Доклад патриарха на епархиальном собрании 2020

Обновлено: 04.07.2024

34653231.jpg

22 декабря 2021 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылось Епархиальное собрание города Москвы. В этом году из-за продолжающейся пандемии коронавируса собрание проходит в гибридном формате: очно в зале присутствуют Патриаршие викарии, Преосвященные архиереи, пребывающие на покое, члены Епархиального совета, благочинные, руководители епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального суда г. Москвы, настоятели приходов и Патриарших подворий, а также наместники и игумении ставропигиальных монастырей. Остальные московские клирики, а также все желающие могут услышать доклад Святейшего Патриарха онлайн.

✅ Год был непростым, много испытаний выпало на Церковь и народ. Пандемия изменила течение жизни, нарушила планы многих. Изменила многое в общественной жизни, эти негативные изменения отразились и на церковной жизни. Но несмотря на сложные обстоятельства совершалась Божественная служба, пастыри несли свои ответственное служения.

✅ Велась образовательная и социальная работа в приходах – все то, что влияет на жизнь москвичей.

✅ Святейший Владыка особо подчеркнул, как он рад видеть всех сегодня лицом к лицу, так, как это было многие годы. Он выразил надежду, что опыт Епархиального собрания 2020 года, которое из-за пандемии пришлось провести в онлайн-режиме, не повторится.

✅ Святейший Патриарх считает совершенно немыслимым, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа.

✅ Патриархом оглашена актуальная статистика по Московской епархии:

На 1 декабря 2021 года в Москве насчитывается 1218 храмов и часовен, то есть на 14 больше, чем годом ранее.

Число храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось с 537 до 541.

По программе строительства новых храмов за одиннадцать лет возведены и уже действуют 78 храмов. В трех храмах завершены общестроительные работы. Строятся 38 храмов. Таким образом, уже построены или находятся на разных этапах строительства 119 (более 65%) из 200 запланированных храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 20 храмов.

В клире Москвы 33 архиерея, 1395 священников и 413 диаконов – всего 1841 клирик, то есть на 24 священнослужителя больше, чем год назад.

В этом году Патриарх совершил 6 пресвитерских и 3 диаконских хиротонии.

Под Патриаршим управлением действуют 36 ставропигиальных обителей, в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1059 насельниками и 1014 насельницами (включая послушников и послушниц).

✅ За истекший год скончался 61 московский клирик, а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. В 2020 году скончались 91 клирик, насельник и насельница. В 2019 году умерших было 33.

✅ Всего сегодня в Русской Православной Церкви 389 архиереев и 319 епархий.

✅ Патриарх сообщил, что летом и осенью 2021 года в 22 приходах было проведено исследование. Оно охватывало храмы с разными характеристиками: центральные, а также из густонаселенных окраинных районов, храмы с большой и малой площадью. Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в 2020 году в среднем на 30%, осталось в 2021 году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число и еще уменьшилось.

Святейший Владыка связывает данное обстоятельство с выросшей смертностью, с опасениями людей за здоровье, а также с необходимостью соблюдения санитарной дистанции в храмах, с установленными ограничениями по передвижениям людей старшего возраста.

Кроме того, многие семьи переехали из Москвы в пригород и в другие регионы на постоянное место жительства.

✅ С конца 2020 года в Москве действуют особые указания относительно порядка рассмотрения прошений священнослужителей об их принятии в столичный клир. Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что в настоящее время уточнено и дополнено положение о подготовке ставленников, регламентирована деятельность экзаменационной комиссии. Кроме того, он напомнил, что в 2021 году Священным Синодом был утвержден новый порядок распределения выпускников духовных школ московского региона.

✅ Высокие требования относятся не только к кандидатам в клир, но и к действующим священнослужителям. Одна из важных профессиональных компетенций духовенства – его образовательный уровень.

В 2020 году на базе Перервинской духовной семинарии возобновились курсы повышения квалификации клириков Москвы. Прошедший год стал десятым годом работы курсов. С этого момента на курсах прошли подготовку пять групп клириков, занимавшиеся по 12 предметам. Всего за данный период повысили свою квалификацию 190 священнослужителей Московской епархии.

— О распространении просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные);

— О раздаче текстов праздничных канонов или полных праздничных служб с параллельным переводом на русский язык;

— Об использовании аудиооборудования в храмах;

— О необходимости обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов клириками и чтецами;

— О внятном и благозвучном пении церковных хоров.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о мирянах и их жизни в Церкви:

✅ Не следует и неоправданно затягивать богослужение, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда, и в праздники, и в будни следует совершать благоговейно. Ничто не должно помрачать его красоту.

✅ Второй ключевой темой своего доклада Святейший Патриарх Кирилл избрал пастырской заботе о детях, вступивших в пору взросления.

Церковь обращает внимание на эту тему, поскольку подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни молодого человека.

В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие — он переходит от детской модели поведения ко взрослой.

Святейший Владыка отметил, что далеко не все подростки концентрируют свое внимание на теме телесного взросления и взаимоотношений с противоположным полом. Не менее важными являются острые и, подчас кажущиеся молодым людям неразрешимыми, вопросы справедливости, взаимоотношений со сверстниками, обретения самостоятельности от родителей, учебы, выбора будущей профессии или рода занятий, даже финансовые проблемы.

Упомянутые обстоятельства оказывают существенное влияние на все стороны жизни подростка, в том числе и на его отношение к Церкви.

Отдельное внимание важно уделять личному примеру, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших.

Что может быть интересно подростку? Например, социальные проекты:

– кормление бездомных в составе взрослых групп милосердия,

– посещение больниц, домов престарелых, интернатов и других мест, где молодой человек сможет проявить свое деятельное участие в жизни других, любовь и заботу о них.

При этом он считает важным избегать политизации таких акций и направлять внимание и усилия молодежи именно на заботу об окружающей среде. В Церкви эти экологические активности не должны становиться политическими тусовками, как это бывает в светском обществе.

✅ Завершая доклад, Святейший Патриарх Кирилл напутствовал паству:

«Мы совершенно точно знаем, что именно каждый из нас может и должен делать. У каждого из нас есть то, что остается неизменным и непреложным в любых условиях: это наше служение.

Для монашествующих в монастырях – это усиленная личная молитва и – весьма желательно – ежедневное участие в богослужении и совершение добрых дел.

Для диаконов – это благоговейное призывание людей на общую молитву, забота об алтаре Господнем и помощь настоятелю в трудах по организации приходской жизни.

А для всех нас, дорогие архипастыри и пастыри – это то, что так прекрасно и исчерпывающе сформулировано в молитве на пресвитерскую хиротонию, которая когда-то была прочтена над нами.

А именно: что бы ни происходило в мире, мы должны с неизменной ревностью предстоять жертвеннику Великого Бога, возвещать Евангелие Царствия Его, священнодействовать слово истины Его, приносить Ему дары и жертвы духовные, обновлять людей Божиих через купель пакирождения.

Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы


Размышляя над нынешней ситуацией, над тем, как страна и Церковь длительное время живут в условиях разного рода ограничений, мы понимаем, что до конца привыкнуть к жизни в режиме чрезвычайных обстоятельств невозможно. Поэтому мы, конечно, продолжаем надеяться на то, что в ближней или в средней перспективе большинство ограничений будет снято. Да, профилактические меры всё еще применяются, в том числе в храмах. Вполне понимаю, что некоторые из них могут быть неприятны — как, например, длительное ношение масок. Призываю всех еще потерпеть ради сохранения возможности участия всех нас в богослужении и в первую очередь в Божественной Евхаристии — самом ценном даре Господа Своей Церкви. Упомянутые меры являются временными, и я надеюсь, что в обозримом будущем мы сможем от них отказаться, тем более что к настоящему времени как специалисты, так и рядовые граждане уже хорошо информированы о способах передачи и последствиях коронавирусной инфекции и о разумных и достаточных мерах предосторожности. Накоплен значительный опыт лечения заболевших. Очевидно, что благодаря этому ограничения, введенные осенью этого года государственной властью, были намного более гибкими, чем это было в самом начале эпидемии, — и это несмотря на то, что число выявленных заражений было гораздо выше в последние месяцы, чем весной 2020 года. Гибкий подход к определению необходимых профилактических мер будет применяться и нами в наших внутренних решениях по этому поводу.

Сегодня еще раз хочу поблагодарить всех клириков, монастырских и приходских тружеников, несущих свое служение в нынешних непростых условиях. Отдельную благодарность выражаю духовенству, трудящемуся там, где ведется небезопасная борьба за жизнь заболевших, там, где люди лишены возможности находить утешение в общении с родными и близкими — в так называемых больничных красных зонах. Да вознаградит Господь и врачей, медицинских работников и добровольцев за их самоотверженный труд.

Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей.

При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.

С темой вакцинации в настоящее время тесно связан вопрос о присвоении гражданам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, о состоянии здоровья — так называемом иммунном статусе с использованием QR-кодов. Оставляя за скобками весьма важные темы сохранения медицинской тайны, а также высокого риска утечек данных, следует отметить, что проблема представляется куда более широкой. И мы видим, что она тревожит огромное число людей.

Пользуясь случаем, с удовлетворением отмечу, что по итогам первого чтения на прошлой неделе законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, выдаваемых в связи с вакцинацией от коронавирусной инфекции, было предложено исключение для посещения храмов (наряду с другими жизненно необходимыми для людей местами). Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа.

Но, как я уже сказал, вопрос носит намного более широкий характер. Мне уже довелось говорить на тему рисков цифровизации с высокой трибуны Государственной Думы Российской Федерации в ходе парламентских чтений в мае нынешнего года. Мы твердо надеемся, что государственная власть, в первую очередь ее законодательные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие все нарастающей цифровизации. Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из общественного консенсуса и контролироваться обществом.

О поддержании высокого уровня пастырского служения столичных священнослужителей

Прежде чем поделиться своими размышлениями на эту тему, хотел бы рассказать о настораживающих результатах исследования, которое мы провели летом и осенью этого года в 22 приходах с разными характеристиками: это — центральные храмы и храмы из густонаселенных окраинных районов, храмы с большой и малой площадью. Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в 2020 году в среднем на 30%, осталось в 2021 году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число и еще уменьшилось.

У этого явления есть разные причины, в числе которых — и выросшая, к сожалению, смертность, и опасения за здоровье, и соблюдение санитарной дистанции, и переезд целых семей из Москвы в пригород, и известные всем ограничения для людей старшего возраста, и, как ни прискорбно, утрата доброго навыка ходить на богослужения.

В связи с этим мы должны в полной мере осознать, что такая ситуация накладывает на каждого из нас тем большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм. В упомянутых условиях пастыри призваны быть особенно внимательны к себе и своему облику, должны опасаться оттолкнуть брата или сестру во Христе равнодушием, надменностью и невнимательным отношением к порученному делу и к приходящим в церковное собрание людям.

Священник призван соблюдать присущее сану достоинство как в храме и в быту, так и в Интернете, должен быть в буквальном смысле слова безупречным — образцом для верных в слове, в образе жизни, в вере, в чистоте (ср. 1 Тим. 4:12).

Столичные клирики находятся на особом положении, и мне хорошо известно, что подавляющее большинство из вас, дорогие отцы, с честью и достоинством трудятся в винограднике Христовом. Содержательные, тщательно подготовленные проповеди, качество которых существенно возросло за последние годы, готовность приумножать свои знания, благоговейное совершение богослужений, стремление делать все для облегчения понимания службы Божией людьми — все это должно быть характерными чертами московского священнослужителя. Во-первых, Первопрестольный град уже в силу своего столичного статуса должен быть образцом устроения церковной жизни в епархиях. Во-вторых, стремительные изменения уклада жизни современного общества в Москве происходят опережающими темпами, и с вызовами, перед лицом которых сегодня стоят московские клирики, через какое-то времени встретятся служители Церкви в других регионах. В числе таких вызовов — присутствие в нашем городе большого количества иностранных граждан, так называемых гастарбайтеров, в большинстве своем выросших в рамках иной религии и иной культуры.

В связи с этими и иными обстоятельствами, связанными с пастырским служением в Москве, к вступающим в клир Первопрестольного града предъявляются высокие требования. В конце прошлого года мною по представлению епархиального совета были утверждены указания относительно порядка рассмотрения прошений священнослужителей об их принятии в столичный клир, уточнено и дополнено положение о подготовке ставленников, регламентирована очень важная и ответственная деятельность экзаменационной комиссии. Не так давно Священным Синодом был утвержден новый порядок распределения выпускников духовных школ московского региона.

Все это делается для того, чтобы, во-первых, перемещение клириков в Москву совершалось только в случае действительно серьезной необходимости и не обескровливало церковную жизнь в иных епархиях, где люди так же, как и в Москве, нуждаются в пастырском окормлении, а во-вторых — затем, чтобы принимаемые в братство столичного духовенства клирики были достойны своих собратьев, имели высокий образовательный и культурный уровень, содействовали развитию, а не умножению проблем церковной жизни Москвы.

Очевидно, что высокие требования относятся не только к кандидатам в клир, но и к действующим священнослужителям. Особенно это касается образовательного уровня духовенства.

Повышение квалификации священнослужителей — дело, не имеющее аналогий не только в истории Русской Церкви, но и в истории всей семьи Поместных Православных Церквей. Убежден в том, что потребность в открытии таких курсов во всех епархиях, где это возможно, давно назрела. Пастырь и по смыслу самого слова, и по внутреннему наполнению своего служения есть тот, кто шествует сам и ведет за собой народ Божий к Господу Иисусу. Безусловно, лучшим способом такого христианского церковного лидерства является личное благочестие и стремление к осуществлению идеалов Евангелия в своей жизни. Но поскольку все мы находимся только на пути к этому, то и уровень образованности, компетентности, способности отвечать на вызовы времени каждого конкретного священнослужителя является чрезвычайно важным во всякую эпоху и в наше непростое время в особенности. Знания, полученные когда-то в духовных учебных заведениях, у некоторых священнослужителей и ранее не всегда отличались достаточно высоким уровнем. Я могу вполне обоснованно судить об этом на основании регулярных докладов Учебного комитета. У других же клириков за текущими хозяйственными и административными заботами некогда полученные знания и навыки могли подзабыться за годы, прошедшие после получения образования. Кроме того, буквально каждый год нашей жизни привносит прежде невиданные вызовы, о которых и помыслить не могли преподаватели и студенты духовных школ десять-пятнадцать лет назад. А ведь очень многие из этих вызовов требуют современного пастырского ответа!

Каждый клирик города Москвы должен знать, что постоянная работа над самообразованием, вдумчивое чтение, размышление над Священным Писанием и святоотеческим наследием, сознательное и деятельное участие в процессе переподготовки и повышения квалификации, который будет осуществляться в различных формах, — это часть его обязанностей. Уверяю вас: прилежное отношение к качеству своих знаний, сочетаемое с ревностным служением, будет замечено Священноначалием. Мне известно, что большинство священнослужителей охотно идут на курсы повышения квалификации, с достаточным успехом осваивают предлагаемые там дисциплины, живо участвуют в семинарах и практических занятиях.

Возвращаясь к теме заботы о приходящих в храмы людях и пастырскому вниманию к ним, призываю вас, Преосвященные владыки и дорогие отцы, освежить в своей памяти все те практические рекомендации, которые мы с вами подробно обсуждали на прошлых епархиальных собраниях и которые становятся сегодня еще более актуальными. Речь, в частности, идет об организации дежурств катехизаторов-консультантов в храмах, распространения просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные), относительно раздачи текстов праздничных канонов или полных праздничных служб с параллельным переводом на русский язык, об использовании аудиооборудования в храмах, о необходимости обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов клириками и чтецами, о внятном и благозвучном пении церковных хоров.

Следует заботиться и о том, чтобы приходское расписание было удобным для молящихся. Наша традиция предусматривает участие мирян в богослужениях суточного круга накануне причащения Святых Христовых Таин, но не всегда занятый на работе человек имеет возможность присутствовать в храме и вечером, и утром, особенно в будни. Если некто был занят на своей работе или был обременен неотменимыми семейными попечениями, а не предпочел посещению вечернего богослужения развлечения, то это не может стать препятствием для причащения Святых Христовых Таин. Не вижу ничего худого в том, чтобы, например, там, где это сочтет полезным настоятель, в седмичные дни Литургия предварялась совершением утрени, как это делается в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля и в ряде приходских храмов Москвы. Не следует и неоправданно затягивать богослужение, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда, и в праздники, и в будни, следует совершать благоговейно. Ничто не должно помрачать его красоту.

Будем всегда помнить о нашей ответственности за всех приходящих в храмы и монастыри, чтобы помолиться, получить утешение, оторваться от ежедневных будничных забот и посвятить свое время общению с Господом и Спасителем.

О пастырской работе с подростками

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни молодого человека. В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие — он переходит от детской модели поведения ко взрослой. Порой приходится встречаться с мнением, в том числе среди пастырей, что именно вопросы взросления в телесном смысле и взаимоотношения с противоположным полом занимают центральное место в так называемом подростковом кризисе. Между тем, не менее важными являются острые и, подчас кажущиеся молодым людям неразрешимыми, вопросы справедливости, взаимоотношений со сверстниками, обретения самостоятельности от родителей, учебы, выбора будущей профессии или рода занятий, даже финансовые проблемы. Упомянутые обстоятельства оказывают существенное влияние на все стороны жизни подростка, в том числе и на его отношение к Церкви. В частности, с болью в сердце мы наблюдаем охлаждение веры или даже уход подростка за церковную ограду, несмотря на предшествующий положительный церковный опыт. Именно в этом возрасте подростку необходимо пережить опыт самостоятельного сознательного осмысления своей веры, обрести новые убедительные свидетельства ее истинности. Далеко не всегда этот кризис роста проходит быстро, иногда его завершения приходится терпеливо ожидать многие годы и наступает оно во взрослом возрасте.

Не следует забывать и о личном примере, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших. Никакие увещевания подростку отказаться от электронного устройства и выйти в реальный мир не будут иметь успеха, если начинающие взрослеть дети будут видеть собственного отца погруженным целыми вечерами в смартфон или планшет. Едва ли подросток сам возгорится благоговением к богослужению, если увидит небрежное и неблагоговейное поведение священнослужителя во время службы. Такие примеры, к сожалению, не являются единичными.

Приходские общины могут предпринять и некоторые практические действия, направленные на вовлечение подростков в приходскую жизнь. Вообще не следует стесняться поручать им серьезные и ответственные дела, конечно, с поправкой на возраст и способности. Где это позволяет инфраструктура прихода, состав приходских сотрудников или активистов, полезно создавать кружки и объединения, обеспечивающие связь и преемственность между воскресной школой и молодежным движением прихода. Это могут быть подростковые сообщества разной направленности: творческие, театральные, добровольческие, спортивные, туристические, скаутские, военно-патриотические, созидательно-трудовые, а также библейские кружки и киноклубы. Такие объединения создадут среду доброго христианского общения, а в глазах подростка подчеркнут его важность и ценность. Одним из проявлений совместной деятельности могут быть и социальные проекты (хотя бы и ограниченные в настоящее время по противоэпидемическим соображениям) — кормление бездомных в составе взрослых групп милосердия, посещение больниц, домов престарелых, интернатов и других мест, где молодой человек сможет проявить свое деятельное участие в жизни других, любовь и заботу о них. По доходящим до меня сведениям, с большой охотой подростки участвуют в локальных мероприятиях, которые мы раньше назвали бы субботниками, а сегодня именуют экологическими акциями: это — уборка общественных территорий, сбор и сортировка мусора, макулатуры. Очень хорошо, когда нынешнее поколение вовлекается в заботу о творении Божием. При этом считаю важным избегать политизации таких акций и направлять внимание и усилия молодежи именно на заботу об окружающей среде.

Все эти добрые и объединяющие подростков дела не должны затмевать собой то главное, ради чего мы трудимся. В конечном итоге пастырская приходская работа, как и любая сфера деятельности прихода, должна выстраиваться вокруг молитвы, вокруг Евхаристии, вокруг Христа. Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению, привить им любовь ко Христу и Его Церкви.

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2020 году

24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая как правящий архиерей Первопрестольного града с докладом на Епархиальном собрании г. Москвы, рассказал о своей деятельности в уходящем году. Значительная часть Патриарших трудов в 2020 году была связана с обстоятельствами, порожденными распространением вредоносного поветрия.

23 марта распоряжением Святейшего Владыки была образована Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. На протяжении истекших месяцев Святейший Патриарх Кирилл постоянно принимал участие в ее работе. Среди задач, стоявших перед Рабочей группой, были: организация практических сторон жизни Церкви в условиях противоэпидемических ограничений; диалог со светскими властями относительно условий выхода из этих ограничений; оказание материальной помощи обителям и приходам; обеспечение пастырского окормления заболевших.

В своем докладе Святейший Патриарх Кирилл вновь призвал духовенство и прихожан не ослабевать в молитве об окончательном избавлении от коронавирусной инфекции.

Период всеобщего карантина и последующие противоэпидемические меры наложили свои ограничения: к концу 2020 года количество Патриарших богослужений, включая запланированные в оставшиеся до конца года дни, составит 114 — на 70 меньше, чем в прошлом году. В уходящем году запланированные Патриаршие визиты в епархии Русской Православной Церкви были отменены за исключением посещения Московской областной епархии 16 августа. Кроме того, состоялись визиты в Патриаршие ставропигии: 6 марта и 18 июля — в Свято-Троицкую-Сергиеву лавру, 20-21 августа — в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, 23 августа — в Саввино-Сторожевский монастырь.

На протяжении года Святейший Патриарх несколько раз встречался с Президентом России В.В. Путиным, а также принял участие в состоявшейся 4 ноября беседе главы Российского государства с руководителями религиозных организаций страны. Также прошли несколько встреч с главами зарубежных государств и с Предстоятелями Поместных Православных Церквей.

В рамках встречи Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей, прошедшей 26 февраля в Аммане, на которой обсуждались ситуация в межцерковных отношениях и вопрос сохранения православного единства, Святейший Патриарх Кирилл общался с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, Святейшим Патриархом Сербским Иринеем и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом. В ходе визита в Иорданию также представилась возможность выразить сердечную благодарность королю Иордании Абдалле II ибн Хусейну аль-Хашими за любезное содействие в организации встречи.

7 марта, в праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской, на Божественной литургии в Покровском монастыре Москвы присутствовал Президент Республики Молдова И.Н. Додон.

В 2020 году под руководством Святейшего Владыки прошло пять заседаний Священного Синода и одно заседание Высшего Церковного Совета. Ожидается еще одно заседание Священного Синода на последней неделе уходящего года, а также совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В этом году несколько заседаний Священного Синода прошли в дистанционном формате ввиду необходимости соблюдения противоэпидемических ограничений.

В связи с избранием новых епископов Святейшим Патриархом были совершены четыре архиерейских хиротонии. Синод Украинской Православной Церкви избрал в текущем году восемь архиереев. Два викарных архиерея были избраны в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. В настоящее время в Русской Православной Церкви — 394 архиерея и 314 епархий.

В сфере особого внимания Священного Синода на протяжении всего года находились проблемы церковной жизни, порожденные распространением вредоносного поветрия. Первое Заявление в связи с распространением коронавирусной инфекции было принято на заседании Синода, состоявшемся 11 марта. Священный Синод подчеркнул важность последовательного и неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, особенно в тех регионах, где эпидемическая обстановка официально признавалась тяжелой.


О богослужениях на русском языке

Патриарх уверен, что идеи перевести все богослужение на современный русский язык и сократить его изменяемые части не принесут пользы.

— В последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды Синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций.

…Главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения.

Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост.

… В некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую.

Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению.

О расколе в Украинской православной церкви

Расчеты на разрушение Украинской Православной Церкви не оправдались.

— Конец 2018 – начало 2019 года оказались особенно трудными для [Украинской православной церкви]. Действовавшая тогда украинская власть попыталась ради достижения своих политических целей принудить Украинскую Православную Церковь к объединению с раскольниками: это не удалось. Не помогло власти и антиканоническое вмешательство Константинопольского Патриархата, предпринявшего попытку легализации раскола. Расчеты на разрушение Украинской Православной Церкви не оправдались: епископат, духовенство и верующие остались в канонической Церкви и не поддержали раскол.

Нынешние власти Украины декларируют невмешательство в религиозную жизнь своей страны, и эти намерения можно оценить положительно. Будем надеяться, что удастся восстановить религиозный мир на территории Украины, что на правовых основаниях общинам Украинской Православной Церкви будут возвращены захваченные храмы; что дискриминационное законодательство против Церкви будет пересмотрено.

Крепкая молитва – вот чего Украинская Православная Церковь ждет от нас. И не менее важно – всегда, как и прежде, с теплом и любовью принимать наших братьев, когда они приезжают сюда помолиться с нами и поклониться нашим общим святыням.

О давлении на Элладскую православную церковь

Не с каждым архиереем и клириком Элладской Церквей теперь можно сослужить.

— К сожалению, беззаконные деяния Фанара в отношении Украины повлекли серьезные последствия для Православной Церкви во всем мире.

Параллельно оказывалось давление по дипломатической линии. Эмиссары из США неоднократно посещали Предстоятеля и многих иерархов Элладской Церкви, преследуя свои политические цели: добиться того, чтобы духовное отчуждение между Россией и Украиной, между греческим и славянским православным миром стало необратимой реальностью.

Отныне не в каждую епархию, не в каждый город и не в каждый монастырь на территории Греции могут совершать паломничество архипастыри, духовенство и миряне нашей Церкви.

Не с каждым архиереем и клириком Элладской Церквей теперь можно сослужить. Прошу всех вас при планировании паломничества обращаться за актуальной информацией в Отдел внешних церковных связей или в Паломнический центр Русской Православной Церкви, которые также публикуют информацию по этому вопросу на своих интернет-сайтах.

Об обязанности дорожить людьми

Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми.

— А ведь каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия! Наше нерадение или небрежность не должны стать преградой к воцерковлению приходящих в храм.

Обязанность дорожить людьми требует от пастыря осторожности, трезвой и целомудренной боязни навредить неправильным словом или действием. И, разумеется, эта обязанность вовсе не предполагает навязчивости. Предлагать себя и даже кого-то иного в наставники и руководители — крайняя, недопустимая степень самонадеянности.

Об исповеди

Исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом.

— Даже опытные и почтенные священники бывают склонны недопустимо расширять место исповеди в церковной жизни и наделять ее функциями, которые совершенно не могут быть ей свойственны. Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было ещё. Слушающий исповедь священник должен в этот момент, так сказать, отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.

…Пространство этого таинства не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни. Особенно хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия — оно ведь и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни.

Об отпевании некрещеных младенцев

В чем может быть благость этой участи? Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без крещения. Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях.

Читайте также: