Доклад по внеурочной деятельности праздники и традиции

Обновлено: 02.07.2024

Направление внеурочной деятельности - духовно-нравственное.

Общая характеристика факультатива

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Цель: создание условий для развития у учащихся потребности в ориентировании на духовно-нравственные ценности народов своей Родины.

Задачи реализации программы:

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 6,5-7 лет.

Сроки реализации программы – 33 недели.

Предполагаемый режим - одно занятие в неделю.

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Формы проведения занятий: дискуссия, круглый стол, викторина, практическая работа, беседы, проектная деятельность.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые личностные результаты:

— принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

-— формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Планируемые метапредметные результаты

• Самостоятельно организовывать своё рабочее время;

• следовать режиму организации внеурочной деятельности;

• определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

• определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуаций под руководством учителя.

• Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;

• находить нужную информацию, пользуясь разными источниками;

• сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

• находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

• оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

• читать вслух и про себя тексты художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное;

• выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Требования к уровню подготовки учащихся:

Обучающийся должен уметь:

- участвовать в тематических праздниках класса и школы;

- рассказывать об их особенностях.

Обучающийся должен знать:

- основные традиционные праздники нашего народа (их название, как празднуются, время их проведения и др.);

-иметь представления о традиционных праздниках своего села.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу срока обучения учащиеся должны:

∙ Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

∙ Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека?

Цель - воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. (ФГОС).

Задачи учителя начальной школы

  • Формирование представлений о России – родной стране, столице России, о родном городе
  • Воспитание гражданских чувств через изучение государственной символики России
  • Формирование чувства привязанности к своему дому, близким людям, школе
  • Воспитание уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыкой, изобразительным искусством, художественной литературой
  • Приобщение к традициям, в которых отражаются образ жизни народа, его труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
  • Создание условий для развития и реализации способностей обучающихся (Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в классе).

Способы реализации поставленных задач:

Тематические разделы курса. 1-4 классы

  1. Старинный русский быт.
  2. Новый русский быт.
  3. Русские народные праздники
  4. Русские народные промыслы.
  5. Русские народные игры.
  6. Песни для детей
  7. Народные танцы

Программа рассчитана на 33 ч в 1-х классах (1 час в неделю), во 2-4 классах на 34 часа (1 час в неделю)

Сюжетно-ролевая игра – одно из эффективных средств формирования духовно-нравственной культуры в современной педагогике.

Технология организации

  1. Определение тематики
  2. Выбор формы проведения
  3. Определение времени и места проведения
  4. Разработка плана подготовки и проведения
  5. Подбор материала
  6. Распределение заданий
  7. Проведение
  8. Анализ и оценка результативности

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. И здесь ребенок нуждается в помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков, научит понимать и удивляться нашим традициям, ремеслам, праздникам, тем самым создаст условия для развития и реализации способностей учащихся.

Такими помощниками учителя могут стать для своих учеников, используя разнообразные формы работы.

Формы, которые мы используем в работе конкретно со своими классами и в педагогическом сотрудничестве учителей между классами.

1. Прежде всего, это создание тематических выставок в классах, которые способствуют восприятию детьми знаний по определенным темам курса.

2. Важным этапом работы является изучение истории родного края. Здесь можно предложить детям создание проектных работ.

3. Посещение исторического городского музея помогает детям проникнуться духом старины и ближе познакомиться с бытом наших предков.

4,5. В своих классах можно создать собственные экспозиции, используя предметы старины, которые учащиеся с удовольствием приносят от бабушек и дедушек для всеобщего обозрения. Ученики с гордостью и радостью принимают гостей из других классов в своих мини музеях, сами рассказывают о экспонатах.

Им нравится попробовать себя в роли русских хозяек и хозяев.

  • Экспонаты для классных экспозиций можно сделать и в классе на занятиях.
  • Нельзя забывать и о создании работ, связанных с семьями учащихся и их историей.
  • Знакомство с народными промыслами мы проводим, совершая выезды в ближайшие города Подмосковья. Это Гжель, Коломна.
  • Используем возможности и образовательных учреждений города. Посещение музея лицея на каникулах.
  • Совершаем мы и виртуальные экскурсии, используя интерактивные средства обучения.
  • Знаковыми мероприятиями, конечно, становятся для детей праздники.
  • При освещении тем, связанных с народным бытом важно не только рассказать, но и окунуться в атмосферу старины
  • Игровые формы работы – не только неотъемлемая часть занятий, но и самая любимая детьми.
  • Большой блок занятий посвящен народным праздникам.

Здесь можно предложить инсценирование знаковых моментов, создание коллективных творческих работ, участие в мероприятиях муниципального уровня, совместные чаепития, создание и взаимообмен подарками с учащимися другого класса.

Изготовление подарков для членов семьи, организация экскурсий.

Занятия, посвященные истории русской земли, ее праздникам, традициям, ремеслам дети посещают с удовольствием. Нам, учителям, важно не пропустить этот момент, момент зарождения любви к родине, интереса к новым знаниям, видам деятельности.

Создание условий для развития и реализации интеллектуальных, познавательных, творческих способностей способностей учащихся зависит от наших сил, желания и любви к детям

Концепция занятия

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

  • умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
  • умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи:

  • воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
  • бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
  • расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
  • развитию эстетического и художественного вкуса;
  • развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
  • учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на занятии;
  • с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

  • умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
  • развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

  • умение выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности).

Целевая аудитория: учащиеся 1, 2, 3, 4 классов.

Ход мероприятия

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Вступительное слово учителей

Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты.
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды –
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим!
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье,
Хлебосольство и открытый дом.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

1. Встреча участников

- Мы предлагаем поиграть. На посиделки вас зовем, пирогов покушать, рассказов о старине послушать. Согласны ли вы?

- Все хотите побывать в русской светлице в роли гостей? Гостей бывалых, умных да веселых. А главное, таких, которые старину любят. Приглашаем вас на посиделки.

- Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения.

- Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои знания в этой области. Будем сегодня гостеприимными хозяевами и веселыми гостями!

- Давайте, девочки, представим, как проходили эти посиделки в старину и попробуем воссоздать эту атмосферу на нашем занятии.

- А как приглашали в гости?

Гостей зазывали подолгу, по одному - два раза. Сначала тот, кого приглашают, должен был отказаться. Считалось, что отказавшись от приглашения, он сделает хозяевам приятно. Чем больше раз откажется - тем приятнее.

На завалинке в светёлке иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.
Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.
Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

2. Игровой момент. Приветствие

- Ну, что ж начнём наши посиделки. Есть у нас и хозяева и гости.

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим на наш широкий двор.

- Для дорогого гостя и ворота настежь.

- Добрый день, люди добрые.

- Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

- Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице.

- Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

- Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

- Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

- Редкий гость никогда не в тягость. Проходите, пожалуйста.

- Гость на порог – хозяину радость.

- Кого почитают, того и величают.

- Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

- Сядем рядком, да поговорим ладком!

- Доброе начало, как говорится, половина дела.

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

- Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять извольте
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,
У зачина есть разминка, как бы нитка - паутинка,
Та, что вяжет разговор.

3. Посиделки

а) Вступительная беседа

- Разговор положено было начинать с неловкого молчания. После неловкого молчания гости начинали 'хвалить' дом хозяев, крепкое хозяйство,

- Как у вас здесь красиво да уютно! Знать хорошие вы ты мастерицы, знатные хозяйки. Видно, что в доме у вас лад да гармония.

- Да, на Руси любят дом украшать.

По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье.

Девочки приносили на посиделки свое рукоделие – кто шьёт, кто вяжет, кто пряжу прядёт. Любили петь народные песни, сказки слушать.

- Давайте и мы вспомним сказку про Василису Прекрасную

- Для чего мать подарила дочке куколку?

- Какую роль выполняла куколка?(помогала, оберегала девушку).

- Мы на наших посиделках тоже будем рукодельничать, будем работать с тканью. Когда в старину при работе с тканью не использовали ножницы, иголки и нитки? (когда изготавливали обереги)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический потенциал русских народных традиций, обрядов, праздников в формировании духовно-нравственных ценностей школьников.

“Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”

К. Д. Ушинский

Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Смена ориентиров общественно-политического развития предъявляет сегодня новые требования к современному образованию, к профессиональной педагогической деятельности учителя и портрету обучающегося. Наблюдается ярко выраженная тенденция включения образования в контекст культуры в целом и народной культуры в частности.

Народные традиции - исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. В доиндустриальном обществе большинство явлений культуры передавалось через традиции, поэтому оно называется традиционным. Совокупность народных традиций составляет в целом духовные ценности этноса [1].

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника. Для формирования духовно-нравственных ценностей школьника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-народные праздники знакомят с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

-методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру школьников.[3]

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Педагогический потенциал русской народной культуры обладает такой характеристикой, как коммуникативность, т.е. развитие личности, её способностей и ценностей может происходить только в процессе общения с русской народной культурой, постигая которую, ребёнок начинает думать, анализировать какую-либо проблему, активно рефлексировать. Реализованный педагогический потенциал русской народной культуры становится двигателем механизмов саморазвития личности. Русская народная культура обладает педагогическим потенциалом, потому что она включает подростка и педагога в особого рода развивающую образовательную деятельность.

Следует отметить динамическую природу педагогического потенциала русской народной культуры. Данный потенциал не статичен. Он может находиться в состоянии покоя, а может активно формироваться и развиваться под воздействием каких-либо условий и факторов. Следовательно, можно сделать вывод, что педагогический потенциал русской народной культуры – целостная система, включающая ряд компонентов, способная к развитию и саморазвитию.

Ситуационность также является важнейшей характеристикой педагогического потенциала русской народной культуры, т.к. данный потенциал может работать в определённых специально созданных условиях, педагогических ситуациях и при наличии ряда обязательных факторов, которые будут способствовать максимальному раскрытию данного потенциала.[4]

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

1. 1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: Баш. ГПУ, 2000. 328 с.

2. Алиев А.А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.

4. Гаврилова А.О. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 4280-4285;


Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Раздел 2. Общая характеристика программы.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Раздел 8. Календарно - тематическое планирование 3 класс- (35 часов)

Внеурочная деятельность на тему Праздники, традиции и ремесла народов России

3. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно – музыкальные салоны

Читайте также: