Нравственные качества врача доклад

Обновлено: 18.05.2024

Гиппократ писал: "В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач. Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить".
Профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение общаться определяет его взаимоотношения с больным.

Содержание

1. Основные этические принципы медицинского работника

2. Права пациента

3. Организация взаимоотношений с больными

4. Взаимоотношения с родственниками больного

5. Взаимоотношения в коллективе медицинского учреждения

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

Министерство образования Ульяновской области

Областное бюджетное государственное образовательное учреждение

среднее профессиональное образование

Ульяновский медицинский колледж

Реферат по дисциплине: Философские проблемы в медицине

1. Основные этические принципы медицинского работника

2. Права пациента

3. Организация взаимоотношений с больными

4. Взаимоотношения с родственниками больного

5. Взаимоотношения в коллективе медицинского учреждения

Гиппократ писал: "В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач. Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить".

Профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение общаться определяет его взаимоотношения с больным. Только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.

Медицинская деонтология (греч, deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) - совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

· взаимоотношения медицинских работников с больными;

· взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

· взаимоотношения медицинских работников между собой.

Все пациенты имеют право на получение высококачественной медицинской помощи, которое должны обеспечить медицинские работники. Важнейшее значение для этого имеют профессиональная квалификация специалиста; хорошие

взаимоотношения с больными и коллегами; соблюдение правил профессиональной этики.

1. Основные этические принципы медицинского работника

Главными целями профессиональной деятельности медицинского работника являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные этические принципы, как гуманность и милосердие.

Реализация этических начал в медицине включает:

· информирование пациента о его правах; информирование пациента о состоянии его здоровья;

· гуманное отношение к пациенту; уважение человеческого достоинства пациента; недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

· уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него; уважение независимости пациента;

· уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

· проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);

· хранение профессиональной тайны;

· поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

· защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

· поддержание уважения к своей профессии;

· уважительное отношение к своим коллегам;

· участие в медико-санитарном просвещении населения.

2. Права пациента

Медицинская сестра должна быть правдивой по отношению к пациенту, знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

· выбор врача с учетом его согласия;

· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

· проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

· сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

· информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

· отказ от медицинского вмешательства;

· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

· получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

· возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

· допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

· допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.

Превыше всего медицинская сестра должна ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Она обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Долг медицинского работника никогда не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, не ускорять наступление смерти и не способствовать самоубийству больного.

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения.

В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах: всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

Главным этическим принципом в медицине является принцип - не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента - есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него.

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь (дистрибутивная справедливость)

В современных условиях особенно важен принцип дистрибутивной справедливости, который означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. К сожалению, дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогостоящих лекарств, используемых сложных оперативных вмешательств и т.п. При этом наносится огромный моральный ущерб тем больным, которые в силу ряда причин обделены тем или иным видом медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры - оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии. Она несет личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов сестринского дела. Медицинская сестра должна критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры - отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость.

Она должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Медицинская сестра не должна допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями.

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после смерти пациента.

Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба.

Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в следующих случаях, предусмотренных законом:

- в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю

- при угрозе распространения инфекционных заболеваний

- по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства

- в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей

- при наличии оснований позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувство долга, гуманность медицинского работника – основное в медицинской этике. Медицинская этика – это система требований и норм к моральному облику и всего медицинского персонала. Мораль регулирует отношение медика к больному и здоровому человеку, к родственникам пациента, к коллегам, к обществу и государству.

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Профессия врача – подвиг. Она требует самоотверженности,

чистоты духа и чистоты помыслов.

Человек обращается в больницу или поликлинику, когда его что-то беспокоит. И главное в профессиональной деятельности медиков – укрепление и поддержание здоровья. Личность медицинского работника, а именно его моральный облик и профессиональная подготовка – две основные составляющие, которые в конечном итоге определяют успех лечения больных и влияют на качество всей системы здравоохранения.

Согласно опросам, для больных моральные качества медицинского персонала играют главную роль. Профессионализм медиков считается само собой разумеющимся. Доверяя медицинскому работнику, больные ждут от него демонстрации высших моральных качеств:

− исключительной добросовестности;
− тактичности;
− честности;
− терпеливости и внимательности;
− способности к самоотверженности;
− и главное - любви к людям и своей работе.

Чувство долга, гуманность медицинского работника – основное в медицинской этике. Медицинская этика – это система требований и норм к моральному облику и всего медицинского персонала. Мораль регулирует отношение медика к больному и здоровому человеку, к родственникам пациента, к коллегам, к обществу и государству.

Еще Гиппократ считал, что медицинский сотрудник должен быть скромным и сдержанным, добрым и вежливым, постоянно обогащать свои знания и прислушиваться к мнениям коллег, видеть свою цель не в добывании славы и денег, а в облегчении страданий и исцелении больных, в самоотверженном служении людям, которые обращаются к нему за помощью и за советом.

Медицинский гуманизм выражается в активном, естественном стремлении посвятить себя больным и, несмотря на трудности, использовать все ресурсы для восстановления и сохранения здоровья, не причиняя действиями и словами дополнительного ущерба.

Не вызывает сомнения, что без объективных истинных знаний деятельность медицинского работника, даже при условии соблюдения моральных принципов, является непрофессиональной. Медицинский персонал обязательно должен быть квалифицированным.
Медицинские работники должны обладать такими качествами, как высокое мастерство и профессиональная настойчивость, наличие необходимых практических и теоретических знаний, компетентность, наблюдательность и проницательность, развитое клиническое мышление и пристрастие.

Начиная общение с больным, медицинский работник обязан сосредоточить все свое внимание на сохранении жизни, облегчении страданий и восстановлении здоровья, полностью подчинив достижению этих целей ум, волю, знания и опыт. Одними из основных требований к медицинским работникам являются доброжелательное отношение к больному и высокий профессионализм.

На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь - имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность и др. Профессия врача предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больному человеку. Выделим комплекс личностных качеств:

1. Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.

2. Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.

3. Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.

4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Нравственные ценности. Честность, человечность, бескорыстие, умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью

Свобода и обязанности врача. Обязанности врача

• Для выполнения своих обязанностей врач должен иметь свободу профессиональных действий, согласованных с совестью и требованиями современной медицины.

• За врачом сохраняется свобода выбора в применении обоснованных методов, которые, по его мнению, являются правдивыми. Врач должен, однако, ограничиться такими диагностическими, лечебными и профилактическими мероприятиями, которые действительно необходимы больному и соответствуют современному уровню медицинских знаний.

• В отдельных ситуациях врач может отказаться или уклониться от лечения больного, кроме случаев, когда предоставление неотложной врачебной помощи не терпит отлагательства. Не имея возможности оказать медицинскую помощь больному, или уклоняясь от нее, врач обязан указать больному, а также его законным представителям, на другую возможность ее получения.

• Врач может осуществлять врачебные мероприятия исключительно по медицинским и (или) эстетических показаний.

• Врач должен тщательно провести диагностирование, лечение и профилактику, посвящая на это необходимо время.

Свобода в деятельности врача проявляется в ряде факторов, важнейшими из которых являются следующие:

• -выбор методов и путей познания процессов жизнедеятельности организма человека, исследования причин и признаков болезни;

• -определение возможности использования тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний;

• -соотношение полученных знаний с личными убеждениями, ценностными установками.

В то же время в медицинской деятельности свобода значительно ограничена требованиям долга – профессионального и нравственного.

Долг врача состоит в охране жизни и здоровья, защите достоинства, неприкосновенности, личной жизни и права на свободное волеизъявление участвующих в нем больных, а также конфиденциальности их частной информации.

БИЛЕТ 21

1. Особенности русской философии. Исторический путь развития, многообразие

течений и проблем.

Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она образуется как самостоятельная форма освоения мира в 18 веке. Бурное, интенсивное развитие начинается с 40-х г 19в. Особенности :

антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.

2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.Следует заметить, что русские философы рассматривали нравственность не просто как особую сферу духовной жизни, то есть область идеального, но как особую реальность.

3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Развивитие в условиях острых социальных, политических, экономических процессов в России. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально- политической ситуацией в стране.

4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.

5) Одним из ведущих разделов становится философия истории, которая призвана решить вопрос о смысле истории и месте России в историческом процессе,

5) Религиозный характер.

6) Синтез философского и литературно-художественного творчества.Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций.

7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, с человечеством в целом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной.

1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Русская философия возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточно- христианской философской и богословской мысли. (Андрей курбский- основы логики и диалектики)

2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.) Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма. Большое место в их творчестве занимают проблемы социальной философии: государства и права, равенства людей, роли науки и образования в общественном развитии. (М.В. Ломоносов-величие человеческого разума; А.Н. Радищев-против крепостичества)

3) Классическая русская философия (ХIХ – нач. ХХ вв.). Становление русской философии как самостоятельного явления в ХIХ в. было вызвано необходимостью теоретического обобщения духовной жизни русского народа, осмысления исторического пути России.

4) Русская философия ХХ века.

Этот период можно подразделить на 3 этапа:

философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),

- философия советского периода -развитием марксистского учения в работах В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина. В центре внимания этих мыслителей – проблемы бытия и развития, теория познания, логика, вопросы общественного прогресса и проблема личности 5)Философия современной России.

Особенность развития русской философии состоит и в том, что оно идет через развитие всей

русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

2. Познание как предмет философского анализа. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии. Классическая и неклассическая эпистемология. Познание – творческая деятельность ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и суждений.

• научное- процесс производства знаний, образует теории , понятия на языке науки- математическая символика, формулы. Применяются материальные средства –приборы, инструменты. Присуще строгая доказательность, обоснованность результатов, достоверность;

• клиническое- цель установить причину заболевания, ставить диагноз, оптимальное лечение; философское – суть в понимании смысла всех полученных знаний, творит общую картину мира, нацеливает на дальнейший поиск истины.

1. Чувственное –ощущение, восприятие, представления. Через органы чувств постигается.

2. Рациональное – понятия, суждения, умозаключения. С помощью разума.

Знание – результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории)

Структура познания: Процесс познания предполагает наличие субъекта познания (человек, социальная группа, человечество в целом. Субьект имеет имперический уровень-опытный и трансцендентальный- доопытный) и объекта познания (на то что направлена познавательная деятельность). Цель познания — истина.

Теория познания или гносеология, – раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности. Учение о познании разрабатывалось со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопросов о том, что такое познание и какова природа знания; что такое истина и ее типы; взаимоотношение между субъектом и объектом познания; анализ познавательных возможностей человека и взаимодействия различных типов знания; что такое сознание.

Как соотносятся человеческие знания с объективным порядком вещей? В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии: познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм.

• Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Возможность временных ошибок или заблуждений не умаляет безграничных способностей разума в познании.

• Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Эпистемоло́ гия — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие

Классическая и неклассическая эпистемология:

- для классической эпистемологии характерна ключевая роль рациональности.

1. Критицизм: философия возникает как недоверие к традиции, к тому, что навязывается индивиду внешним окружением.

2. Фундаментализм: Сам идеал знания, на основе которого решается задача критики, должен быть обоснован. Следует найти такой фундамент всех наших знаний, относительно которого не возникает никаких сомнений. Так, согласно Платону чувственное восприятие не может дать знание, по-настоящему можно знать только то, о чем учит математика. Поэтому с этой точки зрения в строгом смысле слова не может быть науки об эмпирических феноменах, идеал науки — геометрия Эвклида.

3. Субъектоцентризм: В качестве несомненного и неоспоримого базиса, на котором можно строить систему знания, выступает сам факт существования субъекта. Противопоставление субъекта и объекта исследования, из чего возникает вопрос об отношении знания и внешнего мира.

4. Наукоцентризм: только лишь научное знание является знанием в точном смысле слова. Именно научное знание, является высшим типом знания, а то, что говорит наука о мире, то и существует на самом деле.

1. Пост-критицизм. Это не означает отказа от философского критицизма (без которого нет самой философии), а только лишь понимание того фундаментального факта, что познание не может начаться с нуля, на основе недоверия ко всем традициям, а предполагает вписанность познающего индивида в одну из них.

2. Отказ от фундаментализма. Он связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, невозможности формулировать жесткие и неизменные нормативные предписания развивающемуся познанию. Попытки отделять знание от незнания с помощью таких предписаний оказались несостоятельными.

3. Отказ от субъектоцентризма. Если для классической теории познания субъект выступал как некая непосредственная данность, а все остальное вызывало сомнение, то для современной теории познания познающий субъект понимается в качестве изначально включенного в реальный мир и систему отношений с другими субъектами.

4. Отказ от наукоцентризма. Наука является важнейшим способом познания реальности. Но не единственным. Она принципиально не может вытеснить, например, обыденное знание, религиозное, философское. Для того чтобы понять познание во всем разнообразии его форм и типов, необходимо изучать эти до-научные и вне-научные формы и типы знания. ______________________________________________________________________

Ключевые слова:

моральные добродетели; врач; альтруизм; гуманность; дисциплинированность; самообладание; сила воли; решительность; терпение; личностные качества.

MORAL VIRTUES OF A DOCTOR

Magomedova L.G. 1, *, Shikhshabekova E.R. 2 , Abdulaeva Z.E. 3

1, 2, 3 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia

Abstract

In this paper, the authors have examined and disclosed the central concept of doctor’s virtues, their fundamental role, which represents a positive moral property of a medical worker character, determined by his/her will and actions, as manifestations of the highest kindness, as well as concepts of compassion, mercy, courage, humanism, justice, tact, self-control, patience, altruism, etc. The main part highlights and discloses in detail the most important and significant (in our opinion) moral virtues of a doctor, which is supported by vivid examples and arguments. And also the authors conclude that much willpower, determination, and perseverance are important for each doctor in the cultivation and self-improvement of the aforementioned moral qualities.

Keywords: moral virtues; doctor; altruism; humanity; discipline; self-control willpower; determination; patience; personal qualities.

Введение

Существует несколько кодексов поведения. Клятва Гиппократа обсуждает основные принципы для медицинских работников [4]. Этот документ датируется пятым веком до нашей эры [9]. Хельсинкская декларация (1964) и Нюрнбергский кодекс (1947) являются двумя хорошо известными и уважаемыми документами, способствующими развитию медицинской этики. Поскольку эта область продолжает развиваться и меняться на протяжении всей истории, основное внимание по-прежнему уделяется справедливому, сбалансированному и моральному мышлению во всех культурных и религиозных традициях во всем мире [11].

Актуальность

Актуальность темы определена тем, что на сегодняшний день в своей врачебной деятельности молодые специалисты не придают внимания нравственному аспекту в отношениях между врачом и пациентом.

Цель

Целью написания работы является введение дисциплины по нравственным добродетелям врача, как основополагающих составных в его деятельности, для эффективности процесса врачевания.

Для получения результата научного исследования были поставлены следующие задачи:
1)обозначение важности роли нравственных качеств личности в деятельности врача;
2)внедрение и выявление наиболее эффективных методов изучения добродетелей врача

Научная новизна

Научная новизна статьи заключается в рекомендации введения и дальнейшего развития, как предмета, моральных добродетелей врача в медицинском образовании.

Основная часть

Медицинская этика включает в себя благотворительность, автономию и справедливость в отношении таких конфликтов, как эвтаназия, конфиденциальность пациента, информированное согласие и конфликт интересов в здравоохранении [2] [8] [5]. кроме того, медицинская этика и культура взаимосвязаны, поскольку различные культуры реализуют этические ценности по-разному, иногда делая больший акцент на семейных ценностях и преуменьшая важность автономии. Это приводит к растущей потребности в культурно чувствительных врачах и этических комитетах в больницах и других медицинских учреждениях [3].

Этика добродетели началась с древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Они искали элементы, которые делают человека хорошим, но при этом они смотрели не на то, как человек действует, а на то, какой у него характер. Они предположили, что хороший человек, который ведет себя хорошо, должен развить в себе добродетели, которые через привычное употребление становятся частью характера этого человека.

Аристотель в своих трудах придерживался мнения, что добродетели приобретаются человеком витально, признавая, при этом, наличие конкретных врожденных качеств, которые становятся очевидными по мере взросления и становления человека как личности. По его мнению, природная сущность людей должна руководствоваться разумной частью души, осуществить развитие, которой можно посредством просвещения и образования.

На сегодняшний день этика Аристотеля во многом актуальна и в сфере медицины. Так какие же моральные добродетели применимы к профессии врача? Что же такое добродетель?

Возможно, наиболее полезным является определение, предложенное Рэйчелсом, который предполагает, что добродетель-это “черта характера, проявляющаяся в привычном действии, которую хорошо иметь человеку”.

В медицинской литературе выделяют ряд добродетелей, необходимых для данной деятельности. Условно эти добродетели классифицируют на четыре группы: добродетели характера (мужество, милосердие, надежность, честность, эмпатия); добродетели компетентности (полное владение и понимание медицинских знаний и методов в той или иной области, коммуникативность в общении); добродетели совести (самоотдача, самокритика, чувство ответственности, саморазвитие); общие моральные качества (наличие высоких нравственных ценностей, уважение к пациенту, коллегам, скромность, доброжелательность). Все вышеперечисленные добродетели имеют место и в других профессиях, но в медицинской практике их значимость в большей степени усиливается спецификой самой деятельности, высшей ценностью которой являют собой жизнь и здоровье человека.

Рассмотрим основополагающие добродетели врача, а именно те, без которых сложно представить деятельность врача.

Мужество

Для врача мужество приравнивается стержню, который позволяет ему принимать не простые решения в ответственные моменты. Без этого качества врачей, больных с тяжелыми заболеваниями не получилось бы диагностировать и оказать должного лечения, а лекарства, которые имеют первостепенное значение в медицинской практике, были бы просто не найдены.

Самообладание

Под самообладанием врача, прежде всего, понимается способность контролировать своё эмоциональное и физическое состояние так, чтобы негативные эмоции, мысли и состояние врача не мешали оказанию работе с больными в критических и эмоциональных ситуациях. Ярким примером этой добродетели являют собой врачи оказывающие помощь раненым в военных действиях, терактах, во время природных катаклизмов и различного рода техногенных катастроф, в период вспышек эпидемий. Им для того чтобы оказать как можно большему количеству людей медицинскую помощь и вовремя сориентироваться необходимы следующие качества: самообладание, стойкость, внимательность, а также способность преодолевать страх, сохраняя при этом холодный рассудок. Условия, которые предоставляются для работы врачам порой представляют прямую угрозу для их же жизни.

Терпение

Терпение и рачительность, имеют крайнюю необходимость во время проделывания рутинной работы. В медицине такой работой может показаться выполнение вошедших в привычку, неоднократно повторяющихся манипуляций, лечение больных со стандартными заболеваниями или оформление медицинских документов. Неточное и недобросовестное выполнение рутинной работы может привести к нарушению правильного алгоритма лечения и ухудшению состояния пациента вследствие этого, к нарушению гигиенических норм и инфицированию пациента или распространению внутрибольничной инфекции, к неправильной выписке назначений и ошибкам введении медицинской документации, что чревато не только причинением вреда пациентам, но и взысканиями, предъявленными врачу, допустившему нарушения.

Дисциплинированность

Дисциплинированность– черта характера или склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Она является незаменимой во врачебной практике, и вырабатывается коллективным опытом и действиями медицинского сообщества, для оптимальной пользы пациента. Существуют востребованные стандарты методов и манипуляций и точное их выполнение, которые являются неотъемлемой частью профессиональной обязанности врача. Он же в свою очередь, должен во время оказания медицинской помощи пациентам их соблюдать, так как они уже проверены опытом поколений врачей, подтверждены в биомедицинских экспериментах и утверждены к исполнению официальными инстанциями здравоохранения. Выполнение стандартов рассматривается как мера, которая дает защиту пациентам от возможного причинения вреда медицинскими работниками. Врач, который относится пунктуально к приёму в определенное назначенное время, закладывает с начала лечебного взаимодействия позитивное отношение пациента. Врач же, который опаздывает на приём или болтает с коллегами, когда его ожидают больные, провоцирует раздражение, беспокойство и некоторую степень недоверия со стороны пациентов, тем самым формируя о себе отрицательное впечатление, как о работнике недисциплинированном и безответственном, что также может подтолкнуть на сомнения в его профессиональных возможностях.

Альтруизм

К наиболее важному эмоциональному и нравственному качеству врача относится альтруизм. Альтруизм- это, прежде всего, бескорыстная забота о благополучии других, готовность оказать помощь человеку ценой отказа от собственных благ и иногда даже рискуя собственной жизнью.

Формирование личности врача – процесс трудоемкий и длительный. К сожалению, медицинское образование постепенно теряет модель подготовки специалиста и все меньше и меньше уделяет внимания нравственным аспектам личности врача. Его деятельность неразрывно связана с необходимостью анализировать и обобщать большой объем информации, связанный с нормой и патологией человека, и делать выводы по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, социального устройства больных, выбирать программы профилактики. Значение профессиональных знаний и навыков необходимо в любом случае, но в медицине не меньшую роль играют нравственные качества личности. Они должны развиваться и совершенствоваться, еще в студенческое время. И здесь вполне имеет место, чтобы врачи, с уже большим опытом за плечами, проникнутые альтруизмом и гуманностью к своим пациентам и в целом к своей работе, могли направлять и всячески наставлять будущих специалистов в тех или иных вопросах нравственности в деятельности каждого медика. С этой целью, имеет место ввести элективные занятия или даже проводить лекции по добродетелям врача. Первое время вести их, как свободное посещение для студентов, а в дальнейшем уже поставить на рассмотрение закрепить данные занятия в медицинском образовании. Таким образом, это будет способствовать тому, что студенты, получая свое звание и приступая к своей врачебной деятельности, будут все свои нравственные и физические силы, знания и опыт отдавать охране здоровья человека, беречь и развивать традиции отечественной медицины, руководствоваться в своей деятельности нравственными принципами и добродетелями врача.

Заключение

Необходимые личностные качества в профессии врача не могут возникнуть спонтанно и самопроизвольно. Их формирование зависит не только от педагогов, которые обучают будущих врачей. Педагог может дать знания, создать для их, но этого недостаточно. Без целеустремленности, мотивации, силы воли и намерения будущего врача взрастить и в дальнейшем совершенствовать в себе личностные качества, которые укоренены очень глубоко на уровне психики, сознания и подсознания, чувств, эмоций и интеллектуальных знаний – невозможно. Профессионально значимые и важные личностные качества взращиваются и совершенствуются, если студент или начинающий специалист осознает их смысл, понимает их важность для своего профессионального становления и стремится культивировать их в себе.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Человек обращается в больницу или поликлинику, когда его что-то беспокоит. И главное в профессиональной деятельности медиков – укрепление и поддержание здоровья. Личность врача, а именно его моральный облик и профессиональная подготовка – две основные составляющие, которые в конечном итоге определяют успех лечения больных и влияют на качество всей системы здравоохранения.

Какими качествами должен обладать медработник

  • Какими качествами должен обладать медработник
  • Кто такой медицинский представитель?
  • Как написать резюме врача

По данным ВООЗ (Всемирной организации охраны здоровья), в мире насчитывается 8 652 107 врачей и 16 689 250 сестринского и акушерского персонала. Обеспеченность на 10 тыс. населения составляет 14,2% и 28,1% соответственно.

Моральные качества медицинского работника

Согласно опросам, для больных моральные качества медицинского персонала играют главную роль. Профессионализм медиков считается сам собой разумеющимся. Доверяя медицинскому работнику, больные ждут от него демонстрации высших моральных качеств:
− чуткости;
− исключительной добросовестности;
− тактичности;
− честности;
− терпеливости и внимательности;
− способности к самоотверженности;
− и главное - любви к людям и своей работе.

Чувство долга, гуманность медицинского работника – основное в медицинской этике. Медицинская этика – это система требований и норм к моральному облику и поведению врача и всего медицинского персонала. Мораль регулирует отношение врача к больному и здоровому человеку, к родственникам пациента, к коллегам, к обществу и государству.

Еще Гиппократ считал, что медицинский сотрудник должен быть скромным и сдержанным, добрым и вежливым, постоянно обогащать свои знания и прислушиваться к мнениям коллег, видеть свою цель не в добывании славы и денег, а в облегчении страданий и исцелении больных, в самоотверженном служении людям, которые обращаются к нему за помощью и за советом.

В “Кодексе врачебной этики”, который изучается в медицинском вузе, указывается на то, что каждый врач должен сохранять жизнь, облегчать муки пациента, сохранять естественные процессы организма и делать все на благо больного.

Медицинский гуманизм выражается в активном, естественном стремлении посвятить себя больным и, несмотря на трудности, использовать все ресурсы для восстановления и сохранения здоровья, не причиняя действиями и словами дополнительного ущерба.

Профессиональные качества медицинского работника

Не вызывает сомнения, что без объективных истинных знаний деятельность медицинского работника, даже при условии соблюдения моральных принципов, является непрофессиональной. Медицинский персонал обязательно должен быть квалифицированным.

Медицинские работники должны обладать такими качествами, как высокое мастерство и профессиональная настойчивость, наличие необходимых практических и теоретических знаний, компетентность, наблюдательность и проницательность, развитое клиническое мышление и пристрастие.

Начиная общение с больным, медицинский работник обязан сосредоточить все свое внимание на сохранении жизни, облегчении страданий и восстановлении здоровья, полностью подчинив достижению этих целей ум, волю, знания и опыт. Одними из основных требований к врачам и медсестрам являются доброжелательное отношение к больному и высокий профессионализм.

Читайте также: