Доклад об инвалидах 2020

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Региональный центр развития движения

СПБ ГБУ «Профессионально-реабилитационный

Компетенция: Социальная работа

1. Количество инвалидов в регионе

2. Сведения о региональных программах по доступной среде

3. Основные партнеры в регионе по трудоустройству

4. Основные программы по содействию в трудоустройстве

4.1. Программа стажировок

4.2. Программа Социальной занятости инвалидов

5. Направления профориентации в регионе для школьников

Статистические данные по количеству инвалидов в Санкт-Петербурге…..………5-6

Программы по доступной среде в Санкт-Петербурге…………………. ………….7-8

Основные партнеры в Санкт-Петербурге по трудоустройству…………………..……9

Основные программы по содействию в трудоустройстве………………. ……..10-11

6.2. Программа социальной занятости инвалидов………………………………. 13-15

Направления профориентации в Санкт-Петербурге для школьников…………..16-17

Список использованной литературы……………………………………………….….19

Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и неполноценности жизни. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Данная тема приобрела особую актуальность, так как она затрагивает тему толерантности и равноправия, что составляет одну из основополагающих идей современного общества. Люди с инвалидностью и лица с ОВЗ имеют точно такое же право, как и другие, на нормальные для данного общества требования к окружающей среде, возможность получить профессиональное образование, так как получение образования гражданами с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а также успешного трудоустройства. Для обеспечения решения перечисленных проблем необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом, а также специфической государственной социальной политики в частности.

По статистическим данным на 1 августа 2020 года, в России насчитывается около 12 млн. инвалидов (11 066 240 млн.). А население России ‬на 1 января 2020 года, по оценке Росстата, было 146 748 590. О означает, что примерно 8 % населения страны являются инвалидами.

В это очень трудно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Для современного этапа общественного развития, вполне, характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может, и не должна быть основанием для полной социальной изоляции.

Итак, цель работы – произвести анализ развития системы поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ в городе Санкт-Петербурге.

Статистические данные по количеству инвалидов в Санкт-Петербурге

Федеральный реестр инвалидов - это единая база данных для граждан признанных в установленном порядке инвалидами, а также, для органов власти, которые оказывают услуги или меры социальной поддержки инвалидам.

Концепция создания, ведения и использования ФРИ, утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 1506-р. В эксплуатацию база данных (ФРИ) запущена с 2017 года.

Оператором системы определен, - Пенсионный фонд России, а поставщиками информации - министерства, ведомства и другие организации, оказывающие услуги инвалидам: на сегодня это Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, Пенсионный фонд РФ, Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ. Информация ими, предоставляется в режиме реального времени, то есть в момент оказания услуги.

Поставщики информации, обеспечивают защиту данных, передаваемых в Федеральный реестр инвалидов, а также подписывают размещаемые сведения усиленной квалифицированной электронной подписью. Законодательство о персональных данных в Федеральном реестре инвалидов, соблюдается по всем основаниям.

Цели создания ФРИ - информирование инвалидов о мерах социальной поддержки, повышение качества государственных, а также муниципальных услуг. Организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов для обеспечения органов власти актуальной аналитической информацией об инвалидах.

Далее представлена численность инвалидов по полу, группам инвалидности, возрасту и причинам инвалидности в Санкт - Петербурге.

Численность инвалидов по полу в, процент инвалидизации, доля мужчин и женщин в общей численности инвалидов:

2.Численность инвалидов по группам инвалидности в Санкт – Петербурге:

2-я группа, 3 степень

3-я группа, 3 степень

3-я группа, 2 степень

3. Численность инвалидов по возрастным группам в Санкт - Петербурге:

4.Численность инвалидов по причинам инвалидности в Санкт-Петербурге.

Заболевание получено в период военной службы

4. Программы по доступной среде в Санкт-Петербурге .

- Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.

- Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.

-Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012г.

формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы.

В госпрограмму включены три подпрограммы:

Кроме того планируется, в рамках реализации программы, сформируется дружественное отношение к данной группе населения.

В Санкт-Петербурге социальная поддержка инвалидов – это приоритетное направление деятельности, способствующее улучшению их социального положения, а также уровня качества жизни.

Комитет по транспорту, также осуществляет внедрение различных мероприятий, в частности подвижного состава городского транспорта, особенностью которого является, пониженный уровень пола, выдвижные подножки для посадки и высадки малоподвижной группы населения. Ведутся работы, направленные на доступность метрополитена.
Активно оснащаются техническим оборудованием центры, занимающиеся трудоустройством населения, а также, учреждения культуры. В основном, было приобретено следующее оборудование: система вызова персонала, мнемосхемы, звукоусиливающее оборудование и другие технические средства, помогающие людям с ограниченными возможностями почувствовать себя гораздо увереннее.

Основные партнеры по трудоустройству в Санкт-Петербурге

Одним из направлений государственной политики, в области содействия занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан и испытывающих трудности в поиске работы, в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ.

Трудоустройство, осуществляется, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Общественные организации - партнеры Комитета в вопросах содействия трудоустройству инвалидов:

6.Основные программы по содействию в трудоустройстве в Санкт-Петербурге

По данным ПФР численность инвалидов трудоспособного возраста по состоянию на 01.06.2020 (нарастающим итогом) в Санкт-Петербурге составила 94 150 человек, из них работающих – 33 902 человека, 36 %. Это самый высокий уровень трудоустройства в России, при среднем показателе в Российской Федерации – 25%.

Работающие инвалиды в трудоспособном возрасте по группам инвалидности:

Существует ряд проблем с трудоустройством инвалидов в Санкт-Петербурге. Так, например, работодатели, часто воспринимают людей с ограничениями как тяжелое бремя, сами же соискатели-инвалиды не до конца знают, с чего начать трудовой путь, в силу отсутствия опыта и неуверенности в собственных силах. В Санкт-Петербурге ищут комплексный подход, к решению этих проблем.

Первое, что обеспечивается будущему специалисту, еще обучающемуся в учебном заведении, это организация и проведение производственной практики.

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

54.01.07 Изготовитель художественных изделий из керамики

54.01.10 Художник росписи по дереву

Повышать вовлеченность людей с инвалидностью в трудовую деятельность помогают также программы стажировок и социальной занятости инвалидов трудоспособного возраста, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга .

6.1. Программы стажировок.

Служба занятости Санкт-Петербурга реализует программы, которые помогают людям с инвалидностью, найти работу и стать сильными специалистами. В рамках курсов профобучения, граждане могут получить профессию. И это очень важно для соискателей, поскольку, многие из них не имеют специальности и, как следствие, они не востребованы на рынке труда. Помогает профессиональное обучение и тем, у кого уже есть образование - для них организуются курсы повышения квалификации. Дело в том, что многие люди с инвалидностью не устраиваются на работу, сразу после получения диплома, а проходят длительное лечение или реабилитацию. За это время, пока гражданин оторван от своей профессии, могут измениться требования и нормативные акты, что также снижает конкурентоспособность соискателя, когда он все же выходит на рынок труда.

В этом году в программе стажировок для выпускников учебных заведений приняли участие 147 человек. Это позволило:

​ - снизить социальную напряженность на рынке труда, за счет сокращения численности безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

реализовать дополнительные гарантии обеспечения права граждан, испытывающих трудности, в поиске работы на труд и на вознаграждение за труд.

6.2. Программа Социальной занятости инвалидов

Цель социальной занятости инвалидов – создание условий для возможности реализации права на труд инвалидами, испытывающими трудности при трудоустройстве на открытом рынке труда Санкт-Петербурга.

Социальная занятость инвалидов включает:

организацию временных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих нарушения ментального характера, а также нарушения функции верхних и нижних конечностей, функции опорно-двигательного аппарата, вызывающие необходимость использования кресла-коляски, способные выполнять трудовую деятельность только со значительной помощью других лиц;

приобретение инвалидами трудовых навыков на рабочем месте и выполнение трудовых функций (операций) по видам труда, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов и их возможностями;

реализацию мероприятий профессиональной реабилитации или абилитации инвалида для адаптации инвалида на рынке труда Санкт-Петербурга.

Значительная помощь инвалидам будет оказываться инструкторами по труду, осуществляя сопровождение трудового процесса группы инвалидов и оказывая индивидуальную значительную помощь путем формирования (восстановления) у инвалидов трудовых умений и навыков, и применения полученных знаний на практике. В количественном выражении эта помощь может составлять от 50 до 95 процентов от функций, которые должен выполнять инвалид.

В рамках мероприятий предусмотрена компенсация затрат на заработную плату и налоги во внебюджетные фонды трудоустроенным на социальную занятость инвалидам и лицам, осуществляющим процесс мероприятий социальной занятости.

Виды работ, которые выполняют трудоустроенные инвалиды в рамках проекта относятся к простым (несложным): сборка и упаковка, подсобная работа в изготовлении сувенирной продукции, благоустройство и озеленение территории, работа в керамической, столярной мастерской, изготовление изделий из лозы, помощь в делопроизводстве, в мастерской по батику и другие.

Со стороны инструкторов по труду, работники – инвалиды получают понятные инструкции по выполнению работы и значительную помощь в трудовом процессе.

Учитывая состояние здоровья инвалидов, участвующих в социальной занятости, на одно место трудоустроено несколько человек (на неполный рабочий день).

В 2019 году в проекте приняло участие 217 инвалида 1 и 2 группы с различными видами нарушений функций организма, из них 82% - инвалиды, имеющие нарушения интеллекта и психики.

По статистике, 70% организаций Санкт-Петербурга уже исполняют законодательство о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе организуя рабочие места в штате или с помощью альтернативных способов. Работодатели заключают договоры с частными агентствами занятости, соглашения о создании рабочих мест в счет квоты в другой организации или о создании совместных рабочих мест на нескольких предприятиях. Уже действуют 47 соглашений, создано порядка 319 рабочих мест. Напомним, что соответствующие изменения в законодательство были внесены в 2018 году.

7. Направления профориентации школьников в Санкт –Петербурге

Профессиональная ориентация — это научно-обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности, в связи с потребностями общества, в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности.

- Первичной профориентацией принято считать этап школьного развития (1-4 класс). На этом этапе происходит формирование представлений о различных профессиях, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения.

- На II ступени профориентации, которая приходится на 5-7 классы, формируется развитие личностного смысла, в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях, а также, осознание общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

- III ступень школьной профориентации - это старшая школа (10-11 классы), на этом этапе, формируются профессионально важные качества в избранном виде деятельности, оценки и коррекции профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовка к избранной профессии.

- Следующим этапом идет планирование карьеры.

В целях, оказания практической помощи школьникам и учащейся молодежи проводятся профориентационные мероприятия:

-консультации (индивидуальные, групповые, медико – психологические). Цель - помощь в профессиональном самоопределении, формировании профессиональных и жизненных планов, раскрытии личностного и творческого потенциала, повышении личной эффективности, расширение возможностей в выборе жизненного пути;

-экскурсии- профориентации на заводы и предприятия СПб. Цель – знакомство с профессией;

- игры, лекции и тренинги по профориентации;

В проведении крупных профориентационных мероприятий принимают участие специалисты отдела профобучения, профориентации, а также психологической поддержки городского центра занятости населения Санкт - Петербурга.

Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения около 15% всего населения Земли имеет ту или иную форму инвалидности. По сравнению с предыдущим исследованием ВОЗ, проведенным в 70-х годах 20 века, инвалидность повысилась на 10%. Это связано с глобальным старением населения, увеличением распространения хронических заболеваний и улучшением методологий, которые стали использоваться при измерении показателей инвалидности.

Люди с инвалидностью

В нашей стране статистика по количеству людей с физическими и/или психическими особенностями ведется ежегодно, и наметилась стойкая тенденция к снижению их численности.

По оценке Росстата, на 1 января 2020 года в России численность населения составила 146 748 590 жителей, из них отмечено 11 005 193 человека с инвалидностью.

По сравнению с 2013 годом количество людей, имеющих инвалидность, снизилось на 2 076 807 человек, что напрямую связано с улучшением качества медицинского обслуживания, условий труда и уровня жизни населения в целом.

Численность людей с инвалидностью по полу в разрезе субъектов РФ

Территория Всего % инвалидизации Мужчины Женщины
Чел. Доля, % Чел. Доля, %
Российская Федерация 11 005 193 9,41 4 757 955 43,23 6 247 238 56,77
Центральный федеральный
округ
3 165 992 9,8 1 303 444 41,17 1 862 548 58,83
Северо-Западный
федеральный округ
1 180 281 10,39 444 464 37,66 735 817 62,34
Северо-Кавказский федеральный округ 911 068 12,69 394 419 43,29 516 649 56,71
Южный федеральный округ 1 183 559 8,99 552 836 46,71 630 723 53,29
Приволжский федеральный округ 2 144 529 9,12 945 680 44,10 1 198 849 55,9
Уральский федеральный округ 714 819 7,45 331 674 46,40 383 145 53,60
Сибирский федеральный округ 1 210 231 8,09 557 844 46,09 652 387 53,91
Дальневосточный федеральный округ 493 550 10,23 226 978 45,99 266 572 54,01
г. Байконур 1 164 616 52,92 548 47,08

Исходя из информации, представленной в таблице, наибольшее число людей с нарушениями здоровья, проживает в Центральном и Приволжском федеральных округах. Далее идут Сибирский, Южный и Северо-Западный федеральные округа, которые имеют примерно одинаковое число людей с установленной инвалидностью. Наименьшее число людей с ограниченной мобильностью установлено в Дальневосточном федеральном округе.

По процентному соотношению от общего числа жителей округа Северо-Кавказский ФО занимает первое место — инвалидизация населения здесь составляет 12,69%. А Уральский ФО занимает последнюю строчку списка — инвалидизация населения здесь составляет 7,45%.

Ситуация с инвалидностью по зрению в мире

По последним данным Всемирной организации здравоохранения в мире проживает около 36 миллионов незрячих граждан и 217 миллионов людей, имеющих ограничения по зрению.

  • 81% ослепших людей составляют граждане в возрасте старше 50 лет.
  • 80% выявленных случаев нарушения зрения поддаются лечению, и только 20% – не поддаются.
  • 90% граждан, испытывающих проблемы со зрением, проживают в развивающихся странах и не получают необходимого лечения.

1,4 миллиона детей в мире страдают абсолютной слепотой и еще 18 миллионов страдают от разных проблем со зрением.

Ситуация с инвалидностью по слуху в мире

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 466 миллионов человек с инвалидизирующей потерей слуха, из которых 34 миллиона — это дети.

60% случаев глухоты и потери слуха у детей вызваны предотвратимыми причинами.

1,1 миллиарда молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет подвергаются риску потери слуха в результате воздействия высокого уровня шума.

90% граждан, испытывающих проблемы со зрением, проживают в развивающихся странах и не получают необходимого лечения.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от тугоухости, причем самая высокая распространенность этого состояния отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе и Африке.

Ситуация с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в мире

Заболевания опорно-двигательного аппарата считаются основной причиной инвалидизации населения во всем мире.

Нарушения опорно-двигательных функций значительно ограничивают подвижность и моторику человека, приводя к преждевременному прекращению трудовой деятельности и выполнению социальных функций, при этом сокращая возможность для накопления материального благосостояния.

Согласно перечню Международной классификации болезней, к заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся более 150 нозологий, поражающих скелетно-мышечную систему: мышцы, кости, соединительные ткани, суставы, варьируясь от острых и кратковременных явлений до пожизненных нарушений, сопровождающихся хронической болью и инвалидностью.

Общих статистических данных по всем нозологиям найти практически невозможно.

Недоступная среда

Невзирая на то, что намечена положительная динамика, и распространенность инвалидности в России на конец 2020 года по сравнению с 2013 годом снизилась на 15,9%, безбарьерное городское пространство создано далеко не везде. По-прежнему множество социально значимых объектов и сооружений остаются недоступными для людей с ограничениями по здоровью.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2019 г. “Итоги года: социальная защита инвалидов”


Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2019 г. “Итоги года: социальная защита инвалидов”

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 декабря 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,88 млн инвалидов, в том числе 684,3 тыс. детей-инвалидов.

За семь лет, истекших после ратификации в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, в Российской Федерации осуществлен ряд изменений в государственной политике по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности. Изменения, прежде всего, направлены на поэтапное формирование правозащитного подхода к вопросам инвалидности.

Принят Федеральный закон от 18 июля 2019 года N 180-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым определены правовые механизмы привлечения виновных к административной ответственности за правонарушения, связанные с необеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В 2019 году завершено формирование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам.

Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"

Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" реализуется с 2011 года.

За восемь лет количество доступных наиболее важных и часто посещаемых (приоритетных) объектов, отобранных с участием самих инвалидов, возросло с 5 тыс. до более чем 24 тыс. (с 14,4% до 64,1% от общего количества - свыше 38 тыс.).

В 2019 году в рамках госпрограммы субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на мероприятия по:

созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (субсидия по линии Минпросвещения России, ранее - Минобрнауки России, с 2011 года по 2020 год включительно);

поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и оргтехника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений (субсидия по линии Минспорта России, с 2011 года по 2020 год включительно).

Ежегодно в рамках госпрограммы проводятся репрезентативные социологические исследования, в результате которых зафиксирована положительная динамика.

Так, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности выросла с 31,9% в 2011 году до 65,2% к концу 2019 года. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов увеличилась с 32,2% в 2011 году до 67,4% к концу 2019 года. Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан выросла с 35,5% в 2014 году до 66,2% к концу 2019 года.

В рамках госпрограммы предоставляется финансовая поддержка регионам на реализацию мероприятий региональных программ развития системы реабилитации и абилитации. На выделенные средства регионами осуществлено оснащение реабилитационных организаций компьютерной техникой и программным обеспечением для проведения обучения специалистов в сфере реабилитации.

С 1 января 2020 года в лицензионные требования включена обязанность обеспечивать доступность продукции средств массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю любым способом адаптации, в том числе путем применения телеканалами различных способов субтитрирования, скрытого субтитрирования, перевода на русский жестовый язык, способом "бегущей строки".

В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина в тесном взаимодействии с общественными и экспертными организациями осуществляется разработка проекта госпрограммы до 2025 года.

Реализация мероприятий по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов должна осуществляться регионами в пределах их полномочий за счет собственных средств, в том числе мероприятий "дорожных карт", принятых в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов".

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года начала функционировать федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов". Ее создание осуществлялось поэтапно в соответствии с решениями Правительства России.

Для ее формирования был определен широкий круг участников информационного взаимодействия: федеральные министерства, внебюджетные фонды, регионы, учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и иные организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги инвалидам (участвующие в предоставлении таких услуг).

Для каждого инвалида предоставлен доступ к "личному кабинету", в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).

Через "личный кабинет" можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Предусматривается и возможность подачи инвалидом заявлений на досудебное обжалование действий (бездействий) должностных лиц при оказании государственных услуг.

Кроме того, размещена информация по основным жизненным ситуациям, с которыми инвалид сталкивается: оформление инвалидности, пенсионное обеспечение, социальные выплаты, материнский (семейный) капитал, трудоустройство, получение образования. В доступной форме описан алгоритм решения конкретной жизненной ситуации.

Важным решением стала отмена обязанности инвалидов предоставлять справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации при получении государственных и муниципальных услуг. Теперь эти документы специалист, который предоставляет услуги, обязан получить из Реестра инвалидов. Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года (Федеральный закон от 18 июля 2019 года N 184-ФЗ).

С начала 2019 года назначение пенсий и ежемесячных денежных выплат инвалидам осуществляется на основе реестра. Использование Реестра позволяет в более короткий срок произвести назначение пенсий и выплат.

Федеральным законом от 6 февраля 2019 года N 7-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка представления сведений и размещение указанных сведений в Федеральном реестре инвалидов.

Технические средства реабилитации и услуги

Важной составляющей работы по оказанию помощи инвалидам является своевременное обеспечение их качественными техническими средствами реабилитации (ТСР).

По сравнению с прошлыми периодами финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР стало стабильным и существенно увеличено.

В 2019 году на финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР предусмотрено свыше 31 млрд рублей. В 2020 - 2022 годах финансирование значительно увеличено - до 35,5 млрд рублей ежегодно. Это позволит улучшить качество предоставляемых изделий и своевременность оказания протезно-ортопедической помощи.

В 2019 году с 30 до 7 дней сокращен срок обеспечения ТСР инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минтруд России подготовил законопроект, предусматривающий возможность предоставления электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации.

Основная цель законопроекта - минимизировать недостатки действующих механизмов обеспечения. Электронный сертификат позволит инвалидам самостоятельно выбирать, модель, функционал и марку изделия.

Медико-социальная экспертиза

За последние годы процедура медико-социальной экспертизы была существенно усовершенствована. Так, с 2018 года по поручению Президента Российской Федерации обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы при направлении граждан на освидетельствование осуществляется без участия инвалидов. Поэтапно осуществляется переход на электронный обмен.

Постановлением Правительства России от 28 марта 2018 года N 339 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом" утвержден перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям - до 18 лет. Это позволяет исключить многократные ежегодные освидетельствования граждан при заведомо неблагоприятном течении заболевания.

Конкретизирован вопрос заочного установления инвалидности. Теперь, когда состояние здоровья очевидно тяжелое, либо личное присутствие для инвалида невозможно в силу территориальной удаленности, решение принимается заочно (без личной явки) - на основании документов.

Постановлением Правительства России от 16 мая 2019 года N 607 в отношении установления инвалидности существенно изменены и упрощены Правила признания лица инвалидом.

Исключена обязанность подавать заявление на освидетельствование. Достаточно дать согласие на это в организации здравоохранения, где гражданин получает лечение, и которая направляет его на медико-социальную экспертизу.

Совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 31 января 2019 года N 52н/35н утвержден перечень обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Это избавляет граждан от необходимости проходить дополнительные или уточняющие исследования.

Постановлением Правительства России от 27 июня 2019 года N 823 в Правила признания лица инвалидом внесены изменения, предусматривающие установление категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет при освидетельствовании детей с инсулинозависимым сахарным диабетом.

С учетом результатов пилотного проекта и совместной работы с главными внештатными специалистами и главными внештатными детскими специалистами Минздрава России приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н утверждены новые классификации и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, предусматривающие одновременно количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше и количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма детей в возрасте до 18 лет. Вступление в действие приказа предусмотрено с 1 января 2020 года.

С целью урегулирования вопросов, связанных с повышением доступности услуги по первичному протезированию для инвалидов, постановлением Правительства России от 4 июня 2019 года N 715 в Правила признания лица инвалидом введена норма, предусматривающая раннее, в течение трех рабочих дней, направление на медико-социальную экспертизу гражданина, находящегося в стационаре медицинской организации после перенесенной операции по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), нуждающегося в первичном протезировании, и проведение ему МСЭ в течение трех рабочих дней с даты поступления данного направления. Это позволяет в короткий срок рассмотреть вопрос об установлении инвалидности такому гражданину, сформировать ИПРА и организовать процедуру обеспечения его необходимыми ТСР, включая протезирование.

Учреждения МСЭ оснащены автотранспортной техникой. Завершена работа по оснащению учреждений МСЭ средствами аудио- и видеофиксации. В последующем будет продолжена точечная работа по дооснащению структурных подразделений учреждений МСЭ и замене вышедшего из строя оборудования.

С 2017 года ведется работа по оснащению учреждений МСЭ системой управления электронной очередью. По итогам 2019 года ею будет оснащено 70% учреждений.

74% учреждений МСЭ в 2018 - 2019 годах оснащены оборудованием для объективизации степени выраженности нарушенных функций лиц в возрасте до 18 лет.

Выплаты по уходу за детьми-инвалидами

Согласно Посланию Президента России с 1 июля 2019 года размер ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы увеличен с 5,5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Право на данную выплату имеют неработающие родители, усыновители, опекуны, попечители. Среднегодовая численность получателей такого пособия - около 470 тыс. человек.

Участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения прав инвалидов

Конвенция ООН о правах инвалидов предусматривает обязанность государств вовлекать в процесс наблюдения за соблюдением прав инвалидов представляющих их интересы общественные организации.

В связи с этим Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается обязательность привлечения общественных организаций инвалидов к участию в подготовке решений, затрагивающих интересы инвалидов.

За последние годы в несколько раз выросли объемы государственной поддержки общественных организаций инвалидов, в том числе их деятельности, направленной на защиту интересов инвалидов и мониторинг соблюдения их прав органами государственной власти.

Вместе с тем, по оценке Комитета ООН по правам инвалидов, участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения Конвенции и качество их взаимодействия в этих целях с государством нуждаются в улучшении. Такой вывод сделан при рассмотрении первоначального доклада Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции.

С целью реализации данного замечания Минтруд России издал приказ от 22 ноября 2019 года N 729 "Об организации участия общероссийских общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положений Конвенции о правах инвалидов на период 2019 - 2020 годов", предусматривающий меры по активизации участия общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положения Конвенции.

Приказом Минтруда России N 729 от 22 ноября 2019 года создана рабочая группа по организации этой работы, а также утвержден План мероприятий на период 2019 - 2020 годы в целях оказания содействия общественным организациям инвалидов в осуществлении ими мониторинга соблюдения прав инвалидов.

Создания современной доступной и качественной системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (сопровождаемое проживание)

Цель реабилитационного процесса - обеспечить максимально самостоятельный и независимый образ жизни инвалида.

Работа в этом направлении ведется в рамках госпрограммы "Доступная среда" с 2016 года.

За этот период сформированы единые подходы и методические документы, которые позволяют организовать реабилитационный процесс в регионах по общим правилам.

Принятые приказы Минтруда России содержат в том числе:

примерный порядок и модель организации межведомственного взаимодействия реабилитационных организаций;

методику оценки региональной системы;

примерные положения о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов;

примерный перечень оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов.

С 2017 года оказывается поддержка регионам на оснащение реабилитационных организаций оборудованием, развитие региональных информационных систем и обучение специалистов.

К концу 2020 года объем поддержки составит более 1,65 млрд рублей:

в 2017 году - 300 млн рублей (2 пилотных региона);

в 2018 году - 300 млн рублей (2 пилотных региона);

в 2019 году - 503 млн рублей (18 регионов);

в 2020 году - 554 млн рублей (39 регионов).

Важной составляющей в формировании системы комплексной реабилитации является развитие технологий сопровождения. К ним относится ранняя помощь, сопровождаемое проживание инвалидов и сопровождаемая трудовая деятельность. 68 регионов включились в работу по организации сопровождаемого проживания, в том числе инвалидов с ментальными нарушениями.

Обзор документа

Минтруд подвел итоги реализации мероприятий по соцзащите инвалидов за 2019 г. Был усовершенствован порядок получения инвалидности, налажен электронный обмен документами между медорганизациями и учреждениями медико-социальной экспертизы без участия инвалидов.

С 1 июля 2019 г. размер ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы увеличен до 10 тыс. руб.

Реализован ряд мероприятий для создания современной доступной и качественной системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Вопросам трудовой занятости инвалидов в последние годы уделяется все больше внимания как в политических, так и в научных кругах. Однако уровень безработицы среди данной категории населения по-прежнему остается высоким. В этой связи является актуальной задача по определению влияния принимаемых государством решений на показатели занятости среди инвалидов. В работе рассмотрены статистические данные, свидетельствующие об изменениях, происходящих в сфере занятости инвалидов во взаимосвязи с деятельностью государства и его органов.

Ключевые слова: инвалиды, занятость, трудоустройство, квотирование рабочих мест, специализированные рабочие места.

The employment of persons with disabilities has received increasing attention in recent years, both in political and scientific circles. However, the unemployment rate among this category of population remains high. In this regard, it is an urgent task to determine the impact of government decisions on employment rates among people with disabilities. The paper considers statistical data indicating changes in the employment of disabled people in relation to the activities of the state and its organs.

Keywords: disabled people, employment, job quotas, specialized jobs.


Рис. 1. Численность инвалидов по группам инвалидности (чел)[1]

Число инвалидов в трудоспособном возрасте по состоянию на 1 ноября 2019 г. равно 3 458 231 чел., что составляет порядка 30 % от общей численности инвалидов в России. По данным Федерального реестра инвалидов доля работающих инвалидов среди инвалидов трудоспособного возраста составляет около 24 %. Федеральная служба государственной статистики оценивает данных показатель в 18,7 % (по данным выборочного обследования). Как бы то ни было, можно с уверенностью говорить, что рассматриваемую социальную группу отличает значительно более низкий, чем у других групп и слоев населения, уровень занятости (для сравнения — уровень занятости вреди всего трудоспособного населения России составляет порядка 78 %) [6].

Основной контингент работающих инвалидов трудоспособного возраста составляют люди с III группой инвалидности, имеющие минимальные (по сравнению с другими группами) ограничения в трудовой сфере, — 66,5 %.


Рис. 2. Распределение занятых инвалидов по группам инвалидности (ноябрь 2019 г.)[2]


Рис. 3. Динамика численности работающих инвалидов (тыс. чел)[3]

В динамике занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья до 2017 года прослеживались разнонаправленные тенденции в зависимости от группы инвалидности. По утверждению И. В. Калашниковой и А. А. Тринадцатко, увеличение удельного веса трудоустроенных инвалидов I группы было обусловлено постепенным уменьшением их общей численности, примерно по 50–70 тыс. в год [11]. Подобная динамика наблюдалась и с занятостью инвалидов II группы, но с некоторыми отличиями. Так, их общая численность с 2011 г. постепенно сокращалась, примерно на 200–300 тыс. чел. в год, а занятость росла на 7–16 тыс. чел. в год. Незначительный рост занятости при существенном сокращении численности инвалидов сказывался на увеличении удельного веса трудоустроенных среди них. Иные тенденции наблюдались в занятости инвалидов III группы: превышение темп роста занятых инвалидов III группы превышал темп роста общей численности группы, что обеспечило реальное увеличение удельного веса работающих инвалидов данной категории в их общей численности.

Наблюдаемые в последние годы структурные изменения по снижению количества инвалидов I и II группы и увеличению количества инвалидов III группы (рис. 4) можно объяснить усложнившейся процедурой получения инвалидности, а также присвоением инвалидам I и II группы при переосвидетельствовании более легкой группы.


Рис. 4. Динамика численности инвалидов по группам инвалидности (тыс. чел)[4]

Рост численности работающих инвалидов, происходивший до 2017 года, в большей степени был обусловлен вовлечением в общественное производство инвалидов с относительно менее значимыми нарушениями здоровья, а занятость наименее профессионально реабилитированных инвалидов I группы все последние годы была на очень низком уровне в 5–6 %. Распределение количества работающих и неработающих инвалидов по группам инвалидности в конце 2019 года представлено в таблице 1.

Численность идоля работающих инеработающих инвалидов среди инвалидов трудоспособного возраста (ноябрь 2019г.)

Инвалиды втрудоспособном возрасте

Работающие

Не работающие

чел.

чел.

Уровень безработицы среди инвалидов на протяжении 2014–2018 гг. оставался на уровне около 22–23 % [6]. Для сравнения, в тот же период (2014–2017 гг.) уровень безработицы среди всего населения колебался в районе 5,1–5,7 %, то есть, в среднем, был ниже в 4 раза.

В 2017 году Правительством РФ был утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы, которые предусматривали повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов [2]. В соответствии с планом органы по вопросам занятости в регионах РФ осуществили переход от заявительного принципа работы, когда инвалиду самому нужно было обращаться за содействием в трудоустройстве, к инициативному порядку и реализации превентивных мер, которые подразумевают персонифицированный учет потребностей инвалидов в трудоустройстве, информационно-разъяснительную работу среди инвалидов, выявление и устранение барьеров для трудоустройства каждого конкретного инвалида [7]. Это позволило значительно повысить показатели трудоустройства инвалидов — так, численность инвалидов, трудоустроенных на квотируемые рабочие места, увеличилась в 2017 году почти в 2 раза.


Рис. 5. Численность инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости на квотируемые рабочие места (чел)[5]

Кроме того, эти положительные сдвиги связаны с осуществлением Министерством труда и социальной защиты России во взаимодействии с работодателями комплекса мер по инклюзии трудоустройства инвалидов. Одной из таких мер в отчетных документах Минтруда России называется создание специальных рабочих мест для инвалидов и дополнительной инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственный доступ к рабочим местам, для трудоустройства инвалидов I и II групп, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности [4]. Однако конкретных цифр о динамике создания специальных рабочих мест для инвалидов на сайте Минтруда России не представлено, несмотря на объявленное ведение реестра оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов с 2014 года [3].

Однако в связи с обострением социально-экономической обстановки в стране уже в 2014 году количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов сократилось более чем в 2 раза. Изменение этой негативной тенденции произошло лишь в 2017 году, но темпы роста были и остаются сравнительно низкими — примерно 10 тыс. в год. На конец третьего квартала 2019 год в России насчитывалось порядка 97,5 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, что покрывает существующую в них потребность только на треть (табл. 2).

Потребность инвалидов вспециальных условиях труда

Численность инвалидов ввозрасте 18 лет истарше, нуждающихся втрудоустройстве в 2017 году

в специально созданных условиях труда ина дому

в обычных условиях производства спредоставлением соответствующих условий труда

Читайте также: