Доклад педагогические приемы создания ситуации успеха для детей с овз

Обновлено: 17.05.2024

Условия формирования положительного отношения к учебе :

- создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

- создание у обучающегося ситуации успеха в учебной деятельности;

- целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка ребенка на занятиях.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех,

а успех – результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что способен организовать педагог.

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т. д.) и способствующих формированию положительной и, вместе с тем, адекватной самооценки.

Переживание обучающимся ситуации успеха :

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности ребенка, такие как тревожность, неуверенность, самооценка;

развивает активность, инициативность, креативность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение обучающихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Прикреплённые файлы:

Создание ситуации успеха у дошкольников, как необходимое условие ФГОС в игровой деятельности Доклад на тему: "Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие ФГОС в игровой деятельности" С вступлением в силу ФЗ "Об.

Проектная деятельность как эффективный метод развития лексико-грамматического строя речи у обучающихся по Аооп Данная презентация для специалистов, работающих по АООП вариант 5.1. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают.

Пути формирования мотивации к деятельности у детей с ОВЗ По литературным данным, мотив рассматривается как высшую форму регуляции деятельности. Учеными, изучающими проблему мотивации, сделаны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ

Трохина Наталья Владимировна – учитель начальных классов МОУ школы № 7 Выступление на семинаре

Если говорить об условиях, механизмах и путях индивидуализации, то следует рассматривать создание ситуации успеха, внедрение индивидуальной модели обучения (индивидуальной траектории обучения),

Создание ситуации успеха в школе предполагает:

- добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность:

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциальных интересов и потребностей учащихся, их индивидуальных вкусов;

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно. Выделяется шесть шагов, которые составляют модель деятельности педагога по созданию ситуаций успеха.

Первый шаг : осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.

Второй шаг : целеполагание и разработка программы индивидуализированной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации.

Третий шаг : выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.

Четвертый шаг : моделирование ситуации успеха для каждого школьника.

Пятый шаг : создание ситуации успеха в учебном процессе.

Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.

Индивидуализация обучения обеспечивает каждому ученику возможность выбора своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, позволяет создать собственную образовательную траекторию.

Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала ученика в обучении через осуществление соответствующих видов деятельности. В индивидуальной траектории образовательной деятельности ученика выделяют следующие составные элементы: смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей,

Перед педагогом стоит ответственная задача – обучать учеников по их индивидуальным траекториям. Наиболее успешно решают ее те, кто знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т.е. опирается на концепцию, допускающую многообразие образовательных траекторий учеников.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что учитель при изучении определенной темы, может порекомендовать ему выбрать, например, один из следующих подходов: действенное, образное или логическое познание; углубленное, ознакомительное или выборочное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ достигается с помощью фиксированного объема образовательных объектов и связанных с ними проблем, что обеспечивает достижение учениками необходимого уровня социальной адаптации.

Учитель может и должен предлагать ученикам различные виды деятельности, но если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, то допускается выбор детьми разнообразных видов деятельности при изучении одних и тех же образовательных объектов. Тогда будет обеспечиваться индивидуальная образовательная траектория для каждого ученика, которая в каждом конкретном случае будет отличаться как объемом усвоения навыков, так и их содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах индивидуальные образовательные результаты будут различны, поскольку освоенные учениками виды деятельности и уровень их развития отличаются.

Основой реализации индивидуальных траекторий могут служить структурно-логические схемы, алгоритмические предписания, обобщенные планы деятельности.

Использование в обучении структуризации деятельности учащихся служит средством формирования их методологических обобщенных умений. Кроме того, алгоритмические планы, процедуры могут быть рассмотрены и составлены самими учениками. Например, после выполнения практической деятельности ученикам можно предложить рефлексию отдельных этапов и на этой основе составить алгоритм деятельности.

Обучая ребенка с особенностями психофизического развития, его учат учиться: учат сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом учат овладевать способами учебных действий. Для этого используются разнообразные педагогические приемы. К ним можно отнести: выделение этапов работы, дробление материала или наращивание усложнений, выбор ответа из двух, а затем и нескольких данных, использование технологических и пооперационных карт, кодирование и раскодирование содержания материала в виде опорных сигналов, планирование, поиск по подсказкам, поиск подтверждения, поиск фактов, поиск примеров обыденной жизни и др. Коррекционная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку овладеть способами учебных действий, овладеть ориентировочной основой действий с ее исполнительской и контрольной функцией, что, в конечном счете, является основой формирования знаний. Ценность данного подхода состоит в том, что ребенок, овладевая способами действий, включается в учебную деятельность, осуществляет ее, т. е. приобретает опыт самостоятельной работы, а не дожидается готового ответа или подсказки. Важными являются и процесс включения в работу, и процесс выполнения работы, т. е. собственно учебная деятельность, а не готовый результат. Порой неверный результат, но добытый собственным трудом, более ценен, чем заимствованный у других. Мудрость учителя заключается в том, чтобы, включая различные механизмы стимулирования и поощрений, максимально использовать природный ресурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.

Следует отметить, что вовлечение ребенка (ученика) с нарушениями развития в иное для него образовательное пространство накладывает огромную ответственность на организаторов такой формы обучения и имеет специфические особенности, связанные с созданием определенных условий. От качественного обеспечения условий совместного обучения зависит качество жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития, качество его развития и адекватное его возможностям качество усвоения знаний, успешность формирования социальных умений и навыков, а также качество жизнедеятельности обычных учеников класса.

Вышесказанное — лишь небольшая часть тех возможностей, которые могут быть использованы для индивидуализации обучения в современной школе. Учителей, обучающих ребенка с особенностями психофизического развития в классе интегрированного обучения и воспитания, необходимо знакомить с актуальным уровнем развития учащегося, выявленным в ходе комплексного психолого-педагогического обследования; со специфическими закономерностями развития психических процессов, речи, эмоционально-волевых качеств различных категорий детей с ОВЗ; с методическими рекомендациями по организации процесса интегрированного обучения и воспитания; требованиями нормативных документов, учебными планами, программами. Целесообразно обсуждать возможности, которые предоставляет для реализации коррекционно-развивающих задач обучения тот или иной программный материал, параграфы, упражнения учебников; рекомендовать специальные упражнения, меру помощи, виды опор, исходя из возможностей каждого конкретного ребенка.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.

В современном мире в обеспечении условий и возможностей инклюзивного обучения детей с нарушением интеллекта одна из важных ролей принадлежит внедрению в учебно-воспитательную практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для ребенка. Обратимся к исследованиям А.С. Белкина.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.

С психологической точки зрения, успех, как считает А.С.Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начатся своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих обучающихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Учитывая, что данная ситуация успеха всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив. Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся с нарушением интеллекта, поэтому важно перейти к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.

Учитель должен: осознать свою сопричастность к успеху, осмыслить творческое начало в своей деятельности, быть убежденным в правильности применяемых методов

1 шаг: Психологическая атака. Суть: переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть: локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых обучающийся, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

II тип – Общая радость - обучающийся достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребёнку почувствовать себя удовлетворенным. Общая радость – это, прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

III тип – Радость познания - радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

ВложениеРазмер
tehnologiya_situatsiya_uspeha_dlya_detey_ovz.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создание ситуации успеха

в работе с обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в жизни ребенка: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, а главное, принципиально новый вид деятельности – учебная.

Изменения, происходящие в этот период развития, касаются разных аспектов жизни ребенка, так с физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно часто опережает нервно-психическое развитие ребенка, что может приводить к временному ослаблению нервной системы. У некоторых детей может наблюдаться повышенная утомляемость, потребность в движениях беспокойство.

В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места ребенком в системе отношений, интересы, ценности. Полностью изменяется весь уклад его жизни. Одновременно с этим продолжает активно развиваться личность ребенка, интенсивно развивается самосознание, происходит становление самооценки младшего школьника. В этой ситуации многое зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье нормы и ценности. Например, у отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка, сформироваться чувство превосходства над другими одноклассниками. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях.

Ученье – деятельность, дающая человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Очень часто приходится слышать от учащихся ОВЗ фразы, выражающие негативное отношение к школе. Такой ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, так же как и другие. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу с желанием учиться, но со временем он теряет интерес к учебе.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он утверждал, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Следовательно, основная задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуации успеха предполагает цепочку последовательных действий:
• установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап),
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,
• сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.

Исследования психологов показывают, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Об этом говорит известный тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете.

Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.

Существует целый арсенал хорошо известных, педагогических методов и приемов, позволяющих создать для обучающихся ситуацию успеха.

Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них необходимо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным. Только силами педагогов, без заинтересованности и активной поддержки родителей обучающихся сделать это крайне сложно.

Родителям просто необходимо создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, что повышает у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивает устойчивый познавательный интерес к учению. При этом надо помнить об основных принципах поддержки ребенка: признание за ребенком права не знать и допускать ошибку, уважение мнения и позиции ребенка, убеждение без порицания и жесткого принуждения, эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка, демонстрация роста его успехов и личных достижений (семейный портфолио, стена достижений ит.п.)

Читайте также: