Доклад педагога психолога на семинаре

Обновлено: 28.04.2024

До последнего десятилетия практика оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечала в полной мере потребностям семьи и не обеспечивала комплексной помощи, так как сосредотачивала свое внимание, в основном, на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих те или иные проблемы в развитии. Поэтому в последнее время очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особенностями в развитии .

Во многом это обусловлено следующими факторами:

ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними;

появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса,

активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире .

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Нужно помнить, что работа не даст полноценных результатов, если не будут созданы все условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-педагогический процесс. Успешный результат работы будет зависеть и от правильно построенных отношений между педагогом и родителями. Именно родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса.

Побудительными причинами необходимости создания ранней помощи

детям и семьям, стали следующие факторы:

- рост числа детей, имеющих нарушения развития;

- рост числа социального неблагополучия семей (семей с одним родителем,

семьям с крайне низким уровнем дохода, не обеспеченных жильем и т.д.).

педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее – консультационные центры). Так же в 2016 году была разработана и утверждена Конепция развития ранней помощи в РФ в период до 2020гг.

К вариативным формам ранней помощи при ДОУ для детей с 2 месяцев (при наличие условий) до 7 лет относят:

группа кратковременного пребывания;

центр игровой поддержки ребенка;

служба ранней помощи;

семейный детский сад (группа);

Группа кратковременного пребывания (ГКП) – форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). Такая группа создается для детей раннего и дошкольного возраста для обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.

Кроме того, группа нацелена на оказание консультативно-методической поддержки родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и форми- ровании предпосылок учебной деятельности.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – организационная форма предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в режиме кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. При организации работы используются современные методы игровой деятельности.

Консультативные Центры создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в том числе не посещающих детские сады. Они призваны обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, необходимы для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребенка.

Служба сопровождения семьи ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения организуется для создания оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста. Такая работа с ребенком помогает стимулировать развитие его потенциальных возможностей путем взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

Лекотека создается для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого- педагогической помощи родителям.

Заказчиком консультативной помощи может быть как родитель, так и организация дошкольного образования.

С ноября 2016г. на базе нашего детского сада дейтвует Служба ранней помощи в форме Консультативного Центра.

Центр (служба) создан для :

• родителей (законные представители) с детьми раннего возраста, в т.ч. от 1 года до 3 лет, не получающих услуги дошкольного образования в образовательной организации;

• родителей (законные представители) и детей раннего и дошкольного возраста, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;

• родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Основными задачами нашего Центра на данном этапе являются:

• расширение содержания деятельности;

• увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и

• разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;

• создание комфортной образовательной среды.

Наш Центр (служба) является структурной единицей образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.

Центр (служба) функционирует, как структурное подразделение дошкольной

организация, деятельность структурного подразделения регулируется внутренними правовыми актами и документами организации. В штате Центра: 15 педагогов:

Работа центра направлена на:

• расширение и развитие новых форм дошкольного образования, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, реализация индивидуального подхода в воспитании детей;

• повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми дошкольного возраста;

• обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка дошкольного возраста;

• поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;

• поддержку приемных и опекунских семей с детьми дошкольного возраста;

• дополнительное сопровождение материнства и детства;

• дополнительную поддержку малообеспеченных и малообеспеченных многодетных семей с детьми дошкольного возраста;

• усиление социальной поддержки несовершеннолетних родителей с детьми

• усиление социальной помощи семьям с детьми дошкольного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Наполняемость Центра устанавливается в зависимости от

возраста детей в соответствии с постановлением Главного санитарного

врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

Что должен уметь малыш? На какие поведенческие особенности необходимо обратить особое внимание? Чему учить ребенка в том или ином возрасте? Что должны знать родители дошкольника? Как подготовить ребят к поступлению в детский сад или школу? – на эти и многие другие вопросы в нашем Центре могут получить ответы мамы и папы, которые заботятся о гармоничном развитии своих детей.

В нашем центре представлен широкий спектр психолого-педагогической помощи ребенку, направленной на предупреждение и разрешение проблем в развитии, обучении, поведении, на создание условий для развития личности ребенка, ее самосовершенствования и самореализации.

Работа Консультационного центра строится по нескольким направлениям: Психологическое консультирование

выявление причин возникновения психологических проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия;

эмоциональная поддержка клиента и повышение его психологической компетентности;

помощь в решении личностных проблем, изменение отношения человека к проблеме, социальному окружению и самому себе.

Психологическая коррекция

комплекс мероприятий, направленных на преодоление или снижение выраженности отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении личности.

Психологическая реабилитация

это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения предпосылок универсальных учебных действий (знаниями, умениями и навыками), оказания психологической помощи относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки человеком своих возможностей, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.

Психолого — педагогическая профилактика

своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением.

Психолого — педагогическое просвещение

распространение психолого-педагогических знаний;

повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов.

Психолого-педагогическая помощь определяется нами как комплекс

коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий,

нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального

развития ребѐнка раннего и дошкольного возраста, развитии его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребѐнка с родителями и окружающим миром.

Содержание развивающей работы определяется в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Психолого-педагогическая помощь реализуется в процессе

индивидуальных и групповых занятий педагога и развивающего

взаимодействия родителей с ребенком. Индивидуальные занятия с ребенком

педагоги Центра проводят в присутствии родителей. Такие занятия выполняют обучающую функцию, помогая родителям ребенка освоить развивающие способы взаимодействия с ним. Наряду с индивидуальными, задачи развития решаются на групповых занятиях.

При организации занятий с родителями следует учитывать два их

основных формата: групповое занятие и индивидуальная консультация.

Преимущества групповых занятий следующие:

 централизованная передача знаний и практических советов;

 экономия времени и нагрузки специалистов центра;

 возможность практической отработки полученных на занятии

знаний и навыков.

Преимущество индивидуальной консультации заключается в большей

актуализации обсуждаемой проблемы в контексте конкретного ребенка и

особенностей его личностных особенностей и семейного окружения.

Исходя из определенной нагрузки специалистов центра, используем в работе с родителями преимущественно групповые занятия (семинары, лекции, групповые консультации, тренинги, игровые групповые занятия), при этом выделяем ежемесячно время для проведения индивидуальных приемов (консультаций) родителей. Такой формат позволяет наиболее эффективно проработать в течение каждого месяца актуальные вопросы и проблемы в групповом формате, при этом наиболее эффективным форматом для получения центром обратной связи об использовании родителями полученных знаний и практических рекомендаций специалистов центра, а также для обсуждения родителями конкретных специфических вопросов и проблем являются индивидуальные консультации. Их проводим в конце

Некоторые занятия предполагают участие детей и совместную детско-

родительскую работу на занятии. В этом случае заранее составляем

график таких занятий, согласовав вопросы выделения подходящего

помещения, дидактических материалов и учебных пособий.

При комплектовании родительских групп для занятий следует

учитывать, что оптимальная численность группы составляет 10-12 человек.

Родителей следует заранее информировать о количестве и составе групп, о

графике проведения занятий.

При работе центра мы активно используем информационно-коммуникационные технологии.

1. Через сайт ДОУ можно получить ответы на интересующие вопросы.

С 2018г. действует персональный сайт педагога-психолога Жарковой О.А., где родители Он-лайн могут записаться на занятия и консультации, также на сайте осуществляется планирование мероприятий и оповещение родителей о проведении тех или иных мероприятий (создание анонсов, пресс-релизов и пост-релизов).

Все данные, собранные через сайты должны быть строго

конфиденциальны, а полученные результаты в обработанном и обобщенном

виде могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.

Организованная таким образом ранняя психолого-педагогическая деятельность позволяет предоставить возможность воспитанникам развиваться в своем индивидуальном темпе, повысить психологическую грамотность среди всех участников образовательных отношений, обеспечить комфортный эмоционально-психологический климат в стенах дошкольной

образовательной организации. А у родителей появилась еще одна площадка для личного общения и обмена опытом в развитии детей, а, значит, возрастает педагогическая грамотность в семьях.

Таким образом, главная цель — помочь родителям в воспитании детей, обеспечив профессиональное взаимодействие со специалистами — будет достигнута.

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе.

Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная СРЕДА предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_seminare_oktyabr_2010g.doc 140 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида .

Выступление на семинаре

Суть школьной психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе.

Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная СРЕДА предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего, это ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛЬ и ПСИХОЛОГ. У каждого из них в этом процессе сопровождения своя роль и задача. Я буду говорить о деятельности психолога осуществляемой в процессе сопровождения ребенка в период школьного обучения.

Цель психологического сопровождения - создать условия для максимального личностного развития и обучения ребенка, в рамках объективно данной социально-педагогической СРЕДЫ, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Задача психолога - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи, помогать ему делать осознанные личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие трудности психологической или социально-психологической природы, выявление и профилактика этих трудностей.

Деятельность психолога в рамках сопровождения строится по следующим направлениям:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Коррекционно-развивающая деятельность;
  • Консультативно-просветительская деятельность.

Подробнее остановлюсь на содержании работы по данным направлениям.

Психологическая диагностика - представляет собой психолого-педагогическое изучение учащихся.

С началом обучения ребенка в школе и на протяжении всего периода бережно собирается и накапливается информация о различных сторонах его психической жизни и динамики развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного развития.

Психодиагностичкские знания необходимы:

  • Для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса);

На слайде представлен социально-психологический портрет учащегося начальной школы, отражающий динамику развития на начало и конец учебного года по параметрам: особенности учебной деятельности, мотивации к деятельности, отношение к себе, близким и сверстникам, уровень конфликтности, саморегуляции и комфортности в учебном заведении.

  • Для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии;
  • Для определения наиболее эффективных форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими проблемы в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферах.

Для получения информации используются методы педагогической и психологической диагностики. Это не только опросники, тесты, проективные методики, но и методы наблюдения за игровой, учебной деятельностью, поведением учащихся в различных ситуациях, общение с ними, педагогами, родителями.

Формы психологического обследования:

Примером такого обследования в средней школе может служить выявление школьной тревожности у учащихся 5-го класса в связи с переходом в среднюю школу .

Традиционно 5-ый класс находится на особом контроле. Проводится диагностика, коррекция, отслеживается динамика изменений. Особое внимание уделяется вопросам преемственности. Чтобы переход в среднюю школу был более мягким к концу обучения в 4-ом классе организуются встречи учителя начальных классов и педагогов, которые будут работать с учащимися в 5-ом классе, с целью ознакомления с личностными особенностями учащихся, способами организации продуктивного взаимодействия, выработки единых требований.

Так как в школе обучаются учащиеся с различной выраженностью дефекта (дебильность, имбицильность), обследование этих категорий содержательно отличается друг от друга, мы изменяем набор методик в зависимости от выраженности у учащегося дефекта.

По результатам обследования составляется психологическое заключение с описанием поведения учащихся в ситуации обследования, особенностей сформированности познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной сферы, межличностных отношений, а также заключение содержит рекомендации педагогам по эффективной организации учебного процесса с данным учащимся.

Подробнее о рекомендациях педагогам я буду говорить чуть позже.

  • Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев.

Углубленное психодиагностическое обследование проводится индивидуально, с использованием более сложных методик и обязательным предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах существующих проблем. Гипотеза может быть выдвинута на основании данных диагностического минимума, бесед с родителями, педагогами, самим учащимся. Выдвинутая гипотеза облегчает обследование, так как позволяет ограничиться проверкой определенных предположений, что уменьшает количество диагностических процедур.

По результатам обследования обязательно проводится беседа, с тем от кого поступил запрос, обсуждаются пути конструктивного разрешения возникшей ситуации.

  • Оперативное психодиагностическое обследование

Применяется в случае необходимости срочного получение информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Учащийся неадекватно отреагировал на просьбу педагога. В беседе с учащимся проясняются причины, проводится обследование на оценку эмоционального состояния. В беседе с педагогом обсуждаются варианты разрешения ситуации.

Чтобы полученная в результате обследования картина о каждом ребенке была более полной, мы обязательно учитываем особенности патологии, специфику протекания присоединяющихся к основному диагнозу заболеваний, негативный социальный опыт, нарушение семейных отношений и т.д.

Оценка результатов отдельного учащегося проводится не только путем сравнения этих результатов, с какими-либо нормами и средними величинами, но главным образом сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения или отставания в развитии.

Часто при индивидуальном обследовании учащиеся сами просят показать результаты предыдущего обследования. При выявлении положительной динамики радуются, уходят с позитивным настроем.

На слайде графически представлена динамика развития познавательных процессов учащейся со сложной структурой дефекта. Здесь видно, что у учащегося западает и хуже поддается коррекции, и в чем выражена более явная положительная динамика.

Диагностическая работа лишена смысла, если ей воспользуется только психолог. Полученные данные не принесут большой пользы, если не будут переведены на язык учебных умений и навыков, способов подачи материала, язык педагогических требований к знаниям учащихся. Только в таком виде они могут быть полезны другим участникам учебно-воспитательного процесса.

Важную, ценную информацию об учащемся психолог получает не только из диагностических обследований, а из общения с ним, наблюдением за его проявлениями и реакциями. Там где психолог не может наблюдать сам, он может воспользоваться глазами и аналитическими способностями учителя, воспитателя. Ведь большую часть своего школьного времени учащийся проводит во взаимодействии с ними, именно педагоги главные действующие лица в работе с детьми.

Примером такого сотрудничества является карта динамического наблюдения за психологическим статусом учащегося. Она прослеживает по четвертную динамику развития личностных особенностей, межличностных отношений учащихся и заполняется психологом при непосредственном участии педагога (особенно параметры - мотивация к деятельности, саморегуляция деятельности и поведения, соблюдение нравственных норм, межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Огромное значение имеет и взаимодействие с другими участниками учебно-воспитательного процесса - логопедами, медицинскими работниками. Часто причинами поведенческих отклонений, эмоциональных нарушений негативно влияющих на учебную деятельность, межличностные отношения являются не психологические, а физиологические, когда учащемуся необходима медикаментозная помощь. Мы всегда имеем возможность проконсультироваться со специалистом, получить необходимую помощь, рекомендации.

Психодиагностические данные необходимы не только для отслеживания динамики развития учащегося, но и для определения направлений коррекционно-развивающей работы. Диагностика служит основой для ее правильной организации.

При коррекции эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от особенностей учащегося, выраженности симптомов.

Например: При переходе в среднюю школу (5 класс) проводится диагностика на выявление школьной тревожности, по снятию выявленных симптомов тревожности проводятся консультации, занятия, чаще индивидуальные. Широко используются методы арттерапии- песочная, сказкотерапия, рисуночная, игротерапия, при групповых формах работы используется проигрывание ситуаций наиболее тревожных для учащегося,

рассматриваются варианты конструктивного разрешения.

Как показывает опыт, использование этих методов в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта эффективнее всего.

Отдельным блоком коррекционно-развивающей работы выделяется формирование, развитие навыков, способствующих успешной социальной адаптацией.

Работа по данным программам помогает учащемуся делать осознанные личные выборы, конструктивно разрешать конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания сея и других.

Основное содержание занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. Занятия имеют общую структуру – ритуал приветствия, разминка, основное содержание, рефлексия , но в зависимости от особенностей группы психолог оставляет за собой право варьировать содержание занятия, количество упражнений, время на проработку каждого упражнения.

После ее посещения очень заметна смена настроения, эмоционального состояния у значительной части учащихся. Некоторые в процессе занятия могут заснуть и просыпаются спокойными и умиротворенными.

Охотно посещают сенсорную комнату не только учащиеся, но и педагоги, и сотрудники учреждения. В рамках работы по здоровьесбережению для них

комната работает в режиме открытых дверей (по желанию с ними может провести занятие психолог или просто они расслабятся мод музыку).

Хочется отметить, что взаимодействие, которое осуществляется с педагогом в процессе диагностики , продолжает осуществляться и очень необходимо и при коррекционной работе. Здесь важно проследить, как те или иные выбранные формы коррекционной работы влияют на каждого конкретного учащегося, независимо от того осуществляется групповая или индивидуальная работа. Также, она необходима для того, чтобы вовремя отметить положительные изменения, обратить на это внимание самого ученика, а может быть и сверстников, а в случае если не наблюдается положительных изменений подумать о причинах и изменениях форм, методов работы.

При этом взаимодействие с педагогом осуществляется чаще индивидуально, в виде консультаций, где может быть рассмотрен каждый конкретный случай, каждый ребенок или в ходе просветительской работы, если возникает необходимость осветить методы взаимодействия с определенной категорией учащихся или особенности группы учащихся. Хорошо себя зарекомендовали семинары с педагогами по методам работы, например с агрессивными или гиперактивными детьми.

Мы стараемся привлекать и родителей, замечательно, если родители идут на контакт, понимают значение проводимого, готовы участвовать и что-то изменить в собственном поведении, взаимоотношениях с ребенком. К сожалению, количество таких родителей невелико. Чаще всего родители тактично выслушивают рекомендации, но готовности что- либо изменить, активно поучаствовать не выражено, реже, но встречаются и равнодушные реакции и негативные, есть родители, которые реагируют слишком поздно, когда упущено время и корригировать что-либо или очень сложно или невозможно.

Каждый психолог школы имеет отдельный кабинет, для проведения индивидуальной работы, работы в малых группах, консультаций. Сенсорная комната, о которой я говорила, является большим помощником в решении многих эмоциональных проблем, используется для проведения релаксационных занятий, мини-тренингов, арттерапевтических занятий (сказкотерапия).

Главным является понимание всеми участниками учебно-воспитательного процесса того, что все мы делаем одно важное дело, помогающее ребенку в будущем успешно адаптироваться в социуме.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ

Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде – он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости – он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят - он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия -

он учится находить любовь в этом мире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения".

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос.


Формирование познавательного интереса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через нетрадиционные формы проведения уроков.

В данной статье выделены "ключевые" моменты, которые помогают создать увлекательный урок, представлена классификация уроков на нетрадиционной основе, творческие принципы, даны рекомендации и практичес.


Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V.


Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас, к счастью, многие педагоги и родители готовы объяснять сложности, возникающие у ребенка в школе, наличием у него возможных психологических проблем. Как правило, так и есть. Ребенок, как и любой человек, стремится к реализации собственных потребностей, хочет чувствовать себя успешным, нуждается в безопасности, любви и признании. Но на его пути могут возникнуть самые разнообразные препятствия.

Выступление педагога-психолога на семинаре

Еще не так давно люди почти ничего не знали о психологии как науке. Считалось, что советский гражданин, а тем более ребенок, не имеет никаких внутренних проблем. Если у него что-то не получается, разладилась учеба, изменилось поведение, то это от лени, распущенности, плохого воспитания и отсутствия старания. Ребенок вместо того, чтобы получить помощь, подвергался оцениванию и критике. Надо ли говорить, насколько неэффективной была такая стратегия.

Сейчас, к счастью, многие педагоги и родители готовы объяснять сложности, возникающие у ребенка в школе, наличием у него возможных психологических проблем. Как правило, так и есть. Ребенок, как и любой человек, стремится к реализации собственных потребностей, хочет чувствовать себя успешным, нуждается в безопасности, любви и признании. Но на его пути могут возникнуть самые разнообразные препятствия.

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивностьдетей. Действительно, это явление нашего времени, источники которого не только психологические, но и социальные, политические, экологические. Попытаемся рассмотреть психологические, лично мне довелось иметь дело только с ними.

Во-первых, дети, называемые гипреактивными — это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие — хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.

Гипреактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Очень часто это совсем не так.

Гипрактивным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.

Замечено, что гипреактивным детям совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в школе. И наоборот, если школа будет строга к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и учителям надо иметь в виду, что эти дети все равно найдет выход своему двигательному возбуждению и тревоге.

Другая не менее часто встречающаяся в современной школе проблема — нежелание учитьсяили отсутствие мотивации, как говорят психологи. Это, как правило, назревает в средней школе и к началу старшей достигает апогея, потом постепенно, с осознанием связи качества знаний и картины собственного будущего, идет на убыль.

Возможно, ребенок не хочет учиться и из чувства протеста к тому, как его учат, кто его учит. Он может неосознанно сопротивляться родителям, которые заставляют учиться, а из-за плохих оценок ограничивают в чем-то (не отпускают гулять, не покупают того, что обещали, лишают праздников, поездок, встреч и развлечений). Родители и учителя часто не понимают, что даже при наличии обязательного всеобщего образования, получать знания можно только добровольно. Как говорится в пословице, можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее напиться. Учить можно и насильно, но выучиться можно, только желая этого. Давление и наказания в этом вопросе значительно менее эффективны, чем интересное и увлекательное обучение. Хотя, безусловно, давить и наказывать проще.

Еще одна причина, из-за которой дети не хотят учиться: способ обучения. Пассивные виды обучения, когда ученик может быть только реципиентом, слушателем, впитывающим определенный объем информации, а потом излагающим его (далеко не всегда усвоенный) в проверочных работах, снижают собственную обучающую мотивацию ребенка. Уроки, лишенные хотя бы доли интерактивности, практически обречены на пассивность и невовлеченность большинства учеников. Информация, не ставшая знанием, забывается в течение нескольких часов. Знание, полученное без вовлеченности и интереса, забывается в течение нескольких недель или месяцев. Учеба, не дающая возможности личного участия, не возбуждающая персонального интереса, обречена на обессмысливание и скорое забвение.

Психолог вместе с учителем и родителем может помочь такому немотивированному ученику найти свой интерес, разобраться с семейными трудностями, повысить свою самооценку, разрешить сложности в отношениях с окружающими, осознать собственное сопротивление, обнаружить таланты и начать получать удовольствие от обучения в школе.

Другой проблемой, серьезно осложняющей жизнь почти любому учителю, является некорректное поведение учеников.Многие учителя жалуются на хамство, грубость, провокации, срыв уроков. Это особенно актуально в 7–9-х классах и, безусловно, имеет также несколько оснований и причин.

В некоторых случаях школа — то место, где ребенок реализует накопившуюся агрессию. Как правило, все: учителя, одноклассники, да и сам подросток — страдают от такого несправедливого поведения. Разобраться в этом бывает довольно трудно, если ребенок не хочет довериться кому-то из взрослых, что случается нечасто, поскольку агрессия — это показатель страха и недоверия.

Иногда учитель сталкивается с агрессивным всплеском на уроке из-за собственной несправедливости, неуважения, некорректного комментария, адресованных ученикам. Педагог, поглощенный содержанием урока, и не замечающий процессов, происходящих в классе (скуку, выяснение отношений, увлеченность не относящейся к предмету темой), также не избежит агрессивного выпада: за игнорирование потребностей класса.

Учителю, как правило, бывает трудно помочь подростку разобраться с неадекватным поведением, поскольку он сам становится участником происходящего. Обида или злость взрослого мешает ему обнаружить и устранить причины агрессии. Психологу сделать это значительно проще, поскольку он, во-первых, не был включен в происшествие, во-вторых, знает о особенности и сложности личности подростка. Психолог способен выстроить не осуждающий, равный контакт, который поможет ребенку лучше осознать истоки своей враждебности, научиться управлять собственным поведением и выражать свою злость в приемлемых обстоятельствах и в адекватной форме.

Проблемой для учителя могут стать сильные эмоциональные проявлениядетей: слезы, драки, истерики, страхи. Часто педагоги испытывают сильное замешательство, сталкиваясь с подобными ситуациями. В каждом таком случае есть, как правило, своя предыстория. Нередко видится только верхушка айсберга. Не зная всего, что скрывается под водой, легко ошибиться. В любом случае, не выяснив всех причин происшествия, лучше избегать каких-либо выводов и оценок. Это может ранить ученика из-за несправедливости, ухудшить его состояние, углубить его психологическую травму.

Основанием такого поведения может быть самый широкий спектр событий: от сугубо личных и весьма драматических, до иллюзорных, имеющих место только в детском воображении. Чтобы эти причины были озвучены и устранены, ребенку иногда не хватает доверия и чувства безопасности.

Если же дети верят учителю и способны открыть ему свою боль, выразить свои эмоции, нужно выслушать их, не осуждая и не критикуя, поговорить, проявить понимание, дать возможность ребенку показать свои чувства: поплакать, если он плачет, позлиться, если его разозлили, побояться, если ему страшно. И только после этого вместе найти конструктивный выход из ситуации, отыскать ресурс, который необходим для преодоления трудностей, приободрить, поддержать, поделиться опытом. Иногда учителя сразу приступают к последней стадии: утешению и поиску правильного решения. В этом случае, ребенок может почувствовать себя непонятым, его горе или страх, возможно, останутся неразделенными, он не совсем утешится и вряд ли найдет разумный выход из ситуации, в которую попал.

Если у учителя нет доверительных отношений с учеником, оказавшимся в трудном положении, стоит перепоручить его тому взрослому, общение с которым благотворнее всего. Таким человеком может быть и психолог, потому что он не участвует в учительско-ученических отношениях, но обладает, как правило, важной информацией о данном ребенке, знает, как установить контакт, внушить доверие и выйти из сложной ситуации.

Еще один пласт проблем: трудности в обучении.Неспособность отдельных детей отвечать требованиям школьной программы может быть также вызвана разными причинами: физиологическими, медицинскими, социальными, психологическими.

Некоторые дети не способны сосредоточиться в больших классах. Кого-то выбивают из состояния психологической стабильности постоянная смена учителей, частые изменения в расписании, непрерывные нововведения и изменения в требованиях.

К психологическим причинам также относятся: сложности в общении, непростая семейная ситуация, низкая самооценка и отсутствие веры в себя, высокая тревожность, сильная зависимость от внешних оценок, страх перед возможными ошибками, боязнь потерять уважение и любовь родителей или других значимых взрослых. К нейропсихологическим: недоразвитие определенных зон мозга и, как следствие, отставание в нормальном развитии психических функций: внимания, логики, восприятия, памяти, воображения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Создание психологического комфорта в школе" можно использовать в просветительской работе педагога-психолога для педагогов. Он дает представление о психологическом комфорте в школе, описывает факторы риска, мешающие созданию благоприятного психологического климата. В докладе рассказывается об основных факторах, которые способствуют созданию благоприятной школьной среды. таких как создание ситуации успеха на уроках, учет физиологических эмоционально-личностных особенностей ребенка и т.д. В докладе даются рекомендации учителям по созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Соболева Наталья Владимировна

Нижегородская область, Балахнинский район, п.Гидроторф

Основное общее образование имеет цель становление и формирование личности обучающегося, т.е. формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность:

поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;

развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;

создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;

формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам, психосоматическим заболеваниям.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, можно выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

- несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

- стрессовая тактика педагогических воздействий,

- нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

- предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

- изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

- формализм программных знаний;

- нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

- недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Комфортно себя чувствуют в школе лишь половина учащихся, третья часть от всех учащихся конфликтуют с учителями.

В связи с этим возникают многочисленные вопросы о том, какие факторы в создании благоприятной школьной среды считать доминирующими, как разработать такую модель, которая смогла бы быть реализована применительно к настоящим условиям образовательной среды.

Психически здоровой личность может быть только в специально созданных благоприятных условиях, поэтому одним из важных условий психологически безопасной образовательной среды является создание общешкольной системы, способствующей приобретению позитивных навыков действия, как в текущей деятельности, так и в кризисной ситуации. Одним из важных моментов создания модели безопасной школы является понимание роли семьи в школьной успешности, социальном, эмоциональном, психологическом благополучии учащихся, а, следовательно, и необходимость как можно более полного ее включения в процесс создания безопасной школы. Семья может помочь составить объективную и всестороннюю картину о ребенке, его прошлом и настоящем, выявить его сильные стороны и интересы, помочь проверить предположения о нуждах ребенка, обеспечить среду успешного раннего вмешательства и помощи ребенку. Вероятно, спокойное воспитание в семье позволяет окрепнуть нервной системе ребенка и предохраняет его от психосома­тических заболеваний.

Чрезвычайно важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, т. к. чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, каким-либо образом обучающим ребенка (и родителям, и воспитателям детских дошкольных учреждений, и учите­лям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

-Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

-Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

-Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

-Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

-Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

-Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

-Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

-Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

-Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

-Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

-Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

-Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

-Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

-Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

-Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха.
Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это обстановка, которая организуется; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Одним из самых эффективных методов, направленных на обеспечение безопасности образовательной среды, является проектная деятельность. В процессе совместного обсуждения, совместной деятельности достигается максимальный эффект сплочения, взаимопонимания и развития толерантного сознания и отношения друг к другу.

Важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы в школе, на мой взгляд, играет обучение учащихся жизненно важным навыкам, которые могут заложить основы соответствующему образованию - воспитанию адекватного поведения, установлению нормальных взаимоотношений с окружающими. Базовыми навыками являются:

умение принимать решения;

умение решать проблемы;

умение творчески мыслить;

умение устанавливать межличностные контакты;

умение владеть эмоциями.

Овладение основными жизненно важными навыками способствует улучшению работоспособности, повышению самооценки и уверенности в себе. Также они играют важную роль в создании психического благополучия, поскольку способствуют повышению мотивации следить за собой, внимательно относиться к окружающим, предотвращать психические расстройства, а также состояния, связанные с расстройством здоровья и поведения.

Примерные темы классных часов и психологических занятий в средней школе:

Целесообразно в школах разработать программы развития коммуникативной и конфликтологической компетентности для всех участников образовательной среды.

Без сомнения, работа по созданию психологического комфорта в школе непростая. Первым и одним из главных условий, необходимых для достижения цели, является понимание важности подобной работы, содействие администрации образовательного учреждения и принятие всеми членами педагогического коллектива предложенных идей и планов.

Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Электронный журнал «Психологическая наука и образование: www.psyedu.ru/issn:2074-5885/E-mail:psyedu@mgppu.ru

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-4-е изд.,-М.:Азбуковник,1999-944с

Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под ред. И.В.Дубровиной- СПб.: Питер, 2009.-592с.

Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П.Картушина, Т.В. Романенко.- Волгоград: Учитель, 2009.-239с.

Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Читайте также: