Экстремистские организации в россии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Граник Владимир Владимирович, заместитель начальника отдела Управления организации оперативно-розыскной деятельности Главного управления уголовного розыска МВД России.

В статье раскрывается характеристика экстремистских организаций религиозной и политизированной направленности (партия "Русское национальное единство", "Национал-большевистская партия"), "Движение против нелегальной иммиграции", а также экстремистская деятельность этнических землячеств, неформальных молодежных группировок, действующих в ряде вузов и др.

Ключевые слова: экстремистские организации религиозной направленности, партия "Русское национальное единство", "Национал-большевистская партия", "Движение против нелегальной иммиграции", этнические землячества, неформальные молодежные группировки.

The article gives characteristics of extremist organizations of religious and political orientation ("The Russian National Unity Party", "The National-Bolshevik Party"), "The Movement against Illegal Immigration" as well as the extremist activity of ethnic communities, informal youth groups acting in a number of institutions of higher education and etc.

Key words: extremist organizations of religious orientation, "The Russian National Unity Party", "The National-Bolshevik Party", "The Movement against Illegal Immigration", ethnic communities, informal youth groups.

Обобщение практики борьбы с преступлениями экстремистской направленности позволяет обобщенно выделить следующие основные экстремистские течения: националистическо-расистской направленности; религиозной направленности; политизированной направленности, а также различные неформальные объединения.

Остановимся на характеристике организаций религиозной политизированной направленности и неформальных объединениях.

Значительную опасность для общества и государства представляет собой деятельность религиозных деструктивных организаций и культов как реальный источник формирования экстремистских настроений.

Анализ религиозных объединений, действующих на территории России, культивирующих религиозный фанатизм, свидетельствует о том, что он основывается на извращенных духовно-этических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - ваххабизма.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты. Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и др., которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне "облагораживает" их патологические отклонения и придает им идейную, ритуальную окраску. Представители этих групп являются социально опасными и несут ответственность за случаи ритуального насилия.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов "кельтско-восточного обряда", "Зеленый орден", "Черный ангел", "Южный крест", культ Афины Паллады, культ Изиды и др.

К числу экстремистских политических организаций и движений политизированной направленности, наиболее активно действующих на территории России, относится партия "Русское национальное единство" (РНЕ, или "баркашовцы").

Основа политической платформы - радикальный национализм. Организация характеризуется высокой степенью расистских, прежде всего антисемитских и антикавказских, настроений, тесно переплетающихся с идеями православия. Главная задача - строительство русского национального государства. Наилучшей формой государственного устройства признается диктатура. Официальные лозунги: "Слава России!" (сопровождается соответствующим нацистским приветствием), "Радикальный порядок, радикально жесткие меры, радикально жесткий национализм!".

Средний возраст участников РНЕ - 20 - 26 лет. В РНЕ молодежь привлекают в основном внешние атрибуты (форма, стилизованная свастика).

Характерными чертами РНЕ являются обособленность от других общественно-политических организаций, стремление к "жесткой" структуризации, подчинение рядовых участников движения по принципу единоначалия. Ранее организация имела свои базы для подготовки новых членов движения.

В своей деятельности РНЕ допускает разжигание межнациональной вражды и расовой нетерпимости. Члены организации рисуют на стенах административных зданий фашистскую символику и символику "РНЕ", тем самым осуществляют фашистскую пропаганду, распространяют агитационные материалы (газеты: "Для русских людей" и "Евпатий Коловрат") .

Об этом см. также: Куранов С.Н. Некоторые вопросы расследования уголовного дела об организации экстремистского сообщества "Русское национальное единство" // Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: Сб. ст. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 445 - 454.

К рассматриваемой группе следует отнести и радикальную структуру последних лет "Национал-большевистскую партию" (НБП), запрещенную решением Московского городского суда. Основными видами ее деятельности являются насаждение партийной идеологии, распространение партийной литературы (газета "Лимонка", которая закрыта решением суда), выдвижение радикальных националистических лозунгов, участие в митингах, шествиях и пикетах, в т.ч. несанкционированных. С целью привлечения радикально настроенной молодежи в свои ряды члены этой организации совершают показательные хулиганские и антиобщественные акции в отношении идеологических противников с последующим их освещением в средствах массовой информации (СМИ).

Задача - подготовка и осуществление "русской революции" с использованием экстремистских методов борьбы.

Членами партии являются представители политически активной и агрессивной молодежи от 14 до 30 лет.

В результате осуществленного комплекса оперативно-профилактических мероприятий во взаимодействии с Центрами по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации прекращена деятельность ячеек НБП в 30 субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на судебный запрет деятельности НБП и признание ее экстремистской, члены партии фактически продолжают свою деструктивную деятельность в различных регионах Российской Федерации.

В настоящее время выявлена новая организация - "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ), целью которой является борьба с незаконной иммиграцией в рамках действующего законодательства. Представители ДПНИ переформулировали этническую ксенофобию в социально более приемлемое отвержение "мигрантов", под которыми уже устойчиво понимаются "этнически чуждые" приезжие с Юга и Востока в "традиционно русских" областях.

Представители ДПНИ являлись организаторами и активными участниками несанкционированных экстремистских акций в г. Сыктывкаре Республики Коми, г. Кондопоге Республики Карелия и г. Сальске Ростовской области.

Многие организации выпускают свои газеты, открывают магазины патриотической литературы. Региональные руководители таких организаций порой значатся директорами общественных организаций.

Требуют внимания не только националистические организации, но и противоправная деятельность отдельных этнических сообществ, которая нередко вызывает общественный протест. Для достижения прежде всего коммерческих целей и контроля сфер влияния последними замышляются местные конфликты якобы межнационального происхождения, как это проявилось в гг. Кондопоге и Сальске. Назревали они и в Ставрополе, Бологом и Веневе.

Кроме того, число ярко выраженных националистических этнических землячеств и неформальных молодежных группировок растет в ряде вузов г. Москвы и других крупных городов России. В частности, наиболее подвержены экстремистским настроениям студенты различных неславянских национальностей, обучающиеся в: Московском государственном университете; Московском государственном открытом университете; Московском государственном гуманитарном университете; Московском химико-технологическом университете; Московском государственном университете лингвистики.

В каждом из этих учебных заведений существуют свои группы, объединенные по национальному признаку и имеющие своего лидера.

Представители этнических группировок периодически собираются для осуществления целенаправленных разнообразных акций в местах, прилегающих к их учебным заведениям или общежитиям, в которых они проживают.

Порожденная практически неуправляемой миграцией напряженная межэтническая обстановка приводит в ряде регионов к экстремистским проявлениям в молодежной среде не только по отношению к мигрантам, но и с их стороны.

В ходе проверки информации установлено, что ряд населенных пунктов Курганской области (деревни Белово, В. Суерьское, села Просеково, Терпугово) неоднократно испытывали прямое давление со стороны представителей чеченской диаспоры, проживающих на территории Заргашинского района и в г. Кургане.

Так, в сельском клубе чеченцы совершили попытку нападения на военнослужащего-контрактника, отдыхающего там с женой. Они допускали высказывания провокационного характера по унижению его национального происхождения, угрожали военнослужащему-контрактнику убийством и позже у его дома стреляли из оружия в воздух.

Таким образом, несмотря на кажущуюся слабую выраженность явной экстремистской активности среди молодых людей, экстремистская идеология имеет недооцененный потенциал. Причем активизация и превращение латентных экстремистских взглядов и настроений в конкретные действия вполне реальны при определенных обстоятельствах.

Ярким примером тому служат события 2005 г. в с. Яндыки. В результате массовых беспорядков в августе 2005 г. в с. Яндыки Астраханской области, в которых участвовало около 300 человек - чеченцев и калмыков, - был убит один человек, шестеро ранено, шесть домов и десять автомобилей сожжено.

Данным событиям предшествовала не только преступная деятельность ряда лиц, но и воспринятые общественностью как несправедливые действия правоохранительных органов и суда по пресечению этой деятельности. В частности, 22 февраля 2004 г. трое пьяных чеченцев осквернили и разрушили 17 православных крестов и могилу солдата-калмыка, погибшего в Чечне. Калмыцкая община потребовала выселить родственников лиц, совершивших акт вандализма, из села. Решение суда, оправдавшего вандалов, не было понято общественностью, и калмыки выступили за выселение всех чеченцев из села.

В ночь на 16 августа 2005 г. чеченцы устроили рейд по калмыцким домам: врывались в жилища, избивали хозяев, двадцатичетырехлетнего молодого человека убили выстрелом в голову. 18 августа 2005 г. собравшиеся на похороны родственники (более 100 человек) после панихиды пошли громить чеченцев .

Мониторинг проявлений экстремизма на территории Астраханской области: Метод. рекомендации. См.: пункт 2.2.43 плана НИР ВНИИ МВД России. Ставрополь, 2010.

Имеют место и спонтанные преступления. Так, в апреле 2006 г. в г. Москве было совершено нападение на двух граждан Таджикистана, один из которых скончался от 17 ножевых ранений. В мае 2006 г. на северо-востоке Москвы от множества ножевых ранений и черепно-мозговой травмы скончался гражданин Китая.

Данные преступления были совершены лицами в возрасте от 16 до 19 лет, не входящими в состав экстремистских организаций. В ходе расследования уголовных дел установлено, что умысел на совершение указанных правонарушений у данных лиц возникал спонтанно, под воздействием алкоголя.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Оглавление
Файлы: 1 файл

ИСЭиПП курсовая.doc

Ситуация, при которой из терроризма пытаются выделить как самостоятельные формы политическую и криминальную составляющие, в значительной степени вызвана тем, что, как и в случае с экстремизмом, происходит смешение понятий.

Более правильной представляется точка зрения В. Емельянова, считающего "неточными классификации терроризма, когда наряду с "государственным", политическим, религиозным и т.д. терроризмом выделяется еще и уголовный терроризм, поскольку всякий терроризм - уголовный и никакого неуголовного терроризма не существует, но сам уголовный терроризм может иметь подразделения по мотивации (политическая, религиозная, экономическая и т.п.) и по субъекту преступления (совершенный гражданином своей страны или иностранцем, лицом, не обладающим какими-либо полномочиями, либо представителем каких-то государственных структур).

Что касается проблемы классификации терроризма, представляется наименее спорным и наиболее эффективным с прикладной точки зрения деление терроризма на международный (в том числе транснациональный) и внутренний, поскольку на основе данного деления возможна экстраполяция стандартов, применяемых в отношении преступлений международного характера на акты терроризма, носящие международный характер, а преступлений против мира и безопасности человечества - на террористические акты внутренней направленности. [1]

1.3. Национализм и ксенофобия как источники экстремизма

В Германии и в Японии после 1945 года при долго сохраняющейся популярности фашистских и расистских идей у взрослого населения (целое поколение оставалось ими заражено) удалось не допустить организации нацистов, так как экономический кризис быстро перешёл в рост, а не растянулся на 20 лет, как у нас. У нас же преодоление бедности не просматривается и через 50 лет, так как все плоды экономического роста в России достаются капиталистам и, в виде взяток от бизнеса, госчиновникам, но не трудящимся. Поэтому рост нацизма и ксенофобии в нашей стране без левого поворота (и, шире, без восстановления социальной справедливости, нагло попранной в 1989-1991 годы и далее), станет проблемой, нерешаемой манипулятивными мерами этологического или иного характера. [6]

2) или сделать усилие нравственное и сознательно выбрать толерантность и политкорректность взаимоотношения с другими индивидами, сознательно захотеть жить в color blind society, как это называют американцы. [6]

Отсюда и та натужность, смешные и неестественные формы, которые принимает политкорректность у американцев – ведь нормой для всего западного общества является расизм, национализм, и дискриминация гастарбайтеров. Наоборот, в советском обществе национальное и расовое равноправие было нормой, и все приличные люди людей оценивали по человеческими качествам, не национальности, и даже не задумывались о ней. Даже наши собственные черносотенцы и расисты до сих пор по инерции считают нужным оправдываться и как-то маскировать ксенофобию. На Западе же национализм и расизм до 1945 года были нормой для политической и научной элиты, и сейчас представления о врождённом биологическом неравенстве людей органичны для западных интеллектуалов. Зайдите на любой нацистский сайт – там обоснование начинается именно с этого тезиса.

Естественно, обыватель своей в массе хочет уйти от выбора – ни 1) ни 2) для него неприемлемы, тем более что все силы ума и души давно заняты бытом, жизненными и служебными передрягами, в общем, борьбой за существование в разных формах. На понимание ситуации и учёт своих собственных долгосрочных интересов не остаётся ни времени, ни сил.

    1. Экстремизм и терроризм в условиях российской действительности
    1. Экстремистские организации в России

    Единый федеральный список организаций, признанных экстремистскими
    Верховным Судом Российской Федерации:

    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:

    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:

    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:

    Рассмотрены некоторые вопросы истории и современного состояния деятельности экстремистских организаций, а также специфика работы сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нарусланов Э.Ф.

    Отдельные вопросы противодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы религиозным экстремистским организациям

    Оперативно-розыскная деятельность в среде осужденныхза совершение преступлений экстремистского характера

    Extremist organizations: the emergence and current state

    Discussed some of the history and current state of the activities of extremist organizations, as well as the specifics of employees of the penitentiary system with convicts for committing terrorist crimes and extremist.

    Э. Ф. НАРУСЛАНОВ E. F. NARUSLANOV

    научный сотрудник НИИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы

    Экстремистские организации: становление и современное состояние

    Extremist organizations: the emergence and current state

    Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы истории и современного состояния деятельности экстремистских организаций, а также специфика работы сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

    Ключевые слова: терроризм, экстремизм, история ислама, оперативно-розыскные мероприятия.

    Annotation. Discussed some of the history and current state of the activities of extremist organizations, as well as the specifics of employees of the penitentiary system with convicts for committing terrorist crimes and extremist.

    Key words: terrorism, extremism, history of Islam, investigative measures.

    Терроризм является наиболее опасным проявлением преступности. По своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости он превратился в одну из самых страшных проблем всего человечества. Достижения современной науки и техники открыли перед террористами широкие просторы для их преступной деятельности.

    Ассасины (низариты) - одно из течений в исмаилитской ветви ислама, образованное в

    1094 году сторонниками Абу Мансура Низа-ра; позднее его возглавил Хасан Ибн Саббах. Идеологическая система низаритов делилась на общедоступную, включающую нормы шариата, и внутреннюю, доступную лишь посвященным.

    В октябре 1092 года в результате тщательно спланированного террористического акта был убит Низам аль-Мульк, визирь г. Сава - столицы государства Сельджукидов и подожжен дворец, что вызвало сильный резонанс во всем исламском мире.

    Успех этого террористического акта послужил толчком к созданию школы по подготов-

    ке разведчиков и диверсантов-террористов, в задачи которых входило устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений [2].

    К середине 90-х годов XI века Аламутская крепость [3] стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля, основным занятием которых был терроризм. Из двухсот кандидатов к заключительной стадии отбора допускались максимум десять человек.

    После пробуждения адепты искренне верили, что побывали в настоящем раю и реальный мир терял для них какую-либо ценность. Ибн Саббах убеждал их, что они смогут вернуться в рай, только приняв смерть по его непосредственному приказу.

    Таким образом, ассасины не только не боялись смерти, но и страстно ее желали, ассоциируя ее с долгожданным раем [4].

    Благодаря Ибн Саббаху ассасины из секты превратились в целое государство, а терроризм из отдельных преступлений - в государственную политику. Это стало возможным вследствие того, что мусульманская община в те времена раскололась на два враждующих лагеря: суннитов и шиитов. Первые были в большинстве, поэтому шииты подвергались постоянным гонениям, из-за чего их лагерь также раскололся на мелкие части, одной из которых и стали ас-сасины. Ожесточенные сражения в численном меньшинстве породили тактику терроризма, а гений зла Хасан Ибн Саббах довел эту тактику до совершенства и с ее помощью создал государство новой формации - террористическое государство, которое просуществовало более

    двух веков. И лишь в 1256 году войску Хулага, внука Чингисхана, удалось захватить крепость ассасинов, тем самым положив конец существованию их государства.

    В жестоком Средневековье большие масштабы терроризма были не столь заметны, поскольку люди пребывали в состоянии бесконечных войн. В наше мирное время терроризм превратился в глобальную проблему человечества.

    Ныне большинство террористических актов совершается экстремистскими организациями, которые, как отмечалось, обычно придерживаются традиций радикального ислама. Такой вид терроризма некоторые отечественные ученые называют этнорелигиозным, при котором совершение преступлений стимулируется мотивами обеспечения торжества своей нации и (или) религии, реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем нередко в рамках одной религии) [5].

    В настоящее время в исправительных учреждениях России содержится более 1000 лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

    При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении этнорелигиозных террористов оперработникам необходимо учитывать социальные факты, которые в определенной степени формируют личность осуж-

    31 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

    денного, влияют на мотивацию его сотрудничества с оперативными подразделениями, а также его национальные традиции, культуру, религию.

    При изучении личного дела осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности, а также в ходе личной беседы оперативный работник должен выяснить:

    проходило ли лицо обучение в духовных образовательных учреждениях для мусульман за рубежом;

    входило ли лицо в состав организаций, включенных в Перечень международных террористических организаций;

    Перед оперативными подразделениями исправительных учреждений стоят сложные задачи по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в отношении террористов. Знание внутреннего мира, религиозных идей и мотивов этнорелигиозных террористов может облегчить определение тактики проведения оперативной работы, а также повысить качество решения оперативных задач.

    Со времен Средневековья и по сей день ислам остался неизменным; а людьми, прикрывающимися этой религией для осуществления преступной деятельности, движут те же античеловеческие идеи, что и сотни лет назад.

    Нужно отметить, что ислам не является террористической религией и не призывает к террору. Однако к терроризму чаще всего прибегают лица, которые исповедуют эту религию и, преследуя криминальные цели, ведут террористическую войну якобы за ценности ислама. Между тем Коран прямо прописывает веротерпимость: «О вы, неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклонять-

    Мусульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объеме доступно лишь узкому кругу образованных лиц: богословам, юристам, знатокам и толкователям Корана. Но этим спешат воспользоваться и преступники, которые считают себя мусульманами. Ярким представителем таких преступников является Хасан Ибн Саббах, о котором говорилось ранее.

    Изучение истории ислама и происхождения исламских экстремистских организаций, основных постулатов мусульманской религии проясняет социально-психологическую природу и внутреннее содержание террористической деятельности. Это может также способствовать и более грамотному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, повысить эффективность исправительного процесса в отношении лиц, осужденных за преступления террористической или экстремистской направленности. ^

    2. Дафтари Ф. Легенды об ассасинах // Мифы об исмаилитах. - М., 2009. - С. 2.

    5. Антонян Ю. М., Белокуров Г. И., Боковиков А. К. и др. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю. М. Антоняна. - М., 2006. - С. 15.

    6. Горяинов К. К. Хромов И. Л. Особенности оперативной работы в ИУ среди осужденных, отбывающих наказание за преступления террористической направленности. - М., 2012. - С. 11.

    Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.

    Экстремизм: понятие, виды

    Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющий угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющий собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

    Экстремизм, культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба.

    Прямые или косвенные деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.

    В политическом аспекте экстремисты выступают против сложившихся общественных структур и институтов, против общественных устоев, пытаясь подорвать их стабильность, в массе своей силовыми методами. При этом для них крайне важен резонанс, вызываемый их действиями в государстве.

    В межнациональных отношениях экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, геноциде, посягательствах на территории соседних государств.

    Несмотря на то, что сложность экстремизма часто бывает трудно увидеть и понять, то следует его определять, как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекие от общепринятых.

    Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

    В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.).

    - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

    - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

    - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

    - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

    - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

    - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

    - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

    - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

    Вышеуказанное юридическое определение, является радикальным и не может быть эффективным правовым средством в противодействии экстремистской деятельности, в связи с тем, что:

    1) экстремизм в начале третьего тысячелетия превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия на мировую политику;

    3) современный экстремизм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социальное явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мира;

    4) для определенной части населения земного шара экстремизм стал способом жизни, мышления и особой деятельности (включая мотивы и идеологические обоснования), а также средством реализации своих потребностей и интересов (включая вознаграждение за совершение действий экстремистской направленности);

    5) экстремизм культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба;

    6) экстремистская деятельность осуществляется под прикрытием религии, что создает правовой щит от преследования правоохранительных органов в виде конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также постоянного давления зарубежных правозащитных организаций.

    В связи с тем, что экстремизм культивирует и это сложное явление, то его следует определять, как безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушение общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

    Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

    2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

    3) религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

    4) националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

    Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

    Лучший механизм управления народом – это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало.

    Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления – плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира.

    Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду.

    Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам.

    Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования.

    3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

    4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;

    5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;

    6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

    Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции.

    Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии.

    Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

    Для того чтобы лучше уяснить специфику экстремистской идеологии, существуют характерные особенности безотносительно к конкретному содержанию.

    2) идея агрессивной нетерпимости по отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям;

    3) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (неважно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию);

    4) критическая оценка существующей социальной реальности, противопоставление идеала и наличной социальной реальности, осознаваемое и выражаемое в форме резкого конфликта между истинным идеалом и ложной реальностью;

    5) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности);

    6) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий;

    7) фантастический социальный идеал (который практически не может быть реализован, а если будет осуществлена попытка его реализовать, это приведет к серьезной деформации общества);

    8) иллюзорный, практически невыполнимый, слишком суровый и извращенный кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв;

    9) авторитарное обоснование идеала (от лица сверхчеловека, вождя, пророка, Бога или от других мистических сил);

    10) упрощенная форма изложения, в которой отсутствуют строгая логика, последовательные доказательства, развернутое теоретическое изложение и обоснование, а присутствует ограниченный, легко усваиваемый набор догм;

    11) иллюзорное, примитивное, не соответствующее действительности представление о человеке, обществе и законах социального развития.

    В общем определении, экстремистская идеология - это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной социальной группы.

    Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде, он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее, в социально дезориентированной части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.

    Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

    В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности, характерно для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением. Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.

    В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

    В- шестых, люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности и причины возникновения экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

    На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма.

    Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении.

    Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих

    Читайте также: