Доклад об экономике россии 2021

Обновлено: 05.07.2024

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Всемирный банк (ВБ) улучшил прогноз по росту ВВП России в 2021 году до 3,2% по сравнению с мартовским прогнозом в 2,9%. Об этом говорится в докладе банка об экономике России.

"Согласно базовому прогнозу, рост ВВП в 2021, 2022 и 2023 годах составит 3,2%, 3,2% и 2,3% соответственно. Базовый сценарий предполагает постепенное сокращение числа новых случаев заболевания COVID-19. Как ожидается, оживлению экономики России, опирающемуся на рост потребления домохозяйств и инвестиции, будут способствовать восстановление мировой экономики, повышение цен на нефть и мягкие денежно-кредитные условия на внутреннем рынке в 2021 году. Кроме того, потребление будет поддерживать низкий уровень активности в сфере международного туризма", - говорится в докладе.

В соответствии с прогнозом Всемирного банка, динамике роста валовых инвестиций в основной капитал будут способствовать повышение предпринимательской уверенности и государственные инвестиционные проекты. "К концу 2021 года - началу 2022 года ожидается восстановление миграционных потоков, что также окажет положительное воздействие на инвестиционные проекты, которым в настоящее время не хватает рабочей силы в ряде регионов. Совокупный эффект экономического роста и изменений в мерах социальной поддержки (при допущении о полной и адресной реализации новых объявленных мер) может привести к тому, что уровень бедности на конец года составит 11,4% (по сравнению с 12,1% в 2020 году)", - отмечает ВБ.

При этом главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги в интервью ТАСС заявил, что в связи с неопределенностью нужно осторожно относиться к прогнозам. "Но вообще из-за высокой неопределенности к прогнозам надо относиться осторожно. Непонятно, как будет вести себя пандемия, поэтому делать прогнозы сложно", - сказал Санги.

Оптимистический сценарий

При этом, согласно оптимистическому сценарию, который приводится в докладе, если вакцинация будет проходить быстрее ожиданий, то это может привести к снятию ограничительных мер раньше, чем планировалось.

"Благодаря массовой вакцинации, перезапуску экономики стран, а также выделению крупных пакетов мер стимулирования экономики, рост мировой экономики может восстановиться быстрее и оказаться более долгосрочным, чем ожидается. Рост спроса на нефть может оказаться намного выше ожиданий. Этот оптимистический сценарий предполагает ускорение роста ВВП России в 2021, 2022 и 2023 годах до 3,8%, 4,8% и 3,3% соответственно и более стремительный рост внутреннего спроса, чем в рамках базового сценария", - сообщается в документе.

Как отмечают во Всемирном банке, более высокие темпы вакцинации от COVID-19 привели бы российскую и мировую экономику к более долговечному, устойчивому росту.

Пессимистический сценарий

Согласно докладу, в пессимистическом сценарии новые вспышки пандемии и распространение новых штаммов вируса могут привести к необходимости более длительного сохранения ограничительных мер и в большем числе стран, что станет причиной гораздо более слабого спроса на нефть.

"Ослабление спроса и снижение цен могут привести к усилению давления на соглашение ОПЕК+. Возможный развал соглашения и последующее увеличение объемов добычи могут привести к сохранению существенно более низкого уровня цен на нефть на протяжении более длительного периода времени. Согласно пессимистическому сценарию, рост ВВП в 2021, 2022 и 2023 годах составит 2,6%, -0,7% и 0,6% соответственно, а объем инвестиций сократится в 2022-2023 годах. Факторы, угрожающие росту экономики, перевешивают позитивные факторы", - говорится в докладе.

Прогноз Минэкономразвития РФ по росту российской экономики в 2021 году составляет 2,9%. По прогнозу Банка России, в 2021 году ВВП страны увеличится на 3-4%. В последующие годы темпы прироста ВВП составят 2,5-3,5% в 2022 году и 2-3% в 2023 году.

Худший период кризиса на рынке труда

Худший период кризиса на рынке труда РФ, по-видимому, пройден, отмечается в тексте доклада.

"Потери рабочих мест в обрабатывающей промышленности, строительстве, розничной торговле и индустрии гостеприимства связаны с введением ограничительных мер и трудностью перевода этих видов деятельности на удаленный режим. Однако сокращение занятости в сфере здравоохранения/ социального обслуживания в период пандемии объяснить труднее. Возможными объяснениями могут быть повышение уровня психологической и физической усталости среди медицинских работников, рост числа заражений коронавирусом среди работников этой категории или сокращение занятости в учреждениях социального обслуживания (в том числе частных), пострадавших от пандемии. В остальных секторах потери были гораздо меньше или вообще отсутствовали, что указывает на то, что для остальной экономики худший период кризиса, по-видимому, уже пройден", - отмечается в докладе.

По данным Росстата, уровень безработицы в России в апреле снизился до 5,2% с 5,4% в марте. Помощник президента РФ Максим Орешкин 22 мая заявил, что ожидает полного восстановления рынка труда в России до докризисного уровня к концу текущего года.

По данным Росстата, численность безработных в России за 2020 год составила около 4,321 млн человек, что на 24,7% выше показателя предыдущего года. Общая доля безработных среди населения трудоспособного возраста в 2020 году составляла 5,9%.

МОСКВА , 26 мая 2021 года – Как отмечается в последнем Докладе об экономике России (выпуск № 45), опубликованном Всемирным банком , в 2021 году в России ожидается рост ВВП в размере 3,2%, после чего темпы роста составят 3,2% в 2022 году и 2,3% в 2023 году. Согласно прогнозам, восстановлению экономической активности, которое будет опираться на рост потребления домохозяйств и рост инвестиций, будут способствовать оживление мировой экономики, повышение цен на нефть и мягкие денежно-кредитные условия на внутреннем рынке в 2021 году. Этот базовый сценарий предполагает постепенное снижение числа новых случаев заболевания COVID-19 .

Банковский сектор России до сих пор демонстрировал устойчивость к потрясениям, однако среднесрочные последствия еще не видны. Медленное восстановление экономики и государственные программы льготного кредитования способствовали росту кредитования. Доля проблемной задолженности практически не изменилась и составила около 9% от общей суммы выданных кредитов.

С 2019 по 2020 годы средний размер реальной заработной платы вырос на 1,7%, но за этой цифрой скрываются существенные различия между видами экономической деятельности: в секторах, где произошло наибольшее сокращение занятости, также отмечалось наибольшее снижение реальной заработной платы. Реальная заработная плата выросла в сельском хозяйстве, секторе связи и здравоохранении, но при этом сократилась во многих других секторах, причем в гостиничном бизнесе, строительстве, сфере культуры, спорта и рекреации, а также в торговле это сокращение было значительным.

Однако, как показывает проведенное исследование, рост реальной заработной платы не может компенсировать падение располагаемых доходов на душу населения, уровень которых в течение трех последних кварталов 2020 года был ниже, чем за аналогичные периоды прошлого года, на 7,9%, 5,3% и 1,7%, соответственно.

В докладе есть специальный тематический раздел, и в этом году он посвящен вопросу двукратного сокращения бедности в России за счет создания экономически эффективных систем социального обеспечения. Одной из национальных целей России является снижение уровня бедности в два раза (до 6,6%) к 2030 году. При том, что комплекс российских систем социального обеспечения играет важную роль в сокращении бедности, он является весьма затратным: страна ежегодно расходует на программы социальной поддержки более 3% ВВП или 30 млрд долларов США. Этот уровень расходов более чем в три раза превышает совокупный дефицит доходов всех бедных семей страны, без учета социальных трансфертов.

Михаил Делягин

Это концентрация всех сил на самосохранении и на сферах деятельности, обеспечивающих возможность длительного напряжения всех сил и их эффективной фокусировки. Это значит приоритет качества управления (в том числе массовым со-знанием), развития современной и эффективной науки, техно-логического прогресса и экономической модернизации, обеспечивающей устойчивый социальный прогресс.

Последнее обязательно: достигнутая без нее победа гарантирует поражение в последующем мире. Да и победа без нее сомнительна, так как главное оружие в современной политической войне — это создание привлекательного и открытого для всех (в том числе для врагов) образа достижимого будущего.

Запад уничтожил советскую цивилизацию именно созданием такого образа. Сегодняшний Запад сам разрушил его, и сам по себе такой открытый для присоединения всех желающих привлекательный образ будущего пока есть лишь у политического ислама, — что пригодно не всем.

Чтобы явить миру такой образ, России надо хотя бы начать комплексное развитие. Не кусочно-разрывное, привычное для нас за последние 10 лет, а всеобъемлющее, открывающее возможности всем и везде.

Ключ к этому общеизвестен: комплексная (а опять-таки не привычная кусочно-разрывная) модернизация инфраструктуры, в первую очередь энергетики, ЖКХ, авто- и железных дорог, региональной авиации (модернизация связи, если кто не заметил, уже прошла). Модернизация инфраструктуры хороша тем, что качественно повышает деловую активность, снижая при этом общественные издержки, и гарантирует государство от недобросовестной конкуренции с частным бизнесом (так как инфраструктура недоступна ему по своей природе: вкладывает один, а результат неминуемо достается всем).

Чтобы модернизация инфраструктуры имела смысл, необходим дешевый кредит.

А это требует ограничения финансовых спекуляций: иначе все средства вместо инфраструктуры и модернизации реального сектора уйдут на финансовые спекуляции. Не случайно ни одна крупная экономика, не ограничившая финансовые спекуляции, так и не стала развитой: у нее не было шансов. Самый мягкий и потому разумный способ — японский: участники финансового рынка могут инвестировать в любые спекуляции сколько угодно, но должны при этом вкладывать впятеро больше в реальный сектор (включая население и госдолг).

Разумеется, необходимо ограничить и коррупцию, — и отнюдь не только урезанием способных питать ее финансовых потоков. По примеру Италии надо гарантированно и автоматически освобождать от ответственности взяткодателей, сотрудничающих со следствием, а по примеру США — конфисковать у семей мафиози, не сотрудничающих со следствием, даже легализованные активы, оставляя им лишь скудный социальный минимум.

Наконец, необходим разумный протекционизм: без него рост спроса будет стимулировать деловую активность не в России, а в Китае и других эффективных экономиках.

Для сохранения народа надо резко ограничить миграцию, уничтожив анклавы рабовладения и феодализма в российском обществе, пока они не успели убить его своими метастазами.

Государство должно признать наконец право своих граждан на жизнь, гарантировав им реальный (а не фиктивный, заниженный в 2,5 раза) прожиточный минимум, и вернуть образованию и здравоохранению задачи созидания народа.

На выходных, стремясь спасти попадающих на Донбассе в мегакотел фашистскую группировку, Запад применил против нас финансовый аналог ядерной бомбы — заморозку активов Банка России для лишения его возможности защитить экономику от девальвации и валютной паники. В зависимости от их актуальной структуры, заморозке может подвергнуться более половины международных резервов России.

Ответ на апофеоз санкционной агрессии должен быть мгновенным, с тем чтобы заставить пойти на попятный.

Прежде всего необходимо прекращение всего значимого для Запада экспорта, прежде всего сырьевого, и прекращение прокачки нефти и газа по всем экспортным трубопроводам в Европу. Импорт должен быть ограничен критически необходимым, государственная политика должна быть подчинена задачам его замещения.

Необходима заморозка всех российских активов юрлиц стран, которые поддержали или могут поддержать санкции против РФ, и офшоров (до перерегистрации активов на территории РФ), а также конфискация всех активов юрлиц США на территории РФ.

Все платежи по всем долгам странам Запада, включая госдолг России, должны быть полностью прекращены, а эти долги — аннулированы в счет нанесенного России ущерба.

Всем медиа стран Запада должна быть запрещена работа в России. Российские либеральные медиа должны быть закрыты. Фейсбук как наиболее враждебная и лживая соцсеть должен быть заблокирован.

Необходимо задержание всех представителей офшорной аристократии в руководстве России и тщательное расследование их деятельности. Это превентивная мера для избегания угрозы госпереворота.

Наконец, поскольку Тайвань присоединился к технологическим санкциям против России, Россия должна поставить армии Китая то, что ей нужно для воссоединения с Тайванем с приемлемыми потерями (и это не оружие), в обмен на восстановление поставок, в первую очередь полупроводников, и на новые поставки, в первую очередь высокоточных станков.

В 2021-м кабмину Мишустина не обойтись без прямой финансовой помощи населению

На фото: премьер-министр РФ Мишустин


По итогам 2020 года уровень бедности в РФ может вырасти до 14,2%. Об этом говорится в ежегодном докладе Всемирного банка об экономике России, обнародованном 16 декабря.

ВБ прогнозирует, что в силу более заметной экономической активности в третьем квартале ВВП РФ в 2020 году снизится на 4%, а не на 5%, как ожидали в банке в сентябре.

В базовом сценарии — при условии безопасной и массовой вакцинации — Всемирный банк прогнозирует возвращение экономики РФ к росту на 2,6% в 2021 году. Но этот рост окажется под большим вопросом, если произойдет резкий рост числа заболеваний и усиление карантинных ограничений, либо против РФ ужесточат внешние санкции, либо ухудшится ситуация в российском банковском секторе, в том числе из-за перегрева рынка ипотеки.

Насколько адекватны оценки ВБ, что в реальности ждет российскую экономику?

— После падения экономики РФ на 8% ВВП во втором квартале, в третьем общее падение оценивалось в 3−3,5%, — отмечает завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов. — Сейчас ВБ говорит об итоговом годовом падении на 4% ВВП — эту оценку можно считать консенсусной. Так вот, она означает, что ситуация в экономике в четвертом квартале ухудшилась.

Вторая волна коронавируса, несмотря на отсутствие самоизоляции и лояльные ограничительные меры, отрицательно влияет на экономику. Мы не слышим четких прогнозов, когда вторая волна закончится — то ли в марте, то ли в апреле. Мало того, ряд экспертов предупреждает о надвигающейся третьей волне.

Замечу, вторая волна по заболеваемости оказалась значительно более масштабной, чем первая. Третья же, как говорят, превзойдет по масштабам вторую. В таких условиях неопределенности просто невозможно быть уверенным, что прогноз ВБ по росту экономики сбудется.

Будет ли первый квартал 2021 года лучше четвертого квартала 2020-го — большой вопрос. На январь накладываются новогодние праздники и традиционный низкий период экономической активности. Единственное, что статистически может спасти первый квартал — граждане из-за карантина останутся на праздники в России. В прежние годы потребление в этот период смещалось в сторону зарубежных стран — обеспеченные россияне тратили существенную сумму своих сбережений на зимний отдых за границей. Сейчас такой возможности нет, и тратить им придется внутри России.

Замечу также, что на фоне провала в 2020 году экономики на 4% последующий рост на 2,6% воспринимается как отскок — простое восстановление экономики, причем далеко неполное. В лучшем случае, этот отскок окажется промежуточным этапом движения к докризисным показателям. В любом случае, о полном восстановлении экономики в 2021 году и речи быть не может.

— Государство у нас не принимает мер прямой финансовой поддержки населения. Между тем, мы видим резкий рост безработицы и устойчивый рост числа малообеспеченных граждан. Плюс мы видим в корпоративном секторе и бизнесе увеличение числа так называемых зомби-компаний.

Сегодня эти компании получили отсрочку по арендным платежам, налоговые и кредитные каникулы, а также мораторий на банкротство. Но в следующем году эти отсрочки истекут, и негативные процессы, не исключено, проявятся в полной мере. Тот же ипотечный пузырь, я считаю, связан не столько с риском этого вида кредитования (это обеспеченное кредитование, т. е. наиболее надежное), а с вероятностью волны банкротств и массовой потери работы.

На деле сегодня люди уверены в завтрашнем дне, но завтра они могут столкнуться с безработицей и падением доходов. Возможно, кабмин сегодня бережет деньги потому, что понимает: пик финансовой поддержки может наступить именно в 2021 году.

Та же сфера услуг в условиях ограничений вечно существовать не может. По итогам первой волны коронавируса, после снятия самоизоляции заново не открылись 20% компаний из этой сферы. Второй волны, с перспективой еще и третьей, может не пережить значительная часть оставшихся предприятий.

— Провакцинировать до весны все населения России не удастся — это все понимают. Специалисты уверяют, что на формирование коллективного иммунитета от коронавируса нужен минимум год. Это значит, третья волна представляет для 2021 года существенную экономическую угрозу.

— Кабмин уже обкатывает инструменты эмиссии денег — по аналогии с Европейским центральным банком и ФРС США, которые таким образом финансируют дефицит бюджета и осуществляют меры прямой поддержки населения. До этого, замечу, наш ЦБ рассуждал в рамках классической монетарной концепции — считал, что деньги печатать нельзя, чтобы не разгонять инфляцию.

Сейчас мы видим, что инфляция уходит на второй план и жесткая позиция ЦБ больше не мешает правительству. Мы видим, например, что Минфин может себе позволить привлечь в течение месяца 2 трлн рублей — это довольно значительная сумма. Напомню, в свое время, чтобы единовременно выплатить пенсионерам по 5 тыс. рублей, правительству потребовалось 300 млрд рублей.

Да, всем раздать деньги и всем помочь финансово — как в той же Европе — у нас не получится. Но помочь в 2021 году тем, кто потеряет работу, и отдельным группам нуждающихся граждан правительство вполне сможет.

Читайте также: