального развития молодёжи с целью приспособления её к изменениям в современной социально-экономической, политической и информационной среде. Молодёжная политика должна базироваться не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на участии органов муниципального управления в разработке планов, прогнозов и проектов развития данного социального института, поскольку именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодёжи с учётом особенностей территории, традиций и менталитета населения. Эффективная молодёжная политика должна способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодёжи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства.

В заключение представим ключевые рекомендации для оптимизации государственной молодёжной политики. Во-первых, необходим учёт современного комплекса подходов к пониманию молодёжи, а также детальный анализ результатов практической реализации различных молодёжных проектов, непрерывное изучение практик работы с молодёжью в различных сферах. Во-вторых, нужно учитывать возрастные и социальные характеристики, присущие современной молодёжи, исследовать роль межпоколенных отношений, использовать актуальные социологические данные о состоянии молодёжи в регионах. В-третьих, важно определить место и роль отдельных подструктур в общей системе координат — как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, оптимизировать управленческие стратегии учреждений и отделов в сфере работы с молодёжью. В-четвертых, в сфере молодёжной политики необходимо формировать специалистов, которые были бы ориентированы на достижение целей и инновационные подходы. И, наконец, важно понимать, что ни одно из перечисленных направлений не может быть локализовано в сфере ведения какого-либо одного органа власти, поэтому работа по преодолению проблем должна предусматривать совместную скоординированную работу различных ведомств и учреждений сферы молодёжной политики, администраций муниципальных образований, института образования, общественных объединений и других структур.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, государственная молодежная политика, Российская Федерация, муниципальное управление, муниципальный уровень, проблема, государственная политика, духовное воспитание, современная молодежь, современная российская молодежная политика.

Читайте также: