Научный письменный текст содержащий кратко сформулированные основные положения доклада статьи это

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Тема №3 Функциональные стили современного русского литературного языка

Практическое занятие №4

План, тезисы, конспект – формы письменной фиксации научного текста.

ЛИТЕРАТУРА
Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2013.
Е.В.Лушина. Основы культуры профессионального речевого поведения. Учебное пособие. Сызрань. 2003.
Карпушова О.А. Русский язык: пособие по русскому языку и культуре речи. Сызрань, 2009.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
План, тезисы, конспект как основные жанры научно информационного стиля речи.
Законы компрессии как основа построения вторичных текстов.
Оригинальные и вторичные тезисы.
Правила составления конспекта.

Речевая разминка
Образуйте формы множественного числа именительного падежа следующих существительных. Если есть варианты, укажите их.
Образец: диспетчер – диспетчеры.

Бухгалтер, офицер, почерк, торт, порт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, катер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор,

вензель, сектор, брелок, цех, герб, доктор, контейнер, лифтер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс, скатерть, сторож, штемпель, сорт.

Контроль усвоения изученного материала
Проверка теста №7 (3: с.93 –95)

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков.
Планы могут быть подразделены на простые и сложные.
План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.

Вопросный план,
тезисный план,
назывной план,
план – опорная схема

Схема записи плана

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис.

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:

тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание.
тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора.
Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте.

Различают следующие виды конспектов:
конспект-план,
конспект-схема,
текстуальный конспект.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план - основу конспекта.
Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

Правила составления конспекта
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Выполнение заданий
1. Составить план к тексту (тексты раздаются преподавателем).
2. выполнение заданий №1-2
с. 84-85 [2]
3. написать конспект текста (тексты раздаются каждому слушателю)

Задание на самоподготовку:
1. Изучить [2] с.84-91, подготовиться к ответам на вопросы.
2. Выполнить письменно задания 5, 6 с. 89- 92 [ 2] (по вариантам)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 397 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Функциональные стили. Научный стиль

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.10.2021 444
  • PPTX 489.5 кбайт
  • 25 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Немич Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи называются: тезисами.

Краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, называется: резюме.

Лишний элемент справочно-библиографического описания книги :– адрес издательства.

Монография :– это научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса.

Научная статья и монография :– это оригинальные сочинения исследовательского характера.

Научно-обобщенный подстиль: – это лишнее среди подстилей.

Научный стиль употребляется в : научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности.

Неподготовленность, эмоциональность, естественность, непринужденность, свобода выбора слов и выражений характерны для:разговорного стиля.

Обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор методов (методики) проведения исследования; описание процесса исследования; обобщение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов: – это основные этапы в общей схеме научного исследования.

Объективность, точность, логичность, доказательность, обобщенность, насыщенность характерны для: научного стиля.

Основной тезис : – это утверждение, которое требует обоснования.

Основные жанры научного стиля: – монография, реферат, статья, рецензия, аннотация, доклад, лекция.

Основные функции официально-делового стиля: связь между учреждениями и организациями.

Основные функции разговорного стиля: непосредственное общение в неофициальной обстановке.

Первый элемент в библиографическом описании книги: – фамилия и инициалы автора.

Письменная научная речь: – это речь монографий, научных статей, учебников и справочников.

По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают: первичные (оригинальные) и вторичные.

По структуре планы бывают: простыми и сложными.

Порядковые числительные: седьмой.

Программа исследования, в которой указаны его теоретико-методологические предпосылки называется введением исследования.

Примеры, содержащие конструкции родительного падежа (все примеры):

Выяснение закономерностей формирования структуры производства;

Определение закономерностей развития образования;

Изменение котировки курса валют;

Выявление развития общественного производства;

Определение политического курса страны;

Выявление интеграции экономики мирового пространства;

Изучение вопросов образования;

Объединение предприятий страны;

Изыскание средств и методов механизации и автоматизации работ;

Совокупность устройств автоматизации программ;

Создание информационных систем производства;

Средства для решения задач оборонного характера.

Примеры отглагольных существительных (все примеры):

Примеры общеупотребительных слов:

Примеры общенаучных слов:

Примеры слов-терминов:

Примеры терминологических словосочетаний:

Гиперинфляция в экономике

Жанр научно-информативного подстиля: реферат

Жанр собственно научного подстиля(академического): монография

Жанр учебно-научного подстиля: лекция

Простой план изложения предмета речи, содержащий в себе изображение действий событий во времени и раскрывающий тесно связанные между собой события, явления, действия, как объективно происходившие в прошлом, называется : повествованием.

Процесс мыслительной и письменной фиксации читаемого текста называется:конспектированием.

Публицистический стиль используется в: выступлениях в печати, на телевидении.

Разговор между двумя говорящими, выражающийся чаще всего в вопросе и ответе называется : диалогом.

Разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный (академический), учебно-научный, научно-информативный, научно-популярный.

Расписка, как документ, подтверждает: получение чего-нибудь.

Рассуждение как функциональный тип речи: – это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

Реферат :– это краткое, чаще всего письменное изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ).

Реферат, который дает анализ информации, приведенный в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы, называется: реферат-доклад.

Реферат, который охватывает несколько первичных текстов и дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу, называется: реферат-обзор.

Реферат, научная статья, курсовая и дипломная работы, магистерская диссертация:– это основные жанры научных сочинений.

Реферат, содержащий в обобщенном виде все основные положения первичного текста, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения - это реферат-конспект.

Реферат, содержащий лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, и где все второстепенное опускается, называется: реферат-резюме.

Реферат-конспект, реферат-доклад, реферат-обзор, реферат-резюме : – это подвиды (виды) реферата.

Реферирование: – это извлечение из текста важной информации и создание нового текста.

Рецензия представляет собой: критическую оценку произведения.

Рецензия:-это жанровая разновидность научного стиля речи.

Речь, обращенная к себе или слушателям, называется: монологом.

Свободный пересказ, косвенная речь, собственно цитирование: – это три основных способа цитирования.

Слова: договор, контракт, доверенность используются в официально-деловом стиле.

Слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие раскрывающее его содержание :– это название произведения.

Создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным их перечислением является: основной функцией описания.

Специфические черты научного стиля: точность, логичность, ясность.

Справочно-библиографические данные еще называют : выходными данными.

Сравнения, эпитеты, метафоры используются в: художественном стиле.

Стиль учебных пособий, учебников, монографий : это научный стиль.

Структура и содержание аннотации :– это библиографическое описание и текст аннотации.

Структура и содержание информативного реферата состоит из: вводной части, собственно реферативной части и заключительной части.

Существительные с абстрактным значением: мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения.

Сфера применения художественного стиля: – художественная литература.

Тезисы должны содержать: краткую и точную формулировку какой-либо мысли.

Текст аннотации включает в себя:

Тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и др.);

Задачи, поставленные автором аннотируемого документа;

Структуру аннотируемого документа;

Предмет и тему произведения;

Основные положения и выводы автора;

Характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов;

Характеристику дополнений, приложений аннотируемого документа;

Указание на назначение работы, ее адресата;

Общая оценка работы;

Метод, которым пользовался автор.

Тема исследования, научная проблема и гипотеза исследования, объект и предмет исследования, общая цель и конкретные задачи исследования, научна новизна и актуальность:– это структурные элементы введения научной работы

Термин: – это слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие.

Термины, используемые в экономической науке: кредит, бизнес, аудит, менеджер.

Требования, предъявляемые к реферату: информативность; объективность; неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;

Укажите суффикс, употребление которого неприемлемо в научном стиле речи: -еньк-.

Фамилия автора, инициалы; название статьи (монографии, книги); город, в котором издан данный источник; год издания; том (часть, выпуск); количество страниц: – это полное библиографическое описание источника.

Художественный стиль используется в: стихах, сказках, романах.

Цель публицистического стиля: воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей.

Цель разговорного стиля: общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Цель художественного стиля: воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему. Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение)- объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Следовательно, каждая система:

  • состоит из множества элементов;
  • элементы находятся в связи друг с другом;
  • элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

  • звук;
  • морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
  • слово;
  • фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
  • свободное словосочетание;
  • предложение (простое, сложное);
  • текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

• Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

• Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Разработчик: Карабанская Е.Г., преподаватель русского языка и литературы

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Цель: познакомить студентов с основными жанрами научного стиля (реферат, аннотация, конспект, тезисы), обучить умению написания работ этих жанров.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

3. Основная часть.

Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Автор останавливается на вопросе…

Он анализирует…

Оценивая, он отмечает…

Далее автор рассматривает…

При этом он отмечает…

Самым серьезным последствием этого является…

Отсюда автор делает вывод, что…

Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

Автор рассматривает…

Завершая анализ материала по теме "Реферат", предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).

Композиция. Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что…

В первой главе освещается…

Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

Вторая глава посвящена (содержит)…

По мнению автора,…

В третьей главе…

В заключении указывается (отмечается), что…

Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области…

Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Аннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

Композиция, структура первичного текста.

Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается…

В книге изложены…

Статья посвящена…

В статье даются…

В основу работы положено…

Автор останавливается на следующих вопросах…

Автор затрагивает проблемы…

Цель статьи - показать…

Цель автора - объяснить (раскрыть)…

Целью статьи является изучение…

Автор ставит своей целью проанализировать…

Композиция работы:

Книга состоит из… глав (…частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы

Назначение текста:

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Приведем пример аннотации.
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки".

Конспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план - основу конспекта.

Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Тезисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

Основное тезисное положение.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);

использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Приведем пример тезисов.

Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Читайте также: