Доклад на педсовете учителя начальных классов

Обновлено: 02.07.2024

последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества.

Тяжелая социально – экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания,

безработица, слабая социальная поддержка малообеспече нных семей со стороны государства

– это та почва, на которой растут дети с отклоняющимся поведе нием.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее

распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.

По разным данным, его частота с реди детей дошколь ного и школьного возраста с оставляет

от 4 до 9%! Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятн о присутствие 1 — 2

гиперактивных детей. У многих у чителей такие дети влияют и н а пове дение всего класса.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у детей часто, о

чем свидетельствуют исследования, проведенные, например, в США (4 - 20%), Германии (9 -

18%) и др . Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося

поведения является частым видом, встреча ющий ся на практике, и который вызыва ет

большие трудности при усвоении уче бного материала в об у чении. С одной стор оны школа

предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к уме нию слушать учителя,

сосредоточиться на уроке и т.п. С дру гой стороны у величивается количество детей, которые

по разным причинам не могу т у сваивать программу из - за неусидчивости, расторможенности,

несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для

проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным

Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, кот орые не

могут адекватно приспособиться к реалиям окру жающей жизни и поэтому воспринимаются

своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источ ник беспокойства. И

сами дети с повышенной активностью, и их окруже ние страдают от свойственной им

суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющее ся от социально

уроках, рассеянный, невнимательный, качается на сту ле, роняет ручки и к арандаши и

гиперактивных детей. У окружа ющих создается впечатление, что эти дети не воспитываются

родителями, что они живу т в атмосфере вседозволенн ости. Хотя это ча ще всего не так.

гиперактивности. Ребёнка как бу дто постоянно гонит вперед работающий на полную

мощность мотор: то он кувыркается на диване, то балансируе т на подоконнике, то сметает

документы с письменного стола, выворачивает содержимое шкафа на пол. В мгновение ока

он может перевернуть бу квально вверх дн ом всю квартиру. Невозм ожно его остановить или

Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя

подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем -

Школа с ее ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой требует от ребенка

реализации всех тех функций, которые при гиперактивности нарушены.

Первая большая проблема — продолжительность урока. Ги перактивный ребенок может

поддерживать работоспособность не более 10— 15 минут. Это объясняется тем, что ум -

ственная деятельность этих детей характериз у ется «цикличностью. Время, в течение

которого они могут продуктивно работать, не превышает 5—15 мин, по истечении которо го

ребенок занимается посторонними делами, а на слова у чителя не реагирует. Так появляются

пробелы в знаниях. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может

управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.

Вторая проблема — повышенная отвлекаемость. Групповая работа представляет собой

для гиперактивного ребенка большие сложности. В классе, где находится еще 25 — 30 детей,

его продуктивность, особенно на контрольной работе равна нулю. Поэтому все

самостоятельные работы ему надо выполнять наедине с учителем. Если взрослый буде т

направлять его деятельность, он прекрасно справится с заданием.

Дома он успешно выполняет то, что не Может сдела ть в классе.

Во - первых, время выполнения не ограни чивается. В привычной обстановке ребёнок

чувствует себя увереннее и спокойнее. Во - вторых, родители ок азывают помощь и

Третья проблема, встающая перед детьми в школе, — неумение строить отношения со

сверстниками. Успешность учебной деятельности ребенка зависит от способности строить

бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение.

Коррекционная работа строится с учетом вышеназванных проблем;

Выделяют следующ ие направле ния в работе педагога с гиперактивными д етьми;

1. Повышение учебной мотивации: применение систем ы поощрени я, использование

нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать домашнее задание),

обучение учащимися более м ладших школьников, повышение самооценки учащихся

2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей

— смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;

— реализация двигательной потребности ребе нка (выполн ение поручений учителя,

требующих двигательной активности: раздать тетради, стере ть с доски;

— понижение требований к аккура тности на первых эт апах обу чения;

— выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей

— инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

Для ученика надо выбирать такое место в классе , где мень ше отвлекающих моментов.

Лучше ему сидеть одному , но эта мера не должна иметь вид н аказания. Не стоит также

постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на

уроке, тем легче приходится ребенку с нар у шенным вниманием.

Особое значение следует придавать подготовке у чебных пособий и м атериалов: чем

понятнее, систематичнее, структурированнее учебные ма териалы, тем л уч ше сможет учиться

гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение

прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством

Конечно же, школьные уч ителя обязаны помнить , что гиперактивному ребенк у легче

работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в кон це. Интересно, что

ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактив ности и

Нагрузка ребенка должна соответствова ть его возможностям. Например, если дети в

группе детского сада могут заниматься какой - либо деятельностью 20 минут, а

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Повышение качества знаний

учащихся начальной школы

учитель начальных классов

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли. Как сегодня можно сохранить у учеников желание читать, писать, думать, говорить?

На мой взгляд, помогают учителю и мне лично повышать качество образования обучающихся уроки с использованием ИКТ. В мире, который становится более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. С помощью ИКТ можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока, повышение мотивации учеников, мониторинг их достижений. Эти технологии используются мною на любом этапе урока:

- для создания проблемной ситуации;

- для обозначения темы урока;

- как сопровождение объяснения учителя;

- для контроля учащихся.

В своей работе большое внимание я уделяю игре. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены. Игра – метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить.

Большое внимание на уроках русского языка нужно уделять формированию у детей языковых знаний и умений. Необходимо систематически развивать орфографическую зоркость младших школьников, которая заключается в умении находить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. Целенаправленная, регулярная работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: большинство учащихся пишут грамотно слова, разбираются в составе слова, понимают образование слов, различают разные части речи, законы и правила языка. Дети овладевают умением абстрагировать, они учатся быстро и точно использовать графическое обозначение, определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые ещё не изучали, составляют схемы, таблицы, алгоритмы. Введение в практику работы алгоритмов, эффективное их применение на уроках русского языка развивает логическое мышление учащихся, устную и письменную речь, пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам, способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм. При выполнении самостоятельных работ с применением алгоритмов дети действуют значительно увереннее и затрачивают меньше времени.

Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибки, поэтому со второго класса можно вести словарь-копилку слов, куда записываются свои ошибки по определённым орфограммам. Орфограмма подчёркивается, используя опознавательные признаки орфограмм. На уроке эти слова можно использовать в индивидуальной и коллективной деятельности, в парной и групповой работе.

Важный шаг в усилении качества обучения — тренировка оптимального чтения. Для выработки навыков беглого чтения, можно пользоваться рекомендациями В.Н. Зайцева “Резервы обучения чтению”. “Быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность”.

Важна не длительность, а частота тренировок. Для развития навыков беглого чтения на уроке проводятся упражнения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. В 1-2 классах для ежеурочных пятиминуток чтения можно использовать книги, рекомендованные для внеклассного чтения, а в 3-4 классах читать статьи из газет, которые подбирает учитель.

У многих учащихся слабо развита оперативная память. Обучаемый не может уловить смысл предложения, не может воедино увязать все слова. Развивать оперативную память помогают зрительные диктанты. По рекомендациям профессора И.Т. Федоренко их надо писать каждый день, только тогда они дают результаты не только в развитии оперативной памяти, но и в развитии орфографической зоркости. Тексты для зрительных диктантов можно найти в статье В.Н. Зайцева или самостоятельно подобрать предложения по теме урока.

Чтобы заинтересовать учащихся в развитии навыков чтения необходимо периодически отслеживать технику чтения учащихся, вести индивидуальный мониторинг каждого читающего и класса в целом, анализировать диагностику умений читать. На классных часах знакомить с диагностикой учащихся, на родительских собраниях — родителей.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку, как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

Своё выступление мне бы хотелось закончить рекомендациями по обеспечению на уроках повышения качества знаний обучающихся:

рациональное применение методов, форм и средств обучения (словесные, наглядные, в том числе ТСО, репродуктивные, поисковые, индуктивные и дедуктивные, проблемно- поисковые, исследовательские и т.д.);

целесообразное сочетание групповых и индивидуальных форм организации учебных занятий, организация работы со слабоуспевающими;

пробуждение и развитие интереса к изучаемым предметам.

организация работы с одарёнными учащимися.

Хочется пожелать мира во всём мире, чтобы обучение действительно имело наивысшее качество и было по-настоящему полезным для всего человечества.

Опубликовать и скачать доклады по НОО педагога начальной школы по обучению.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.






Отчет об использовании современных образовательных, информационно- коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителем начальных классов Дадаевой Марьям Касумовной

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребёнком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и .






Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий

На современном этапе развития образования огромное внимание уделяется проблеме овладения коммуникативной компетентностью как ключевой компетентностью. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения р .






Статья "Особенности восприятия времени у младших школьников"

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы п .






Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня

Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня. Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ






РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствов .






Развитию познавательного интереса могут способствовать интерактивные методы обучения, которые получили в последнее время широкое применение в образовательном процессе. Использование их в обучении решает множество задач: активизируют учебную деятельность у .






Развитие речи во внеурочной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно стро .






Статья Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ. Одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно- психическом и речевой развитии детей, подготовка выпускника, обладающего необходимым набором знаний , умений и каче .






Метод проектов

Что даёт для учеников нашей школы такая работа над проектом? Основной особенностью метода проектирования является то, что детям не даются готовые понятия, связи между ними. Дети сами их открывают в процессе самостоятельного исследо .






Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС

Презентация по теме :"Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС". В настоящее время уделяется большое внимание здоровью школьников, поэтому хочется поделиться используемыми здоровьесберегающими технологиями на уроках в начальной школе.






Развитие логического мышления в начальной школе

1.1. Логика как наука. Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики .






Повысить общий уровень учебного процесса, усилить мотивацию обучения и познавательную активность учащихся в моей работе помогают информационно-коммуникативные технологии (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного мате .






Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов "Способы формирования творческих способностей учащихся."

В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляюще .






СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






Преемственность детского сада и школы в формировании интеллектуальных способностей через курс "Юным умникам и умницам"

Обобщение опыта по использованию курса "Юным умникам и умницам" при подготовке детей дошкольного возраста к школе и дальнейшее применение его в начальной школе в рамках внеурочной работы курса "Интеллектуальный час"






Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из ос .






В современном мире мало кто задумывается о том, где найти ответ на тот или иной вопрос. Сотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являются самыми распространенными средствами обмена идеями ХХ века, которые не только не прекратили своего стремительного ро .






В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционн .






Использование игровых педагогических технологий на уроках обучения грамоте (из опыта работы)

В статье представлены приёмы организации игрового обучения на уроках обучения грамоте для активизации познавательной деятельности обучающихся, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения






…Творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека… Л.С. Выготский

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Проводить пропаганду здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычк. Подробнее.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычках это то. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад пригтовлен для выступления на педсовете школы. Он рассказывает коллегам о современном подходе к образованию ,о новых формах и методах работы с детьми начальной школы.

Подготовила : Фролова Елена Викторовна

"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".

Какие требования к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку. И, наверно, у каждого педагога свои основы, принципы, на которых строится его деятельность. Но все мы в целом хотим одного - добиться того, чтобы учащиеся знали, умели и делали.

Главной особенностью современного урока я считаю то, что учитель должен специально планировать, продумывать урок: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить?

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Хочу выделить несколько методов и форм современного урока на начальной стадии обучения:

1. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

· создание положительных эмоциональных ситуаций;

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходит Единая коллекция ЦОР.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

· сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

· сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

· обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

При подготовке к урокам использую электронные ресурсы :

1. мультимедийные курсы

2. презентации к урокам

3. логические игры

4. тестовые оболочки

5. ресурсы Интернет

6. электронные энциклопедии.

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

на педагогическом совете

«Формирование интереса к чтению

учитель начальных классов

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного,

правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования

младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов

читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-

кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и

полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из

причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет

читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно

воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение вслух, которое

является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль

чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух

важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.

Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, нашей целью является

разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию

личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности. Задачи вы видите на экране презентации.

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

- занимательности, сильных эмоциональных переживаний

Одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу.

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:

Я хочу вас познакомить с одним из многих приемов, которые я использую в работе.

1.Прием "Чтение с остановками"

Данный прием содержит все стадии технологии:

- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы .

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

(Показать творческие работы учащихся к различным произведениям.)

Также в своей работе я использую и другие приемы, как:

2.Приемы графической организации учебного материала:

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

(Показать работы учащихся)

3. Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

(показать карточки со сказочными героями)

Литературные игры делят следующим образом:

- дидактические игры и упражнения по развитию речи;

-внутришкольные конкурсы чтецов и др.

4.Одной из форм по развитию интереса к чтению является я считаю - проект.

В своей работе я стараюсь использовать и другие упражнения:

1. Речевая зарядка. Каждый урок начинать с речевой зарядки (2 – 3 минуты). Такая

зарядка способствует развитию чёткости и правильности речи. Каждая речевая

зарядка заканчивается работой над скороговоркой.

2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает учитель. При чтении диктор

ведёт за собой слабых учащихся, помогает выработке слитного чтения слов.

3. Чтение в парах. Хорошо читающие ученики вместе со слабыми учениками..

Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача хорошо читающих –

читать как можно быстрее и выразительнее. Чтение в парах или группах

обеспечивает перспективу в чтении для слабочитающих детей.

4. Многократное чтение. Вырабатывается навык более быстрого чтения.

6.Упражнения над артикуляцией( чистоговорки, скороговорки, логопедические песенки, логопедические попевки)

7.Чтение по ролям.

Итак, подводя итог сказанному:

Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью

учащихся неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким

образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работы над пониманием прочитанного.

Динамика сформированности навыка чтения показала, что учащиеся адекватно

воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздать в воображении картины жизни. Почти все дети класса укладываются по темпу чтения в контрольных срезах.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя,

проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне

данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего

определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным,

2.Работа по формированию читательской самостоятельности продолжается.

3.Выявления уровня сформированности самостоятельности и уровня литературного

развития будут проводиться в конце каждой четверти.

Список используемой литературы.

Беленькая Л. И. ребёнок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение,

Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. – 1989 - №5.

Граблёва В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических

Дьяченко О. М., Агеева Е. Л. – М. Просвещение, 2001.

Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Начальная школа. – 2000.

Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках

литературного чтения. Начальная школа.- 1981, №11

Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. Начальная школа. – 1981, №5.

Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. – 1985, №12.

Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная

Кудрина Г. Н. Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у

школьников. М.: Просвещение, 1988.

Левидов А. М. Автор – образ – читатель. - Л.: Издательство ленинградского

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.:

Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в

начальных классах. М.: Просвещение, 1967.

Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к

чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.

Малахов Е. П. О восприятии книги детьми младшего школьного возраста. – В книге

Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955.

Михалков Е. П. Учись читать. - Начальная школа. – 2003, №3.

Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.:

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. - Начальная школа. – 1997, №5.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга,

Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников.

Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.

Чечерина Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного

возраста: рекомендации родителям. – Я – мама, 2006, №2.

Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей.

Российская государственная библиотека.

Зайцев в. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2008.

Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников.

Вопросы психологии. – 1995, №5, с. 44 – 54.

Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой

работы. - Начальная школа. – 2001, №5.

Перова Н. М. О достижении воспитательных целей чтения. - Начальная школа. – 2005, №3.

Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоритическо –

экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980.

Соловейчик М. С. Учение с увлечением. – М: Детская литература, 1988.

Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.: 2008.

Читайте также: