Роль прокурора в механизме координации правоохранительных органов доклад

Обновлено: 30.06.2024

Координация — это деятельность по ориентированию в определенных сферах. Координационная деятельность требует привлечения значительных информационных ресурсов и научных разработок. Координация деятельности правоохранительных органов — это взаимодействие деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой инспекции, таможенных органов и других правоохранительных органов с целью повышения борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Данная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Наряду с надзорной деятельностью и осуществлением уголовного преследования Законом о прокуратуре на органы прокуратуры возложена обязанность координации деятельности по борьбе с преступностью. В соответствии с п.1 ст. 8 Закона Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Сущность координации состоит во взаимосогласовании и упорядочении органами прокуратуры деятельности различных правоохранительных органов по достижению общей цели – борьбы с преступностью.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется органами прокуратуры в целях наиболее эффективной борьбы с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. В п.2. ст 8 Закона определяются отдельные полномочия прокурора при осуществлении координации: - созывает координационные совещания и является председательствующим - организует рабочие группы - истребует статистическую и другую необходимую информацию -назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.. Этот перечень полномочий не является исчерпывающим. Закон устанавливает, что прокурор осуществляет и иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным указом Президента 1996 года. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: - соблюдения законности; - равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; - самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; - гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне; - ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений. Деятельность органов прокуратуры в области координации направлена на: -совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; -выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; -разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; -подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления; -обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности; -разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; -обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений.

Шобухин В.Ю., аспирант кафедры правоохранительных органов и прокурорского надзора Уральской государственной юридической академии.

Прокуратура, являясь органом уголовного преследования и высшего надзора, выступает координирующим звеном в борьбе с преступностью. Осуществляя координацию, прокурор объединяет усилия всех правоохранительных органов и имеет здесь главенствующее положение. Он лучше, чем кто-либо иной, разбирается в вопросах возбуждения и расследования уголовных дел, поскольку осуществляет надзор за деятельностью всех правоохранительных органов. Координирующая роль прокуратуры играет немаловажное значение в расследовании преступлений.

В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Вместе с тем в п. 8 ст. 3 Закона о прокуратуре СССР 1979 г. было зафиксировано, что органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями . Таким образом, законодатель не ограничивал рамки координации только борьбой с преступностью.

См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 49. Ст. 843.

В Законе от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ" функция координации вообще не была упомянута. И тем не менее в условиях отсутствия правовой регламентации большинство региональных прокуроров по-прежнему занимались координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью . Следовательно, направление координационной деятельности прокуратуры оставалось востребованным и жизненно необходимым. Это заставило законодателя вновь закрепить за прокуратурой координационную функцию в редакции Закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре РФ" .

См.: Туйков В.И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. С. 89.
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом нашей страны. Предпосылками координации действий правоохранительных органов являются единство задач, стоящих перед ними, их административная независимость друг от друга и строгое разграничение компетенции. Координация осуществляется в целях повышения активности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. В связи с этим справедливо высказывается мнение, что "борьба с иными, непреступными, правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких правонарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные" .

Настольная книга прокурора. Коллектив авторов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка; Издательство "Экслит", 2002. С. 789.

Координация действий позволяет объединить усилия в борьбе с преступностью, с тем чтобы достичь эффективных результатов в более сжатые сроки, правильнее намечать главные направления этой борьбы, вести ее целенаправленно и наступательно; охватить профилактической работой большее число объектов; лучше использовать возможности, которыми располагает каждый из органов, ведущих борьбу с преступностью; правильнее распределить силы; установить надлежащие отношения между работниками этих органов; устранить разнобой и параллелизм в их работе; создать единый фронт борьбы с любыми преступлениями. С учетом специфики правовых средств и методов выявления, пресечения, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, координировать такие действия в силу своего статуса в состоянии и обязаны исключительно лишь прокуроры. Кроме того, в современном государстве, основанном на принципе разделения властей, координационная функция прокуратуры объективно вытекает из ее роли как элемента системы "сдержек и противовесов", взаимодействующего со всеми ветвями единой государственной власти. Прокуратура в определенной мере обеспечивает взаимодействие органов представительной, исполнительной и судебной властей в сфере борьбы с преступностью.

При осуществлении координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и иную необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью.

Действующее ныне Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью было утверждено 18 апреля 1996 г. Указом Президента РФ N 567 .

СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на принципах соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством РФ полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений и др. (ст. 4 Положения) .

Претворяя в жизнь согласованные мероприятия, каждый из правоохранительных органов решает в первую очередь свои задачи. Цель координации - улучшить организацию работы всех этих органов, повысить ее эффективность.

В ходе координационной деятельности правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, разрабатывают предложения о предупреждении преступлений, обобщают практику применения законов о борьбе с преступностью, разрабатывают предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью, выполняют иные мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности правоохранительной системы в борьбе с преступностью. В ряде случаев огромное значение при координации деятельности правоохранительных органов в расследовании преступлений играет международное сотрудничество органов прокуратуры. Главным образом это касается тех преступлений, которые имеют транснациональный характер и подозреваемые (обвиняемые) в совершении которых находятся на территории иностранных государств.

Отношения между государствами по вопросам взаимной правовой помощи строятся на договорных началах. Так, например, Российская Федерация является участницей Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., подписанной нашим государством 7 ноября 1996 г. и ратифицированной 25 октября 1999 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (известной как Минская), а также ряда других конвенций и двусторонних межгосударственных соглашений (договоров).

В этой связи особую ценность представляет право Генеральной прокуратуры РФ непосредственно заключать с органами других государств и международными организациями соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, сотрудничать с ними, участвовать в разработке международных договоров РФ, что подчеркивает особый статус российской прокуратуры в системе правоохранительных органов и дает ей возможность более оперативно решать те проблемы, которые встают перед правоохранительными органами в сфере борьбы с преступностью и носят межгосударственный характер.

Таким образом, роль прокуратуры как координирующего органа, безусловно, велика и, несомненно, должна оставаться таковой, тем более учитывая ее плодотворные результаты в этом направлении.

Рассматривая вопрос о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, следует обратить внимание на тот факт, что в последнее время все большую актуальность приобретают разговоры о создании единого следственного комитета (службы расследований). Учреждение такой организации призвано обеспечить консолидацию оперативно-следственных кадров в одном ведомстве, под единым руководством, исключить межведомственные споры о подследственности, являющиеся серьезным пороком современной правоохранительной системы, а также повлечь иные не менее важные последствия, имеющие позитивный характер.

Вместе с тем создание такой организации в нашей стране нецелесообразно и положение дел должно оставаться на прежних местах. Это обусловлено прежде всего тем, что: во-первых, установлен отлаженный механизм деятельности следственных подразделений различных ведомств; во-вторых, деятельность следственных подразделений напрямую перекликается с деятельностью самих ведомств, и в таком случае работникам следственного подразделения легче найти общий язык со своими коллегами из других подразделений этого ведомства, что позволяет наиболее оперативно решать стоящие перед ними задачи. К тому же для самого работника, например, следственного отдела органов внутренних дел легче перейти в другое подразделение в рамках одного органа внутренних дел, если возникнет такая потребность, нежели увольняться из единого следственного комитета (службы расследований) и трудоустраиваться в органы внутренних дел.

Создание федеральной службы расследований на практике может вылиться в ведомственную борьбу с крайне негативными последствиями. Неизбежно руководство прокуратуры и других правоохранительных органов постарается оставить у себя наиболее опытных работников. Более того, осуществление надзора за законностью расследования, как правило, является более профессиональным и результативным тогда, когда этим занимается прокурор, который в прошлом сам занимал должность следователя.

Но если все же допустить, что учреждение единой следственной службы неизбежно, то наиболее приемлемой представляется позиция тех авторов, которые утверждают, что предварительное следствие, непременно, должно быть сконцентрировано под эгидой прокуратуры . Такая позиция обусловлена спецификой правового статуса прокуратуры, значение которой в системе правоохранительных органов, а равно в расследовании преступлений высоко и свидетельствует об исключительности компетенции органов прокуратуры в сфере борьбы с преступностью.

См.: Назаренко В. Практическое значение и перспектива предварительного следствия // Законность. 2001. N 6. С. 40; Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе // Законность. 2002. N 8. С. 41; Темираев О. Реформа следствия нужна // Законность. 2004. N 1. С. 34.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Сущность координации состоит во взаимосогласованной, упорядоченной деятельности различных органов по достижению общей цели. Прокуратура, как и правоохранительные органы, имея общие цели и задачи в сфере борьбы с преступностью, осуществляют свою деятельность посредством применения специфических форм и методов в соответствии с установленной для каждого из них компетенцией в определенных сферах жизнедеятельности. Для борьбы с преступными проявлениями требуется объединение усилий, согласование по месту и времени действий различных органов правоохранительной системы, что и достигается посредством их координации. При этом благодаря координации достигается согласованность деятельности ее субъектов, обеспечение единства их действий по достижению общих целей по борьбе с преступностью.

Основные задачи координационной деятельности:

    • разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
    • объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
    • устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности.

    Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры областного и районного уровней выполняют роль координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, организаторов процесса выработки и реализации согласованных с другими субъектами координации мер по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

    Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию - надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью.

    Поэтому основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми ее участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.

    Основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью.

    Принцип равенства субъектов координации означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнение им надзорной функции, он при осуществлении координационных полномочий не имеет преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся деятельности органов прокуратуры.

    Вместе с тем соблюдение равенства прав участников координации не исключает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему полномочий в выборе средств и способов выполнения принятых решений, рекомендаций и проведения мероприятий.

    Правовое регулирование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

    Правовой основой координационной деятельности прокуратуры являются:

      1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", другие федеральные законы; (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567);
      2. совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России;
      3. приказы Генпрокурора РФ;
      4. международные договоры.

      Правовой основой координационной деятельности прокуратуры в первую очередь служит Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" , во исполнение ст. 8 которого Президентом РФ утверждено Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567).

      Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется прокурором в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации.

      Участниками координационной деятельности наряду с органами прокуратуры определены органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы таможенной службы и другие правоохранительные органы. Это положение обусловливает необходимость руководствоваться при осуществлении координации и соответствующими Федеральными законами:

      Существенное значение для правового регулирования координации имеют УПК, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющие компетенцию, полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, порядок осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Исходя из важности и значимости борьбы с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, существенное значение для правового регулирования координационной деятельности органов прокуратуры имеют Федеральные законы "О противодействии терроризму", "О противодействии коррупции", "О наркотических средствах и психотропных веществах" и др.

      Важным звеном правового регулирования координации наряду с перечисленными нормативными правовыми актами являются совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России, приказы Генпрокурора РФ . К их числу относятся Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 N 368/185/164/481/32/184/97/147, совместное указание Генпрокуратуры РФ и МВД России "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 29.09.2008 N 215/69 и др.

      Взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с преступностью базируется также на положениях международных договоров , участниками которых является Россия, используется международный опыт предупреждения преступности и борьбы с ней. Основные направления взаимодействия правоохранительных органов различных стран в области борьбы с преступностью в общем виде определены в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. В 1992 г. по инициативе Генпрокуратуры РФ заключено соглашение о сотрудничестве между прокуратурами России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В последующем аналогичные соглашения заключались со всеми прокуратурами стран СНГ. Одним из приоритетных направлений взаимодействия прокуратур этих стран является координация деятельности по борьбе с преступностью.

      Соответственно, прокурорам, особенно приграничных территорий, при осуществлении координационных полномочий необходимо руководствоваться положениями перечисленных международных правовых документов и обеспечивать их исполнение.

      Обязательными для руководства и исполнения участниками координационной деятельности всех уровней являются постановления координационных совещаний руководителей правоохранительных органов России.

      Немаловажное значение для надлежащего обеспечения координационной деятельности также имеют специальные организационно-распорядительные документы Генпрокуратуры РФ и прокуратур областного звена, к которым в первую очередь относятся регламенты соответствующих координационных совещаний, где устанавливается порядок планирования, подготовки и проведения заседаний координационных совещаний, подготовки справок, обзоров, информационных писем, осуществления контроля исполнения координационных мероприятий. В них определяются подразделения или органы, ответственные за подготовку материалов к заседанию координационных совещаний, сроки представления информации, разграничивается компетенция подразделений и (или) конкретных должностных лиц и другие вопросы организации координационной работы.


      Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В работе обозначены основные проблемы в данной сфере деятельности, предложены меры по повышению ее эффективности. В статье проведен анализ статистики координации деятельности правоохранительных органов.

      Ключевые слова: прокуратура, борьба с преступностью, правоохранительные органы, координация, право, закон.

      Эффективность координации прокуратурой правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим инструментом противодействия преступности, являющейся угрозой национальной безопасности [7].

      Введение нового порядка назначения на должности и освобождения от должностей отдельных категорий прокуроров с передачей соответствующих полномочий Президенту Российской Федерации укрепило государственно-правовой статус прокуратуры и придало дополнительный импульс повышению эффективности ее деятельности.

      Принимая во внимание сохраняющиеся в стране негативные характеристики в социально-экономической, нравственно-психологической и иных сферах общественной жизни, представляется затруднительным объяснить причины такого снижения корыстно-насильственной преступности. Можно предположить, что это происходит из-за увеличения латентной части преступности, в том числе формируемой за счет необращения граждан в правоохранительные органы [4].

      По итогам прошедшего года 948 647 совершенных преступлений остались нераскрытыми, а их доля по сравнению с 2019 года возросла с 43,4 % до 44,6 %. Значительно увеличилось (+19,3 %, 68 532) число нераскрытых преступных деяний, отнесенных к категории особо тяжких.

      Говоря о работе следствия, нельзя не коснуться такого важного вопроса, как соблюдение разумных сроков досудебного производства. В 2020 года общее (суммарное) количество уголовных дел, оконченных следственными органами, несколько возросло (+0,5 %, с 489 059 до 491 257). При этом следователями СК России окончено производством 116 401 дело (+5,8 %), МВД России — 349 750 (-1,2 %) и ФСКН России — 25 106 (+1,0 %).

      По ряду дел продление сроков предварительного следствия объяснимо. В частности, отсутствие соответствующих специалистов и экспертных учреждений приводит к длительному проведению некоторых видов экспертиз. В недостаточной степени решаются задачи оперативно-розыскной деятельности при осуществлении противодействия организованной преступности.

      Документирование преступных действий представителей организованных групп и преступных сообществ находится на низком уровне, дела оперативного учета необоснованно прекращаются в связи с разобщением групп. В ряде субъектов Российской Федерации отсутствует должный ведомственный контроль.

      Таким образом, органам прокуратуры можно было бы предоставить больше властных полномочий, в том числе дающих право поставить вопрос о привлечении к ответственности руководителей правоохранительных и других органов государственной власти за несоблюдение процесса координации и неисполнение принятых решений.

      Деятельность прокуратуры по координации деятельности органов, которые участвуют в деятельности по охране правопорядка несет важное прикладное значение при осуществлении противостояния преступной деятельности, однако нуждается в модернизации в соответствии с требованием существующих общественных отношений и стремительным развитием информационных технологий.

      В современных социально-экономических условиях координация в рамках деятельности по охране правопорядка особенно важна, так как именно благодаря ей сократилось количество убийств и покушений на убийство на 6,9 %, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 12,3 %, разбоев — на 19 %, грабежей — на 21,3 %, квартирных краж — на 20,9 % и краж транспортных средств — на 29,5 %.

      Важным критерием снятия социальной напряженности является деятельность в области борьбы с преступной деятельностью со стороны государства, объединяющая разнородные по интересам социальные группы посредством выработки оптимального механизма нормативных правовых норм и их реализации. По сути, в этом и заключается социальная функция координации прокуратурой противодействия преступной деятельности.

      Таким образом, координация прокуратурой правоохранительных органов по борьбе с преступностью является одним из ключевых звеньев в механизме защиты интересов личности, общества и государства.

      Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, координация деятельности, преступная деятельность, борьба, дело, охрана правопорядка, преступление, преступность, соответствие.

      Одним из направлений деятельности прокуратуры РФ является координация деятельности правоохранительных органов. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Это направление регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

      Целью координации является повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

      Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендации и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа.

      Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов признаны: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности; разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; обобщения практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений; изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

      Основные формы координации деятельности по борьбе с преступностью: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам по борьбе с преступностью, изучение и распространение положительного опыта; создании следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности в борьбе с преступностью; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов, выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

      В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуратуры созываются координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

      Решения координационного совещания подписывают его председатель и руководители тех правоохранительных органов, на которые возложено его выполнение, а протоколы координационного совещания – его председатель.

      Руководители правоохранительных органов – члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

      В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов прокуратура осуществляет взаимодействие с судами и органами юстиции. Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах: взаимное информирование о состоянии преступности и судимости; использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью; совместная работа по подготовке законопроектов по борьбе с преступностью; проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов; направление совместных информационных писем, справок, образцов; участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

      Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.

      Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципа независимости судов

      Читайте также: