Доклад об использовании земель псковской области

Обновлено: 07.07.2024

Расположение территории Псковской области в подзонах южной тайги и подтайги, особенности неоднородности рельефа ее поверхности, относительное разнообразие механического состава почвообразующих (материнских) пород и микроклиматические различия обусловили формирование в пределах ее площади достаточно сложной и мозаичной структуры почвенного покрова. Следует отметить, что формирование этого почвенного покрова началось после окончательной деградации последнего плейстоценового (валдайского) ледникового покрова и осуществлялось во временном промежутке последних 10-12 тыс. лет, то есть с конца плейстоцена и до настоящего времени. Зональными типами почв Псковской области являются подзолистые, дерново-подзолистые, дерново-карбонатные, дерново-глеевые, болотно-подзолистые, болотные и пойменные почвы (Лобицкая, 1972, 1993; Иванов и др., 1998, Крым, 1972). К азональным почвам области относятся буро-подзолистые почвы, или поддубицы.

Подзолистые почвы занимают около 12% площади области. Они сформировались под пологом хвойных лесов в условиях промывного типа водного режима и на участках развития таких материнских почвообразующих пород как бескарбонатные моренные суглинки, а также

на песчаных флювиогляциальных и озерно-ледниковых отложениях. Они характеризуются низким содержанием гумуса и имеют кислую реакцию (рН - 4,0 – 4,8), обладают неблагоприятными физико-химическими свойствами и низким естественным плодородием. В зависимости от характера развития подзолистого, а нередко, и глеевого почвообразующего процесса, интенсивность которых определяется особенностями механического состава материнских пород, рельефом и степенью увлажнения, на территории области сформировались слабоподзолистые, среднеподзолистые и подзолисто-глеевые разновидности почв. Как правило, на водноледниковых песчаных отложениях зандровых равнин и камовых массивов ледораздельных возвышенностей, под пологом сосновых лесов, формируются слабоподзолистые (боровые) почвы, а на супесчаных и песчано-глинистых отложениях озерно-ледниковых равнин и бескарбонатных суглинках равнин основной морены – среднеподзолистые и сильноподзолистые почвы.

Подзолисто-глеевые почвы сопутствуют разновидностям подзолистых почв и приурочены к понижениям равнинных территорий и окраинам нередко, занимающих эти понижения болотных массивов, где ослаблен естественный дренаж и присутствует избыточное увлажнение. Для таких почв характерно наличие торфяной подстилки и отчетливо выраженного горизонта оглеения в виде сизоватой окраски от накопления закисных соединений железа с присуствием ортштейнов из гидроокислов железа (лимонита).

Дерново-подзолистые почвы наиболее широко распространены в Псковской области и занимают около 30% ее площади. Они сформировались под пологом хвойно-мелколиственных, мелколиственных и хвойно-широколиственных лесов с травянистым или мохово-травянистым покровом на, главным образом, бескарбонатных моренных или делювиальных суглинках и при промывном типе водного режима. Массивы разновидностей таких почв наиболее типичны для центральной и южной части территории области и менее для северной ее половины. Участки плоских междуречий равнинных территорий, нижние и средние склоны холмов и гряд заняты, как правило, дерново-среднеподзолистыми и дерново-сильноподзолистыми почвами, а приподнятые участки равнин и верхние части склонов положительных форм рельефа заняты дерново-слабоподзолистыми почвами. Естественное плодородие этих почв выше, чем у подзолистых почв. Они – имеют хорошо выраженный гумусовый горизонт мощностью от 5-8 до 15-18 см, рН – 4,7-5,5, низкое содержание подвижных форм азота, фосфора, калия и микроэлементов. В связи с более высокой биопродуктивностью массивы разновидностей дерново-подзолистых почв в той или иной степени освоены или были освоенными под сельскохозяйственные угодья.

Дерново-карбонатные и дерново-глеевые почвы относятся к типу дерновых почв и сформировались на материнских карбонатных моренных суглинках под пологом смешанных хвойно-широколиственных лесов. Они занимают около 1% от площади области и приурочены к полосе развития коренных карбонатных девонских пород (известняки и доломиты) поверхность которых была экзарирована ледниковыми массами валдайского покровного ледника и обломочный материал из этих пород (отторженцы, глыбы, щебень, дресва) был включен в литологический состав основной морены, обогатив последнюю СаСО3. Дерново-карбонатные почвы являются

наиболее плодородными почвами области и характеризуются высоким содержанием гумуса (до 2,5-3,5%). Их карбонатность обеспечивает регулирование гумусообразования и закрепление в почвенном горизонте органического вещества, нейтральную или близкую к ней реакцию почвы с рН – 5,2-6,5. Этот тип почв представлен тремя разновидностями: дерново-карбонатными типичными, выщелоченными и оподзоленными. Эти разновидности дерново-карбонатных почв образуют крупные земельные массивы в Печорском, Псковском, Пыталовском, Порховском и Дновском районах и локально распространены в других районах области.




естественного плодородия, они являются резервным фондом пахотных земель при проведении осушительных мелиоративных работ.

Болотно-подзолистые и болотные почвы занимают около 20% площади области и сформировались на суглинистых и тяжело-суглинистых материнских породах под хвойными лесами в избыточно переувлажненных депрессиях ледораздельных возвышенностей и на плоских слабодренированных поверхностях гляциодепрессионных низменностей области. В первом случае это небольшие изолированные участки, а во втором – достаточно крупные земельные массивы. Частично территории распространения таких почв освоены под луга и выгоны.

Болотные почвы, при обилии в области болот (более 2600 болотных массивов), достаточно широко распространены и занимают около 25% от площади всей территории области. Они типичны для пониженных участков земной поверхности, испытывающих длительное или постоянное переувлажнение. В зависимости от условий протекания процесса заболачивания выделяют низинные, переходные и верховые болотные почвы. Почвы низинных болот типичны для холмисто-моренного и холмисто-камового рельефа ледораздельных и маргинальных возвышенностей и холмисто-моренного рельефа комплексов краевых образований и сформировались на месте бывших заполненных органо-минеральными осадками и торфом озерных котловин. Крупные массивы таких болотных почв встречаются в верховье р. Плюссы и на восточном побережье Псковско-Чудской впадины.

Почвы верховых болот своим образованием обязаны заболачиванию плоских и слабодренированных водораздельных пространств атмосферными осадками и повышению уровня грунтовых вод.

Болотные переходные почвы занимают промежуточное положение между низинными и верховыми болотными почвами.

Все болотные почвы представлены разновидностями в разной степени разложившимся торфяным горизонтом, имеющим окраску от черного цвета у низинных болотных почв до бурой у верховых болот, ниже которого обычно расположен зеленовато-голубой или сизой окраски глеевый горизонт.

Пойменные почвы встречаются на площадках пойменных террас р.р. Великой, Ловати, Сороти, Шелони, Куньи и их притоков. Они сформировались под травянистой растительностью заливных лугов на пойменно-аллювиальных суглинках и супесях. Такие почвы отличаются высоким содержанием гумуса (4-6% и более) и нейтральной или близкой к ней реакцией (рН – 6 – 7).

Проблема качественного состояния земель имеет повсеместный характер. В последние годы особенно быстро происходит изменение характера использования земельных ресурсов и почвенного покрова.
На территории области наблюдается устойчивая тенденция активной деградации почвенного покрова, отражающаяся на продуктивности земель, антропогенные воздействия на земли области характеризуются дальнейшим усилением процессов эрозии, загрязнения и захламления земель, разрушения почвенного и растительного покрова.
Характерным является ухудшение состояния почв сельскохозяйственных угодий, состава растительного покрова сенокосов и пастбищ. Снижение плодородия является следствием нерационального их использования и иных негативных воздействий.

Основные негативные процессы на землях
Наиболее характерными негативными процессами в Псковской области являются эрозия почв, переувлажнения и заболачивания земель, зарастание кормовых угодий кустарником и мелколесьем.
Эрозия является одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и утрату их плодородия.
По данным государственного учета земель на 1 января 2001 года общая площадь эрозионно — и дефляционно-опасных земель среди сельскохозяйственных угодий области составляет 468,2 тыс. га (или 35,2% от площади, подлежащей обследованию), в том числе пашен 316,6 тыс. га (40,5%). Всего подвержено водной эрозии 22,5% сельскохозяйственных угодий, из них пашен — 24,5%. Дефлировано 12,7% сельскохозяйственных угодий, из них пашен — 16,0%. Совместному воздействию водной и ветровой эрозии подвержено 0,1 % сельскохозяйственных угодий.
В Псковской области переувлажнено и заболочено 53,0% сельскохозяйственных угодий, в том числе 47,8% пашен. На ускорение процесса заболачивания и деградации кормовых угодий в значительной степени влияет распространившееся в последние годы зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем.
Увеличению площадей переувлажненных и заболоченных почв способствует ухудшение состояния мелиорированных земель, вызванное практически полным прекращением работ по реконструкции и эксплуатации мелиорированных систем, снизилась дренированность ряда территорий с перехватом поверхностного стока насыпями автомобильных и железных дорог.
В Псковской области 11,5% обследованной пашни засорено камнями. Наличие камней обусловлено геоморфологическими условиями — близким залеганием или выходом на поверхность завалуненных и каменистых моренных отложений. Это преимущественно слабокаменистые почвы, но, тем не менее, камни и валуны, отмеченные в верхних горизонтах почвы и на поверхности угодий, являются большим препятствием при проведении агротехнических мероприятий. Наличие камней в почвах затрудняет их обработку, требует дополнительных затрат на горючесмазочные материалы и отрицательно воздействует на сельскохозяйственную технику.
За последние годы опасные размеры на территории области приобрели процессы зарастания кормовых угодий кустарником, мелколесьем, которые ведут не только к количественному уменьшению кормовых угодий, но и оказывают отрицательное влияние на качественное изменение травостоя лугов и пастбищ, способствуют появлению в травостое грубостебельных, сорных и ядовитых трав.
На территории области в той или иной мере заросло древесно-кустарниковой растительностью около 40% кормовых угодий. В последние годы ускоренному зарастанию кормовых угодий способствует резкое снижение поголовья общественного скота, так как причинами появления на этом виде угодий древесно-кустарниковой растительности являются, как правило, нерегулярное и несвоевременное сенокошение и сохранение некошеных участков.
Почвы пашни имеют, в основном, низкое содержание питательных веществ, возросла доля кислых почв, содержание фосфора в почвах, около 30% пашни характеризуется показателями кислотности средней и сильной степени.

Экологические аспекты состояния земель
Почвы фактически являются базовым образованием, компонентом окружающей природной среды, стратегическим ресурсом, величайшим национальным богатством, поскольку они представляют собой главный накопитель солнечной энергии, сконцентрированной в их органическом веществе (гумусе).
Негативное воздействие на почвы ухудшило не только качество земель, но и в целом среду обитания населения.
Продуктивность и способность почв к самовосстановлению резко снизились, что, прежде всего, относится к почвам пашни, для которых стали характерными преимущественно неудовлетворительное состояние почвенного биоценоза, истощение почв, слабая устойчивость к разрушительным воздействиям.
Почвы, как плодородный покров земли, приобрели тенденцию к постоянному сокращению, что происходит в результате разрушения почвенного покрова негативными воздействиями.
В этой связи государство и общество не могут допустить потребительское, истощительное, нерациональное использование, а обязаны сохранить этот уникальный природный ресурс для последующих поколений.
В целях сохранения и рационального использования земель необходимо:
— обеспечить управление земельными ресурсами в части организации систематического изучения состояния земель всех категорий в результате проведения почвенных и других обследований в системе землеустройства;
— разработать федеральные и региональные программы, включающие мероприятия по изучению состояния и использования земель, создание и осуществление проектов землеустройства с организацией территории на аг-роландшафтной основе.
Экологическое состояние земель вызванное нерациональным антропогенным воздействием на окружающую среду продолжает ухудшаться, истощительное сельскохозяйственное использование земель является фактором резкого снижения плодородия почв и их биологической продуктивности.
Отчуждение питательных веществ с урожаем, дегумификация и эрозия почв, их переувлажнение, заболачивание и загрязнение земель — процессы, резко ухудшающие экологическое состояние земель, приводящие к разрушению природных ландшафтов и экосистем, устойчивой тенденции деградации почвенного покрова, особенно земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности.

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 году. В ходе работы над документом был проведен анализ и получены систематизированные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

Согласно докладу, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2020 года составила 1 712 519,1 тыс. га (без учёта внутренних морских вод и территориального моря).

Изменения в структуре собственности на землю

В целом в течение 2019 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности (на 78,3 тыс. га), а также собственности юридических лиц (на 896,7 тыс. га). В результате общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2020 года составила 1 579 514,5 тыс. га (92,2% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц - 21 859,2 тыс. га (1,3%).

При этом доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, сократилась на 975,0 тыс. га и составила 111 145,4 тыс. га (6,5%). В основном уменьшение площади таких участков наблюдалось в 55 регионах. Среди них Челябинская область (на 110,9 тыс. га), Ставропольский край (на 64,7 тыс. га), Саратовская область (на 57,5 тыс. га), Алтайский край (на 55,4 тыс. га), Липецкая область (на 51,4 тыс. га) и другие.

Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц. Это произошло в связи с выкупом юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. Также причиной послужили факты передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения в категориях земель

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую. В большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Так, площадь категории земель лесного фонда увеличилась на 0,08% - до 1 126 643 тыс. га, а площадь категории земель сельхозназначения уменьшилась на 0,22% - до 381 673 тыс. га. Это произошло за счёт передачи земель от сельхозпредприятий в ведение лесхозов. Наибольшие площади земель переведены в Тюменской области (672,1 тыс. га), Пермском крае (59,8 тыс. га), Томской (37,3 тыс. га) и Кировской (33,4 тыс. га) областях.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае (на 10,9 тыс. га), Иркутской области (на 9 тыс. га), Приморском крае (на 4 тыс. га), Тульской области (на 3,9 тыс. га) и Республике Башкортостан (на 3,4 тыс. га). В то же время отмечено и уменьшение данной категории земель. Например, в Кемеровской области – Кузбассе (на 1,7 тыс. га), Оренбургской и Свердловской областях (на 1,2 тыс. га).

Цифровизация земельного фонда

В целом произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

ЗАКОН ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Псковской области и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Псковской области

(с изменениями на 25 июня 2021 года)

Принят областным Собранием депутатов 24 декабря 2015 года

Настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами регулирует отдельные вопросы в области земельных отношений, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Полномочия Псковского областного Собрания депутатов в сфере земельных отношений

К полномочиям Псковского областного Собрания депутатов в сфере земельных отношений относятся:

1) установление категорий граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов;

2) установление случаев предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, некоммерческой организации, созданной областью или муниципальным образованием области, для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

3) установление случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в соответствии со статьей 39_5 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) определение срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае его предоставления некоммерческой организации, созданной областью или муниципальным образованием области, для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

5) установление порядка постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39_5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядка снятия граждан с данного учета, порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, оснований для отказа в данном предоставлении, предельных размеров земельных участков, предоставляемых этим гражданам;

6) установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов;

7) установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

8) установление максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;

9) определение муниципальных образований области и установление специальностей, по которым работают граждане по основному месту работы в этих муниципальных образованиях, которым предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39_10 и подпунктом 5 статьи 39_5 Земельного кодекса Российской Федерации;

10) установление категорий работников организаций отдельных отраслей экономики, которые имеют право на получение земельного участка в виде служебного надела в безвозмездное пользование, и условий предоставления служебных наделов в безвозмездное пользование;

11) установление критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставление земельного участка, находящегося в государственной (за исключением федеральной) или муниципальной собственности, осуществляется в аренду без проведения торгов (пункт в редакции, введенной в действие с 14.05.21 Законом Псковской области от 04.05.2021 N 2171-ОЗ);

12) установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов;

13) установление порядка осуществления муниципального земельного контроля;

14) осуществление контроля за исполнением законов области в сфере земельных отношений;

14.1) определение муниципальных образований Псковской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем шесть лет (пункт дополнительно включен с 07.01.20 Законом Псковской области от 27.12.2019 N 2029-ОЗ);

14.2) определение муниципальных образований Псковской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом области, на срок не более чем шесть лет (пункт дополнительно включен с 07.01.20 Законом Псковской области от 27.12.2019 N 2029-ОЗ);

15) осуществление иных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством (пункт в редакции, введенной в действие с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ).

Статья 2. Полномочия Губернатора области в сфере земельных отношений

Губернатор области осуществляет полномочия, отнесенные к полномочиям руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством.

(Статья 2 в редакции, введенной в действие с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ).

Статья 3. Полномочия Администрации области в сфере земельных отношений

К полномочиям Администрации области в сфере земельных отношений относятся:

1) установление порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

2) установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

4) принятие решения о резервировании земель для государственных нужд области в порядке, установленном законодательством;

5) установление порядка и условий размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в соответствии с пунктом 3 статьи 39_36 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ);

6) определение порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения и местного значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения;

7) установление предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражногоили индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт в редакции, введенной в действие с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ);

8) утверждение в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, и внесение в него изменений;

9) принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки земель и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель (пункт в редакции, введенной в действие с 03.08.18 Законом Псковской области от 23.07.2018 N 1867-ОЗ);

11) установление минимального размера части земельного участка, ипотека которой допускается в соответствии со статьей 63 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)";

12) принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории в случаях, установленных федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ);

13) принятие решений о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также иных земель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ);

14) отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель до разграничения государственной собственности на землю к определенной категории земель в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (пункт дополнительно включен с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ);

15) установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ);

16) определение порядка утверждения органами местного самоуправления поселений, городских округов Псковской области, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов Псковской области схем размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства (пункт дополнительно включен с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 01.09.21 Законом Псковской области от 25.06.2021 N 2192-ОЗ);

17) установление порядка определения платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями (пункт дополнительно включен с 01.09.21 Законом Псковской области от 25.06.2021 N 2192-ОЗ);

18) осуществление иных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством (пункт дополнительно включен с 01.09.21 Законом Псковской области от 25.06.2021 N 2192-ОЗ).

Статья 4. Полномочия органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере земельных отношений

К полномочиям органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере земельных отношений, относятся:

1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 17.11.17 Законом Псковской области от 06.11.2017 N 1812-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ);

2) утверждение типового регламента работы согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, выполняемых на территории области;

4) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, когда использование земель или земельных участков может осуществляться без предоставления земельного участка и установления сервитута, в случаях, предусмотренных законодательством;

5) организация и осуществление работ по резервированию земель для государственных нужд области (пункт в редакции, введенной в действие с 07.07.16 Закона Псковской области от 24.06.2016 N 1681-ОЗ);

6) принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 07.07.16 Закона Псковской области от 24.06.2016 N 1681-ОЗ);

7) управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенными для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт дополнительно включен с 07.07.16 Закона Псковской области от 24.06.2016 N 1681-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 03.08.18 Законом Псковской области от 23.07.2018 N 1867-ОЗ);

8) принятие решений об изъятии земельного участка ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 03.08.18 Законом Псковской области от 23.07.2018 N 1867-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ);

9) принятие решений об установлении публичного сервитута в случаях и порядке, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ);

10) создание и формирование фонда перераспределения земель Псковской области за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Псковской областью права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных нужд (пункт дополнительно включен с 16.03.19 Законом Псковской области от 06.03.2019 N 1940-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ);

11) осуществление иных полномочий в сфере земельных отношений, не отнесенных к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством (пункт дополнительно включен с 19.06.20 Законом Псковской области от 08.06.2020 N 2081-ОЗ).

Статья 5. Перераспределение полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований области и органами государственной власти области

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований области и органов государственной власти области в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, могут быть перераспределены между ними законами области в порядке, предусмотренном частью 1_2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Читайте также: