Медицинская психология доклад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общие представления о медицинской психологии. Предмет и задачи медицинской психологии

1.1. Определение медицинской психологии и ее место среди других наук

Психология как наука делится на две большие части: общая психология и специальная (прикладная) психология. Общая психология изучает структу­ру и общие закономерности функционирования психики, тогда как специаль­ная (прикладная) психология занимается изучением психологических явле­ний в различных областях практической деятельности человека. К области прикладной психологии относятся такие разделы психологической науки, как социальная психология, психология труда, юридическая психология, педаго­гическая психология, спортивная психология, космическая психология и др. К этой же области, т.е. к области прикладной психологии, относится и изуча­емая нами дисциплина - медицинская психология, представляющая собой раздел прикладной психологии, занимающийся изучением психологических явлений в медицине. Таким образом, именно психологические явления в об­ласти медицины и составляют предмет медицинской психологии.

1.2. Разделы медицинской психологии

Медицинская психология, будучи разделом психологии в целом, в свою очередь подразделяется на ряд разделов. Первый из этих разделов - пато­психология. Предметом изучения патопсихологии являются патологические нарушения человеческой психики, она разрабатывает методы психологиче­ской диагностики этих нарушений. По понятным причинам патопсихологи­ческие методы находят применение, в первую очередь, в психиатрической клинике, а патопсихолог является первым помощником врача-психиатра в области диагностики психических расстройств. Использование патопсихоло­гических методов позволяет сделать психиатрический диагноз не только бо­лее точным, но и более подробным и всеобъемлющим.

Второй раздел медицинской психологии - нейропсихология. Задача нейропсихологии состоит в том, чтобы психологическими методами иссле­довать органические поражения центральной нервной системы. Применение нейропсихологических методик в ряде случаев позволяет уточнить локализа­цию очага поражения головного мозга и его распространенность, что очень важно с точки зрения топической диагностики, имеющей большое значение в неврологии. По этой причине нейропсихологические методы используются, прежде всего, в неврологической клинике.

Следующий раздел медицинской психологии - психосоматика. Психо­соматика изучает взаимосвязи между психическими и соматическими про­цессами в организме и влияние этих взаимосвязей на возникновение и тече­ние различных заболеваний. Предметом психосоматики являются так назы­ваемые психосоматические расстройства, т.е. расстройства соматических функций, обусловленные психическими причинами. Психосоматическое направление в современной медицине считается одним из наиболее перспек­тивных, поскольку рассматривает человеческий организм в единстве его ду­шевных и телесных функций. Возможно, именно за этим подходом - буду­щее медицины.

Еще один раздел медицинской психологии - психология отклоняющего­ся поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение - это такое поведение, которое отклоняется от общепринятых социальных норм, хотя при этом не обязательно связано с психической патологией. Примерами девиантного по­ведения могут служить: злоупотребление различными психоактивными ве­ществами; склонность к правонарушениям; отклонения в сексуальном пове­дении; фанатизм; поведение, нацеленное на лишение себя жизни и т.д. Борь­ба с указанными явлениями имеет, прежде всего, большое социальное значе­ние. Психология отклоняющегося поведения как раздел медицинской психо­логии занимается изучением социально-психологических причин различных форм девиантного поведения и разрабатывает методы их психологической коррекции.

Психология аномального развития, следующий раздел медицинской психологии, изучает отклонения в психическом развитии детей и подростков и разрабатывает методы психологической диагностики и коррекции этих от­клонений. Следует отметить, что отклонения в психическом развитии весьма разнообразны как по своим причинам, так и по проявлениям, и работа с каж­дым из них требует особого подхода. Методы, разрабатываемые психологией аномального развития, находят широкое применение как в медицине (прежде всего, в детской психиатрии), так и в педагогике.

Психогигиена - раздел медицинской психологии, изучающий пути со­хранения и укрепления психического здоровья человека. В рамках психоги­гиены разрабатываются рекомендации по организации различных областей практической деятельности человека (психогигиена труда, психогигиена учебного процесса, психогигиена семейной жизни и т.д.). Эти рекомендации нацелены на предотвращение возможных психических расстройств, связан­ных с данными видами деятельности и сферами жизни, и на укрепление пси­хического здоровья людей, занятых в этих сферах. До населения данные ре­комендации доводятся как посредством прямого общения со специалистами, так и через литературу и средства массовой информации.

Наконец, последний из рассматриваемых нами разделов медицинской психологии - частная медицинская психология, которая изучает психические особенности больных различными заболеваниями и разрабатывает рекомен­дации по построению врачебного контакта и терапевтических отношений с пациентами, страдающими тем или иным заболеванием.

1.3. История медицинской психологии

Прежде всего, мы должны назвать выдающегося французского психоло­га Теодюля Рибо, который в конце XIX столетия первым начал использовать метод психологического эксперимента для изучения патологических нару­шений психики. Тем самым Рибо заложил основы современной патопсихоло­гии. Особенно известен Рибо своими исследованиями нарушений памяти, а открытый им закон, характеризующий нарушения памяти при органических заболеваниях головного мозга, по сей день носит его имя.

Выдающийся немецкий психиатр Эмиль Крепелин, сам не сделав каких- либо открытий в области медицинской психологии, тем не менее, также внес существенный вклад в ее развитие тем, что активно способствовал внедре­нию экспериментально-психологических методов в клиническую работу психиатров и придавал этим методам большое значение в диагностике пси­хических расстройств. Можно сказать, что именно Крепелин по-настоящему ввел патопсихологию в психиатрическую клинику, и с тех пор патопсихоло­гическое исследование является важной и неотъемлемой частью диагности­ческого процесса в психиатрии.

В разговоре об истории медицинской психологии, безусловно, нельзя пройти мимо имени великого австрийского психотерапевта и психолога Зиг­мунда Фрейда. Работы Фрейда оказали большое влияние на разные области науки - психиатрию, психологию, философию, искусствоведение. Что же ка­сается конкретно медицинской психологии, то здесь Фрейд, прежде всего, известен своими работами в области психологии неврозов. На рубеже XIX и XX столетий он создал первую в истории теорию психогенеза неврозов и до­казал, что неврозы являются заболеваниями психогенными, т.е. вызываются действием психической травмы (до Фрейда их считали дегенеративными бо­лезнями нервной системы). Кроме того, Фрейд разработал первый в истории метод психологического лечения неврозов. И хотя теории Фрейда подверга­лись впоследствии массивной критике, а с точки зрения сегодняшнего дня они выглядят устаревшими, а порой и наивными, тем не менее, нельзя не признать, что своими работами по психологии неврозов Фрейд дал мощный толчок дальнейшему развитию исследований в данной области, так что вся современная психология неврозов, а также значительная часть современной психотерапии, так или иначе, берут свое начало от Фрейда. Наконец, откры­тие Фрейдом явления истерической конверсии создало предпосылки для раз­вития в дальнейшем еще одной области медицинской психологии - психосо­матики.

Среди основоположников медицинской психологии мы не можем не назвать еще одно имя - имя нашего великого соотечественника Владимира Михайловича Бехтерева. Он также был разносторонним ученым, одновре­менно являясь неврологом, психиатром и психологом. Во всех этих науках Бехтерев оставил заметный след. В сфере медицинской психологии он, прежде всего, известен своими исследованиями явлений гипноза и внушения. Работы Бехтерева в данной области получили известность не только в Рос­сии, но и за ее пределами, а сам Бехтерев в свое время являлся одним из наиболее авторитетных гипнологов Европы.

Американский психиатр и психолог Франц Александер, расцвет научной деятельности которого пришелся на 40 - 50-е годы, известен как основопо­ложник современной психосоматики. Следует отметить, что, создавая свою теорию психосоматики, Александер отталкивался, прежде всего, от психо­аналитических воззрений Фрейда. В дальнейшем в психосоматике возник ряд альтернативных школ, представители которых подходили к психосоматиче­ским проблемам с иных, не фрейдовских позиций.

Коротко коснемся истории отечественной медицинской психологии. В нашей стране данная область науки начала развиваться с 20-х годов прошло­го века. И здесь мы можем назвать ряд имен крупных ученых, внесших наибольший вклад в развитие этой науки у нас в стране. Так, основополож- ницей отечественной патопсихологии является Блюма Вульфовна Зейгарник. На протяжении ряда лет проработав в Германии под руководством одного из крупнейших европейских психологов Курта Левина, Зейгарник в 30-е годы прошлого века вернулась в Советский Союз, где и создала свою оригиналь­ную школу патопсихологии. Принципы, заложенные Зейгарник, по сей день лежат в основе данной области науки и практики в нашей стране.

Лев Семенович Выготский, психолог с мировым именем, расцвет науч­ной деятельности которого пришелся на 20-е - 30-е годы XX столетия, наря­ду с другими своими научными достижениями, известен как ученый, внес­ший большой вклад в становление отечественной психологии аномального развития, заложивший ее основы в нашей стране. Александр Романович Лу- рия, также ученый с мировым именем, период активной научной деятельно­сти которого простирается с 20-х до 70-х годов XX века, является основопо­ложником не только отечественной, но и мировой нейропсихологии. Влади­мир Николаевич Мясищев, отечественный психиатр и психолог, известен как основоположник отечественной школы психологии неврозов. В 50 - 60-е го­ды прошлого столетия Мясищев сумел разработать свою, отличную от фрей­довской, концепцию психогенеза неврозов, на основании которой создал оригинальный метод их психотерапии. Следует отметить, что открытия Мя- сищева остаются актуальными и сегодня, а его психотерапевтический метод используется в нашей стране до настоящего времени. Наконец, нельзя не назвать имя известного отечественного психиатра Петра Борисовича Ган­нушкина, являющегося основоположником отечественной школы клиниче­ской характерологии.

1.4. Современное состояние медицинской психологии

  1. помощь врачам-психиатрам и неврологам в диагностике болезней;
    1. участие в различных видах медицинских экспертиз (трудовой, воен­ной и судебной);
    2. проведение психокоррекционной работы с людьми, имеющими от­клонения в социальном поведении или психическом развитии;
    3. создание терапевтической среды в лечебно-профилактических учре­ждениях;
    4. проведение пропаганды психогигиенических знаний среди населения как при непосредственных контактах с пациентами, так и через сред­ства массовой информации.

    Ставки клинических психологов в нашей стране сегодня существуют только в психиатрических учреждениях, хотя потребность в них, безусловно, имеется и в других медицинских учреждениях. При этом даже в психиатри­ческих учреждениях ставки клинических психологов обычно бывают заняты не полностью, что связано с дефицитом этих специалистов в силу организа­ционных сложностей их подготовки (небольшое число учреждений, имею­щих лицензию на подготовку клинических психологов). Тем не менее, меди­цинская психология представляет собой перспективную область науки и практики, и думается, что по мере своего развития она будет играть все большую роль как в теории, так и в практике медицины.

    Гост

    ГОСТ

    Роль психологии в медицине

    Психология – это наука, изучающая душу человека.

    Психология в основном применяется в биологических и медицинских науках, с целью исследования и выявления психологических проблем у человека, а также поиска их эффективного решения. Это обусловлено тем, что от психического состояния человека зависит его физическое состояние, развитие разнообразных заболеваний. Кроме того, ряд исследователей доказывают, что и физическое состояние человека оказывает влияние на психологическое.

    Раздел психологии, которая включена в медицину и оказывает необходимую помощь в исследовании и лечении пациентов принято называть медицинской психологией или клинической психологией.

    Медицинская психология – это наука, решающая разнообразные медицинские проблемы, связанные с профилактикой и диагностикой психических заболеваний человека.

    Роль психологии в медицине заключается в оказании всесторонней помощи врачу. Ее помощь состоит в том, что она направлена не на лечение болезни, а на лечение человека. Зачастую работа психолога в медицине связана с работой с теми больными, у которых имеются нарушения психики, обусловленные соматическими заболеваниями.

    Психолог, работающий в медицине, оказывает психологическую помощь пациентам, у которых выявлена раздражительность, ранимость, вспыльчивость или обидчивость.

    Кроме работы с пациентами, психолог в медицине, занимается исследованием влияния лекарственных препаратов на психику человека, его поведение и общее психологическое состояние. Осуществляется посредством использования совокупности психологических методов, средств и приемов (наблюдение, экспериментирование, тестирование и т.д.).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Роль психологии в развитии медицине очень велика. Это доказывает связь психологии с медициной, которая строилась между данными науками достаточно длительное время, на уровне теории и практики. В настоящее время, психологические приемы используются в медицине в качестве методов лечения некоторых заболеваний.

    Взаимосвязь психологии и медицины

    С научной точки зрения психология занимает промежуточное место в системе наук. С одной стороны, она относится к естественным наукам, с другой - к техническим, с третьей - к общественным. Именно эта ее многогранность имеет особое значение для медицины.

    В центре медицины находится человек и его здоровье. Аналогичное внимание человеку и его здоровью, уделяется и психологией. Только в отличие от медицины психология в основном занимается исследованием психического здоровья человека. Однако психическое здоровье находится в тесной взаимосвязи с физическим здоровьем. Именно это и обуславливает тесную взаимосвязь медицины и психологии.

    Современный специалист в области медицины должен обладать знаниями из области психики человека, чтобы оказать каждому пациенту эффективную и полноценную медицинскую помощь.

    Таким образом, медицина и психология являются теми науками, которые дают знания о человеке, особенностях развития и функционировании его организма, его возможностях. Данные знания будут более полными только при взаимодействии психологии и медицины.

    Таким образом, и психология, и медицина представляют собой такие отрасли науки, основным условием успешности которых являются нравственно-этические принципы и нормы.

    Основным принципом морали психологии и медицины является нравственность. Соблюдение нравственно-этических норм выступает одним из показателей успешности профессиональной деятельности медицинского работника или психолога.

    Еще одной стороной взаимодействия психологии и медицины выступает норма.

    Норма в медицине – это физическое здоровье человека.

    Норма в психологии – это что-то усредненное, не выделяющееся из общей массы, адаптированное под существующие социальные условия.

    Таким образом, взаимосвязь медицины и психологии очевидна. И медицинский работник, и психолог имеют общую цель – помочь человеку. Именно поэтому в настоящее время вводится относительно новая должность – клинический психолог.

    Сущность клинической психологии

    Появление клинической психологии обусловлено тем, что все чаще медицинские работники приходят к выводу, что лечить необходимо не болезнь, а человека. Занимается лечением больного, а точнее его психического состояния – клинический психолог.

    Клинический психолог – это специалист, выполняющий диагностические функции, корректирующий эмоциональное состояние пациента, работающий совместно с медицинскими работниками над улучшением состояния пациента и принимающий участие в разнообразных экспертизах.

    Психология в медицине пытается разобраться во взаимосвязи психологического состояния человека и его заболеваний. В настоящее время довольно часто можно услышать от многих врачей, что стресс и депрессии ведут к возникновению некоторых болезней, что нужно комплексно подходить к оздоровлению всего организма, а не отдельного участка.

    Благодаря современным исследованиям психологии в медицине многие врачи назначают лечение комплексно. Оно касается и заболевания, с которым обратился пациент, и его эмоционального состояния.

    Современная медицина активно применяет методы клинической психологии, но для многих людей ее достижения недоступны, так как в государственных клиниках врачи придерживаются тех принципов, которые устоялись, и не всегда готовы к новшествам.

    Понятие, области приложения и круг изучаемых проблем медицинской психологии, взаимосвязь с другими науками. Разделы медицинской психологии (патопсихология, анамнез, стресс, нейропсихология, психотерапия и психогигиена), их задачи и методы исследования.

    Рубрика Медицина
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 19.01.2012
    Размер файла 24,5 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    1.Понятие медицинской психологии

    2. Разделы медицинской психологии

    Медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. Медицинская психология характеризуется тесной связью ее теоретических основ с практическим использованием их в решении широкого круга проблем охраны и укрепления здоровья населения.

    В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Объективно созрела необходимость активного внедрения в практику органов здравоохранения новых форм и методов социальной работы.

    В 90 гг. XX в. начала формироваться и активно внедрятся в практику здравоохранения новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности - медико-социальная работа. Особенностью медико-социальной работы является в том, что она, как вид профессиональной деятельности формируется на стыки двух самостоятельных отраслей

    - социальной защиты населения и здравоохранения. Такой характер медико-социальной работы требует особых подходов к подготовке специалистов по социальной работе, направленных на формирование основ знаний в области медицины и медицинской психологии.

    В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

    В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой -- знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

    Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики -- это, прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

    1. Понятие медицинской психологии

    Медицинская психология -- раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

    Медицинская психология (от лат medicus--врачебный, лечебный)-- отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования Медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с макросоциальным окружением. Структура Медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию нейропсихологию и соматопсихологию Интенсивно развиваются отрасли Медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация.

    Среди важнейших проблем Медицинской психологии -- взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых Медицинской психологии вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара санатория поликлиник и т д.), изучение отношений больных с родственниками персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса, предупреждение ятрогений

    2. Разделы медицинской психологии

    медицинский психология наука

    Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

    1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

    Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым.

    В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л.С. Выготского.

    Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

    Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

    2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

    Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

    Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

    В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении.

    3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

    Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

    1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.

    2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

    Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях..

    Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология, психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены.

    4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

    В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

    Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

    Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии.

    Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку, коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

    Таким образом, в решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.


    Книга включает в себя полный курс лекций по медицинской психологии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Предназначена для студентов колледжей, медицинских вузов.

    Оглавление

    • Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии
    • Тема 2
    • Тема 3

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинская психология. Полный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Предмет, структура и задачи медицинской психологии

    Предмет изучения медицинской психологии

    Структура медицинской психологии

    Медицинскую психологию можно подразделить на общую и частную. Общая медицинская психология занимается такими вопросами, как изучение изменений психики человека, вызванных тем или иным заболеванием с разработкой критериев здоровой психики, больной психики и временно измененной; психология поведения медицинских работников вообще и врачей в частности, психологический климат лечебно-профилактических учреждений различного типа; влияние психики на физическое состояние человека и наоборот, т. е. психосоматические и сомато-психические взаимодействия; основные особенности, характеризующие индивидуальность человека (темперамент, характер, личность) и их возможные изменения в процессе онтогенеза; этика и деонтология в деятельности медицинских работников, включающая вопросы врачебного долга и врачебной тайны; вопросы психогигиены, включающие в себя психологию семьи, брака, половой жизни, психологию межличностных взаимоотношений человека в кризисные периоды его жизни (подростковый, климактерический, старческий); вопросы психотерапии, психотренинга, психологических консультаций.

    Частная медицинская психология занимается изучением индивидуальных особенностей тех или иных пациентов. Она изучает особенности протекания психических процессов у личностей с психической патологией; у лиц, страдающих заболеваниями, требующими хирургических вмешательств, особенно в такие периоды, как подготовка к операции и послеоперационный период; психологические особенности лиц, страдающих врожденными дефектами, особенно если это касается дефектов органов чувств, приводящих к инвалидности; психологические особенности граждан при проведении различных видов экспертиз, в том числе военно-врачебной, судебной, медико-социальной, психические особенности лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также психические особенности больных при любой другой соматической патологии. Максимальное применение в психиатрической практике находит патопсихология, в неврологической — нейропсихология, в соматической — психосоматика.

    Задачи медицинской психологии

    Основной задачей медицинской психологии является изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения. Этими этапами могут быть осознание самого факта каких-либо неполадок в организме, требующих медицинского вмешательства, момент принятия решения обращения к врачу, реакция пациента на факт осознания того, что он болен и нуждается в посторонней помощи, отношение к объему назначенного лечения и обследования, а также возможного прогноза относительно жизни, здоровья и трудоспособности, прогнозирование своей дальнейшей значимости в семье, на работе и в обществе в целом, внутренняя адаптация психики заболевшего к описанным проблемам. Все возникающие смежные проблемы взаимодействия пациента и медицинского персонала рассматриваются и оцениваются в свете основной задачи — оказания максимально возможной и эффективной помощи больному. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методы психологии в медицинском аспекте. Деятельность медицинской психологии находит отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения: амбулаторно-поликлиническом, госпитальном, санаторно-курортном, аптечном, на разных этапах подготовки медицинских кадров, научно-исследовательской работе, в области организации здравоохранения и некоторых других аспектах. Медицинская психология развивается в тесном взаимодействии с психотерапией, психиатрией, неврологией, нейрохирургией, сурдопсихологией, олигофренопедагогикой, трудотерапией и др.

    Таким образом, медицинскую психологию, подобно всей психологии в целом, можно разделить на общую и частную. Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача. Вопросом частной медицинской психологии является разработка различных методов лечения в конкретном применении к тем или иным областям медицины. Общая и частная медицинская психология тесно переплетаются с философскими, биологическими, социологическими и многими другими дисциплинами.

    Читайте также: