Доклад о социально экономическом положении ростовской области

Обновлено: 02.07.2024

от 26 декабря 2018 года N 864

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года

(с изменениями на 20 июля 2021 года)

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года согласно приложению.

2. Первым заместителям, заместителям Губернатора Ростовской области, органам исполнительной власти Ростовской области в пределах предоставленных полномочий по курируемым направлениям обеспечить реализацию Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 г.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Молодченко Ю.С.

Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 26.12.2018 N 864

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (далее также - Стратегия Ростовской области) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Областным законом от 20.10.2015 N 416-ЗС "О стратегическом планировании в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 16.12.2015 N 170 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Ростовской области, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ростовской области" и является ключевым документом стратегического планирования на региональном уровне, который опирается на документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период. Основные положения Стратегии Ростовской области основываются на документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на федеральном уровне (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года") и на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.

Будучи основным элементом системы регионального целеполагания, Стратегия Ростовской области опирается на документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на региональном уровне, такие как долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019 - 2021 годы, бюджетный прогноз Ростовской области на период 2017 - 2028 годов.

При разработке Стратегии Ростовской области также учитывались документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая отраслевые и межотраслевые, и документы стратегического планирования на региональном уровне, указанные в приложении N 1 к настоящей Стратегии Ростовской области.

Основные приоритетные направления социально-экономического развития, определенные Стратегией Ростовской области, должны быть раскрыты и конкретизированы в следующих документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования:

план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области;

государственные программы Ростовской области;

схема территориального планирования Ростовской области.

Учитывая требования Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ, основные положения Стратегии Ростовской области рекомендовано использовать при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Ростовской области.

Концептуальной основой Стратегии Ростовской области является идея устойчивого развития - согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учетом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей Ростовской области.

Стратегия Ростовской области разработана в соответствии с методологической схемой "Вызов - Ответ", которая задает логику развития региона в долгосрочной перспективе и определяется преодолением трансформационных процессов, происходящих во внешней среде, - в мире и России.

Внешняя среда влияет на состояние и развитие региона и ставит перед ним вызовы. В зависимости от слабых или сильных сторон региона вызов несет, соответственно, угрозы или возможности.

Ответ - это набор идей, концепций, инструментов, технологий, новых систем ценностей, которые создают условия для преодоления вызова как за счет решения внутренних проблем, так и за счет реализации возможностей внешней среды.

Комплексный ответ на вызовы формируется в соответствии с системой целеполагания, которая на верхнем уровне формирует миссию региона.

Миссия региона конкретизируется через систему целей и связанных с ней индикаторов. В Стратегии Ростовской области выделяются два типа целей:

динамические цели исходят из интересов объекта стратегирования (для экономической политики - хозяйствующие субъекты; для социальной политики - население; для пространственной политики - природно-антропогенная среда) и предусматривают интенсивное количественное позитивное изменение характеризующего его индикатора;

структурные цели исходят из интересов устойчивого развития и предусматривают качественное изменение сферы стратегирования: преобразование ее структуры, устранение диспропорций.

Вариативность степени достижения целей определяется реализацией различных сценариев и выражается в соответствующих ожидаемых результатах.

Механизм реализации Стратегии Ростовской области основан на решении приоритетных задач и реализации стратегических проектных инициатив.

Приоритетная задача определяется как деятельность, направленная на преодоление ключевых внутренних проблем, которые препятствуют достижению динамической цели или оказывают негативное влияние на нее.

Стратегическая проектная инициатива (далее также - СПИН) предполагает реализацию потенциала внутренних сильных сторон в рамках ключевых внешних трендов. СПИНы в Стратегии Ростовской области сформулированы как идеи регионального масштаба, консолидирующие региональные ресурсы и объединяющие основных стейкхолдеров (общество, власть, бизнес) на достижение структурной цели. Реализация СПИНов носит трансформационный и мультипликативный эффекты для социально-экономической системы региона.

2. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Ростовской области

2.1. Историко-географические сведения

История заселения и хозяйствования в Придонье резко отличается от истории других районов России. Это вызвано географическими и историческими особенностями: периферийным положением на юге европейской части страны; а также жарким, засушливым климатом в летний период; избыток тепла и дефицит влаги. Это обусловило наличие степного ландшафта, который не был традиционным для славян - жителей умеренных широт с мягким климатом, благоприятным для произрастания лесов.

Историки г. Ростова-на-Дону отмечают, что на территории донской столицы еще в IV - II веках до н.э. была основана древнегреческая фактория. Об этом говорят раскопки, материалы которых хранятся в Новочеркасском музее истории донского казачества и петербургском Государственном Эрмитаже.

Эпоха Великого переселения народов привела на Дон многочисленные племена болгар, аланов, хазар. Исследователи обнаружили созданную этими народами уникальную салтово-маяцкую археологическую культуру и следы мощного государства - Хазарский каганат, которое пало в X веке под натиском дружин древнерусского князя Святослава. С этого периода на некоторое время возникают славянские поселения на Нижнем Дону. На месте хазарской крепости Саркел возник древнерусский город Белая Вежа. Однако волны новых степных кочевников вынудили восточных славян временно покинуть эти земли. После этого территория Нижнего Подонья на много веков превращается в Дикое поле, где хозяйничали кочевые племена печенегов и половцев, совершавшие опустошительные набеги на территорию Древней Руси.

Ко времени существования монгольского государства Золотой Орды относится становление на Нижнем Дону крупного города Азак (1067 год), расположенного на месте современного районного центра Ростовской области - города Азова. Сегодня он считается одним из древних городов России. В средние века через город проходили два крупных торговых пути: из стран Западной Европы в Индию и Китай и из Москвы в Константинополь. В конце XIV века город подвергся разгрому войсками Тамерлана. В первой половине XV века в Азаке появляются европейские купцы - венецианцы, генуэзцы и пизанцы, которые построили здесь ряд крепостей. В 1471 году город был захвачен войсками Османской империи и почти на три века с небольшими перерывами стал турецкой крепостью.

По сведениям современных историков, к XV веку на степные просторы Дона начинается массовое переселение крестьян северных территорий Руси, а также украинцев, татар, литовцев, поляков и многих других, которые, смешиваясь с этой разномастной этнической группой, за короткое время образовали уникальное военизированное образование. Их назвали "казаками", что в переводе с тюркского означало "удальцы", "вольные люди". Так на просторах донских степей сложилось Всевеликое войско Донское, старейшее из казачьих войск России, со своим особенным укладом жизни, "казачьей демократией", культурой и традициями.

Казачество было активным земледельческим и военным сословием, которое отличал мощный патриотизм, готовность в любую минуту встать на защиту интересов государства Российского. С его историей связаны события и имена людей, которые "золотыми буквами" вписаны в летопись России. Отсюда вышли и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и борцы за народную правду и свободу Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев, и выдающийся полководец, атаман Матвей Платов и многие другие талантливые полководцы, ученые, писатели, государственные деятели.

Яркой страницей в истории донского казачества является знаменитое Азовское сидение 1637 - 1642 годов, когда 5500 казаков геройски защищали Азов в противостоянии со 140-тысячной турецкой армией. Спустя полвека русские войска и молодой русский флот под командованием Петра I вернули Дону и России Азов, открыв стране выход в Черное море. Казачьи полки покрыли себя неувядаемой славой в многочисленных русско-турецких войнах, войне с Наполеоном, в Первой и Второй мировых войнах.

Долгое время казаки не признавали над собой никакой власти, ведя себя независимо по отношению к московским царям. Однако рассматривая их как защитников южных рубежей Российского государства, московское правительство уже в XVI веке стремилось превратить казачество в служилое сословие, которое несло бы верную службу царю. Потому казакам стали выдавать жалованье, состоявшее из денег, хлеба, вина, пороха, сукна, серы.

Процесс вхождения земель Войска Донского в состав Российской империи начался в XVIII веке. Императрица Елизавета Петровна 15 декабря 1749 г. подписала указ об учреждении в устье реки Темерник государственной таможни. Этот день считается датой основания города Ростова-на-Дону. В 40 - 60-х годах того же столетия несколько таможенных застав и крепостей, в том числе крепость святого Димитрия Ростовского, построенная в 1761 году, были основными форпостами царской власти на Дону.

С 1763 года крепость святого Димитрия Ростовского находилась в ведении Киевского департамента, позже - в ведении Воронежского губернатора. В 1775 году была учреждена Азовская губерния, в которую вошли Войско Донское, Азов, Кагальник и крепость святого Димитрия Ростовского.

Важным этапом в истории Дона стало переселение сюда армян. В 1779 году по приглашению российской Императрицы Екатерины Второй из Крыма на Дон переселились более двенадцати с половиной тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края.

В четырех километрах от крепости Святого Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел - Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.

Взаимоотношения с казачеством, русским и другими народами, населявшими Дон, историки и ученые признают образцом того, как в мире и дружбе могут рядом жить люди разных национальностей и разной веры.

В историческом развитии территории Ростовской области выделяются 9 этапов:

I этап. В 1782 году крепость св. Димитрия Ростовского и Нахичевань выделены в Таганрогский уезд Азовской губернии.

II этап. В 1784 году крепость и Нахичевань присоединены к Мариупольскому уезду, а Азовская губерния влилась в Екатеринославское наместничество.

III этап. В 1796 году Екатеринославское наместничество упразднили, и на его месте возникла Новороссийская губерния. Она была разделена на 12 уездов, включая Ростовский, учрежденный 29 августа 1797 года.

Основными видами экономической деятельности Ростовской области являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают отрасли агропромышленного комплекса, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, торговля.

Конкурентными преимуществами Ростовской области являются:

- географическое и геополитическое положение. Развитая транспортная инфраструктура, благодаря которой область входит в число транспортно-распределительных узлов;

- земельные, водные и природно-климатические ресурсы. Ростовская область относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы;

- наличие крупной городской агломерации. Административный статус территории;

- выгодное приграничное расположение области (протяженная граница со стратегически важной для России страной - Украиной);

- значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий;

- высокий уровень демографического потенциала территории;

- высокий уровень и качество урбанизации территории;

- развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокий уровень развития человеческих ресурсов;

- высокий уровень диверсификации экономики, который создает потенциал устойчивости экономического развития и обеспечение социальных гарантий, предпосылки формирования длинных цепочек добавленной стоимости при развитии новых производств;

- стабильное социально-политическое положение;

- высокий потребительский потенциал;

- высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

- прогрессивное инвестиционное и инновационное законодательство;

- благоприятный инвестиционный климат и налоговый режим.

Инновационная политика Ростовской области направлена на интеграцию всех систем региональной политики, включая социально-экономическую, промышленную, научную и образовательную. Стратегические направления формирования эффективной региональной инновационной системы включают в себя взаимоувязанные целевые установки:

- система формирования благоприятных условий для создания инновационных предприятий;

- система поддержки субъектов инновационной деятельности;

- система генерации технологий – стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой нормой добавленной стоимости, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;

- система технологического перевооружения предприятий – внедрение в производство высокотехнологичной продукции и услуг, конкурентоспособных на отечественных и мировых рынках;

- система кооперации ВУЗов и предприятий области;

- инновационная инфраструктура – создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, трансферта технологий и коммерциализации инноваций.

Основными стратегическими направлениями социально-экономического развития Ростовской области в 2010-2020 годах будут являться формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, сельхозмашиностроении, легкой промышленности, туризме, производстве строительных материалов, технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, угольной промышленности; создание высокотехнологичных производств, формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков и энергетической инфраструктуры.

В туристическом комплексе основные направления развития будут связаны с созданием Приазовского туристско-рекреационного комплекса, в результате чего Приазовье может стать альтернативным дополнением к традиционным туристско-рекреационным центрам юга России и принимать до 1 млн. человек в год при условии создания инфраструктуры туризма и относительно невысокой стоимости отдыха.




В долгосрочной перспективе основными направления развития агропромышленного комплекса будут являться зерновое, овощное и масленичное растениеводство (в том числе на орошаемых землях), мясо-молочное животноводство, птицеводство. Значительное внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры сельского хозяйства, обеспечивающей хранение, транспортировку и переработку производимой продукции

В машиностроении основными направлениями развития станут транспортное, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение. Приоритетом в сельскохозяйственном машиностроении станет создание 2 - 3-х отраслевых технопарков на базе крупных предприятий области, готовых вести масштабные исследования и технологические разработки по направлениям развития сельхозмашиностроения и развития агропромышленного комплекса. Получат дальнейшее развитие производства транспортного машиностроения и оборудования: развитие автомобилестроения и производства автокомпонентов; авиа- и вертолетостроения, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческого рынка; железнодорожного машиностроения. Рост конкурентоспособности энергетического машиностроения, перспективы развития малой энергетики обеспечат значительный рост производства предприятий энергетического машиностроения и продукции смежных отраслей (металлургического производства).

В энергетическом комплексе предполагается строительство 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС, модернизация и расширение действующих теплоэлектростанций, демонтаж и замена устаревшего оборудования объектов энергосистемы, развитие электрических сетей.

Основные приоритеты развития социальной сферы Ростовской области, в первую очередь, обусловлены необходимостью обеспечения роста доходов населения за счет предпринимательской деятельности, ускоренного развития системы пенсионного страхования и реализации комплекса мероприятий по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан; повышения эффективности занятости населения и перераспределения высококвалифицированных трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в интересах эффективной реализации комплексных межрегиональных проектов в Южном федеральном округе; укрепления региональных образовательного, научного и инновационного комплексов, позиционирование их на общероссийском и международном рынке новых технологий и инноваций, а также образовательных услуг; сохранения и популяризации многонационального культурного наследия народов Донского края.

Достижение поставленных целей экономического и социального развития Ростовской области потребует решения накопившихся экологических проблем. Одной из основных проблем, требующих концентрации административных мер и материальных ресурсов для своего решения, является сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, в наибольшей степени характерное для Ростовско-Шахтинской группы городов. В крупных городах необходимо проведение экологического аудита с целью выявления проблемных ситуаций, источников и характера загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество городской среды.

Пространственное развитие Ростовской области связано с формированием и развитием зон опережающего роста: Ростовской агломерации, зоны опережающего роста Восточный Донбасс, Волгодонской и Юго-Восточной зон опережающего роста, в рамках которых будут развиваться предприятия перспективных специализаций.

Основными видами экономической деятельности Ростовской области являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают отрасли агропромышленного комплекса, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, торговля.

Конкурентными преимуществами Ростовской области являются:

- географическое и геополитическое положение. Развитая транспортная инфраструктура, благодаря которой область входит в число транспортно-распределительных узлов;

- земельные, водные и природно-климатические ресурсы. Ростовская область относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы;

- наличие крупной городской агломерации. Административный статус территории;

- выгодное приграничное расположение области (протяженная граница со стратегически важной для России страной - Украиной);

- значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий;

- высокий уровень демографического потенциала территории;

- высокий уровень и качество урбанизации территории;

- развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокий уровень развития человеческих ресурсов;

- высокий уровень диверсификации экономики, который создает потенциал устойчивости экономического развития и обеспечение социальных гарантий, предпосылки формирования длинных цепочек добавленной стоимости при развитии новых производств;

- стабильное социально-политическое положение;

- высокий потребительский потенциал;

- высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

- прогрессивное инвестиционное и инновационное законодательство;

- благоприятный инвестиционный климат и налоговый режим.

Инновационная политика Ростовской области направлена на интеграцию всех систем региональной политики, включая социально-экономическую, промышленную, научную и образовательную. Стратегические направления формирования эффективной региональной инновационной системы включают в себя взаимоувязанные целевые установки:

- система формирования благоприятных условий для создания инновационных предприятий;

- система поддержки субъектов инновационной деятельности;

- система генерации технологий – стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой нормой добавленной стоимости, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;

- система технологического перевооружения предприятий – внедрение в производство высокотехнологичной продукции и услуг, конкурентоспособных на отечественных и мировых рынках;

- система кооперации ВУЗов и предприятий области;

- инновационная инфраструктура – создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, трансферта технологий и коммерциализации инноваций.

Основными стратегическими направлениями социально-экономического развития Ростовской области в 2010-2020 годах будут являться формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, сельхозмашиностроении, легкой промышленности, туризме, производстве строительных материалов, технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, угольной промышленности; создание высокотехнологичных производств, формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков и энергетической инфраструктуры.

В туристическом комплексе основные направления развития будут связаны с созданием Приазовского туристско-рекреационного комплекса, в результате чего Приазовье может стать альтернативным дополнением к традиционным туристско-рекреационным центрам юга России и принимать до 1 млн. человек в год при условии создания инфраструктуры туризма и относительно невысокой стоимости отдыха.

В долгосрочной перспективе основными направления развития агропромышленного комплекса будут являться зерновое, овощное и масленичное растениеводство (в том числе на орошаемых землях), мясо-молочное животноводство, птицеводство. Значительное внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры сельского хозяйства, обеспечивающей хранение, транспортировку и переработку производимой продукции

В машиностроении основными направлениями развития станут транспортное, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение. Приоритетом в сельскохозяйственном машиностроении станет создание 2 - 3-х отраслевых технопарков на базе крупных предприятий области, готовых вести масштабные исследования и технологические разработки по направлениям развития сельхозмашиностроения и развития агропромышленного комплекса. Получат дальнейшее развитие производства транспортного машиностроения и оборудования: развитие автомобилестроения и производства автокомпонентов; авиа- и вертолетостроения, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческого рынка; железнодорожного машиностроения. Рост конкурентоспособности энергетического машиностроения, перспективы развития малой энергетики обеспечат значительный рост производства предприятий энергетического машиностроения и продукции смежных отраслей (металлургического производства).

В энергетическом комплексе предполагается строительство 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС, модернизация и расширение действующих теплоэлектростанций, демонтаж и замена устаревшего оборудования объектов энергосистемы, развитие электрических сетей.

Основные приоритеты развития социальной сферы Ростовской области, в первую очередь, обусловлены необходимостью обеспечения роста доходов населения за счет предпринимательской деятельности, ускоренного развития системы пенсионного страхования и реализации комплекса мероприятий по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан; повышения эффективности занятости населения и перераспределения высококвалифицированных трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в интересах эффективной реализации комплексных межрегиональных проектов в Южном федеральном округе; укрепления региональных образовательного, научного и инновационного комплексов, позиционирование их на общероссийском и международном рынке новых технологий и инноваций, а также образовательных услуг; сохранения и популяризации многонационального культурного наследия народов Донского края.

Достижение поставленных целей экономического и социального развития Ростовской области потребует решения накопившихся экологических проблем. Одной из основных проблем, требующих концентрации административных мер и материальных ресурсов для своего решения, является сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, в наибольшей степени характерное для Ростовско-Шахтинской группы городов. В крупных городах необходимо проведение экологического аудита с целью выявления проблемных ситуаций, источников и характера загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество городской среды.

Пространственное развитие Ростовской области связано с формированием и развитием зон опережающего роста: Ростовской агломерации, зоны опережающего роста Восточный Донбасс, Волгодонской и Юго-Восточной зон опережающего роста, в рамках которых будут развиваться предприятия перспективных специализаций.

от 26 декабря 2018 года N 864

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года

(с изменениями на 20 июля 2021 года)

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года согласно приложению.

2. Первым заместителям, заместителям Губернатора Ростовской области, органам исполнительной власти Ростовской области в пределах предоставленных полномочий по курируемым направлениям обеспечить реализацию Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 г.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Молодченко Ю.С.

Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 26.12.2018 N 864

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (далее также - Стратегия Ростовской области) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Областным законом от 20.10.2015 N 416-ЗС "О стратегическом планировании в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 16.12.2015 N 170 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Ростовской области, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ростовской области" и является ключевым документом стратегического планирования на региональном уровне, который опирается на документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период. Основные положения Стратегии Ростовской области основываются на документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на федеральном уровне (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года") и на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.

Будучи основным элементом системы регионального целеполагания, Стратегия Ростовской области опирается на документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на региональном уровне, такие как долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019 - 2021 годы, бюджетный прогноз Ростовской области на период 2017 - 2028 годов.

При разработке Стратегии Ростовской области также учитывались документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая отраслевые и межотраслевые, и документы стратегического планирования на региональном уровне, указанные в приложении N 1 к настоящей Стратегии Ростовской области.

Основные приоритетные направления социально-экономического развития, определенные Стратегией Ростовской области, должны быть раскрыты и конкретизированы в следующих документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования:

план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области;

государственные программы Ростовской области;

схема территориального планирования Ростовской области.

Учитывая требования Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ, основные положения Стратегии Ростовской области рекомендовано использовать при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Ростовской области.

Концептуальной основой Стратегии Ростовской области является идея устойчивого развития - согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учетом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей Ростовской области.

Стратегия Ростовской области разработана в соответствии с методологической схемой "Вызов - Ответ", которая задает логику развития региона в долгосрочной перспективе и определяется преодолением трансформационных процессов, происходящих во внешней среде, - в мире и России.

Внешняя среда влияет на состояние и развитие региона и ставит перед ним вызовы. В зависимости от слабых или сильных сторон региона вызов несет, соответственно, угрозы или возможности.

Ответ - это набор идей, концепций, инструментов, технологий, новых систем ценностей, которые создают условия для преодоления вызова как за счет решения внутренних проблем, так и за счет реализации возможностей внешней среды.

Комплексный ответ на вызовы формируется в соответствии с системой целеполагания, которая на верхнем уровне формирует миссию региона.

Миссия региона конкретизируется через систему целей и связанных с ней индикаторов. В Стратегии Ростовской области выделяются два типа целей:

динамические цели исходят из интересов объекта стратегирования (для экономической политики - хозяйствующие субъекты; для социальной политики - население; для пространственной политики - природно-антропогенная среда) и предусматривают интенсивное количественное позитивное изменение характеризующего его индикатора;

структурные цели исходят из интересов устойчивого развития и предусматривают качественное изменение сферы стратегирования: преобразование ее структуры, устранение диспропорций.

Вариативность степени достижения целей определяется реализацией различных сценариев и выражается в соответствующих ожидаемых результатах.

Механизм реализации Стратегии Ростовской области основан на решении приоритетных задач и реализации стратегических проектных инициатив.

Приоритетная задача определяется как деятельность, направленная на преодоление ключевых внутренних проблем, которые препятствуют достижению динамической цели или оказывают негативное влияние на нее.

Стратегическая проектная инициатива (далее также - СПИН) предполагает реализацию потенциала внутренних сильных сторон в рамках ключевых внешних трендов. СПИНы в Стратегии Ростовской области сформулированы как идеи регионального масштаба, консолидирующие региональные ресурсы и объединяющие основных стейкхолдеров (общество, власть, бизнес) на достижение структурной цели. Реализация СПИНов носит трансформационный и мультипликативный эффекты для социально-экономической системы региона.

2. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Ростовской области

2.1. Историко-географические сведения

История заселения и хозяйствования в Придонье резко отличается от истории других районов России. Это вызвано географическими и историческими особенностями: периферийным положением на юге европейской части страны; а также жарким, засушливым климатом в летний период; избыток тепла и дефицит влаги. Это обусловило наличие степного ландшафта, который не был традиционным для славян - жителей умеренных широт с мягким климатом, благоприятным для произрастания лесов.

Историки г. Ростова-на-Дону отмечают, что на территории донской столицы еще в IV - II веках до н.э. была основана древнегреческая фактория. Об этом говорят раскопки, материалы которых хранятся в Новочеркасском музее истории донского казачества и петербургском Государственном Эрмитаже.

Эпоха Великого переселения народов привела на Дон многочисленные племена болгар, аланов, хазар. Исследователи обнаружили созданную этими народами уникальную салтово-маяцкую археологическую культуру и следы мощного государства - Хазарский каганат, которое пало в X веке под натиском дружин древнерусского князя Святослава. С этого периода на некоторое время возникают славянские поселения на Нижнем Дону. На месте хазарской крепости Саркел возник древнерусский город Белая Вежа. Однако волны новых степных кочевников вынудили восточных славян временно покинуть эти земли. После этого территория Нижнего Подонья на много веков превращается в Дикое поле, где хозяйничали кочевые племена печенегов и половцев, совершавшие опустошительные набеги на территорию Древней Руси.

Ко времени существования монгольского государства Золотой Орды относится становление на Нижнем Дону крупного города Азак (1067 год), расположенного на месте современного районного центра Ростовской области - города Азова. Сегодня он считается одним из древних городов России. В средние века через город проходили два крупных торговых пути: из стран Западной Европы в Индию и Китай и из Москвы в Константинополь. В конце XIV века город подвергся разгрому войсками Тамерлана. В первой половине XV века в Азаке появляются европейские купцы - венецианцы, генуэзцы и пизанцы, которые построили здесь ряд крепостей. В 1471 году город был захвачен войсками Османской империи и почти на три века с небольшими перерывами стал турецкой крепостью.

По сведениям современных историков, к XV веку на степные просторы Дона начинается массовое переселение крестьян северных территорий Руси, а также украинцев, татар, литовцев, поляков и многих других, которые, смешиваясь с этой разномастной этнической группой, за короткое время образовали уникальное военизированное образование. Их назвали "казаками", что в переводе с тюркского означало "удальцы", "вольные люди". Так на просторах донских степей сложилось Всевеликое войско Донское, старейшее из казачьих войск России, со своим особенным укладом жизни, "казачьей демократией", культурой и традициями.

Казачество было активным земледельческим и военным сословием, которое отличал мощный патриотизм, готовность в любую минуту встать на защиту интересов государства Российского. С его историей связаны события и имена людей, которые "золотыми буквами" вписаны в летопись России. Отсюда вышли и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и борцы за народную правду и свободу Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев, и выдающийся полководец, атаман Матвей Платов и многие другие талантливые полководцы, ученые, писатели, государственные деятели.

Яркой страницей в истории донского казачества является знаменитое Азовское сидение 1637 - 1642 годов, когда 5500 казаков геройски защищали Азов в противостоянии со 140-тысячной турецкой армией. Спустя полвека русские войска и молодой русский флот под командованием Петра I вернули Дону и России Азов, открыв стране выход в Черное море. Казачьи полки покрыли себя неувядаемой славой в многочисленных русско-турецких войнах, войне с Наполеоном, в Первой и Второй мировых войнах.

Долгое время казаки не признавали над собой никакой власти, ведя себя независимо по отношению к московским царям. Однако рассматривая их как защитников южных рубежей Российского государства, московское правительство уже в XVI веке стремилось превратить казачество в служилое сословие, которое несло бы верную службу царю. Потому казакам стали выдавать жалованье, состоявшее из денег, хлеба, вина, пороха, сукна, серы.

Процесс вхождения земель Войска Донского в состав Российской империи начался в XVIII веке. Императрица Елизавета Петровна 15 декабря 1749 г. подписала указ об учреждении в устье реки Темерник государственной таможни. Этот день считается датой основания города Ростова-на-Дону. В 40 - 60-х годах того же столетия несколько таможенных застав и крепостей, в том числе крепость святого Димитрия Ростовского, построенная в 1761 году, были основными форпостами царской власти на Дону.

С 1763 года крепость святого Димитрия Ростовского находилась в ведении Киевского департамента, позже - в ведении Воронежского губернатора. В 1775 году была учреждена Азовская губерния, в которую вошли Войско Донское, Азов, Кагальник и крепость святого Димитрия Ростовского.

Важным этапом в истории Дона стало переселение сюда армян. В 1779 году по приглашению российской Императрицы Екатерины Второй из Крыма на Дон переселились более двенадцати с половиной тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края.

В четырех километрах от крепости Святого Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел - Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.

Взаимоотношения с казачеством, русским и другими народами, населявшими Дон, историки и ученые признают образцом того, как в мире и дружбе могут рядом жить люди разных национальностей и разной веры.

В историческом развитии территории Ростовской области выделяются 9 этапов:

I этап. В 1782 году крепость св. Димитрия Ростовского и Нахичевань выделены в Таганрогский уезд Азовской губернии.

II этап. В 1784 году крепость и Нахичевань присоединены к Мариупольскому уезду, а Азовская губерния влилась в Екатеринославское наместничество.

III этап. В 1796 году Екатеринославское наместничество упразднили, и на его месте возникла Новороссийская губерния. Она была разделена на 12 уездов, включая Ростовский, учрежденный 29 августа 1797 года.

Читайте также: