Доклад об итогах деятельности минэкономразвития россии за 2019 год

Обновлено: 17.05.2024

Главный итог 2019 года для экономики России — это стагнирующий рост, считают эксперты. Мы видим остаточно хорошие отдельно взятые макропоказатели, но очень слабую общую динамику.

Объяснение кроется в двух факторах. Во-первых, внешнее давление из-за очень высокого уровня неопределённости, связанного с торговыми войнами и Brexit. Это отражалось как на глобальных рынках, так и на ситуации внутри России. Во-вторых, ситуация в инвестиционном и деловом климате в стране продолжала оставаться негативной. Кроме того, стоит отметить очень жёсткую фискальную политику и рост налоговой нагрузки на бизнес. Собираемость налогов повышается, но она не сопровождается увеличением расходов, и тем более ростом их эффективности, сказал ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов.

По его мнению, участие Российской Федерации в сделке ОПЕК+ внесло определённый вклад в стабилизацию мировых цен на нефть, а запуск механизма демпфирующей надбавки в обратном акцизе на топливо в июле уходящего года позволил существенно сократить волатильность цен на бензин.

Начало 2019 года было отмечено повышением ставки НДС до 20%, которое привело к временному всплеску инфляции выше уровня 5% и замедлению темпов роста ВВП в первой половине года, добавил Черноокий. Однако отрицательный эффект от повышения НДС оказался не таким сильным и длительным, как изначально ожидалось. Во втором полугодии темпы роста потребительских цен упали ниже целевого уровня в 4%, что позволило Банку России существенно снизить ключевую ставку.

Санации и инвестклимат

Как полагает она, без каких-либо серьёзных потрясений на финансовом рынке Центробанк сумел провести оздоровление одного из крупнейших банков страны и обкатать новый механизм Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), который в будущем должен стать важной опорой для стабильного функционирования банковской системы.

Профессор также отмечает успешное развитие российского денежного рынка. Всё более востребованными становятся такие инструменты, как РЕПО с центральным контрагентом. В апреле 2019 года Московская биржа начала использовать эти рыночные сделки для расчёта новых ставок, названных RUSFAR. В скором будущем они могут стать основным бенчмарком для расчёта справедливой стоимости денег на российском рынке и прийти на смену ставкам Mosprime, Ruonia и Libor, прогнозирует Обижаева.

Она подчёркивает, что уже сейчас Банк России и регуляторы других стран советуют участникам рынка сокращать использование широко распространённых эталонных ставок Libor, которые должны прекратить своё существование после 2021 года, так как их значения могут быть легко сманипулированы.

Хотя, в конечном счёте, этот законопроект был отозван после критического отзыва со стороны правительства и изменений в корпоративном управлении самой компании, политические риски в отрасли и экономике в целом остаются крайне высокими. При этом никуда не исчез и риск введения новых санкций со стороны США и ЕС, резюмирует экономист.

Рубен Ениколопов напоминает, что в 2019-м мы, к сожалению, вновь стали свидетелями того, как правоохранительные органы и силовые структуры используются для решения чисто коммерческих споров. И это не только громкое дело Майкла Калви, но и последние события вокруг Rambler и веб-сервера Nginx, да и ряд других казусов, добавляет он.

Пенсионеры и рождаемость

По мнению экспертов РЭШ, заметные события в России, которые в будущем ещё будут влиять на экономику, произошли в социальной сфере.

Россия наконец присоединилась к глобальному тренду и приступила к повышению пенсионного возраста. Это связано с объективным фактором — общим старением населения в мире. Тем не менее, в России решение вызвало естественную социальную напряжённость, как по причине больших расходов на другие цели (финансовая поддержка дружественных стран, субсидии нефтяным компаниям и госкорпорациям, расходы на некоторые государственные проекты и т.д.), так и в силу общего падения реальных доходов населения, размышляет профессор Евгений Яковлев.

Аналитик отмечает неоднозначные результаты в сфере здравоохранения. С одной стороны, изменение образа жизни, меры государства по борьбе с употреблением алкоголя и табака и по совершенствованию медицинской помощи приносят плоды. Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, продолжительность жизни в России достигла нового исторического максимума в 73,6 года.

При этом, уникальные меры по поддержке рождаемости (федеральный и региональные материнские капиталы) не смогли предотвратить её снижение, что было зафиксировано в 2019 году. Причины этого, думает Яковлев, — текущее неблагоприятное экономическое положение молодых семей и их весьма осторожные ожидания в отношении будущих доходов, а также непоследовательность госполитики (материнский капитал изначально планировали отменить). Несмотря на то, что маткапитал работает, и в семьях появляются вторые и третьи дети, падение рождаемости должно заставить государство подумать о стимулировании рождения первого ребёнка.

Увы, но в то же время, мы стали свидетелями провалов государственной политики на рынке медикаментов. Госрегулирование (например, потолок цен для жизненно важных лекарств) и другие ограничения привели к классическим последствиям: дефициту лекарств и ограничению входа на рынок более эффективных современных препаратов.

Цифровизация и финтех

Другие важные, с точки зрения экспертов РЭШ события, были связаны с общим трендом развития цифровизации и финтеха.

Так, глава Банка Англии Марк Карни прошлым летом призвал других лидеров центральных банков снизить роль доллара через использование цифровых валют. В будущем нам предстоит увидеть борьбу за лидерство как между частными валютами, такими как Libra от Facebook, так и между ними и новыми электронными валютами центральных банков, сказал Егоров.

Проректор РЭШ Максим Буев предлагает обратить внимание на одну, казалось бы непримечательную веху, которая, однако, переломила тренд и имеет большое значение для развития финансового сектора, в частности индустрии управления активами. 2019-й стал годом, когда финансовая индустрия в США и Европе поняла, что за робоадвайзом (roboadvice — роботизированные финансовые советники) нет будущего, рассуждает Буев.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Министерства экономического развития РФ от 8 июля 2020 г. "Минэкономразвития опубликовало отчет о результатах работы особых экономических зон за 2019 год"


Обзор документа

Информация Министерства экономического развития РФ от 8 июля 2020 г. "Минэкономразвития опубликовало отчет о результатах работы особых экономических зон за 2019 год"

Такой анализ проводится Минэкономразвития ежегодно в соответствии с правилами оценки эффективности функционирования, утвержденными постановлением Правительства России.

"Алабуга", Технополис "Москва" и "Санкт-Петербург" стали лидерами среди российских ОЭЗ по количеству созданных новых рабочих мест - 7820, 6423 и 4771 нарастающим итогом соотвественно.

В лидеры среди ОЭЗ по объёму осуществлённых инвестиций нарастающим итогом вошли "Алабуга" (143 690,57 млн. рублей), "Липецк" (65 935,41 млн. рублей) и "Санкт-Петербург" (49 730,35 млн рублей).

По объёму уплаченных налогов нарастающим итогом в бюджетные системы России лидируют "Алабуга (13 608,09 млн. рублей), "Санкт-Петербург" (14 128,02 млн. рублей) и Технополис "Москва" (7 127, 77 млн рублей).

Оценка эффективности функционирования проводилась по 25 абсолютным и относительным количественным показателям, а также по 6 расчетным показателям эффективности. Учитывались деятельность резидентов, рентабельность вложеняи средств федерального и регионального бюджетов в создание инфраструктуры, деятельность органов управления и другие параметры.

По результатам проведенной оценки среднее значение показателя по всем ОЭЗ, без учета туристического кластера составляет 94,23% за 2019 год и 86,68% за период с начала их функционирования.

При этом 100% эффективность по итогам 2019 года демонстрируют ОЭЗ технико-внедренческого типа, 97% - промышленно-производственные, и 97% - портовые. Значение за 2019 год для туристско-рекреационных составляют 84%.

Наиболее эффективными за период с начала функционирования ОЭЗ признаны технико-внедренческие - 100%, промышленно-производственные - 85%, портовые - 90%. Наименьшие значения показателя у туристско-рекреационных - 72%.

См. отчет в редакторе Adobe Reader

Обзор документа

Минэкономразвития подвело итоги работы ОЭЗ за 2019 г. Дана оценка эффективности зон.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о развитии саморегулирования в России. Среди недостатков системы саморегулирования были выделены следующие:

  • Недостаточно эффективное выполнение функций по выработке отраслевых стандартов.
  • Неэффективность механизмов обеспечения ответственности перед потребителями, неразвитость работы с жалобами.
  • Недостаточная эффективность контроля соблюдения требований членами СРО.
  • Невысокая эффективность государственного контроля за деятельностью СРО.

Важным направлением реформирования института саморегулирования должно стать делегирование государственных полномочий саморегулируемым организациям, особенно основанным на добровольном членстве.

Будет устанавливаться возможность признания органами государственного надзора результатов контрольной деятельности СРО в отношении своих членов и отмену собственных контрольных мероприятий в отношении членов СРО.

Строительные СРО.

Из 85 субъектов Российской Федерации СРО отсутствуют в 11 субъектах: Еврейская автономная область, Карачаево-Черкесская республика, Курганская область, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Севастополь и Чукотский автономный округ.

По состоянию на 1 января 2020 года членами СРО строителей являлись 92 260 лица (+2,6% по отношению к 2018 году).

В 2019 году прекратили свое членство в СРО 12 882 участника (13,9% от общего числа членов СРО в 2019 году). 42,9% из них прекратили свое членство на основании добровольного выходы из состава членов СРО, 44,1% - на основании применения мер дисциплинарного воздействия, 13% - по иным основаниям.

В 2019 году членами СРО стали 16 694 лица (18,1% от общего числа членов СРО в 2019 году). Причем этот показатель на 27% ниже аналогичного по 2018 году.

В 2019 году в адрес НОСТРОЙ поступило 1370 заявлений о перечислении средств компенсационных фондов СРО, сведения о которых исключены из государственного реестра СРО. По 915 заявлениям была произведена полная или частичная выплата, по 437 заявлениям вынесено решение об отказе в выплате, 18 заявлений находятся в работе.

По данным на 31 декабря 2019 года из государственного реестра СРО с 2015 года исключены 71 СРО, имеющих совокупный объем обязательств по перечислению в НОСТРОЙ 49,5 млрд. рублей. Однако зачислено было только 3,38 млрд. рублей, что составляет 6,8% от общей суммы. В 2019 году на счет НОСТРОЙ поступили денежные средства компенсационных фондов исключенных СРО в размере 559 млн. рублей. Из них на специальные счета действующих СРО было переведено 472 млн. рублей. В 2018 году эти показатели составили 1,7 млрд. и 1,2 млрд. рублей соответственно.

За весь период функционирования НРС в него были внесены сведения о физических лицах в следующем количестве: в течение 2017 года – 128 055, в течение 2018 года –51 362, в течение 2019 года – 26 936. В 2019 году в НОСТРОЙ поступило 32 551 комплект заявительных документов физических лиц, из них принято решение о включении в НРС в отношении 26 644 физических лиц (81,9% от числа заявлений), 5 316 - отказано во включении в НРС (16,3% от числа заявлений), исключены сведения о 56 физических лицах.

В 2019 году 4 СРО были включены и 5 СРО были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области строительства. Ростехнадзор произвел 244 внеплановые проверки СРО, общее количество нарушений составило 340. Основными причинами нарушений стали: несоответствие внутренних документов законодательству, нарушения в размещения средств компенсационных фондов на специальных счетах, уплата взносов в СРО в рассрочку или третьими лицами, нарушения порядка ведения реестра членов.

Совокупный размер компенсационных фондов СРО строителей, размещенных на специальных счетах на 1 января 2020 года, составил 98 850 264 133,16 рубля (+18% по сравнению с 2018 годом.)Из них размер КФ возмещения вреда 34 996 386 952,27 рублей (35,4% от совокупного размера), размер КФ обеспечения договорных обязательств 63 853 877 180,86 рублей (64,6% от совокупного размера).

Величина вступительных взносов в СРО не превышает 100 000 рублей, однако есть случай установления взноса в размере 1 500 000 рублей. Размер ежегодного членского взноса в основном находится в диапазоне от 36 000 до 510 000 рублей. В отдельных случаях может достигать 2 400 000 рублей в год.

По оценкам Ростехнадзора за 2019 год все члены СРО потратили на оплату страховой премии по договорам страхования ответственности примерно 1 365 576 077,25 рублей.

Количество обращений за выплатой из компенсационных фондов СРО нарастающим итогом на 1 января 2020 года составило 238 обращений, из них 170 обращений за выплатой из КФ возмещения вреда и 68 обращений за выплатой из КФ обеспечения договорных обязательств. За 2019 год было подано 90 обращений (+26,8% по сравнению с предыдущим годом).

По состоянию на 1 января 2020 года выплаты из КФ обеспечения договорных обязательств не осуществлялись (с момента формирования таких фондов).

Общий размер выплат из КФ возмещения вреда на 1 января 2020 года составил 172 783 371,96 рублей (0,5% от общего объема средств КФ). В 2016 году было 2 выплаты, в 2017 году 2 выплаты, в 2018 году 1 выплата, в 2019 году выплат не было.

Сумма выплат по договорам страхования за 2019 год составила 4 551 400 рублей.За 2019 год СРО осуществили 107 246 проверок в отношении своих членов, из них плановых проверок 75 799, внеплановых проверок 31 447 в отношении 74 623 членов СРО. Доля членов, охваченных проверками составила 81 %. Всего было выявлено 43 013 нарушений, 25 случаев причинения вреда, 34 098 случаев нарушения внутренних стандартов деятельности СРО. Всего было применено 58 862 мер дисциплинарного воздействия, из них предписаний 19 155, предупреждений 12 072, приостановок права 21 411, рекомендаций об исключении 6 093, штраф 131. В результате применения дисциплинарных мер из СРО было исключено 5 415 лиц. Всего, по данным Ростехнадзора расходы на проведение контрольных мероприятий в 2019 году составили 1 177 400 000 рублей.

Выводы:

  • Формирование компенсационного фонда является в настоящее время невостребованным механизмом обеспечения имущественной ответственности членов СРО.
  • Выплаты по договорам страхования составляют всего 0,3% от расходов на страхование.
  • Показатели контрольной деятельности сохраняются на высоком уровне, однако случаев причинения вреда практически не выявляется.
  • Деятельность по стандартизации не получила должного развития.

Проектные СРО.

По состоянию на 1 января 2020 года в государственном реестре СРО содержались сведения о 169 проектных СРО. Наибольшее количество СРО сосредоточено в ЦФО (79 СРО). Сведения о 12 СРО были включены в государственный реестр СРО, а сведения о 14 СРО исключены из этого реестра.

Общее количество членов СРО составило 43 244 лиц (+5,1% по сравнению с 2018 годом).

В 2019 году прекратило членство в СРО 4 263 лицо. Причина стали добровольный выход (52%), применение мер дисциплинарного воздействия (38,8%), иные основания (9%).

Стали членами СРО в 2019 году 10 398 лиц (ниже на 14,2% аналогичного показателя за 2018 год).На 1 января 2020 года совокупный размер компенсационных фондов СРО проектировщиков, размещенных на специальных счетах на 1 января 2020 года, составил 16 051 886 313,4 рубля (+10,7% по сравнению с 2018 годом.)

Из них размер КФ возмещения вреда 5 961 510 400,19 рублей (37,1% от совокупного размера), размер КФ обеспечения договорных обязательств 10 090 375 913,21 рублей (62,9% от совокупного размера).

Величина вступительных взносов находится в диапазоне от 1 000 до 400 000 рублей. В некоторых СРО его не предусмотрено.

Сумма годовых членских взносов находится в диапазоне от 35 000 до 364 000 рублей в год.Расходы членов СРО по договорам страхования ответственности составила в 2019 году 128 996 717 рублей. Ряд СРО отказались от страхования ответственности своих членов. Количество обращений за страховым возмещением за 2019 год составило 10. Страховых выплат не производилось.

На 1 января 2020 года нарастающим итогом было зафиксировано 71 обращение за выплатой из компенсационных фондов СРО проектировщиков. Из них 47 обращений за выплатой из КФ возмещения вреда и 24 обращения за выплатой из КФ обеспечения договорных обязательств.

Интересный факт: согласно представленной Ростехнадзором информации, нарастающим итогом на 1 января 2020 была осуществлена 71 выплата: 47 выплат из компенсационных фондов возмещения вреда; 24 выплаты из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств. Однако, согласно представленным данным, указанные выплаты не связаны с возмещением причиненного вреда (ущерба) членами СРО проектировщиков. Основаниями таких выплат стали возврат ошибочно переведенных средств, а также возврат денежных средств в соответствии с частью 4 статьи 3.2 Закона № 191-ФЗ.

Совокупный объем средств компенсационных фондов СРО, исключенных из государственного реестра, который был зачислен на счет НОПРИЗ, составил 624 298 780,26 рублей. Из них средств КФ обеспечения договорных обязательств – 254 213 349,11 рублей, средств КФ возмещения вреда 370 085 431,15 рублей. Разбивка средств СРО проектировщиков и изыскателей отсутствует.

В 2019 году СРО провели 38 519 проверок своих членов (+3,8% по сравнению с аналогичным показателем за 2018 год). Из них плановых – 30 734, внеплановых – 7 785. Проверки были произведены в отношении 30 089 членов, таким образом, доля членов СРО, охваченных проверками, составила 69,5%.

В результате проверок было выявлено 13 927 нарушений (+1,9% по сравнению с аналогичным показателем за 2018 год). По результатам проверок было применено 20 490 мер дисциплинарного воздействия (-5,4% по сравнению с аналогичным показателем за 2018 год). Из них предписаний – 8 408, предупреждений – 2 978, рекомендаций об исключении – 2 549, приостановки права 6 549, штрафов – 6. В результате применения соответствующих мер дисциплинарного воздействия было исключено 1 200 членов. Совокупный объем расходов СРО проектировщиков на проведение контрольных мероприятий составил 414 300 000 рублей.

Выводы:

  • Деятельность по стандартизации не получила должного развития.
  • Формирование компенсационного фонда является в настоящее время невостребованным механизмом обеспечения имущественной ответственности членов СРО.
  • Выплат по договорам страхования не производилось, хотя совокупный объем расходов на оплату страховых премий составил 129 млн. рублей.
  • Показатели контрольной деятельности сохраняются на высоком уровне, однако случаев причинения вреда практически не выявляется.
  • Основные нарушения СРО – несоответствие внутренних документов СРО законодательству, нарушение требований к формированию и размещению компенсационных фондов, уплата взносов в компенсационные фонды в рассрочку или третьими лицами, нарушение порядка ведения реестра СРО.

СРО изыскателей.

На 1 января 2020 года в государственном реестре СРО содержались сведения о 42 СРО в области инженерных изысканий. В государственный реестр СРО были включены сведения о 3 новых СРО и исключены сведения об 1 старой СРО. СРО изыскателей присутствуют в 14 субъектах РФ. Наибольшее количество СРО находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Количество членов СРО изыскателей составляет 12 963 лиц (+15,4% по сравнению с 2018 годом).

В 2019 году вступило в СРО 3 143 лица (-20% по сравнению с 2018 годом). Прекратили свое членство в СРО 1 287 членов (9,9% от общего числа членов). Основаниями стали: добровольный выход – 56,6%, применение мер дисциплинарного воздействия – 34,6%, иные основания – 8,8%.

Совокупный размер компенсационных фондов СРО изыскателей, размещенных на специальных счетах на 1 января 2020 года, составил 4 000 742 682 рубля. Из них размер КФ возмещения вреда – 1 498 126 410 рублей (37,4%), размер КФ обеспечения договорных обязательств – 2 502 616 272 рубля (62,6%).

Величина вступительных взносов находилась в диапазоне от 1 000 до 200 000 рублей. Имеются СРО, в которых вступительный взнос не установлен. Величина членских взносов находится в диапазоне от 40 000 до 316 800 рублей.

Расходы членов СРО на страхование в 2019 году составили 51 596 580 рублей. Ни обращений, ни выплат, как и в 2017-2018 годах не было.

Обращений за выплатами и выплат из компенсационных фондов СРО за 2019 год не было.

В 2019 году СРО изыскателей произвели 12 048 проверок своих членов (на 23,9% больше аналогичного показателя за 2018 год). Из них плановых проверок – 9 827, внеплановых проверок – 2 221. Проверками были охвачены 75,1% членов СРО. Количество выявленных нарушений составило 4 304 (+32,1% по сравнению с 2018 годом). Было применено 6 528 мер дисциплинарного воздействия. Из них: предписаний – 3 300, предупреждений – 678, рекомендаций об исключении- 424, приостановок права – 2 126. По результатам применения мер дисциплинарного воздействия было исключено 364 лица (+80% по сравнению с 2018 годом). Объем расходов СРО изыскателей на проведение контрольных мероприятий составил за 2019 год 81 900 000 рублей.

Минэкономразвития оценило рост ВВП по итогам 2019 года в 1,4% (после 2,5% годом ранее). Это немного выше, чем прогнозировало ведомство. Замедление связано прежде всего с более низким вкладом отраслей, не относящихся к базовым

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Росстат представит первую официальную оценку ВВП за прошлый год 3 февраля.

Подвели небазовые отрасли

  • По оценке Минэкономразвития, вклад базовых отраслей (сельское хозяйство, промышленное производство, торговля, строительство и т.д.) в рост ВВП 2019 года составил чуть меньше, чем в 2018 году, — 0,8 п.п. против 1 п.п.
  • На базовые отрасли приходится около 60% всей экономики.
  • Наиболее существенно по сравнению с предыдущим годом сократился вклад небазовых отраслей (таких как недвижимость и финансовая отрасль) вместе с чистыми налогами (с 1,5 п.п. до 0,6 п.п.).
  • На отрасли, не относящиеся к базовым, приходится около 40% экономики.

В 2018 году опережающими темпами выросли, в частности, деятельность в области информации и связи (+4,7%), финансово-страховой сектор (+9,1%) и операции с недвижимостью (+3,1%). Из данных Минэкономразвития следует, что, скорее всего, эти отрасли показали замедление в 2019 году.

  • Вклад промышленности в рост ВВП сохранился на уровне предыдущего года — 0,5 п.п. Промышленное производство в 2019 году выросло на 2,4%, сообщил ранее Росстат.
  • Высокие показатели урожая обеспечили вклад сельского хозяйства в темпы роста ВВП на уровне около 0,1 п.п. после почти нулевого вклада в предыдущем году.
  • Вклад торгового оборота (розничного и оптового) в темпы экономического роста сократился до 0,2 п.п. после 0,3 п.п. годом ранее. Замедление роста наблюдалось как в сегменте розничной торговли, так и в оптовом сегменте, отметило Минэкономразвития.

Рабочая сила сокращается

В 2019 году численность рабочей силы в России снизилась на 1%, или 792,2 тыс. человек, сообщает Минэкономразвития. Это произошло как за счет снижения численности занятых (их стало меньше на 598,6 тыс. человек), так и за счет уменьшения численности безработных (на 193,7 тыс. человек).

Уровень безработицы по итогам прошлого года составил 4,6%, снизившись по сравнению с 2018 годом на 0,2 п.п.

Ранее Росстат сообщил, что, по предварительной оценке, реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 0,8% по итогам 2019 года. Доходы населения беспрерывно падали с 2014 по 2017 год, а в 2018 году показали околонулевой рост (+0,1%). Минэкономразвития прогнозировало рост показателя на 0,1% по итогам 2019 года.

Наибольший вклад в рост реальных доходов в 2019 году внесли трудовые зарплаты населения, сообщило министерство.

Читайте также: