Диагностика лжи в процессе общения доклад

Обновлено: 08.07.2024

Цель диагностики выявить уровень честности и открытости испытуемого. Опросник предназначен для профессиональной психологической диагностики. Хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи. Опросник "Честность" может применяться как самостоятельная методика в целях профотбора.

ВложениеРазмер
diagnostika_lzhi_i_neiskrennosti_cheloveka.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика лжи и неискренности человека.

В конфликтной ситуации человек стоит перед выбором: сохранение (даже пусть только перед собой) образа честного и справедливого человека или же выгода как материальная, так и нематериальная (престиж, положение и др.) от победы в конфликтной ситуации. Часто выбор делается в пользу последней. Оперативный сотрудник, обязан взвесить, что потеряет или найдет человек, говоря неправду.

Психологи выяснили, что есть люди, которые изначально предрасположены ко лжи. Они врут по поводу и без повода, преувеличивают, преуменьшают или приукрашивают факты, нередко самим себе во вред. По данным некоторых исследований, в процессе беседы, человек ловчит (лжет), в среднем, восемь раз в час.

Конечно же, нельзя делать такие выводы по какому-то одному признаку. Установлено, что распознавание лжи возможно на следующих уровнях: психофизиологическом, вербальном (словесном) и невербальном (мимика, поза, жесты). На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно. На вербальном уровне – проверка логической согласованности информации и соответствия невербальным компонентам взаимодействия.

Можно ли подделать язык тела и другие компоненты поведения, которые могут выдавать ложь?

Специалисты по невербальным средствам коммуникации говорят, что нет, а если удается, то это приводит к несогласованности между вербальными проявлениями и невербальными, что сразу бросается в глаза и свидетельствует о неискренности. Например, считается, что раскрытые ладони – признак того, что собеседник говорит правду. Но если обманщик улыбается и намеренно использует этот жест, и в то же время говорит неправду, его выдадут другие проявления, свидетельствующие о его неискренности. Такие микродвижения, микросигналы проявляются на долю секунды и часто не видны, но, как правило, людям с развитой интуицией и, конечно, специалистам, занимающимся в области невербальных коммуникаций, они заметны. К таким микросигналам относятся: искривление лицевых мышц, часто несимметричное, расширение или сужение зрачков, учащенное моргание, румянец и множество других. В частности, в таких ситуациях вы чувствуете, что что-то не так, но не можете понять, что именно.

Психофизиологические симптомы лжи

Прежде всего, это:

· дрожь в голосе, теле, которую собеседник не может остановить;

· над верхней губой, на лбу появляются капельки пота;

· частое или сильное сглатывание слюны;

· желание пить (из-за сухости во рту);

· покашливание (на нервной почве), возможно периодическое заикание;

· голос приобретает другой тон, не характерный для собеседника, меняется ритмика, тембр;

· сбивчивое, неспокойное дыхание, может не хватать воздуха, зевота;

· изменение цвета лица, бледность или покраснение, кожа может покрываться пятнами;

· подергивание мелких мышц лица (веко, бровь и т.п.).

Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.

Опросник "Честность" может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого. Например, в целях профотбора.

1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34

0 - 5 баллов . Очень низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.

6 - 13 баллов . Низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательнос следует признавать недостоверными. Однако следует отнестить к их результатам вполне критично.

14 - 29 баллов . Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.

1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.

3. У меня бывают денежные затруднения.

4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.

5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

6. В компании я веду себя не так, как дома.

7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.

8. Я не всегда говорю правду.

9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

10. Иногда я сержусь.

11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

12. Бывает, что я выхожу из себя.

13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.

14. Иногда я раздражен чем-нибудь.

15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.

16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

17. Я люблю иногда посплетничать.

18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.

19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

20. Мне случалось опаздывать.

21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.

22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.

24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

25. Бывало, что я говорил неправду.

26. Все мои привычки положительны.

27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.

28. Иногда могу похвастаться.

29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.

33. Я люблю не всех своих знакомых.

34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.

Психологический тест: насколько вы склонны ко лжи?

Нет людей, которые бы ни разу в своей жизни не сказали неправду. Но одни пользуются ложью постоянно, а другие прибегают к обману крайне редко и врут, не нанося вреда окружающим. К какому типу людей относитесь вы? Давайте проверим! 1. Вам рассказали не смешной и длинный анекдот. Человек очень старался

и, конечно, ждет от вас соответствующей реакции. Как вы отреагируете?

а) громко и продолжительно рассмеюсь; мне жаль людей, когда они нелепо выглядят в глазах окружающих;

б) улыбнусь и постараюсь быстро сменить тему, чтобы этот анекдот поскорее забылся;

в) честно скажу рассказчику в глаза, что смеяться тут не над чем, чтобы он больше никому не пытался повторить этот анекдот.

Человек, который вам неприятен, пытается завязать

с вами дружеские отношения. Для этого он подчеркнуто вежливо общается с вами.

Как вы ему ответите?

а) сделаю вид, что мы можем пообщаться, но потом расскажу об этом друзьям, и мы вместе посмеемся над ним;

б) сведу общение к минимуму и намекну, что это ни к чему хорошему не приведет;

в) открыто ему заявлю, что у нас не может быть общих тем, поэтому не стоит тратить время, желая установить контакт.

3 Коллеги наперебой рассказывают, как весело провели отпуск.

Вам с ними поделиться совершенно нечем.

Вы промолчите или придумаете увлекательную историю?

а) что-нибудь придумаю, никому это не повредит, а я не буду выглядеть белой вороной;

б) вспомню что-то из старых историй и выдам за свежую, я же ничего не придумываю специально;

в) скажу все как есть; когда появится что-то интересное, тогда и расскажу увлекательную историю.

Вы оказались главным действующим лицом в глупой ситуации,

свидетелями которой стали ваши знакомые.

а) да, обязательно придумаю аргументы, которые помогут мне выкрутиться;

б) разряжу обстановку с помощью шутки, типа – с кем не бывает;

в) что случилось, то случилось, не вижу смысла врать и придумывать отговорки.

Вы опоздали на работу несколько раз подряд,

и вас попросили написать объяснительную.

Напишете правду или сочините душещипательную историю?

а) придется придумывать веские причины, поскольку опоздания связаны с банальным просыпанием;

б) если есть вероятность штрафа, то придется придумать хотя бы одну объективную причину моего опоздания;

в) напишу все как есть; если причины моего опоздания банальны, то врать не стану.

А теперь подведем итоги:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


подборка фотографий для урока биологии в 11 классе по теме "Диагностика пороков развития человека и их коррекция"

В данном материале подобраны фотографии с различными пороками развития человека, а именно: ихтиоз, эктопия сердца,синдром Тричера - Коллинза, микрогения, паразитические близнецы и приведена таблица уя.

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн.

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени.


технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс.

Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей.

Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос

Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума".


Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой.


В статье рассмотрены основные психологические особенности установления лжи. Выявлены основные способы и приемы установления лжи по невербальным признакам. Раскрыты возможности диагностики и наблюдения за мимическими реакциями и микродвижениями лицевых мышц, а также жестами, позы собеседника, говорящего ложь.

Ключевые слова: ложь, мимические реакции, поза, невербальная коммуникация, невербальные сигналы, жесты.

The article deals with the main psychological features of lie detection. The main methods and techniques of establishing lies on nonverbal grounds are revealed. The possibilities of diagnostics and observation of facial reactions and micro-movements of facial muscles, as well as gestures, poses of the interlocutor telling a lie are revealed.

Keywords: lie, facial reactions, posture, nonverbal communication, nonverbal signals, gestures,

Задача выявления лжи по совокупности признаков, присущих лжецу, давно занимала умы не только психологов, но и специалистов в иных отраслях деятельности, например, следователей, судей, экономистов, политологов. В разных ситуациях ложь способно причинить немалый вред, а зачастую отсутствие полной и достоверной информации приводит к негативным последствиям и осложняет задачу установления истины. Например, в процессе расследования преступления важно установить все обстоятельства содеянного, а тщательно скрываемая правда со стороны потерпевшего или обвиняемого препятствует решению этой важной задачи.

Последний способ, будучи более действенным, практически сложен в применении, так как требует использования специальной техники и знаний регистратора. Первые два способа более доступны для применения в обычных жизненных ситуациях. Но если выбирать из них по степени простоты использования и доступности, то нужно признать, что регистрация и анализ невербальных реакций является практически более доступным, хотя требует знаний основ невербальной коммуникации. В этой связи рассмотрим более подробно способы и особенности установления лжи по невербальным признакам.

Между тем, именно взгляд в первую очередь способен легко выдать лжеца. Лгущий человек намеренно отводит взгляд в сторону, так как ему трудно удержать на себя прямой и пристальный взгляд собеседника. Взгляд лжеца может быть обращен вниз или являться бегающим. В этой связи, если есть подозрение, что собеседник лжет, лучшим способом определить ложь является постоянное наблюдение за особенностью взгляда человека. Но иногда опущенный или бегающий взгляд может быть свидетельством не лжи, а признаком волнения или стеснительности собеседника. В связи с этим нужен анализ и наблюдение за иными невербальными признаками [5, с. 102].

Во время лжи повышается кровяное давление, а приток тока крови к лицу усиливается. Именно этим объясняется покраснение отдельных частей тела, особенно мочек ушных раковин, расширение зрачков говорящего, учащенное моргание. Все эти признаки свидетельствует о том, что лжец испытывает такие эмоции, как стыд и страх быть разоблаченным. Все эти микроизменения происходят на подсознательном уровне и не поддаются осознанному контролю.

Еще издревле было отмечено, что лгущий человек испытывает непривычную и непроизвольную сухость во рту. Дело в том, что в ситуации стресса происходит увеличенная выработка адреналина, подавляющего работу слюнных желез. Внешним проявлением такой биологической реакции становится часто облизывание губ, частые покашливание, хрипотца в голосе, что подтверждает сильное волнение говорящего.

Определить ложь возможно не только по мимическим реакциям или микродвижениям лицевых мышц. Важно с этой цель тщательно следить за особенностью позы собеседника. Часто лжеца может выдать закрытая поза, скрещенные колени. Не всегда, правда, закрытая поза может указывать на ложь. Иногда это может быть проявлением сильного волнения или указывать на стеснительность собеседника, оказавшего в непривычной для него обстановке. В этой связи особенности позы не могут точно указывать на признаки лжи. Лишь при совокупном анализе мимики, взгляда, позы можно определить явную ложь.

Тайна и ложь лежат в основе преступной деятельности. Преступник в процессе приготовления к своему криминальному деянию старается склонить других людей на свою сторону, завоевать их доверие, тщательно маскируя и скрывая истинно преступные намерение и цели. Будучи задержанным в качестве подозреваемого или обвиняемого, преступник часто с целью ухода от уголовной ответственности или снижения степени своей вины в противоправном деянии умышленно пытается ввести органы дознания и следствия в заблуждение, используя для этого различные способы лжи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………2
1. Ложь как психологический феномен…………………………….4
1.1. Ложь……………………………………………………………. 5
1.2. Виды лжи………………………………………………………..6
2. Психологическая диагностика лжи и скрываемых
обстоятельств в ходе допроса………………………………………8
3.Детектор лжи, принцип работы……………………………………13
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………. 24

Файлы: 1 файл

криминология.docx

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Выполнил: студентка 4 курса заочного

факультета Попович Г.А.

1. Ложь как психологический феномен…………………………….4

2. Психологическая диагностика лжи и скрываемых

обстоятельств в ходе допроса………………………………………8

3.Детектор лжи, принцип работы……………………………………13

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку) и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку безо лжи жить невозможно.

Признавая существование лжи как коммуникативного, информационного, социального и личностного феномена, далеко не все авторы склонны смотреть на ложь с тех позиций, что это закрепленное в человеческом поведении, неотвратимое и неискоренимое явление. В этом аспекте подчеркивается, в большей степени, контексты ситуаций, в которых выбор личности или общности в пользу лжи маломотивирован, неочевиден или даже вреден.

В целом можно констатировать, что ложь, обман и неправда неискоренимы: они являются неизбежными социально-психологическими компонентами жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки исключить их из нашей жизни являются утопичными, психологически неверными и бесперспективными.

1. Ложь как психологический феномен

Отметим, что в повседневной жизни люди часто используют слова "ложь", "неправда", "обман" в качестве синонимов, однако, эти понятия с точки зрения некоторых отечественных психологов имеют различное содержание.

По Ю.И. Холодному, ложь – это сознательное искажение известной субъекту истины: она "представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение" собеседника. Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

В отличие ото лжи, обман – это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Обман лежит в основе того, что принято называть военной хитростью, которая применяется со времен древности.

Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желаемого результата иным путем. Главное, что роднит обман с ложью, - это сознательное стремление обманщика исказить истину.

Таким образом, некоторые психологи выделяют ложь, обман и неправду как отдельные категории с разными функциями. Другие же (к примеру, Пол Экман) не разграничивают ложь, более обращая свое внимание ни на определение, а на ее функции. В целом, можно констатировать, что ложь, обман и неправда являются социально-психологическими компонентами жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки "исключить" их из нашей жизни являются утопичными, психологически неверными и, в силу этого, бесперспективными.

1.2. Виды лжи

Вагин 4 и Экман 5 в своих книгах выделяют два основных вида лжи:

Искажение реальной информации, говорит И. Вагин, это то, что мы и привыкли называть ложью. Когда нам, вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение. С такой ложью мы встречаемся каждый день, и именно эта ложь является самой опасной и самой неоправданной.

Жена говорит с любовником по телефону и тут неожиданно входит муж. Жена кидает трубку и краснеет.

- С кем ты говорила?

Жена изображает на лице милую улыбку и говорит

- С любовником с кем же ещё?

Все посмеялись, и правда осталась скрытой. У мужа не возникло и тени подозрения, хотя жена, на самом деле, говорила с любовником.

И. Вагин также выделяет особую ложь. Очень часто человек, который лжет, не считает себя лжецом потому, что сам верит в то, что говорит, а по сему признаки лжи тут абсолютно не выражены. Он делает это подсознательно, не осознавая, зачем и почему. Обычно подобным образом лгут почти все, но эта ложь, ни на что не влияет – она не серьёзна. Она направлена на то, что бы произвести впечатление на окружающих. Это бывает преувеличение реальных фактов, преподношение реальной истории, произошедшей с другими людьми за свою собственную и т.д. выдать такого лжеца очень часто может то, что он, по прошествии времени, забудет о сказанном и начнёт противоречить себе.

2.Психологическая диагностика лжи и скрываемых обстоятельств в ходе допроса

Исследования показывают, что извращение обстоятельств уголовного дела в показаниях допрашиваемых достигается с помощью следующих приемов:

• дополнение описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придаются нужные характер и окраска;

• перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п.

Знание работниками правоохранительных органов приемов психологической диагностики лжи и неискренности в поведении человека является важной предпосылкой успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

В науке выделяют два основных приема диагностики лжи и скрываемых обстоятельств: 1) на основе анализа речевых высказываний человека; 2) на основе наблюдения за невербальными (неречевыми) реакциями человека.

Прием диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе анализа речевых высказываний человека основывается на оценке правдивых и лживых высказываний посредством выделения определенных критериев или признаков. Основные принципы оценки речевых высказываний человека с целью выявления лжи и скрываемых обстоятельств приведены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии оценки искренности и неискренности человека

Критерий оценки высказывания

Компетентность и осведомленность

Часто выходят за рамки знаний человека и его осведомленности. Он обычно строит правдивые суждения на основе не только личного опыта, но и тех фактов, которые реально видел или слышал о них от других лиц, либо читал о них в книгах, газетах и т.д.

Обычно ограничены опытом, квалификацией и образованностью человека, а также его способностями к фантазированию. Кроме того, измышления могут строиться на основе типовых вариантов действий, имеющих прецеденты в реальной жизни, литературе, кино и т.д.

Речевая характеристика высказываний

Как правило, формулируются собственными словами, отражая реальный кругозор человека, его жизненный опыт и образование

Лживые речевые конструкции с целью придания им большей значимости изобилуют сложной терминологией (медицинской, правовой и т.д.), а также указывают на использование словарного запаса, не свойственного данному человеку в соответствии с его квалификацией, образованием и жизненным опытом

Правдивые суждения всегда индивидуализированы и носят уникальный характер. В них больше деталей, событий и конкретных участвующих лиц

Лживые высказывания более схематичны, стереотипны, лишены частностей, деталей, конкретных действующих лиц. Часто по поводу таких высказываний может возникнуть предположение о том, что вы их уже когда-то и где-то слышали

Эмоциональная насыщенность и убедительность высказываний

Правдивые высказывания всегда сопровождаются сильными эмоциями и убедительностью речи человека. Он говорит правду, его трудно сбить с толку, заставить отказаться от своих слов, изменить точку зрения

Лживые речевые конструкции сопровождаются меньшими эмоциями. Иногда эмоции носят инсценированный характер. Можно подозревать, что эмоции и переживания искусственны и умышленно демонстрируются человеком. Убедительности высказываний он пытается достичь не за счет насыщенной эмоциями речи, а путем ссылок на других лиц, подтверждающих слова, действия и поступки

Кажущиеся несоответствия в высказываниях

Как ни парадоксально, но в правдивых суждениях чаще можно встретить несоответствия, несогласованность деталей, что отражает факты реальной, полной противоречий жизни

Ролевая позиция говорящего

В правдивых высказываниях проявляется истинная личная позиция человека, его убежденность. Он говорит от своего имени, не занимая не свойственной ему социальной роли (работника органов правопорядка, врача, служащего госаппарата и др.)


Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время в современном обществе используются различные приемы и методы выявления лжи. Обман осуждался людьми во все времени и эпохи. Она представляет собой одно из негативных явлений, которое неизбежно присутствует в процессуальной деятельности.

Под ложью понимается волевой и сознательный акт, когда лгущий осознает, что его высказывание не совпадает с действительностью, и желает этого.

Ложь может быть явной, преувеличенной и тонкой. Явной считается такая ложь, при которой сообщаемая информация совершенно отлична или даже противоположна истине. Виновный подозреваемый , отрицающий всякую причастность к совершению преступления, высказывает явную ложь.

Преувеличение- это ложь, при которой сообщаемые факты превосходят истинные данные. Люди могут преувеличивать, например, степень своего раскаяния в том, что они совершили преступление.

Тактические приемы изобличения по своему характеру условно могут делиться на несколько групп: приемы эмоционального воздействия, приемы логического воздействия, тактические комбинации.

К приемам эмоционального воздействия относится убеждение в неправильности занятой позиции и, разъяснение вредных последствий для лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого- чувство собственного достоинства, благородство и т.д.

Приемы эмоционального воздействия на подозреваемого или обвиняемого:

-побуждение раскаяться и чистосердечно признаться путем разъяснения как вредных последствий лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия следствию.

-использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких вопросов не ждет.

- воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого, использование его привязанностей, увлечений.

Приемы логического воздействия заключаются в демонстрации несоответствия показаний действительности.

-предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого.

-предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ним и участниками.

-логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого.

-логический анализ противоречий между интересами допрашиваемого и его соучастников.

-доказательство бессмысленности занятой позиции.

Можно выделить следующие наиболее характерные признаки неискренности и волнения, проявляющегося в голосе и речи при передаче ложной информации: непроизвольное изменение интонации, изменение темпа речи: изменение тембра голоса, появление дрожи в голосе, появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения, слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны заставить задуматься. демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств – интонацией, паузами и др. каких-либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней; появление в речи выражений нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов.

-прикрывание рта ладонью, пальцами или кулаком, а также покашливание с прикрытием рта. В случаях, когда подобный жест связан с оценочными позициями, сомкнутая ладонь лежит на щеке, а указательный палец часто показывает наверх.

Знание основных психологических качеств человека помогут следователю своевременно выявить ложь и выработать технику поведения, которая поможет добиться целей, поставленных перед допросом. От них зависит успех предварительного следствия, а также силы и средства, затраченные на его достижение.

Читайте также: