Доклад об обороне финляндия

Обновлено: 02.07.2024

Правительство Финляндии считает, что на страну не направлена непосредственная военная угроза, однако ситуация на близлежащих территориях нестабильная и непредсказуемая.

В Финляндии был принят новый доклад (siirryt toiseen palveluun) о стратегии безопасности, подготовленный правительством для парламента. Предыдущий доклад (siirryt toiseen palveluun) был подготовлен в 2017 году. В России подобный документ называется военной доктриной.

Министр обороны Антти Кайкконен (Центр), представивший доклад на состоявшейся сегодня пресс-конференции, сделал основной акцент на информационной, космической и кибербезопасности. По его словам, значение этих сфер возросло за последние годы.

В докладе предлагается увеличить число сотрудников Оборонительных сил на 500 к концу этого десятилетия. Главной сферой их деятельности станет отражение гибридных угроз. При этом основой обороны Финляндии и в дальнейшем будет оставаться всеобщая воинская обязанность и обучение резервистов.

В документе отдельная глава посвящена обзору международного контекста, в котором Финляндии необходимо выстраивать свою оборонительную политику. В ней заключается, что ситуация на прилегающих к Финляндии и Европе территориях нестабильная и непредсказуемая. Вот что в тексте говорится о России:

На ситуацию с безопасностью влияют соревнование и рост напряженности между Россией, США и Китаем, которые пандемия только усилила. Конкуренция держав, неоднократные нарушения договоров о контроле за вооружениями и выход из этих договоров ослабляют основанную на правилах международную систему и осложняют предсказуемость на близлежащих территориях. Набор ядерного оружия расширяется. Возможна угроза снижения порога для применения ядерного оружия, мощность которого меньше обычных тактических ядерных вооружений.

Россия укрепляет свои позиции и стремится ослабить единение западных игроков. Целью России по-прежнему является модель безопасности в Европе, основанная на распределении сфер влияния. Одним из основных средств достижения целей у России остается применение военной силы, и нельзя исключать дальнейшее применение или угрозу применения.

Логика России в области безопасности отражает стремление к стратегической глубине и к общему поясу безопасности, который простирается от Арктики через черноморский регион до Средиземноморья. Северная Европа и Балтика – центральные части этой картины. Значение Арктики усиливалось в конкуренции держав по мере того, как Северный морской путь открывался для судоходства, а полезные ископаемые региона стало легче добывать. Рост напряженности в международной ситуации в одном регионе может быстро привести к усилению военных действий в других регионах.

Россия усилила ядерный шантаж и ужесточила ядерную риторику.

Россия поддерживает значительную боеспособность на ближайших к Финляндии территориях, а в последние годы укрепила свои военные силы в западных частях страны. Россия продолжила модернизацию парка вооружений и развитие принципов их работы с учетом опыта участия в последних операциях. Способность быстро принимать решения и высокий уровень боевой готовности позволяют России совершать неожиданные операции. Для достижения целей используются различные схемы вроде затяжных конфликтов. Россия продемонстрировала способность пользоваться всем широким арсеналом способов воздействия, из которых центральная роль до сих пор остается у военной силы. Россия незаконно присоединила к себе Крым и поддерживает начатый ею конфликт на востоке Украины. Весной 2021 года Россия сосредоточила в Крыму и у украинской границы значительную военную мощь. Действия России в Грузии, Украине и Сирии показывают, что порог к применению военной силы и давлению для достижения политических целей снижен.

Россия разместила на соседних с Финляндией территориях более продвинутые в техническом плане вооружения и более эффективные войска. Россия регулярно проводит совместные учения различных оборонных структур, и ее способность к быстрому и внезапному применению военной силы улучшилась. С помощью оружия большой дальности, например, крылатых ракет, Россия распространяет свое влияние далеко за пределы своих границ и может ограничить дееспособность других. Россия проводит учения и активно ведет действия за пределами своей территории, что может привести к росту напряженности. Кроме того, Россия усилила ядерный шантаж и ужесточила ядерную риторику.

В министерстве обороны утверждают, что непосредственной военной угрозы для Финляндии нет, но необходимо быть готовыми к применению военной силы или к попыткам влияния с ее помощью.


В Финляндии был принят новый доклад о стратегии безопасности, подготовленный правительством для парламента. Предыдущий доклад был подготовлен в 2017 году. В России подобный документ называется военной доктриной.

Министр обороны Антти Кайкконен (Центр), представивший доклад на состоявшейся сегодня пресс-конференции, сделал основной акцент на информационной, космической и кибербезопасности. По его словам, значение этих сфер возросло за последние годы.

В докладе предлагается увеличить число сотрудников Оборонительных сил на 500 к концу этого десятилетия. Главной сферой их деятельности станет отражение гибридных угроз. При этом основой обороны Финляндии и в дальнейшем будет оставаться всеобщая воинская обязанность и обучение резервистов.

В документе отдельная глава посвящена обзору международного контекста, в котором Финляндии необходимо выстраивать свою оборонительную политику. В ней заключается, что ситуация на прилегающих к Финляндии и Европе территориях нестабильная и непредсказуемая. Вот что в тексте говорится о России:

На ситуацию с безопасностью влияют соревнование и рост напряженности между Россией, США и Китаем, которые пандемия только усилила. Конкуренция держав, неоднократные нарушения договоров о контроле за вооружениями и выход из этих договоров ослабляют основанную на правилах международную систему и осложняют предсказуемость на близлежащих территориях. Набор ядерного оружия расширяется. Возможна угроза снижения порога для применения ядерного оружия, мощность которого меньше обычных тактических ядерных вооружений.

Россия укрепляет свои позиции и стремится ослабить единение западных игроков. Целью России по-прежнему является модель безопасности в Европе, основанная на распределении сфер влияния. Одним из основных средств достижения целей у России остается применение военной силы, и нельзя исключать дальнейшее применение или угрозу применения.

Логика России в области безопасности отражает стремление к стратегической глубине и к общему поясу безопасности, который простирается от Арктики через черноморский регион до Средиземноморья. Северная Европа и Балтика – центральные части этой картины. Значение Арктики усиливалось в конкуренции держав по мере того, как Северный морской путь открывался для судоходства, а полезные ископаемые региона стало легче добывать. Рост напряженности в международной ситуации в одном регионе может быстро привести к усилению военных действий в других регионах.

Россия усилила ядерный шантаж и ужесточила ядерную риторику.

Россия поддерживает значительную боеспособность на ближайших к Финляндии территориях, а в последние годы укрепила свои военные силы в западных частях страны. Россия продолжила модернизацию парка вооружений и развитие принципов их работы с учетом опыта участия в последних операциях. Способность быстро принимать решения и высокий уровень боевой готовности позволяют России совершать неожиданные операции. Для достижения целей используются различные схемы вроде затяжных конфликтов. Россия продемонстрировала способность пользоваться всем широким арсеналом способов воздействия, из которых центральная роль до сих пор остается у военной силы. Россия незаконно присоединила к себе Крым и поддерживает начатый ею конфликт на востоке Украины. Весной 2021 года Россия сосредоточила в Крыму и у украинской границы значительную военную мощь. Действия России в Грузии, Украине и Сирии показывают, что порог к применению военной силы и давлению для достижения политических целей снижен.

Россия разместила на соседних с Финляндией территориях более продвинутые в техническом плане вооружения и более эффективные войска. Россия регулярно проводит совместные учения различных оборонных структур, и ее способность к быстрому и внезапному применению военной силы улучшилась. С помощью оружия большой дальности, например, крылатых ракет, Россия распространяет свое влияние далеко за пределы своих границ и может ограничить дееспособность других. Россия проводит учения и активно ведет действия за пределами своей территории, что может привести к росту напряженности. Кроме того, Россия усилила ядерный шантаж и ужесточила ядерную риторику.

В министерстве обороны утверждают, что непосредственной военной угрозы для Финляндии нет, но необходимо быть готовыми к применению военной силы или к попыткам влияния с ее помощью.


Политика неприсоединения и нейтралитета долгое время не побуждали Финляндию к наращиванию военной мощи. А обстановка времён холодной войны хоть и была постоянно напряжённой, но приносила элемент предсказуемости и даже стабильности — было чётко определено, какие военные альянсы существуют и кто их участники. С выстраиванием новых отношений между РФ и Финляндией исчезли требования о признании стратегических интересов СССР. Финляндия фактически обрела полную свободу действий на мировой арене, но предпочла старые традиции нейтралитета. Естественно, перемены нашли отклик в финляндских Силах обороны. Вопрос разработки, закупки и комплектации армии вооружением и военной техникой тесно связан и с военной стратегией государства, ведь облик вооружённых сил будет зависеть от характера поставленных задач. Финляндия направила свою стратегию в русло общеевропейской обороны, а также принимает участие в зарубежных военных операциях (если они санкционированы ООН).

Современная ситуация в вооружённых силах Финляндии показывает нам приоритет военно-морских сил и сухопутных сил, так как финская концепция территориальной обороны предполагает, что в случае военного конфликта войска должны быть расположены абсолютно на всей территории страны без явного дисбаланса и перевеса в пользу одного из возможных фронтов. Проблема оснащения сухопутных войск активно решается не только финскими усилиями, но и усилиями иностранных компаний, а в большей степени — объединёнными фирмами, в которые входят, прежде всего, скандинавские соседи Финляндии. В Стратегии безопасности до 2025 года говорится об асимметричном характере будущих войн и необходимости высокой мобильности и совместных операций, о сетецентричности и создании единой информационной системы в любой горячей точке мира, но такие задачи Финляндия не будет выполнять в одиночку. Расходы на оборону на протяжении 10 лет составляет около полутора процентов ВВП страны и 5,5% расходной части финского бюджета. Модернизация иностранной техники для сухопутных войск и задачи по обновлению авиапарка и судов ВМС нашли отражение в военных расходах — 28,5% пойдёт на закупку техники.

Политика Финляндской Республики в области разработки и закупки вооружений и военной техники демонстрирует удачный пример международной кооперации, интернационализации и открытости производства оборонной продукции. Отдельный упор сделан на сотрудничество в регионе Балтийского моря — это касается и производства вооружений, и его продажи — основные покупатели финского оружия находятся именно здесь. Финские копии советского стрелкового оружия были значительно облегчены и немного уменьшены в размерах, чтобы отвечать характеру войск быстрого реагирования. В новом веке Финляндия не интегрируется в евроатлантические структуры, но посвящает себя общеевропейскому и мировому гуманитарному делу, что отразилось на разработке вооружений и военной техники, подходящей для таких задач. Интернационализация и диверсификация производства не позволяют поставить Финляндию в положение абсолютно зависимого игрока — даже американские самолёты на службе у финских ВВС имеют свои особенности, хотя и нет самостоятельного производства. Международная научно-техническая кооперация остаётся надёжным источником новых технологий — уравниваются стандарты оружия, техники и тактики их применения. А сохранение всеобщей обороны, воинской обязанности и почти миллионный резерв позволяют Финляндии не испытывать дефицита безопасности на фоне нынешней слабости ЕС.

Политика неприсоединения и нейтралитета долгое время не побуждали Финляндию к наращиванию военной мощи. А обстановка времён холодной войны хоть и была постоянно напряжённой, но приносила элемент предсказуемости и даже стабильности — было чётко определено, какие военные альянсы существуют и кто их участники. С выстраиванием новых отношений между РФ и Финляндией исчезли требования о признании стратегических интересов СССР. Финляндия фактически обрела полную свободу действий на мировой арене, но предпочла старые традиции нейтралитета. Естественно, перемены нашли отклик в финляндских Силах обороны. Вопрос разработки, закупки и комплектации армии вооружением и военной техникой тесно связан и с военной стратегией государства, ведь облик вооружённых сил будет зависеть от характера поставленных задач. Финляндия направила свою стратегию в русло общеевропейской обороны, а также принимает участие в зарубежных военных операциях (если они санкционированы ООН).

Новое место в новом мире


После 1991 года Финляндская Республика оказалась довольно в сложном политическом и экономическом положении. Прежние связи с СССР разрушены, построение новых отношений с Российской Федерацией только началось, внутри страны резко выросла безработица. Тогда же Финляндия в одностороннем порядке перестаёт выполнять ряд своих обязательств по запрету на обладание рядом видов вооружений — подводными лодками, некоторыми видами торпед, морскими минами, штурмовыми судами и бомбардировщиками; единственный сохранившийся запрет касался ядерного оружия. В то время финский президент М. Койвисто заявлял, что в новом соглашении двух стран должны быть искоренены любые обязательства военного характера. В январе 1992 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений — каких-либо военных обязательств, аналогичных прежнему Договору, в нём не содержалось.

Стратегия производства оборонной промышленности

В сфере оборонной промышленности в 2007 г. была разработана специальная Промышленная стратегия в области обороны и безопасности; тогда же вышел в свет аналогичный доклад рабочей группы, созданной под эгидой министерства обороны. Основные направления обоих документов следующие:

  • оборонная промышленность должна быть привлекательной для инвесторов и стать интернациональной (концентрировать в себе одновременно как свои, так и технологии и производство из других стран, иметь общие с другими государствами производственные мощности);
  • оборонная промышленность должна быть конкурентоспособной, так как в будущем оборонные компании не смогут продержаться только на внутренних заказах;
  • оборонная промышленность должна быть наукоёмкой, поскольку малые страны смогут выжить на рынке только благодаря сложной продукции с большим вкладом в НИОКР и производством технологических новинок (что требует повышенной квалификации личного состава вооружённых сил);
  • совместимость с политикой безопасности ЕС и НАТО;
  • конкуренция между оборонными бюджетами стран-членов ЕС и США поощряет европейские государства объединять свои усилия в разработке вооружений.
  • способность к повышению боеготовности и совершенствование потенциала вооружённых сил посредством сотрудничества с другими государствами;
  • вооружённые силы охватывают все регионы страны, что достигается сохранением всеобщей воинской обязанности;
  • безопасность носит всеобъемлющий характер, а это требует сотрудничества вооружённых сил, всех уровней государственной власти, бизнес-структур и граждан;
  • Финляндия должна постоянно быть готова к чрезвычайным ситуациям, включая полномасштабное вторжение в страну;
  • безопасность снабжения основывается на сотрудничестве государства и частных организаций — страна находится на периферии Европы, вдали от густонаселённых районов и зависит от морских поставок (в условиях полномасштабного кризиса поставки необходимых ресурсов будут под угрозой);
  • развитие международных военно-промышленных связей позволяет приобрести стране новые технологии и ноу-хау, что требует постоянного повышения квалификации и расходов на НИОКР (отдельно выделяются инструменты разведки, информационно-коммуникационные технологии, материаловедение, технологии обработки данных);
  • в целях повышения безопасности Финляндия должна активно сотрудничать с другими странами; приоритет отдаётся ЕС, НАТО и Северной Европе.


На протяжении многих лет Финляндия поощряет военно-промышленную кооперацию с западными странами. И с них же берёт пример, встав на путь сокращения численности вооружённых сил и повышения квалификации личного состава. Такая синхронизация взглядов на оборону и сотрудничество со своими европейскими соседями отвечает интересам страны. Финляндия не ставит своей целью единоличное участие в военных конфликтах — сосредоточение ресурсов, промышленности и географическое положение просто не позволят ей это сделать. Финны понимают ограниченность своих финансовых ресурсов и не могут позволить производство всех необходимых вооружений. Они продвигают международное научно-техническое сотрудничество, инновации и инвестиции, чтобы развивать технологии у себя и не зависеть от импорта, не покупая всё готовое. Примечательно, что корни теорий экономики знаний и инновационных систем прорастают как раз из малых и средних стран, которые обделены ресурсами и исчерпали возможности индустриального развития. Не играет на руку и внутренняя география — основная часть населения сосредоточена на западном и южном побережье, огромные территории центра и севера малонаселены, а значит — уязвимы. Прежней предсказуемой атмосферы холодной войны нет, а угрозы только выросли. Ситуацию спасает широкий резерв, территориальная оборона и всеобщая воинская обязанность. Хельсинки нужны силы быстрого реагирования и повышенной мобильности, поэтому упор делается на сухопутные силы — их сейчас финансируют больше всего. Конечно, страна продолжает традиции нейтралитета, декларирует неприсоединение и опору на собственные силы, но участвовать в военных учениях и консультироваться она предпочитает с НАТО, который предоставил Хельсинки особый расширенный формат.

Кто что производит

Patria — государственная финская компания, занимающаяся разработкой амуниции, боевой колёсной техники, миномётных систем, систем управления и контроля, БПЛА, а также запчастями и обслуживанием вертолётной техники и самолётов (включая гражданские). Отделения компании присутствуют как в самой Финляндии, так и в Швеции, Норвегии, ФРГ, Чехии и Польше. Основной продукцией фирмы являются бронетранспортёры серии XA, которые широко используются в вооружённых силах стран Северной Европы и Прибалтики. Также эта компания (совместно со Швецией) разработала двуствольную 120-мм миномётную башню AMOS (есть также и её одноствольный аналог NEMO), которую можно размещать как на боевых бронированных машинах, так и на боевых суднах. Помимо этого, фирма предоставляет услуги обслуживания лётной техники и подготовки пилотов.

Sisu Auto — данное предприятие занимается автомобилестроением, преимущественно в гражданской сфере. Однако компания принимала участие в совместной с Patria разработке бронемашин серии XA. Самостоятельно фирма предоставляет вооружённым силам лёгкие и средние грузовики (для транспортировки личного состава), а также тягачи. Продукция Sisu Auto обрела популярность в прибалтийских республиках.

Metso Oyj – финский машиностроительный концерн, созданный в 1999 г. на базе Valmet Oy (Valtion Metallitehtaat — государственная металлообработка). История компании включает в себя производство учебно-тренировочных самолётов, судостроение (сейчас верфи принадлежат Meyer Turku Oy), изготовление частей для Airbus, производство машин на гусеничном ходу.

Что стоит на вооружении

Политика Финляндской Республики в области разработки и закупки вооружений и военной техники демонстрирует удачный пример международной кооперации, интернационализации и открытости производства оборонной продукции.

Не всё вооружение у Финляндии собственного производства — авиапарк и крупная боевая техника закупаются заграницей.

Военно-воздушные силы. ВВС полностью укомплектованы иностранной техникой, за исключением тренировочных самолётов. После окончания холодной войны и снятия ряда ограничений Финляндия обратилась к западным рынкам. На вооружении стоят 55 истребителей F/A-18 Hornet американского производства, однако их оснащение преимущественно финского производства (электроника и системы управления). Всё это оснащение происходит в период реформы ВВС — создания единого центра авиационных операций, чтобы улучшить разведывательные функции ВВС. Транспортные самолёты представлены американским и испанским парком. К 2030 году срок службы F/A-18 Hornet подойдёт к концу и уже сейчас Финляндия ищет замену истребителям, но окончательное решение до сих пор не принято.

Военно-морские силы. Абсолютное большинство кораблей — финского производства. На вооружении стоит 8 ракетных катеров и большое количество минных тральщиков. Акцент делается на обеспечении безопасности транспортных путей, проливов, береговой обороне и разведке. Мирный договор 1947 года сохраняет ряд ограничений на морские силы — запрещены подводные лодки, торпедные катера и специализированные типы штурмовых судов. Но, несмотря на отсутствие таковых, страна ещё в 1990 г. в одностороннем порядке признала ограничительные меры недействительными и неоправданными.

Кооперация, интернационализация и открытость


Современная ситуация в вооружённых силах Финляндии показывает нам приоритет военно-морских сил и сухопутных сил, так как финская концепция территориальной обороны предполагает, что в случае военного конфликта войска должны быть расположены абсолютно на всей территории страны без явного дисбаланса и перевеса в пользу одного из возможных фронтов. Проблема оснащения сухопутных войск активно решается не только финскими усилиями, то и усилиями иностранных компаний, а в большей степени — объединёнными фирмами, в которые входят, прежде всего, скандинавские соседи Финляндии. В Стратегии безопасности до 2025 года говорится об асимметричном характере будущих войн и необходимости высокой мобильности и совместных операций, о сетецентричности и создании единой информационной системы в любой горячей точке мира, но такие задачи Финляндия не будет выполнять в одиночку. Расходы на оборону на протяжении 10 лет составляют около полутора процентов ВВП страны и 5,5% расходной части финского бюджета. Модернизация иностранной техники для сухопутных войск и задачи по обновлению авиапарка и судов ВМС нашли отражение в военных расходах — 28,5% пойдёт на закупку техники.

Политика Финляндской Республики в области разработки и закупки вооружений и военной техники демонстрирует удачный пример международной кооперации, интернационализации и открытости производства оборонной продукции. Отдельный упор сделан на сотрудничество в регионе Балтийского моря — это касается и производства вооружений, и его продажи — основные покупатели финского оружия находятся именно здесь. Финские копии советского стрелкового оружия были значительно облегчены и немного уменьшены в размерах, чтобы отвечать характеру войск быстрого реагирования. В новом веке Финляндия не интегрируется в евроатлантические структуры, но посвящает себя общеевропейскому и мировому гуманитарному делу, что отразилось на разработке вооружений и военной техники, подходящей для таких задач. Интернационализация и диверсификация производства не позволяют поставить Финляндию в положение абсолютно зависимого игрока — даже американские самолёты на службе у финских ВВС имеют свои особенности, хотя и нет самостоятельного производства. Международная научно-техническая кооперация остаётся надёжным источником новых технологий — уравниваются стандарты оружия, техники и тактики их применения. А сохранение всеобщей обороны, воинской обязанности и почти миллионный резерв позволяют Финляндии не испытывать дефицита безопасности на фоне нынешней слабости ЕС.


Финляндия уделяет большое внимание вопросам национальной безопасности. Несмотря на ограниченные размеры и возможности вооруженных сил, принимаются заметные меры по обеспечению обороноспособности и поддержанию мира. Для этого проводится оригинальная и интересная политика, предусматривающая отстаивание своих интересов разными методами, как самостоятельно, так и в рамках международного сотрудничества.

Оборонная доктрина

Ввиду ограниченных ресурсов Финляндия на случай войны полагается не только на Силы обороны. Обеспечение безопасности строится на концепции т.н. тотальной обороны. Это означает, что все министерства и ведомства имеют планы на случай чрезвычайных ситуаций или вооруженных конфликтов. Каждая организация получает те или иные полномочия для мирного времени и для войны. Экстренные меры вводятся в действие особым законом – при необходимости его вносит президент и одобряет парламент.

Ключевыми положениями оборонной доктрины являются принципиальный отказ от участия в каких-либо военных или политических альянсах, организация исключительно собственной обороны, а также обеспечение гибкого реагирования на широкий круг угроз. Основными угрозами безопасности называют различное давление со стороны третьих стран, включая шантаж военной силой, открытое нападение и региональные конфликты, потенциально затрагивающие Финляндию.


В мирное время Силы обороны осуществляют призыв новобранцев и проводят их подготовку, а также ведут оборонное строительство. В случае начала конфликта они должны собирать резервистов и производить развертывание территориальной обороны. Главной задачей армии является удержание противника вблизи границ и защита ключевых областей страны. Для этого предлагается использовать тактики и стратегии, оптимизированные для характерных географических и природных условий.

В составе Сил обороны имеются сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы, различные спецподразделения и также пограничная охрана. В ходе конфликта они должны действовать совместно для противодействия противнику в своих средах. Гражданские структуры и ведомства должны обеспечивать работу армии всеми доступными средствами.

Международное сотрудничество

Отказ от участия в военных альянсах не исключает сотрудничества с другими странами. Более того, в некоторых сферах подобное сотрудничество приобретает весьма примечательные масштабы. Такое взаимодействие имеет место в сфере миротворческих операций и в программах совместного обеспечения безопасности.


Силы обороны в лице разных родов войск или отдельных формирований регулярно участвуют в международных учениях. По очевидным причинам, чаще всего в таких мероприятиях отрабатывается совместная работа с армиями стран НАТО. Маневры проходят на финских и иностранных сухопутных и морских полигонах.

За пределами НАТО

Финляндия имеет весьма интересные отношения с Североатлантическим альянсом. Высшее военное и политическое руководство страны десятилетиями придерживается политики нейтралитета и отрицает возможность вступления в НАТО. При этом некоторые политические силы, в т.ч. бывшие руководители государства высказывают мнение о необходимости присоединения к Альянсу.

Оборона Финляндии: всё ради национальной безопасности

В пользу вступления в НАТО приводятся аргументы об упрощении взаимодействия с другими странами и повышении общего уровня безопасности. Этим плюсам противопоставляют принципиальную позицию военно-политической независимости. Кроме того, вступление в Альянс может рассорить Хельсинки с Москвой, а финское руководство не спешит портить отношения с ближайшим соседом.

Впрочем, отказ от вступления не исключает другие варианты взаимодействия с НАТО и отдельными его странами. Так, Силы обороны построены, вооружены и оснащены по стандартам Североатлантического альянса. Имеется большой опыт взаимодействия с натовскими армиями – по их методикам и стратегиям.

Объединенные экспедиционные силы

Особый интерес в этом контексте представляет участие Сил обороны в т.н. Объединенных экспедиционных силах (UK Joint Expeditionary Force или JEF), формировавшихся по инициативе НАТО с 2014 г. При возникновении кризисных ситуаций или начале открытого конфликта девять стран-участниц JEF во главе с Великобританией могут создавать единую армейскую группировку и решать задачи восстановления мира.


JEF начали работу всего несколько лет назад, и пока их ограничиваются только организационными вопросами и проведением совместных учений. Финские подразделения вместе с формированиями других стран отрабатывают ведение боев на суше и на море. Также имели место учения с другими странами НАТО, не входящими в JEF.

Соседство и союзничество


Из-за своего географического положения Финляндия представляет большой интерес для НАТО. Полноценный доступ к ее территории и базам даст альянсу значительные преимущества в рамках актуальных стратегий борьбы с Россией. Пока Финляндия остается союзником, но не членом организации, подобные выгоды получить не удастся. В результате не первый год продолжаются внешние и внутренние попытки втянуть Финляндию в НАТО – пока безуспешные.

Участие в JEF можно рассматривать как попытку избавиться от подобных проблем. Объединенные экспедиционные силы являются лишь временным союзом, работающим по необходимости. Какие-либо политические или военные обязательства по типу имеющихся в НАТО отсутствуют. Соответственно, участие в JEF позволяет Финляндии рассчитывать на помощь дружественных государств – как минимум, в деле сдерживания вероятных противников.


Собственный курс

Как видим, Финляндия имеет свою собственную оборонную доктрину, направленную исключительно на обеспечение национальной безопасности, однако не исключающую военное и политическое сотрудничество. Географическое положение приводит к особым рискам, связанным как с возможным нападением, так и с особой политикой союзников. В то же время ограниченные возможности и вооруженные силы не позволяют претендовать даже на региональное лидерство.

Финляндия стремится сохранять ровные отношения со всеми странами своего региона и потому не торопится отвечать на приглашения НАТО, хотя и присоединилась к новому договору о JEF. При всем этом строительство обороны осуществляется самостоятельно, но с применением иностранных наработок и изделий.

Читайте также: