Доклад об организации зимних каникул

Обновлено: 28.06.2024

Воспитательная работа в период зимних каникул направлена на решение взаимосвязанных задач по формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности и организации полноценного отдыха и оздоровления, снятию у учащихся эмоционального и интеллектуального напряжения с целью восстановления и укрепления здоровья.

Информация об организации воспитательной работы с учащимися на зимних каникулах традиционно доносится до всех участников образовательного процесса через официальные сайты, группы в социальных сетях учреждений образования, размещается на информационных стендах учреждений образования.

Классный руководитель на зимних каникулах осуществляет организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Широкие возможности для воспитательной работы в каникулярный период дают совместные интернет-проекты классного руководителя и учащихся (обновление страниц/групп класса в социальных сетях, ведение блога класса, занимательные и познавательные онлайн-викторины, дистанционные квесты, квизы и др.).

Важнейшими направлениями деятельности классных руководителей, специалистов СППС в дни школьных каникул являются профилактика и просвещение, где на первый план выступает развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, их законных представителей.

Специалистам СППС необходимо в каникулярный период свою деятельность направлять на проведение психологического всеобуча, оказание консультационной помощи классным руководителям, учащимся и их законным представителям.

Время новогодних праздников в дни каникул требует от педагогических работников особого контроля в отношении детей социально уязвимых категорий. Классным руководителям совместно с педагогами социальными учреждений образования необходимо уделить внимание организации свободного времени таких учащихся, продолжить работу по проведению консультаций с их законными представителями по актуальным вопросам воспитания.

При необходимости для встречи педагогических работников с законными представителями несовершеннолетних можно использовать возможности современных информационно-коммуникативных технологий.

В период зимних каникул в учреждениях образования организуется деятельность оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей. К организации оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля, к проведению мероприятий военно-патриотической направленности необходимо привлекать руководителей по военно-патриотическому воспитанию.

Организуя деятельность оздоровительных лагерей, следует обратить внимание на выполнение всех необходимых мер по профилактике вирусных заболеваний, предотвращению распространения гриппа и инфекции COVID-19.

В учреждениях образования в каникулярный период рекомендовано обеспечить работу спортивных залов, стадионов, объединений по интересам физкультурно-спортивного профиля, необходимо способствовать активному участию учащихся в проводимых мероприятиях, традиционных зимних праздниках. По возможности обеспечить проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на открытом воздухе.

Такие мероприятия в учреждениях образования в течение всех зимних каникул планируются равномерно, в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей и т. п. При организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися следует обратить внимание на создание безопасных условий.

Информация о планируемых воспитательных мероприятиях, графиках работы спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, специалистов СППС должна быть размещена на официальных сайтах, информационных стендах, в социальных сетях учреждений образования, доведена до сведения законных представителей несовершеннолетних.

При организации воспитательной работы в каникулярный период необходимо активно использовать социокультурное пространство своего региона. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи в дни каникул предлагают много интересных и познавательных дел.

Для обеспечения разностороннего отдыха учащихся в каникулярный период следует обратить внимание на активное использование возможностей социокультурных учреждений.

При организации зимних каникул необходимо особое внимание уделить соблюдению учащимися правил безопасности жизнедеятельности. С учащимися в конце учебной четверти необходимо провести беседы по правилам безопасного поведения на новогодних мероприятиях. Рекомендуется для проведения профилактических бесед о безопасном поведении на зимних каникулах приглашать сотрудников структур Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственной автомобильной инспекции, медицинских работников и др. Следует напомнить учащимся правила поведения на железнодорожных и автомобильных дорогах, о запрете использования вблизи железнодорожного полотна и автомобильной дороги наушников и мобильных телефонов (можно не услышать сигналы движущегося транспорта). Еще раз необходимо акцентировать внимание на использовании световозвращающих элементов – фликеров. Также провести профилактические беседы о соблюдении учащимися правил поведения на льду, вблизи водоемов. Необходимо организовать проведение тематических бесед с законными представителями несовершеннолетних о недопустимости оставления детей без присмотра взрослых.

Проведение всех мероприятий во время каникул должно основываться на создании для учащихся безопасной, воспитывающей и развивающей среды.

t1641928786aa.jpg

Перед началом каникул классными руководителями были проведены инструктажи с обучающимися о поведении в общественных местах, о соблюдении правил техники безопасности в зимний период на водоемах, при гололеде, на объектах инфраструктуры железно-дорожного транспорта, во время занятий зимними видами спорта, а также в местах обрыва проводов линий электропередачи, правил дорожного движения, пожарной безопасности, об обращении со взрывоопасными веществами и предметами;

Была организована экскурсии в городскую библиотеку № 30 (кл. рук., 4 кл. Темирчинова С.В., - 21 уч-ся).

Для учащихся 6-11 классов новогодние посиделки были организованы классными руководителями и активами классов.

Во время зимних каникул была организована работа спортивного зала, старший преподаватель физической культуры – Киселева О.Г. составила графики работы спортивного зала, спортивной площадки, катка школы.

Во время каникул осуществляли работу школьные спортивные кружки, имели возможность провести тренировки игр Волейбол, Баскетбол, спортивные игры. В зимние каникулы спортивный зал посетили 58 учащихся. Также в период зимних каникул осуществляли деятельность спортивные секции Волейбол, футбол, художественная гимнастика.

Школьным библиотекарем были проведены мероприятия, ориентированные на разный возрастной уровень уч-ся. Следует отметить, что интерес вызывают мероприятия, проводимые для младших школьников.

Вызвали интерес у уч-ся:

Руководители кружков организовали деятельность в соответствии с графиком работы.

В ходе реализации плана были выполнены, в основном, все мероприятия. Всего в проведенных мероприятиях приняло участие 67 % от общего количества уч-ся. Из них 9 % уч-ся, требующие повышенного внимания. Не высокая, по сравнению с предыдущими годами, активность участников связана в первую очередь с заболеваемостью детей перед каникулами.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 строит свою работу по организации системы отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в зимний период, исходя из требований нормативных документов и с учетом условий работы образовательного учреждения.

Целью организации отдыха в зимнее время является создание условий для формирования потребности ребенка к укреплению здоровья и успешному самоопределению в обществе.

В числе задач работы нашего общеобразовательного учреждения в данном направлении: совершенствование форм отдыха и создание условий для детей, вовлечение в активный отдых обучающихся, особенно детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участие в городских, районных, областных спортивных и творческих мероприятиях, соревнованиях, вовлечение родителей в различные формы досуговой, общественно полезной, спортивно-оздоровительной деятельности. Задача классных руководителей и администрации школы - продуктивно организовать свободное время обучающихся в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив использует разные формы организации зимнего отдыха, оздоровления и занятости детей.

В соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения в конце декабря началась подготовка к новогодним праздникам. Обучающиеся, родители оформили классные комнаты, рекреации 2 корпусов, проявив фантазию, творческие способности. Были проведены школьные конкурсы новогодних плакатов, игрушек, изготовленных своими руками. Победители и призёры отмечены на общешкольных линейках грамотами и сладкими сувенирами. Проведены 7 новогодних утренников для детей начальной школы, праздников, вечеров для обучающихся 5-11 классов. На оформление 2 корпусов, организацию новогодних праздников общешкольным и классными родительскими комитетами израсходовано 37 тысяч рублей ( в основном это средства родителей).

Во всех классах п роведены беседы с обучающимися, родительские собрания по профилактике детского травматизма, о мерах безопасности на водоемах, запрещении использования пиротехнических изделий.

Приказом по школе был утверждён график работы педагогического коллектива в период каникул и праздничных дней, составлен план мероприятий с обучающимися, в котором предусмотрены

- проведение спортивных мероприятий;

- деятельность творческих объединений, предметных кружков, клубов;

- мероприятия по классам;


- сетевое взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта;

- организация экскурсий за пределы Лебедянского района;

- игры, прогулки на свежем воздухе.

С 1по 8 января школа работала в обычном режиме. В эти дни было организовано дежурство администрации, педагогического коллектива, технического персонала. В ОУ ежедневно с 9.00. до 17.00. работали 2 заместителя директора. Педагогами школы проводились запланированные мероприятия. График работы общеобразовательного учреждения, план проведения мероприятий были доведены обучающимся на классных часах, общешкольных линейках.

Работали все детские творческие объединения, спортивные секции.

В период каникул 2 команды нашей школы представляли наш район на областных соревнованиях по футболу ( руководитель Меринов В.В.).

В период каникул классными руководителями, руководителями творческих объединений, спортивных секций проведены 28 мероприятий различной направленности, в которых приняли участие 632 школьника. Следует отметить организацию экскурсий в краеведческий музей, Ново- Казанский собор, Дом ремёсел.

В любой школе, в том числе и в нашей, есть дети, живущие в проблемных семьях. Пятеро обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учёте, были привлечены к участию в районных соревнованиях по баскетболу, во внеклассных мероприятиях в школе.

В целях предупреждения бродяжничества и правонарушений среди подростков было организовано дежурство педагогических работников, родителей в микрорайонах Казаки, Черёмушки, Птицефабрика. Было установлено тесное сотрудничество с майором ГДН Демидовой М.С.

Согласно плану работы ОУ в каникулярное время силами детей, педагогов, технических работников проведена генеральная уборка классных комнат.

Вместе с тем, в организации занятости детей в зимний каникулярный период ряд вопросов требуют более пристального внимания. В первую очередь, не отработаны в полной мере вопросы вовлечения детей-инвалидов, школьников, обучающихся на дому, в организованные формы отдыха.

Не все запланированные в период новогодних праздников мероприятия были проведены. Большинство школьников в праздничные дни отдыхали в кругу семьи, у родственников. Исходя из этого, нам необходимо продумать и организовать в каникулярные периоды учебного года ( особенно в праздничные дни) семейные формы отдыха.

В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое дополнение к базовому образованию. Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей.

ВложениеРазмер
organizaciya_kanikulyarnogo_otdyha_ozdorovleniya_i_zanyatosti_detey.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей

Цель воспитательной работы нашего образовательного учреждения: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. Трудолюбия, готовности к выбору профессии;
  2. Экологической культуры;
  3. Эстетического отношения к окружающему миру;
  4. Физической культуры, навыков здорового образа жизни;
  5. Организационной культуры, активной жизненной позиции.

Как показали комплексные исследования, современный подросток нуждается:

  1. В получении навыков демократического проживания в детском коллективе;
  2. В достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  3. В приобретении опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
  4. В получении организаторского опыта и опыта самоорганизации;
  5. В собственном оздоровлении и физической закалке.

Организация осенних, весенних и зимних каникул осуществляется по отдельному совместному плану заместителя директора по ВР, социального педагога и преподавателя физического воспитания. В программу мероприятий входят: спортивно-оздоровительные мероприятия, фольклорные праздники, работа творческих групп совета старшеклассников, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки рисунков и фотографий, посещение кружков, секций и клубов по интересам и т.д. В центре каждого плана мероприятий в каникулярный период яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе во время каникул периоды повышенной творческой активности; задать чёткий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности.

Летние каникулы составляют четвёртую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников.

В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставит перед собой педагогический коллектив школы, можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь. Для выполнения основной цели решаются следующие воспитательные задачи:

  1. Сохранение, совершенствование и развитие системы отдыха и оздоровления учащихся.
  2. Совершенствование форм и содержания деятельности отдыха и занятости учащихся.
  3. Развитие связи между педагогическими коллективами, детскими и молодёжными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости учащихся.
  4. Сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярное время.
  5. Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний и другие каникулярные периоды.

Вот уже на протяжении нескольких лет основными направлениями воспитательной деятельности в каникулярный период остаётся:

  1. Интеллектуальное воспитание;
  2. Нравственное воспитание;
  3. Трудовое воспитание;
  4. Экологическое воспитание;
  5. Физическое воспитание.

В летний каникулярный период учащиеся школы охвачены различными формами взаимодействия:

  1. Лагерь труда и отдыха при управлении социальной защиты населения, где в течение года и во время летних каникул каждый год отдыхает около 45% учащихся.
  2. Лагерь дневного пребывания при образовательном учреждении, где ежегодно отдыхает около 35% - 40% учащихся.
  3. Детские палаточные лагеря. Туристические походы 1 и 2-х дневные, которые составляют группы из 15-25 человек.
  4. Профильные смены, куда входят ребята из школьного актива совета старшеклассников (5-10 человек).
  5. Детские санаторно-оздоровительные лагеря, которые ежегодно посещают от 7 до 10 учащихся каждого класса.
  6. Формирование школьников по благоустройству на базе школы (15-20 учащихся ежемесячно в период летних каникул), ремонтные бригады (от 8 до 10 человек за лето).
  7. Самостоятельное трудоустройство учащихся (от 20 до 30 учащихся ежегодно)

Организуя летний отдых детей в летнем пришкольном лагере, мы стараемся учитывать то, что любая деятельность должна быть достаточно сложной для каждой личности, требующей эмоционального, интеллектуального, физического усилия и в то же время посильной для неё же; быть привлекательной – соответствовать интересам каждого ребёнка, содержать в себе эффект новизны, иметь чётко выраженный результат. Таким образом, во время пребывания ребёнка в лагере неисчерпаемы возможности создания для каждого ситуации успеха, ситуации развития, особой среды общения и отношений и обширного поля деятельности. Всё это благотворно сказывается на воспитании, оздоровлении и укреплении личного достоинства ребёнка. Ежегодно наш лагерь дневного пребывания детей и подростков принимает в смену от 80 до 100 и более человек, разных не только по возрасту, характеру, темпераменту и увлечениям, но и по своему социальному статусу. Особое внимание уделяется детям из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, которые составляют около 45% учащихся, девиантных детей - 15% учащихся, детям, состоящим на внутришкольном учёте и учёте в ПДН (1-2 учащихся в лагере дневного пребывания, 3-5 учащихся в детских оздоровительных лагерях, 4-6 учащихся в благоустройстве школы), что составляет 7%.

В арсенал средств методического обеспечения входят:

  1. Разработка психологических и методических требований к подготовке различных категорий педагогических работников;
  2. Создание и апробирование на МО учителей начальной школы тематических материалов для активного обучения и помощи в практической деятельности;
  3. Организация семинаров учителей начальных классов, преподавателей физического воспитания на базе ОУ заместителем директора по ВР.

Режим дня в лагере с дневным пребыванием разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп, и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное питание.

Программа пребывания детей в лагере каждый год изменяется. Опираясь на многолетний опыт, мы пришли к выводу, что жизнь ребят в лагере может быть ещё интереснее, если каждая смена будет отличаться не только по содержанию, но и по форме. Это позволяет избежать повторов при планировании деятельности в лагере, общелагерных мероприятий. Название смен говорит о многообразии мероприятий: Алые паруса, Телевизионная планета, Планета детства и другие. Использовать разнообразные виды и формы работы позволяет так же наличие специальных объектов и оборудования:

  1. Школьный стадион (спортивная площадка, футбольное поле, лабиринт, поле для игры в баскетбол и пионербол, беговая дорожка);
  2. Большой и малый спортивный зал, оснащённый спортивным инвентарём, тренажёрами;
  3. Музыкальный зал;
  4. Медицинский кабинет;
  5. Столовая;
  6. Библиотека;
  7. Компьютерный класс;
  8. Театральная комната;
  9. Кабинет психолога.

В каникулярный летний период организовано горячее питание. В достаточном количестве дети получают витамины в виде соков, фруктов, овощей и салатов. В школьной столовой работают высококвалифицированные повара со стажем работы от 5 до 16 лет. Меню разнообразное .

На базе ОУ во время каникул продолжают свою работу и объединения дополнительного образования (кружки, секции, театральная студия, ритмика, художественная гимнастика и др.), где работают специалисты ДДТ, СЮН и преподаватели учреждения. Все расходы планируются в счёт текущего финансирования. Все средства и формы работы направлены, конечно, на результат. А планируемые результаты следующие:

  1. Развитие у детей и подростков самостоятельности;
  2. Формирование умения и развитие стремления работать в коллективе;
  3. Применение полученных знаний и умений в учебном процессе;
  4. Укрепление внешних связей ОУ школы № 4 с различными учреждениями города через использование их возможностей;
  5. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
  6. Участие учащихся в городских и областных соревнованиях в каникулярный период.

Для формирования положительного имиджа участника объединения используются некоторые методы организации работы с детьми, применяемые в различных детских организациях: особая атрибутика, и символика, соревнование, публичная положительная оценка результатов деятельности, поощрение и т.д.

Да, не все дети могут отдохнуть сегодня в летних оздоровительных учреждениях. А это ведёт к ухудшению здоровья детей, росту правонарушений, как среди несовершеннолетних, так и по отношению к ним, а также к детскому травматизму. За лето дети, не попавшие в лагерь и оказавшиеся предоставленными самим себе, совершают треть всех подростковых правонарушений. Поэтому педагогический коллектив ведёт активную работу по вовлечению таким ребят в лагеря с дневным пребыванием, в рабочие бригады, туристические походы и т. д. В целях пропаганды здорового образа жизни и ПДД каждый классный руководитель в обязательном порядке прежде чем отпустить ребёнка на каникулы проводит профилактическую беседу, знакомит со статистикой в городе. В каникулярное время большую помощь учителю оказывают родители. Многие родители проявляют искренний интерес к делам, их волнует, чем живут дети в школе. Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми составляют сценарий выступления, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. В нашем ОУ учителя привлекают родителей и для проведения бесед. Искренняя заинтересованность родителей делами школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делает процесс воспитания более эффективным.

Работая с коллективом ребят в каникулярный период, мы стараемся избежать формального подхода к деятельности, пытаемся уйти от сравнения с группой продлённого дня. Главное в организации отдыха детей – направленность интересов, мотивы ребёнка, опыт общения и анализ отношения к себе, окружающему миру; познание себя, самореализация. Мы считаем, что каникулы призваны обеспечить отдых ребёнка от роли школьника. Именно деятельность в летнем лагере, в свободной неформальной обстановке способствует развитию организаторских навыков у детей и подростков, стимулирует детское творчество, укрепляет межличностные связи, создаёт благоприятные условия для формирования сплочённого детского коллектива.

Читайте также: