Упрощенное письменное производство по административным делам доклад
Обновлено: 05.07.2024
В чем смысл и особенности упрощенного судопроизводства? Какие дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства? Когда дело не может быть рассмотрено в упрощенном порядке?
Ответ на вопрос содержится в самом названии такого судопроизводства, которое предполагает более упрощенный, по сравнению с обычным, порядок рассмотрения дел.
В гражданском процессуальном законодательстве положения об упрощенном судопроизводстве действуют с 1 июня 2016 г.
Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства регулируются ст. 232.3 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исковое заявление по делу, указанному в ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ, и прилагаемые к такому заявлению документы подаются в суд по общим правилам подсудности, установленным ГПК РФ.
Суд выносит определение о принятии искового заявления к производству, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, или определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и устанавливает срок для представления сторонами в суд, рассматривающий дело, и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее 15 дней со дня вынесения соответствующего определения. В определениях суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения.
Если доказательства и иные документы поступили в суд до принятия решения по делу, но по истечении установленных судом сроков, суд принимает эти доказательства и иные документы при условии, что сроки их представления пропущены по уважительным причинам.
Суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом в соответствии с ч. 3 ст. 232.3 ГПК РФ.
Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила о ведении протокола и об отложении разбирательства дела. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.
Относительно дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, правила содержатся в ст. 232.2 ГПК РФ
В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:
- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (ст. 122 и ч. 3 ст. 125 ГПК РФ);
- по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тыс. руб.;
- по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
По ходатайству стороны при согласии другой стороны или по инициативе суда при согласии сторон судья при подготовке дела к рассмотрению может вынести определение о рассмотрении в порядке упрощенного производства иных дел, если не имеется обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. ст. 232.2 ГПК РФ.
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:
- возникающие из административных правоотношений;
- связанные с государственной тайной;
- по спорам, затрагивающим права детей;
- особого производства.
Согласно ч. 4 ст. 232.2 ГПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства установлено, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным гл. 21 ГПК РФ, либо суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
- необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
- заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. После вынесения определения рассмотрение дела производится с самого начала, за исключением случаев, если переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства вызван необходимостью произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.
В случае если заявлено несколько требований, одно из которых носит имущественный характер, а другие требования носят неимущественный характер и суд не выделит эти требования в отдельное производство на основании ч. 2 ст. 151 ГПК РФ, такие требования рассматриваются в порядке упрощенного производства.
Особенности касаются и решений суда, порядка обжалования (ст. 232.4 ГПК РФ).
Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его принятия и которое размещается на официальном сайте суда в Интернете.
По заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. В этом случае решение принимается по правилам, установленным гл. 16 ГПК РФ, если иное не вытекает из особенностей, установленных гл. 21 ГПК РФ.
Мотивированное решение суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, его представителя соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
Решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не поданы апелляционные жалоба, представление.
В случае составления мотивированного решения суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы в ч. 8 с. 232.4 ГПК РФ.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия определения судом апелляционной инстанции.
Согласно ч. 8 смт. 232.4 ГПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей - со дня принятия решения в окончательной форме.
Особенности рассмотрения апелляционных , кассационных жалоб на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, указаны в ст. 335.1, 386.1 ГПК РФ.
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства в арбитражном процессе регулируется гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Особенности рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, указаны в ст. 272.1, 288.2, 291.12 АПК РФ.
Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства регулируется гл. 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Что такое упрощённое производство?
Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].
Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?
С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:
- всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
- ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
- указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) ( ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
- в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц ( ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
- заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод ( ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
- при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.
Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.
Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24 , 28 — 31.1 КАС РФ ( ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).
Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства
При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].
Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).
В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:
- рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
- отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].
Сроки для представления решения
Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.
Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.
Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].
При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].
Обжалование решения
Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.
При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.
Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.
На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.
Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).
Пленум Верховного Суда РФ принял постановление (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. № 42), в котором дал разъяснения по применению положений гл. 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Прежние разъяснения (п. 41, п. 69-72, п. 75 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36) признаны не подлежащими применению.
В первую очередь ВС РФ напомнил, что упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора. При этом правила упрощенного (письменного) производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
Также ВС РФ напомнил, в каких случаях административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства (один из таких случаев - указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.) и какие категории дел не подлежат рассмотрению в указанном порядке.
Отмечается, что суд может вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если:
- для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
- невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в установленные сроки даже после их продления судом;
- необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
- сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении.
Возражения лица, участвующего в деле, относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не являются безусловным препятствием для такого рассмотрения.
Если наряду с представленными в суд доказательствами, документами или возражениями стороной не представлены суду документы, подтверждающие направление копий данных доказательств, документов или возражений другой стороне по административному делу, суд вправе:
Отдельно отмечается, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства административного дела, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях лиц, участвующих в деле, их представителей относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства по административным делам, в которых эти возражения не являются безусловным препятствием для рассмотрения дела в таком порядке. Если сведения об указанных обстоятельствах поступят в суд после перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, но до принятия решения, суд может вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства с назначением нового судебного заседания по делу.
Приведены в постановлении разъяснения по ряду иных вопросов, в том числе об отмене решений, принятых в порядке упрощенного производства.
Упрощенное производство по административным делам позволяет рассмотреть некоторые категории административных исков за короткое время. Упрощенное производство означает проведение судебного разбирательства по административному делу без судебного заседания в устной форме. Судья оценивает только письменные и вещественные доказательства, которые представляют административный истец и административный ответчик.
В рамках упрощенного производства исследуется поступившее в суд административное исковое заявление, отзыв на него административного ответчика, письменные объяснения и возражения. Если в деле обязательно участвует прокурор, то его заключение приобщается и исследуется наравне с другими доказательствами.
Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства позволяет значительно сэкономить время разрешения дел административного судопроизводства, а, значит, и устранить нарушение прав административного истца.
Упрощенное производство по административным делам — основания
Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:
- в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
- в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
- цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
- в других случаях, предусмотренных КАС РФ.
Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам
Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.
Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.
В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.
Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.
Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.
Читайте также: