Пуританская этика и образ жизни доклад по истории

Обновлено: 30.06.2024

Новое время и идеи свободы и равенства

И в обыденном сознании, и порой в официальной историографии все еще бытует представление, что Новый Свет возник из идей Возрождения. Этот миф на удивление живуч. Но на самом деле все обстояло иначе. Не гуманисты, а Кальвин заложил основания Нового мира. И именно последователи Кальвина, английские пуритане, создали Америку (такой, как мы ее знаем сегодня). Столь великое дело было, конечно, не под силу гуманистам с их вялым скепсисом и гедонизмом. Такое смог свершить лишь героический, фанатичный дух, которым сполна обладали первые пуритане.

Мы привыкли считать, что американская демократия основана на идее равенства. Но факты свидетельствуют об обратном: американская демократия основана на идее самого радикального и ужасающего из неравенств, какое только мог измыслить человеческий ум.

Прелюдия демократических революций

Вероятно, к XV веку христианский мир действительно созрел для более глубокого осознания идей свободы, равенства, личности. Увы, великая метафизика Отцов Церкви слишком слабо коррелировала с реальной жизнью, и христианский мир погрузился в глубокий кризис, признаками которого стали коррупция власти, безверие элит и всеобщее ожидание конца света. Ответом на этот кризис стали гуманизм и реформация.

Реформация разбудила мощную народную стихию, сильно усилив при этом пафос индивидуальной веры и ослабив роль церковной организации. Первым же результатом стало падение народных нравов.

Сам Лютер, разочарованный такими плодами своей реформы, писал:

Потребуется некоторое усилие, чтобы узнать в этих реалиях современные либеральные демократии Запада. Однако факт остается фактом – они берут свое начало именно отсюда. В равной степени и республиканизм, разделение властей, теория общественного договора, развитие капиталистических отношений – такие же прямые наследники Кальвина, как и его теократическая диктатура.

Церковная организация Кальвина стала матрицей всех будущих революционных структур. И французскую революцию 1789 года можно смело назвать заключительным аккордом Реформации Кальвина.

Духовный переворот

Первейшим импульсом кальвинизма был исход из уготовленного геенскому огню мира и безжалостная война с ним. Законом жизни пуританской общины становилась всеобщая мобилизация.

Исходя из этого апокалиптического мирочувствия, пуританин создает свою мрачную, окрашенную в багровые тона, мистику.

Душевный идеал пуританина – бесчувственность (вернее, полный контроль над своими чувствами). Из всех человеческих эмоций ему разрешена, в сущности, только ненависть. Прежде всего, конечно, ненависть ко греху, затем ненависть к себе как возможному носителю греха, и, наконец, ненависть к отверженным.

Вместе с зарождением нового, капиталистического способа производства, появилась и буржуазная идеология, которая сразу же вступила в непримиримую борьбу со средневековой идеологией.

Вместе с тем, являясь одной из первых буржуазных революций, Английская революция эту новую идеологию наполнила религиозным смыслом, что явилось следствием массовых социальных движений средневековья.

Английская церковь стала во всем зависеть от короны, превратилась в ее послушную служанку. Духовные лица, которых назначал король или же которые назначались с его одобрения, фактически становились его чиновниками. С церковной кафедры зачитывались королевские указы, в том числе и те, которые касались ослушников королевской воли. Приходские священники осуществляли строгий надзор за каждым шагом верующего. По малейшему подозрению в уклонении от официальной морали и неисполнении общепринятых законов епископские суды и прежде всего верховное церковное судилище — Высокая комиссия — беспощадно расправлялись с непослушниками. Епископы, которые сохранили за собой власть в англиканской церкви, стали оплотом абсолютизма.

В результате такого тесного слияния государства и церкви ненависть многих граждан к абсолютизму распространилась и на англиканскую церковь. Политическая оппозиция проявлялась в виде церковного раскола — диссентерства (от английского dissent — Раскол, разногласие).

Еще в последние годы царствования Елизаветы буржуазная оппозиция абсолютизму внешне проявилась в религиозном течении, которое ставило своей задачей завершение реформации английской церкви, другими словами очищение ее от всего, что хотя бы внешне напоминало католический культ. Отсюда появилось и название этого течения — пуританизм (от латинского purus, английского — pure — чистый).

На первый взгляд казалось, что пуритане ставили перед собой задачи, которые были далеки от политики и непосредственно ничем не угрожали власти короля.

Революционная идеология для того, чтобы найти живой отклик в сердцах народа, должна была быть выражена в традиционных образах и представлениях. Для выработки такой идеологии английская буржуазия прибегла к помощи религиозных учений женевского реформатора Жана Кальвина. Это учение проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане по существу являлись кальвинистами.

Среди первых требований пуритан было удаление из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол. Пуритане также выступали против органной музыки, а вместо молитв по богослужебным книгам требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций. В пении гимнов, по требованию пуритан, должны были участ­вовать все присутствующие на богослужении. Мало того, они настаивали на отмене обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католи­цизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.).

Борясь за преобразование церкви, на самом деле пуритане стремились к установлению новых общественных порядков. Их радикализм в церковных делах был всего лишь отражением их радикализма в делах политики.

Вместе с тем необходимо отметить, что еще в конце XVI в. среди пуритан существовали разные течения, которые в немалой степени отличались друг от друга.

Так, например, наиболее умеренные из пуритан, так называемые пресвитериане, выдвигали требование очищения англиканской церкви от пережитков католицизма. Тем не менее, организационно они с ней не порывали. Пресвитериане добивались уничтожения епископата и замены епископов синодами (собраниями) пресвитеров (от греческого — старейшина; в раннехристианской церкви так назывались руководители местных христианских общин), которые были бы избраны самими верующими. Борясь за демократизацию церкви, пресвитериане ограничивали рамки внутрицерковной демократии только состоятельной верхушкой верующих.

Другую часть пуритан представляли сепаратисты, которые категорически выступали против англиканской церкви. В скором времени представители этого левого крыла пуритан стали называться индепендентами. Название это происходит от требования полной независимости (independence) и самоуправления для каждой, в том числе и самой маленькой, общины верующих.

Свою церковь представители левого крыла пуритан строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих. Каждая из общин управлялась волей большинства.

Благодаря пуританству стали появляться политические и конституционные теории, которые вскоре получили широкое распространение в оппозиционных кругах английской буржуазии и дворянства.

Многие из числа наиболее радикальных последователей этого учения из этой теории делали вывод, что подданные не только могут, но даже обязаны выйти из повиновения королю, если только тот превратится в тирана.

Кроме того, они утверждали, что подданные не должны сидеть, сложа руки, а обязаны восстать против тирана и убить его ради восстановления своих попранных прав.

Одними из самых известных представителей этих тираноборческих теорий в Англии в XVI в. были Джон Понет и Эдмунд Спенсер, в Шотландии — Джордж Бьюкенен.

С рядом публицистических работ пуританского характера по вопросам конституции в 30—40 годах

XVII в. выступил Генри Паркер. Впоследствии его учение о происхождении власти путем общественного договора и вытекающих отсюда основных правах английского народа имело большую популярность и оказало огромное влияние на литературу революционного времени.

В частности, в своей работе, посвященной королевской власти, Паркер писал:

«В споре между королевской и парламентской властью с целью систематизации необходимо рассмотреть сначала королевскую, а затем парламентскую власть, а в обеих рассмотреть действенные и конечные мотивы и средства, при помощи которых они поддерживались.

Король приписывает происхождение королевской власти богу и закону, не упоминая о поддержке, согласии и доверии людей. Но истина такова, что бог не более автор королевской власти, чем аристократической, власти верховной и власти подчиненной. Более того, та власть, которая узурпирована и несправедлива, пока она остается властью и пока она по закону не отозвана, относится столь же к Богу, как и к нам, к создателю и дарителю в той же степени, как и та власть, которая является наследственной.

И тот закон, который король имеет в виду, не следует понимать как какой-то специальный указ, ниспосланный с неба ангелами и пророками. Власть не может быть ничем иным среди христиан, как догово­рами и соглашениями каких-то политических корпораций.

СТЮАРТЫ И ПУРИТАНИЗМ

В церковной политике Якова I также отчетливо проявилось наступление феодально-абсолютистской реакции. И буржуазия, и новое дворянство, поживившиеся за счет земель закрытых при Генрихе VIII монастырей, больше всего боялись реставрации католицизма. Однако борьба с ним при Стюартах стала на задний план. На передний план у правительства выступила борьба с пуританизмом.

Яков I, возненавидев пресвитерианские порядки еще в Шотландии, придя к власти в Англии, сразу же занял враждебную позицию в отношении английских пуритан.

Действительно, в скором времени преследование пуритан приняло очень большие масштабы, благодаря чему из Англии хлынул поток эмигрантов, которые искали спасения от тюрем, кнута и огромных штрафов в Голландии, а позднее и за океаном — в Северной Америке.

Эмиграция пуритан фактически явилась началом основания североамериканских колоний Англии.

Группа английских протестантов, видя, как Европа утопает в грехе, приняли решение уехать в Новый Свет и основать там поселение с реформированной церковью.

Немилость короля

Пуританство как религиозное течение возникло в 16-м веке. Период его расцвета, когда оно стало влиятельной политической силой, приходится на период Английской буржуазной революции. Генрих VIII инициировал в стране реформацию, чтобы порвать с Папой Римским и Ватиканом и укрепить королевскую власть. Для этого была создана Англиканская церковь, которая подчинялась непосредственно королю и должна была объединить нацию. Тому было немало противников, которые не давали завершить реформация.

Живи там хорошо

Часть пуритан решила перебраться в Голландию, где к их взглядам относились терпимо. Но многие не могли найти работу в новой стране, не всем удавалось привыкнуть к другой культуре. Общине грозила ассимиляция, а пуритане хотели сохранить свои строгие традиции. Тогда они решили перебраться в Новый Свет и там, на ещё не освоенных территориях, воспитывать своих детей в нравственной чистоте.

Выбор пал на недавно основанную колонию Вирджиния. Пуритане надеялись, что её жители помогут им защититься от враждебных племён. При этом достаточно большая территория колонии, как предполагалось, позволит развиваться самостоятельно.

Помощь пришла, откуда не ждали

С 25 ноября отцы-пилигримы (как принято называть первых поселенцев) постепенно стали высаживаться на берег и обследовать новые территории. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут.

На следующий год отцы-пилигримы собрали богатый урожай и смогли обеспечить себя продовольствием на зиму. Они восприняли это как подарок свыше. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник индейцев.

Из-за невозможности трансформировать свой дом в храм, люди строят церкви, где будет обитать Бог. .

Новая подборка. Идеи, схемы, выкройки для бохо стиля .

Платье за два часа

-Друзья

-Статистика

В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане, которые положили начало сексуальной культуре, названной пуританской и имеющей широкую сферу влияния. Постепенно пуританская культура приобретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать мнимое моральное чувство.

1980311_my (600x621, 40Kb)


Викторианское влияние в XIX в. весьма быстро проникло из Англии в Европу. Оно охватило широкие социальные круги, главным образом мещанство. Помимо экономических, политических и нравственных факторов, способствовавших распространению пуританской культуры, ее под-держивали и укрепляли врачи. Медицина оказала здесь негативное влияние на отношение к сексу, и это дает о себе знать и сегодня. Многие врачи пугали смертями, и неизлечимыми болезнями, которые возникают в результате мастурбации, и из-за сексуального возбуждения.
Пуританское влияние распространилось и в Соединенных Штатах Америки. Библия регулировала все нормы и патологии, они интерпретировались так, чтобы подтвердить сексуальный ригоризм. Американские пуритане были более ригористичны, чем их собратья в Европе. Они создала драконовскую систему наказаний. Пуританские взгляды в Америке исповедовались и пиетизмом, но его последователи еще больше возражали против сексуального удовольствия. Пуритане и пиетисты создали общую система обычаев на западе США.
Ее влияние было заметнее всего в Англии, Северной Америке, Голландии и там, куда простиралась англо-саксонская экспансия.
Пуританская культура является крайним выражением христианства в вопросах тела и секса. Пуританская культура надолго задержала развитие сексуальной культуры, исследования тиражировали многочисленные стереотипы и ошибочные представления, оказывавшие влияние на целые поколения (онанистический комплекс, страх перед поллюциями, принудительное сексуальное воздержание, подавление и вытеснение сексуальных потребностей).

Читайте также: