Роль научного познания в профессиональной деятельности доклад

Обновлено: 19.05.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

1. Понятие исследования………………………… ……………………………. 4

2. Типология и характеристики исследования………………………………….6

3. Исследование в практике управления…………………………… ………….10

Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или кризис, но и когда организации функционируют успешно и стабильно. Своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы, выяснить, что мешает, что стимулирует ее работу.

Целью данного реферата является определение сущности исследования как вида деятельности, а также его роли и значимости в научной и практической деятельности человека, в практике управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

2. рассмотреть типологию и характеристики исследования;

3. выяснить роль исследования в практике управления.
1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать [2].

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. В связи с этим, на рисунке 1 графически построено определение понятия "исследование"

Рисунок 1. Исследование как вид деятельности[4]

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности[4].

Таким образом, исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

2. ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные)[3].

В практике управления встречаются все эти типы исследований .

Критерии типологического выбора Типы исследований
Цель исследования Практические Научно-практические (образовательные)
Степень научности Эмпирические Привлечение научного аппарата
Ресурсы Незначительные Значительные
Время Непродолжительные Продолжительные
Информационное обеспечение На основе внутренней информации Концептуальное информационное обеспечение
Участие персонала Индивидуальные Коллективные
Организованность Спонтанные Организованные

Кроме того, любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

З. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него[1].

Вся совокупность характеристик исследования представлена графически на рисунке 2:

Рисунок 2. Совокупность характеристик исследования [1]

Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

Таким образом, исследования имеют свою типологию, состоящую из 7 критериев типологического выбора, тем самым их можно измерить по времени, по количеству затраченных ресурсов, выявить цель исследования и степень научности, а также определить долю участия персонала и уровень организованности исследования. Кроме того, исследования имеют совокупность взаимосвязанных между собой характеристик, которые в последствии определяют результаты или эффективность исследования.

Современное общество живет в эпоху научно-технического прогресса.

Наука позволяет находить оптимальные решения в различных ситуациях, указывает пути исследования.

Науку нередко определяют как инструмент, предназначенный для производства знаний. Неполным будет определение науки как системы знаний, совокупности тех сведений, которые получены в результате научных исследований. Наука это, прежде всего человеческая деятельность по производству знаний, одна из форм общественного сознания, включающего в себя также мораль, искусство, философию и религию. Достижения науки оказывают огромное влияние на массовое сознание, на осмысление человеком своего места в обществе и мироздании. Таким образом, наука – это общественный феномен, позволяющий упорядочить изучение проблемы, организовать дальнейший научный поиск, в частности, определить пути выявления новых дополнительных факторов, способных углубить наше знание в данной области.

В информационно насыщенном мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как компетентность, инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Необходимо так организовать образовательную деятельность, чтобы каждый смог найти доступ к созданному знанию независимо от времени и места попадания в информационную среду и максимально использовать накопленные человечеством знания для создания собственного нового знания

Основные дидактические задачи, стоящие перед современными преподавателями, состоят именно в том, чтобы подготовить студентов к самообразованию, развить у них интерес к обучению, вызвать познавательные потребности, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда.

Актуальность этих задач обусловлена острой общественной необходимостью обеспечения инновационного характера образования, модернизации системы профессионального образования.

Цель – способствовать повышению качества среднего профессионального образования, интеграции учебного процесса с практикой, эффективному обмену информацией, представлению результатов исследований и научно-методических разработок в области среднего профессионального образования.

Новые стратегические направления развития профессионального образования связаны с интеграцией науки и образования, ориентацией образовательных учреждений на конкурентоспособную основу деятельности. Это предопределяет научно-образовательные подходы к обновлению содержания и организации профессионального образования. Требования к педагогам профессионального обучения работать ситуативно и на опережение предопределяют необходимость проведения исследований.

Теоретические и эмпирические исследования способствуют выработке новых подходов к обучению.

Реализация дидактических принципов в профессиональном образовании Х. Х. Рашидов.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М., 1986

Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара, 1994.

И.П.Смирнов,Человек-Образование-Профессия-Личность, монография, М., изд-во УМИЦ “Граф-Пресс”, 2002


Исследовательский подход к обучению не является новым явлением в педагогике. Идея его использования была впервые выдвинута в России во второй половине XVIII века. Сегодня в профессиональном образовании значительно актуализировался исследовательский подход, который обеспечивает подготовку компетентного творческого специалиста, умеющего адаптировать полученные знания к практической деятельности, обладающего фундаментальной теоретической базой и широким спектром компетенций, инициативного, самостоятельного, способного постоянно совершенствовать профессиональную деятельность.

Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью к новшествам, социально- профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

Многократно возрастает роль науки и научно- исследовательской деятельности в процессе практической подготовки студентов как социального института, занимающего важное место в интеллектуальной и социально- экономической жизни общества.

Проблема развития исследовательско-творческой культуры, формирования творческого отношения к труду анализируется в исследованиях Б. Г. Ананьева, Е. В. Бондаревской, В. И. Загвязинского, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. В. Краевского, Ю. Н. Кулюткина, Е. К. Осиповой, И. П. Раченко, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др.

Научно–исследовательская деятельность студентов как одно из направлений ФГОС СПО занимает важное место в содержании подготовки специалистов среднего профессионального образования. В процессе научного исследования у студентов накапливается значимая научная информация, соответствующий научный аппарат: теоретические понятия, концепции и методология проведения исследования. Система непрерывного образования убеждает студента в том, что каждая отрасль науки находится в постоянном развитии, порождая новые научные направления и совершая новые фундаментальные открытия.

Развитие науки побуждает к новым исследованиям и открытиям, стимулирует стремление к новым знаниям, опровергает ценность тех истин, которые утрачивают достоверность или не находят применения на практике. Студент осваивает методологию научного исследования, совокупность принципов, методов, включающих разработку конкретных методик, процедур исследования.

В период обучения в колледже студенты овладевают основами исследовательской деятельности и выполняют разные виды учебно- исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Освоение студентами колледжа исследовательских и организационно- оформительских навыков является основой для их обучения на второй ступени непрерывного профессионального образования- в вузе. Основными исследовательскими компетенциями, формируемыми в системе непрерывного профессионального образования, являются:

– развитая способность формулировать и обосновывать актуальность темы и цели исследования;

– владение методикой и методологией разработки научного аппарата исследования;

– владение технологией проведения количественного и качественного анализа фактического материала, добытого экспериментально- практическим путем;

– умение аргументировать актуальность, научную и практическую значимость исследуемой темы;

– владение теоретическими научными методами анализа, синтеза, обобщения информации и формирования логически обоснованных выводов, предложений, рекомендаций по внедрению полученных результатов в практику.

Система последовательного включения студентов в творческую и исследовательскую деятельность обеспечивает выход на индивидуальные программы развития и индивидуальные траектории жизнедеятельности студентов. Увлеченность научно–исследовательской деятельностью развивает у студентов качества и способности, которые отвечают запросам современного работодателя.

Среди них такие личностные качества, как разносторонняя эрудированность, любознательность, упорство и работоспособность, предприимчивость в решении нестандартных задач, креативность и самостоятельность, коммуникабельность и организаторские способности, потребность в профессиональном самообразовании и непрерывном обогащении профессиональных знаний, умений, навыков; а также профессиональные качества: умение осуществлять анализ, синтез, диагностику и целеполагание, способность к проектированию профессиональной деятельности.

Конкурентоспособный выпускник должен быть готов к системным действиям в профессиональной ситуации, проявлять ответственность и самостоятельность в условиях неопределенности, стремиться к самосовершенствованию и творческой самореализации.

Кроме традиционных форм исследовательской работы студентов (лабораторная работа, рефераты, олимпиады, научные кружки и научные общества, научно- практические конференции, конкурсы студенческих работ, подготовка и презентация докладов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ) в последнее время все чаще используется метод проектов (продукты проектной деятельности и их публичная защита).

Метод проектов — это способ достижения цели в виде полученных практико- ориентированных результатов, которые могут быть оформлены в виде научного доклада, научной статьи с применением традиционных и инновационных знаний. Разработка, написание и защита проектов представляет собой включение студентов в творческий процесс, который начинается разработкой идеи и заканчивается защитой данной идеи в виде презентации или научного доклада.

Проектная деятельность настраивает студентов на творческое, нестандартное решение задач, на их теоретическую и практическую реализацию. Проектная деятельность формирует у студентов важные профессионально–личностные качества, среди которых особо выделяется способность к коммуникации, сотрудничеству, умению решать задачи коллективно, на что ориентирован любой совместный, коллективный проект.

Коллективный проект формирует у студентов очень ценные умения: распределять между собой обязанности, согласовывать коллективные действия, уступать желаниям друг друга, слушать и слышать, убеждать друг друга в своей правоте.

Коллективная, совместная, согласованная, увлекательная деятельность, в которой они объединяются для решения общей задачи, формирует определенные качества личности, необходимые для дальнейшей профессиональной работы, что полностью отвечает требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов и делает будущего специалиста достаточно конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, проектная деятельность, друг друга, исследовательский подход, коллективный проект, метод проектов, научный доклад, непрерывное профессиональное образование, профессиональное образование, студент.

В статье обоснована актуальность научно-исследовательской работы обучающихся при профессиональной подготовке будущих специалистов, рассмотрены задачи научной работы и виды исследовательской деятельности обучающихся.

Ключевые слова

НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Текст научной работы

В рамках инновационного образовательного процесса научно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов.

Научная работа обучающихся в высшем учебном заведении служит формированию профессиональных и творческих качеств современных специалистов, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы [1].

Научно-исследовательская работа обучающихся решает следующие основные задачи:

  • воспитание и самореализация личностных и творческих способностей обучающихся;
  • развитие навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
  • ознакомление с современными методами научного исследования и техникой эксперимента;
  • овладение обучающихся научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • развитие инициативы и творческого потенциала;
  • качественное выполнение научных дипломных работ;
  • привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР;
  • выявление способной молодежи для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, для работы на кафедрах и научно-исследовательских отделах.

В структуре научно-исследовательской компетентности можно выделить две группы компетенций: общие интеллектуальные и исследовательские.

К общим интеллектуальным компетенциям относятся:

  • способность излагать свои мысли четко, логично и однозначно в устной и письменной формах;
  • владение понятийным аппаратом, специфической профессиональной лексикой, способность оперировать научными терминами, ясность и четкость в определении понятий по окончании изучения того или иного курса;
  • осознание связей — смысловых, структурных и ассоциативных — между предметами и явлениями;
  • способность дать объективную оценку, сформулировать выводы;
  • умение анализировать, выделять основное и второстепенное в полученной информации;
  • навыки составления и оформления таблиц, схем, графиков, иллюстраций и т.п.;
  • способность слушать и воспринимать информацию.

Исследовательские компетенции включают:

  • умение работать с научной литературой, искать, оценивать и хранить научные данные, критически оценивать полученную информацию;
  • способность формулировать научные проблемы и гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии;
  • умение создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рефераты, тезисы, оглавления, конспекты, доклады, статьи и отчеты);
  • навыки организации и проведения научного эксперимента.

Можно выделить два основных вида научно-исследовательской работы обучающихся: учебная и внеучебная [2].

Внеучебная НИР выполняется сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами, когда обучающийся готов за счет свободного времени заниматься дополнительным изучением дисциплины, проявлять интерес в области ее последних достижений. Отмечено, что именно такая форма научного творчества является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей обучающихся.

Совместная научно-исследовательская работа преподавателя и обучающегося является важным моментом образовательного процесса в вузе и направлена на углубление теоретических знаний, совершенствование навыков в конкретной области деятельности и подготовку эрудированного специалиста, владеющего большим запасом информации, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. При этом включение обучающихся в исследовательскую деятельность должно начинаться с первого курса [3]. На младших курсах обучающиеся участвуют в так называемой поисково-познавательной деятельности, обусловленной содержанием изучаемых дисциплин и направленной на поиск и отбор информации. Поэтому темы НИР, предлагаемые для таких обучающихся, в основном реферативные. Сущность реферата заключается в выделении наиболее существенных сведений реферируемого материала и представлении их в лаконичной форме. Основная цель реферата — дать четкое представление о характере и ценности работы, степени необходимости обращения к ней. При этом необходимо подбирать такие направления научных исследований, которые в дальнейшем смогут найти применение в их будущих курсовых и выпускных квалификационных работах.

Во время выполнения курсовых работ обучающийся делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для обучающегося, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, вуз способствует развитию обучающегося, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности обучающегося, и как заключительный этап обучения в вузе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно-исследовательской работы обучающихся.

Необходимым фактором, позволяющим вызвать интерес обучающихся к изучению материала и развивать их аналитическое и творческое мышление, является участие их в научно-технических конференциях и семинарах различного уровня, а также различных конкурсах научно-исследовательских и прикладных работ [3]. Для активизации научно-исследовательской работы обучающихся необходимо увеличение практической значимости их работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках научных трудов.

Научно-исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности обучающихся. Таким образом, вовлечение обучающихся в среду научно-исследовательских работ является важным элементом формирования их профессиональной компетентности, так как позволяет практически закрепить знания и, главное, получить навыки практической подготовки по профилю специальности.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: