Доклад на тему общечеловеческие ценности 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности

Прикрепленные файлы: 1 файл

общечеловеческие ценности и нормы реферат.docx

Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности

Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может, как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Американский психолог Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет").

Общечеловеческие ценности и нормы .

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие,преступления.
Развитие общечеловеческих ценностей, формирование личности нового типа – важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня способствуем развитию морального прогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремленности его исканий, замыслов и дел.
Основным стержнем в общей системе развития личности является обучение и воспитание на основе нравственных общечеловеческих ценностей. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание- это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. Человеческие основы для развития самостоятельного мышления и отношения к миру, поиска собственного пути, умения критически мыслить и принимать важные решения формируются с раннего возраста.

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  • 1. Здоровье
  • 2. Любовь, семья, дети, дом
  • 3. Близкие, друзья, общение
  • 4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  • 5. Материальное благополучие.
  • 6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  • 7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  • 8. Творческая самореализация
  • 9. Самообразование
  • 10. Социальный статус и положение в обществе
  • 11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  • 12. Стабильность

Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей. Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, которая бы стала необходимым цементом для укрепления инновационной основы этих проектов.

К одной из центральных и важнейших общечеловеческих ценностей можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться , как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действуетчувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода. То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно. У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

- Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

- Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

- Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с дост.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

с л у ш а т ь …

У одного крестьянина был сын,

У одного крестьянина был сын,

который стал плохо себя вести.

который стал плохо себя вести.

Он вкопал против дома столб

Он вкопал против дома столб



Эта картина так поразила мальчика

Эта картина так поразила мальчика





Григорий Андреевич Медынский Нравственные ценности для человека в цельности д.

Григорий Андреевич Медынский Нравственные ценности для человека в цельности души, её чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз .


Общечеловеческие ценности

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужн.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда, И если кому-то, кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!


Про добро говори смело.

Про добро говори смело.

Кто добру учится, тот добром живёт.

Кто добру учится, тот добром живёт.

КОМПЛИМЕНТЫ










или










Краткое описание документа:

Обучающиеся знакомятся и повторяют культуру поведения. Классный час сопровождается презентацией, которая будет отправлена другим файлом.

Ребята прослушают рассказ "Человеческие ценности". Узнают, как писатель Григорий Александрович Медынский сказал о значении нравственных ценностей для человека. Пройдёт беседа о добре.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 432 человека из 74 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 063 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.04.2018 3915
  • PPTX 5.9 мбайт
  • 260 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Ирина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не просто так, сейчас, нас беспокоит судьба нашего современного человечества. Это связано с тем, что на нас обрушились явления, которые сейчас уже являются глобальными проблемами, касающихся всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации, или по крайней мере ее дальнейшее развитие. Человечество зашло в тупик, глобализация породила ряд проблем: экологическую, демографическую, политическую, экономическу, и прежде всего, духовную. Этот кризис в наше время выражается в достигшем опасного предела для существования человеческого рода отчуждения человека, в отдалении его от истинных, коренных человеческих качеств.

Каждый человек рожден, чтобы сделать мир прекраснее, ярче и добрее. Смотря на наших детей видишь сколько в них оптимизма, энергии, энтузиазма, доброты, великодушия, нежности. В каждом ребенке находится частичка света, которая не видна, но нужна ее открыть и рассмотреть в каждом. А в настоящее время учащихся учат увековечивать деятельность в обход сердца, вынуждая их сосредотачиваться исключительно на интелектуальных устремлениях и пренебрегая их сердцами. Даже самые маленькие дети в детском саду уже заполнены и захвачены идеей сопернечества. Но изменяя систему ценностей и открывая сердца, мы можем изменить мир, давая людям надежду и вдохновляя их становиться более гуманными. Чтобы стать добрее к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей и наша жизнь были счастливыми!

Основная часть

Нравственное воспитание всего человечества является неоспоримой и важнейшей целью всего общества. Человек является носителем высшей нравственной ценности. Недостатки и упущения в нравственном воспитании не только молодого поколения, но всего человечества в целом, наносят обществу такой невозратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Поэтому людям людям необходимо воспитать в себе вечные общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняясь собственным конкретным смыслом, воспроизводится, в любом типе культуры в качестве ценности.

Таким образом, личностная система ценностей не остается не изменной, она подвергается значительным изменениям, под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни. Поэтому возникает вопрос, какие же именно ценности нужны подрастающему поколению?

Т.И. Петракова предлагает классификацию системы ценностей, деление на три вида: природные, приобретенные и абсолютные.

Природные ценности – это ценности, естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства и воли.

Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком интелектуального и нравственного развития, такие как: корректность, вежливость, уважение, отзывчивость, великодушие и т.д. Приобретенные ценности меняются в течении жизни.

Абсолютные ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и не значемые для огрниченного круга людей, а нечто имеющее значение для всего человечества. Эти абсолютные ценности еще называют Вечными общечеловеческими ценностями.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом (469-399гг.до н.э.)., сделавшим его центральным пунктом своей философии, и сформулировал его в виде вопроса о том, что есть благо.

Проблемами включения общечеловеческих ценностей в образовательный процесс поставлена в педагогике в конце 80-х и начале 90-х годах XX столетия. Этими вопросами занимались: И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, В. Оконь и т.д.

Возникает задача использования уже имеющегося в содержании образования материала, выявление скрытого в нем ценностного потенциала. Необходимо вести речь о некоторой совокупности непреходящих, базовых ценносей, которые должны войти в структуру личности. Поэтому при отборе образовательного материала, важно ориентироваться на ценности, отличающихся гуманистической направленностью.

Абсолютные общечеловеческие ценности и представляют собой интерес для духовно-нравственного воспитания личности. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей, становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей.

Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества. Каковы же эти общечеловеческие ценности? Их пять: Истина, Бескорыстная Любовь, Праведное Поведение, Внутренний Покой, Ненасилие. Они не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности, они не изменимы во времени. Все эти пять ценностей неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и проникая друг в друга создают единуюоснову духовности человека и его культуры. Обучение общечеловеческим ценностям – это не простое накопление теоретических знаний – его основа лежит в действии, в трансформации наших убеждений и поведения.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует понять их, кто применяет их на практике и распрастраняет с усердием и искренностью, уже можно назвать по – настоящему образованным человеком.

Связывая вечные общечеловеческие ценности со структурой человеческой личности, выделяются следующие уровни:

Физический уровень (5 органов чувств) – Праведное Поведение

Эмоциональный уровень (подсознание) – Внутренний покой

Ментальный уровень (ум, мысли) – Бескорыстная Любовь

Уровень различения (сознание, разум) – Истина

Духовный уровень (интуиция, совесть, вдохновение) – Ненасилие.

Для достижения внутренней гармонии человека в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям.

Общечеловеческая ценность – Истина.

Каким бы великим не былоснизошедшее на них откровение Оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть Истину, заключающегося в этом афоризме - Познай себя.

Эти слова означают следующее – прежде чем, о чем – либо спрашивать, сначала задай себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни: Кто я?

Цель обучения проявлению Истины – поддержать ребенка в поисках его истинной природы и осознание того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как Истина – это и есть природа человека. Осознавая Истину, мы открываем путь к мощному потоку энергии, которое наполняет внутреннее пространство человеческой сущности.

Любое истинное обучение – это напоминание, толчок к поиску, к творчеству и должно опираться не на заучивание готовых фактов, которые, к тому же, могут быть ошибочными, а на постановку вопросов. Потому что именно вопросы побуждают к внутреннему поиску, развивают ум и обостряют интуицию.

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая утомляясь, проявляется как материальный мир. Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. И когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Абсолютная Истина универсальна, неизменяема, выше чувств, выражает единство.

Истина, говорит с нами на простом языке, она кроется в привычных для нас вещах, и познать ее мы сможем лишь когда в своем сердце поселим доброту и милосердие. Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. А пользу, мы можем принести добрыми поступками, хорошим отношением к окружающему миру. И только познав истину мы сможем смотреть на мир с открытою душой и радостью.

На пути к истине, человек учится принимать верные решения, справляться с трудностями, делать важнейшие открытия в окружающем мире, благодаря чему его жизнь становится насыщенной и интересной.

Мы, родители и учителя, должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, но и дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала наших детей.

Я считаю что именно личность учитель является главным в формировании будущего страны и всего человечества, ведь именно он влияет на личности нескольких молодых поколений. Но для того чтобы положительно влиять на эти личности, педагог должен сам осознавать и практиковать вечные общечеловеческие ценности. Его мысли, слова и дела должны быть в совершенной гармонии.

В наши дни мысли, слова и поступки людей очень загрязнены, материальные ценностя ставятся выше духовных. Это всё необходимо очистить. Внутреннее очищение влечет за собой и очищение внешнее. Прежде всего нужно преобразавать ум человека, и тогда преобразуется весь мир. Это и есть то образование, в котором мы нуждаемся.

Мы должны, наконец, понять, что развитие и воспитание молодого поколения заключается не в накоплении знаний или в спортивных достижениях, но в более сбалансированном, всестороннем развитии личности. Очень важно при этом, чтобы каждая личность опиралась в своём развитии на общечеловеческие ценности.

Только тогда мы сможем во благо себе и обществу применить свои знания и умения. Ведь только того, кто применяет на практике, проявляет истину, праведное поведение, умиротворённость, любовь и ненасилие, можно по праву назвать образованным человеком, несущим в мир стабильность и гармонию. Поэтому, если мы хотим видеть будущее мира светлым, мы должны изменить существующую сегодня модель образования, сориентировав её на общечеловеческие ценности, гармонично развивая сердце, голову и руки.

Осмыслив все знания полученные мной об общечеловеческих ценностях, и работая с ценностью Истина я пришла к мысли о том, что поиски Истины приводят человека к осмыслению им своей жизни, поступков, желаний, стремлений, его истинной природы. Как я говорила изначально, решение глобальных проблем начинается с самого человека, возвращение к своим истокам, нужно смотреть на мир и на жизнь сквозь призму общечеловеческих ценностей, и познание Истины, это отличное начало для преобразование прежде всего самого себя, и уже всего человечества.

Процесс познания Истины, позволил мне понять суть привычных явлений, которые происходят в повседненой жизни, их постижение озарило меня и наполнило смыслом жизни. Я стала ценить каждый момент своей жизни и жить настоящим, сегодняшним, ведь вчера уже прошло, а завтра…а завтра будет завтра. С любовью научилась смотреть на все и на всех, пытаюсь воспитать в себе качества праведного поведения, хочу жить в гармонии с собой и обрести внутренний покой. И в дальнейшем буду жить в ненасилии над всем.

Поэтому я желаю вам никогда не останавливаться на пути постижения истины! Познать себя должен каждый!

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Общечеловеческие ценности Общечеловеческие ценности - это фундаментальные,. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Добро Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Здоровье Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Природа Природа представляет собой цельный живой организм, части которого всецело взаимосвязаны между собой. Именно поэтому изучение природных явлений и мечта в нем человека приобретает особую актуальность в особенности на сегодняшний день, когда высокотехнологичное окружение человечества практически заменило природную основу бытия.

Отечество Чувство любви к Отечеству присуще всем нациям, народно­стям, классам, социальным группам. Без любви к Родине невоз­можно построить сильную страну. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырас­тить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела

Читайте также: