Доклад о выполнении госзадания

Обновлено: 02.07.2024

Отчет об исполнении государственного задания — это обязательная форма отчетности, которую обязаны готовить получатели бюджетных субсидий. Для федеральных бюджетников разработали и утвердили унифицированный бланк, а региональные и муниципальные организации отчитываются по формам, разработанным учредителями и ГРБС.

Ключевые правила работы с госзаданием

Госзадание должно содержать показатели, которые характеризуют качество и объем оказываемых госуслуг, порядок контроля за его исполнением и требования к отчетности об его исполнении (ст. 69.2 Бюджетного кодекса).

В структуре госзадания главным распорядителем (для казенных) либо учредителем (для бюджетных и автономных учреждений) утверждаются:

  • требования к отчетности;
  • шаблон и инструкция, как заполнить отчет по муниципальному заданию;
  • сроки ее предоставления.

Ранее мы писали о том, как формируется государственное задание. Разберемся, как отчитаться о его исполнении.

Обновленный отчет по госзаданию бюджетного учреждения содержит :

  • титульный лист: общая информация об организации, форме отчетности и так далее;
  • часть 1: наименование услуги, категории потребителей, фактические показатели объемов и качества (в случае предоставления);
  • часть 2: наименование работ, категории потребителей, фактические показатели объемов и качества (в случае предоставления).

Форма о выполнении государственного задания

Типовая форма для организаций федерального уровня утверждена постановлением правительства от 26.06.2015 № 640 (в ред. ПП от 13.09.2017 № 1101) — ОКУД 0506501.


Подготовлена новая редакция отчета. Новый формуляр представлен в постановлении правительства РФ от 09.07.2019 № 873. Обновленный бланк применяют к отчетности за 2020 год.

Зачем нужен отчет

Основное условие для получения субсидии — предоставление отчета и осуществление мер контроля за использованием средств. Соглашение о предоставлении субсидий бюджетному или автономному учреждению на очередной финансовый период предоставляется только после сдачи и утверждения отчета.

Если в отчетном периоде не достигнуты показатели, которые характеризуют выполнение государственного задания, бюджетные и автономные учреждения обязаны вернуть остатки выделенных им средств в те бюджеты, из которых они получены.

Сроки возврата, как правило, устанавливаются в мерах по реализации соответствующих бюджетов на очередной год и плановый период (то есть исходя из принятого на следующий год закона о бюджете). Минфин посвятил ряд разъяснений вопросам возврата средств субсидий по итогам отчетного года:

  • 05.02.2016 № 02-01-09/5870 (федеральные организации, возврат субсидии в объеме невыполненных показателей);
  • 01.04.2016 № 02-06-07/19436 (бюджетные и автономные организации всех уровней бюджетной системы, порядок возврата, проводки);
  • 12.04.2016 № 02-01-09/20629;
  • 14.09.2017 № 02-07-10/59464.

Важный момент — отражение в учете бюджетного и автономного учреждения увеличения задолженности по возврату субсидий. Не ошибиться поможет эта таблица бухгалтерских проводок.

Отражена задолженность по возврату в бюджет остатков субсидии на выполнение госзадания

Пункты 150, 152 инструкции № 174н

Перечислен в бюджет остаток неиспользованных средств субсидии на выполнение госзадания

Пункты 178, 180 инструкции № 183н

Статья 131 КОСГУ введена новым приказом Минфина № 209н. Но учреждению необходимо согласовать порядок отражения возврата субсидии в вышестоящем финансовом органе. При списании денежных средств с расчетных счетов делается одновременная запись по забалансовому счету 18.

Когда сдавать отчетность

Периодичность предоставления отчета устанавливается в госзадании. По общему правилу — один раз в год до принятия закона о бюджете (обычно это происходит в декабре). Но окончательный срок устанавливает учредитель. Отчет о выполнении госзадания бюджетного учреждения сдают до 01.02.2020, если иное не предусмотрено учредителем. В 2020 году последний срок выпадает на субботу, поэтому подайте отчетность заранее.

Помните, что ГРБС или учредитель уполномочен ввести и полугодовые, и квартальные формы отчетности по госзаданию и по отдельным его показателям.

При этом сведения о том, с каким результатом учреждение исполнило государственное (муниципальное) задание, включены в состав пояснительной записки к формам годовой и квартальной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина № 33н).

Правила заполнения

Подробности и правила, как заполнять бланк отчета о выполнении государственного задания, устанавливает учредитель на местах. Но текущее законодательство предусматривает четыре единых правила:

Как известно, процесс оказания в отчетном году государственных (муниципальных) услуг завершается составлением и подачей отчета о выполнении задания. Учреждения должны сделать это в начале нового года. А значит, сейчас самое время вспомнить правила работы с данным документом и требования к нему, установленные органом-учредителем. На что обратить внимание при заполнении отчета и какими будут последствия, если не соблюдать правила?

Требования к отчетности устанавливаются непосредственно в государственном (муниципальном) задании, а также в порядке формирования и финансового обеспечения его выполнения, принятом органом-учредителем (п. 1 и пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Это главные документы, на которые должны ориентироваться бюджетные, казенные и автономные учреждения при работе с отчетом.

Отметим, что порядки формирования и финансового обеспечения выполнения задания Правительство РФ утверждает в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений регионального уровня, местная администрация – в отношении муниципальных учреждений (п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, на каждой конкретной территории существуют свои особенности составления и подачи отчета, но базовые правила едины. Остановимся на них.

Соблюдаем требования к форме

Форма отчета и пояснения к ее заполнению содержатся в порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания. Так, для федеральных учреждений форма утверждена в приложении 2 к Положению № 640 (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Регионы и муниципалитеты (к примеру, Московская, Иркутская области, Томск) устанавливают форму отчета в собственных правовых актах аналогичного содержания. На данную форму, принятую органом-учредителем, и нужно опираться учреждениям.

отсутствие обязательных реквизитов (дата составления отчета, подпись руководителя учреждения).

Еще одно требование – заполнение и подача отчета в электронном или бумажном виде.

Второй способ распространен в субъектах РФ и муниципальных образованиях, где отчетность о выполнении задания подается в основном на бумаге.

Заполняем отчет без ошибок

При формировании отчета уполномоченные лица учреждения могут допускать описки, счетные ошибки и прочие несоответствия. И, судя по результатам проверок, проводимых контрольно-счетными органами в отношении деятельности учреждений по выполнению заданий и эффективности расходования ими средств бюджета соответствующего уровня, такие ошибки нередки.

Обратите внимание: в каких единицах указывать допустимое (возможное) отклонение и отклонение, превышающее допустимое, – это нужно уточнить в форме отчета, установленной органом-учредителем, и пояснениях к ней. В разных публично-правовых образованиях правила различаются.

Так, согласно пояснениям к форме отчета, утвержденной Положением № 640 для федеральных учреждений, допустимые отклонения должны быть переведены в отчете в те единицы измерения, которые установлены для того или иного показателя в государственном (муниципальном) задании. Аналогичное требование действует в ряде регионов и муниципальных образований (Свердловской области, Чите и др.).

К сведению: вид, в котором надо переносить из государственного (муниципального) задания в отчет величину возможного отклонения, зависит от требований конкретного учредителя.

Таким образом, вид, в котором надо переносить из государственного (муниципального) задания в отчет величину возможного отклонения, зависит от требований конкретного учредителя. В одних публично-правовых образованиях необходимо отражать этот показатель в абсолютных величинах (n человек, человеко-часов, штук и пр.), в других – оставлять в процентах (как прописано в задании).

Обеспечиваем достоверность сведений

Соблюдаем сроки подачи

Собираем сопроводительные документы

В одних случаях сопроводить отчет нужно пояснительной запиской, в других (скажем, в Ямало-Ненецком автономном округе) – аналитической справкой о соблюдении нормативной стоимости услуг (работ) и иной отчетностью и информацией, необходимой учредителю для контроля выполнения задания. Где-то нужно представлять отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (как в Астрахани), а кто-то (к примеру, органы-учредители федерального уровня) обязывает подведомственные учреждения подавать первичные документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ).

Подобные требования прописываются в порядках формирования и финансового обеспечения выполнения задания либо иных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления контроля выполнения задания. Иногда перечень сопроводительных документов приводится в самих заданиях. Например, это могут быть:

пояснительная записка с описанием причин недостижения запланированных показателей задания, сложностей, возникших в процессе выполнения задания;

пояснительная записка с распределением достигнутых показателей по обособленным подразделениям учреждения;

сведения об объемах кредиторской задолженности;

Уточняем, необходимо ли публиковать отчет

Согласно ч. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ публиковать на общероссийском сайте информацию о подведомственных учреждениях должен орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Хотя он может и передать данное право непосредственно учреждениям, указав на это в нормативном акте. Подобным образом поступило Минобрнауки (см. его Приказ от 21.02.2018 № 117).

Оцениваем риски при нарушениях

Несоблюдение рассмотренных правил ведет к ошибкам в работе с отчетом. Учредители могут обнаружить их на этапе утверждения данного документа, а органы внутреннего и внешнего финансового контроля – при проверках деятельности учреждений.

Наиболее существенные нарушения – те, что связаны с предоставлением недостоверных сведений. В частности, если учреждение не сможет подтвердить фактические показатели, внесенные в отчет, первичными документами, а подтвержденные показатели окажутся меньше плановых (с учетом допустимых отклонений), государственное (муниципальное) задание признают невыполненным. И тогда учреждение должно будет вернуть часть субсидии на выполнение задания, соответствующую невыполненному объему (недостигнутому качеству) услуг или работ. Требование о таком возврате обычно прописывается в порядках формирования и финансового обеспечения задания (абз. 2 п. 46 Положения № 640, правовые акты, действующие, например, в Иркутской области и Кургане).

К сведению: правильно оформленная отчетность, содержащая достоверную информацию, не всегда свидетельствует о надлежащем выполнении задания. Отражение в отчете отклонений, превышающих допустимые, укажет на недостижение плановых показателей и тоже будет квалифицироваться как нарушение.

Недостоверность сведений в отчете может повлечь административную ответственность. Обнаружив подобное нарушение и сделав вывод о недостижении установленных показателей задания, органы внутреннего или внешнего финансового контроля привлекут руководителя учреждения к штрафу по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ. Согласно ей однократный проступок грозит должностному лицу учреждения предупреждением или штрафом в размере от 100 до 1 тыс. руб., повторное нарушение – штрафом в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Заключение

Соблюдая перечисленные правила, учреждение сможет минимизировать ошибки и даже вовсе избежать их при составлении и подаче отчета. Главное – внимательно изучить требования к отчетности, установленные в государственном (муниципальном) задании и порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания. Именно эти документы помогут ответить на вопросы, по какой форме заполнять отчет, как рассчитывать тот или иной показатель, в какие сроки подавать отчетность и какие еще документы предоставить органу-учредителю.

Предварительный отчет о выполнении государственного (муниципального) задания - документ, содержание которого напрямую влияет на объем текущего финансового обеспечения учреждения. Обязанность подавать такие отчеты органу-учредителю установлена для большинства АУ. Что учесть при заполнении и представлении данного документа? Что поможет сохранить запланированные объемы субсидии или сгладить последствия при их снижении?

Правила работы над предварительным отчетом обычно устанавливаются в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, принятых органом власти соответствующего уровня. В силу п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ такие порядки Правительство РФ утверждает в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - в отношении учреждений регионального подчинения, местная администрация - в отношении муниципальных учреждений.

На федеральном уровне действует Положение N 640 , определяющее особенности составления и подачи отчетности, в том числе предварительного отчета, для федеральных госучреждений. Как следует из п. 46 Положения N 640, названный отчет заполняется по форме, установленной для годового отчета о выполнении госзадания, и должен содержать предварительную оценку достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг. Предварительный отчет о выполнении работ, входящих в задание, федеральные АУ обязаны представлять, если такое решение примет орган-учредитель (в этом случае правила заполнения те же, что и в отношении отчета об услугах).

Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуются своими порядками, которые во многом повторяют содержание федерального документа (хотя в них также учитывается собственное видение процесса формирования заданий и контроля их исполнения). Иными словами, алгоритмы работы с предварительными отчетами у всех разные, однако основные пункты этих алгоритмов совпадают. Они сводятся к четырем правилам.

Соблюдаем срок подачи

Первое правило заключается в том, чтобы своевременно подать предварительный отчет органу-учредителю. Ориентироваться нужно на срок, обозначенный в задании и соглашении о предоставлении субсидии на его выполнение. Дата может указываться и в порядках формирования и финансового обеспечения задания, установленных учредителями, но так бывает далеко не всегда.

В частности, Положение N 640 не регламентирует точную дату подачи федеральными бюджетными и автономными учреждениями предварительного отчета. Ее должен установить конкретный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. На это указывается в типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения госзадания, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 N 198н. Согласно типовой форме в число обязанностей учреждения входит представление предварительного отчета в срок, предусмотренный заданием и внесенный в соглашение.

Не установлены даты подачи рассматриваемого отчета и в некоторых порядках, разработанных "на местах" - в Саратовской , Тульской областях, Нижнем Новгороде , Нижневартовске и др. А вот в других регионах и муниципальных образованиях сроки определены. Как правило, это ноябрь - декабрь текущего года. Приведем несколько примеров.

Реквизиты нормативного акта

Срок представления предварительного отчета

Республика Саха (Якутия)

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081

Не позднее 1 декабря

Постановление правительства Забайкальского края от 17.11.2015 N 556

Постановление правительства Оренбургской области от 08.12.2015 N 950-п

Не позднее 10 декабря

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Постановление администрации г. Томска от 09.12.2015 N 1215

Заречный (Пензенская область)

Постановление администрации г. Заречного от 05.08.2016 N 1855

Не позднее 10 рабочих дней до завершения финансового года

В ряде случаев органы-учредители контролируют процесс выполнения задания жестче. Помимо двух итоговых отчетов (предварительного и годового) они обязывают подведомственные учреждения подавать промежуточные отчеты. Для последних обычно устанавливается квартальная периодичность. Так сделали, например, в Московской области , Забайкальском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (реквизиты этих нормативных актов приведены в таблице выше), Екатеринбурге . Встречаются и случаи ежемесячного представления отчетности о ходе выполнения задания - это требование обычно устанавливается непосредственно в задании.

Постановление правительства Московской области от 18.10.2016 N 758/38 "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Московской области".
Постановление главы администрации г. Екатеринбурга от 30.12.2015 N 3991 "Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования "город Екатеринбург" и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".

Бывает, что органы-учредители ослабляют контроль, требуя от подведомственных учреждений лишь представления годовых отчетов. Например, обязанности подавать предварительный отчет нет в Санкт-Петербурге и Новосибирске . Но подобное решение на практике все же принимают редко.

Постановление правительства г. Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63 "О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и Порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий" (с последующими изменениями).
Постановление мэрии г. Новосибирска от 31.12.2015 N 7519 "О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных постановлений мэрии города Новосибирска".

Важность соблюдения срока подачи предварительного отчета обусловлена тем, что от этого (и выполнения плановых показателей задания) зависит перечисление последней части субсидии. Такое условие указано, к примеру, в п. 46 Положения N 640, нормативных актах Саратовской (см. сноску 2 к настоящей статье), Оренбургской областей (реквизиты даны в таблице выше), Нижневартовска (см. сноску 5). А значит, если автономное учреждение задержит отчет, на своевременное предоставление оставшейся суммы субсидии рассчитывать не придется - даже когда задание выполнено в полном объеме.

Выполняем требования к заполнению отчета

Второе правило касается непосредственно составления предварительного отчета - здесь нужно опираться на форму и требования, установленные органом-учредителем. Учреждения обычно берут для заполнения форму годового отчета, указывая в графе "Исполнено на отчетную дату" показатели качества и объема, запланированные к достижению по завершении текущего финансового года (с учетом их фактического выполнения). Иными словами, в предварительном отчете учреждение подтверждает обязательства по исполнению задания либо информирует о своих изменившихся возможностях.

При заполнении формы предварительного отчета нужно учесть следующее.

  1. В нем прежде всего отражаются показатели предоставления услуг. Требование о подаче предварительного отчета в части выполнения работ орган-учредитель должен отдельно установить в государственном (муниципальном) задании. Об этом говорится в п. 46 Положения N 640, нормативном акте, утвержденном в Новгородской области , и др.

Хотя встречаются и иные примеры. В частности, в Краснодарском крае (см. таблицу) учреждения должны подавать предварительный отчет только в части показателей объема предоставления услуг. А в Томске (см. таблицу) изначально определили, что в названном документе необходимо отражать количественные и качественные показатели как предоставления услуг, так и выполнения работ.

  1. Если нормативная база того или иного региона (муниципального образования) предусматривает для учреждения возможность применения допустимых отклонений, выполнить плановые показатели и сохранить объем финансирования будет проще. Отклонения от показателей, превышающие допустимые, как раз и приведут к уменьшению размера субсидии. В связи с этим важно, чтобы расчет величин отклонений был корректным.

Предельные величины, выраженные в процентах, прописаны в государственном (муниципальном) задании и укладываются в границы, установленные в порядке формирования и финансового обеспечения задания. В предварительном отчете все величины (и допустимые, и превышающие их) должны проставляться в тех единицах измерения, в которых задан соответствующий показатель. На это указано в пояснениях к форме отчета, утвержденной Положением N 640, аналогичные требования зачастую применяются на местах.

К примеру, если в задании установлен показатель "количество посетителей" с единицей измерения "человек" и объемом "150 000", а допустимое отклонение согласно заданию составляет 5%, в предварительном отчете этот процент необходимо перевести в количество посетителей (7 500 чел.). Если же в задание включен показатель "доля посетителей, удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой услуги" с числовым значением 80%, а допустимое отклонение по-прежнему составляет 5%, в предварительном отчете допустимая величина преобразуется в 4% (80 x 5 / 100).

Отражение всех показателей с единым измерителем обеспечит их сопоставимость и упростит анализ отчетности.

  1. Предварительный отчет может сопровождаться дополнительной информацией, необходимой органу-учредителю для контроля. От учреждений нередко требуют представить вместе с названным отчетом пояснительную записку, содержащую информацию о выполнении задания и причинах отклонений фактических значений показателей от плановых (если отклонения имеются). Такое условие может быть установлено в нормативном акте (как в Екатеринбурге - см. сноску 7) или в самом государственном (муниципальном) задании.
  2. Рассматриваемый документ формируется в бумажном либо электронном виде - в зависимости от того, какое требование установил орган-учредитель. Согласно п. 4 Положения N 640 и Письму Минфина РФ от 16.11.2015 N 21-10-07/65901 федеральные АУ составляют предварительный отчет в системе "Электронный бюджет" (в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов-учредителей). Здесь же происходит утверждение и передача документа учредителю. В регионах и муниципальных образованиях практика разнится, но более распространен традиционный вариант составления на бумаге.

Выясняем вопрос с опубликованием

См. Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н.

Подпункт "н" п. 7 Порядка ведения реестра государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), утв. Приказом Минфина РФ от 16.11.2015 N 177н.

Готовимся к последствиям отклонений показателей

Подача предварительного отчета - это не только условие своевременного перечисления последней части субсидии, выделенной на текущий год, но и правовое основание для сохранения либо изменения размера данной субсидии. А потому четвертое правило - знать, какими будут последствия для учреждения в случае отражения в предварительном отчете значений, не совпадающих с показателями задания.

Названный отчет стал инструментом корректировки государственного (муниципального) задания и объема субсидии на его выполнение. Эта его функция отмечается во всех приведенных в статье нормативных актах. В частности, в п. 46 Положения N 640 установлено: если показатели предварительной оценки достижения плановых значений годового объема предоставления услуг меньше тех, что определены государственным заданием (с учетом допустимых отклонений), оно подлежит уточнению в соответствии с показателями предварительного отчета. На местах формулировки варьируются. Где-то речь идет сразу об услугах и работах, где-то учитываются показатели объема и качества (на федеральном уровне в расчет берутся лишь количественные показатели), а где-то допускается не только уменьшение объема субсидии, но и возврат уже предоставленных средств, выделенных на текущий год.

Тем не менее задача применения данного инструмента остается прежней - привести в соответствие фактическое выполнение задания и размер его финансирования. А значит, для учреждения крайне важна возможность применения допустимых отклонений, установленных в государственном (муниципальном) задании, ведь вывод о том, выполнено оно или нет, орган-учредитель делает с учетом указанных величин.

В связи с этим возникает вопрос: как быть в ситуации, когда по одной услуге задание недовыполнено (величина допустимого отклонения превышена), а по другой показатели перевыполнены? Можно ли "зачесть" достигнутые удовлетворительные результаты при определении величины недовыполнения? Минфин придерживается жесткой позиции, обозначенной, правда, в отношении годового отчета и последующего возврата средств. Если объем каких-либо предоставленных услуг (выполненных работ) превышает соответствующий количественный показатель из задания, это не учитывается при определении размера субсидии, подлежащей возврату, по услуге (работе), по которой зафиксировано недовыполнение (Письмо от 12.04.2016 N 02-01-09/20629).

Между тем в п. 46 Положения N 640 говорится, что указывать в предварительном отчете нужно как количественные, так и качественные показатели, запланированные к достижению на конец текущего года. А вот поводом для уменьшения размера субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям станет только недостижение показателей объема. "На местах" ситуация может быть иной: если нормативная база, действующая на конкретной территории, устанавливает второе основание для сокращения объема субсидии (недостижение показателей качества), на расчеты повлияет и это.

Наконец, учреждение может столкнуться еще с одним последствием отклонения от показателей задания. Его пересмотр и снижение объема субсидии на текущий год повлекут необходимость корректировки плана финансово-хозяйственной деятельности. Изменятся размеры как поступлений, так и выплат, а значит, те или иные расходы, запланированные на текущий год, придется исключить либо уменьшить.

Заключение

Как видим, органы-учредители используют предварительный отчет как инструмент контроля выполнения задания. Если показатели задания достигнуты и это отражено в названном отчете (который к тому же подан вовремя), у учреждения нет поводов для беспокойства. Если же невыполненные объемы услуг (работ) вышли за границы допустимых отклонений, размер субсидии будет снижен.

Это обстоятельство, конечно, повлечет некоторые негативные события в виде уменьшения масштабов финансово-хозяйственной деятельности и сокращения расходов, но позволит избежать более серьезных последствий - возврата в следующем году субсидии, выданной на текущий год, и административной ответственности за невыполнение задания. Статья 15.15.5-1 КоАП РФ предусматривает для руководителей учреждений предупреждение или штраф в размере от 100 до 1 000 руб. за однократное нарушение и штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. за повторное нарушение.

Главный редактор журнала

"Руководитель автономного учреждения"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Составляем отчет о выполнении задания

Предоставлять органу-учредителю отчетность, отражающую степень выполнения государственного (муниципального) задания, – одна из обязанностей автономного учреждения. Срок ее исполнения – начало года. Какой формой сейчас пользоваться при составлении отчета (напомним: в сентябре 2017 года эта форма была приведена в соответствие изменившимся требованиям бюджетного законодательства) и что еще учесть при работе с документом?

Правила составления и подачи отчета обычно устанавливаются в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, принятых органом власти соответствующего уровня. В силу п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ такие порядки утверждают Правительство РФ в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении учреждений регионального подчинения, местная администрация в отношении муниципальных учреждений.

Это означает, что детали работы с отчетностью о выполнении задания для всех разные: автономным учреждениям нужно опираться на правовые акты конкретного региона или муниципального образования. А вот базовые требования одинаковы. Рассмотрим и то, и другое.

Когда подавать отчет?

Публично-правовое образование

Реквизиты нормативного акта

Постановление Правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38

Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63

Постановление администрации г. Оренбурга от 01.12.2015 № 3340-п

Постановление администрации г. Смоленска от 15.08.2016 № 1942-адм

Таким образом, автономному учреждению надо ориентироваться на дату, указанную в его государственном (муниципальном) задании. А она, в свою очередь, должна помещаться во временные рамки, установленные в местном нормативном акте.

Какую форму использовать?

По какой же форме – прежней или обновленной – составлять отчет о выполнении задания за 2017 год? Полагаем, что использовать нужно прежнюю форму. Ведь государственные и муниципальные задания на 2017 год выдавались по старым правилам и применение обновленной формы отчета может стать помехой при сопоставлении плановых и фактических данных.

Однако последнее слово в таких вопросах остается за органом-учредителем. Поэтому при возникновении сомнений автономному учреждению целесообразно обратиться к нему за разъяснениями.

Впрочем, может оказаться, что орган власти не вносил в форму отчета о выполнении задания изменения, обусловленные новыми положениями ст. 69.2 БК РФ. По состоянию нормативно-правовой базы на конец декабря 2017 года так поступили Московская область (реквизиты постановления приведены в таблице выше) и Санкт-Петербург[3]. В данном случае у подведомственных учреждений и вовсе нет повода для сомнений: им нужно руководствоваться утвержденной формой.

Что изменилось в форме отчета?

Форма отчета для федеральных учреждений, содержащаяся в приложении 2 к Положению № 640, трансформировалась незначительно. Приведем основные изменения в таблице.

Показатель формы отчета

В прежней редакции

В новой редакции

Вид деятельности федерального учреждения

Из базового (отраслевого) перечня

Из общероссийского базового либо федерального перечня

Код услуги или работы

По базовому (отраслевому) перечню

По общероссийскому базовому либо федеральному перечню

Показатели, характеризующие качество, объем услуги или работы

Показатели, характеризующие объем работы

* Заполняется только в промежуточном отчете.

Как видим, поправки прежде всего связаны с новой классификацией услуг и работ в общероссийских и федеральных перечнях. Информации о фактическом исполнении показателей госзадания, как и самой структуры отчета, изменения не касаются.

Что учесть при заполнении формы?

При заполнении формы отчета нужно обратить внимание на следующие моменты, касающиеся прежде всего федеральных учреждений.

  1. Структура отчета аналогична структуре государственного (муниципального) задания. Сюда включены две части (одна содержит сведения об услугах, другая – о работах), в каждую из которых может входить по несколько разделов. Правило здесь то же, что и при формировании задания: один раздел охватывает только одну услугу (работу). Иными словами, если на основании задания учреждение предоставляет три услуги, в первую часть отчета войдут три раздела, а вторая часть останется незаполненной.
  2. Допустимые (возможные) отклонения в отчете, как и в задании, могут устанавливаться не только в процентах (как было раньше), но и в абсолютных величинах. Такая возможность предусмотрена, в частности, для федеральных учреждений (в силу абз. 6 п. 3 Положения № 640). Конкретные значения должны указываться в соответствующих разделах и графах формы отчета о выполнении задания (в отношении качества, объема услуги и работы).
  3. В отчете о выполнении задания допустимое (возможное) отклонение должно быть приведено к абсолютной величине. Методика ее определения дана в пояснениях к форме отчета (см. приложение 2 к Положению № 640): если допустимое отклонение, в пределах которого задание считается выполненным, изначально указано в процентах, оно умножается на показатель объема или качества услуги (работы), установленный в задании. Если же возможное отклонение выражено в абсолютных величинах, цифра переносится из задания в отчет в неизменном виде.

Важно, что в отчете величина допустимого отклонения должна указываться в тех единицах измерения, которые установлены в госзадании (число человек, человеко-дней, посещений, мероприятий и т. д.). При этом используются только целые единицы: значение менее 0,5 единицы отбрасывается, а 0,5 единицы и более округляется до целого числа.

  1. Отклонение, превышающее допустимое, рассчитывается по следующей формуле:

Показатель, утвержденный в задании на год

Фактическое исполнение показателя на отчетную дату

Допустимое (возможное) отклонение, выраженное в абсолютной величине

То есть и этот показатель должен быть приведен к абсолютной величине – к тем единицам измерения, которые установлены в госзадании.

Отчет также может сопровождаться дополнительной информацией, необходимой органу-учредителю для контроля. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе (реквизиты документа приведены в сноске 2 к настоящей статье) учреждения должны подать с отчетом аналитическую справку о соблюдении нормативной стоимости государственных услуг (выполняемых работ). В числе прочего справка включает расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет при недостижении установленных показателей.

Что учесть при опубликовании отчета?

Заключение

Автономные учреждения давно освоили механизм государственного (муниципального) задания и научились отчитываться о его выполнении, однако новшества затронули и эту форму отчетности. Прежде всего изменения коснулись федеральных АУ, но в конкретном регионе или муниципальном образовании требования могут тоже обновиться.

Как и раньше, при заполнении отчета важна достоверность представляемых сведений, ведь в некоторых случаях (например, в той же Московской области) учредители предусматривают ответственность за недостоверность такой информации. В связи с этим учреждения должны досконально изучить правила формирования показателей отчета с учетом последних изменений.

[1] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[2] Пункт 2.13 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2014 № 327-П.

Читайте также: