Доклад по экономическим преступлениям

Обновлено: 17.05.2024

Явления, оказывающие влияние на преступность в сфере экономики, весьма многочисленны и разнообразны.

Экономические причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:

1) состояние экономического кризиса как основы непрерыв­ной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей. Так, для России конца XX — на­чала XXI в. характерно состояние циклического экономическо­го кризиса;

3) уровень абсолютной нищеты населения, определяемый на основе стоимости физиологически необходимого минимума имущественной обеспеченности

4) инфляция как процесс или результат обесценивания де­нег. Высокий уровень инфляции (свыше 15—20% в год), сопро­вождающийся время от времени переходом в состояние гипер­инфляции, делает невозможным бесконфликтное приспосабли­вание населения к меняющимся условиям жизни;

5) реальная безработица, охватывающая свыше 10% населе­ния, создает объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным путем, поскольку уровень социальной защищенности безработных фактически соответствует границе абсолютной нищеты;

6) избыточное налогообложение. Доля налогов в сфере пред­принимательства в России составляет от 70 до 100% всех дохо­дов, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих организаций в преступников. К сожалению, это положение почти не измени­лось даже после установления в 2001 г. единого 13%-ного нало­га на доходы физических лиц.

Политические причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:

1) длительный период острой политической нестабильности (1991—2000 гг.), который ранее нередко выступал провоцирую­щим фактором циклического усиления экономического кризи­са, в настоящее время сменился фактором издержек политиче­ской стабильности.

2) нестабильность уголовной политики борьбы с преступно­стью в сфере экономики, породившая в течение 1986—2001 гг. неоднократную смену приоритетов уголовно-правовой борьбы с корыстной преступностью;

3) низкий уровень участия населения в борьбе с корыстны­ми преступлениями. Разрушение ранее действовавшей системы непосредственного участия населения в борьбе с преступно­стью без одновременного формирования новой;

4) коррумпированность части руководителей и служащих органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующая быстрому росту экономики и эффективным мерам юридической ответственности в отношении лиц, совер­шивших корыстные преступления. Лица, незаконно завладев­шие чужим имуществом в крупных размерах, благодаря кор­рупции имеют наибольшие гарантии защищенности от уголов­ного преследования;

5)отсутствие развитых институтов политической ответствен­ности публичных должностных лиц, совершивших или способ­ствовавших совершению корыстных преступлений.

Правовые причины и условия (факторы) корыстной преступно­сти:

1) наличие многочисленных пробелов и противоречий в гра­жданском, административном, финансовом, налоговом, бан­ковском, бюджетном, валютном и уголовном законодательстве в части, относящейся к регулированию и охране экономиче­ских отношений.

2 )недостаточность или отсутствие официального толкова­ния уголовно-правовых норм об ответственности за причине­ние имущественного ущерба путем обмана или злоупотребле­ния доверием, а также за все преступления в сфере экономиче­ской деятельности (за исключением налоговых преступлений), предопределяющая низкую интенсивность применения соот­ветствующих норм;

3) юридико-технические недостатки законодательного за­крепления уголовно-правовых норм, предусматривающих от­ветственность за наиболее опасные виды преступлений в сфере экономики, связанные с отсутствием количественно опреде­ленных признаков этих преступлений (признаки крупного раз­мера, крупного ущерба, значительного вреда по отношению бо­лее чем половины составов преступлений в сфере экономики определяются правоприменителем произвольно);

4) неоправданно заниженный размер наказания за ряд пре­ступлений в сфере экономики (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, лжепредпринимательство и др.), что делает не­возможным эффективную борьбу с ними на стадиях приготов­ления (в силу ненаказуемости приготовления к преступлениям небольшой или средней тяжести), а также пресечение такой наиболее опасной формы соучастия в преступлении, как пре­ступное сообщество (в силу того что обязательный признак преступного сообщества — цель совершения лишь тяжких или особо тяжких преступлений);

5) чрезмерная неопределенность (энтропия) санкций многих норм об ответственности за преступления в сфере экономики;

6) терминологическая несогласованность уголовного и граж­данского законодательства в части, относящейся к определе­нию бланкетных признаков отдельных видов преступлений в сфере экономики (например, понятие имущества, используе­мое законодателем в УК РФ, отличается от того же понятия, используемого в ГК РФ);

7) отсутствие развитого законодательства о предупреждении преступности, создающего нормативные предпосылки для по­степенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной преступностью, при которой последняя способна воспроизводить саму себя, к профилактической — ос­нованной на правовых, нравственных, информационных и имущественных гарантиях приоритета мер по ограничению причин и условий совершения преступлений (в том числе ко­рыстных) перед мерами уголовного преследования;

8) отсутствие уголовной ответственности юридических лиц за преступления в сфере экономической деятельности.

Социально-психологические причины и условия (факторы) ко­рыстной преступности:

1. господство потребительской системы социальных ценно­стей;

2. нравственная оправданность любого (в том числе неза­конного) обогащения в глазах значительной части населения (около 30% трудоспособного населения);

3. критически низкий уровень солидарности населения с уголовно-правовыми запретами, устанавливающими ответст­венность за подавляющее большинство преступлений в сфере экономической деятельности;

4. пренебрежение вероятностью привлечения к ответствен­ности за преступления в сфере экономики, что особенно харак­терно для должностных лиц;

5. низкий уровень знания населением пределов ответственно­сти за преступления в сфере экономической деятельности (пре­жде всего в части, относящейся к новым видам преступлений);

6. утрата большей частью взрослого населения доверия и го­товности оказывать поддержку правоохранительным органам, занимающимся раскрытием и расследованием преступлений в сфере экономики.

Организационные причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:

1. неадекватность системы государственного реагирования на корыстную преступность, ее характер и структуру. В наи­большей степени это положение относится к дефициту кадрово­го обеспечения борьбы с корыстными преступлениями в сфере экономической деятельности, которые отличаются чрезвычайно сложным механизмом и высоким уровнем латентности;

2. крайне низкий фактический уровень раскрываемости многих видов преступлений в сфере экономики, прежде всего преступлений против собственности, совершаемых путем обма­на или злоупотребления доверием, большинства видов преступ­лений в сфере экономической деятельности и всех видов пре­ступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, при котором общепредупредительное значение уголовной ответственности в отношении этих преступлений почти утрачивается;

3. отсутствие государственной системы криминологического мониторинга преступлений в сфере экономики и их факторов, как организационно-структурного механизма непрерывного на­блюдения, оценки, анализа и прогноза соответствующих явле­ний;

4. дефицит высокоэффективных (прежде всего компьютер­ных) технологий расследования новых форм мошенничества, причинения имущественного ущерба- путем обмана или зло­употребления доверием, а также налоговых, таможенных, ва­лютных и кредитных преступлений.

5. функциональные противоречия между различными под­разделениями одних и тех же правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с одними и теми же видами преступ­лений в сфере экономики (например, между подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступ­лениями и по борьбе с организованной преступностью);

6. низкий уровень координации деятельности различных правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

7. отсутствие высокоэффективного механизма поиска за ру­бежом (прежде всего в офшорных зонах) и возврата в Россию незаконно удерживаемого или перемещенного имущества.

Технические причины и условия (факторы) корыстной преступ­ности:

1. несовершенство технических средств предупреждения и пресечения преступлений в сфере экономики, связанных с ис­пользованием компьютерных средств;

2. недостаточность организационно-технического обеспече­ния механизма немедленного реагирования на большую часть преступлений в сфере экономики;

3. отсутствие специальной федеральной автоматической ба­зы данных о преступлениях в сфере экономики;

4. низкий уровень информационно-технического обеспече­ния взаимодействия российских и зарубежных правоохрани­тельных органов в выявлении и расследовании транснацио­нальных преступлений в сфере экономики;

5. низкий уровень использования компьютерных технологий выявления и расследования высоколатентных преступлений в сфере экономики.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

  1. Современный отечественный аспект
  2. Назначение наказания за преступления в сфере экономики
  3. Расследование преступлений в сфере экономики. Основные положения

Заключение
Приложения. Примеры преступлений в сфере экономики
Список использованной литературы

Введение

Острота проблемы преступлений в сфере экономики заставляет обратить на нее исследовательское внимание прежде всего сквозь призму структурного анализа законодательства об ответственности за их совершение. Такой ракурс тем более необходим, что данное законодательство представляет собой сложную структуру уголовно-правовых институтов и норм, включающую в силу бланкетности диспозиций соответствующих статей Особенной части РФ и многие нормы других отраслей права. В итоге специалистам в области уголовного права — как теоретикам, так и практикам — приходится иметь дело с разветвленными, многоуровневыми и многоструктурными образованиями правовой материи, в которых уголовно-правовые нормы сочетаются — подчас самым необычным образом — с нормами других отраслей права. Это позволяет утверждать, что при определенных условиях нормативные акты иных отраслей права могут рассматриваться как источники уголовного права.

Структурный анализ законодательства о преступлениях в сфере экономики необходим, помимо прочего, еще и в связи с динамичным развитием этого законодательства. Сорока девятью законами (по состоянию на 1 сентября 2007 года) в Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года внесено свыше тысячи изменений, значительная часть которых (более половины) так или иначе касается регламентации вопросов ответственности за преступления в сфере экономики.

Проблема структуры законодательства о преступлениях в сфере экономики — это не только проблема оптимального его строения и эффективного применения, но это еще и проблема его надлежащего соблюдения, являющегося, как известно, основной формой реализации закона. Наглядно и убедительно демонстрируя свои требования, государство получает дополнительный шанс рассчитывать на взаимопонимание со стороны граждан в столь сложной сфере, какой является сфера экономических отношений.

1. Современный отечественный аспект

Экономическая деятельность — это деятельность по производству, обмену и распределению материальных благ, в качестве основной своей цеди имеющая извлечение прибыли (дохода).

Преступления в сфере экономики — в уголовном праве РФ — вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований.

С переходом к рыночным отношениям, многообразию форм собственности и свободе предпринимательства значительно повышается активность людей не только в дозволяемых формах, но и в рамках криминальных способов бизнеса и обогащения. В условиях галопирующей инфляции, экономической и правовой нестабильности ущерб от экономических преступлений исчисляется миллионами рублей. Экономические преступления видоизменяются, приобретают новые, порой еще неизведанные, качественные формы

Исходя из статистики о состоянии преступности и судимости по преступлениям против собственности за 1997 год видно, что количество мошеннических хищений продолжает расти при относительном снижении других форм хищения: число разбоев — 34318 (-0,8%); грабежей — 112051 (-7,7%); краж — 10539972 (-12,7%); растрат — 42127 (+10,1%); мошенничества — 77763 (+4,2%).

Вместе с тем в последнее время в российской прессе публикуются статьи о появлении новых видов преступных деяний, которые не вписываются в стандартные рамки Уголовного кодекса Российской Федерации. Иначе говоря, есть противоправное деяние, но нет соответствующей статьи в УК РФ для его квалификации. Речь идет о противоправных деяниях в сфере высоких технологий (фрикерство, хакерство и радиопиратство). Данное деяние с полной уверенностью можно отнести к мошенничеству.

В общей массе статей Особенной части УК РФ статьи о преступлениях в сфере экономики (их ровно пятьдесят) составляют около 20 %, что само по себе свидетельствует об их важности.

Общий объект преступлений в сфере экономики — экономический правопорядок как порядок, основанный на праве, порядок в экономике. Конкретизированные объекты этих преступлений обозначены в названиях глав 21, 22 и 23 УК РФ.

Еще более конкретные объекты преступлений в сфере экономики — право частной (личной), государственной, муниципальной, смешанной или (и) иной собственности (глава 21 УК РФ), интересы предпринимателей, предпринимательства, потребителей, организаций, общества, государства, муниципальных образований и других (глава 22 УК РФ) и порядок управления в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Преступления принято классифицировать, в частности, по их объекту, но образующиеся в таком случае классификационные группы не всегда исчерпывающим образом охватывают соответствующие совокупности. Поэтому нормы о преступлениях в сфере экономики (а следовательно, и сами эти преступления) целесообразно классифицировать с учетом различных оснований.

Некоторые виды преступлений в сфере экономики характеризуются так называемой двойной виной. Например, такая (двойная) вина свойственна умышленным уничтожению или повреждению имущества, повлекшим по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

Субъект преступлений в сфере экономики, как правило, специальный: должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции, иные специально управомоченные лица, например, лица, имеющие те или иные полномочия в связи с выполнением частноохранных, частнодетективных, частнонотариальных, частноаудиторских или иных подобных полномочий, или, напротив, специально обязанные лица, например, лица, обязанные платить налоги или сборы.

2. Назначение наказания за преступления в сфере экономики

3. Расследование преступлений в сфере экономики. Основные положения.

В настоящее время в России наблюдается обострение существующих социально-экономических и политических проблем. Многочисленные противоречия в области экономики, социальной сфере, национальной обстановке и других отраслях общественной жизни приводят к повышению роста преступности и изменению ее качественных показателей.

Экономическая преступность представляет в ее сегодняшних размерах представляет собой существенную угрозу нормальному функционированию государственной системы. Мировой масштаб общественной опасности деятельности преступных сообществ, специализирующихся на совершении преступлений в сфере экономической деятельности не подвергается сомнению. Проблемам борьбы с данным видом преступлений уделяется большое внимание на государственном и международном уровнях. Однако правоохранительные органы в своей практической деятельности сталкиваются с большим числом затруднений, связанных с выявлением, расследованием и раскрытием преступлений в сфере экономической деятельности.

Высокий уровень образованности субъектов преступления, а также сложный, многоэтапный механизм преступного деяния обеспечивают высокий уровень латентности данных преступлений. Между тем, теневая экономика страны и масштабы утечки капиталов все сложнее поддаются контролю со стороны правоохранительных органов.

Одной из основных трудностей является опережающий характер преступной деятельности. Кроме того, при расследовании многих преступлений в сфере экономической деятельности, таких, как невозвращение средств в иностранной валюте, легализации преступных доходов и др., появляется необходимость в изучении сложных схем преступной деятельности, требующее значительных познаний в области финансового, таможенного, налогового права, а также внешнеэкономической деятельности, менеджмента и маркетинга.

Также следует отметить, что при осуществлении преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ ими совершаются деяния, составляющие комплекс преступлений в сфере экономики, которые характеризуются многоэпизодностью и широтой территории совершения.

Заключение

Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и мире. Понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность. Тем не менее эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И к этому есть много оснований экономических, социальных, криминологических и даже политических.

Криминологическая значимость и объемы экономической преступности не совпадают в странах с командной и рыночной экономикой, но в любом обществе ее нельзя игнорировать.

Начало разработки представления об экономической преступности в рыночной экономике, можно сказать, было положено в 1945 году сатерлендовским понятием беловоротничковой преступности в США как преступности, совершаемой высокопоставленными лицами в сфере бизнеса. Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 2030 составов.

Приложения

Примеры преступлений в сфере экономики.

Как отметили в пресс-службе, особое внимание уделяется проведению комплекса мероприятий по борьбе с налоговыми преступлениями в сфере лесопромышленного комплекса. Основные нарушения здесь — завышение затрат на производство, (например, при закупке сырья), составление фиктивных договоров на оказания различного рода маркетинговых и консультационных услуг. По-прежнему одним из самых распространенных преступлений в сфере ЛПК являются незаконные порубки лесных угодий. Причем совершаются они как рядовыми гражданами, так и должностными лицами. За первое полугодие 2007 года сотрудниками городских и районных отделов внутренних дел выявлено 398.

По словам и.о. заместителя начальника УВД Архангельской области по экономической безопасности полковника Андрея Зайца, одно из приоритетных направлений в деятельности БЭП — борьба с экономическими преступлениями в лесной отрасли. В лесопромышленном комплексе количество вскрытых преступлений в 2005 году увеличилось более чем на 7 % и составило 403 факта. В том числе по преступлениям налоговой направленности возбуждено уголовных дел в три раза больше. (2004-29, 2005 −78). Немалую роль в увеличении раскрываемости сыграло создание в 19 районах области, где ведутся заготовки леса, мобильных групп по пресечению правонарушений в сфере лесопользования. В состав этих групп входят и сотрудники БЭП.

Большое внимание уделяется оперативно- профилактическим мероприятиям, направленным на борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, объектов интеллектуальной собственности, топливно-энергетическом комплексе. В 2005 году из незаконного оборота сотрудниками милиции изъято более 1,6 тысяч куб. метров древесины на сумму 193, 2 тыс. рублей, 9257 литров спиртосодержащей и алкогольной продукции на сумму 879,2 тыс. рублей, более 360 тонн лома цветного и черного металла, более 7 тыс. экземпляров контрафактной аудио- видео продукции. В прошлом году сотрудниками ОБЭП пресечена деятельность 4-х подпольных цехов по производству фальсифицированной алкогольной продукции.

Одна из главных задач, стоящих перед подразделениями БЭП — противодействие коррупции в органах власти и управления. Так, в прошлом году сотрудниками УБЭП УВД Архангельской области было выявлено 270 должностных преступлений, что на 25,6 % больше, чем в 2004 г. На 17 %увеличилось и количество вскрытых фактов взяточничества. В 2005 году сотрудники архангельской милиции пресекли 117 таких преступлений.

В минувшем году в 2,5 раза возросло число установленных преступлений налоговой направленности. По результатам исследований ОВД в Архангельской области, нашим милиционерам доверяют 56 процентов северян. Архангельская милиция по итогу расследования уголовных дел возвратила в консолидированный бюджет более 308 млн. рублей, об этом сообщил начальник УВД Архангельской области полковник милиции Сергей Козлов на расширенном заседании коллегии МВД России. Министерство внутренних дел в целом положительно оценило деятельность наших стражей порядка, сообщает пресс-служба УВД области. В минувшем году число раскрытых криминальный деяний увеличилось на 16% (для сравнения в России на 8,2%).

Возросли показатели раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений. Усилиями сыщиков и следователей, экспертов и сотрудников патрульно-постовой службы раскрыто 313 убийств, 1214 грабежей и 327 разбойных нападений. Сергей Козлов подчеркнул, что количество выявленных экономических преступлений в сравнении с 2004 годом увеличилось более чем на треть. В прошлом году Архангельская милиция выявила и расследовала 3543 преступления экономической направленности. Среди них почти 400 были совершены в крупном и особо крупном размерах. В ходе обсуждения на министерской коллегии поднимались вопросы борьбы с организованной преступностью. До сведения руководства министерства были доведены конкретные цифры и фигуранты уголовных дел, которые были расследованы в Архангельской области в минувшем году. В отношении представителей организованных преступных сообществ в 2005 году было возбуждено 98 уголовных дел. На сегодняшний день в суд направлено 34 уголовных дела в отношении 39 участников организованных преступных группы. После их рассмотрения в отношении 20 фигурантов обвинительные приговоры вступили в законную силу. Раскрыто 5 убийств с признаками заказа, которые были совершены в период с 1998 по 2005 год. По словам начальника УВД Архангельской области, приоритетами в работе управления по-прежнему остается раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, борьба с преступлениями в сфере экономики, в первую очередь, в лесопромышленном комплексе, противодействие организованной преступности, решение вопросов антитеррористической направленности. Выступая на коллегии, Министр внутренних дел Рашид Нургалиев особое внимание уделил вопросу укрепления доверия населения к милиции. По результатам опросов общественного мнения в Архангельской области, нашим милиционерам доверяют 56 процентов северян. (21.02.2006// RUSNORD)

Список использованной литературы.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом.

Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:

Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве благосостояния общества и его граждан, а также в расшатывании экономической системы государства.

Главным объектом преступных посягательств является установленный государством порядок распределения, производства, потребления и обмена материальных услуг и благ, а также экономическая деятельность и интересы субъектов такой деятельности. Также существует и дополнительный объект – это материальные интересы лиц, которые зависимы от субъектов экономической деятельности. Но в некоторых преступлениях подобный объект является факультативным. Также к факультативным объектам можно отнести здоровье граждан и их личную свободу (ч. 2 ст. 179 УК РФ).

Объективной стороной экономических преступлений являются деяния, которые выражены в форме действия или бездействия. Также, должностное лицо привлекают к уголовной ответственности, если он своими активными действиями неправомерно ограничивает законные интересы и права юридического лица или индивидуального предпринимателя либо оно своим пассивным поведением уклоняется от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169 УК РФ).

Для квалификации деяний как преступлений, в некоторых случаях, становятся обязательными способы их совершения, к примеру:

Составы преступлений в сфере экономической деятельности, по законодательной конструкции, могут быть:

Но также можно выделить преступления с материально-формальным составом (ч. 2 ст. 169, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 3 ст. 170.1, ст. 172, 171, 178, ч. 2 ст. 179, ч. 3 ст. 183, ч. 3 ст. 185.2, ст. 180, ст. 185.3, 185.4, 185.6 УК РФ).

Как правило, субъект преступных посягательств общий, то есть им является вменяемое физическое лицо, которое к моменту совершения преступления, достигло 16-летнего возраста. В определенных случаях, субъект также может наделяться дополнительными признаками, к примеру, принадлежностью к индивидуальным предпринимателям или к руководству организации (ст. 176 УК РФ), должностными полномочиями (ст. 170, 169 УК РФ).

Субъективная сторона составов экономических преступлений характеризуется виной в форме умысла. Для того чтобы квалифицировать деяние как преступление, то здесь необходимо выяснить цели и мотивы их совершения, в частности, личная заинтересованность либо корыстный мотив (ст. 181, 170, ч. 3 ст. 183 УК РФ); цель - оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов – это обязательна при квалификации деяния по ст. 184 УК РФ. Цель - сбыт - по статье 186 или 187 УК РФ, а цель - совершение одного или нескольких преступлений, которые связаны с финансовыми сделками/операциями с денежными средствами или иным имуществом, - при квалификации содеянного по ст. 173.2 УК РФ.

Гост

ГОСТ

Экономическое преступление – это деяние вменяемого лица, которое нарушает нормы действующих в сфере экономической деятельности законов и иных нормативно-правовых актов, представляет повышенную общественную опасность и наносит ущерб системе экономических отношений.

Основные сведения об экономических преступлениях и правонарушениях: понятие и признаки

Сразу стоит разграничить между собой понятия преступления и правонарушения. Они используются не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни. И преступление, и правонарушение означают нарушение норм права. Разница заключается в тяжести этого нарушения (неповиновения) и его опасности для общества.

Если опасность признана повышенной, то данное нарушение трактуется как преступление, и в отношении нарушителя будут предприняты меры уголовной ответственности. Остальные нарушения норм права трактуются как обычные правонарушения, за которые следуют другие меры юридической ответственности (административной, гражданской, дисциплинарной и т.д.).

Представление о преступлениях и правонарушениях в сфере экономической деятельности впервые стало разрабатываться в 1945 г. Тогда американский криминолог Э. Сатерленд занимался изучением вопросов, связанных с совершением преступлений высокопоставленными лицами в сфере бизнеса.

Ученые-теоретики и практики сходятся во мнении, что экономическим преступлением может быть названо наказуемое деяние корыстного характера, которое осуществляется в рамках хозяйственной деятельности, составляющей саму основу этого деяния. Определить некое деяние как экономическое преступление можно, выявив у него следующие признаки экономического преступления:

Готовые работы на аналогичную тему

  • деяние совершалось человеком (группой людей) в процессе осуществления его профессиональной деятельности;
  • деяние преподносилось другим членам общества как законная экономическая деятельность;
  • деяние носило корыстный характер;
  • деяние имело длящееся систематическое развитие;
  • в результате совершения деяния экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан был нанесен ущерб;
  • деяние совершалось лицами, которые действовали от имени и в интересах предприятия.

Таким образом, экономическая преступность (т.е. совокупность экономических преступлений и правонарушений в обобщенной форме) представляет собой исторически изменчивое, социально-негативное и уголовно-правовое явление. Оно образуется из действий и бездействий, совершаемых лицами в сфере экономики в корыстных целях и предполагающих посягательство на собственность и другие экономические интересы потребителей, партнеров, конкурентов и государства, а также на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства.

Классификация экономических преступлений и правонарушений

Экономическая преступность является комплексным понятием, оно включает в себя большое число экономических преступлений и правонарушений. Так, согласно действующему на данный момент законодательству Российской Федерации, к преступлениям в сфере экономики относится совершение следующих деяний:

  • преступления против собственности (кража, хищение, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, присвоение, растрата, причинение имущественного ущерба и др.);
  • преступления в сфере экономической деятельности (незаконные предпринимательство, банковская деятельность, получение кредита; отмывание денежных средств; фальшивомонетничество; контрабанда; фиктивное и преднамеренное банкротство; уклонение от уплаты налогов и др.);
  • преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление и превышение полномочий; коммерческий подкуп);
  • преступления против государственной власти (нецелевое расходование бюджетных средств; получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество).

Современное состояние экономической преступности

Экономическая преступность до сих пор остается одной из главных угроз для устойчивого развития современного общества. Возрастание доли теневого и криминального секторов экономики может привести к возникновению острого социально-экономического противоречия.

Одной из особенностей современной экономической преступности является ее исключительно высокая латентность. Причина этого кроется в отсутствии лиц, заинтересованных в выявлении экономических преступлений и правонарушений. Граждане, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются, к сожалению, не склонны к осуждению экономических правонарушителей.

По мнению специалистов, самыми опасными направлениями криминальной экономической деятельности на данный момент являются:

  • преступления в сфере потребительского рынка;
  • преступления в сфере торгово-предпринимательской деятельности;
  • преступления в сфере приватизации государственного и муниципального имущества;
  • преступления в сфере банковской деятельности и иных денежно-кредитных отношений;
  • преступления на рынке ценных бумаг;
  • налоговые преступления;
  • преступления во внешнеэкономической деятельности.

Идентификация этих направлений позволит уполномоченным органам выработать программу мероприятий по выявлению, профилактике, противодействию и раскрытию экономических преступлений и правонарушений, что является одним из главных вызовов современного общества.

Экономические преступления наносят серьёзный ущерб гражданам, хозяйствующим субъектам и государству. За правонарушения этого вида предусмотрена уголовная ответственность. Для расследования экономических преступлений в структуре МВД создан специальный отдел.

Структуры по борьбе с экономическими преступлениями

Основная работа по расследованию правонарушений в сфере экономической деятельности в стране выполняется органами МВД и ФСБ. Работа этих органов регламентируется профильными законами, которые определяют рамки их деятельности.

Основным нормативным документом, определяющим права и обязанности входящего в состав МВД ЭБиПК (отдела экономической безопасности и противодействия коррупции), определен ФЗ №3, принятый в феврале 2011 года. Рамки оперативно-розыскной деятельности ограничены ФЗ №144, действующего в стране с 1995 года.

Расследования экономических преступлений, наносящих серьёзный ущерб государству, проводятся ФСБ. В структуре главной службы безопасности страны создано специальное управление по борьбе с коррупцией и экономическим преступлениям. Оно действует в рамках ФЗ №40, принятого в 1995 году.

Представители этой службы привлекаются к расследованиям следующих экономических преступлений:

  • представляющих особую опасность для государства;
  • совершённых в отношении федеральной или региональной собственности;
  • имеющих межгосударственный масштаб;
  • нанёсших ущерб свыше 100 миллионов рублей.

Все остальные виды расследований проводятся МВД. Внутри этого министерства, помимо ЭБиПК, созданы структуры по борьбе с экономическими преступлениями:

Расследованиями налоговых преступлений с 2011 года занимается Следственный комитет.

Способы противодействия экономическим преступлениям

Самым эффективным способом борьбы с экономическими преступлениями является их профилактика. Она представляет собой комплекс мер, которые применяются в различных областях. В их числе:

  1. Экономические. Представляют собой выработку государственной политики в сфере денежного обращения, кредитно-финансовых отношений и правил ведения хозяйственной деятельности.
  2. Политические. Меры направлены на борьбу с коррупцией в органах государственной власти и незаконным предпринимательством.
  3. Правовые. Принятие законов, регламентирующих экономическую деятельность.
  4. Социально-психологические. Формирование в обществе нетерпимого отношения к нарушению законодательства в сфере экономики.

Профилактика преступлений всегда сопровождается оперативно-розыскными мероприятиями. Для выявления правонарушений в налоговой сфере проводятся документальные и материальные ревизии и проверки. Особая роль в выработке способов противодействия экономическим преступлениям принадлежит организации системы государственного контроля.

Современные технические устройства значительно расширяют возможности как для совершения экономических преступлений, так и для их предотвращения. Некоторые виды правонарушений в настоящее время находятся в режиме постоянного мониторинга, который осуществляется с помощью различных компьютерных программ.

Способы расследования экономических преступлений

Ход расследований в сфере экономики зависит от типа правонарушений, которые имеют свой алгоритм раскрытия преступления и сбора его доказательной базы. Вместе со специфическими особенностями есть и общие черты. Расследование этого вида преступлений относится к области экономической криминалистики. Она предусматривает использование не только стандартных методов ведения оперативно-розыскной деятельности, но и проведение финансовых, экономических и технических анализов.

Среди общих для всех инструментов расследования преступлений:

  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • допросы и опросы;
  • изъятие документов и материалов.

До 90% доказательной базы экономических преступлений составляют финансовая и бухгалтерская документация, а также налоговая отчётность. На первоначальном этапе расследования проводится экспресс-анализ всей имеющейся информации о совершённом преступлении.

Одним из распространённых видов экономических преступлений являются хищения в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Для выявления виновных лиц и способов хищения могут проводиться различные мероприятия. В их числе:

  • аудит;
  • контрольные закупки;
  • сверки расчётов с контрагентами и другие мероприятия.

Эффективным способом проверки достоверности данных о работе с поставщиками и заказчиками являются встречные проверки. Сложным для раскрытия видом экономического преступления является взяточничество. Расследование таких нарушений закона начинается с выявления схемы преступления. Важным моментом в его пресечении является взятие с поличным виновного лица.

Налоговые преступления выявляются в ходе камеральных и иных видов проверок финансовой и бухгалтерской отчётности хозяйствующих субъектов. Подобные проверки проводятся при умышленных банкротствах. Расследования преступлений, связанных с невозвратами кредитных и заёмных средств, всегда сопровождаются проверкой достоверности предоставленных заёмщиком данных.

Расследование легализации криминальных доходов включает в себя выявление преступной схемы. Аналогичные действия проводятся в отношении нелегального оборота:

Все методы и способы расследования должны проводиться в разрешённых Уголовно-процессуальным Кодексом рамках.

Читайте также: