Доклад о вологодском монастыре

Обновлено: 04.07.2024

Свято-Духов монастырь основан в начале XVII века преподобным Галактионом, вологодским чудотворцем (скончался в 1612 году).

Согласно данным Жития преподобномученик Галактион, урожденный Гавриил, родился в 1535 году в Москве в семье боярина Ивана Бельского. Однако ряд исторических источников свидетельствует, что боярин был бездетным. Возможно, Гавриил являлся воспитанником или кем-то из слуг Бельских. Когда ребенку было семь лет, И. Бельский подвергся опале, был сослан на Белоозеро и позже убит. Его родственники и друзья скрыли Гавриила в Старице (Тверская земля), приказав таить от всех свое родство и звание. В Старице Гавриил проводил время в молитве, посещал церковные службы и упражнялся в чтении божественных книг.

Пробыв в Старице недолгое время, Гавриил в одежде простолюдина тайно уехал в Вологду. Выдавая себя за безродного сироту, он нанялся в ученики к одному из чеботарей (сапожников), жившему неподалеку от церкви святых мучеников Флора и Лавра (ныне Николы на Глинках, сохранилась, действующая).


Когда молодой царь Иван IV Васильевич сделал брата Гавриила Дмитрия Бельского одним из приближенных и доверенных к себе лиц, Гавриил отказался переезжать в Москву, отказался от родительского наследства, предпочитая боярской простую и более спокойную жизнь ремесленника. Скиталец решает навсегда остаться в Вологде. Чтобы окончательно порвать связь со своим прошлым, он вступил в брак с девицей из простого звания.

Неожиданная смерть молодой супруги разрушила в самом начале спокойную и счастливую жизнь Гавриила и возложила на него много новых забот и попечение о воспитании дочери. Осиротевший Гавриил решил оставить мир и целиком посвятить себя иноческой, затворнической жизни. Он принял монашество под именем Галактион.

Монах упросил городских жителей дать ему несколько сажен пустопорожней земли на речке Содиме (встречается написание Содема) близ посада, выкопал небольшую землянку-келью, колодец и окружил все это прудом-рвом (по другим данным рвом было старое русло реки Содимы, которая после земельных работ во времена Ивана Грозного стала течь по новому искусственному руслу – реке Золотухе). Он никогда не выходил из кельи, так как приковал себя цепью к потолку. Пищу – кусок хлеба и воду – принимал в маленькое окошечко, но при этом, чтобы иметь возможность питаться трудами рук своих и не быть кому-либо в тягость, не оставлял прежнего сапожного ремесла. Одну треть своего заработка он отдавал церквям, другую – нищим, а третью оставлял себе на пропитание. Имущество его состояло из деревянной чашки и рогожи, на которой он молился.

Автор жития преподобного Галактиона, подробно описывая его подвиги, ничего не говорит о его духовном сане, не упоминает даже и о том когда, кем и в каком из монастырей Вологды он был пострижен в монашество. Несомненно то, что преподобный имел иерейский сан, в каком и записан современниками в Софийском синодике в числе убиенных поляками в 1612 году в Вологде.

Молва о его необыкновенной жизни, о совершенном нестяжании, об отеческой ко всем заботе и душеполезных беседах-наставлениях вскоре распространилась по всей округе. Горожане и жители окрестных деревень стали приходить к нему одни из любопытства, иные за благословением и молитвой, за советом и утешением.

Когда в Вологде случилась чрезвычайная засуха, тогдашний архиепископ Вологодский со всем городским духовенством попросил затворника прийти в храм для совершения молитвы. Преподобный Галактион тогда впервые расковал свою цепь и явился на всенародную молитву. После богослужения земле был дарован долгожданный дождь. Современники приписали это чудо молитвам Галактиона.

Второй раз он вышел из кельи, чтобы предупредить вологжан о надвигающейся опасности – нападении на город отрядов поляков и литовцев.


Вот что говорится о святом в его Житии:

Келья преподобного Галактиона, окруженная со всех сторон водой и деревьями, оставалась целой во время всеобщего городского пожара и по невзрачности и бедности не привлекла к себе внимание грабителей. Но дочь преподобного, не имея нигде себе пристанища, устремилась к отцу и таким образом обратила на себя внимание иноземцев. Вломившись в келью, злодеи бросились на святого старца. Его выволокли за цепь на улицу стали избивать и рубить мечами. После трехдневных тяжких страданий преподобный Галактион тихо скончался 24 сентября 1612 года, а 25 сентября и неприятели ушли из Вологды.

Вот что писал в Москву о последствиях разорения Вологодский архипастырь Сильвестр:

Оставшиеся в живых жители Вологды, услышав о кончине старца, собрались у кельи страдальца Галактиона, погребли его в ней с подобающей честью и возложили на могилу его цепь и вериги. Почитая память затворника, народ не переставал после его смерти ходить на могилу. В 1627 году над местом упокоения святого была построена часовня. Близ нее жили три отшельника.

До 1654 года все строения Галактионовой пустыни были деревянными. При епископе Варлааме (1627–1645) над мощами преподобного построен храм в честь Знамения Богоматери, а при архиепископе Маркелле (1645–1663) в 1654 году на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, рядом с местом духовного подвига преподобного возведен каменный соборный храм в честь Святого Духа. После этого Галактионова пустынь стала именоваться Свято-Духовым монастырем. Тем самым исполнились предсказания мученика. От мощей преподобного Галактиона истекало множество чудес, как и от воды из выкопанного им колодца.

В течение XVII века не один раз вологжанами поднимался вопрос об освидетельствовании мощей Галактиона и о причислении его к лику святых. Так, в 1669 году игумен монастыря Сергий с братией и со 111-ю других людей просили у патриарха Иоасафа об освидетельствовании мощей преподобного и о дозволении петь ему вместо панихид молебны. Преемник Иоасафа Питирим в 1673 году разрешил просимое.

Попытки освидетельствовать мощи пр. Галактиона, как видно из сохранившихся документов, были и в последующие времена. В 1697 году преосвященный Гавриил, apxиeпископ Вологодский и Белозерский, докопался до гроба и нашел его вполне сохранившимся. Об этом свидетельствует сочинитель службы Преподобному, некий Иван Слободской, очевидец события. Однако от Патриарха Адриана (1690–1700) архиепископу Гавриилу пришел такой ответ:

Несмотря на это, в 1717 году в честь преподобного Галактиона, почитаемого святым без формальной канонизации, в Вологде была составлена особая служба. В Знаменской церкви Духова монастыря был устроен придел во имя святого. Над его мощами в нижнем этаже церкви установлена медная посеребренная рака с изображением Галактиона. У раки висели его вериги, железные шапка и цепь.


В 1775 году указом Святейшего Синода обитель переименована в Спасо-Каменный монастырь – по наименованию сгоревшего и упраздненного Спасо-Каменного монастыря, братия которого была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь. С Каменного острова привезли и раку с мощами благоверного князя Иосафа Каменского. Сначала они покоились в храме Святого Духа, а с 27 ноября 1867 года – в Знаменской церкви. В 1892 году мощи Иоасафа (во исполнение указа Святяйшего Синода) были перенесены обратно на остров в возрожденный Спасо-Каменный монастырь. Обитель в Вологде вновь стала именоваться Свято-Духовым монастырем.

Около 1800 года монастырь был обнесен каменной стеной с круглыми угловыми башенками. По указу Святейшего Синода от 8 мая 1861 года от вологодского кафедрального собора к Спасо-Каменному Духову монастырю приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустыня, находившаяся в Вологодском уезде близ приходской Маслянской Борисоглебской церкви.


На территории монастыря было кладбище, пруды, парковые аллеи, где в день Святого Духа проводились народные гуляния.

Во владении монастыря имелось 7 сенокосных дач, мукомольная водяная мельница. Доход обители приносила и рыбная ловля.

До 1918 года внутри монастырской ограды находились следующие каменные здания:

1. Соборная церковь Сошествия Святого Духа – одноэтажный пятиглавый холодный однопрестольный храм. Построен в 1654 году. В 1810 и 1811 годах с западной стороны к нему пристроена трехъярусная, тосканского ордена, колокольня. В 1871–1872 гг. церковь и колокольня были обновлены и капитально отремонтированы. В советское время собор лишился своего пятиглавия и колокольни.

2. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, двухэтажная пятиглавая четырехпрестольная. Деревянный Знаменский храм над могилой преподобного Галактиона был построен при епископе Варлааме (1627–1645). Затем храм заменили каменной постройкой, которая была разобрана по причине ветхости и пожара в 1854 году. На ее месте в 1861–1867 гг. возвели новую теплую церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь до основания уничтожена в 1930-е годы. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды.

3. Восьмиугольная готической архитектуры часовня с девятью куполами (к югу от Знаменской церкви против алтаря над колодцем, выкопанным по преданию преподобным Галактионом). Построена в 1868 году. В настоящее время снесена, на ее месте частично расположен жилой дом.

4. Корпус настоятельских и братских келий (к северу от Знаменской церкви). Частично сохранился.

6. Каменные, в одной связи, хозяйственные постройки (к северо-востоку от настоятельско-братского корпуса). Частично сохранились.

В 1918 году были закрыты все монастыри Вологды. В то же время, официально упразднив монастыри, местные власти не закрывали монастырские храмы – в них продолжали совершаться богослужения, были организованы приходские общины. До 1923–1924 годов часть монахов Свято-Духова монастыря оставалась жить в стенах бывшей обители.


В конце 1920-х – начале 1930-х годов все постройки бывшего Свято-Духова монастыря были отданы сначала военному ведомству, а затем Вологодскому управлению НКВД. В середине 1990-х рядом с бывшим храмом Святого Духа был установлен поклонный камень, а затем, в 2000-е, и мемориал в память жертв политических репрессий.

В продолжении рассказа о своем небольшом путешествии в Вологду мне хотелось бы подробнее остановиться на двух монастырях, в которых мне посчастливилось побывать в ходе этой поездки: Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом.

Оба они производят разное, но совершенно неизгладимое впечатление.

1. Кирилло-Белозерский монастырь.

Типичный для северных земель: мощная белая крепость-твердыня на берегу Сиверского озера, которая всем своим видом олицетворяет силу и стойкость православной веры.

Основанный в 14 веке преподобным Кириллом Белозерским этот монастырь изначально отличался очень строгими порядками, из-за чего в 15-16 веках стал одним из центров движения нестяжателей.

Нестяжатели выступали против земельных приобретений и требовали секуляризации уже имеющихся монастырских владений, а также - равного труда для всей братии.

Движение в итоге проиграло - верх взяли сторонники Иосифа Волоцкого, которые выступали за укрепление духовной власти всеми известными средствами, в том числе и материальными.

Но Кирилло-белозерский монастырь нисколько не проиграл от результатов этой борьбы. Основанный в северных землях, по сути изолированных от центральной царской власти, он быстро стал культурным, торговым и политическим центром Севера.

Представители монашеской обители часто и весьма успешно вмешивались в политические дрязги между князьями, чем существенно увеличивали богатства и территории монастыря: к началу 16 века это был уже один из трёх самых крупных и влиятельных монастырей Руси.

Отчасти для закрепления подобного статуса монастыря ещё в конце 15 века на его территории был воздвигнут Успенский собор, сразу ставший центром всего архитектурного ансамбля монастырских строений. На тот момент это была одна из самых больших каменных построек на территории русского севера.

Даже сегодня, несмотря на огромное количество переделок, собор, как мне кажется, поражает своей красотой и величием: белые стены, как бы вырастающие из земли, увенчанные скромными зелёными маковками - лучшее выражение духовности в суровых северных землях.

Как видно из названия, основателем данного архитектурного сокровища является старец Кирилл. На тот момент мужчине было уже около 60 лет. Достаточно почтенный возраст, особенно для Руси XIV века. Ферапонт, преподобный из Симонова монастыря, из того самого, откуда пришел и сам Кирилл, был опорой и поддержкой для старца во всех его раздумьях, мыслях и начинаниях.

Содержание:

Краткая история

Место, где сейчас располагается монастырь, в годы основания было совершенно не обустроенным и пустым, да и вообще леса, густые и не проходимые, окружали Вологду на много километров.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полёта

Постепенно это превратилось в почитаемое и любимое место для монахов, которые пытались найти уединение в пустынном месте, ведь это исторически сложившаяся традиция. Она берет свои истоки от святых отцов, которые проводили свое бытие в пустынях, вдалеке от людей и греха.

Происходило это все в тот момент, когда монашество только начало зарождаться. Но местность была привораживающей и ослепляющей своей красотой: берег Сиверского озера, тишина и спокойствие. Из многих источников стало известно, что именно это место видел старец с горы в своем видении, где к нему якобы пришла Богородица.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь

Жизнь духовного центра Северной части Руси была очень насыщенной на события. Но ничего не смогло сломить мощи и силы прекрасного сооружения. Да, были и нашествия, и попытки захвата врагами – поляками и литовцами, но это не помешало просуществовать величественному святому объекту целых 700 лет!

Многие цари, князья, различные правители лично посещали Кирилло- Белозерский монастырь с разнообразными побуждениями: раскаяние, просьба о появлении здоровых наследников, победа в войне и так далее. Здесь побывали Петр I, Александр I, Иоанн Васильевич Грозный. Безусловно, все это оставило отпечаток на развитии святыни. Денежные средства на ее становление выделялись в немалом объеме, благодаря чему появлялись новые соборы. Многие церкви сохранились и до нашего времени.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Вид на монастырь с противоположного берега Сиверского озера

Достопримечательности Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло- Белозерский монастырь – это настоящее сокровище России. Он является самым большим по площади не только в нашей стране, но и по всей Европе. Практически все постройки святыни по отдельности являются памятниками архитектуры и художественного дела, даже стены, которые окружают этот мужской монастырь.

Фундаментальным основанием подворья является Успенский собор – самая первая постройка, которая была возведена из дерева еще при жизни старца Кирилла. Но, к великому сожалению, церковь исчезла в результате пожара 1497 года. Здесь же был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы из камня.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Вид на Кузнечную башню

Прохор Ростовский – важное лицо в истории возведения построек монастыря. Именно ему во многом принадлежит заслуга возведения прекрасного Успенского собора. Под его началом трудились 20 человек, не жалея сил и времени. Успенский Собор открыл череду каменных построек, он был в этом плане одним из первых в северной части Руси. За основное направление возведения церкви архитекторами были взяты московские традиции знаменитых по всей стране памятников и зданий. Внутреннему содержимому церкви была присуща ступенчатость, которая очень выразительно была подчеркнута зодчими снаружи.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Монастырские стены, Глухая (Котельная) башня, Свиточная башня

В XVII в. на монастырском подворье появилась деревянная церковь, чествующая Казанскую икону Божией Матери. Новенькая деревянная постройка предназначалась только для сбора пожертвований от всех желающих. Первые отклики о данном сооружении специалисты обнаружили в документах 1668 года как о составляющей части монастыря.

Альтернативой старого деревянного здания стала каменная церковь, воздвигнутая в 1700 году. Историки считают, что с этого момента данный храм вошел в общину монахов в качестве первого приходского собора. Однако в 1776 году церковь перешла в собственность недавно появившегося города Кириллов.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Ферапонтовская (Московская) башня

В середине XIX века данное здание было преобразовано и расширено, ведь оно играло чрезвычайно значимую роль в жизни населения: тут проводились различные обряды, недоступные для выполнения в условиях храма. Кроме того, здесь же находилась и главная площадь города, на которой устраивались ярмарки. Даже в XX веке, после разрушения части церкви, тут все так же шумели базары, оживленно проходила торговля.

Трапезная палата монастыря была сооружена в 1519 году. Это огромное помещение квадратной формы с большим общим столом. Здесь же обосновалась церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Позднее обеим постройкам пришлось пережить многочисленные преобразования и реконструкции.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Казанская башня со Святыми воротами

В середине XVI века подворье монастыря украсила церковь во имя архангела Гавриила – полная противоположность Успенского собора в плане архитектурного оформления. Непривычный итальянский стиль был присущ новому зданию.

Церковь святого равноапостольного князя Владимира также была построена в середине XVI столетия. Расположилась она к северу от Успенского собора. Многие обращали внимание, что церковь князя Владимира внешне очень походит на соседний упомянутый собор, но намного меньше размером. Церковь была обустроена в качестве придела над могилой Владимира Ивановича Воротынского. С годами она превратилась в усыпальницу всех поколений князя.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Внутренний двор монастыря

Стены и башни – защитники монастырского подворья

Общая длина всех стен, которые окружают мужской монастырь, составляет 2 километра. Стены монастыря долгое время не поддавался атакам, которых, кстати говоря, за все время существования святыни было совсем не мало. Крепость духовного комплекса была одной из самых мощных не только на севере, но и по всей стране.

Первоначально стены, окружающие святыню, были сделаны из дерева. Но пожар привел к уничтожению ограждения. В середине XVI века началось строительство Святых ворот. Это и положило начало сооружению каменной крепости, которая прекрасно защищала пустынь на протяжении нескольких столетий.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Церковь Евфимия Великого

Завершение строительства ограждений закончилось уже в XVII веке. Но столь немалые временные затраты оправдались. Для того времени стены монастыря были сделаны очень качественно, достигали 5 метров в высоту и прослужили долгое время. По углам стены были сооружены 4 башни. Только одна из них сохранилась до наших дней благодаря колоссальным стараниям специалистов.

Новый город начали возводить в середине XVII века. Основной целью построения этой составляющей монастыря стала возможность соединения всех сооружений, окружающих подворье, в единое целое.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Церковь Спаса Преображения

Архитекторами были применены самые новейшие методы и технологии в строительстве. Благодаря этому новая крепость Кирилловского монастыря стала одной из самых мощных в России. Толщина стен нового ограждения достигла 7 метров, высота – 11. Не удивительно, что крепость Нового города была высокопрочной и крепкой, с такими-то параметрами и с 6 башнями. Стена, которая окружала комплекс соборов и церквей со стороны озера, не была подвергнута изменениям. Архитекторы просто присоединили ее к новым ограждениям. Испытать новую крепость в бою необходимости не было.

Кириллов монастырь: значимость для современных верующих

Великий мужской монастырь – ценный музей и исторический памятник, находится в Вологодской области. Несколько столетий данный объект был центром духовной и культурной стороны Руси, но затем он пришел в упадок. И лишь в 1924 году властями было по-настоящему обращено внимание на такую важную составляющую жизни русского человека.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Слева направо: Церковь Кирилла Белозерского, собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Владимира равноапостольного, церковь святого Епифания Кипрского

Современный Кириллов – небольшой провинциальный городок, в котором жизнь идет своим чередом, тихо и спокойно. Пустынь на берегу Сиверского озера отлично вписывается в природную обстановку. Здесь царит удовлетворение и спокойствие. Конечно, в наше время пустынь функционирует практически исключительно как музей. Принимают посетителей только Сергиевский и Кирилловский монастыри.

Кирилло-Белозерский монастырь в России

Церковь Иоанна Лествичника

Кирилло-Белозерский монастырь в России

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Церковь и монастыри края в XIII-XV веках.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Церковь и монастыри края в XIII-XV веках.

Церковь и монастыри края в XIII-XV веках.

Северная Фиваида

Северная Фиваида — поэтическое название северных русских земель, окружающих В.

Северная Фиваида — поэтическое название северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск, появившееся как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников.

Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашёл я себе летний приют, здесь пре.

План урока: 1) Монастырская колонизация 2)Основание монастырей 3) Деятельност.

План урока: 1) Монастырская колонизация 2)Основание монастырей 3) Деятельность Стефана Пермского

Это освоение незаселенной территории монахами, основывающими новые монастыри-.

Это освоение незаселенной территории монахами, основывающими новые монастыри-скиты. Можно насчитать около 440 монастырей, возникших вне городов и селений, в качестве самостоятельных поселков в течение ХIII-XVI вв. на территории Московского государства. Это число, ввиду малонаселенности нашей страны, нельзя не признать значительным. Монастырская колонизация

Скит — малый монастырь, самостоятельные выделенные в монастырях уединённые ж.

Скит — малый монастырь, самостоятельные выделенные в монастырях уединённые жилища (кельи) отшельников. Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.

Дж. Флетчер, посетивший Россию в царствование Федора Ивановича, называет Росс.

Яркий Пример обширного заселения под влиянием монастыря представляет Белоозер.

Яркий Пример обширного заселения под влиянием монастыря представляет Белоозерский край. Это место, до основания обители было пусто и скудно для жизни; там был большой бор и лесная чаща, так что совсем не было жилищ. Но когда обитель Кирилла стала известной, образовалось здесь до 393 поселений. Монастыри содействовали колонизации внутренних и частью внешних пустых пространств в северо-восточной Руси в ХIII-XIV вв., и, судя по приведенным данным, содействие это было значительным.

Первые летописные свидетельства о наличии христианских церквей и монастырей в.

Первые летописные свидетельства о наличии христианских церквей и монастырей в крае датируются XII-XIII веками. Основание монастырей

Епархия (греч. удел,область) – церковный округ, управляемый епископом Церкви.

Епархия (греч. удел,область) – церковный округ, управляемый епископом Церкви Вологодского края Новгородская епархия Ростовская епархия

1147 год – Троицкий Герасимов монастырь, основанный на окраине Вологды монахо.

1147 год – Троицкий Герасимов монастырь, основанный на окраине Вологды монахом Герасимом. Древнейший монастырь края

Герасим Вологодский († 1178) — монах Русской церкви. Согласно преданию, Герас.

1303 год – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вологде. Сведений о более р.

1303 год – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вологде. Сведений о более ранних постройках Вологды в источниках нет Основание монастырей

Церковь Успения Пресвятой Богородицы ул. Бурмагиных, 19А

Церковь Успения Пресвятой Богородицы ул. Бурмагиных, 19А


Михайло - Архангельский монастырь (Устюг, 1212 год)

Михайло - Архангельский монастырь (Устюг, 1212 год)


Троицкий Гледенский монастырь (Устюг, 1212 год)

Троицкий Гледенский монастырь (Устюг, 1212 год)

 Троицкий Гледенский монастырь (ИКОНОСТАС)

Троицкий Гледенский монастырь (ИКОНОСТАС)


С середины XIV века число монастырей и церквей на Руси возросло благодаря дея.

С середины XIV века число монастырей и церквей на Руси возросло благодаря деятельности одного из известнейших русских святых Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский и его ученики основали около 40 монастырей, в том числе не.

Сергий Радонежский и его ученики основали около 40 монастырей, в том числе несколько в Вологодском крае

Построен монахом Дмитрием, учеником Сергия Радонежского. Спасо-Прилуцкий мона.

Построен монахом Дмитрием, учеником Сергия Радонежского. Спасо-Прилуцкий монастырь (под Вологдой, 1370 год)

Читайте также: